Пятибальный подсчёт
- Графика:
4
- Звук:
3
- Управление:
4
- Сюжет:
3,5
- Возможности игры:
3,5
- Общее впечатление:
3,6 балла
Вступление...
В январе 2004 г. обанкротилась компания-разработчик первых четырёх игр о героях 3D0 (включая коммерческую New World Computing) в связи с неточным расчётом акций на средства для выпуска совместной с Westwood игры "Всадники Апокалипсиса" (Knights of Apocalypse). Обанкротился также и Westwood, но речь идёт не об этом. К тому моменту компания имела твёрдую основу для игры "Герои Меча и Магии V", т.е. был подписан контракт о начатии проекта компаниями 3D0 и NWC где-то к концу 2003 г. (а вообще х.з., возможно это было и раньше - фанаты как помню не взлюбили 4-ю часть и требовали глобального улучшения играбельности), отсчитан бюджет, в.т. После понижения стоимости акций обеих компаний на игровом рынке сначала Америки, а потом и Европы, впавшая в задаток 3D0 смогла продать права на эту самую игру французской компании Ubisoft, существующей с 1998 г. Причём вместе с контрактом распавшаяся компания также отдала французам т.с. "руку и сердце" самих "Героев", а именно - в Ubisoft ушли художник-мультипликатор 3-й и 4-й частей игры Дэн Маршал Ригфилд и звукооператор тех же частей Ларри Кинг. Скорее всего, только на время создания пятой части игры. Об их успехах позже.
Так вот, Ubisoft, во главе с её директором Фабрисом Камбунэ, активно занялась разработкой будущего шедевра пошаговой стратегии в стиле оригинальных "Героев". Уже к концу 2004 года были оглашены 6 существующих рас, 25 - 30 карт в кампании, куча новых вставок, ситуаций и существ, ну и всё в том же духе. Правда, в 2005 г., после первой беты, игру пришлось немного задержать. Камбунэ, хоть и долго этого скрывавший, всё же выдал в одном из своих интервью с редакцией сайта heroes.ag.ru, что, в конечном итоге, "возродить на 100% классическую серию Героев" ему не удастся по ряду причин. В следствие чего, директор пообещал "изменения в стиле". Туманно пообещал.
К концу 2005 г. игру отложили ещё на полгода. Как выяснилось, укорачивали систребования и проводили второй бета тест. В результате, заместо выхода в октябре 2005, на прилавки "Герои 5" вышли аж в мае - июне 2006 года. К великой радости геймеров (особ. наших, ибо в России дарить на ДР именно "Героев" практически стало традицией хехехе). Ну а теперь посмотрим, из чего же там было столько шума и к чему всё это дельце привело на сегодня.
По пунктам:
1) Графика
Те, кому предоставился шанс сыграть в 3-ю (и тем более в 4-ю) часть "Героев", должны в принципе помнить то самое изобилие силиконовой массы, из которой 3D0 обычно изготавливала замки, предметы на карте, существ и, разумеется, самих героев. Насколько я помню, в 3-й части игры нарисован был лишь ландшафт и картинки нутра замков (зато прорисовано эскизами на славу). К 4-й силикон заменил буквально всё, кроме неба, что тоже ещё было терпимым. Зато в 5-й части "Героев" фанатам лже-3д дали сильный отпор: вся игра ЦЕ-ЛИ-КОМ, включая землю, небо и ни землю, ни небо, рисована в 3д. С текстурами и полигонами. Правда крупные предметы оч. часто не расщиплены на множество полигонов, из-за чего вблизи кажутся довольно уродливыми. А другим из них попросту не хватает текстур, отчего получаются такие казусы как разноцветные руки существ или квадратные травинки и проч. Плохо прорисован пейзаж: вещи, кот. ну никак нельзя проиллюстрировать в 3д (песок, например) юбисофтовцы всё равно попытались сделать объёмными, отчего на реальности они похожими быть перестали (даже вода в игре теперь напоминает скорее лёд, а барашки на волнах - наковальни). Ребят, ну нельзя же всё сувать в трёхмерность!
Правда, есть и плюсы - 3д даёт больше места для расположения предметов на карте, лучше проглядываются ходы подземелья и, наконец, камера более не фиксирована (но зато теперь у неё есть другие глюки - см. "Управление"). Да, в принципе - единственное, что действительно радует глаз.
Мой общий итог: 4 балла, терпимо.
2) Звук
У вас ни разу не было такого ощущения, что даже самая приятная ушам мелодия не должна быть повторяющейся, особенно если вы сидите где-нибудь в ожидании и играет тот же самый амбьянс? Т.в. предствьте себе, что после 3х - 4х часов игры в "Героев 5" вы не только устанете от одного и того же мотива, исполняемого разными инструментами каждые пять минут, но будете его напевать до конца дня. Не знаю, лично мне это противно. Действует раздражающе. К примеру, одну и ту же мелодию в разных исполнениях можно услышать в замках Haven, Necropolis и Tower, кроме того она же звучит во многих игровых вставках между уровнями, кроме того она же приветствует вас в главном меню. По мне так создалось впечатление, будто Кинг просто записал лишь одну композицию, а потом плюнул на всё дело и удалился, а юбисофтовцы адаптировали её под всевозможные инструменты.
Нет, безусловно, в игре есть и другие мелодии. Хотя, согласитесь, что мелодию вы не выбераете, и, при любой смене сцены, вам рано или поздно попадётся тот самый заезженный мотив. Это всё-таки не третья "Дюна", где была такая возможность. Кстати - пожалуйста, альтернатива.
Ещё меня оч. сильно взбесили звуки, издаваемые персонажами во время битв. Не всегда, но во многих случаях, убитое войско начинает либо грозно стонать на протяжении пяти - шести секунд, или же всхлипывать и пускаться в плач, прежде чем упасть плашмя. Музыкальный амбьянс заглушает поднадоевшее "О-о-о-о!" или "Ай-а-а-ах!" и, когда я попытался отключить это убожество в опциях игры, то сильно обломался - эти звуки присоеденены к звуку игры, и, уменьшая их звучание, я также уменьшаю звучание сюжетных диалогов, звуковых оповещений и проч. В общем всего того, что в принципе мне в игре необходимо. А до квадратика "Выключить звуковой амбьянс" с галочкой создатели как всегда не додумались. Обыдна...
В итоге, звук весьма не радует: 3 балла. Согласен, можно и хуже. Но... зачем?
3) Управление
По большому счёту, осталось тем же. Главный прибор - мышка, второстепенный - клавиатура. НО! (как всегда, есть "но") мышка не имеет чувствительности. Вернее имеет, как графу в опциях, но это совсем другое. Создатели просто вестимо перепутали значение слова "sensitivity" ("чувствительность") со словом "scrolling ("раскрутка"), в результате параметр "скорости раскрутки", хоть и носящий сие название, на самом деле ответствен лишь за чувствительность мыши. В результате чего, быстродвижный курсор касается экрана и медленно-медленно (ме-е-е-едленно) двигает его в нужную игроку сторону. При таком варианте, раскрутка экрана, простите, невозможна. Мне приходилось во многих местах игры тянуться за стрелками клавиатуры и использовать их только ради того, чтобы передвинуть обзор моего экрана. Тогда я подумал полностью перейти на клаву - не вышло, клавиша "Enter" не доступна, пока не пометишь на экране кнопку "ОК", а помечать ходы героя становится вообще невозможно. Поэтому приходится использовать и то, и другое, или же смириться с сонным курсором мышки.
Однако, приятного тоже прибавилось. Например, я действительно улыбнулся, когда смог менять вид моей камеры в одном из подземелий. Т.е., в отличие от 4-й части игры (в основном), где часто приходилось пропускать сундуки или нужные артефакты по тем причинам, что их прикрывали деревья или прятали за себя дома, здесь проблемы решили легко - один поворот камеры и с другого ракурса видно всё! Также, можно "зумить" саму камеру колёсиком мышки, иными словами - увеличивать или уменьшать вид. В принципе, кажется никудышным как функции, хотя, на самом деле, это своеобразное предотвращение ещё одного минуса - оч. плохо наставляемого курсора мышки. А точнее, когда я выбираю путь к сундуку или монстру, например, оч. часто курсор ставится рядом с ним и в результате я его не достигаю, но в то же время теряю пару шагов своего хода. С зумом эта проблема решена.
И наконец, толково было создать т.н. "горячие клавиши" ("hotkeys") для быстрого нажатия на клавиатуре того или иного действия. Но опять же, в голову Фабриса ударил склероз, и он забыл создать меню для смены управления. А использовать клавишу "S" в кач-ве выбора войска ("Select") не оч. мудро, особ. если совсем рядом находится клавиша "D" - уволить войско ("Dismiss"). Ошибёшься и goodbye blue sky гыгыг
Короче, может оно заслуживает и большего, но я сошёлся на строгой четвёрке. Словом, не продумано - не додумано, ага.
4) Сюжет
Если кто-то не помнит, то сюжет, будь он насыщенным или худым, в "Героях" был всегда. Ещё более менее прорисовавшись в выборе двух разных сторон во второй части игры, он перешёл во всплывающие окна третьей и четвёртой частей. Я помню, как я часто сидел за началом миссии четвёртой части игры и, перед тем, как двигать моего героя, закрывал одно за другим всплывающие окна, рассказывающие о данной ситуации (или продолжающие сюжетную линию). А в 4-й части она была куда более подробной, нежели в третьей. Глупо, согласитесь?
В общем, в пятой части игры эти окна наконец-то удалось предотвратить и, прежде чем начать миссию, больше не приходится читать роман разработчиков. Зато, их замена тоже не оставляет желать ничего лучше - на смену текста пришли заставки с вертящейся камерой и трёхмерными персонажами, подражающие голливудскому кино (немного как в ВарКрафте 3, но похуже). Персонажи теперь считают лишним открывать рот при разговорах, посему большинство просто мотают головой, пока на экране вылезает текст и слышен голос.
А голос-то, голос! Мало того, что диалоги нереально прерываются и уже этот факт даёт желание пропустить всю заставку. Так ещё и голоса персонажей, похоже, озвучены 4 - 5 людьми (все 20 персонажей), просто-напросто меняющими интонацию и акцент. Гыгы, я реально ржал над женским голосом, озвучивающим Изабель, похожим на американку, говорящую на британском агнлийском. Плюс, эти излишние вопросы в большинстве заставок типа: - Я пришёл, чтобы убить тебя! - Зачем?! - Потому что мне не нравится твоя рожа! - Неужели? - Не неужели, а точно! Готовься к смерти! - Прямо сейчас? А как же империя? - Нахуй-нахуй.
Кроме того, при каждом вопросе персонаж начинает либо бить себя в грудь, либо махать мечём в пустоту, или же загораться разными уветами и пускать в небо какие-то оффтопные молнии. Раз пять на одну заставку.
Нет, заставки просто несносны. При таком раскладе, я бы предпочён возврат к вспывающим окнам с сюжетом, кот. я можбыть и читал по полчаса, но зато игра сама себя этим не унижала, в отличие от пятой части.
Сам же сюжет, то бишь история, тоже оч. туманна и в большинстве мест между собой совсем не связана. К примеру, момент, когда Эргал убивает Николая мне совсем неясен, ибо ещё в предыдущей миссии демон сказал, что пощадит рыцаря (по крайней мере, я это так понял). Потом же, откуда ни возмись появляется некромант Маркал (я проверил историю "Героев" - да, в 4-й части был такой герой, но его звали не Маркал, а Маркус, и он был не королевским алхимиком, а магом-одиночкой, помогающим Лисандеру найти Вортона) и решает, после разговоров с камнями, воскресить Николая. А чуть-чуть пораньше в истории, Эграл и Тиеру решают вдруг спасти мир от нашествия, отчего друид превращает демона в... демона. И тот заявляет: "О да, как я изменился! Никогда не чувствовал себя человеком!" Сильно порадовал мувик в начале игры, про битву Николая и архи-дьяволов, что правилам игры немного не соответствует, зато в отличие от игр-предшественников, хотя бы занимает.
В целом, подобной чуши полным полно. Я просто не понимаю, является ли всё это недоработкой создателей игры, или намеренным желанием срезать на сюжете ради радующей глаз графики (хотя надо сказать, что в игре нет ни того, ни другого). А играть в кампании, не понимая сюжета - по-моему, можно попросту и не играть в них вообще. Смысла нет всё равно.
Итог: я дал 3 с половиной балла, хотя по мне так сюжет не заслуживает и этого. Чисто за то, что убрали всплывающие окна =)
5) Возможности игры
Здесь тоже создаётся много разногласий. Со стороны плюсов - появились такие возможности как "Переиграть битву" после сражения компьютера с врагом (в случае, если вы выставили режим "Быстрый бой" в меню). Т.е. - не устраивает исход? Пожалуйста, переиграйте сами. Порадовало.
Ещё оч. сильно порадовали возможности быстрого доступа основных шести построек в каждом городе: рынок, кузница, таверна, гильдия, форт и мэрия. Я помню, в 4-й части игры об этом солидно подумывали, но толком дело до такого не дошло. А здесь - приятно. Потому что идиоты-разработчики решили сделать из замков какие-то крутящиеся-вертящиеся основы с обязательным пилоном в центре, где фиг что найдёшь при первой игре. Ну ладно, обсдались - исправились.
Порадовало и развитие существ/зданий в каждом городе. Теперь, более не требуется пошагово строить двеллинги каждого тьера, достаточно просто иметь все ресурсы - и можно построить здание существ седьмого уровня сразу, скажем, после четвёртого. И нету, как в 4-й части, разных двеллингов одного и того же уровня в каждом замке. Т.е. строя одно, ты вовсе не закрываешь больше путь другому. Классика 3-1 части. Приятно и удобно.
Но вот это, пожалуй, всё. Теперь о том, что огорчило (а огорчило довольно много). Во-первых, и в самых главных, войска больше НЕЛЬЗЯ делить!! Я обалдел! Т.е., если у тебя есть 95 солдат, то разделить их на два войска, одно по 50, а другое по 45 ты уже не можешь. Галимость какая-то! Зато сливать два войска тех же существ в одно целое - пожалуйста (что, в принципе, далеко не всегда даже и требуется). Из-за этого простого пропуска хорошей возможности я мучался в игре долго. И дольше дробил врагов. И до сих пор в себя прийти не могу. Блин! Ну как же так!..
Во-вторых, видимо, решивши вернуться в оригинал третьей части игры но не удобствами, а вообще всем, чем можно, создатели пятых "Героев" отменили возможность строить войска без наличия героя. Т.е. теперь, даже если ты хочешь перебросить 5 бесов в другой замок, приходится опять, как в 3-й части, нанимать героя и переправлять его. Только теперь в игре нету ещё и возможности сооружать караваны из близлежащих на местности двеллингов. Т.е., по большому счёту, действует принцип "Подними свою задницу и сам найми воинов". А если на кону стоит каждый день в игре - это весьма неудобно, так ведь?
В третьих, не только огорчили, но даже напугали способности героев. Кроме кастования магии, что весьма нормально и естественно до тех самих пор, пока кастование сие не узреешь собственными глазами, герои имеют возможность атаковать в рукопашную. Только это надо видеть! В отличие от опять же четвёртой части, где любой герой имел столько же манёвра на поле боя, что и окружающее его войско, здесь герои вернулись на исходную позицию в левом и правом верхнем углах поля, стоя смирно и пожёвывая травку (герои-маги класса Alchemist города Академии, кстати, ещё и курят кальян верхом на слонах). Когда наступает его черёд, а магии в сусеках нет, герой может просто либо метнуть зрелищный файерболл, кусок льда, зелёную бяку, или же налететь на врага и кромснуть его. Причём, его не останавливают ни другие враги перед целью, ни препятствия, ни даже стены. Мы просто видим как герой появляется перед вражеским войском и, на бегу или на скаку, рубит то сильным взмахом оружия, и за секунду возвращается на исходную позицию. По-моему, это просто дешёво и унизительно как трюк, за такое программистам надо связать пальцы в кисти скоч-лентой, чтобы если уж и жали на клаву, то сразу на несколько клавиш одновременно. Воть.
Хотя когда я увидел кастовую магию героев, то просто решил им эти самые пальцы отрубить нахуй. ТАКОГО растрата на пафос я ещё не видел ни разу! Чтобы наложить на врага обычный "Slow", мы видим, как герой начинает метаться туда-сюда в своём седле и что-то неистово бормотать, камера показывает его со всех сторон, и только потом в воздух возносится магия и попадает в противника. Ужосс! И сорок единиц маны за заклянание "Slow", при том, как начинаешь ты игру с 15 единицами - это уже грабёж средь бела дня. Да и сама магия как-то странно распределена: три школы, причём одним героям доступны в изучении все три, другим - две из трёх, а третьим - вообще лишь одна. Ерунда какая-то, чесслово.
И, наконец, в последних, из игры вытащили несколько весьма приятных режимов. Например, исчезли знаменитые вариации миссий "Capture the flag" и "Find all dwellings", столь известные в 4-й части. Зато на замену пришёл оч. тупой вариант прохождения миссии "на скаку" как лабиринт, избегая врагов, под названием "Get to the exit". Смешно лишь тем, что напоминает игру Пак-ман с бегающим колобком и привидениями. А так - чушь. Но, мало того, что скирмиш оставили на сей минорной ноте, так ещё и не наделили игру знаменитым Campaign Editor'ом, столь хорошей и стоящей вещью по созданию своих собственных уровней ещё со времён второй части игры. Здесь его, и я говорю это без шуток, просто нет! Ни в игре, ни в патчах, ни на сайте. Выкусите, ребят, короче.
В общем, по сложившимся обстоятельствам, я поставил этой части рецензии 3 с половиной балла. 3 балла за то, что возможности в игре всё-таки есть, и половинку за то, что было написано в самом начале, т.е. какие-никакие плюсы.
Общее впечатление
Ну что я могу сказать... В заключение, игра, разумеется не создана на славу. Такой гейминг - это даже не уровень "Ухудшенное продолжение". Это просто вариант "Отвяжитесь от нас со своими Героями! Вот вам, и всё!" Причём сама компания Юбисофт уж наверняка поняла, что не особо-то старались ради того, чтобы выпустить ещё один шедевр в столь известной и любимой серии. Нет, заместо этого, они просто создали свою, иную игру, имеющую много общего с антологией "Героев" и носящую их триумфальное название (под кот. скрывается тихий позор). Игру с таким же успехом можно было назвать "Фантастическое королевство" или "Шесть империи" - и было бы правильно. Хотя я согласен с тем, что многие скажут: "Да, но всё-таки, 'Героев 5' создавала другая компания, у кот. другие возможности и другие интересы, плюс и другой менталитет людей." Ага, но давайте не будет забывать, что множество игр сменили производителей и остались весьма не хуже оригинала (тот же самый "Need for Speed", теперь относящийся к Aspyr Co. заместо EA). Так что это не в счёт. У Юбисофта было 3 с лишним года, чтобы хотя бы воплотить оригинальную серию, без своих добавок, при том не подрожая ни одной из других частей. Но этого они сделать побоялись и, как результат - 3,6 балла с моей стороны. Обойдёмся без апплодисментов.
П.С. Хочется добавить заметную деградацию в стиле Героев по мере увеличения цифры игры. Я помню, когда вышла 3-я части, люди не особо её ждали и любили, пока не увидели саму игру. Тогда в "Героев" влюбился каждый уважающий себя геймер. 4-ю часть уже встречали бурной овацией, предвкушая ещё большей интерактивности, нежели в 3-й. А получили... обычную игру. Самую обыкновенную и ничем не цепляющую. На четвёрочку. Теперь же, когда к выходу готовилась 5-я часть, геймеры уже не знали, как отреагировать, ибо с одной сторону надеялись на улучшение в сторону 3-й, а с другой - опасались ухудшения от 4-й частей. Но, на самом деле, все эти волнения медленно развеялись со временем: пятая часть оказалась другой. Просто и обычно другой, не такой, как все остальные. Чем-то их хуже, чем-то лучше. Но присваивать ей звание "Героев" после того, как вся остальная серия пошаговых стратегий была погреблена под тяжёлой тушей упавшего 3D0 - это уже не по-мужски.
Вот в принципе и всё. В остальном судите сами.
Парочка скринов из игры