Порселлис Ян: маринист
Портрет художника в интернете мною не найден.
1583 (4) год – 29 января 1632 года.
Ян Порселлис родился в Генте (Восточная Фландрия), дату его рождения в точности
определить невозможно, но она не может быть после 1584 года, поскольку в этом году
его родители присоединились к протестантам, бежавшим из Гента, города, недавно во
второй раз захваченного испанцами после Нидерландской революции.
Семья эмигрировала в Северную Голландию[5].
Карьеру художника Порселлис начал, по-видимому, в качестве ученика гравёра из Роттердама
Иоаннеса Второго (Младшего) Дутекюма (ок. 1558—1630), который занимался изготовлением
географических карт, книжными иллюстрациями и изображениями кораблей.
Согласно историографии Арнольда Хоубракена, автора «Великого театра нидерландских
художников и художниц» (De Groote Schouburgh der Nederlantsche Konstschilders en
Schilderessen, 1718—1721), учителем Порселлиса был Хендрик Корнелис Вром, однако
эта информация, как и многие другие факты из жизни художника, не нашла документального
подтверждения.
Порселлис женился в 1605 году в Роттердаме, обзавёлся тремя детьми.
Его дочь крестилась в 1609 году в Миддлбурге.
В 1617 году Порселлис получил звание мастера Гильдии Святого Луки в Антверпене.
Много путешествовал, его имя встречается в документах Харлема, Амстердама, Лондона,
Зутервауде.
К 1615 году Порселлис столкнулся с финансовыми трудностями.
Он объявил о банкротстве в Роттердаме и переехал в Антверпен.
Большинство картин, созданных в этот период, были проданы на открытых рынках; но поскольку
они не подписаны Порселлисом, остаются вне документальной атрибуции.
Таким образом, можно идентифицировать лишь около десяти картин этих лет.
К 1620 году Порселлису с уверенностью можно отнести лишь около десяти работ,
большая часть которых изображает сражения, штормы и виды гавани.
Первая жена художника скончалась перед его отъездом из Антверпена.
В 1622 году Порселлис с тремя детьми переехал в Харлем, где женился на Яннеке Флессье,
дочери Балтасара Флессье (художника и издателя печатной продукции).
Затем наступило время относительного процветания.
В эти годы серия из двадцати офортов Порселлиса «Берега Вершейдена и водные виды»
(Verscheyden Stranden en Water Gesichten) была опубликована в Харлеме Яном Питерсом.
Порселлис вскоре покинул Харлем и с 1624 года жил в Амстердаме; к 1626 году он переехал в
Ворбург недалеко от Гааги.
Примерно в это же время, в 1627 году, в Амстердаме знаменитый издатель К. Я. Висхе
опубликовал серию из двенадцати гравюр по рисункам Порселлиса «Виды различных
голландских кораблей» (Icones Variarum navium hollandicarum), первая «иконография»
типов кораблей со времен Питера Брейгеля в 1565 году.
Между 1627 и 1629 годами Ян Порселлис переехал в Зутервауде в окрестностях Лейдена.
Последние годы прошли в достатке благодаря доле жены в имении мачехи, а также благодаря
продаже картин. 1
9 декабря 1631 года Порселлис составил завещание; 29 января 1632 года он скончался.
Его вдова стала наследником с условием, что третий ребенок и единственный сын, Юлий,
получит «все картины и произведения, которыми владел художник после его смерти, а именно
написанные рукой художника и подписанные его именем, а не другие».
Творчество
Ян Порселлис продолжил традицию голландских марин (морских пейзажей), но иначе чем иные
художники-маринисты, такие как Ян Брейгель или Хендрик Корнелис Вром, которые традиционно
изображали гавань Антверпена или Спарне в Харлеме.
Его работы положили начало «решительному переходу от раннего реализма к тональной фазе»,
способствуя новому стилю и сюжетам в «морской живописи», сосредоточив внимание на
пасмурном небе и бурной воде, что является радикальным отходом от прежней демонстрации
величия кораблей в историческом или батальном жанрах.
Этот стиль, в котором большая часть холста изображает море и небо, заложил основу для более
поздних работ в этом жанре.
Всю свою жизнь Порселлис писал морские пейзажи.
Картины мастера отличались нежным, почти монохромным колоритом.
Он блестяще рисовал корабли, суда, знал их устройство и оснастку.
Художника интересовали самые разные состояния моря — от спокойного до бури и урагана.
В отличие от работ Х. К. Врoма, в них больше передачи чувств и личных впечатлений.
Их характеризует общее поэтическое настроение и богатые световые и атмосферные эффекты.
Порселлиса интересовало только море, всё остальное: людей и берег, корабли и лодки —
художник воспринимал только в связи с ним.
Ю. И. Кузнецов, специалист по западноевропейской живописи Государственного Эрмитажа в
[[Санкт-Петербурге, точно сформулировал главное:
В творчестве Яна Порселлиса, фламандца по происхождению, морской жанр впервые обретает
истинно голландские черты.
Отказавшись от многосложной композиции и пёстрого колорита предшественников, Порселлис
создаёт марину, где вода и небо играют главную роль, а корабли низведены до стаффажа и где
господствует единый серо-серебристый колорит…
Художник блестяще уловил типичное для Голландии состояние неба, всегда покрытого тучами,
и беспокойных вод, омывающих голландские берега.
Море и воздушное пространство над ним, насыщенное водяными парами, светом, рефлексами и
тенями, создавали ту световоздушную среду, которая окрашивала все предметы в серо
-серебристые тона, стирала их контуры, растворяла детали.
Именно здесь, на море, было легче всего открыть явления тонального единства элементов
пейзажа и воздушной перспективы.
Особенности колорита и воздушной перспективы картин Яна Порселлиса породили термин
«тональная живопись», или «тональный пейзаж», применяемый также к его последователям,
прежде других к творчеству Яна ван Гойена.
Порселлис был очень плодовитым художником.
Одно время он обязался предоставлять своему торговцу по две картины в неделю.
Современники высоко ценили картины художника.
Сохранился целый ряд свидетельств, в которых Порселлис упоминается среди лучших
пейзажистов.
К голландскому периоду жизни художника относится его соревнование с двумя мастерами
ландшафтной живописи Яном ван Гойеном и Книббергеном.
Порселлис победил в этом соревновании — его пейзаж был признан лучшим.
Ян Порселлис имел много учеников, наиболее известные из них Симон де Влигер, Виллем ван
Дист, Хендрик ван Антониссен, Виллем ван де Велде Младший и Ханс Годерис.
Живописцами были и братья Яна: Ионас и Луис Порселлис].
Сын художника Юлиус Порселлис (oколо 1609—1645) также был художником-маринистом.
А. Хоубракен писал, что Юлиус сумел до обманчивости приблизиться к манере отца, которая
была ему настолько легка, что он свои картины подписывал так же, как и его отец.
Произведения художника находятся во многих музеях и галереях Европы.
Наибольшая коллекция его картин хранится в Национальном морском музее в Гринвиче
(Великобритания), Национальном музее в Варшаве, Государственном музее Амстердама.
Четыре картины имеется в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге[12], а также в других
российских музеях: в Москве, Петергофе, в Пензенской картинной галерее.
Ян Порселлис - нидерландский художник фламандского происхождения, основоположник
голландского реалистического морского пейзажа.
Считается одним из самых знаменитых художников -маринистов начала XVII века."
(с)
D0%BB%D0%BB%D0%B8%D1%81,_%D0%AF%D0%BD
Ян Порселлис не состоит в российских реестрах и номинациях.
Он популярен в мировой паутине.
Мне понравились марины и другие картины этого художника.
И я решил представить творчество Яна Порселлиса любителям изобразительного
искусства.
Стиль: барокко, старые мастера.
Фигуративная станковая живопись: масло, холст. гравюра, офорт, рисунок и другое.
Жанр: романтическая марина и другое.
Палитра: "тональная" - несколько монотонная, соответствующая осенней картине
голландского приморья.
Вернисаж прилагается:
По материалам интернета.