-Цитатник

Как славно что вспомнили о братьях Гусаковых! - (0)

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ...ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА - СОВЕТСКИЕ СТЕПИСТЫ И ЧЕЧЕТОЧНИКИ БРАТЬЯ ГУСАКОВЫ Cоветские сте...

Попробую Обязательно. Закуска с Чипсами - (5)

Новогодняя пикантная закуска «5 минут»       Пикантные закуски ...

ВЕРБЕНА. Посадка, уход, выращивание рассады - (0)

ВЕРБЕНА ВЕРБЕНА Вербена – красивое многолетнее растение – настоящее украшение...

Юбки. Нажимаешь на выбранную и получаешь подробности. - (0)

Юбки, юбки, юбки... (с выкройками)     ...

Может попробую это. Календарь садовода - огородника на 2016 год - (0)

Календарь садовода - огородника на 2016 год. Puxovaia.

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги» Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»Добавляет кнопки рейтинга яндекса в профиль. Плюс еще скоро появятся графики изменения рейтинга за месяц
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Empire" Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Природа
Природа
09:44 10.11.2006
Фотографий: 1
Посмотреть все фотографии серии Путешествия
Путешествия
09:41 10.11.2006
Фотографий: 1
Посмотреть все фотографии серии Семья
Семья
09:38 10.11.2006
Фотографий: 6

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Таля

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.10.2003
Записей: 1570
Комментариев: 4875
Написано: 10253


Новый завет. ИИСУС. СУД ПИЛАТА.

Вторник, 08 Февраля 2011 г. 09:02 + в цитатник
Виктор Иванов.

ИИСУС. СУД ПИЛАТА.

Римлянин Понтий Пилат получил должность префекта Иудеи в 26 году нэ от императора Тиберия. Он сменил на этом посту Валерия Грата и был пятым префектом Иудеи. По одной из версий он был сыном офицера и даже сыном Марка Понтия, командовавшего римской армией во время похода против кантабрийцев в 26-19гг до нэ. Так или иначе, Пилат, как и другие префекты Иудеи, был всадником, аристократом, уступая в ранге лишь членам римского сената. Предположительно, он уже имел боевой опыт.

Ему была дана власть распоряжаться жизнью своих подданных в пределах вверенной ему провинции. Еврейский историк Иосиф Флавий замечает, что Пилат, в отличие от своих предшественников, никогда не утруждал себя соблюдением норм этикета в отношении религиозных чувств иудеев. Он больше своих предшественников презирал и ненавидел иудаизм. Читаем у Флавия: «Когда претор Иудеи Пилат повёл своё войско из Кесарии в Иерусалим на зимнюю стоянку, он решил для надругательства над иудейскими обычаями внести в город изображения императора на древках знамён. Между тем наш Закон возбраняет нам всякие изображения. Поэтому прежние преторы вступали в город без таких украшений на знамёнах. Пилат был первым, кто внёс эти изображения в Иерусалим». В другом месте Флавий пишет: «Затем Пилат соорудил водопровод в Иерусалиме. На это он употребил деньги Святилища (иерусалимского храма). Водопровод питался ключами, находившимися на расстоянии 200 стадиев от города. Однако население воспротивилось этому, и много десятков тысяч иудеев собралось около рабочих, занятых сооружением водопровода, и стало громко требовать, чтобы наместник оставил свой план. Последний распорядился переодеть значительное число солдат, дал им дубины, которые они должны были спрятать под платьем, и велел окружить толпу со всех сторон. Толпа, в свою очередь, получила приказ разойтись. Но так как она продолжала поносить его, то он подал солдатам условный знак, и солдаты принялись за дело даже ещё более рьяно, чем то было желательно самому Пилату. Возмущение было подавлено».

Доказано, что Пилат был снят с должности императором Тиберием в 36 году нэ по просьбе своего начальника Вителлия, наместника Сирии. Причиной его смещения с должности стала беспрецедентная жестокость, проявленная им при подавлении демонстрации протеста самаритян. В районе Самарии, вокруг одного из очередных безымянных иудейских проповедников, объявившим себя мессией, собралась толпа радикально настроенных евреев. Новоявленный мессия призывал своих последователей найти на горе Гаризим спрятанные там ещё Моисеем скрижали Завета. Пилат приказал коннице безжалостно растоптать эту толпу. Печально известная ненависть Пилата к евреям, полнейшее отсутствие сочувствия и совершенно недальновидное отношение к подвластному населению стали невыносимыми даже для самого Рима. Больше ничего о судьбе Пилата неизвестно. Предполагается, что около 37 года он умер.

Безнадежно абсурдна вера в то, что человек, славящийся своим упрямством, колонизаторским, предельно презрительным отношением к евреям, вдруг попал под влияние сборища стоящих перед его резиденцией иудеев, или стал сожалеть о том, что вынужден был вынести смертный приговор какому-то еврею против своей воли!

Ситуация же была предельно ординарной для того времени: Иисус подозревался оккупационной властью в подстрекательской агитации. Никаких шансов на сохранение жизни у подозреваемого не было. Пилат не мог оставить без ответа ни одну даже малейшую угрозу смуты или народного восстания, употребляя для этого самые суровые меры. Массовые восстания сотрясали в те годы всю Римскую империю. Приведём только самые крупные из них в начале 1 го века н э: 6-9 годы – восстание в Далмации и Панионии, 14 год – восстание легионов в Германии и Панионии, 17-24 годы – восстание в Нумидии, 21 год – восстание в Галлии и Фракии, 24 год – восстание рабов в Южной Италии.

И в самой Иудее во времена Иисуса они не были редкостью. Пытаясь разгадать ход мыслей Пилата, библеист Ж.Макай пишет: «Пилат, уже имевший опыт борьбы с зелотами, вполне мог усматривать опасность в действиях Иисуса. Большинство из тех, кто участвует в вооружённом восстании, делают это во имя мира, будучи глубоко уверенными в том, что только они являются истинными пацифистами, в то время, как иные, возможно, такие как Иисус, - не способные нанести ни малейшего физического вреда другому человеку, грозят обществу радикальными переменами и могут подвергнуть серьёзной опасности его структуры. По этой причине в отношении этих людей и их последователей совершается даже больше насилия, чем в отношении вооружённых до зубов партизанских групп». А исследователь библии Ж.Леманн, говоря о Палестине времён Иисуса, замечает, что «истинный верующий всегда был зелотом, то есть противился всему чужеродному, появляющемуся в ходе истории; истинный верующий по природе своей был истинным бунтовщиком, независимо от того, брался он за меч или нет».

Римский гарнизон в Иерусалиме (в крепости Антония на его окраине) в преддверии иудейской Пасхи находился в состоянии повышенной готовности. Бесчисленные толпы иудейских паломников, стекавшиеся в Иерусалим со всего Средиземноморья и даже из Британии, в том числе и зелоты из Галилеи, составляли огромную массу народа, которой не в состоянии были противостоять римские войска. В таких обстоятельствах достаточно было крошечной искры, чтобы вспыхнуло восстание. Флавий сообщает о бунте, случившемся несколькими годами позже, во время праздника Кущей при префекте Кумане. Он стоил жизни трём тысячам евреев и начался из-за унизительного и непристойного жеста одного из римских солдат, находившегося во дворе иерусалимского храма.

Было бы заблуждением считать, что Пилат провёл тщательное слушание дела или, что он обременил себя хлопотами по организации слушаний по делу предполагаемого бунтовщика. Человек, арестованный по подозрению в подстрекательстве к беспорядкам накануне Пасхи 30 года в таком бурлящем городе, как Иерусалим, мог рассчитывать только на чудо, при том, что сам он будет вести себя мудро.

И без того печальное положение Иисуса усугублял тот факт, что он был родом из Галилеи. «Но они (первосвященники) настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи и до сего места. Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин?» (Лука 23:5-6). Это автоматически должно было вызвать недоверие к Иисусу со стороны Пилата. Галилеяне считались яростными патриотами, а потому за ними закрепилась дурная слава возмутителей спокойствия. Библеист А.Штробель замечает: «Пилат в этом случае знал, несомненно, что Галилея была родиной фанатизма и, в частности, антиримских группировок». В 6-7 годах н э после объявления по приказу Квириния имперской переписи населения в Галилее началось восстание под предводительством Иуды из Гамалы, !Иуды Галилеянина» (Деяния 5:37), безжалостно подавленное римлянами. Иуда Галилеянин обосновывал необходимость борьбы с Римом иудейской религией. Он исходил из того, что бог – единственный владыка, царь иудейского народа, поэтому римская оккупация и попытки властвовать над Иудеей должны расцениваться как нападение на самого бога, а каждый иудей просто обязан по религиозным соображениям бороться с римлянами. Такое событие должно было сильно впечатлить мальчика Иисуса. В начале 1 го века н э в Иудее вспыхнуло восстание зелотов (сикариев) в ответ на повышение императором Октавианом Августом налогов. Зелотов часто называли просто «галилеянами». Это отношение к жителям Галилеи прослеживается в евангелиях. Когда «смутьяна» Иисуса схватили, заподозрили в неблагонадёжности и Петра. «Стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин» (Марк 14:70).

В каких же преступлениях обвиняли иудеи Иисуса, представляя его на суд Пилата? И тут, в очередной раз, мы должны с горечью констатировать: и по этому вопросу у евангелистов нет единого мнения.

Нужно отметить Луку как наиболее вдумчивого составителя евангелий. Он пишет об обвинениях в политических преступлениях. «Мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает делать подать кесарю, называя Себя Христом Царём» (Лука 23:2). После таких обвинений Пилат просто обязан был предать Иисуса смерти. В этой связи очень странно у Луки звучат слова Пилата: «я при вас исследовал и не нашёл Человека Сего виновным ни в чём, том, в чём вы обвиняете Его» (Лука 23:14). Просматривается неприкрытая попытка перенести вину за смерть Иисуса с Пилата на иудеев, которые «кричали: распни, распни Его! Они продолжали с великим криком требовать, чтобы он был распят» (Лука 23:21,23).

Марк и Матфей не уточняют, какие обвинения были выдвинуты иудеями во время суда у Пилата. Марк пишет неопределённо: «первосвященники обвиняли Его во многом» (Марк 15:3). Матфей говорит ещё более туманно. «И когда обвиняли Его (перед Пилатом) первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал» (Матф 27:12). Они единодушны только в том, что, «связавши Иисуса, отвели и предали Пилату» (Марк 15:1; Матф 27:2).

Иоанн называет обвинение в преступлении религиозного характера – богохульство - и упускает из виду тот факт, что подобное обвинение, скорее всего, показалось бы префекту Иудеи неуместным. Он не пожелал бы вмешиваться в религиозные разборки местного населения и не принял бы к рассмотрению жалобу иудейских священнослужителей на нарушение Иисусом «закона Моисеева». Согласно Иоанну, на вопрос Пилата об обвинениях против Иисуса иудеи ответили достаточно уклончиво: «если бы Он не был злодей, мы не привели бы Его к тебе» (18:30). Совершенно очевидно, что Пилата не волновал религиозный конфликт Иисуса и иудейских священников. Пилата могло беспокоить только одно: обеспечение политического спокойствия в Иудее. Поэтому и первым вопросом, заданным Пилатом Иисусу был: «Ты Царь Иудейский?» (Иоанн 18:33). Только появление «царя иудейского» (еврейского аналога Степана Разина) могло расцениваться римскими властями как политическая опасность, как призыв к бунту.

И согласно синоптическим евангелиям первый вопрос Пилата также был: «Ты Царь Иудейский?» (Матф 27:11; Марк 15:2; Лука 23:3) Римское следствие было в первую очередь обеспокоено политической и военной безопасностью. Вопрос логически оправдан, поскольку Пилат, вероятно, уже слышал о том, что Иисус выдаёт себя за мессию и считает себя таковым, а титул «мессия» подразумевает царское положение. Кроме того, Флавий сообщает, что «царями» часто называли себя предводители разбойничьих шаек.

Очень маловероятно, что Иисус сам назвал себя «царём иудейским» или, что он не ответил на вопрос Пилата твёрдым «нет». Евангелия ни разу не говорят, что он претендовал на столь значительный титул, даже в кругу своих учеников. Также он не говорил нигде о себе как о мессии. Иоанн в своём евангелие говорит, что Иисус решительно отверг своих соплеменников, которые намеревались провозгласить его «царём». «Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царём, опять удалился на гору один» (6:15). И другие евангелисты говорят, что Иисус призывал не к бунту или сопротивлению римлянам, а к смирению и кротости. «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим» (Матф 11:28-30). В своей Нагорной проповеди Иисус восхваляет миротворцев, называя их не только блаженными, но и «сынами Божьими» (Матф 5:9); увещевает своих слушателей «мириться с братом твоим» (Матф 5:24), «мириться с соперником твоим» (Матф 5:25), и даже «любить врагов ваших» (Матф 5:44); призывает потерпевших не мстить, а, получив удар по щеке, «обратить и другую» (Матф 5:39); если римский солдат требовал еврея помочь ему, еврей должен не только выполнить это требование: «и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Матф 5:41). Более того, в сложившейся ситуации он требовал «отдавать кесарю кесарево» (Марк 12:17). Дело доходило до того, что он вставал на защиту оккупантов. «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете» (Лука 13:1-3).

Почему же в таком случае перед Пилатом Иисус должен был выдавать себя за вождя мятежников, за мессию из «дома Давидова», который пришёл возглавить окончательное сражение против римской оккупации? Ответ напрашивается один. Допрос Пилата о царственности Иисуса, должно быть, стал отражением раннего (до-павлова) понимания исторических фактов: римские оккупационные власти видели в Иисусе активиста зелотов, а потому ему была уготована казнь.

Нет никаких видимых причин, которые заставили бы Иисуса отказаться от попыток бороться за свою жизнь. Перед страхом смерти через распятие, по-видимому, любой человек будет хвататься за соломинку, и ему не придёт в голову рисковать жизнью, особенно, если обвинения несправедливы. Нельзя подозревать Иисуса в мазохизме или говорить о «мании распятия». Мысль о том, что Иисус охотно принял смерть на кресте, потрясает своей абсурдностью. Конечно же, он держался за жизнь! Просто нет никаких причин думать по-другому.

Иисус не хотел умирать. Но, к сожалению, мы должны признать, что у него не было никакой возможности защитить себя. Ещё менее вероятно, что у него был шанс поговорить с Пилатом о смысле бытия и пофилософствовать о природе истины (Иоанн 18:29-38). Библеист М.Гогуэль констатирует: «Судьба Иисуса была решена не в претории, но в тот момент, когда прокуратор принял решение арестовать его». Видимо, Пилат ограничился словами: «Этот человек еврей? Распять его!».

Однако, евангелия, сообразно поставленным религиозным целям, рисуют другую картину. Несмотря на неудачу всех попыток освободить Иисуса, Пилат не сдаётся. Он пытается вызвать у иудеев чувство сострадания и жалости. «Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его» (Иоанн 19:1) в надежде, что это удовлетворит разбушевавшееся сборище иудеев. Но Пилат просчитался. Образ окровавленного человека и слова Пилата «се, Человек!» (Иоанн 19:5), якобы проникнутые состраданием, разжигают у толпы ещё большую ярость: «распни, распни Его!» (Иоанн 19:6; Марк 15:14; Матф 27:22-23; Лука 23:21,23). После этого Пилат якобы советует евреям забрать Иисуса и самим предать его смерти римским методом казни. «Возьмите Его вы и распните» (Иоанн 19:6).

С этого момента, судя по описаниям евангелий, евреи буквально портят всё дело своим упрямством, бестолковостью и глупостью. Они снова отказываются от обвинения политического, возвращаясь к обвинению религиозному. «Иудеи отвечали ему: мы имеем Закон, и по Закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» (Иоанн 19:7). И тут же вновь хватаются за обвинение политическое: «Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царём, противник кесарю» (Иоанн 19:12), - грозя подмочить репутацию Пилата в Риме. Они пускают в ход, по словам Ж.Блинцлера, «свой последний и важнейший козырь»: «нет у нас царя, кроме кесаря» (Иоанн 19:15).

Этими словами иудеи сами совершают религиозное преступление, за которое были бы побиты камнями, произнеси они их в действительности. В связи с этим библеист П.Фидлер комментирует: «Еврейской стороне, на основании невообразимых с исторической точки зрения слов, ставится в вину отречение от веры, отказ от надежды на спасение». Этими словами евреи отказываются от своих национальных и религиозных ценностей, отрекаются от своего собственного кредо; они отвергают свой святейший принцип, гласящий, что один только бог – царь над иудейским народом; они будто бы заявляют, что император Тиберий – их единственный правитель.

В повествовании Иоанна Пилат, в свою очередь, не уступает евреям в умственном помрачении: он тоже отрекается от своих мировоззренческих принципов. Говорится, что, когда неожиданно Пилат узнал о том, что Иисус якобы выдавал себя за «сына божьего», он ещё «больше убоялся» (Иоанн 19:8). А ведь именно этот человек будет обвинён Римом в нетерпимости к евреям, станет печально известен своей чрезмерной жестокостью и негибкостью в отношении местного населения, за что несколькими годами позже будет отстранён от должности префекта Иудеи.

Евангелия повествуют, что Пилат, желая спасти несчастного Иисуса, пытается применить к нему процедуру помилования. Общего мнения и здесь у евангелистов нет. «Есть же у вас (евреев) обычай, чтобы я (Пилат) одного отпускал вам на Пасху» (Иоанн 18:39). «А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника» (Лука 23:17). «На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили» (Марк 15:6). «На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели» (Матф 27:15). Как видим, полная разноголосица: от «у вас (иудеев) есть обычай» до «правитель (Пилат) имел обычай»; от «на всякий праздник» до только «на Пасху».

Естественно, в соответствии с религиозными целями евангелий, у Пилата ничего не вышло. Освободили бандюгана Варавву. То, что этот эпизод придуман авторами евангелий, подтверждает не только отсутствие у них единого мнения. Здесь надо заметить, что иудейского обычая миловать перед Пейсахом приговорённого к смерти просто не существовало. По иудейскому законодательству нарушение «закона Моисеева» было преступлением перед богом, и только бог мог помиловать, никто из людей, даже царь, таким правом не обладал. Даже если бы такой обычай и существовал, он не мог быть исполнен, ведь Иудея была оккупирована Римом и на её территории действовали законы Римской империи. Если бы вдруг Пилат решился применить иудейское законодательство вместо римского, его, естественно, немедленно отстранили бы от должности. В римском законодательстве существовало право помилования осуждённого к смерти, однако право миловать принадлежало одному только императору. Если бы Пилат попытался присвоить себе права императора, это привело бы к весьма печальным для него последствиям. Верхом абсурда является предположение, что Пилат стал бы отпускать «известного» (Матф 27:16) бунтовщика. Вывод может быть только один: эпизод с помилованием Вараввы является плодом фантазии евангелистов. Этот эпизод вызывал недоумение уже в 3м веке нэ у отца церкви Оригена.

Современные христианские исследователи стараются прикрыть несуразность эпизода с Вараввой его будто бы символизмом. Д.Кроссан пишет: «Этот эпизод символически подводит итог прошедшим десятилетиям: народ встал перед выбором между разбойником и Иисусом и выбрал разбойника. Выбрали в вожди не мирного Иисуса, а революционера – именно так, согласно Марку, произошла война 66 года».

Согласно евангелиям прежде, чем отдать Иисуса своим солдатам для казни, этот представитель Римской империи, язычник и ненавистник евреев, чудесным образом вспоминает и имитирует иудейский религиозный ритуал, описанный в главе 21й книги Второзаконие и в 25 ом псалме. «Если в земле, которую Господь, Бог твой, даст тебе во владение, найден будет убитый, лежащий на поле, и неизвестно, кто убил его: И старейшины города того, который будет ближайший к убитому, пусть возьмут телицу, на которой не работали и которая не носила ярма, и пусть старейшины того города отведут сию телицу в дикую долину, которая не разработана и не засеяна, и заколют там телицу в долине; и все старейшины города того, ближайшие к убитому, пусть омоют руки свои над головою телицы, зарезанной в долине, и объявят и скажут: «руки наши не пролили крови сей, и глаза наши не видели; очисти народ Твой, Израиля, который Ты, Господи, освободил, и не вмени народу Твоему, Израилю, невинной крови». (Втор 21:1-2, 4, 6-8). «Не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду. Возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду; буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи» (Псалтырь 25:4-6). Пилат омывает руки, символически демонстрируя свою невиновность. «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды, и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы» (Матф 27:24). Немецкий философ 19го века Д. Штраус пишет: «Пилат едва ли мог заинтересоваться судьбой мечтателя-иудея, каким он в лучшем случае считал Иисуса, чтобы подобным омовением рук своих обнаружить свою собственную слабость и робость».

Неясен вопрос, приказал ли Пилат заключить Иисуса под стражу, или же он был передан ему еврейскими властями. Столь же неясно, допрашивал ли он Иисуса на предмет использования титула «царь иудейский» или нет. Но остаётся неизменным тот факт, что Иисуса подозревали в подрывной политической деятельности. Политических смутьянов было принято казнить без особых церемоний, без формального слушания дела и без переводчика. Дело Иисуса не отличалось от дел других бунтовщиков, независимо от того, доказана была их вина или нет. Для такого ненавистника евреев, как Пилат, одним евреем на кресте больше, одним меньше – особой роли не играло.

Табличка, которую по распоряжению Пилата прикрепили к кресту, указывала на вину Иисуса: «Царь Иудейский», что было чисто политическим преступлением. Первосвященники безуспешно просили Пилата: «не пиши «Царь Иудейский», но что Он говорил: «Я Царь Иудейский» (Иоанн 19:21). Однако, как мы видим, префекта вовсе не беспокоило мнение еврейских властей. «Пилат отвечал: что я написал, то написал» (Иоанн 19:22). Он сформировал своё собственное мнение, которое и стало причиной осуждения и казни. Согласно Луке (23:38) и Иоанну (19:20), надпись была сделана на трёх языках: еврейском, греческом, латинском и предназначалась для устрашения разноязычных «бунтовщиков». Кроме этого, исследователями библии приводятся и другие аргументы, объясняющие решение Пилата. «Этот коварный римский тиран не мог лишить себя удовольствия и не выставить на посмешище весь еврейский народ надписью, прикреплённой над крестом. Вот какой унизительной смертью наградили римляне так называемого Царя Иудейского» - Ж.Клаузнер. «Царь Иудейский» могло быть написано лишь в том случае, если Пилат намеревался цинично подшутить над евреями» - Е.Хенхен. По аналогичному политическому преступлению - обвинению в претензиях на происхождение из рода Давида - в 110 году Аттиком, наместником императора Траяна, был распят эбионитинский епископ Симон. Тот факт, что он был эбионитом, пацифистом, не имевшим никакого отношения к антиримскому движению, не оказало на римлян никакого воздействия.

Надо заметить, что если бы Иисус был казнён за богохульство, за то, что приписывал себе божественную природу («сын божий», как это впоследствии стало провозглашаться христианами), надпись на табличке гласила бы не I.N.R.I. («Иисус из Назарета, Царь Иудейский»), а I.N.F.D. («Иисус из Назарета, Сын Божий»). Однако и надпись «I.N.R.I.», скорее всего, является очередным изобретением евангелистов. Они хотели оставить свидетельство об Иисусе как о Христе (мессии) и царе, а никак не о вожде бунтовщиков. Он Христос – «царь» христианской общины. Однако наиболее вероятным является то, что единственным словом на табличке, прибитой к распятию, было слово «бунтовщик».

Исследователь М.Гогуэль пишет: «Если всё происходило так, как здесь 9 в евангелиях) описано, у Пилата не было необходимости спрашивать Иисуса о том, делал ли он что-нибудь достойное наказания, с точки зрения римского закона; всё, что ему требовалось сделать, это узнать, делал ли он что-нибудь достойное наказания с точки зрения еврейского закона, и был ли этот закон правильно применён к нему. В нашем случае, однако, нет прецедента вынесения еврейскими властями приговора, санкционированного властями римскими; как приговор, так и его исполнение – дело рук римлян, в соответствии с римским законом».

Не распни Пилат Иисуса, история пошла бы другим путём. Можно предположить, что миролюбивый Иисус противопоставил бы своё учение усилиям зелотов в 40-50е годы. И не было бы иудейского восстания 66-73 годов, не был бы разрушен Иерусалим, а евреи рассеяны, и главное – не родилось бы христианство.

Все канонические евангелия рисуют Пилата милосердным, добродетельным и благостным судьёй, вынужденным под давлением злобных евреев осудить Иисуса. Но впоследствии и это не удовлетворило руководство церкви. Им было важно показать, что Пилат не только не виновен в смерти Иисуса, но в глубине души сочувствовал ему и пытался спасти, признавая «сыном божьим».

И вот в течение 2-4го веков получило распространение большое количество фальшивок, которые имели своей целью доказать сочувствие Пилата Иисусу. Церковь официально не признавала подлинность подобных сочинений, но и не препятствовала их распространению и даже цитировала в случае необходимости.

К началу 3 го века среди христиан ходило поддельное донесение Пилата императору Тиберию. Позднее было создано письмо Пилата императору Клавдию. Авторов фальшивки мало интересовала историческая хронология и то, что Пилат был отстранён от должности ещё за несколько лет до того, как Клавдий стал императором. Всё донесение написано в христианском стиле: Пилат коротенько рассказывает евангельскую легенду, называя Иисуса посланником бога, предсказанного пророками. Во всём, конечно, виноваты иудеи: «Иудеи видели, как он слепых делал зрячими, прокажённых – чистыми, как он врачевал расслабленных, изгонял из людей демонов, воскрешал даже мёртвых, повелевал ветрами, шествовал сухими ногами по волнам морским и совершал много других чудесных знамений (можно не проверять, перечислены все чудеса, упомянутые в евангелиях – автор прямо оттуда их и взял). И так как народ иудейский называл его сыном божьим, то возненавидели его иудейские первосвященники, схватили его и предали его мне. Измышляя ложь на ложь, они сказали, что он волшебник и поступает против их закона». Только одной фразой говорится, что Пилат отдал Иисуса «на усмотрение» иудеев. Это самое скользкое место для защитников Пилата: пользуясь своей властью он просто мог освободить Иисуса. После воскрешения Иисуса иудеи якобы подкупили стражу, чтобы та обвинила учеников Иисуса в похищении тела. Но римские легионеры были столь благородны, что «не могли молчать», - они свидетельствовали о воскресении. Заканчивается фальшивка словами: «Доношу тебе обо всём этом, чтобы не распространилась какая-либо ложь и чтобы ты не подумал, что следует верить лживым иудеям», - как будто у императора нет других забот, как разбираться в иудейских религиозных спорах.

Но этого ревностным защитникам римских властей показалось мало. Некоторые апокрифические евангелия пошли ещё дальше. Вероятно, в 3м веке было создано евангелие от Никодима. Две его части никак не связанны между собой и были, по-видимому, случайно объединены в одну рукопись каким-то переписчиком. Первая часть называется «Воспоминание о господе нашем Иисусе Христе и его деяниях, имевших место при Понтии Пилате». Вторая часть, «Сошествие Христа в ад», содержит совершенно фантастический рассказ о путешествии Иисуса в ад, где он схватил сатану и приказал заковать его.

Первая часть посвящена гораздо более подробному, чем в евангелиях, рассказу о суде Пилата. Автор старательно показывает, как благожелательно был настроен префект Иудеи по отношении к Иисусу. Когда выступали свидетели защиты, иудеи «гневались и скрежетали зубами». Пилат говорил им: «Что вы скрежещите зубами, услышав правду?» Остаётся неясным, почему Пилат, выступавший в роли чуть ли не защитника Иисуса, не освободил обвиняемого? Чтобы затушевать эту несообразность, автор старается как можно ярче описать неистовство иудеев.

Кульминационным сюжетом в рассказе Никодима является описание самого главного чуда: когда Иисуса вели на допрос, знамёна, которые держали римские легионеры, согнулись и поклонились Иисусу. Автор всячески расцвечивает рассказ: знамёна кланяются и тогда, когда их берут в руки сами иудеи. Итак, не только римский прокуратор Иудеи сочувствовал Иисусу, но и римские военные знамёна. Никакой розни между римлянами и Иисусом не было и не могло быть – вот основная идея евангелия от Никодима.

В 70 х годах 20го века была обнаружена рукопись евангелия от Гамалиила, написанная на эфиопском языке. Заканчивается она следующими словами: «Пилат же был в саду, разговаривая о чудесах Иисуса со своей женой Прокулой, и вот, голос раздался из облаков и сказал ему: «Пилат, знаешь ли ты души тех, кто возносится на этом облаке в рай? Это души воскресшего разбойника и сотника. Ты так же, в своё время, будешь обезглавлен в Риме. Твоя душа и душа твоей жены вместе вознесутся в небесный Иерусалим». Современные христианские теологи хвалят праведный суд Пилата и защиту невиновного. Не удивительно, что этот римлянин занял достойное место в более поздних христианских традициях. Рядом со швейцарским городом Люцерном высится гора Пилат. Коптской церковью он причислен к лику святых. Ежегодно коптские христиане празднуют 25 июня день Святого Пилата. Христианской церковью той же чести удостоена его жена Прокула. За что? В евангелиях жена Пилата упомянута только однажды и только Матфеем. Ни Марк, ни Лука, ни Иоанн, ни Павел о ней не пишут ни слова. Матфей же пишет: «Между тем, как сидел он (Пилат) на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (27:19).

Сделаем три замечания. Во-первых, этот эпизод, по всей вероятности, явился плодом религиозного воображения Матфея, которым он пытается подчеркнуть расположение римлян к личности Иисуса, подчёркивающим отношение к Иисусу иудеев. Во-вторых, дословно воспринимая приведённый текст, приходишь к выводу, что жена Пилата заботилась не об Иисусе, а исключительно о своём благополучии: «ныне во сне много пострадала за Него», - то есть, не делай ему ничего, чтобы я не пострадала. В-третьих, судя по тому, что «жена его послала ему сказать», сама Прокула с Пилатом не общалась, а находилась где-то в отдалении, что противоречит содержанию многих фильмов на евангельскую тему.

Один из основателей христианской церкви, Тертуллиан, предположил даже, что Пилат был «тайным христианином». Это при всём при том, что исторически установлено, что на день казни Иисуса христианства ещё не существовало. Многие романисты - Булгаков в романе «Мастер и Маргарита», Роже Шейуа в «Pontius Pilate», Мишель Плауэли в «Sache Jesu» – изображают Пилата в привлекательном свете. Сказанное является ярким примером того, насколько далеко религиозная фантазия может уйти от очевидных исторических фактов. Ведь, согласно библии, «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евреям 11:1), «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Римлянам 10:17).

В заключение приведу любопытное мнение американского писателя Бернара Шоу. «Если бы Иисус предстал перед одним из наших судов, его бы передали двум докторам, которые, установив, что он одержим навязчивой идеей и, объявив его неспособным к вразумлению, отправили бы его в клинику».

Серия сообщений "Религия":
Часть 1 - Новый завет. БИОГРАИЯ ИИСУСА. НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ.
Часть 2 - Читаем Библию. Ветхий завет. Глава1
...
Часть 30 - Новый завет. БИОГРАФИЯ ИИСУСА. ИИСУС. СУД СИНЕДРИОНА.
Часть 31 - Реформаторы церкви. Джон Уиклиф (Виклиф) (англ. John Wycliffe). Ян Гус (чеш. Jan Hus)
Часть 32 - Новый завет. ИИСУС. СУД ПИЛАТА.
Часть 33 - Дикая дикость
Часть 34 - Франс де Ваал: Нравственное поведение животных
...
Часть 42 - Благодать святого духа или очередной разод?. Думается что второе.
Часть 43 - В мире известны десять голов Иоанна Крестителя, но подлинны из них только три
Часть 44 - Безбрачие считалось пороком у всех народов

Серия сообщений "Новый завет":
Часть 1 - Новый завет. БИОГРАИЯ ИИСУСА. НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ.
Часть 2 - Новый завет. БИОГРАФИЯ ИИСУСА. ДАТА РОЖДЕНИЯ.
...
Часть 16 - Новый завет. БИОГРАИЯ ИИСУСА. ИИСУС В ИЕРУСАЛИМЕ.
Часть 17 - Новый завет. БИОГРАФИЯ ИИСУСА. ИИСУС. СУД СИНЕДРИОНА.
Часть 18 - Новый завет. ИИСУС. СУД ПИЛАТА.

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку