Наброски к концепции Православной общины на вашем приходе.
(На все вопросы не смогу ответить, но сейчас пробую хотя бы озвучивать проблемы)
Итак, начнём с того, что православная община – это группа… Просто группа состоящая из православных людей. А раз это просто группа, то она вполне подчиняется законам групповой динамики и развития.
Поэтому я решил воспользоваться наработками американского психолога Эрика Бёрна. Привожу здесь фрагмент его книги «Лидерство и группа». Речь здесь пойдёт о создании умозрительного «эскиза» группы, который называется у Бёрна «Конституцией группы».
Итак:
«Конституция обычно включает несколько важнейших утверждений, не обязательно писаных; но все они хорошо укоренены в сознании членов и меняются с большим трудом.
1. Название группы, которое сообщает ей формальное существование и дает определенные законные преимущества и обязанности, такие, как право владеть собственностью или участвовать в выборах.
2. Формулировка целей деятельности, которая может быть краткой, широкой по охвату и поддающейся различным интерпретациям.
3. Главная групповая структура, которая обычно сформулирована и хорошо понимается: внешняя граница, т. е. кто является членом, и главная внутренняя граница, т. е. кто способен стать лидером и как достигается лидерство. Часто включается и второстепенная структура: указание ниш лидерства, ниш членства и второстепенные внутренние границы.
4. Официально установленные правила, относящиеся к внутреннему групповому процессу: главный процесс и правила, которыми руководствуются члены во второстепенных процессах.
5. Условия изменения конституции или добавлений к ней, определяемые соответствующим законом.
Модель неписаной конституции примерно такова: 1. Мы зовем себя Людьми. 2. Наша работа – рыбная ловля. 3. У нас есть верховный вождь и местные вожди, и все, кто рожден в племени, им подчиняются. 4. Вождь может собирать налоги и наказывать убийц и прелюбодеев. У нас имеются особые брачные обычаи. 5. Ни один вождь не может изменить ни один обычай без согласия знахаря. И какой бы ни была группа – большой или малой, мы находим те же условия: в империи, в международной научной организации, в подростковой уличной банде или в психотерапевтической группе.
Первое условие, экзистенциальное, дает группе название (даже если это просто «Группа»), утверждает права, привилегии и обязанности.
Второе условие, телеологическое, указывает цель деятельности.
Третье условие, структурное, устанавливает требования к лидерству и членству.
Четвертое условие, регулирующее, дает средства для поддержания дисциплины и порядка. Пятое условие, аутотелическое, формулирует механизм смены конституции (хотя в империи, уличной банде и терапевтической группе лидер иногда имеет достаточно власти, чтобы сделать это автократически).»
Теперь давайте придумаем «Конституцию» православной приходской общины:
1. Мы могли бы назваться просто православными христианами, но теперь время таково, что это понятие необходимо раскрывать. Надо говорить, что православный христианин, это ученик Христа, который совершает своё спасение пользуясь в своей духовной жизни опытом святых отцов Православной Церкви.
2. Наше дело чтение псалтыри /посещение Городского Детского Дома№4 /обучение в епархиальной миссионерской школе /паломничества по святым местам Золотого Кольца. Здесь беспокойный ревнитель благочестия обязательно должен объявиться и упрекнуть меня: «Как так? Разве не Евхаристия должна быть нашем делом? Что можно ответить нашему ревнителю? Евхаристия объединяет всех православных христиан у единой чаши, её не может монополизировать какая-то община. Евхаристия это – «природа» Тела всех общин вместе взятых. У каждой общины при сохранении этой единой «природы» со всеми должна быть какая-то особая «ипостась».
Именно поэтому в качестве особого общего дела мной выбран пример не просто «посещения детских домов», но посещение конкретного детского дома. Тогда другие общины могут сконцентрироваться на деятельности других детских домов.
3. Лидерство. У нас есть пастырь-духовник и «старожилы», которые знают, как читать псалтырь/ как договориться с администрацией Детского Дома №4 и т. д. И все, входящие в общину (через специальный молебен/ через послушание у нашего духовника/ через личное благословение архиерея и т. д. ) подчиняются «сторожилам», которые действуют властью сугубого благословения духовника общины.
Вхождение в общину возможно через рецепцию «старожилов» и одобрения духовника.
4. Пастырь решает вопрос лишения каких-то членов членства общины.
5. Функцию «мудреца» выполняет либо архиерей, либо духовный отец духовника общины. Мудрец «меняет» законы общины и ставит в известность пастыря.
Ну вот и всё… А теперь давайте посмотрим, что нам мешает организовать общину на приходе?
I. Воцерковляющиеся христиане спасаются в одиночку. У них нет тесного контакта друг с другом, их энтузиазм «тонет» в расхристанной норме номинальных христиан, то есть душеверов.
У воцерковляющихся христиан нет иммунитета против бытового магизма, который исповедуют «душеверы», поскольку последние себя считают «нормальными христианами» и никто не опровергает это заблуждение.
II. Если на приходе возникают группы активистов, у них не возникает внебогослужебной самоидентификации. Епархиальные отделы вовлекают эти группы в свои проекты и «разрывают» эти группы на части. Приходские активы заняты всем и ничем. Ни одного серьёзного дела у них нет. Вряд ли в этой ситуации приходские активисты могут рассчитывать на существенное продвижение в каком-то отдельно взятом проекте. Там, где настоятель выбирает приоритет, с которым работает актив, ситуация сразу же меняется в лучшую сторону. Я думаю, это очень хорошо, когда актив прихода, ядро будущей общины, плотно сотрудничает с каким-то одним отделом. А с остальными отделами сотрудничество может быть, но только факультативно и стихийно.
III. Не на всех приходах настоятель по факту является пастырем словесным овцам в своём храме. Обязательным условием эффективного душепопечения является создание атмосферы доверительных отношений между священнослужителем и прихожанами, а также между прихожанами.
Обращаю ваше внимание, что в группе «вождь» – это выборное, а не назначенное лицо. Настоятелем священника назначает архиерей, однако пастыря-душепопечителя («вождя») прихожане выбирают для себя сами.
Впрочем, не у всех прихожан есть необходимость в духовном руководстве. Это связано с уровнем погружения прихожан в религиозную жизнь.
Я думаю, что чем больше места вера и духовная жизнь занимает в жизни прихожанина, тем острее у него жажда к подчинению в любви доброму пастырю.
И наоборот, чем больше человек погружён в мир и его заботы, тем больше он стремится ходить по своей воле и удаляется от всякого руководства.
Первую категорию прихожан я для ясности назвал бы «воцерковляющимися», вторую «неопределившимися». (Я взял такие названия, уходя от строгости канонических определений. В церковных канонах каждый христианин входит в одну из трёх категорий: верные, оглашенные и отпадшие.)
Если на приходе нет «воцерковляющихся» христиан, то нет и потребности в общине. На таком приходе нет «старожилов», то есть тех, кто на приходе должен выполнять всю грязную работу. Иногда её берётся выполнять сам пастырь. Но тогда у него не остаётся времени ни на семью, ни на чтение духовных книг, ни на полноценную молитву.
Это рано или поздно приведёт священника к «выгоранию». «Старожилы» в общине – это её «скелет».
Не будет скелета, приход так и останется бесформенной «жрущей протоплазмой» без принципов, без понятий, без сил изменить что-либо в этой жизни… Настоятель +несколько старожилов =реальная сила для влияния на массу «неопределившихся» христиан на приходе.
IV. Пастырь конечно же должен быть готов уделять время любому человеку на его приходе, однако в его власти должно быть распределение времени, которое должно быть затрачено на каждого в отдельности человека.
Если пастырь не свободен в распределении времени (например, священник имеет послушание духовничества казаков, то есть должен тратить на них своё время, а казаки не подчиняются ему в духовных вопросах, не желают воцерковляться) то никакой общины у этого пастыря не будет.
У священника обязательно должен быть ресурс времени, за счёт которого он сможет больше общаться с теми, кто более нуждается в духовной помощи.
Это не обязательно могут быть люди, стремящиеся к духовной жизни, а также те, кто попал в трудную жизненную ситуацию, кто запутался и близок к погибели. Из тех, кто вышел из жизненного кризиса пастырь должен уделять больше внимания прихожанам стремящимся к духовному совершенству. Из таких людей появляются впоследствии «старожилы» общины.
V. Мудрец… Им обязательно должен быть какой-то авторитет для всех вне общины. Его главная функция – медиаторская. В любой общине, как в живом организме рано или поздно происходят конфликты.
Они бывают управляемые (когда община справляется с конфликтами своими силами) и неуправляемые (когда община сама снять с конфликт не может и ей нужен некий «варяг» «из-за моря», чтобы устранить противоречия).
Медиатором может быть архиерей или духовник настоятеля или какой-то очень мудрый и авторитетный священнослужитель в данной епархии.
И вот здесь возникает очень важная проблема… И что делать если у священника, организующего общину на своём приходе, у самого нет духовника? Или что делать, если духовник есть, но тесного контакта с ним нет?
И как быть если духовник никому не известен и не является авторитетом? Это очень болезненные вопросы.
Если их не решать, то община просуществует, в лучшем случае, до первого серьёзного конфликта. Я не знаю, как в нашей ситуации должна решаться эта проблема.
По идее, в епархии должна быть одна протообщина и ей должен управлять сам архиерей, а все приходские общины должны развиваться по образцу архиерейской.
Очевидно, что когда-то так у нас и будет, но вот что сейчас делать?
Я пока не знаю… В качестве некоего вспомоществования вам в епархии может пригодиться покровительство Ассоциации Миссионерских Общин.
Здесь вам могут что-то посоветовать в критической ситуации, однако не стоит рассчитывать на «разруливание» сложной ситуации. Так что… пока я могу дать только один совет: не доводите ситуацию на приходе до открытого конфликта.
Разработайте вместе со своим настоятелем и заранее напишите письменные правила регламентирующие деятельность членов вашей общины.
Этап 1. Православная семья. Первичной ячейкой общины на вашем приходе является православная семья.
Если у вас нет общины на приходе спросите себя: а семьи православные на приходе есть? Нет? Тогда вам нужно заняться воцерковлением своих домашних, своих детей и крестников. Если вам некогда этим заниматься, то уверяю вас, община вам не нужна.
Община потом потребует от вас гораздо большего количества времени.
Ведь внутри общины должна будет протекать духовная жизнь, а её развитие, как правило связано с увеличением времени, которое мы тратим на изучение святоотеческих текстов, на молитву, на общение друг с другом, на участие в богослужении.
Так что, если нет времени, то либо вы измените свой образ жизни, переделаете расписание и найдёте время для воцерковления домашних, либо оставьте эту затею.
Этап 2. Объединение нескольких семей после литургии. Здесь необходимо ввести традицию совместной трапезы после литургии двумя или тремя православными семьями.
Этап 3. Приглашение священника на трапезу после литургии. А если он не захочет? Хм. Ну этот священник не захочет – другого пригласите! Соберите десятину, отдайте её батюшке на миссионерскую работу.
Так и скажите, что даёте деньги именно на миссионерскую работу. Пообещайте, что и впредь будете помогать. В этой ситуации священник скорей всего предложит вам переместить вашу воскресную трапезу ближе к какому-то храму, может быть даже в помещение воскресной школы.
Соглашайтесь.
Этап нахождения духовника для общины длится не более 2 месяцев.
Этап 4. Превращение воскресной трапезы в «семейное время» вашей общинки.
На этом этапе у вас должны появиться какие-то рабочие традиции и обязанности.
Рабочие – это значит такие, которые не просто сформулированы на бумаге, но живут и действуют, объединяя под собой новых людей.
Здесь у вас должно появиться расписание занятий, темы бесед, группы в соцсетях, презентация ваших мероприятий в интернете.
На этом этапе вы должны будет уже понимать:
• Кто и как входит в вашу общину?
• Кто и как становится «старожилом»?
• Кто какое послушание выполняет, и кто ему помогает в этом?
• Как человек выводится из состава общины или из числа старожилов?
• Каково штатное расписание мероприятий общины?
Этот этап должен длиться хотя бы год.
Этап 5. Становление общины как среды милосердия.
На этом этапе у вас обязательно должен появиться какой-то социальный проект.
Здесь уже появляется очевидная разница между «старожилами» и «неопределившимися». Напоминаю, что «старожилы» – это активисты. Люди, которые в прошлом начинали делать семейные чаепития могут «охладеть» к этому времени…
Это нас должно беспокоить, но не должно нам мешать. На вашем «семейном совете» вместе с батюшкой решите, в каком социальном проекте вы участвуете систематически.
Этот проект должен быть в приоритете. Этот этап длится хотя бы год.
Этап 6. Становление общины, как среды сугубой молитвы.
Григорий Богослов: «Кормили мы нищих, упражнялись в братолюбии, услаждались псалмопениями, пока это было можно. И если отнята эта возможность, то посвятим себя другому роду любомудрия. Благодать не скудна. Изберём уединение, жизнь созерцательную, станем очищать ум Божественными видениями, а это может быть ещё выше, нежели перечисленное прежде.
Но мы, лишившись одного, думаем, что лишились всего. Нет, давайте всмотримся, нет ли у нас ещё какой благой надежды. И не допустим, чтобы с нами случилось то же, что бывает с молодыми конями, которые не привыкнув к страху, свирепеют при всяком шуме и сбрасывают с себя всадников.» Проснись душа. М. Ковчег. 2007. с.42.
Я думаю, что неусыпаемая псалтырь – вот реальное дело для настоящей православной общины.
Вы можете выбрать для начала один день в неделю. Составьте график для участия всех желающих читать псалтырь.
Все чтецы псалтыри могут быть разбиты на череды. Череды могут меняться каждые два часа.
Такое чтение псалтыри происходит в каком-то храме или часовне. Перед чтением псалтыри духовник служит молебен. Рост числа чтецов псалтыри однажды может привести к тому, что в храме псалтырь будет читаться во всё время кроме времени богослужений и треб.
Этап 7. Подготовка к смене духовника. Все пастыри смертны.
Но гораздо чаще их переводят на другие приходы. Как правило это приводит к развалу общины. Члены общины должны готовиться к этому заранее.
Духовник общины должен написать «завещание» на случай каких-то существенных изменений. Прихожане должны знать, кто из священников сможет сохранить ядро общины и вести этих людей дальше.
Эти потенциальные священники тоже должны быть «в курсе дела». Они должны бывать в общине, знать её традиции.
Идеальный вариант – если руководство общиной достаётся бывшему «старожилу» общины, который получил духовное образование и стал священнослужителем.
Нет пределов совершенству.
О возможностях роста общины можно писать ещё очень много, но я думаю, что будет лучше если я остановлюсь.
Новые горизонты должны открываться перед нами опытным путём. Чем выше в гору вы будете подниматься, тем дальше вы будете видеть. Это надо увидеть… увидеть самим. А сейчас вам нужно много молиться, чтобы Господь вам помог создать общину на вашем приходе. Без Него ничего не получится. Бог вам в помощь друзья!
P. S. После всего прочитанного ждём 300 лет пока наши пастыри захотят участвовать в создании и развитии общин.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|