Аха, я добралась до фотографий. Такими темпами, может быть, когда-нибудь вы увидите даже Бали. Сначала, как полагается, остаток КЛ, где мы гуляли в последний день - Петронасы днем. По-моему, одно из самых прекрасных зданий в мире все же.
C другой стороны от них тоже есть фонтаны...
...окаймленные красивущими цветами, уже не знаю, что это.
Здания рядом с Петронасами.
на этом с Куала Лумпуром и покончим, сказать мне про него больше нечего, кроме того, что мы пропустили свой рейс и пришлось покупать новые билеты до Сингапура. А вот про Сингапур расскажу подробнее, поскольку это новое государство на моей карте путешествий. Итак, Сингапур - островной город-государство, расположенный расположенный на острове в Юго-Восточной Азии, отделённый от южной оконечности Малаккского полуострова узким Джохорским проливом. Граничит с султанатом Джохор, входящим в состав Малайзии и с островами Риау в составе Индонезии. Английское его название - Republic of Singapore; малайское - Republik Singapura; а на китайском и тамильском вы все равно не прочтете. Площадь Сингапура составляет 710,2 кв. км. (2008 год), площадь постепенно увеличивается благодаря программе намыва территории, действующей с 60-х годов. Территория включает главный остров Сингапур и 58 небольших островков, лежащих вдоль его побережья. Самые крупные из них Убин, Теконг-Бесар, Брани, Сентоса, Семакау и Судонг. Высшая точка — холм Букит Тимах (163,3 м). На Сентосе расположен большущий развлекательный парк, про который я расскажу позднее. А сейчас расскажу лучше про наш отель, про дизайн городской среды и про ночное сафари.
Отель. Жили мы в одном из отелей сети Hotel 81 - чуть ли не самого бюджетного жилья в Синге - 50-70 долларов за сутки. Как-то жабо меня задушило на 120-200 долларов за более дорогие отели - всего три дня, согласно нашей транзитной визе, чего распыляться-то. Вот он
Назывался он Princess, и находился, как я понимаю, в Чайна-тауне, в районе станции Калланг и переулков Гейланг. Переулков там этих штук 30, а переулок по-малайски будет Lorong. Так и произносится Lorong 12 Geylang. Так как отель был одним из самых дешевых, соответственно, там можно было снять комнату за 10 долларов в час. Ну, вы понимаете, зачем. Антураж в отеле был соответствующий - комната четыре на четыре, кровать с кожаным матрасом, к которому мне было противно прикасаться, трюмо с прикрученным феном и зеркалом, милипиздрический шкаф, куда не влез ни один наш чемодан, ковер на полу, два зерцала по бокам кровати, мини-телевизор с DVD-плеером для любителей дополнительных услад взора и тяжелые портьеры на зеркальных затемненных окнах. А в ванной не было занавески для душа, у них вообще с этим как-то ненапряжно. Зато в ванной было маленькое окошко с жалюзи и не было датчика дыма, благодаря чему там можно было потихоньку смолить. В Сингапуре нету номеров для курящих, хочешь подымить - спускайся вниз, или вставай на ванну и смоли в окно. Сингапур вообще ад для курящего человека, о чем я напишу ниже. Так что вечером наш квартал становился рассадником проституток, и они постоянно шастали с клиентами туда-сюда. Правда, персонал отеля закинул нас в дальний угол отеля, куда добиралась редкая ночная бабочка, а если и добиралась, то происходило у них все очень и очень тихо. Может быть, они вообще не сильны в голосовом выражении чувств при сексе, не знаю. Наш отель еще ничего, а вот соседний Cherry по вечерам собирал вокруг себя чуть ли не 50 хрупких китаяночек. Ходить мимо было страшновато, хоть Сингапур и считается одним из самых безопасных городов мира - спасибо Ли Кван Ю, заборовшему всю преступность на корню. Тем не менее, нелегальная проституция все же процветает. Если честно, проститутки ничем не отличаются от других девушек Синга в национальных костюмах. Национальным костюмом я называю шорты, майку и шлепанцы-вьетнамки. Встретилось, конечно, нам пару индвидумов в сапожищах и стрип-бутсах, но это было скорее исключение, чем правило.
Зато из окна было видно некое явно мусульманское заведение, но не мечеть - для мечети слишком тихо, и побережье с Сингапур Флаером и Марина Бэй. Тут надо упомянуть, что основное население Синга состоит из выходцев трех стран - Китая, Малайзии и Индии. Все они уживаются друг с другом довольно мирно, хотя мусульманским девочкам нельзя носить в школе платки. После 1960 года лидер страны подавил все межнациональные распри и взял это дело под контроль, который сейчас включает и интернет. Так что за высказывание "китайская обезьяна" на сингапурском форуме вполне можно загреметь в тюрьму на месяцок. Ли Кван Ю вообще много чего сделал для страны, об этом я тоже расскажу.
Кроме прибрежного элитного района мы любовались и на бассейн, принадлежащий соседнему мэншну (mansion или residence называются почти все жилые дома Синга), и немного, конечно, жалели, что в отеле-то его нет. Все-таки страна одна из самых жарких и влажных. Утешали себя тем, что накупаемся в Индонезии.
Зато мне нравился наш район. Сингапур с 1867 года был колонией британской империи, что наложило отпечаток на его архитектуру, культуру и инфраструктуру, в дальнейшем причудливо перемешав функциональность Запада и экзотичность Востока, и сделав город таким, какой он есть. Сэр Раффлз, заключивший в 1819 году торговый договор с султаном Джохора о создании на острове торговой зоны, создал много маленьких национальных гетто для новых иммигрантов, так что как знать, вполне вероятно, что эти здания сохранились здесь с позапрошлого века.
Я была очарована сводчатыми и квадратными узкими окошками и яркими ставнями. Это довольно типичная застройка всего региона, встречающаяся и в Куала Лумпурском Чайна-тауне, и в мелких городишках малайского полуострова - на первом этаже располагается лавочка, салон красоты или кафе, а на втором - жилые помещения хозяев. Кроме того, на фотографии видно такси Сингапура - это типичный новый автопарк, характерный для всех быстро выросших государств. Такси здесь сопоставимы по ценам с дубайскими, зато имеют экраны со встроенным опросником о сервисе, терминалы для оплаты карточками и, кстати, в них надо пристегиваться на задних сиденьях, а иначе - штраф. Машины, как и везде в ЮВА почти все с механической коробкой передач. Поймать такси просто на улице нельзя (ну, может и можно, но мы были законопослушны и садились в такси на стоянках). У каждого молла есть специальная стоянка и огороженное поручнями место, где народ выстраивается в очередь. Часто на земле еще есть дополнительная надпись: "Q here!" что я считаю, просто гениально. Такси ездят СТРОГО по счетчику, это вам не Малайзия, где из отдаленного района города, да и вообще хитрые индусы отказываются везти вас по таксиметру.
А вот автобусы тут двухэтажные и яркие. Правда, мы на них не ездили.
Часто для автобусов отведена собственная полоса, а остановки их размечены вот так.
Сами остановки выглядят типично - яркие конструкции с плакатами, обязательно указано название остановки и, конечно, все автобусы с графиком движения.
Для сингапурца желтая линия - это желтая линия. Нельзя останавливаться, и все тут. Машины никто у бровки тротуара, как в постсовке не бросает, возможно, благодаря большим штрафам. Для машин есть парковки - у каждого большого скопления бизнес-центров, шоппинг-моллов и достопримечательностей висит вот такой стенд с реально работающими счетчиками свободных мест. Если вам кажется, что все 32 свободных места у Сингапур Флаера вот-вот чайканут, то можете проехаться до Эспланады, а оттуда прогуляться, тем более, что район приятный.
Улицы все достаточно широкие, и везде еще и висят предупреждения для водителей:
Вот, например, типичный перекресток около станции Калланг.
Каждый перекресток оборудован столбом с кнопкой смены сигнала светофора.
на столбах частенько тоже инструкции для дебилов:
никому и в голову не придет перейти улицу в неположенном месте - опять же, спасибо штрафам. В дополнение к штрафам везде есть знаки с человечком, карабкающимся на полосатую гору, или, может быть, ступающим в ров с водой - кто как видит.
На перекрестках, где имеется правый поворот (аналог нашего левого - у них ведь движения наоборот) нарисована разметка, куда стоит выезжать машинам при подготовке маневра, чтобы не мешать встречному потоку. Все для тебя, только соблюдай. А не будешь - мы тебя оштрафуем. правда, вот этим продавцам дурианов все нипочем )
Кстати, на фото с перекрестком справа - опоры MRT - местного монорельса, которые часто замаскированы кустами - по фэн-шую.
Вообще, тут весь город по фэн-шую. Каждый дом, например, имеет свое название - Sun Residence там, или Happy Mansion. У каждого есть калиточка - наверное, на ночь закрывается. Старая застройка ближе к центру сменяется новой, причем весьма оригинальной зачастую:
А почти напротив сохраняется старая колониальная застройка:
А это вот трансформаторная будка. Ну, просто как пример, что необязательно делать унылые квадратные ящики.
И, главное, как видите, она не испорчена рекламой и граффити. Потому что нельзя и штрафы. Сейчас объясню, как произошло, что сингапурцы так законопослушны. В 1959 году Ли Куан Ю стал премьер-министром в тогда еще колонии. В 1965 страна провозгласила независимость, оставаясь под его же лидерством. Все это хорошо, но с независимостью страна получила большие проблемы - завозить-то надо было все, вплоть до песка и питьевой воды. Как же остров, не производящий ровным счетом ничего стал экономическим чудом азиатского региона? В общем, лидер нации буквально заманивал любого иностранного инвестора, чтобы получить доход и превратить регион в финансовый и торговый центр ЮВА. У него получилось. Потом, после привлечения инвестиций господин Ли задумался о коррупции. И погнал к чертовой матери всех судей и чиновников, многих посадив, включая своих сподвижников, назначив всем гос служащим высокие зарплаты и упростив до прозрачности финансовую систему и законы. С тех пор, не сразу, конечно, но постепенно, коррупция, отличительная черта не только постсовка, но и всех азиатских народов - была искоренена. Кроме того, Ли Куан Ю отучил китайцев плеваться. Кто был в Китае - тот поймет. Отучил их рисовать на стенках, размазывать жвачки по сиденьям автобусов, рисовать на стенах, ставить машины где попало, не пристегиваться, курить, ну а уж о грабеже, разбое и убийствах речи вовсе нет. За употребление наркотиков здесь тоже полагается смертная казнь. Но если в соседней Индонезии на Гили вам рассмеются в лицо, то здесь это и правда так. Даже писать мимо унитаза сингапурцы стесняются, и обязательно смывают за собой воду. Потому в туалетах ТЦ можно есть с пола, и даже еще более безопасно, чем в соседней Малайзии, где все-таки при наплыве посетителей отхожее место бывает, загрязняется. На улицах идеально чисто. Единственный мусор я нашла в канвах полуметровой глубины (аналог наших арыков), которые делаются такими из-за высокого уровня осадков, по-видимому. Я даже позлорадствовала слегка. Урны делятся на два типа:
те, которые собирают ресайклинг мусор - сделаны, кстати, куда эргономичнее наших, чисты, и контакт с крышкой бачка ограничен по минимуму. Очень симпатичные. И те, которые просто зеленые - а сверху пепельница.
Тут вот мы подходим к больной теме для курильщиков. Как увидите такую урну - все, бегите к ней курить. Хотя, частенько вас может настигнуть разочарование - пепельница бывает заварена сверху аккуратной жестяной заплаткой. Зато, если не заварена, и еще там бычки лежат - все, пляшите, курить точно можно. Говорят, что курить можно в радиусе видимости, но мы не рисковали лишний раз, да и к тому же, вдруг она, опять же, заварена. Вообще, они, конечно, к гайдзинам привыкли, но в толпе мы выделялись )
Так вот, с курением в Сингапуре все плохо. У ТЦ посетителей отгоняют как можно дальше, на задворки, где висит табличка smoking area. Или вокруг просто рисуют желтую или белую линию и пишут: "no smoking inside this line" (цитата неточная). Сигареты стоят безумных денег - 15 сингодолларов, что довольно просто перевести в тенге - помножьте на сто. За эти деньги вы получите Кент, по вкусу ничем не отличающийся от самой поганой магны за 70 тенге. Тут, конечно, всякое желание пропадет. Ввозить сигареты в Синг беспошлинно нельзя, как и жвачку. Мы, правда, ввозили, но, наверное, просто повезло. Одного мужика тормознули на границе с блоком, и каждая пачка обошлась ему в 700 тенге сверху цены. Курить нельзя в кафе, в парках, в машинах, в номерах отелей, в клубах. Можно только там, где зона курения. Так что понятно, откуда наш 01 взял гениальную идею о борьбе с курением: как-то, после очередного трипа, как раз в Синг, посетил он наш чудный город, и, осматривая чудеса прогресса, где-то в районе перекрестка Джандосова-Сатпаева изрек: "А вот в Сингапуре запрещено курение". Не знаю, печальный ли вид развязки его на эту мысль натолкнул, но, бают, так с тех пор и пошло... но я бы, конечно, начала, как Ли Куан Ю, с коррупции или борьбы с преступностью.
Кстати, не знаю, в какие законы вписывается существование таких магазинчиков, но, наверное, в те же, что в Евросоюзе.
Магазин находится на Orchard road, которую, конечно, мы не могли не посетить. Улица густо заставлена торговыми центрами, где представлены почти все мировые бренды, и вот надо же такому случиться, что мой любимый книжный находился в одном из самых дорогих и люксовых ТЦ - Такашимая.
И, конечно, я не обойдусь без фото любимого Старбакса, а потом расскажу о ночном сафари.
На ночное сафари мы попали в тот же день, что и в сингапурский зоопарк. Не повезло нам, что лил дождяра, такой настоящий, тропический, потому развлечений, предполагающих в основном открытый воздух, явно подсократилось. Из развлечений я подержала ноги в воде с рыбками (очень щекотно!)
пофотографировала огроменный аквариум, вмонтированный в стену туалета (sic!)
какое-то шоу, больше похожее по колориту на африканское
и общие виды. Так мы слонялись до посадки на экскурсионный басик где-то полчаса, и все это время лил дождь.
Вот место, где садятся на автобус. Дальше уже стало совсем темно, и мой фотоаппарат отказался снимать совсем.
Надо сказать, что ночное сафари заслуживает звания "Аттракцион года", это точно. Вы наблюдаете при тусклом свете фонарика животных в естественных условиях. В кустах что-то громко рычит, ухает, шуршит и бекает, иногда видны и сами животные, и я очень жалела, что не смогла это великолепие заснять ( остались у меня, несмотря на отмененные шоу и невозможность походить по тропинкам самому - самые яркие впечатления после зоопарка.
Вот, на этом пока, собственно и все.