Экспонента, вот текст:
"Отель-бутик, Ледовое шоу и папуасы
[20 ФЕВРАЛЯ 2007, 02:12] ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
Я предполагала, что это будет хорошо. Но я не знала, что это будет так хорошо. Новости о приезде делегации МОК в Сочи шли по всем теленовостям впереди новости о встрече Эхуда Ольмерта с Махмудом Аббасом. Делегацию встретили в аэропорту песнями и специально подвезенным теплым хлебом-солью. После того как эксперты насладились кубанским хором, губернатор Ткачев сказал, что теперь надо с дороги хорошо отдохнуть, а потом – милости просим на наши кубанские вина.
Изумленные эксперты ответили, что будут работать с бумагами и попросили их не беспокоить. И их помчали в отель-бутик им. Олега Дерипаски: бывший гигантский санаторий Управления делами президента, отданный потом ГАЗу, а теперь переделанный в отель c 42 номерами и имеющий, вероятно, столько же звезд: отделкой отеля занимался личный дизайнер бельгийской королевы. Впереди гостей ждали ледовое шоу и финал конкурса «Миссис Мира».
Тут надо сказать, что после ряда коррупционных скандалов в такого рода поездки ездит не начальство, а чисто технические эксперты. Именно их хор кубанских казаков должен был убедить в пропускной способности аэропорта. А в количестве гостиниц – отель-бутик, отделанный личным дизайнером бельгийской королевы.
Что будут предъявлять вместо олимпийских сооружений - предположить затрудняюсь. Потому что их нет. Ни одного. В Сочи нет ни ледового дворца, ни трамплинов, ни санно-бобслейной трассы, да и профилированных горнолыжных трасс тоже практически нет. Есть, правда, один подъемник фирмы «Альпика», который работает уже пятнадцать лет, и по классу приблизительно соответствует одному из двадцати коммерческих подъемников, расположенных в небольшой альпийской деревушке.
На крупных же курортах – в Сент-Морице или Куршевеле - такие подъемники сливаются даже не в десятки – в сотни километров ведущих наверх путей. Правда, сейчас за подъемник идет склока, и поэтому власти края заявляют, что подъемник не имеет никакого отношения к Олимпиаде. Получается, что и подъемников нет ни одного. Вместо олимпийских объектов будут модели с чем-то там компьютерным, которые, вероятно, будут представлять другие модели – из плоти и крови.
Еще одна ключевая проблема – транспорт. Расскажу по этому поводу байку, поведанную мне одним из лучших российских экспертов по транспорту Михаилом Блинкиным. Эксперты, оценивавшие готовность Москвы к Олимпиаде, спросили Лужкова, как тот собирается обеспечить доставку к церемонии открытия Игр 100 тыс. зрителей. «По Москва-реке», - на полном серьезе ответил тот. Эксперты помножили скорость речных трамвайчиков на размеры Москва-реки и вежливо заявку отклонили. И это в Москве – мегаполисе, в котором худо-бедно можно доехать до стадиона и не водным путем.
В Сочи потребуется решить проблему одновременной доставки 400 тыс. зрителей (именно столько собиралось на финалы горнолыжных и бобслейных соревнований на последней Зимней Олимпиаде) из собственно города Сочи на Красную Поляну по единственной горной дороге, идущей вверх между скал, и с тоннелями, имеющими две полосы движения – по одной в каждом направлении. Возьмите комфортабельный автобус вместимостью 60 человек. Пусть он отправляется с интервалом в 2 минуты: чаще по такой дороге ездить опасно. Ну хорошо - 1 минута. Ну хорошо - 30 секунд. Помножьте минуты на автобусы и подсчитайте, сколько дней потребуется для доставки всех зрителей.
Дорога в Красную Поляну - очень хорошая новая дорога. С замечательным покрытием, с приведенными в порядок тоннелями. Она бесподобна, когда президентский кортеж едет по ней вверх, обеспечивая доставку на гору первого лица, а в свободное от ФСО время по ней ездят, благословляя Путина, местные жители. Но она так и выстроена: для одного президента или, например, для гостей Потанина или Ткачева, едущих в их замечательные шале, а не для сотен тысяч зрителей. И никакой финал конкурса «Миссис Мира», даже если конкурсантки – или не конкурсантки - будут ходить между членами комиссии голые и сопровождать их в номера, отделанные личным дизайнером королевы, не способен убедить эксперта в пропускной способности эксклюзивной горной Рублевки.
Это все равно что кормить британских следователей, приехавших по "делу Литвиненко", гусиной печенкой в «Марио» и полагать, что они по возвращении напишут, что во всем виноват Березовский.
Самое поразительное – это то, что, похоже, организаторы нашего папуас-шоу искренне этого не понимают. И публично демонстрируют, как сейчас принимаются решения в России. А вот так и принимаются: пляска в аэропорту, «пожалуйте на наши вина», вам девочку завернуть или, наоборот, раздеть, и закорючку, пожалуйста, вот здесь. И вот ваши 25% отката. И когда все сорвется, ни один чиновник даже и не вспомнит о пробках в Сочи, о двухрядной дороге, об отсутствии на горе чего-либо, кроме самой горы. Ну и трассы скоростного спуска, которую по просьбе Леонида Тягачева приедет представлять японцу Игая его старый товарищ, легендарный Карл Шранц. Президенту объяснят: «Мы же их так хорошо принимали! А вина? А Ледовый дворец? А «Миссис Мира»? Не иначе, злобные руки США задушили нашу Олимпиаду!»
И президент поверит. И произнесет еще одну Мюнхенскую речь. Поверят ли сами объясняющие?
В том-то и дело, что поверят. Это самое драгоценное в наших новых хозяевах жизни: в министрах обороны из мебельных магазинов и борцах с наркотиками из пятого управления. Ибо, с одной стороны, они свято убеждены, что так все вопросы и решаются: вино, девочки, кубанский хор и откат - иначе бы не показывали это по телевизору как главную новость. Сделай лоха другом – и друг все тебе подпишет. Друзьям не пристало обращать внимание на реальность, они должны думать только о дружбе.
А, с другой стороны, в рамках замечательной техники двоемыслия, ребята прекрасно понимают, что все это фуфло, которое они впаривают про Олимпиаду, – только для того, чтобы попилить федеральные бабки и забраться на заповедные земли, которые до сих пор в Сочи были не по зубам даже газпромам и потаниным."