-Видео

Презентация
Смотрели: 0 (0)
Проходка
Смотрели: 1 (0)

 -Цитатник

Обработка низа брюк. - (0)

Как подшить брюки: обработка низа брюк брючной тесьмой Обработка низа — одна из&nbs...

Густав Малер - (0)

Густав Малер: К 158 летию со дня рождения великого австрийского композитора и дирижёра Се...

Приспособа, чтоб прошить толстый шов - (0)

Как прошить утолщения на швах Так советуют проходить толстые швы используя приспособле...

Скрипач - (0)

Вспоминая Дмитрия Когана...Мне посчастливилось слышать его исполнение вживую... Он прожил...

Сумочка крючком. Для лета. - (0)

Симпатичная летняя сумочка крючком. Для лёгких предметов пойдет. Или на пляж — для полот...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Коза_Закорючкина

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.01.2018
Записей: 48
Комментариев: 0
Написано: 54


Структура женского костюма Воронежской губернии. Головные уборы, рубахи, понёвы.

Вторник, 06 Февраля 2018 г. 12:00 + в цитатник

Структура костюма Воронежской губернии.

воронежский костюм

воронежский костюм

Женский головной убор состоял из кички, или сороки, кокошника и богатого набора платков и шалей. Замужние женщины обязательно так укрывали голову, чтоб волос не было видно (этот обычай был повсеместно, опростоволоситься было большим позором).

На девушек данный запрет не распространялся, поэтому в девичьем убранстве были венцы — повязки из лёгких тканей, украшенные пуговицами, вышивкой, сложенные в виде обруча платки.

Наряжаться в селах любили и платков было большое множество — рябые, красные и белые, красные с кистями. Расцветка могла быть такой — серединка черная, а края — оранжевые.

На концах платки украшались оладышками. И когда завязывали такой платок на затылке, два оладыша висели на лопатках и один на пояснице. Оладыши были похожи на лопасти покромки, только овальной формы.

Женщины носили сороки со шлыками.

Шлык (шлычка) — это головной убор, своеобразная шапочка, представляющая собой широкий околыш, к которому пришивался присборенный платок, завязывающийся на затылке тесемками.

Основной цвет шлыка — красный, по нему нашивался узор из тесьмы, блесток, бисера, гаруса. Шлык плотно прикрывал женские волосы, уложенные на затылке в пучок или заплетенные в косы.

Для придания красоты лицу на висках под шлык подтыкали косицы — пучки черных селезневых перьев. Иногда белые перья перекрашивали в черный цвет и закручивали на концах.

Сорока со шлычкой.

сорока со шлычкой воронеж

Из записок этнографа начала 20 века Лидии Ивановны Некрасовой «Те баснословные года...»

Женские головные уборы Коротоякского уезда делятся на кокошники и сороки.

 1) Кокошники, к которым должны быть отнесены также и уборы в виде небольших изогнутых шапочек, похожих на шапочки татарок, и называемые то кичками, то сороками, встречаются только в талагайских селах, т. е. у древнейших засельников белогородской засечной черты. Уборы этого рода состоят только из двух частей — самого кокошника или кички и позатыльника. Кокошники — общеизвестного типа небольших размеров и чаще всего расшиты бисером, реже золотом, по холсту, натянутому на картон. Орнамент старинный, семнадцатого века, но часто упрощенный и обедневший. Кички — сороки — бархатные или атласные шапочки, едва покрывающие макушку, расшиты золотом. Орнамент геометрический, не интересный. Позатыльник вышит гораздо богаче верхней части.

Женский головной убор: позатылень. Южные губернии. 19 в. Из коллекции Эрмитажа.

Кумач, холст, хлопчатобумажная ткань, металлическая нить, бисер, пронизки; вышивка, низание. 31.5х52 см.

подзатылень

 2) Настоящая сорока и сорока-сбруга, встречающаяся преимущественно в цуканских селах, состоит из:

а) кички, под которую прячут волосы;

б) узкой, вышитой золотом (а у старинных сорок просто шелком или крашеной ниткой) пластинки, собственно говоря, «сороки», надеваемой на лоб;

в) позатыльника;

г) височных украшений — «косичек» или «пушков».

То позатыльники, то височные украшения, то теменная покрышка сороки получают особо пышное развитие. Из позатыльника вырастает мохнатая гривка, богато обшитая бусами, красиво играющими и переливающимися при малейшем движении,— получается сбруга. Или теменная покрышка сороки переходит в длинные крылья, покрывающие плечи, получается сорока с бимбирями. В Ново-Оскольском уезде Воронежской губернии и в соседних уездах Калужской и Орловской губерний особенно богато развиваются височные украшения и сороки бывают «с рогами».

Главные части старинного головного убора, шитого золотом, и вышивка оплечья рубашки праздничного костюма молодухи Острогожского уезда Воронежской губернии. Середина XIX века. Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник.

сорока воронеж

 Головной убор к костюму с распашной поневой — красный шерстяной платок, отделанный лентой с узором, тесьмой и красной шерстяной бахромой с бусинками на концах.

платок с бахромой

Праздничный головной убор новобрачной (молодухи) из села Русская Тростянка Острогожского уезда Воронежской губернии (сверх позатыльника - шитая золотом кичка с красным атласным верхом, из-под повязки, вышитой золотом и бисером, спереди выпущены «селезневые кудри», скрепленные розетками. Сзади, сверх позатыльника, спущены бисерные «низанки". Начало XX века. ВОКМ
 
Из книги Мерцалова М. Н. "Поэзия народного костюма".
 свадебная сорока воронеж

 Из статьи Л.И.Некрасовой «Те баснословные года...»

«...Их (девушек) занятные головные уборы по рассмотрению оказались обыкновенными ситцевыми платками, обшитыми густой бахромой - "мохрами", и только необычно надетыми. Кончики этих платков, завязанных на затылке, были завернуты вверху и приколоты на темени, что придавало им вид шлема Паллады со стриженой конской гривой. Засмотрелась я на всю эту живую старину».

Рубаха была основой женского костюма, во многих местах называлась «станушкой». Со временем домотканая холстина стала заменяться на покупную ткань.

Рукава рубахи замужней женщины были украшены намного богаче, чем девичьей.

воронежский костюм

Праздничный костюм молодой крестьянки Острогожского уезда Воронежской губернии (холщовая рубашка, понева, холщовый запан и тканый цветной пояс. Головной убор — кичка с позатыльником).
Конец XIX — начало XX века. Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник.
 воронежский костюм

Отрывки из статьи Л.И.Некрасовой «Те баснословные года...»

«..Цуканские женские рубашки с «ташками» — длинными клиньями в рукавах — строченые, с красными вставками, вышитыми золотыми блестками — необыкновенно красивы. Девушки носят их с черными сарафанами, бабы — с темно-синими поневами с тонкой зеленой или красной клеткой без вышивки.

....К ним мы поехали через украинское село Урыв на Сторожевое — до Борщева, оттуда повернули к югу на Хворостань и обратно на Коротояк. Красавицы хохлушки Коротоякского уезда не сохранили своего украинского костюма, но все же их наряд своеобразен. Тонкие талии перетянуты черными «корсетками» — безрукавками полукафтаньями, из-под которых горят красные юбки. Белые открытые рубахи украшены лентами у ворота, но нет ни строчки, ни вышивок. На головах девушек — цветы и ленты, у женщин — платки. Великолепные же «очипки», вышитые золотом, хранятся старухами в сундуках и продаются проезжим скупщикам-тряпичникам. Прелестное золотое шитье «очипков» так свежо и ярко, точно только что вышло из рук мастерицы. «Очипки» стоили довольно дорого, по довоенной цене рублей 15 — 20...».

Праздничный девичий костюм села Кочетовка Нижнедевитинского уезда.

воронежский костюм

Женский праздничный костюм. Конец XIX-начало XX века.

Село Гредякино Бирюченского уезда Воронежской губернии.

воронежский костюм

 Женский праздничный костюм. Начало XX века

Хутор Дивногорье Острогожского уезда Воронежской губернии. 

костюм воронежский

Рубаху из белого холста расшивали геометрическим орнаментом черными нитями. Рубах было около одиннадцати видов — с мушками, с поликами, с перетканкою, с зобом и т.д. Рубахи были холстинные из конопли, позже ситцевые и сатиновые. Основные цвета — белый и красный.

Холстину сначала выбеливали золой. Праздничные рубахи были чисто белые, а будничные выбеливали не до конца и мало украшали.

Самой любимой рубахой была праздничная рубаха с красными поликами. Орнамент на поликах ткался вместе с полотном, а затем украшался тесьмой и блестками.

Рубахи различались не только по цвету, но и по фасону: рубаха «дурочка» — была с короткими рукавами чуть пониже локтя, потому что короткие рукава были удобны и не мешали в делах по дому, в хозяйстве. Рубахи «блошницы» — это длинные рубахи с подставкой вместо подъюбника и длинными рукавами. Их носили днем и ночью.

По праздникам поверх рубахи надевалась черная, расшитая разноцветной тесьмой и блестками, не приталенная кофта «кундя». По фасону она напоминает жакет. Рукава рубах украшались брыжами и яркими рюшами, а также перетканочками, красными полосочками вдоль рукава.

Понева — поясная одежда замужних женщин, надевавшаяся поверх рубахи.

Женский праздничный костюм. Начало XX века.

Село Ерышовка Павловского уезда Воронежской губернии. 

понева воронеж

Из статьи Л.И.Некрасовой «Те баснословные года...»

«О поневах можно заметить следующее.

Цуканские поневы обычного рязанского типа, — темно-синяя или черная самотканка, ткется тонкой, редкой клеткой, в одну-три нитки красного или зеленого цвета. Девичьи юбки и сарафаны — всегда черные, но подолы их бывают обшиты позументом тесьмой. Трудно сказать, какой здесь был первоначальный тип женской одежды — понева или сарафан? Но, во всяком случае, цуканские тоники и рубашки с ташками кажутся органически связанными с сарафаном.

Талагайские поневы (Коротоякские, Уколовские и особенно Копанищевские), наоборот, сплошь зашиты красивыми, часто сложными, как бы плетеными узорами, по самотканке, вытканной белыми клетками. Эти поневы похожи на малороссийские плахты, но гораздо ярче и красивее. Сарафанов талагайки не носят. Девичьи юбки у них черные и полосатые.»

Понёвы в Воронежской губернии были самыми красочными нарядами из всех губерний.

«Черноглазка» — понева с черными клетками — была самой распространенной.

«Синеглазка» — понева с синими клетками — встречалась гораздо реже.

Понева ткалась из грубого шерстяного полотна, а размер клетки указывал, сколько крестьяне имеют земли на селе.

Длиной поневы были до щиколотки, так, чтоб была видна рубашка.

Как и вся одежда, поневы были праздничными и будними.

Понёва.

понёва воронеж

Украшали понёву лапочками и позументами (прозументами).

Позумент — это украшение понёвы в виде оклада по низу, состоявшее из тесьмы, разноцветных лент. Лапочки ткались по самому краю поневы разноцветными нитями (красными, желтыми, черными).

Полный праздничный (свадебный) костюм молодой крестьянки Острогожского уезда Воронежской губернии. Начало XX века. Воронежский областной краеведческий музей. 

свадебный костюм воронеж

Костюм женский: панёва, рубаха, передник, головной убор "сорока", ожерелье, пояс.

Воронежская губерния. Конец 19 — начало 20 вв. Из коллекции Эрмитажа.

Шерстяная ткань, полотно, ситец, тесьма, шерстяная, шелковая и металлическая нити, бусы; ткачество, вышивка, плетение.

костюм воронеж

Женский праздничный костюм. Первая треть ХХ века.

Село Иловка Бирюченского уезда Воронежской губернии. 

воронежский костюм

Костюм из собрания Н.Л.Шабельской

воронежский костюм из собрания Шабельской

Серия сообщений "Воронежский костюм":
Часть 1 - Воронежский народный костюм. Вступление
Часть 2 - Воронежский народный костюм. Основные моменты, история возникновения
Часть 3 - Структура женского костюма Воронежской губернии. Головные уборы, рубахи, понёвы.
Часть 4 - Воронежский костюм. Верхняя одежда и обувь. Украшения
Часть 5 - Воронежский народный мужской костюм

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку