Без заголовка |
Нина Славина (1928-2000), в девичестве Пещерова - коренная Ленинградка. Родилась в городе на Неве 8 сентября 1928 года, в семье потомственных фарфористов. С раннего возраста, девочка вместе с родителями часто бывала на заводе.
Чайный сервиз Поющий сад (Райские птицы) форма Шатровая, автор росписи и формы Н. Славина, фото @vintage_farfor_club
В 1946 - 54 годах Нина Славина училась в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной. С 1954 года связала свою жизнь с ЛФЗ, проработав на предприятии более 30 лет.
|
Без заголовка |
История Первомайского фарфорового завода началась в 1884 году, когда в деревне Песочной Ярославской губернии купец Павел Андреевич Никитин основал кирпичный завод. Уже через год на нём было освоено производство фарфоровой и фаянсовой посуды и предприятие стало называться «Фабрика фарфоровой и фаянсовой посуды Павла Андреевича Никитина и Ко в Рыбинске». Начиная свое дело, Никитин был далек от тонкостей фарфорового производства и находился в очень сложных условиях, поскольку при возведении фабрики он не мог опираться на местные традиции и мастеров, не было здесь и сырья, которое приходилось завозить из Черниговской, Московской, Олонецкой и Нижегородской губерний.
Статуэтка «Рыбинская красавица», Первомайский фарфоровый завод (Песочное), СССР, 1950-е
История умалчивает о том, что у Никитина был совладелец фабрики в лице крестьянина Бронницкого уезда села Гжели Михаила Ивановича Карасева. Именно он как совладелец и управляющий, сыграл важную роль в становлении производства фарфора и фаянса в Ярославской губернии, источником для которого послужили знания и умения мастеров Гжели. Привнесение гжельских традиций способствовало развитию предприятия, они отразились и в формах, и декоре местных изделий.
|
Без заголовка |
Фото частной коллекции фарфора автора. Салфетница Рыба Чудо- Юдо автор не известен, фарфор, подглазурная роспись, надглазурная роспись золото, 1954г.
Не менее известным фарфоровым заводом в СССР и на постсоветском пространстве был Коростеньский завод (Украина). Чем же уникален этот завод? Прежде всего неординарной историей: 1904г. польский промышленник Тимофей Пшибыльский открывает в г.Коростень, Волынской губернии (сегодня Житомирская обл.) фарфоровую фабрику не полного цикла. Дело в том что, сырье для производства фарфора было отменное и добыча стоила просто смешных денег – а вот роспись осуществлялась на польских фабриках. Ассортимент состоял из: кофейных, чайных и чайно-кофейных сервизов по европейским образцам, которые относились не много не мало а к предметам роскоши. Расписывать готовое «бельё» на польских фабриках было намного выгоднее. Первая мировая не пощадила завод, Революция 1917г. полностью лишила завод хозяина, кроме того многие цеха были разрушены и утеряны формы отлива.
|
Без заголовка |
Фото из коллекции автора Скульптура Майская ночь, фарфор, подглазурная роспись 1952-1960г.г.
Киевский экспериментальный керамико-художественный завод абвиатура КЭКХЗ уникальное, в своем роде предприятие: завод был первым отечественным предприятием которое выпускало краски для фарфорово-фаянсовой отрасли. И тем не менее это не единственная заслуга, которая оставила след в истории советского производства фарфора.
Фото из коллекции автора Скульптура Вышивальщица автор не известен, фарфор, подглазурная роспись 1935г.
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
Фото из архива автора. Скульптура Окунь, фарфор подглазурная роспись, 16 см., 1986г.
Не многие знают о том, что в столице Нижнего Поволжья г. Астрахани так же есть фарфоровый завод. Осмелюсь дать этому небольшому заводу звание Король анималистки. Астраханский фарфоровый завод был основан в 1982 году ХХ века, на закате советской эпохи. Изначально цель основания завода была именно мелкий художественный фарфор и направление животный мир. В лихие 90-е завод не был разорен как многие фарфоровые заводы СССР От автора: ссылки для тех кто дочитал до конца в низу статьи. Заводу не удалось отпраздновать свое двадцатилетие, в 1999 году завод был приватизирован и выкуплен частными лицами, соответственно получает новое имя и форму собственности: ООО Производственная Фирма СЦИТАЛИС. Почему именно такое имя дали АФЗ? Дело в том что, с момента основания клеймо завода был именно Сциталис, поэтому не мудрствуя от лукавого новые хозяева решили сохранить наследие СССР. В наши дни завод работает стабильно и радует нас своей продукцией.
Фото яндекс-коллекция Скульптура Волк, автор Сальвин В.В., фарфор, подглазурная роспись, 12см.
|
Без заголовка |
Фото автора чайная пара Снегири фарфор подглазурная роспись, золото, 20-е года ХХ век.
След гжельских мастеров так же остался в истории Хайтинского фарфорового завода. Какова география? Не находите: где Гжель и где Иркутск? Основателями Хайтинского фарфорового завода (ХФЗ) были два брата Данила и Филипп Переваловы, которые были успешными предпринимателями своего времени, год основания ХФЗ 1869г., после того как братья поняли что продавали отменное сырье на фабрику Сыропятова в г.Иркутск. Для того чтобы обеспечить качественную продукцию и сделать завод преуспевающим братья пригласили специалистов из Гжели. Таким образом менее чем через 30 лет изделия завода имели ошеломляющий успех не только среди местной знати, но по всей Российской Империи. Благодаря местной белой глине плюс чистейший байкальский кварц хайтинский фарфор разительно выделялся белизной и прозрачностью на свет не имеющей аналогов того времени. Уникальный состав трошковской глины придавал изделиям прочность и главное отсутствие пожелтения через несколько лет, что неизбежно с фарфоровыми изделиями.
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
Фото из архива автора
Ереванский фарфоровый завод, пожалуй единственный завод который обладал искрометно-короткой историей.
И так небольшая мастерская керамическая мастерская при местном цементном заводе в 1947 году перешла на производство фаянса по формам, привезенным из фашисткой Германии. Необходимое сырье привозили из Украины и близлежащих разработок СССР, творческая мастерская открылась на заводе через год и первые собственные скульптуры Ереванского фарфорового завода увидели свет благодаря двум художникам-скульпторам: Теруни В. и Симонян Р. В период с 60-х по 70-е годы к первым скульпторам присоединились коллеги мастера Бабанян Д. и Чакмакчан А. – оба этих художника активно развивали такое направление в скульптуре как: простой быт армян, национальные традиции народов Армянской ССР, анималистка Армянской ССР – скульптура была пропитана такой нежностью и любовью что даже сегодня никого не оставит равнодушным.
Но цех по производству скульптуры на заводе закрыли из-за нерентабельности производства в 1976 году. Согласитесь совершенно не типично для того периода, когда на каждом фарфоровом заводе был небывалый расцвет.
|
Без заголовка |
Сервиз Золотой букет, автор формы Криммер, источник https://bidspirit.com
Эдуард Криммер родился 30 ноября 1900 года в Николаеве, нынешняя Украина, в семье фотохудожника, одного из пионеров российской фотографии. С раннего детства увлекался рисованием и творчеством.
Сервиз форма Волна 2 - автор Криммер, фото @porcelain_from_czech_34
В 1918-1922 годах учился на факультете театрально-декорационной живописи в Одесском художественном институте.
|
Без заголовка |
Форма Волна до 1971 года, роспись Л.И. Лебединская, фото @_rodion_antic
С 1950 года, по рекомендации Веры Мухиной, Эдуард Криммер начинает работу художником по фарфору на ЛФЗ. Среди работ художника - уникальные осветительные приборы, в том числе монументальная фарфоровая люстра, украшавшая павильон Ленинград на ВДНХ, юбилейные напольные вазы, скульптурные сосуды, миниатюрные туалетные наборы.
Чайничек из сервиза Золотые петельки - форма Волна, получил Золотую медаль на Международной выставке в Брюсселе в 1958 году, фото @eliseykaspb
|
Без заголовка |
История советского агитфарфора 20-х годов очень занимательна. Начнем с того, что после революции Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге был национализирован. В кладовых завода сохранилось большое количество готового не расписанного фарфора - "белья", который решено было использовать для пропаганды революционных идей. Предполагалось, что тарелки с пролетарскими лозунгами должны попасть в каждую семью и способствовать воспитанию нового человека.
Чехонин. Тарелка 1919
|
Без заголовка |
Кофейный набор КВАДРО Анютины глазки. Авторская работа. Автор Любкин А.Ю.
Кисловодский фарфоровый завод (Кисловодский ХудожПромКомбинат; Кисловодская сувенирная фабрика; ЗАО "Кисловодский фарфор - Феникс")
Кисловодский фарфор начинает свою историю с середины 30-х годов прошлого века, когда мастера-одиночки приехавшие в богатый курортный Кисловодск на заработки объединились в артель по производству фарфора и изделий из него. Уже первые партии фарфора были настолько удачны, что оказались достойными отправки на международную парижскую выставку 1937 года.
Чайный набор Эгоист. Авторская работа
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
Художница живет в Израиле, в своих работах она часто и много использует изделия советского фарфорового производства.Автор этих необычных фарфоровых изделий - Фуги Наим (Fugi Naim). Фуги использует фигурки из разных эпох и мест по всему миру, в том числе фарфоровые предметы из СССР. Мастер вдыхает новую жизнь в эти старые вещи.
https://www.instagram.com/fuginaim/
https://www.instagram.com/fuginaim/
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
С 1920-х в СССР фарфоровые изделия использовали для агитации: на них писали революционные лозунги, рисовали портреты государственных деятелей. С развитием новых технологий — запуском первого искусственного спутника Земли — в фарфоре появилась новая тема, космическая.
Тема космоса появилась и в советском фарфоре в конце 1950-х. Изделия, посвященные космонавтике, появились в 1950-х на крупнейших фарфоро-фаянсовых фабриках СССР: Ленинградском, Дулевском, Киевском, Конаковском заводах. Изготавливали их и на небольших предприятиях. Так, на Довбышском фарфоровом заводе в 1960 году создали шкатулки в виде межпланетной станции «Луна-3». В Житомире, на родине конструктора Сергея Королева, выпустили в его честь вазы.
Темой интересовались знаменитые скульпторы, которые работали с фарфором: Аста Бржезицкая, Владислав Щербина, Валентина и Николай Трегубовы. Они создавали статуэтки, настенные тарелки, вазы, посуду.
|
Без заголовка |
Месторасположение – Казахстан, г. Алматы
Год и место основания – 1935 г., Казахская ССР, г. Алма-Ата
Завод неоднократно менял своё название:
1935–1945 – Алма-Атинская научно-экспериментальная керамическая станция Казпромсовета (на базе артели)
1945–1965 – Коллективное предприятие народных художественных промыслов «Керамика» (Завод художественной керамики)
1965–1971 – Алма-Атинская научно-экспериментальная фабрика керамических изделий
1971–1993 – Алма-Атинский экспериментальный завод художественной керамики Республиканского промышленного объединения «Казхудожпром» Министерства местной промышленности Казахской ССР.
|
Без заголовка |
История предприятия начинается в 1928 году, когда в Василькове была создана гончарная артель из 16 кустарей, изначально производившая посуду и керамические изделия хозяйственно-бытового назначения, но с 1931 года освоившая производство расписной керамики. В 1934 году на базе артели был создан завод.
|
Без заголовка |
|