В ходе очередного посещения книжного магазина мельком пролистал книгу «Подноготная СМЕРШа: откровения фронтового контрразведчика» от Виктора Баранова.
Мельком, потому что думал, что книга из разряда плакатно-патриотических «воспоминаний» и «откровений» какого-либо мордатого исследователя прошлого.
Заметив слова «осведомитель», «агент», «вербовка под чужим флагом» и прочие термины пролистал внимательнее и в результате приобрёл один из двух тысяч экземпляров.
Книгу, на мой взгляд, тем, кто интересуется этой темой прочитать стоит. Написана она человеком два года прослужившим в органах СМЕРШа от третьего лица, так как её автор, не имел права издавать её как автобиографическое произведение в силу ряда обязательств по службе. В эпилоге стоит дата окончания работы — 2000 год.
Тем, кто верит в сказки Богомолова и его «Момента истины», читать эту книгу не стоит, так как в книге даётся жестокая правда о системе функционирования СМЕРШ. Автор глубоко в теме о доносах и технике доносительства, секретах канцелярского дела, оперативных учётах, хищениях в тылах, перебежчиках и захваченных разведывательными группами немцев военнослужащих армии, политотделах и многом-многом другом.
Интересны моменты касаемые Смоленского архива партии и отношения Сталина к из потере, интересны моменты когда СМЕРШ получил возможность создания параллельных армии разведывательных подразделений под своим руководством, о том как благодаря грамотно составленным бумагам добровольно сдавшаяся при переходе линии фронта группа немецких разведчиков из числа бывших военнопленных моментально превратилась в глубоко законспирированную группу выявленную в ходе специальных мероприятий, о ведении розыскных дел, об оперативном учёте и кто в него попадал, о фильтр-лагерях, о проверках вышестоящих структур, немного о «Судоплатовском хозяйстве», немного о 4-м управлении НКВД, о контрразведывательной работе со стороны немцев и тех, кто работал на немцев, о разных судьбах тех, кто умудрился и тех кому повезло или не повезло обмануть СМЕРШ, о Польше, ошибках в работе, о кадровой работе по укомплектованию штабов, о принятой практике награждения офицеров СМЕРШа и армии, об отношении к возвращённым в армию погонам, и многом другом.
Например, о распоряжении ГлавПУ с выпиской из Главлита на запрет исполнения в армии песни «Тёмная ночь» из кинофильма «Два бойца».
Интересующимся историй третьей Отечественной, не скажу, что к обязательному, но чтению так как видно, что автор книги не потерял своей совести.
«...Вот, видишь, телеграфный столб во дворе. Так вот, ты должен на него завести агентурную разработку и как следует, по-чекистски,обосновать, чтобы было оперативно, грамотно, - и, прикуривая папиросу, с чувством превосходства глядел на Сазонова: - Ну, чего молчишь, педагог, нечего тебе сказать? Вот что значит, у тебя ещё нашей смекалки не хватает. Учись у старших! Вот смотри, я тебе сейчас всё объясню чин-чином! Во-первых, видишь, он стоит один, сука рваная, значит, сторонится людей, коллектива, а это значит — сам себе на уме и ведёт себя осторожно -подозрительно! Усёк? Слушай дальше. Этот подозрительный тип, если сторониться всех, значит, никому не доверяет и боится, что за ним следят, и он к себе никого не подпускает. А теперь ты подойди к нему ближе и сразу услышишь — гудит. Ну, а если гудит — это уже законченный враг! Нет, это ещё не всё. Вон , видишь, и чашечки у него вниз — значит, не пьёт, не хочет он, гад, случайно по пьянке свою вражью настроению высказывать для своего окружения... И ещё, смотри: видишь, у него подпорка, пасынком называется у связистов. А это значит — он уже вербовать сообщников начал!».
«...разведотделы армий Западного фронта безуспешно пытались получить в прифронтовой полосе хотя бы минимум сведений, но противник заполнил её маневрирующими группами из егерских частей, мотодозорами, передвижными радиопостами для обнаружения наших радиосредств. Наши разведчики неоднократно переходили линию фронта, но немцы их тут же обнаруживали и, пользуясь превосходством в силах и средствах, гоняли, как зайцев, по лесам и болтам, не давая им нигде обосноваться даже на сутки. Разведподразделения фронта несли тяжёлые потери. Резерв разведки из опытных, смелых и отчаянных таял, как мартовский снег, а результатов всё не было».
«...так вот, в отдел «Смерша» истребительной дивизии приехал начальник Особого отдела воздушной армии и стал распекать здешнего начальника по поводу того, что отсутствуют результаты по оперативной работе — мало заводится дел, мало арестов. Тот отвечает, что разрабатывать некого — все орденоносцы, некоторые по два-три ордена Красного Знамени имеют, а командиры полков — Герои Союза. Тогда его начальник говорит: сделай, мол, завтра под любым предлогом строевой смотр личного состава дивизии, и я тебе укажу, кого нужно разрабатывать и арестовывать! Утром личный состав построен и старший особист осмотрел весь строй и сказал: «Вон, видишь, на левом фланге пять субчиков стоят без наград, вот на них и заводи дела!- "Не могу", отвечает дивособист. «Почему?» - «Да это же мои оперуполномоченные».