-Метки

Коврик НОСКИ Чеснок аппликация артефакты астрология бабушки баня биоэнергетика бисер бисероплетение благополучие бумажная лоза быть женщиной варенье веды волосы восточная медицина второй шанс выживание выпечка выращивание вышивка вышивка крестиком газтрубочки галактика горшочек госдума грибы грядки деревня держава держава света десерт десерты дети джемпер джинсомания джинсы добро дом духовка европа жаккард жаккард спицами жилет заговор заготовки закуска здоровье зеленский земля наш дом знаменитости знание знание сила золотое шитьё идеи из ткани израиль ирина самарина-лабиринт история цивилизации исцеление картофель квиллинг ковид коллаж комнатные растения компьютер контурная вышивка кофе кошки крючок курица ландшафт лимоны медитация мидгард-земля миргард-земля молитва молитвы морковь мудрость народная медицина новороссия новые технологии новый год нумерология объёмная вышивка огород огород на подоконнике освобождение очищение организма панно пергамано переделка печь плеяды подоконник подушки позитив полезные напитки полезные советы польза помидоры посадка поэзия психология путин пэчворк реглан род россия руны русский мир рыба салат салаты самоучитель сделай сам северная америка секреты красоты семья сибирь симорон скумбрия снг собаки спицы ссср став сталин строительство сумка сумки суп схемы сша сыроедение тайгета тесто тыква уголок узор узоры спицами украина упражнения фен-шуй флайледи фотошоп хранение хранение вещей худеем цветоводство чай шапка шапочка швейная машинка шитьё эзотерика это интересно

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Мухтуя

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.12.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 16719


ТАЙНЫ ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕТРО: любопытные факты и личные историй

Суббота, 24 Августа 2024 г. 10:04 + в цитатник
Цитата сообщения MOLODA_I ТАЙНЫ ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕТРО: любопытные факты и личные историй

Подземные дворцы, пугающий разлив, птица и кот на счастье, самые-самые станции, волнующий аромат - о, я знаю несколько интересных секретов нашего метро. Приглашаю на прогулку в глубь Земли. Усаживайтесь удобнее, запасайтесь горячим горьким кофе по-питерски. Осторожно, двери закрываются!

1 (700x460, 371Kb)
Ультрасовременная "Беговая". Фото из открытых источников

Самые любопытные факты о метро в Петербурге

1. Чем так вкусно пахнет в метро?

С детства обожаю этот запах: спускаешься по ступенькам в волшебное подземелье, где со свистом проносятся поезда и сбегают вниз по эскалатору торопливые пассажиры, а в нос проникает невыносимо приятный аромат. Хочется нюхать и нюхать. Будучи беременной, я даже специально заходила в метро только для того, чтобы насладиться этим запахом. Причем так вкусно пахнет только на петербургских станциях.

Недавно я узнала секрет притягательного аромата. Все дело в... креозоте. Это специальная пропитка, которой обрабатывают шпалы. Ведь древесина, как известно, имеет свойство разрушаться и гнить. Возможно, в Петербурге сильнее пропитывают креозотом из-за климатических условий, и поэтому в нашем метро запах особенно сильный и притягательный.

Что же такое креозот? Это - маслянистая бесцветная жидкость с очень насыщенным ароматом. В качестве сырья берется деготь. Обрабатывают шпалы прямо на заводе. Вот где, пожалуй, можно на всю жизнь надышаться.

2 (700x516, 395Kb)
Так вот что так вкусно пахнет! Шпалы, обработанные креозотом. Фото из открытых источников

2. Утяну на глубину

Многие знают, что в Петербурге метро заложено на внушительной глубине. Иногда говорят, что у нас оно самое глубокое в мире. Это - правда, но лишь отчасти.

Если брать в совокупности разные показатели, то да: пальму первенства можно вручить Северной столице. В среднем петербургские станции находятся на глубине 57 метров. "Адмиралтейская" встречает пассажиров аж на 86 метрах под землей - самая глубокая станция в России и вторая в мире (глубже только "Арсенальная" в Киеве).

Глубина обязывает. Поэтому на "Адмиралтейской" работает самый длинный эскалатор: 729 ступенек на движущейся лестнице. Это 137,4 метра. А чтобы оценить глубинность станции, только представьте дом в 28 этажей.

Кстати, с "Адмиралтейской" связано много любопытных фактов. Например, подземная часть была готова очень много лет назад. Не удавалось решить вопрос только с надземным вестибюлем. Ведь речь шла об исторической части города. Разве можно что-то снести, когда каждое здание - памятник архитектуры. В итоге 18 лет согласовывалось расселение жильцов дома на Малой Морской улице. С 1997 по 2011.

3 (700x461, 271Kb)
Свет в конце тоннеля после самого длинного эскалатора. Фото из открытых источников

3. Наше метро могло бы стать первым на планете

Конечно, Петр I не мог и предположить, что когда-то под ногами на сотню метров вниз будут пущены поезда. А ведь это могло произойти еще двести лет назад! В 1820 году талантливый инженер Торгованов предложил грандиозную идею: разработал проект устройства железнодорожного тоннеля прямо под Невой. Молодой человек обратился через графа Милорадовича к Александру I.

Казалось бы, вот оно - бери, воплощай, удивляй мир. Но чиновники оказались узколобы и консервативны: выдали Торгованову 200 рублей и обязали "впредь прожектами не заниматься, а упражняться в промыслах, ему свойственных".

В итоге получилось что? Да. Спустя 43 года после этого события в мире появилась первая линия метро. Но, увы, не у нас. А в Лондоне. Там прислушались к идее адвоката (!) Чарльза Пирсона. Он предложил создать новый вид транспорта: проложить железную дорогу под землей. И 10 января 1863 года станции были открыты для первых пассажиров.

Между прочим, похожую идею для Петербурга предлагал и изобретатель-самоучка Кулибин, и инженер Марк Изамбар. И все это задолго до лондонского метрополитена.

На самом деле проекты подземной железной дороги предлагались и дальше. Меня особенно впечатлило предложение инженера Печковского в 1901 году. Уже тогда он разработал идею метро на 6 линий, при этом 2 из них были кольцевыми. У нас до сих пор нет такой развитой сети! Представляете, насколько удобнее было бы передвигаться по Петербургу... Но увы, Николай II в 1903 году отклонил проект Печковского.

4 (700x466, 395Kb)
Брутальный "Кировский завод". Фото из открытых источников

4. Станции закрытого типа

"Московская" - самая родная и близкая для меня станция. Ведь мое детство и юность прошли рядом с ней. А ко всему, что связано с ранними годами, мы прикипаем. Вот почему до сих пор помню свое удивление, когда узнала, что такая привычная станция - это диковинка метрополитена.

Оказывается, станции закрытого типа строились только в Ленинграде. И нигде более в мире. Изначально это был просто эксперимент. В 1961 открыли "Парк Победы" и затем вплоть до 1972 года запустили еще 9 станций такого типа. Но позже от идеи отказались. И понятно, почему: эксплуатация подобных станций гораздо сложнее и дороже. Машинисту приходится при остановке поезда очень точно совмещать двери вагонов с дверями станции. Это увеличивает время стоянки и интервал движения поездов. В итоге снижается пропускная способность станции. Машинистам, работающим на линиях со станциями закрытого типа, платят больше (не знаю, насколько эта информация по з/п актуальна на 2023 год, но раньше точно было именно так).

Из своего детства я помню несколько ситуаций, когда машинисту не удавалось точно совместить двери поезда с дверями на станции. И для младшего брата это едва не закончилось трагедией прямо на моих глазах. Мы готовились к выходу на "Московской". Двери поезда уже открылись, хотя и не находились точно напротив станционных. Мой брат уже высунул голову, и вдруг вагон двинулся с места. Повезло, что стоявший рядом мужчина очень быстро отреагировал и за доли секунды отдернул моего брата назад, в вагон. Я успела только рот открыть...

Та история мне настолько запомнилась, что даже спустя десятки лет я не подхожу к дверям, пока не откроются все: и вагонные, и станционные.

5 (700x461, 322Kb)
Непростая работа для машиниста. Фото из открытых источников

5. Подземные дворцы

Конечно, московский метрополитен роскошен. Но и у нас есть несколько впечатляющих станций. Пусть не такого размаха, однако тоже выразительных и эффектных. Для меня самой красивой в Петербурге остается "Автово" - хрустальный дворец! Первая станция нашего метро: открылась 15 ноября 1955.

6 (526x700, 418Kb)
Автово. Ох уж эти колонны! Фото из личного архива

Мне приятно, что "Автово" вошла в дюжину красивейших станций мира. И даже не верится, что она могла бы быть еще красивее: по проекту предполагалось, что колонны будут подсвечиваться. Однако то ли подрядчик не уложился в срок, то ли оценили будущую стоимость обслуживания. В общем, мы получили в итоге упрощенную версию без подсветки. И даже в таком варианте станция смотрится восхитительно.

7 (700x463, 401Kb)
Моя любимица. Фото из открытых источников

Для отделки разных станций петербургского метрополитена использовано 65 видов натурального камня. Вот особенно интересные варианты:

*Для облицовки станции "Площадь Ленина" специально с Кавказа привозили салиэтский мрамор.

*Ради "Василеостровской" привезли с Урала коелгинский мрамор.

*На станцию "Кировский завод" доставили грузинский сванетский мрамор, на "Проспект Просвещения" - узбекистанский (газганский), на "Черную речку" - карельский мрамор, на "Выборгскую" - армянский розовато-бежевый травертин.

*"Достоевская" в соответствии со своей тематикой облицована классическим серым гранитом - все в стиле писателя.

*"Звенигородская" встречает пассажиров зеленым индийским мрамором, который выбран совсем не случайно: цвет ассоциируется с военной формой, ведь рядом находились казармы Семеновского полка.

Все станции петербургского метро не похожи друг на друга. Много потрясающих мозаик, панно, скульптур. Не представляется возможным рассказать о каждой подробно в рамках одной статьи. Тут, пожалуй, про любую станцию можно создать отдельную публикацию.

6. Как студент изменил метрополитен

Сейчас даже сложно представить, что когда-то было иначе. А ведь жизнь петербургского метро начиналась с бумажных билетов: их проверял контролер на входе. Но недолго музыка играла. Через 2 года стало понятно, что пассажиров слишком много для ручной проверки. И тогда на помощь пришла студенческая смекалка.

В 1957 году Борис Гринчель, студент ИТМО, предложил поставить на входе турникеты как на заводских проходных. К молодому человеку прислушались. И в 1958 на станции "Нарвская" появились первые турникеты.

Дальше - больше. Находчивый Гринчель нашел выход в новой сложной ситуации. Ведь проезд стоил 50 копеек, а монеты такого номинала просто не существовало. И как же справиться с потоком пассажиров, никого не задерживая на входе? Вот тогда Борис и предложил использовать жетоны.

Петербуржцы к жетонам привыкшие. У нас традиционно либо жетончики, либо карточки. Помню, как удивилась, когда в московском метрополитене увидела бумажные квиточки (или как они правильно называются?), которые нужно было вставлять в турникет.

Жетоны у нас, кстати, живы до сих пор, несмотря на "Подорожники" и карты. Но стоимость проезда тогда на треть выше, чем другими способами. Поэтому обычно жетонами пользуются туристы или пассажиры без карты "Мир".

8 (700x494, 360Kb)
Знаковое событие! Фото из открытых источников

7. Поручни-торопыжки

Не знаю, во всех ли городах есть такая особенность, но в Петербурге мы с детства потешаемся над этим нюансом. Я даже пробовала на спор выдержать: не сдвигать руку на эскалаторе. И ни разу не смогла выиграть. Потому что в итоге рука уезжает так, что все равно придется ее переставить.

Дело в том, что движение эскалатора и движение поручней управляется двумя разными механизмами. Один из них делает свое дело быстрее на 2%. И, если вы понаблюдаете за пассажирами, то заметите: каждому приходится неоднократно поменять положение руки.

8. Самые-самые

Расскажу еще о станциях-отличниках. В том смысле, что они уж слишком сильно отличаются от других. Порой даже не только в масштабах петербургского метрополитена, но и мирового.

*Самая долгая авария. Ох, помню это время. С 1995 по 2004. И как я подспудно радовалась, что живу не в том районе. Да, речь о легендарном размыве между "Площадью Мужества" и "Лесной". 9 лет это заколдованное место не могли привести в порядок. Все средства вместо строительства новых станций метро утекали в дыру в самом прямом смысле слова. Если мне и приходилось по каким-то причинам ехать до Лесной, то я очень старалась построить свой маршрут так, чтобы миновать метро. Потому что на "Площади Мужества" творился ужас: весь поток пассажиров поднимался вверх, на землю. И толпы людей загружались в автобусы. Несмотря на то, что эти автобусы подходили к остановке почти непрерывно, они не справлялись с наплывающим морем. Пару раз я попадала в эту лаву. Было очень страшно. Больше всего боялась упасть - затопчут как на стадионе.

9 (700x414, 391Kb)
Долгожданное событие. Фото из открытых источников

*Самый длинный перегон. К сожалению, петербургское метро в отличие от московского совсем не покрывает потребности горожан в быстром перемещении. Расстояния между нашими станциями метро такие большие, что стали притчей во языцех. Так, например, от "Елизаровской" до "Площади Александра Невского" аж 4,5 км. Помню, как я впервые гуляла пешком в Москве и удивлялась, что там станции метро у меня буквально мелькали одна за другой. У нас попробуй дошагай.

*Самый короткий перегон. Однако есть и приятные исключения. Например, между "Владимирской" и "Площадью Восстания" всего 848 метров. Также вполне терпимые расстояния между станциями метро на моей любимой и родной синей ветке. От "Московской" до "Звездной" можно дойти быстрым шагом за 20 минут.

*Самая загруженная станция в России. Это, конечно, "Проспект Ветеранов". Не один десяток лет мы ожидаем, когда построят метро на юго-западе города. Пока же воз и ныне там. Например, я работаю в Красносельском районе. И до ближайшей станции метро ("Проспект Ветеранов") мне нужно ехать на машине 30 минут, если нет пробок. Это - маршрут троллейбуса от конечной до конечной. Очень надеемся, что в конце следующего года наконец-то откроют "Юго-Западную". Сроки сдачи переносились неоднократно. По последним данным запуск ожидается в декабре 2024.

*Самая необычная станция. На это звание могут претендовать многие, на мой скромный взгляд. Но официально таковой считается "Спортивная". Единственная двухэтажная станция в мире. В прошлом году вместе с учениками я была там с того входа, где можно ехать на траволаторах - ощущения незабываемые.

10 (519x700, 382Kb)
Почти космический траволатор на "Спортивной". Фото из личного архива

9. Секретные животные петербургского метро

Признаться, я до недавнего времени и сама о них не знала. А теперь попробую найти.

На "Бухарестской" с платформы можно разглядеть на мозаичном панно так называемую птицу счастья - синичку от художника Александра Быстрова. А на "Волковской" - рыжего кота, который подкрадывается к красноглазой сове. Снова сюрприз от того же художника. Нашли кота?

11 (700x438, 385Kb)
Ищем счастье. Фото из открытых источников

12 (473x700, 350Kb)

А напоследок просто хочу поделиться великолепием петербургского метро. Вот, на мой взгляд, самая эффектная станция снаружи. "Горьковская". Наша летающая тарелка:

13 (700x532, 406Kb)
Необыкновенная "Горьковская"! Фото из открытых источников

А вот несколько мозаичных панно. Какую станцию ни возьми, везде - праздник искусства. В галерее: "Адмиралтейская", "Международная", "Звенигородская":

14 (700x404, 356Kb)
15 (700x324, 277Kb)
16 (700x373, 326Kb)
Небольшая подборка панно. Фото из открытых источников

17 (525x700, 288Kb)
И скульптуры... Например, на "Пушкинской". Фото из личного архива

Это, конечно, далеко не все тайны, легенды, мифы и факты о петербургском подземелье. Но пора закругляться, чтобы потом была возможность встретиться снова.

Источник

Серия сообщений "Города России":
Часть 1 - Нашествие иннополисян. Как живет самый продвинутый город России
Часть 2 - По деревянному Иркутску
...
Часть 30 - Анадырь - самый яркий город России
Часть 31 - Верхотурье!
Часть 32 - ТАЙНЫ ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕТРО: любопытные факты и личные историй

Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

лескира   обратиться по имени Суббота, 24 Августа 2024 г. 11:01 (ссылка)
Вот спасибо! Буду в Питере, обязательно посвящу день метро.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку