Вань. вот я нашла про Львов:
Средневековые подземелья Львова могут стать одними из интереснейших туристических маршрутов. Об одном из способов разведывания их сокровищ рассказывает директор фирмы «Равлик» Юрий Гайда.
— Вы, простите, как находчивый Буратино догадался открыть незаметные кованые двери в подземелье средневекового костела иезуитов, мимо которых десятилетиями равнодушно проходили другие. Как это произошло?
— Совсем случайно. Мой художественный салон «Равлик», расположенный в фойе Музея этнографии и художественных промыслов, очень нуждался в расширении экспозиционных площадей. И когда я начал подыскивать подходящее помещение, знакомые архитекторы предложили неподалеку — через дорогу — подвальное помещение костела иезуитов. Оно было такое загроможденное, что на его восстановление и благоустройство ушло шесть лет моей жизни. Из подвалов вручную вынесли 15 самосвалов земли. Откапывали мы похороненный под многометровым культурным слоем объект вместе с группой архитекторов — чтобы восстановить его, сохранив все, что там нашли. Поэтому я рад, что могу считать себя соавтором проекта возрождения этого подземелья и доведения его до почти первичного вида. Удалось даже расчистить арки нижнего яруса, который теперь экскурсанты рассматривают сквозь стеклянный пол. По этому стеклу можно смело ходить...
Поговаривают, что именно через эти подземные ходы монахи незаметно покидали в случае необходимости комплекс и добирались по лабиринтам до речки Полтвы, которая сегодня спрятана в коллекторе под центральной автомагистралью Львова.
— А легендарных сокровищ монахов-иезуитов, о которых иногда вспоминают историки-романтики, вы здесь случайно не откопали? За них удалось бы провести восстановительно-реставрационные работы действительно по-королевски.
— Еще нет. Приходил как-то сюда один старый поляк и говорил, что перед Первой мировой войной здесь тоже кто-то что-то спрятал. Однако мне все эти легенды больше напоминают старый анекдот о том, как сын, который сидел в тюрьме, помог старушке-матери бесплатно огород вспахать: сказал тюремным надзирателям, что там деньги закопаны. А на самом деле наибольшим сокровищем этого подземелья является пока что моя инвестиция — 50-60 тысяч грн. Когда я взял банковскую ссуду под этот исторический подкоп, то больше всего опасался попасть под трамвай, чтобы не оставить такой долг в наследство семье.
— Но ведь как математик по специальности вы должны были сначала хорошо рассчитать будущую рентабельность этого объекта. Какова она, если не секрет?
— Не следует путать математика с бухгалтером. Математика — это в первую очередь наука о красоте. А подземелье — это, наверное, объект далеко идущей интуиции, а не сегодняшних бухгалтерских подсчетов. Каждый человек по-разному хочет оставить после себя след: сжечь библиотеку или разрушить Рим, например. Я же радуюсь, что мне удастся оставить Львову, в котором родился, вырос, умру и который очень люблю, что-то на память о себе.
— Какова динамика посещений вашей галереи в подземелье и как вы работаете над ее «раскруткой»?
— Начинали мы с сообщений — «директ-мейла» в различных формах для школ, вузов, техникумов и туристических фирм о совсем новом экскурсионном объекте, который начал работать летом этого года. В среднем сегодня сюда приходит тысяча человек ежемесячно. Есть два пика сезонности: летом — во время большого экскурсионного бума и осенью — в начале учебного года. Количество посетителей растет за счет увеличения масштабов экспозиции и распространения информации о ней. Очень надеемся на туристов из стран Восточной Европы — Венгрии, Польши, Словакии, Чехии, где ценят старину.
Лучшая реклама для нас та, которую распространяют довольные клиенты. В общем я сторонник той философии, что бизнес — это творение добра людям и оно окупается.
— Как? Меня, например, «приятно» удивила стоимость билета во Дворец графа Потоцкого в польском Ланцуте за каких-то полторы сотни километров от Львова — 20 злотых (28 грн).
— Основные средства подземная галерея зарабатывает на экскурсионном обслуживании и продаже произведений современного искусства маститых мастеров. Билет для взрослых стоит 2 грн 50 коп., а для детей — 1 грн 25 коп. Услуги экскурсовода — 12 грн для группы из 17 человек. Кое-кто удивляется: почему 17, а не 20 или 25? Это результат точного математического подсчета подземного жизненного пространства с целью безопасности людей и экспонатов. Если же экскурсия понравилась, то при выходе можно пожертвовать в специальную шкатулку дополнительные деньги на нужды галереи.
Еще одним «подземным» источником пополнения бюджета может стать продажа в сувенирной расфасовке земли княжеских времен, от которой мы освобождаем каменные стены. В Колизее ежедневно для туристов завозят по несколько грузовиков «древностей», а наша земля — по-настоящему древняя. Во время реставрационных работ и раскопок собираем здесь мельчайшие черепки.
— Сколько средств нужно на поддерживание подземелья, в частности, на консервирование всяческих археологических находок?
— Треть всех поступлений идет на дальнейшие ремонтно-реставрационные и восстановительные работы этой части сакрального строения, являющегося памятником архитектуры государственного значения. Мы продолжим реставрационные работы не только вглубь подземелья, но и вверх — к колокольне. Галерея будет подниматься лестницей вплоть до смотровой площадки. Уже есть желающие снимать здесь видеоклипы с мистическим средневековым антуражем. Это может стать дополнительным заработком для «Равлика».
— Какова процедура получения разрешений на хозяйствование на таких объектах?
— Садистский вопрос... Процедура получения разрешений очень, извините, мерзкая. И с каждым разом все тяжелее. Слишком много искусственно созданных инстанций, в которых следует получить разрешение сначала на начало работ, а потом — на использование. Все это в конечном счете существенно увеличивает количество косвенных налогов.
В цивилизованном мире мне продали бы такое подземелье за $1, обозначили права и обязанности, а после того только контролировали, как фирма следует договоренностям. А на самом деле я все шесть «ремонтных» лет платил по 312 грн ежемесячной аренды, как, впрочем, и сегодня.
— Сколько человек обслуживает подземную галерею?
— На работу выходят трое обычных людей и один «призрак». Это такая изюминка экскурсии: когда я рассказываю о призраке монаха этого костела, который, якобы, продал душу дьяволу, в одной из глубоких ниш, мимо которой идут посетители, вдруг появляется с фонарем привидение. Прибавляет живых впечатлений и адреналина.
— Кроме призрака черного монаха кто-то еще охраняет подземелье?
— Зачем? Какой, как в Галичине называют психов, «варьят» полезет выбивать двери ради картины. Низкая ликвидность товара. Это же не сигареты или водка.
— Какой экспонат подземельной галереи самый экзотический?
— Саркофаг из сплошного камня для погребения епископа Выжецкого, в котором его тело, кажется, никогда не лежало. Вероятно, монахи боялись, что кто-то ограбит покойника. Хотя крышка саркофага весит более 600 килограммов. Таких резных каменных гробниц из алебастра во Львове только две: в подвалах действующего латинского кафедрального собора и здесь.
Интересна также другая находка — китайская погребальная урна. Возможно, кто-то из иезуитов был с миссией в Китае и привез ее оттуда, или же сами китайцы сделали, дойдя до Львова. Потому что, в соответствии с буддистскими верованиями, если китайцы умирают за пределами родины, то их прах нужно отвезти домой в погребальной урне. Иначе душа не обретет покоя.
— Эксклюзивная галерея с четырехметровыми средневековыми каменными стенами, очевидно, нуждается и в эксклюзивных работах?
— Старинное помещение создает чудесный фон для продажи современных творческих работ. Древние подземелья придают картинам, керамическим произведениям, скульптуре художественный вес. Кроме того, стоимость произведений усиливается критериями их отбора — правом «первой ночи». Мы принимаем только те работы, которые еще нигде не экспонировались. Потенциальный покупатель хочет быть уверен — произведение эксклюзивное и его не возили десятки лет с выставки на выставку, держа в межбиеннальный сезон на чердаке. Треть «наших» работ приобретена преимущественно иностранцами и уехала из Львова во Францию, США, Канаду, Германию и Австралию, а также на восток Украины.
В декабре планирую организовать в подземной галерее большую выставку черной керамики, которую в свое время возродил именно Львов. По существу — использую естественный бренд, который почти не нуждается в популяризации. Керамическую тематику хочу продолжить в открытии цеха под Львовом, для которого уже завез оборудование. В следующем году исполняется 10 лет «Равлику» и 50 — мне. Нужно отметить юбилеи чем-то особенно памятным. Видите, на этом старинном кирпиче видно дорожки от пальцев мастера, который ее изготавливал. Для лучшего сцепления или для более долгой памяти. Каждый как может оставляет след после себя.
— Ваши гончары будут делать так же?
— Будем оставлять на керамике отпечатки рук разве что для увековечения знаменитостей или просто желающих. Если, конечно, будут специальные заказы.
--------------------------------------------------------------------------------
Мнение специалиста
Ивника ЛИНЕВА, заместитель председателя Государственной службы охраны культурного наследия Украины:
— В ст. 17 Закона «Об охране культурного наследия» указано: объекты культурного наследия могут находиться в государственной, коммунальной или частной собственности, кроме памятников археологии. Художественная галерея «Равлик», расположенная в подземельях, — объект архитектурного наследия. Но поскольку он стоит на самых древних городских территориях, то включает в себя и археологический слой. Поэтому это — комплексный архитектурно-археологический памятник. Следовательно, ЧП «Равлик» может арендовать эти подземелья или взять их в долгосрочное пользование или владение. Иначе предприятию нет смысла вкладывать средства в эти каменные стены.
Ст. 32. этого же закона гласит, что независимо от формы собственности предприниматель должен заключить охранительное соглашение с учреждением, которое представляет интересы государства. А государство, со своей стороны, должно следить, помогать, если не деньгами, то советом. Образец такого типового соглашения утвержден постановлением Кабинета Министров. В Киеве, в частности, передана в долгосрочное владение большая крепостная башня, которую «опекает» фирма «Бестлайн».
--------------------------------------------------------------------------------
Справка
Костел иезуитов, построенный в 1610-1630 годах, стал первым во Львове памятником ранней барочной архитектуры. За образец итальянский архитектор Джакопо Бриано взял костел Иль Джезу в Риме. Расписали костел в 1741-1742 годах чешские мастера — отец и сын Франтишек и Себастьян Экштейны. Фрагменты фресок сохранились в подвалах костела. Как и остатки старинных каменных стен княжеских времен, датированных ХIII-ХIV в., на которых впоследствии был построен костел.
http://www.kontrakty.com.ua/show/rus/article/13/4920031420.html