Оказывается не только американский праздник день всех святых , вот и карельский наподобие есть!
Kegrin paiva (день Кегр) у тверских карел - один из cвоеобразных обычаев, являющийся пережитком древних социальных отношений и религиозных представлений у карел. "Paiva" - день. Термин "Kegri" (которым называют главное ействующее лицо этого дня - замаскированного человека) карелы не могут объяснить, не зная, что он обозначает. Только в д. Комоедиха Ново-Карельского района, Калининской области (б. Тверская губ.), дали такой перевод этого термина: "Kegri" - пугало; "Kegrin paiva" - "пугало-день".
По материалам экспедиции Московского областного музея и Калининского педагогического института в 1931 г. сделана запись обряда в д.Комоедиха Ново-Карельского района. Остальные записи сделаны автором в командировке 1936 г. по Лихославльскому и Ново-Карельскому (б. Толмачевский) районам Калининской области. Этот обряд бытовал лет 30 - 40 тому назад..
Празднование "Kegrin paiva" в д. Комоедиха происходило ежегодно осенью, 2 ноября. Молодежь рядилась в вывороченные шубы, фуфайки, овчины, в лапти. На головы надевали решета, корзины, подойники, брали ухваты, кочерги, дубины, за плечами - корзины, чтобы туда "прятать" детей, на лица надевали самодельные маски из картона, тряпок, с пришитыми усами, бородой из кудели. Некоторые изображали коней и коров. В таком виде ходили по домам и пугали детей. Дети, в сильнейшем испуге, забирались на полати или на печь и ревели от страха. Ряженые брали с них слово, что мальчики не будут баловаться, девочки будут чаще сидеть дома и больше работать: шить и вязать. Девочки к этому дню пряли по большому клубку пряжи и обязаны были подарить клубок первому вошедшему ряженому, чтобы он не посадил в корзину и не унес. Если девочка сама не умела прясть, то за нее приготовляли пряжу мать или сестра. Кроме того пекли блины и пироги, которыми дети угощали ряженых.
В других деревнях "Kegrin paiva" проводили так: В с. Большом Плоском Лихославльского района в этот день утром рано парни наряжались в вывороченные шубы, надевали маски, мазали лицо сажей и с дубинами roнялись за детьми, которые убегали от них с криком: "Здесь Kegri, здесь Kegri". Догнав кого-нибудь из детей, Kegpi слегка бил его палкой.
В д. Дуброво Лихославльского района кто-либо из парней наряжался "Kegri": делал себе горб, надевал вывороченную овчинную шубу, чем-нибудь замазывал или закрывал лицо, чтобы ребятишки не узнали его. "Kegri" ходил по избам с палкой в руке, угрожая ребятам. Бабы пугали ребят: `Будешь плакать и баловаться, Kegri возьмет с собой`. Kegri требовал, чтоб ребята слушались родителей, а девочек заставлял прясть, требовал, чтобы они были прилежней и не баловались. Пришедшему "Kegri"девочка должна была показать клубок пряжи. " Kegri" угощали как можно лучше: кашей с салом и блинами.
В д. Захарьино Лихославльского района, по рассказам, ежегодно одна женщина наряжалась "Kegri": надевала вывороченную шубу, лицо закрывала, чтобы не узнали, "редким" платком ("редким" - чтоб сквозь него сама могла видеть), в руки брала корзину и с ней ходила по избам; ей чего-нибудь давали: пироги, блины и пр. Она была "помирушка" (нищенка) и этим подкармливалась.
В д. Малое Плоское Лихославльского района, по воспоминаниям Андрея Антипова, одна из женщин нарядилась "Kegri" - надела вывороченную шубу, закрыла лицо льном и ходила, пугала детей. По словам Натальи Васильевны Виноградовой в д. Исачиха, Лихославльского района "Kegri" побаивались не только дети, а и взрослые: девицы, женщины (молодые и старые). При приближении "Kegrin paiva` женщины старались заготовить побольше пряжи: `если не заготовишь, то "Kegri" "ругать будет". "Kegri" наряжался мужчина или женщина - "средственные" - среднего возраста. Ходил "Kegri" по избам в полдень или раньше. "Kegri" давали блины и хлеб.
В с. Толмачах (теперь Ново-Карельского района) "Kegpin paiva" пугали не только детей, но особенно любили пугать молодых девиц в бане, где в это время занимались трепкой льна.
Из проведенных записей видно, что "Kegrin paiva" состоял из следующих элементов:
Изготовление каши и поминание умерших родственников.
Надеванье масок или закрывание или замазывание лица, чтобы не узнали, ряженье в вывороченную шубу.
По одним вариантам, это была группа ряженных, по другим - рядился один человек. В большинстве случаев роль "Kegri" выполнял мужчина, в частности парень; иногда женщина.
Наличие устрашающих атрибутов у "Kegri" масок, горба, палок, ухватов и т.п.
Наличие основного элемента обряда - пуганья.
Объектом пуганья являлись дети и женщины, молодые девицы.
Заготовление девочками и женщинами к этому дню пряжи. Показ пряжи "Kegri". "Kegri" требовал прилежания в работе, в частности в прядении. Хождение "Kegri" по избам и угощение его блинами, хлебом, кашей, отдача ему пряжи.
Время празднования "Kegrin paiva" совпадало с окончанием полевых работ и началом нового хозяйственного года, началом женских работ: обработки шерсти, льна и прядения. Несомненная связь этого праздника с культом мертвых подтверждается поминаньем в этот день умерших родственников толокняной кашей. Утратив свое обрядовое значение, "Kegrin paiva" в измененной форме существовал в виде полузабавы довольно долго.
К другим видам обычаев у тверских карел относится обычай почитания природы, который сохранился у карел в течение многих сотен, а может быть и тысяч лет. По мнению карел того времени, всякое непочтительное отношение к воде, ветру, лесу и т.п. неизбежно сопровождается болезнью. Во всех природных явлениях карел предполагал действие хозяина этого явления, определенного духа, с которым следует жить в мире. Даже при легкой простуде карел непременно ищет причины своей болезни в отмщении сил природы. Он торопится припомнить все обстоятельства, предшествовавшие болезни, и если в это время он плюнул случайно в воду, или крупно высказался где-нибудь в лесу или во время ветра, то загадка разрешена, и больной с уверенностью просит прощения у причинившего ему болезни. Если это не помогает, тогда он выбирает для себя ходатая-знахаря или знахарку. Болезнь, если она была неопасная, проходит, а между тем вера в могущество колдунов сохраняется. Если летом скот забредет далеко в лес и не вернется к ночи домой, то тут снова вина слагается на лесовика, который не пускает скот домой.
Делу помогают знахари и знахарки своим искусством умилостивить лесовика. По мнению карел основная причина хорошего или плохого скотоводства зависит от расположенности или вражды хозяина двора - духа. Существовало мнение, что если карел плутает в лесу, то его водит леший-меччолане.