Как подшить брюки: обработка низа брюк брючной тесьмой Обработка низа — одна из&nbs...
Густав Малер - (0)Густав Малер: К 158 летию со дня рождения великого австрийского композитора и дирижёра Се...
Приспособа, чтоб прошить толстый шов - (0)Как прошить утолщения на швах Так советуют проходить толстые швы используя приспособле...
Скрипач - (0)Вспоминая Дмитрия Когана...Мне посчастливилось слышать его исполнение вживую... Он прожил...
Сумочка крючком. Для лета. - (0)Симпатичная летняя сумочка крючком. Для лёгких предметов пойдет. Или на пляж — для полот...
Воронежский народный костюм. Основные моменты, история возникновения |
Ключевые моменты народного костюма Воронежской губернии такие.
Основные цвета — черный, красный и белый, а также розовый, оранжевый, синий-голубой и зеленый.
Ткани использовались конопляные, шерстяные и крапивные.
В вышивке преобладала линейно-геометрическая. Наиболее используемая фигура — ромб, ромб с выступающими линиями по краям, эдакими «усиками», был прозван «репей» (символ плодородия, огня и жизни).
Тип костюма — южновеликорусский, с поневой у замужних женщин. Сарафан носят до замужества. Хотя в некоторых селах сарафан носили и замужние.
Понёва (или панёва) — характерная одежда для юга, одна из древнейших одежд восточных славян — набедренная одежда, первоначально сшитая из трех прямых продольных полотнищ шерстяной домоткани (саму ткань делали на специальном станке, ширина которого была около 35 см).
Этот термин встречается на страницах русских летописей, изображение ее угадывается в одежде женщины, помешенной на створчатом серебряном браслете XII в., найденном археологами в Старой Рязани. Специальным шнуром из шерсти — гашником, юбка укреплялась. В зависимости от покроя поневы могли быть «открытыми» или «глухими». Первые — распахивались, а вторые — нет.
Распашные поневы называли еще «разнополками». В этом случае три куска ткани сшивались в одно прямоугольное полотно. Носились эти поневы разрезом на боку или спереди.
У глухой поневы три куска материи сшивались «глухо», то есть понева превращалась в обычную юбку.
Вариант глухой поневы — понева с прошвой — четвертым куском ткани, обычно, из другого материала и другого цвета. Прошва вставлялась в переднюю часть поневы, делалась короче и украшалась тесьмой или кружевом. Иногда прошву покрывали вышивкой.
Женский праздничный костюм. Начало XX века. Село Шубное Острогожского уезда.
Из коллекции Богучарского частного музея русского народного костюма и кукол.
Женский праздничный костюм. Конец 19-начало 20 века.
Село Веселое Бирюченского уезда. Из коллекции ВОКМ.
Женский праздничный костюм. Начало XX века.
Село Медово Богучарского уезда. Из коллекции ВОКМ.
Женский праздничный костюм. Начало XX века.
Хутор Дивногорье Острогожского уезда. Из коллекции ВОКМ.
В народной одежде Воронежской губернии присутствует такая яркость и разнообразие форм и конструкций, что удивительно, откуда взялась такая несхожесть одежды, в пределах одного края?
Обратимся к истории.
Вначале на территорию «Дикого поля» шли на жительство разнообразные люди, думаю, по складу характера ищущими воли и приключений, с ней связанных- вольные казаки, выходцы с Украины, боярские дети, стрельцы, служилые люди. Активное заселение Воронежской губернии началось при Петре I во время Азовских походов и строительства флота на реке Воронеж.
Затем, в 18 веке, земли Воронежской губернии начали дариться знати. Потянулись государственные и крепостные крестьяне из Рязанской, Тамбовской, Орловской, Московской, Курской губерний и Малороссии. На новое место жительства ехали семьями и даже селами. Все переселенцы несли свои традиции и обычаи, само собой, это касалось и одежды.
Цитата из записок этнографа Л.И.Некрасовой: «... Цуканы — московские колонисты конца XVII — и начала XVIII века, среди которых много старообрядцев — живут по древнему Дону и Хворостани к северу от Коротояка, на местах прежних хазарских поселений.
Женский праздничный костюм. Начало XX века. Село Коротояк Коротоякского уезда.
Из коллекции Богучарского частного музея русского народного костюма и кукол.
Женский праздничный костюм. Начало XX века.
Село Афанасьевка Бирюченского уезда. Из коллекции ВОКМ.
...В Трясорукове результаты нашей работы были иные. Цуканы — выходцы из Московской области самого конца XVII века,— вероятно, смешались с остатками древнейшего туземного населения. Во всяком случае физический тип жителей от Борщева до Хворостани сильно отличается от обычного великорусского. Здешние цуканы — народ высокий, стройный, широкоплечий, преимущественно очень смуглые брюнеты. В посадке головы, в разрезе длинных миндалевидных глаз есть что-то южное, египетское. Много очень красивых лиц. Из цукан многие — старообрядцы. В Трясорукове я видела две молельни с прекрасными иконами. Их показали довольно охотно. Женщины сохранили особенности своего костюма гораздо больше, чем мужчины, которые чаще уходят на отхожие промыслы и потому одеваются в «спинжаки» безобразнейшего фасона. Девушки и старухи носят гладкие черные сарафаны, головы повязывают белыми платками. Хлопотливые молодухи украшают свои головки такими «сбругами», каких не знал и Второв, составитель знаменитого альбома крестьянской старины».
Талагаи — более древние колонизаторы белогородской засечной черты, чем цуканы и хохлы. Их появление здесь относят к первой четверти XVII века.Талагаи ... низкорослы, белобрысы».
И так со временем сформировался многообразный, при этом единый по характеру своему облик народного костюма Воронежской губернии.
Женщины надевали рубахи, вышитые шерстяными нитями, вышивка украшала рукава и верхнюю часть рубахи, иногда их расшивали золотыми нитями и блестками, сверху рубахи одевали поневу, завершал костюм передник-запон, он же занавеска или завеска и пояс-покромка.
Женский праздничный костюм. Село Русская Тростянка Острогожского уезда.
Из коллекции Богучарского частного музея русского народного костюма и кукол.
Женский праздничный костюм. Начало XX века. Село Шубное Острогожского уезда.
Из коллекции Богучарского частного музея русского народного костюма и кукол.
Каждая девочка, начиная с 6-7 летнего возраста, сама должна была наткать 5-6 покромок для будущего замужества, а украшали их пожилые женщины.
Костюм девочки. Начало XX века. Село Россошь Нижнедевицкого уезда. Из коллекции ВОКМ.
Девушка в венце. Конец XIX- начало XX века.
Село Новая Ольшанка Нижнедевицкого уезда. Из коллекции ВОКМ
Девичий костюм. Начало XX века.
Село Афанасьевка Бирюченского уезда. Из коллекции ВОКМ.
К нагрудным украшениям-оберегам относятся бусы и монисто из бисера, гайтан, грибатка (гребатка).
А также были украшения височные, ушные, ручные, наспинные и поясные.
Серия сообщений "Воронежский костюм":
Часть 1 - Воронежский народный костюм. Вступление
Часть 2 - Воронежский народный костюм. Основные моменты, история возникновения
Часть 3 - Структура женского костюма Воронежской губернии. Головные уборы, рубахи, понёвы.
Часть 4 - Воронежский костюм. Верхняя одежда и обувь. Украшения
Часть 5 - Воронежский народный мужской костюм
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |