-Цитатник

Как славно что вспомнили о братьях Гусаковых! - (0)

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ...ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА - СОВЕТСКИЕ СТЕПИСТЫ И ЧЕЧЕТОЧНИКИ БРАТЬЯ ГУСАКОВЫ Cоветские сте...

Попробую Обязательно. Закуска с Чипсами - (5)

Новогодняя пикантная закуска «5 минут»       Пикантные закуски ...

ВЕРБЕНА. Посадка, уход, выращивание рассады - (0)

ВЕРБЕНА ВЕРБЕНА Вербена – красивое многолетнее растение – настоящее украшение...

Юбки. Нажимаешь на выбранную и получаешь подробности. - (0)

Юбки, юбки, юбки... (с выкройками)     ...

Может попробую это. Календарь садовода - огородника на 2016 год - (0)

Календарь садовода - огородника на 2016 год. Puxovaia.

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги» Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»Добавляет кнопки рейтинга яндекса в профиль. Плюс еще скоро появятся графики изменения рейтинга за месяц
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Empire" Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Природа
Природа
09:44 10.11.2006
Фотографий: 1
Посмотреть все фотографии серии Путешествия
Путешествия
09:41 10.11.2006
Фотографий: 1
Посмотреть все фотографии серии Семья
Семья
09:38 10.11.2006
Фотографий: 6

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Таля

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.10.2003
Записей: 1570
Комментариев: 4875
Написано: 10253


Новый завет. БИОГРАИЯ ИИСУСА. ИИСУС. УЧЕНИКИ.

Среда, 24 Ноября 2010 г. 11:29 + в цитатник
Виктор Иванов.

ИИСУС. УЧЕНИКИ.

Число 12 не следует воспринимать буквально. Оно – символический пророческий акт и символизирует двенадцать «колен» еврейского народа (Бытие 35:22, 49:28, Числа 1:44 и др). Большая часть этих племён-«колен» ко временам Иисуса уже пропало бесследно в историческом водовороте Востока. Но евреи свято верили в то, что, в конце концов, все «колена» вновь соберутся в «земле обетованной» (Иезекииль 47:13-48:29). Избрание Иисусом Двенадцати тесно связано с этой верой. «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мной, - в Возрождении, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых . (Матфей 19:28, то же Лука 22:30).



Таким образом, призвание Двенадцати имеет сразу несколько смыслов. Во-первых, они олицетворяют восстановление двенадцати «колен израилевых». Речь не о том, что среди них были представлены все «колена». Двенадцать – это прообраз восстановленного Израиля. Во-вторых, Иисус набирал правителей будущего Израиля. Греческое слово, переведённое чуть выше как «судить», более точно переводится как «править». В-третьих, эти слова ещё раз подтверждают узконациональный, еврейский характер группы последователей Иисуса.

Что же говорят нам об учениках Иисуса евангелия?

Марк и Лука используют слово «ученик» только по отношению к тем, кто входил в узкий круг последователей и сопровождал Иисуса в его путешествиях. У Матфея (27:57) и Иоанна (8:31, 9:28, 13:35, 15:8) люди, которые верили учению Иисуса и почитали его, так же иногда называются учениками.

Ученики были людьми простыми, большинство – рыбаками из Галилеи, - и только Иуда Искариот был из Иудеи. «И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?» (Деяния 2:7).

Согласно Марку (1:16), Матфею (4:18) и Луке (5:1-3) большинство учеников было собрано Иисусом на берегу Галилейского озера в то время, когда они ловили рыбу. Но это был только первый тур кастинга. Был и второй, заключительный тур отбора, на горе. «Потом взошёл на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь» (Марк 3:13-14, то же Матфей 10:1, Лука 6:13).

Ни в одной из прочитанных книг я не нашёл подтверждения, но у меня закрадывается мысль, что не случайно почти все ученики Иисуса – рыболовы. Не стремление ли это авторов евангелий подтвердить ещё одно «сбывшееся» пророчество Ветхого завета. А там я прочитал вот что: «Вот, Я (бог) пошлю множество рыболовов, говорит Господь, и будут ловить их (евреев-вероотступников). И воздам им прежде всего за неправду их, и за сугубый грех их» (Иеремия 16:16,18). «Клялся Господь Бог святостью Своею, что вот, придут на вас дни, когда повлекут вас крюками, и остальных ваших – удами (удочками)» (Амос 4:2).

Иоанн (1:28-40) и здесь имеет своё, кардинально иное мнение. Он считает, что Иисус начал набирать своих сторонников из учеников Иоанна Крестителя у реки Иордан в Иудее. Но и Иоанн (1:44) подтверждает, что первые ученики были рыбаками из Галилеи, из городка Вифсаиды, расположенного на северном берегу Геннисаретского озера.

Имена одиннадцати учеников совпадают во всех евангелиях. Имя последнего имеет два варианта. Вот их полный список:

1. Симон, прозванный Петросом, Петром (по-арамейски Цефа, Кефа, Кифа - «камень»). Во времена Иисуса это было самое распространённое еврейское имя. У Матфея (16:17) он назван сыном Иониным. Мы узнаём, что он был женат: Марком (1:29-31), Матфеем (8:14), Лукой (4:38) и Павлом (1Кор 8:5) упомянута его тёща. Все евангелисты называют Симона рыбаком, а, следовательно, выходцем из очень бедной среды. Рыбаками часто становились обезземелившиеся крестьяне.

2. Андрей, его брат, названный христианской церковью Первозванным, как призванный Иисусом первым из Двенадцати (Иоанн 1:40). Надо заметить, что на титул Первозванного больше прав имеет его брат Симон Пётр: Марк, Матфей и Лука первым из призванных учеников называют именно его. Он был также рыбаком на Галилейском озере, также жил в Капернауме вместе с братом Петром и его семьёй.

3-4. рыбаки-братья Иаков и Иоанн, сыны Зеведеевы. Согласно Марку Иисус дал им прозвище Воанергес (сыны грома). В трёх эпизодах, в которых они встречаются в евангелиях, братья предстают людьми решительными и даже дерзкими (Лука 9:54-56, Марк 9:38-40, 10:35-38).

5. Филипп. Марк, Матфей и Лука кроме имени о нём не сообщают ничего. Иоанн (1:43-46) сообщает немного дополнительных сведений: Филипп был из Вифсаиды, городка на берегу Галилейского озера, и его, очевидно, пригласил в ученики лично Иисус. Иоанн сообщает, что Филипп привёл в ученики некоего Нафанаила, которого остальные евангелисты не упоминают. По мнению некоторых исследователей, Нафанаил – это ни кто иной, как Варфоломей.

6. Варфоломей. На самом деле (арамейское: бар Толемай, сын Толемая) – это отчество. И вполне возможно, что имя сына Толемая было Нафанаил. С евангелиями нет никакого противоречия: у Марка Матфея и Луки есть Варфоломей, но нет Нафанаила, у Иоанна наоборот: есть Нафанаил, но не упоминается Варфоломей.

7. Фома, прозванный Дидимом (по-гречески «близнец»). «Фома, иначе называемый Близнец» (Иоанн 11:16, так же 20:24, 21:2). Но чей близнец, неизвестно. Очень вероятно, что Фома, это не имя, а прозвище: по-арамейски «Тома» - это «Близнец», - хотя и семитское имя Фома существовало.

За неверие в воскресение Иисуса в церковной традиции Фома прозван Неверующим (Иоанн 20:24). Другой информации о Фоме в евангелиях нет.

8. Матфей, именуемый Марком и Лукой также Леви-мытарем; сын Алфеев, согласно Марку. Его не следует путать с Матфеем, написавшим каноническое евангелие; это два разных человека, имеющих одинаковые имена. Об ученике Матфее мы практически ничего не знаем.

9. Иаков, сын Алфеев, возможно брат Матфея. О нём ничего не известно так, как Новый завет упоминает его только при перечислении списка апостолов.

10. Симон-Хананей (Зелот), Кананита – в православной библии. Хананей (канана по–арамейски означает именно зелот), видимо, принадлежал к зелотам. Но его образ в евангелиях оставлен в тени. Другие исследователи считают, что «Зелот» – просто греческий перевод арамейского слова «Ревнитель». А, следовательно, предполагают они, Симон был просто «Ревнителем», то есть ревнителем по вере и соблюдению заповедей. К тому же зелоты, как политическое движение, стали известны только спустя несколько десятилетий после смерти Иисуса.

11. Иуда Искариот. После самоубийства его заменяет Матфий. И в который раз находим в библии разночтения. К книге Деяний (1:26) избрание Матфия происходит в день вознесения Иисуса, то есть на сорок третий день после его смерти. Павел же пишет, что Иисус «воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, а потом двенадцати» (1Кор 15:5). То есть новый апостол был уже к тому времени избран, что очень сомнительно, учитывая смятение и бегство учеников после казни учителя. А, скорее всего, Павлу просто ещё не была известна легенда о самоубийстве Иуды, ведь евангелия были написаны на десятилетия позже его послания к коринфянам.

Объяснений возникновения прозвища Искариот имеется несколько. Наиболее правдоподобным объяснением является: Искариот - «человек из Кариота» (Исх-Кариот). Предполагается, что Кариот, - это искажённое произношение Кириафа, упомянутого в книге Иисуса Навина (15:25). Историк Э.Реннан предполагает: «По-видимому, он один не был галилеянином. Город Кариот лежал на крайнем юге, в колене Иудином, на расстоянии дня пути за Кедроном». Возможно, прозвище Иуды идёт от еврейской транскрипции латинского слова «сикарий» (sikarius), прозвища зелотов. Однако большинством учёных такое предположение не поддерживается. Сикарии появились позже, в правление прокуратора Иудеи Феликса (52-59 гг). Существует так же предположение, что прозвище Искариот происходит от арамейского слова «эшкариа», переводимого как «обман», «ложь» - таким образом, оно означает «Иуда-Обманщик». Но минус такого предположения состоит в том, что так Иуду могли назвать только после предательства. Исторический Иуда такого прозвища иметь не мог. Некоторые исследователи считают, что Искариот происходит от еврейского слова «искортиа» (фартук). Другими словами, Иуда Искариот – это Иуда Фартучник. Предполагается, что Иуда, будучи казначеем, носил кожаный фартук, а в фартуке – кошелёк с общинными деньгами. Однако и эта гипотеза сомнительна: она построена на далеко идущих домыслах, к тому же Иоанн пишет, что Иуда носил денежный ящик, а не кошёлек. До того, как Иуда стал предателем, ему вряд ли дали такое уничижительное и презрительное прозвище.

Судя по сообщению Иоанна (12:6) Иуда был казначеем и заведовал финансами общины. При этом Иоанн (12:6) говорит, что Иуда «был вор». С.Михайлов пишет: «Это утверждение бездоказательно и ни на чём не основано: никаких конкретных фактов, подтверждавших бы склонность Иуды к воровству Иоанн не приводит, вывод же который он делает, противоречит элементарной логике, явно надуман и предвзят». Абсурдно считать, что человека со столь банальными и очевидными грехами Иисус поставил бы казначеем и сделал бы членом Двенадцати.

Когда незадолго до казни Иисус пришёл в Вифанию, одна женщина, взяв дорогих благовоний, умастила ими ноги Иисуса и отёрла своими волосами. Тогда Иуда сказал: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» (Иоанн 12:5). «Грязные инсинуации» Иоанна (12:6) так и остаются инсинуациями и слишком упрощают мотивы. Видимо, в словах Иуды проскальзывают нотки разочарования в проповеди Иисуса: он искренне думал, что деньгам можно найти лучшее применение. Триста динариев – это почти годовая плата подённого рабочего того времени. Вот, думал Иуда, Иисус требует, чтобы люди продавали имущество и отдавали деньги нищим… А сам?… И ради чего?… Где оно, это обещанное «царство»?

Из того, что Иуде была доверена касса, можно предположить, что в отличие от других учеников он был грамотным человеком. Из Иоанн 12:5 можно так же предположить, что он был настроен на филантропию и оказание людям материальной помощи: дескать, не слишком уноситесь в эмпиреи, деньги тоже по-своему полезны.

12. По имени последнего апостола в Новом завете существует две версии. Это Фаддей у Матфея и Марка или Иуда, сын Иакова, у Луки и в книге Деяний. Решение этой проблемы давали еще со времён отцов церкви Оригена (185-254гг) и Иеронима (347-420гг). Они утверждали, что разночтения нет, а Фаддей и Иуда – одно и то же лицо. У апостола, утверждали они, было двойное еврейско-греческое имя Иуда Фаддей. Оставим такое решение на совести Оригена и Иеронима. Отметим, что ничего достоверного о нём в Новом завете не говорится (и недостоверного тоже).



Ученики Иисуса после его смерти стали именоваться апостолами, то есть посланцами, несущими «благую весть» о приближении «царства небесного». Слово апостол существовало в иудаизме задолго до Иисуса. Так назывались посланцы, приносящие по религиозным праздникам пожертвования, предписанные «законом Моисеевым», в иерусалимский храм от иудеев, которые не могли сделать этого сами. В евангелиях присвоение ученикам титула апостолов приписывается самому Иисусу. «Призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами (Лука 6:13).

Двенадцать учеников церковной традицией почитаются существами - почти полубогами, которым Иисус поведал все божественные тайны и посланными им нести «благую весть» по всей земле. При беспристрастном, что мы и пытаемся делать, прочтении евангелий выясняется, что это совсем не так.

Простые люди из народа, они, кажется, с трудом понимали то, что проповедует им Иисус. Видимо, они и Ветхий завет-то знали плохо. Вот ученики удивляются проповеди Иисуса, «спрашивая друг друга: что значит воскреснуть из мёртвых» (Марк 9:10), - получается, что они не читали Ветхого завета, где об этом говорится неоднократно. Например, Иезекииль 37:12-14, Исаия 26:19. И сам Иисус подтверждает наше предположение: «Неужели вы не читали сего в Писании?» (Марк 12:10, Матфей 21:42). А Лука (24:45) сообщает, что только после воскресения Иисус дарует своим ученикам способность понимать Ветхий завет: «Тогда отверз им ум к разумению Писаний», - из чего следует вывод: до этого они такой способностью просто не обладали. И Иоанн (12:16) говорит о том же. «Ученики Его сперва не поняли этого (цитаты Ветхого завета); но когда прославился Иисус (вознёсся), тогда вспомнили, что так было о Нём написано».

Иисус говорил для ясности притчами, как и все иудейские проповедники. В Талмуде написано: «не относись к притче пренебрежительно; подобно тому, как при свете грошовой свечки отыскивается оброненный золотой или жемчужина, так с помощью притчи познаётся истина». Но, не смотря на это, у учеников возникало ещё большее непонимание. Ученики были такими же простыми галилеянами, как и остальные: они не понимали и притчи. Притчи только вносили сумбур в их головы. «Ученики Его сказали Ему: вот теперь Ты прямо говоришь и притчи не говоришь никакой; теперь видим, что Ты знаешь всё и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя» (Иоанн 16:29-30). «И приступивши к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу» (Матфей 13:36). «Пётр же отвечая сказал Ему: изъясни нам притчу сию» (Матфей 15:15). «Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?» (Лука 8:9).

Непонятливость учеников часто выводила Иисуса из себя. Он с возмущением высказывает это им. «Не понимаете этой притчи? как же вам уразуметь все притчи?» (Марк 4:13 аналогично Матфей 15:16-17). «Ещё ли не понимаете и не разумеете? ещё ли окаменено у вас сердце? имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?» (Марк 8:17-18). «Что помышляете в себе, маловерные» (Матфей 16:8). «Как же не разумеете?» (Марк 8:21). «Неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете?» (Марк 7:18). Вот Иисус обрушивается на Петра: «отойди от меня сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Матфей 16:23, Марк 8:33), - и называет его «маловерным» (Матфей 14:31). «О, род неверный и развращённый! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (Матфей 17:17, Лука 9:41, Марк 9:19). И Фому Иисус укоряет в отсутствии истинной веры: «ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие» (Иоанн 20:29).

Иисус понимал, что его ученики ещё далеки от звания «пророк», далеки от понимания его проповедей. «Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нём, что дела его злы» (Иоанн 7:7). Потом эти слова несколько смягчаются. «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде Вас возненавидел» (Иоанн 15:18).

Ученики действительно не понимали проповедей своего учителя, слишком возвышенных для их приземлённого сознания и мировосприятия. «Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного» (Лука 18:34). «Тут некоторые из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: «вскоре не увидите Меня, и опять, вскоре не увидите Меня», и: «Я иду к Отцу»? Итак они говорили: что это говорит Он: «вскоре»? не знаем, что говорит» (Иоанн 16:17-18). «Иисус говорил о смерти его (Лазаря), а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном» (Иоанн 11:13-14). «Ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете (исполнять божью волю). Посему ученики говорили между собою: разве кто принёс Ему есть?» (Иоанн 4:31-33). «Они же чрезвычайно изумились (словам Иисуса)» (Марк 10:26). «Услышавши это, ученики Его весьма изумились» (Матфей 19:25). «И дивились учению Его» (Лука 4:32). «Услышавши это, ученики Его весьма изумились» (Матфей 19:25). «Но никто из возлежащих не понял, к чему Он это сказал» (Иоанн 13:28). Иисус говорит им о необходимости сторониться проповедей фарисеев и светских властей Иудеи: «смотрите, берегитесь закваски фарисейской и Иродовой» (Марк 8:15), - а ученики понимают это на свой лад: «это значит, что хлебов нет у нас» (Марк 8:16, Матфей 16:7). «Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так-что они не постигли его: а спросить Его о сём слове боялись» (Лука 9:45). «И убоялись страхом великим и говорили (про Иисуса) между собою: кто же это» (Марк 4:41). «Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись» (Марк 9:32). «Боялись» - примечательное слово: любимого учителя не боятся. И учитель видел их страх: «Иисус сказал: встаньте и не бойтесь» (Матфей 17:7).

Не понимают ученики не только проповедей Иисуса, но даже совершённых им «чудес», что и приходится констатировать Марку. «И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено» (Марк 6:51-52). «Иисус говорит им: ещё ли окаменено у вас сердце» (Марк 8:17). А это очень серьёзное обвинение! В Ветхом завете на слово «окаменено» я нашёл многозначительные пророчества Иезекииля. Вот что бог говорит израильтянам, поклоняющимся «ложным богам». «И возьму из плоти их сердце каменное, и дам сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим и соблюдали уставы Мои» (11:19-20). «И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из вашей плоти сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (36:26-27). Выходит, Марк считает, что у учеников Иисуса, как не имеющих «истинной веры», сердце «каменное», а не «плотяное».

Мало того, что ученики боялись своего учителя, он и его поступки вызывали у них и более сильные чувства. «Ученики ужаснулись от слов Его» (Марк 10:24). «Иисус шёл впереди их, а они ужасались и, следуя за ним, были в страхе» (Марк 10:32). «Они были в страхе» (Марк 9:6). «И услышавши ученики пали на лица свои и очень испугались» (Матф 17:6). «Они же в страхе и удивлении говорили друг другу…» (Лука 8:25).

Иисус и сам прекрасно осознавал, что не добился любви своих учеников. «Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: «иду к Отцу»» (Иоанн 14:28). «Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп?» (Иоанн 14:9). Он понимал, с кем имеет дело. «Но есть из вас некоторые неверующие» (Иоанн 6:64). «Тогда Он сказал им: где вера ваша?» (Лука 8:25). «И сказал им: как у вас нет веры?» (Марк 4:40). «Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: «исторгнись и пересадись в море», то она послушалась бы вас» (Лука 17:6). Когда ученики самостоятельно безуспешно пытались излечить бесноватого, Иисус объясняет причину неудачи: «по неверию вашему» (Матфей 17:20).

Возвышенные проповеди Иисуса иногда даже возмущали учеников и у него возникали с ними трения. «Многие из учеников Его говорили: какие странные слова! Кто может это слушать?» (Иоанн 6:60). Услышав проповедь о семье и браке, видимо, с насмешкой «говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им (видимо, с издёвкой): не все вмещают слово сие, но кому дано» (Матфей 19:10-11). Ученикам, как считал он, понять этого было не дано!

Иногда действия учеников напоминают поведение клоуна с сачком не в такт подпрыгивающего в знаменитом номере театра Полунина. Так, однажды Пётр, пребывая в каком-то смятении духа, вдруг пытается возродить языческие кущи. «При сём Пётр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии (пророку). Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе» (Марк 9:5-6). Подчеркивая при этом душевное состояние Петра, Лука указывает, что сказал он это, «не зная, что говорил» (9:33). Фома, пребывая, видимо, в каком-то суицидальном умопомрачённом состоянии говорит своим товарищам: «Пойдём и мы умрём с Ним» (Иоанн 11:16). И совсем неясно, чем вызвано психически нездоровое состояние Фомы. Ведь это была реакция не на казнь учителя, а всего лишь на предложение Иисуса пойти в дом к умершему Лазарю и увидеть его, Иисуса, способности оживлять мертвецов. «Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдём к нему» (Иоанн 11:14-15). Дальше всё прошло «по плану», бедолагу Лазаря Иисус оживил, Фома не произнёс ни слова, но от своих суицидальных мыслей, видимо, избавился.

Иисус видит, что ученики не понимают или воспринимают довольно скептически его проповедь. Об их взаимоотношениях красноречиво говорят следующие слова. «Что вы зовёте Меня: «Господи! Господи!» и не делаете того, что Я говорю» (Лука 6:46). «Тогда Он сказал им: где вера ваша?» (Лука 8:25).

Отношение учеников к своему учителю видно из следующего эпизода в Гефсиманском саду накануне ареста. «Пришед же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошёл от них на вержение камня и, преклонив колени, молился. Встав от молитвы, Он пришёл к ученикам, и нашёл их спящими от печали. И сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Лука 22:40-41, 45-46). Иисус при этом укоряет Петра: «так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?» (Матфей 26:40). Но ученики глухи к словам учителя. «Ещё, отошёл в другой раз, молился. И пришед находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И оставив их, отошёл опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете?» (Матфей 26:42-45). Иисус вполне ясно даёт понять, насколько худо его положение, а ученики преспокойно засыпают. Они даже не пытаются бороться со сном и помолиться за своего учителя. Только Лука (22:45) пытается как-то оправдать их равнодушие, и заявляет, что уснули они не от равнодушия – «глаза отяжелели» (Матфей 26:43), - а, наоборот, «от печали».

И в следующем эпизоде горячей любви учеников к учителю не чувствуется. Когда в Вифании в доме Симона женщина хочет помазать Иисусу волосы дорогим маслом, то, «увидевши это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» (Матфей 26:8-9). Чего же ещё можно было ждать от простых галилеян, бывших рыбаков? В их словах чувствуется житейская сметка и практичность, но никак не любовь к учителю. Иисус и сам прекрасно понимал приземлённость сознания своих учеников. Это со всей определённостью можно заключить из уже приведённых его слов, адресованных Петру: «думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Матфей 16:23, Марк 8:33).

В отличие от общепринятого мнения, последователей у Иисуса было немного. Максимальное их количество сообщает Лука. «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников» (10:1). Но странные проповеди и, вероятно, отношение Иисуса к своим ученикам сокращало их число. «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Иоанн 6:66). Остались только Двенадцать. «Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Пётр отвечал Ему: к кому нам идти?» (Иоанн 6:67-68). Думаю, вы заметили, как обречённо звучит ответ: остаёмся, мол, не из-за веры в то, что ты проповедуешь, нам просто некуда идти…

Нет ничего удивительного в действиях учеников после ареста Иисуса. «Тогда, оставивши Его, все бежали» (Марк 14:50). «Тогда все ученики, оставивши Его, бежали» (Матф 26:56). Слова Марка хорошо характеризуют смятение и страх, царившие в рядах учеников: «Но он (ученик, без упоминания имени), оставив покрывало, нагой убежал от них (римских воинов) (14:52). Остальные евангелисты такой несимпатичный эпизод скромно опускают. По одному, очень древнему преданию, этим мальчиком был сам евангелист Марк, которому в то время было около 15 лет. Однако, можно и предположить, что это был один участников тайной вечери: позже мы установим, что на ней могли присутствовать не только Двенадцать.

Пётр, испугавшись преследований, трижды отрекается от своего учителя. Об этом эпизоде читаем следующее. «Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите» (Марк 14:71). Но в действительности в оригинальном тексте библии на греческом языке слова другие. «Тогда он начал проклинать и клясться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите». Таким образом, молча убран тот нелицеприятный факт, что Пётр не только отрёкся от Иисуса, но при этом ещё и проклинал его.

Ни один из учеников не присутствовал при казни, не предал земле тело своего учителя. Для обычаев Востока это более чем странно. Видимо, после страшной казни ученики просто разбежались, испугавшись возможных преследований. Думали, что их учитель мессия, пришедший спасти Израиль от римской оккупации, - «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Пётр сказал Ему в ответ: Ты – Христос (мессия)» (Марк 8:29), - а его распяли, как обыкновенного злодея и преступника. Это подтверждают и слова учеников из Еммауса. «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиль» (Лука 24:21). Даже услышав о воскресении Иисуса, ученики не поверили этому. «Но они, услышавши, что Он жил и она (Мария Магдалина) видела Его, - не поверили. После сего явился в ином образе двум из них по дороге, когда они шли в селение. И те возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец явился самим одиннадцати (апостолам), возлежащим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили» (Марк 16:11). И Лука говорит о том же. «И возвратившись от гроба возвестили всё это одиннадцати и всем прочим. То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сём Апостолам. И показались им слова их пустыми, и не поверили им» (Лука 24:9-11). Матфей (28:17) пишет, что даже при третьем явлении Иисуса ученикам «иные усомнились». Воскресший Иисус упрекает своих учеников из Еммауса: «о, несмыслённые и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Лука 24:25).

Иисус хорошо знал своих учеников и предполагал, что они поступят именно так позорно. «Вот наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного» (Иоанн 16:32).

Интересно повествование Иоанна об обстоятельствах третьего явления Иисуса своим ученикам. Если два первых раза они были ещё в Иерусалиме, то при третьем явлении ученики преспокойно занимались рыбалкой в родной им Галилее на Галилейском озере, забросив все свои апостольские дела. Другими словами, по версии Иоанна, они стали теми, кем были до встречи с Иисусом. Судите сами. «После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: были вместе Симон Пётр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы и двое других из учеников его. Симон Пётр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идём и мы с тобою. Пошли, и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего (козни злопамятного Иисуса?). А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус» (Иоанн 21:1-4). Я ни в одной из прочитанных книг не встретил никаких комментариев исследователей к вышеприведённым словам. А хотелось бы, уж очень действия учеников похожи на предательство…

Исследователи считают, что вероятнее всего разбежавшиеся ученики вернулись в Иерусалим только по прошествии драматических голгофских событий, когда закончился праздник Пейсах, город покинули толпы паломников, римляне вернулись в крепость Антония, а Иерусалим возвратился к обычной жизни. По мнению библеиста Х.Кюнга, воссоединение учеников могло произойти во время еврейского праздника Седмиц (у христиан - Пятидесятница), посвящённого дарованию богом евреям «закона Моисеева» и отмечающегося через семь недель после Пейсаха. Он пишет: «И вновь только из Книги Деяний Апостолов, написанной Лукой в более поздний период, мы узнаём о христианском празднике Пятидесятницы. Вполне возможно, что именно в первую Пятидесятницу после смерти Иисуса, когда многочисленные паломники традиционно прибыли в Иерусалим, состоялась первая встреча последователей Иисуса – пришедших, главным образом, из Галилеи – именно тогда была основана община. Лука, вероятно, воспользовался традицией, согласно которой первое проявление массового экстаза под воздействием Духа произошло именно в Иерусалиме именно в первую Пятидесятницу. Странно, но ни Павел, ни Марк, ни Матфей, по-видимому, ещё ничего не знали о христианской Пятидесятнице. Для Иоанна же Пасха и Пятидесятница были одним и тем же событием».

ВЫВОД: при непредвзятом прочтении евангелий становится понятным, что россказни попов про учеников (именуемых ими «святыми апостолами») и про их взаимоотношения с учителем являются неприкрытой ложью. Весь расчёт строится на том, что никто не удосужится прочитать евангелия без ненужной религиозной предвзятости…

Серия сообщений "Религия":
Часть 1 - Новый завет. БИОГРАИЯ ИИСУСА. НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ.
Часть 2 - Читаем Библию. Ветхий завет. Глава1
...
Часть 19 - О втором пришествии
Часть 20 - Ветхий завет. О Моисее
Часть 21 - Новый завет. БИОГРАИЯ ИИСУСА. ИИСУС. УЧЕНИКИ.
Часть 22 - Новый завет. БИОГРАИЯ ИИСУСА. ИИСУС и МАРИЯ МАГДАЛИНА.
Часть 23 - Читаем Библию. Ветхий завет. Глава 7
...
Часть 42 - Благодать святого духа или очередной разод?. Думается что второе.
Часть 43 - В мире известны десять голов Иоанна Крестителя, но подлинны из них только три
Часть 44 - Безбрачие считалось пороком у всех народов

Серия сообщений "Новый завет":
Часть 1 - Новый завет. БИОГРАИЯ ИИСУСА. НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ.
Часть 2 - Новый завет. БИОГРАФИЯ ИИСУСА. ДАТА РОЖДЕНИЯ.
...
Часть 10 - Новый завет. БИОГРАИЯ ИИСУСА. ИУДА - ПРЕДАТЕЛЬ, ЖЕРТВА ИЛИ СВЯТОЙ?
Часть 11 - О втором пришествии
Часть 12 - Новый завет. БИОГРАИЯ ИИСУСА. ИИСУС. УЧЕНИКИ.
Часть 13 - Новый завет. БИОГРАИЯ ИИСУСА. ИИСУС и МАРИЯ МАГДАЛИНА.
Часть 14 - Новый завет. БИОГРАИЯ ИИСУСА. НАЧАЛО ПРОПОВЕДИ И БЕГСТВО ИЗ ГАЛИЛЕИ.
...
Часть 16 - Новый завет. БИОГРАИЯ ИИСУСА. ИИСУС В ИЕРУСАЛИМЕ.
Часть 17 - Новый завет. БИОГРАФИЯ ИИСУСА. ИИСУС. СУД СИНЕДРИОНА.
Часть 18 - Новый завет. ИИСУС. СУД ПИЛАТА.

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку