-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Птица_вещая

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.10.2003
Записей:
Комментариев:
Написано: 91





Вороны - пересмешники

Понедельник, 13 Октября 2003 г. 16:55 + в цитатник
***
В неволе ворон доживал до 69 лет.

Взятый на воспитание в юном возрасте, он потом всю жизнь будет относиться к своему воспитателю, как к родному. Нрав у этих птиц довольно уживчивый и покладистый, но у многих проявляется явная склонность к озорству, не всегда безобидному.

В неволе ворон, обязательно становится пересмешником. Дикие вороны в природе чужими голосами не увлекаются, словно бы не подозревая о своих способностях.

Горло ворона неспособно к воспроизведению нежных звуков птичьих песен, и он не может ни свистеть, ни щебетать. Зато у него прямо страсть к повторению грубых и неприятных голосов, к разным стукам, к отвратительному скрипу заржавленного гвоздя, выдираемого из крепкой доски.

В собственном языке воронов есть крик, похожий на собачий лай, и поэтому ручные птицы любят передразнивать собак.

В журнале "Наука и жизнь" кандидат биологических наук Л. Семаго как-то рассказывал о вороне и наблюдении за воронятами следующее:

"Он бессовестно лаял довольно спокойной таксе что-то такое обидное или оскорбительное прямо в морду, и та, не стерпев унижения, откусила ему чуть ли не половину надклювья, после чего озорник за десять лет не тявкнул даже в уединении ни разу.

Он же любил кашлять по-стариковски и, откашлявшись, бормотать прокуренно-простуженным голосом не очень разборчиво что-то вроде: "Неплохо бы и рюмочку..."

Стук и треск выходили у него просто замечательно, а для хлопка бьющейся электролампочки не хватало лишь звона осколков.


Ворон и мифология

Понедельник, 13 Октября 2003 г. 16:44 + в цитатник
Почему же ворон занимает особое место в мифологии?

В крике ворона можно расслышать слова "гроб, гроб". Вряд ли это кому-нибудь покажется хорошим знаком. Ну и конечно сыграли существенную роль особенности питания. Ворон - птица всеядная, но полакомиться падалью он никогда не прочь. Стаи воронов пировали на трупах после побоищ. Не удивительно, что эта птица (да еще зловещего черного цвета!) стала ассоциироваться со смертью.

Вообще многие птицы-падальщики в представлениях разных народов были своего рода посредниками между миром живых и миром мертвых. Тот же коршун, например.

Может быть еще одна причина, по которой врановые птицы обычно ассоциируются у человека с опасностью. В древности они сопровождали опасных для человека хищников - волков, медведей, а также вооруженных людей.

Орнитологи считают, что первыми птицами, которые пришли к человеку и стали использовать его деятельность как источник существования, были врановые. Они подбирали остатки пищи первобытных охотников, как раньше питались остатками добычи крупных хищников. Произошло это еще в плейстоцене, десятки и сотни тысяч лет назад. Взаимоотношения птиц и древних охотников закрепились в памяти людей, стали впоследствии проявляться во всевозможных приметах, поверьях, сказках, ритуалах.

У чукчей ворон - главный герой мифов творения. Он создает горы, животных, первых людей, учит их говорить и есть мясо животных, добывает небесные светила, существовавшие раньше лишь в верхней вселенной. В мифах коряков ворон добывает пресную воду у хозяев моря, похищает небесные светила.

У эскимосов ворон выступает в качестве культурного героя. У эскимосов Аляски он создал мужчину из бобового стручка, а из глины вылепил различных животных и вдохнул в них жизнь. Сначала создал горных козлов и оленей, а затем - женщину, которая стала женой первого мужчины. Ворон научил эскимосов, как жить на земле, как добывать пищу.

У европейцев это была птица, приносящая несчастье. Появление ворона на левой стороне дома считалось дурной приметой, появление его во время сева предвещало неурожай, встреча двух воронов в воздухе - войну. У древних евреев ворон считался нечистой птицей, поскольку питается падалью.

Вместе с тем, бывал он и положительным героем. Ворон приносил пророку Илие пищу во время его пребывания в пустыне

А эстонцы верили, что под крылом ворона есть особое белое перо, которому приписывали чудодейственную силу. Завладевший им якобы может стать счастливым или творить чудеса.

Чудодейственной силой обладал и так называемый "вороний камень", при помощи которого можно лечить разные болезни, отвращать зло, понимать язык птиц.

У римских авгуров ворон считался одной из главных птиц-оракулов. При наблюдениях наибольшее значение отводилось голосу птицы и стороне, откуда она появилась. Наихудшее предзнаменование нес хрипло каркающий ворон.

Пролетевшая слева направо птица также предвещала несчастье. Если он при этом еще и садился на дуплистый дуб, авгуры предрекали опустошение земли вражескими солдатами. Появление большого количества воронов означало близкую беду для всего народа. Считается, что вороны предсказали гибель многим римским военачальникам и политическим деятелям. Исключительно большое значение "ясновидению" ворона придавали древние греки. Плутарх сообщал, что по появлению воронов была предсказана смерть Александра Македонского в Вавилоне.

Появление стаи этих птиц перед военным походом могло вызвать такую же реакцию, как солнечное затмение во время похода князя Игоря на половцев.

Не меньше присматривались к воронам и германские племена. Для них он был прежде всего военным оракулом. Считалось добрым знаком, когда ворон сопровождал выступающих вождей.

В скандинавских легендах описывается, как ворона посылают на разведку новых земель потому, что нет других птиц, кроме него, способных к длительному полету на большие расстояния, обладающих острым зрением, осторожностью и сообразительностью. Только такая умная и сильная птица может добыть нужный секрет и ничего не напутать. В старых ирландских легендах ворон предсказывает будущее, и сохранившееся в ирландском языке выражение "знание ворона" означает умение видеть и знать все, что случается. У викингов ворон был символом борьбы и победы. Воронов они старались захватить с собой в многочисленные походы, и птицы не сопротивлялись этому. Они следовали за викингами по той же причине, по которой волки и сейчас сопровождают стада карибу во время миграций - в поисках пищи.

В культуре языческой Руси врановые птицы играли значительную роль, отношение к ним было положительным. Вороны в мифах и сказках принадлежат к пантеону богов, их изображают сидящими на дубе - священное дерево славян, символизирующее мировое древо.

В русских сказках ворон - птица вещая, самая мудрая. Ее наделили даром слова и предвещаний. В гнездах ворона незримо хранятся золото, серебро и самоцветные камни, он достает и приносит "живую" и "мертвую" воду, золотые яблоки. Карканье ворона предвещает рождение сына - считали на Руси.

В средние века вoроны были многочисленными во многих городах Великобритании, в том числе и в Лондоне. После известного лондонского пожара 1666 г. эти птицы питались незахороненными трупами людей и размножились в таком количестве, что стали назойливыми. Жители обратились к королю с просьбой помочь избавиться от них. Однако прорицатель объяснил тому, что если все вoроны в Лондоне будут уничтожены, то на Англию обрушатся всякие несчастья и королевский дворец рассыплется в прах. В ХVII в. стая воронов своими криками разбудила королевскую стражу при нападении отряда О. Кромвеля.

С этого времени по королевскому указу небольшую группу воронов содержат в Тауэре. Сейчас там "прописаны" восемь птиц, каждая из которых имеет собственную кличку. Когда ворон умирает, его хоронят недалеко от ворот, помещая этикетку с его именем.


И еще немного полезной информации...

Понедельник, 13 Октября 2003 г. 16:40 + в цитатник
Сегодня я запишу в свой дневник выдержки из тематической птичьей рассылки, которую ведет Синица (svegolas@yandex.ru). Спасибо ей большое за такое хорошее дело! :)

Для контраста: почти взрослый!

Понедельник, 06 Октября 2003 г. 17:44 + в цитатник
Прошло каких-то два месяца, и маленький беспомощный птенец превратился вот в такую носатую птицу.
Хотя вид у него на этой фотографии почти взрослый, он все еще ребенок...



На прогулке

Понедельник, 06 Октября 2003 г. 17:28 + в цитатник
У таких маленьких птенцов бОльшая часть времени уходит на сон. Кормить их нужно через каждые полтора-два часа, понемногу.
Чем старше становится вороненок, тем больше он бодрствует: он начинает изучать окружающий его мир.
И хоть в возрасте 5 недель Каркуша еще не умел самостоятельно ходить и выбираться из своего гнезда, ему нравилось, когда с ним играют, берут на руки или разрешают сделать несколько шажков самому.



А когда воронята просыпаются, они ужасно голодные!

Понедельник, 06 Октября 2003 г. 17:17 + в цитатник
Как, впрочем, и любые другие дети. "Ну вот, поспали, теперь можно и поесть."



Как спят воронята?

Понедельник, 06 Октября 2003 г. 17:03 + в цитатник
Думаю, немногие видели маленьких птенцов черного ворона, а уж тем более - как они спят. :)
На этой фотографии Каркуше около 5 недель. Он спит и сладко посапывает в своем гнезде из сухого сфагнума.



Первые опыты по освоению ложки

Понедельник, 06 Октября 2003 г. 13:50 + в цитатник
Когда Каркуша был совсем маленьким, мы поили его водой с ложечки.
Научившись ходить, он начал исследовать предметы в зоне досягаемости. И конечно же, его очень заинтересовало, сможет ли он самостоятельно зачерпнуть ложечкой воду из стакана. :)
(Прошу прощения за качество фото - это видеокадр).


Удивительно, как быстро растут птенцы!

Понедельник, 06 Октября 2003 г. 13:21 + в цитатник
За каких-то три месяца птенец, умещавшийся в маленьком яичке, стал огромной птицей - в трехмесячном возрасте он весил 1300 грамм и ростом вымахал более 60 см!
На фото вороненку около двух месяцев. А яичко - куриное. :)



Ворон: Corvus Corax

Понедельник, 06 Октября 2003 г. 13:11 + в цитатник
Ворон, лат. Corvus Corax
Ворон - наиболее крупный представитель семейства врановых и отряда воробьиных (масса тела до 1,5 кг). Несведущие люди часто путают ворона с вороной и грачом. Более того, многие полагают, что ворон и ворона - это самка и самец одного вида. Но надо отметить, что такая путаница происходит только в русском языке из-за практически одинакового названия двух разных видов. В других языках эти птицы имеют четко различающиеся названия - например, в английском ворон - raven, ворона - crow. От серой вороны ворон отличается значительно более крупными размерами, чисто черной окраской, более массивным клювом и клиновидным хвостом. Грач четко отличается от ворона и других врановых наличием участка неоперенной кожи вокруг клюва.

В отличие от других врановых ворон очень осторожная и недоверчивая птица, и никогда не подпускает близко к себе человека. В городе его встретить практически невозможно. Если же ворон и селится в городе, то в отдаленных и труднодоступных местах - например, на высоких заброшенных зданиях.

Голос ворона звучит как низкое "крук" или короткое, отрывистое "кра". С этой красивой и действительно очень умной птицей связано, пожалуй наибольшее количество мифов и легенд. Люди издавна приписывали воронам мистические свойства - с одной стороны, ворон - мудрец, носитель великого Знания, пророк, с другой - зловещий вестник смерти. В действительности, конечно, ни то, ни другое не соответствует истине, но наличие действительно высоко развитых интеллектуальных способностей и чего-то мистически-привлекательного во внешнем облике отрицать сложно. И в самом деле, крупные размеры, иссиня-черная с металлическим блеском окраска, массивный клюв, придающий значительность облику птицы, всегда немного взъерошенная "борода", гармоничный силуэт строгих линий - все это впечатляет.

Ворон - оседлая птица. Обитает практически везде, за исключением Северной Африки и Северной Америки, но везде редок. Питаются вороны мышевидными грызунами, пищевыми отходами, крупными насекомыми, трупами животных, яйцами и птенцами других видов, рыбой. Едят и растительную пищу - зерна злаков, семена и плоды различных растений. Живут поодиночке или парами, пары нередко не распадаются даже зимой. В конце января - начале февраля начинаются брачные игры, в конце февраля - начале марта приступают к строительству гнезда в кронах высоких деревьев, в береговых обрывах, уступах скал, опорах ЛЭП, телеграфных столбах, вышках. Строят гнездо обе птицы из тостых ветвей вперемешку с комками земли, корой, тонкими свежими веточками. Подстилка из сухих стебельков, шерсти, войлока, кусочков материи и ваты. В марте самка откладывает от 4 до 7 голубоватых с бурыми пятнышками яиц. Насиживание длится три недели. насиживает только самка, а самец ее кормит. Птенцы вылупляются в начале апреля, в мае вылетают из гнезда. Довольно долго держатся с родителями, которые их подкармливают - до осени или даже зимы.

В содержании дома ворон - исключительно интересная птица. Из всех врановых, несмотря на крупные размеры, воронов содержат в домашних условиях чаще всего, в последние несколько лет вороны стали появляться на птичьем рынке, правда, там они отностительно дороги - 100 - 150$. Кормление воронов из-за их всеядности не представляет особых сложностей - кусочки мяса, рыбы, птицы, хлеб, творог, сырые и вареные яйца, распаренное зерно, и др. Однако в содержании в домашних условиях есть одна сложность - как и все крупные птицы, много пачкает, поэтому свободное содержание в квартире вряд ли возможно. Лучше всего сделать вольер - в комнате, на балконе или на садовом участке. Взятые птенцами, вороны прекрасно приручаются, могут свободно летать на свободе и возвращаться по зову хозяина. Привязавшийся к человеку ворон может даже пытаться защищать своего хозяина, проявляя агрессию к посторонним. Очень хорошо имитируют человеческую речь.

http://corvidae.narod.ru/raven.html

Странная японская сказка про ворона.

Понедельник, 06 Октября 2003 г. 13:02 + в цитатник
Для коллекции. :)

Морской рак и ворон.
(перевод В.Маркова, 1994)

В старину это было, в глубокую старину.
Бродил из деревни в деревню нищий монах. Зашел он однажды по дороге в чайный домик. Ест колобок и чай попивает.
Поел он, попил, а потом говорит:
— Хозяйка, хочешь, я тебе нарисую картину?
"Какую картину может нарисовать этот оборвыш?" — подумала хозяйка.
А монах снял с ноги соломенную сандалию, обмакнул ее в тушь и сказал:
— Пожалуй, так занятней рисовать, чем кистью! — И нарисовал на двери большого ворона.
Пошел дальше нищий монах. Стоит на склоне горы другой чайный домик. Отдохнул там монах, выпил чаю и говорит:
— Хозяйка, хочешь, я тебе что-нибудь нарисую?
Снял он сандалию с другой ноги, обмакнул в черную тушь и нарисовал на двери морского рака. Рак был совсем как живой: он шевелил хвостом и клешнями.
Множество людей приходило в чайный домик полюбоваться на морского рака. Деньги так и посыпались в кашель хозяйке.
Прошло время. На обратном пути завернул нищий монах в тот чайный домик, где нарисовал он морского рака.
Стала хозяйка благодарить монаха:
— Вот спасибо вам! Прекрасного рака вы нарисовали. Только больно черен. Сделайте его, пожалуйста, ярко-красным!
— Что же, это дело простое! — ответил монах и выкрасил рака в красный цвет.
"Вот хорошо-то, — с торжеством подумала хозяйка, — теперь я больше денег заработаю!"
Но красный рак был мертвый. Не шевелил он больше ни хвостом, ни клешнями. И никто уже не приходил на него полюбоваться.
А нищий монах завернул по пути в тот чайный домик, где он ворона нарисовал. Хозяйка дома встретила его неласково, начала жаловаться:
— Заляпал своим вороном мою чистую дверь, вконец испортил! Сотри свою картину, да и только!
— Это дело простое, — улыбнулся монах.
— Тебе не нравится этот ворон? Сейчас его не будет!
Достал он из-за пазухи веер, раскрыл его и несколько раз взмахнул им в воздухе. И вдруг послышалось:"Кра-кра-кра!" Ворон ожил, расправил крылья и улетел.
Онемела хозяйка от удивления, а нищий монах пошел дальше своим путем.

http://www.ili-lina.narod.ru/3_4.html



Процитировано 1 раз

Переводы знаменитого стихотворения "Ворон"

Понедельник, 06 Октября 2003 г. 12:42 + в цитатник
В комментариях к оригиналу стихотворения Эдгара По я выложила 8 известных мне переводов.
Буду благодарна, если пришлете ссылку на переводы других авторов. :)

Почти сон...

Понедельник, 06 Октября 2003 г. 11:52 + в цитатник
Это - "Сны почти детские, почти розовые".
Мне очень нравятся сны, в которых присутствует ворон.
А когда просыпаешься утром и слышишь, как в соседней комнате ворон поёт-вещает, настроение улучшается!



Таким был мой ворон в раннем детстве.

Понедельник, 06 Октября 2003 г. 11:31 + в цитатник
Симпатичный, не правда ли? :)
Сейчас он вырос и стал выглядеть совсем как взрослый, мудрый ворон из сказок. Даже не верится, что не так давно он был вот таким забавным маленьким птенцом.



Ворон: народные приметы и суеверия.

Понедельник, 06 Октября 2003 г. 11:22 + в цитатник
ВОРОН
Ворон, каркающий над домом, предвещает болезнь кому-нибудь из домашних. (Корнуолл).

--------------------------------------------------------------------------------
Если ворон каркает над домом, в котором лежит больной, - это дурная примета. (Повсеместно).

--------------------------------------------------------------------------------
Если слепой хорошо относится к воронам, они научат его, как вернуть зрение. (Уэльс).
На протяжении многих поколений ворон считался вестником беды. Говорят, что Цицерон был предупрежден о приближении смерти множеством воронов, кружившихся вокруг него.Когда Александр Македонский входил в Вавилон, большая стая воронов сопровождала его войска. И только когда Александр умер, всем стало ясно, почему это вороны появились в столь небывалом количестве.От Цицерона и Александра перейдем к англичанам, которые тоже считают крик ворона над домом знамением смерти.В связи с этим поверьем доктор Врен писал: "Обладая весьма острым нюхом, вороны через каминную трубу чуют особый запах, свойственный телу умирающего, и начинают кружить вокруг окон дома, как будто над падалью".Иоанн Понтант свидетельствует, что так же точно они кружились и дрались с коршунами на полях под Бенвентом и Апициумом, предвещая великую битву на этих полях. А Ницетас говорил о "битве воронов и ворон, предвещавшей вторжение скифов во Фракию".Греки весьма почитали ворона, считая его священной птицей, сопровождающей Аполлона, покровителя авгуров. Авгуры наблюдали за полетом воронов, считая, что эта птица имеет сверхъестественную способность предсказывать грядущие события.Скандинавы посвящали ворона Одину. Считалось, что этот бог имеет двух воронов, которых он каждое утро посылает собирать сведения о том, что случается в мире, а вечером они возвращаются, садятся Одину на плечи и шепчут ему обо всем, что узнали. Согласно здешней легенде ворон когда-то был белым, но за болтливость его выкрасили в черный цвет. По некоторым сведениям, к этому был причастен сам Один.О корнуолльском поверье, связанном с вороном.Среди множества мрачных легенд, связанных с вороном, есть одна история с благополучным концом. Она повествует о корнуолльском каменотесе, работавшем под большой глыбой, которая в любой момент могла рухнуть на него. Заметив эту опасность, ворон схватил гальку и бросил ее на голову человеку. Но тот лишь обругал птицу и продолжал работать. Тогда ворон снова бросил камешек, и человек снова не обратил внимания. Тогда птица полетела на берег моря и, вернувшись с обломком разбитого корабля, бросила его под ноги каменотесу. "Э! - воскликнул тот. - Да там, наверное будет чем поживиться!" - и тут же поспешил на берег. Спустя мгновение глыба обрушилась на то самое место, где он работал.В русской фольклорной традиции ворон точно так же считается вещей птицей: "Старый ворон мимо не каркнет".Русская сказка изображает ворона мудрой и благородной птицей, обладающей сверхъестественными способностями. Именно он приносит с края земли мертвую и живую воду и оживляет героя. Ворон в качестве исцелителя фигурирует и в русских заговорах: "Святый Боже, святый крепкий, святый бессмертный, помилуй нас, Боже. Летит ворон через синее море, несет в зубах иглу, в игле шелкова нитка, коею будет зашивать кровавую рану раба Божия (имя рек) от кщенаго, пораженнаго, молитвеннаго, от тридевять жил, от тридевять пажилков, от тридевять суставов, от тридевять суставчиков. Едет мужик Аникан, говорит он: "Как слюна моя не канет, так руда (имя рек) не канет".В русских поверьях не только крик этой птицы, но и само появление ворона предвещает смерть или несчастье:"Если ворон сядет на купол или колокольню храма, в той церкви будет отпеваться покойник, тоже и в том доме кто-либо умрет, на кровле которого сядет и прокаркает ворон" ."Через который двор ворон перелетел, каркая, там будет покойник" .

http://token.ru/76.shtml

Животные в мифологии: ворон

Понедельник, 06 Октября 2003 г. 11:18 + в цитатник
Ворон, широко распространён в мифологических представлениях, обладает значительным кругом функций, связывается с разными элементами мироздания (подземным миром, землей, водой, небом, солнцем), что свидетельствует о глубокой мифологической семантике этого персонажа. Она обусловливается некоторыми универсальными свойствами Ворона как птицы, в частности резким криком и черным цветом. Само слово «ворон» в большинстве языков этимологизируется как указание либо на крик Ворона (иногда звукоподражательно — в романо-германских, кельтскях. палеосибирских, венгерском, ацтекском наименованиях), либо на его окраску (в т. ч. в балто-славянских, арабском, китайском языках). Чёрный цвет Ворона часто воспринимается как приобретённый от соприкосновения с огнём или дымом, в силу наказания бога и т. п.
Предание о падале, по гипотезе К. Леви-Строса, способствует тому, что Вороне функционирует в мифах как культурный герой: падаль — уже не животная, но и не растительная пища, поэтому Ворон олицетворяет некий компромисс между хищными и травоядными, противопоставление которых друг другу оказывается в конечном итоге смягчением фундаментальной антиномии жизни и смерти. Поэтому Ворон воспринимается как медиатор между жизнью и смертью.
Как трупная птица чёрного цвета с зловещим криком Ворона хтоничен, демоничен, связан с царством мёртвых и со смертью, с кровавой битвой (особое развитие получает мотив выклёвывания Вороном глаз у жертвы), выступает вестником зла. Поскольку Ворон в поисках пищи копается в земле, он связывается и с нею; как всякая птица, Ворон ассоциируется с небом. Связь Ворона с этими тремя сферами определяет то, что он (это особенно видно в палео-азиатской мифологии и индейцев Северной Америки мифологии} наделяется шаманским могуществом и, в частности, выполняет посреднические функции между мирами — небом, землёй, загробным (подземным или заморским) царством, являясь, таким образом, медиатором между верхом и низом.
Ворон воспринимается как медиатор (главным образом в северных мифологиях) между летом и зимой (он неперелётная птица), сухим и влажным, солёной и несолёной влагой (связь Ворона или созвездия Ворона с сухим сезоном почти универсальна, сухостью в некоторых мифологиях мотивируется «голос» Ворона; как посредник между водой и сушей он участвует в мифах о потопе; создавая «сушу», Ворон достаёт горсть земли со дна моря; он добывает воду и делает реки, причём пресную речную воду он иногда берёт у хозяев солёного моря)..
Умение подражать человеческой речи, а возможно и долголетие, способствовали возникновению представлений о Вороне как о мудрой вещей птице (ср. его связь с загробным миром). Наряду с этим (особенно в северных мифологиях) Ворон воспринимается как посредник между мудростью и глупостью (он — «мудрый» шаман и плут-трикстер, попадающий впросак или совершающий « безумные » поступки). Ворон является медиатором между мужским и женским началом (ср. его попытки изменить пол, «выйти замуж», и т. п., сопоставимые с шаманством превращённого пола). Выступающий в мифах как существо двойной антропозооморфной природы, Ворон выполняет медиативную функцию между человеческим и животным. Участие Ворона в основных мифологических оппозициях способствует его роли как «серьёзного» культурного героя и одновременно шутника-трикстера. Как культурный герой Ворон осуществляет медиацию в оппозиции природы и культуры.
Ворон — центральный персонаж в мифах некоторых народов Северной Азии и Северной Америки, прежде всего у палеоазиатов чукотско-камчатской группы (чукчи, коряки, ительмены) в Азии; у северо-западных индейцев (главным образом тлинкиты, но также хайда, цимшиан, квакиютль), северных атапасков и отчасти эскимосов (повидимому, в результате заимствования) в Америке. В этих мифологиях Ворон выступает как первопредок — демиург — культурный герой, могучий шаман, трикстер (ительменок. Кутх, корякск. Куйкынняку, чукот. Куркыль, тлинкитск. Иелъ). Он фигурирует в двух ипостасях — антропоморфной и зооморфной, и типологически близок тотемическим первопредкам двойной антропозооморфной природы в мифологиях других американских индейцев и австралийцев. Его деятельность в мифах отнесена ко времени мифического первотворения что, в частности, делает возможным сочетание функций «серьёзного» культурного героя и плута-трикстера в одном персонаже.
В мифах о творческих и культурных деяниях Ворона мотивы у палеоазиатов (как культурный герой Ворон выступает прежде всего у чукчей) и в Северной Америке в основном совпадают. Ворон создаёт свет и небесные светила, сушу и рельеф местности, людей и зверей; он добыл пресную воду у хозяев моря, раскрасил всех птиц (а сам превратился из белого в чёрного), положил начало рыболовству. Эти мотивы можно считать древнейшими, созданными в период генетического единства или длительных контактов предков палео-азиатов и индейцев Северной Америки. Однако последним не известен палеоазиатский миф о Вороне, который вместе с другой птицей (зимушкой или куропаткой) пробил клювом небесную твердь, добыв таким образом свет (но в обеих мифологиях есть мифы о похищении небесных светил в виде мячей у их злого хозяина ради создания света); а палеоазиатам не знакомы североамериканские рассказы о том, как Ворон добился от хозяйки прилива регулярной смены прилива и отлива и о том, как он добыл огонь (у чукчей Ворон создаёт сакральный инструмент для добывания огня).
Существование этих различных, но типологически близких мотивов, возникших самостоятельно в каждом из регионов, подчёркивает общность мифологической семантики Ворона.
Прежде всего как первопредок и могучий шаман Ворон выступает в фольклоре коряков и ительменов. Он патриарх «вороньего» семейства, от которого произошли люди; у него большая семья, и он защищает своих детей от злых духов, помогает в устройстве их браков; а сами брачные приключения его детей суть символическое выражение возникновения и правил организации и функционирования социума (установление дуальной экзогамии через отказ от кровосмешения, установление «брачных связей» с существами, персонифицирующими природные силы, от которых зависит хозяйственное благополучие социума).
Вокруг Ворона и его семьи объединён почти весь повествовательный фольклор коряков и ительменов. Такая «семейная» циклизация отличает палеоазиатский фольклор от фольклора северо-западных индейцев, циклизованного «биографически» — в нём преобладают мифы о «героическом» детстве Ворона и о его странствиях: в Северной Америке Ворон — прежде всего культурный герой, а не «патриарх», хотя и здесь имеются представления о нём как о первопредке. Так, он часто выступает как тотем или родовой эпоним, считается родовым или фратриальным предком. С оппозицией фратрий, очевидно, связано его противопоставление другой птице (лебедю, гагаре, орлу; ср. ниже об иудаистском противопоставлении Ворона голубю; один из представителей семейства «вороньих» выступает в оппозиции к орлу в Северной Австралии, он также является и трикстером) или зверю (обычно волку). В частности, у северо-западных индейцев и у некоторых групп атапасков племя делится на фратрию Ворона и фратрию волка или орла.
В отличие от мифов творения, рассказы о проделках Ворона-трикстера не совпадают по мотивам в палеоазиатском и североамериканском фольклоре, но типологически идентичны. Исключение составляют повествования о мнимой смерти Ворона и о его попытках переменить пол, представляющие пародию на некоторые стороны шаманизма (аналогичные истории рассказывают и о других трикстерах). Таким образом, «трикстерский цикл» о Вороне возник, повидимому, позже, чем мифы творения.
В палеоазиатском фольклоре Ворон-трикстер и прожорлив, и похотлив, но его основной целью является утоление голода. В Северной Америке похотливость приписывается другому трикстеру — Норке, а для Ворона характерна только прожорливость. Разница проявляется также в том, что у палеоазиатов Ворон-трикстер действует на фоне общего голода, постигшего всю его семью; в Северной Америке состояние голода — специфическая черта самого Ворона, возникшая, по мифу, после того, как он съел коросту с кости.
Ворон-трикстер готов на любой коварный обман, часто торжествует, но бывает и одурачен. Если он выступает как представитель семьи (что прежде всего характерно для палео-азиатской мифологии), его трюки удаются, когда они направлены против «чужих», и проваливаются, когда Ворон действует в ущерб «своим», нарушает физические или социальные нормы (покушается на коллективные запасы пищи, меняет пол, пренебрегает половозрастными принципами разделения труда, изменяет жене). Трюки Ворона противостоят нормальной социальной деятельности его детей, «дополнительны» ей, воспринимаются как па-разитарная форма поведения и являются шутовским дублированием, пародийным снижением его собственных деяний как культурного героя и могучего шамана. Там, где Ворон действует вне семейного фона, что характерно и для палеоазиатского и для северо-американского фольклора, его трюки имеют переменный успех. В этом случае он часто пытается удовлетворить свои нужды за счёт других подобных антропозооморфных существ; у палеоазиатов это лиса, волк и др., в Северной Америке — баклан, медведь-гризли, орёл, также волк.
Аналогичная семантика образа , выявляется и в мифологических представлениях других народов Севера:» Азии и Северной Америки. В якуте ЕЖ мифологии Ворон — атрибут Улу Тойоаш», мифического главы чёрных шаманов и имеет демонический характер в эвенкийских мифах Ворон иногда выступает в роли неудачного, непослушного помощника бога-творца. На Севера Америке у индейцев других племе сказания о Вороне встречаются только спорадически, но там известен миф о потопе с участием Ворона (у северно-западных индейцев Ворон. иногда также связывается с потопом): он ПОСЛАН искать сушу, не возвращается, и называется чёрным цветом. Шведская фольклористка А. Б. Рут, СОЦИАЛЬНО изучавшая мотив всемирно— потопа, считает, что эти сюжета. возникли в результате контаминашо индейских мифов о демиурге-ныряет щука, вылавливающем землю, рассказами библейского происхожу ния о всемирном потопе, занесённым миссионерами.
Уже древнейшее сюжетное упоминание о Вороне в вавилонском эпосе Гильгамеше связывает его с мифе» о всемирном потопе: Утнапиштт посылает из ладьи (на которой спасается от потопа) последователь в ласточку, голубя и Ворона, чтобы узнать обнажилась ли суша. Первые две птицы возвращаются, не найдя сухого места, а Ворон не возвращается — свидетельство того, что он обнаружил сушу. В библейском описании потопа (восходящем к вавилонскому Ворону не вернулся, а посланный за тем голубь прилетел с листом оливы, то есть в полном отличии от вавилонской версии Ворон выступает как дурной вестник, а голубь как хороший. Эта же трактовка становится ярче в поздний еврейской (постбиблейской) и мусульманской традициях (Ной проклинает Ворона, делает его чёрным, благословляет голубя). В средневековой христианской традиции Ворон становится олицетворением сил ада и ДЬЯВОЛА а голубь — рая, святого духа, христианской веры (крещения). Так же интерпретация опирается, повидимому, как на еврейскую традицию д отражает иудаистское деление животных на чистых (голубь) и нечистых (ворон), так и на дохристиански-мифологические представления народов Европы, в которых Ворон имеет отчётливую хтоническую характеристику и фигурирует как птица, приносящая несчастье. Появление Ворона на левой стороне дома было дурной приметой, во время сева его появление предвещало неурожай, встреча двух воронов в воздухе — войну В древнеирландской, и особенно древнескандинавской, литературах (восходящих к фольклору и отражающих дохристианскую мифологию) Ворон иногда обладает железными когтями и клювом, есть и образ одноглазого Ворона, что характерно для хтонических существ. Ворон фигурирует в описаниях битв, предвещает гибель героев. Скандинавского верховного бога Одина связанного с царством мёртвых и войнами, сопровождают две мудрые вещие птицы — вороны Хугин и Мунин Ворон, повидимому, связан и кельтским богом Лугом. В античной мифологии Ворон (или ворона) сопровождает богов и героев, связанных с небом и солнцем, с культом земледелия, с войной и подземным царством: Кроноса (и римского Сатурна), Аполлона, Афину (шлем Афины имеет вид ворона), Асклепия. Имеется много упоминаний о мудрости Ворона. Согласно Овидию , Аполлон узнаёт от Ворона об измене любимой им нимфы и в горе делает его чёрным. По преданию Ворон предсказывает смерть Цицерона и др. Вместе с тем отчетливой хтонической характеристики античный Ворон не имеет.
Поверья о том, что Ворон. приносит несчастье, зафиксированы в Северной Африке. Передней, Южной и Восточной Азии. В Древнем Китае ворон был солярным символом; лишние солнца, убитые стрелком И, мыслились как Ворон. Демоническим персонажем Ворон, является в русских сказках Ворон Воронович).

http://myfhology.narod.ru/myth-animals/voron.html

А вот и они, мои друзья!

Понедельник, 06 Октября 2003 г. 11:08 + в цитатник
Знакомьтесь: Малыш, Куколка и Каркуша.
Именно о них я буду рассказывать в своем дневнике.
Может, это и не самый удачный кадр, но здесь они все трое, - не так уж просто сфотографировать таких сорванцов всех вместе.

Ворон

Понедельник, 06 Октября 2003 г. 10:55 + в цитатник
Ветер ласкает перья,
Ворон летит над морем.
Он тоже немножко верит,
Что счастье сильнее горя.

Он улетел из дома,
Ворон хотел стать чайкой,
Чтобы парить над морем.
Морю, наверно, не жалко.

Он тоже хотел стать белым,
Всю жизнь посвятить полетам.
Но Бог пожалел ему мела
И сделал мёртвенно-черным.

Шарахались чайки от птицы,
Он был для них белой вороной.
Простите, оговорилась,
Он был для них лебедем черным.

А чайки парили в небе,
И волны плескались покорно.
Он понял, что где бы он ни был,
Навеки останется черным.

Черный ворон с белой душою
Летел над бушующим морем
Одинокою черной звездою
В бесконечном и вечном просторе.

Он с обидой глядел на море.
Он с младенчества верил в сказки,
Он знал, что закрасить горе
Можно баночкой белой краски.

Он задумался и не заметил,
Что его относило к скалам,
Что менял направленье ветер...
Крик. Удар. И его не стало.


Он открыл глаза - мгла ночная.
Воздух замер в томящем мраке.
Мертвых птиц черно-синяя стая
Пронеслась, обдавая страхом.

В черно-сером пугающем свете
Черно двигались черные звери.
Черным утром на черном рассвете
Черный ворон рыдал от потери.

Ворон плакал от злой обиды.
Черный воздух объял его тело.
В этом черном мире забытом
Он казался пепельно-белым...


Светлана Хэмпен
http://literature.gothic.ru/amateur/poetry/hempen/poetry.htm

T h e R a v e n

Понедельник, 06 Октября 2003 г. 10:52 + в цитатник

Once upon a midnight dreary, while I pondered, weak and weary,
Over many a quaint and curious volume of forgotten lore--
While I nodded, nearly napping, suddenly there came a tapping,
As of some one gently rapping, rapping at my chambler door.
"'Tis some visitor," I muttered, " tapping at my chambler door--
Only this and nothing more."

Ah, distinctly I remember it was in the bleak December;
And each separate dying ember wrought its ghost upon the floor.
Eagerly I wished the morrow;--vainly I had sought to borrow
From my books surcease of sorrow--sorrow for the lost Lenore--
For the rare and radiant maiden whom the angels name Lenore--
Nameless here for evermore.

And the silken, sad, uncertain rustling of each purple curtain
Thrilled me--filled me with fantastic terrors never felt before;
So that now, to still the beating of my heart, I stood repeating,
"'Tis some visitor entreating entrance at my chamber door--
Some late visitor entreating entrance at my chamber door;--
This it is and nothing more."

Presently my soul grew stronger; hesitating then no longer,
"Sir," said I, "or Madam, truly your forgiveness I implore;
But the fact is I was napping, and so gently you came rapping,
And so faintly you came tapping, tapping at my chamber door,
That I scarce was sure I heard your"--here I opened wide the door;--
Darkness here and nothing more.

Deep into that darkness peering, long I stood here wondering, fearing,
Doubting, dreaming dreams no mortal ever dared to dream before;
But the silence was unbroken, and the stillness gave no token,
And the only word there spoken was the whispered word, "Lenore?"
This I whispered, and an echo murmured back the word, "Lenore!"
Merely this and nothing more.

Back into the chamber turning, all my soul within me burning,
Soon again I heard a tapping somewhat louder than before.
"Surely," said I, "surely that is something at my window lattice;
Let me see, then, shat thereat is, and this mystery explore--
Let my heart be still a moment and this mystery explore;--
"'Tis the wind and nothing more!"

Open here I flung the shutter, when, with many a flirt and flutter,
In there stepped a stately Raven of the saintly days of yore;
Not the least obeisance made he; not a minute stopped or stayed he;
But, with mien of lord or lady, perched above my chamber door--
Perched upon a bust of Pallas just above my chamber door--
Perched, and sat, and nothing more.

Then this ebony bird beguiling my sad fancy into smiling,
By the grave and stern decorum of the countenance it wore,
"Though thy crest be shorn and shaven, thou," I said, "art sure no craven,
Ghastly grim and ancient Raven wandering from the Nightly shore!"
Quoth the Raven, "Nevermore."

Much I marvelled this ungainly fowl to hear discourse so plainly,
Though its answer little meaning--little relevancy bore;
For we cannor help agreeing that no living human being
Even yet was blessed with seeing bird above his chamber door--
Birds or beast upon the sculptured bust above his chamber door,
With such name as "Nevermore."

But the Raven, sitting lonely on the placid bust, spoke only
That one word, as if his soul in that one word he did outpour.
Nothing farther then he uttered--not a feather then he fluttered--
Till I scarcely more than muttered, "Other friends have flown before--
On the morrow he will leave me, as my Hopes have flown before."
Then the bird said, "Nevermore."

Startled at the stillness broken by reply so aptly spoken,
"Doubtness," said I, "what it utters is its only stock and store
Caught from some unhappy master whom unmerciful Disaster
Followed fast and followed faster till his songs one burden bore--
Till the dirges of his Hope that melancholy burden bore
Of 'Never--nevermore.'"

But the Raven still beguiling my sad fancy into smiling,
Straight I wheeled a cushioned seat in front of bird and bust and door;
Then, upon the velvet sinking, I betook myself to linking
Fancy unto fancy, thinking what this omnious bird of yore--
What this grim, ungainly, ghastly, gaunt, and ominous bird of yore
Meant in croaking "Nevermore."

This I sat engaged in guessing, but no syllable expressing
To the fowl whose fiery eyes now burned into my bosom's core;
This and more I sat divining, with my head at ease reclining
On the cushion's velvet lining that the lamp-light gloated o'er,
But whose velvet-violet lining with the lamp-light gloating o'er,
She shall press, ah, nevermore!

Then, methought, the air grew denser, perfumed from an unseen censer
Swung by seraphim whose foot-falls tinkled on the tufted floor.
"Wretch," I cried, "thy God hath lent thee--by these angels he hath sent thee
Respite--respite and nepenthe from thy memories of Lenore;
Quaff, oh, quaff this kind nepenthe and forget this lost Lenore!"
Quoth the Raven, "Nevermore."

"Prophet!" said I, " thing of evil!--prophet still, if bird or devil!
Whether Tempter sent, or whether temptest tossed thee here ashore,
Desolate yet all undaunted, on this desert land enchanted--
On this home by Horror haunted--tell me truly, I implore--
Is there--is there balm in Gilead?--tell me--tell me, I implore!"
Quoth the Raven, "Nevermore."

"Prophet!" said I, "thing of evil!--prophet still, if bird or devil!
By the Heaven that bends above us--by that God we both adore--
Tell this soul with sorrow laden, if, within the distant Aidenn,
It shall clasp a sainted maiden whom the angels name Lenore--
Clasp a rare and radiant maiden whom the angels name Lenore."
Quoth the Raven, "Nevermore."

"Be that word our sign of parting, bird or friend!" I shriked, upstarting--
"Get thee back into the temptest and the Night's Plutonian shore!
Leave no black plume as a token of that lie thy soul hath spoken!
Leave my loneliness unbroken!--quit the bust above my door!
Take thy beak from out my heart, and take thy form from off my door!"
Quoth the Raven, "Nevermore."

And the Raven, never flitting, still is sitting, still is sitting
On the pallid bust of Pallas just above my chamber door;
And his eyes have all the seeming of a demon's that is dreaming,
And the lamp-light o'er him streaming throws his shadow on the floor
Shall be lifted - nevermore!


Edgar Allan Poe



Первая запись

Понедельник, 06 Октября 2003 г. 10:46 + в цитатник
Здравствуй, читатель.
На страничках этого дневника ты найдешь рассказы о жизни моих пернатых друзей - черного ворона и серых ворон, их фотографии, а также сказки, стихи, научную информацию о чёрном вороне, ну и конечно же советы для тех, кто интересуется содержанием вороновых птиц дома.
Надеюсь, мой дневник окажется интересным.
Если тебе захочется разместить мои работы - фотографии или тексты - у себя в дневнике или на своем сайте, пожалуйста, не забудь оставить ссылку на первоисточник!
Итак, сказка начинается...


Поиск сообщений в Птица_вещая
Страницы: 2 [1] Календарь