-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в МонархистЪ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.03.2004
Записей:
Комментариев:
Написано: 14711


О П.Чайковском...

Воскресенье, 31 Мая 2009 г. 17:53 + в цитатник
 (272x422, 11Kb) В следующем году исполнится 170 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского. В последнее время великого русского композитора обвиняют не только в ужасных грехах, но и саму его мировую культурную значимость пытаются заключить в кавычки. Подходя ближе к делу, оговорюсь, что обвинений всего два – «нетрадиционная сексуальная ориентация» и «самоубийство». Разберем их оба.
Первое обвинение строится на дневниковых записях Петра Ильича и неких «писем».
С дневником все обстоит достаточно просто. Впервые, отдельной книгой, его дневниковые записи увидели свет благодаря издательству «Музыкальный сектор» в 1923 г. в Петрограде. Книга содержала ссылку на изданный в Лейпциге трёхтомник воспоминаний брата композитора, Модеста Ильича, под названием «Жизнь П.И. Чайковского», 1900-1902 г.г. Это издание также включало в себя дневники Петра Ильича.
Говоря о дневниковых записях, охватывающих период с июня 1873 г. по май 1891 г., легко отметить их лаконичность и сухость.

Типичная запись (6 апреля 1886 г.): «Дождь. Пошел в город. Попал сначала в Армянскую церковь, потом в Сионский Собор. В первой был поражен новостью зрелища и безобразным пеньем; во второй видел Экзарха и слышал его проповедь. Дома завтракал с Василием Васильевичем. Гости. Ушел к себе. Коля Переслени, Карнович. Визит целой компаньей к Гончаровым. Возвратившись домой, ходил с Паней и Колею по галерее. Свинкин. Читал…»
Ещё запись: «Занятия. Михайлов-певец. Завтрак с Колей. Ходил за Бобиным портретом. Дома. Взял ложу в Малом театре для Алексея и С. …Концерт. Симфония Римского-Корсакова, увертюра Глазунова, вещицы Щербачева и т.д. Дождь. Я у Палкина. Появление Глазунова, Дютша и т.д. Я с ними. Шампанское. Поздно домой».
И в таком духе весь дневник. Никаких переживаний, размышлений, подробностей его духовной жизни. Нет в них и ни строки, посвященной жизни интимной.
Позднейшие переиздания «Дневников» (в частности, издание 2000 г.) содержат дополнение, не имевшееся в публикации 1923 г. Это статья близкого друга композитора, Николая Кашкина, «Из воспоминаний о П.И. Чайковском», написанная в 1918 г. и включенная в книгу из неизвестного источника.
В ней Кашкин рассказывает об «очень важном эпизоде» из жизни Чайковского, ставшем «моментом крутого перелома в ее течении, после которого как самая жизнь, так и деятельность Петра Ильича пошли по новому руслу. Эпизодом этим была женитьба Петра Ильича на Антонине Ивановне Милюковой.
Только после женитьбы в лице его залегла та безнадежно грустная складка, которая потом покидала его только в моменты особенно бодрого одушевления или в еще более редкие моменты короткого возврата той искренней, полудетской веселости, которая раньше была присуща его натуре».
Кашкин сообщает ещё один эпизод. Уже в клинский период жизни композитора Чайковский, никогда ранее не говоривший о своих отношениях со своей супругой, попросил Кашкина прочитать ее последнее письмо.
Вот как он его описывает: «Письмо было написано складно и как будто содержало какие-то горячие запросы, так как пестрело восклицательными и вопросительными знаками. Когда я прочел письмо до конца и посмотрел на Чайковского, он в ответ на мой молчаливый вопрос обратился ко мне также с вопросом: «Ну, скажи мне, о чем здесь в письме говорится?» Тут только я сообразил, что определенного, реального содержания в письме не было».
И это всё. Ничего подобного, написанного в дневниках лично Чайковским, мы не найдем.
Гораздо сложнее дело обстоит с так называемыми «письмами». Ни оригиналов, ни копий этих писем нет. Не указан и источник, где они якобы могут находиться. Тем не менее, в 1980 г. на страницах нью-йоркского еженедельника «Новый американец», редактором которого был Сергей Довлатов, появилась статья некой Александры Орловой, будто бы видевшей всё собственными глазами.
Из книги «Евреи в культуре русского зарубежья» мы узнаем, что Орлова (Шнеерсон) Александра Анатольевна, эмигрировавшая в 1979 г. в США, является специалистом «по русским композиторам XIX в. – происходит из семьи Шнеерсонов, родоначальником которой был Шнеур Залман. Среди предков – яркие представители русско-еврейской культуры. В эмиграции продолжила свои исследования и публикации материалов о Глинке, Чайковском, Мусоргском». Странные параллели. Кроме того, известно, что её статьи печатались в журналах «Континент», «Грани», в газетах «Новое русское слово», «Новый американец», «Вестник» и других. Последняя книга Орловой – «Чайковский без ретуши» (Нью-Йорк, 2001).
Интересно, что в России богатым литературным опытом г-жи Орловой заинтересовался лишь лидер желтой прессы – бульварный «Московский Комсомолец», неоднократно публиковавший орловский пасквиль. Данные в нем не имеют ссылок, изобилуют подлогами, причем «Орлова утверждала, что все эти факты стали ей известны от Александра Войтова - выпускника училища правоведения - которому, в свою очередь, их поведала вдова самого Николая Якоби». Точнее выражаясь, «одна бабушка сказала».
Вот пример типичного якобы «письма»: «28.09.1876 г. Брату Модесту. «Представь себе! Я даже совершил на днях поездку в деревню к Булатову, дом которого есть не что иное, как педерастическая бордель. Мало того, что я там был, но я влюбился как кошка в его кучера!!! Итак, ты совершенно прав, говоря в своем письме, что нет возможности удержаться, несмотря ни на какие клятвы, от своих слабостей».
Любой человек, знакомый с письмами Петра Ильича, скажет, что автор этой грязной фальшивки не удосужился даже адаптировать свою стряпню («как кошка в его кучера!!!») к стилю композитора. Не говоря уже о том, что само и «письмо» никто и никогда не видел.
Люди, сведущие в нравах и обычаях русского общества того времени, подтвердят, что подобные страсти не только не были ему свойственны, но им просто не было места. Не был исключением из правила и Чайковский.
К слову, он был очень занятый человек. Для человека такого масштаба и, как бы сейчас сказали, «напряженного рабочего графика» просто немыслимо было и то, что сейчас понимают под личной жизнью.
С 1866 г. он – профессор Московской консерватории. Проходят премьеры «Воеводы» (1869 г.), «Ундины» (1869 г.), «Опричника» (1874 г.), «Кузнеца Вакулы» (1876 г.), трех симфоний (1866, 1872 и 1875 г.г.), балета «Лебединое озеро» (1877 г.), увертюр-фантазий («Ромео и Джульетта» (1869 г.)), Первого фортепианного концерта (1875 г.), музыки к сказке Островского «Снегурочка» (1873 г.), цикла фортепианных пьес «Времена года» (1876 г.) и других камерных сочинений и романсов. Выходит в свет «Руководство к практическому изучению гармонии» (1871 г.) – первый в России учебник для консерваторий, написанный русским автором. И это далеко не всё.
С конца 1877 г., Чайковский творит в Испании, Италии, Франции, Германии.
Во второй половине 1880-х он начинает свою дирижерскую деятельность. Сначала в России, а потом за границей; в качестве исполнителя собственных произведений он посещает Германию, Австро-Венгрию, Францию, Англию, Швейцарию. В 1885 году Чайковский был избран директором Московского отделения Петербургского камерного музыкального общества, а через год - почётным членом Русского музыкального общества.
Триумфальной стала его поездка и в США, весной 1891 г. В 1893 г. Чайковский был удостоен степени доктора музыки Кембриджского университета в Англии. «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору», - писал он. Принимая во внимание средства передвижения того времени, в распоряжении у Чайковского были лишь работа и сон. И с 1892 г., Петр Ильич переезжает в Клин, удаляясь от внешнего мира.
Выдержать такую напряженную жизнь под силу только волевой личности. Поэтому несостоятельными кажутся новейшие домыслы о «психастенических свойствах его характера», подверженности ипохондрии («АиФ» № 49 от 3 декабря 2003 г.) Чайковский в письме к Вел. Кн. Константину Константиновичу Романову: «Музыкант, если он хочет дорасти до той высоты, на которую по размерам дарования может рассчитывать, должен воспитать в себе ремесленника». Ипохондрик не в силах освоить хорошо ремесло. А вот когда психиатр хочет говорить о «чувственности» великого композитора, ему следует стать ещё хотя бы и искусствоведом.
В свой итальянский период Чайковский описывал посещение разных местных музеев. В коллекции капитолийского музея Чайковский выбирает скульптуру «Умирающий гладиатор», в которой чувственности, пожалуй, вовсе нет. В галерее Боргезе, переполненной образами чувственности, его интересуют совсем иные картины - рафаэлевские портреты Цезаря Борджиа и папы Сикста V.
Известный дирижер Александр Гаук говорил, что Чайковского нельзя играть в «сентиментальной манере, что страшнейшим предательством является интерпретация его музыки как приятно-утонченной и женственной, что нега его музыки не имеет ничего общего с псевдосентиментальностью. Драматизм и обостренное чувство волнения - вот чего нужно добиваться при исполнении Чайковского».
Его ежедневные дневниковые записи: суточный богослужебный круг, великие и рядовые праздники, в России и за границей, церковные посты. Ему уютно в храме, пение вызывает слезы (на фальшь певчих огорчается), общается с клиром. Посещение храма для него, как для множества русских людей - и часть быта, и духовный стержень. Фиксирует, какое сейчас небо, море, погода. Пишет о цветах – и вспоминаются партитуры его балетов-сказок.
Благоговейное отношение к родине – замечательная черта Петра Ильича. Всё же он был верующим человеком. А вовсе не распущенным и безнравственным. Люди распущенные не способны создавать шедевры. К примеру, несмотря на оригинальность взглядов на личность П.И. Чайковского, известный хореограф Джордж Баланчин (Георгий Мелитонович Баланчивадзе, скончавшийся в Нью-Йорке в 1983 г.), видел в Чайковском композитора глубоко религиозного. «Сам Баланчин был человеком верующим и настаивал: «В веру нельзя прыгать как в бассейн. В нее надо входить постепенно, как в океан. Это надо делать с детства». Такую же религиозность Баланчин искал и находил у Чайковского». (Волков Соломон. «Страсти по Чайковскому: Разговоры с Джорджем Баланчиным». М., Издательство Независимая Газета, 2001 г.)
Вспоминает М.М. Ипполитов-Иванов про тифлисскую поездку с Чайковским: «А застенчивый до чего был! Его вызывают на сцену, а он спрятался за декорациями закулисными. Я кричу ему: «Петя, брось, иди же, зовут, неудобно!» - а он голосу не подает. Пришлось объявить, что композитор уехал из театра, да он там запутался в кулисах, уронил что-то, чуть не изуродовал, машинисты вытаскивали...» («Московский журнал» № 10, 2005 г.)
Кстати, Чайковский так и не развелся со своей женой, несмотря на то, что она рано обнаружила признаки психического расстройства. Диагноз – паранойя. Для Чайковского было естественным её содержать. После его смерти также остались деньги, на которые Модест Ильич, брат композитора, оплачивал её лечение в психиатрической больнице. Умерла она в лечебнице на Удельной в 1917 г.
Чайковского хорошо знали и имевший врачебную практику Чехов, и Толстой, яростно ненавидевший новомодных западных гомосексуалистов. И никто, ни словом, ни намеком не обмолвился о том, о чем сейчас толкуют современные «исследователи».
В октябре 1893 г., в Петербурге состоялась премьера Шестой симфонии Петра Ильича Чайковского, а 10 дней спустя автора не стало.
С этим событием связано второе, т.н. «обвинение» Чайковского в самоубийстве. Что характерно для неподтвержденных слухов, расхожи две версии: композитор сломался, не выдержав «своей порочности» и самообвинений совести и – т.н. «суд чести», который также делится на две ветви домыслов.
Обе версии, как можно было догадаться, предложила публике г-жа Орлова. Первая версия легко опровергается свидетельствами врачей, принимавших участие в лечении Чайковского - Л.Б. Бертенсона, А.К. Зандера, Н.Н. Мамонова. Все они обладали солидным врачебным опытом. Все были также хорошо знакомы с работами Коха, открывшего инфекционную природу холеры в 1883 г.
В Николаевском госпитале, в котором работали Л.Б. Бертенсон и А.К. Зандер, в 1892 г. было открыто холерное отделение и имелась бактериологическая лаборатория. Следует добавить, что осенью 1893 г. в Петербурге разразилась эпидемия холеры, и вибрионы были обнаружены даже в водопроводе Зимнего дворца. В день смерти Чайковского в Петербурге было зарегистрировано 68 заболевших холерой. Вместе с Чайковским от нее скончались еще семь человек.
А вот вторая версия заслуживает пристального внимания. Не в силу её экстравагантности и надуманности, а по причине намеченной связи с царской фамилией. Причем версию смертного приговора «порочному» Чайковскому называет дикой даже сторонник «педерастической теории» А.Н. Познанский, сотрудник Йельского университета, автор книги, претендующей на монографию: «Смерть Чайковского. Легенды и факты».
Известно, что пышный расцвет русской культуры XIX века во многом обязан покровительству членов дома Романовых, и, в частности, императору Александру III.
Сохранилось письмо Императора Александра III К.П.Победоносцеву от 2 июня 1881г.:
«Посылаю Вам для передачи Чайковскому - 3000 р. Передайте ему, что деньги эти он может не возвращать. Александр» («Русскiй Мiръ» №1, 2004 г.) Кроме того, в 1888 г., император назначил Чайковскому пенсию в 3 тыс. руб. И это лишь ничтожная часть того, что делалось вообще.
П.И.Чайковский писал, что он, «столь обласканный императором», «выглядел бы неблагодарным», лично участвуя в открытии Всемирной выставки в Париже, приуроченной к празднованию 100-летия Великой французской революции – «торжествах, которым Его Величество не может симпатизировать» (письмо Ф. Маккару 13 янв. 1889 г.)
В 1887 г. П.И.Чайковский обратился к Императору с личным письмом, в котором ходатайствовал о выделении средств на завершение строительства здания театра в Тифлисе. По воспоминаниям М.М. Ипполитова-Иванова, «средства были отпущены, и театр достроен...».
Многим обязан Чайковский и Константину Константиновичу Романову, одному из основателей Пушкинского Дома, человеку, тридцать лет возглавлявшего Российскую Академию наук, создателю Московской консерватории. Константин Романов был известен как поэт, писавший под криптонимом К.Р., драматург (пьеса «Царь Иудейский» переведена на 19 языков), переводчик («Гамлет»), актер, музыкант и композитор.
Чайковский написал на его стихи шесть романсов; такие как «Растворил я окно», «Уж гасли в комнате огни», «Первое свидание», «Серенада».
Странное совпадение, но после смерти К.Р. его память оскверняли тем же способом, что и честь Чайковского. Те же грязные измышления о педерастии. Характерные откровения Орловой о том, что-де сам царь приказал Чайковскому помереть, узнав о его якобы «нетрадиционной связи» с К.Р. Между тем, К.Р. был прилежным семьянином, глубоко верующим человеком, имел 9 детей, был главным начальником военно-учебных заведений, «отцом всех кадет», воспитал сына, героически погибшего на фронте, и ещё троих, казненных большевиками в Алапаевске.
Всё это, естественно, в расчет не бралось. Главное – дискредитация царской семьи любым способом. И Чайковский, конечно же, попал под это колесо. Кое-кому не по вкусу пришлись патриотические сочинения П.И. Чайковского.
В 1860-1870 г.г., установились прочные связи Чайковского с композиторами «Могучей кучки» (выражение музыкального критика В.В. Стасова) – М.А. Балакиревым и Н.А. Римским-Корсаковым, а также с самим Стасовым. Балакирев и Стасов неоднократно подсказывали Чайковскому сюжеты для его программных произведений. С Балакиревым и Римским-Корсаковым Чайковский делился творческими планами; Римский-Корсаков охотно принимал советы Чайковского по теории музыки. Между ними шел обмен записями народных песен.
Абсолютно беспочвенны слухи о том, что клевету на Чайковского распространяли сёстры Пургольд. Одна из них, Надежда Николаевна, с 1873 г. была женою Римского-Корсакова.

http://www.rian.ru/review/20090528/172567081.html
Метки:  

Процитировано 40 раз

AlexanderAsk   обратиться по имени Воскресенье, 31 Мая 2009 г. 19:23 (ссылка)
Приветствую!)
Да, сколько же оболганых личностей у нас. И как говорил И.С.Тургенев, к сожалению - "Ложь так же живуча, как и истина, если не более..."
Ответить С цитатой В цитатник
Роман_Торчагин   обратиться по имени Понедельник, 01 Июня 2009 г. 09:00 (ссылка)
Спасибо за аргументированное опровержение грязных слухов! А еще хотелось бы услышать опровержение таких же грязных обвинений в адрес Великого Князя Сергея Александровича, убитого террористом Каляевым. Располагаете ли Вы информацией на этот счет?
Ответить С цитатой В цитатник
SanSegeich   обратиться по имени Понедельник, 01 Июня 2009 г. 09:45 (ссылка)
Спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
Nikky_ZP   обратиться по имени Понедельник, 01 Июня 2009 г. 11:53 (ссылка)
Стремление примазаться к Великим толкает в корзину с грязным бельем. Иногда даже в чужую.

С благодарностью.

Ника
Ответить С цитатой В цитатник
Elena_Khokhlova   обратиться по имени Понедельник, 01 Июня 2009 г. 11:56 (ссылка)
"Ложь так же живуча, как и истина, если не более..."
Ответить С цитатой В цитатник
avistrix   обратиться по имени Понедельник, 01 Июня 2009 г. 11:57 (ссылка)
Чайковский - это такая фигура, которую не коснутся никакие слухи, это все равно, что в Солнце плевать. Даже если бы эти слухи и были правдой - ну и что?!!! Кого это волнует? Педерасты - моральные и физические - это те, кто "творит" сейчас на на нашей эстраде, да и не только на ней...
Ответить С цитатой В цитатник
krgluck   обратиться по имени Понедельник, 01 Июня 2009 г. 12:56 (ссылка)
Кто те борзописцы, где они... так шушера, пыль на складках истории, а Чайковский он уже в веках!
Ответить С цитатой В цитатник
Bindigos   обратиться по имени Понедельник, 01 Июня 2009 г. 13:10 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
d0rc   обратиться по имени Понедельник, 01 Июня 2009 г. 13:16 (ссылка)
... очередное подтверждение гения Чайковского - он был слишком сложной личностью, чтобы выписывать его вот таким брутальным. Конечно, все так, с той лишь оговоркой, что это лишь часть его. Например, была такая история, когда за написанием Щелкунчика маэстро настолько расчувствовался, что слезами почти полностью смысл текст с нотного листа. Этот заплаканный лист можно видеть в его музее в Клину... просто не надо мерить это общим аршином, психиатрическим или, тем более, искусствоведческим.
То есть, это был не односторонний "деловой человек со взглядами", а многогранная, неформатная личность. Одним словом - гений.
Ответить С цитатой В цитатник
Эмма_Николаева   обратиться по имени Понедельник, 01 Июня 2009 г. 13:49 (ссылка)
Евреи - самые большие баламуты. Зачем им это? Я об этой псевдо Орловой.
Ответить С цитатой В цитатник
Эмма_Николаева   обратиться по имени Понедельник, 01 Июня 2009 г. 13:54 (ссылка)
А ведь в фильме "Чайковский" сделан акцент на его голубизну и такие отношения с его слугой.
Ответить С цитатой В цитатник
d0rc   обратиться по имени Понедельник, 01 Июня 2009 г. 14:05 (ссылка)

Ответ на комментарий Эмма_Николаева

Не стоит обращать внимания на фильмы, лучше слушать музыку. Единственное, что стоит почитать из современного о Чайковском - так это "Страсти по Чайковскому. Беседы с Джорджем Баланчиным":) Конечно, евреи написали, но какая разница? Хоть эскимосы, важно, что они пишут, понимая музыку)))
Ответить С цитатой В цитатник
Люси_Сергиевская   обратиться по имени Понедельник, 01 Июня 2009 г. 19:49 (ссылка)
Слушайте музыку Чайковского, господа, а то получается так, как писал поэт: "все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздились грязные с калошами и без калош..."
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 01 Июня 2009 г. 21:20 (ссылка)
Физически Великий композитор умер, давно, и кому какое дело до его жизни, а вот душа, живущая в его музыке - она не бывает не голубой, ни розовой, ни даже фиолетовой...
Ответить С цитатой В цитатник
Светлана_Шиманская   обратиться по имени Понедельник, 01 Июня 2009 г. 21:41 (ссылка)
С удовольствием прочитала!
Самое главное, что Чайковский - талантливый со-творец!
Надеюсь Вам понравится стихотворение о композиторах -
"Рожающий мужчина - вселенский сгусток страсти...":

http://www.stihi.ru/2009/03/23/104

Творческого процветания!
 (321x400, 22Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 01 Июня 2009 г. 22:36 (ссылка)
"Уважаемый" автор, гениальность и значимость творчества П.И.Чайковского уже давно никто не оспаривает. Только Вы решили заработать себе баллов на этом. Ну, пишите лучше о Боре Моисееве. Трепитесь, трепитесь! Пытайтесь примазаться к славе великого композитора.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
МонархистЪ   обратиться по имени Понедельник, 01 Июня 2009 г. 23:07 (ссылка)
Мне педик, мерзости которого я из комментов вымарал антипу заслал!
Ношу как орден!
Ответить С цитатой В цитатник
МонархистЪ   обратиться по имени Понедельник, 01 Июня 2009 г. 23:09 (ссылка)
Роман_Тор,
О таких домыслах я, признаться, даже не слышал... Не в курсе я гомомифологии...
Ответить С цитатой В цитатник
d0rc   обратиться по имени Четверг, 04 Июня 2009 г. 16:02 (ссылка)

Ответ на комментарий inna_kiyatkina

Ну тут такое дело... если, к примеру, была бочка меду, и добавить к ней ложку г., то в результате получится бочка с г., и даже если потом это изначально г. обратно вытащить - бочка все равно будет бочкой с г.
Ответить С цитатой В цитатник
Роман_Торчагин   обратиться по имени Четверг, 04 Июня 2009 г. 16:09 (ссылка)
А мне этот гомосек вчера тоже антипатию выразил после того, как я его непотребный коммент ликвидировал у себя в блоге! Там он оскорблял Вас, Михаил, пропагандировал педерастию и выражался матом. Кроме того, там были карикатуры на всех людей нормальной ориентации. Очевидно, этот хлам он рассылал многим людям и мне в том числе.
Ответить С цитатой В цитатник
МонархистЪ   обратиться по имени Четверг, 04 Июня 2009 г. 16:43 (ссылка)
inna_kiyatkina,
Не смог найти. Вы удалили пост?
Можно автора комментов в "черный список" внести...
Ответить С цитатой В цитатник
МонархистЪ   обратиться по имени Четверг, 04 Июня 2009 г. 16:44 (ссылка)
Роман_Тор,
Я, разумеется, тоже эти гадости получил. Мне вот интересно: неужели он таким манером пытался кого-то на свою стороны привлечь? :)
Ответить С цитатой В цитатник
inna_kiyatkina   обратиться по имени Четверг, 04 Июня 2009 г. 17:12 (ссылка)
Я возобновила цитату,а "автор"комментов ,видимо.был"переполнен"до края...
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку