То тут, то там вновь и вновь досужие обыватели – и журналисты, и блогеры – муссируют тему о «торговле таинствами», которую, де, ведут «попы на «Мерседесах». Приводится анализ, где почем стоит покрестить, повенчать или отпеть, публикуются фото «прайсов», обличается «превращение таинств в оплачиваемую услугу» и т.д., и т.п.
Православные, разумеется, возмущаются и полемизируют, справедливо, в общем, указывая на то, что деньги нужны на эксплуатацию, ремонт и реставрацию храмов, оплату услуг ЖКЖ, в конце-концов, на зарплату батюшкам, которые не ангелы небесные, а люди, и которым (и их семьям) тоже жить на что-то надо.
Однако, на мой взгляд, эти споры сплошь и рядом сводятся к частностям и дискуссии о личном опыте. Вполне допускаю, что этот самый опыт может быть самым разным, в т.ч. и весьма негативным, но говорить, ИМХО, надо о сути явления, а отнюдь не об отдельных его проявлениях.
Суть же проблемы не в «алчности попов», с одной стороны, и необходимости содержать храмы и клир, с другой. Вопрос в том, что эти самые досужие обыватели (как и наше расхристанное общество в целом) совершенно не могут определиться со своим собственным положением по отношению к Церкви. А ведь именно этим положением и определяются взаимоотношения.
1. Человек считает себя членом Церкви, имеющим соответствующие права и неразрывно связанные с ними обязанности.
В их число входит и содержание храмов и клира. Ветхозаветная заповедь о десятине от всего достатка, которую должно отдать Храму, в Новом Завете не отменяется, но смягчается: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища?» (1 Кор. 9,13). Апостол Павел призывал христиан жертвовать добровольно, «по расположению сердца» (2 Кор 9,7), сколько «позволит состояние» (1 Кор 16,2). Добавлю, что принцип десятины сохранялся и в раннехристианских общинах. Еще в «Дидаскалии Апостолов» (по преданию написанной св. апостолами и даже по научным изысканиям появившейся не позднее 1-й половины III в. по Р.Х.) говорится о необходимости вносить церковную десятину. Практика эта в той или иной форме сохранялась на всем протяжении существования Церкви – хотя бы просто потому, что все адекватные члены общины понимали необходимость обеспечения храмов и клира.
Я не ведаю, много ли сейчас людей, действительно платящих десятину, но твердо знаю одно: все, кто входит в общину, посещает храм и жертвует «по расположению сердца», не сталкиваются с проблемой «прайсов». И даже если у них нет ни копейки на «оплату услуги», они ее получит.
2. Человек не считает себя членом Церкви и не желает нести сопряженные с этим обязанности и, соответственно, не имеет никаких связанных с ними прав.
Мне, откровенно сказать, не очень ясно, зачем такой человек вообще приходит в храм «за таинствами». Однако такая его позиция, безусловно, ставит его в положение «покупателя услуги». В этом случае мне не понятно, почему он возмущается, что с него требуют за это плату, которая, как и в первом случае, идет на содержание храма и клира. И очевидно, что ничего возмутительного или «алчного» здесь нет.
Таким образом, нашим досужим обличителям я бы посоветовал определиться со своим положением относительно Церкви, и вести себя соответственно.
Впрочем, возникает более сложный вопрос: насколько вообще адекватна практика совершать таинства над теми, кто в храме бывает трижды в жизни: на крещении, на венчании и на отпевании. Но это уже совсем другая тема…