-Метки

Коврик НОСКИ Чеснок аппликация арктика артефакты астрология бабушки баня биоэнергетика бисер бисероплетение благополучие бумажная лоза быть женщиной варенье веды волосы восточная медицина второй шанс выживание выпечка выращивание вышивка вышивка крестиком газтрубочки галактика горшочек госдума грибы грядки деревня держава держава света десерт десерты дети джинсомания джинсы добро дом духовка европа жаккард жаккард спицами жилет заговор заготовки закуска здоровье зеленский земля наш дом знаменитости знание знание сила золотое шитьё идеи из ткани израиль ирина самарина-лабиринт история цивилизации исцеление картофель квиллинг ковид ковровая вышивка коллаж комнатные растения компьютер контурная вышивка кофе кошки крючок курица ландшафт лимоны медитация мидгард-земля миргард-земля молитва молитвы морковь мудрость народная медицина новороссия новые технологии новый год нумерология объёмная вышивка огород огород на подоконнике освобождение очищение организма панно пергамано переделка печь платье плеяды подоконник подушки позитив полезные напитки полезные советы польза помидоры поэзия проволока психология путин пэчворк реглан род россия руны русский мир рыба салат салаты самоучитель сделай сам северная америка секреты красоты семья сибирь симорон скумбрия снг собаки спицы ссср став сталин строительство сумка сумки суп схемы сша сыроедение тайгета тыква уголок узор узоры спицами украина флайледи фотошоп хранение хранение вещей худеем цветоводство чай шапка шапочка швейная машинка шитьё эзотерика энциклопедия это интересно

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Мухтуя

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.12.2017
Записей: 13139
Комментариев: 3309
Написано: 16738


Уссурийская тайга и её обитатели. Часть 1

Суббота, 26 Ноября 2022 г. 05:28 + в цитатник
Цитата сообщения lj_varandej

Уссурийская тайга и её обитатели. Часть 1: Удэгейская легенда



У Приморского края - две грани. С одной стороны - побережье Японского моря с его живописными кекурами и укромными бухтами, как показанный в прошлой части мыс Гамова. С другой - густая уссурийская тайга, в которой водятся тигры. В самое сердце этой тайги, на берега Большой Уссурки за 500 километров от Владивостока, и отправимся далее. Тут действует национальный парк с красивым названием "Удэгейская легенда", а рядом с ним стоит Дерсу - деревня русских староверов, вернувшихся из Южной Америки. О чём и расскажу в двух частях.

Задолго до своей прошлой поездки на Дальний Восток я был наслышан о староверах-репатриантах, бородатых русских людях, что сохранили на другой стороне Земли крестьянский дух дореволюционной России и вот теперь вернулись на родную почву из под тропических небес. Пресса, конечно, изображала их благостными страдальцами, на родине ждавшими Беловодья, а получившими бюрократию, чиновничьи препоны и произвол коммерсантов. Местные в 2018 году рассказывали мне несколько другое, этот контраст только добавил интереса, но в тот приезд я так и не добрался до их сёл. Поэтому планируя новое путешествие по Дальнему Востоку, я уже знал, что Дерсу на Большой Уссурке, оно же до 1972 года Лаулю на Иман-реке, будет в Приморском крае моей целью №1. Старообрядческих селений на Дальнем Востоке несколько, но именно Дерсу - самое труднодоступное из них: в 400 километрах от Владивостока, в 120 - от Транссиба, в 40 - от ближайшего крупного посёлка, да ещё и за переправой через Иман. Староверы обосновались там в 2002 году, а в 2007 рядом был создан национальный парк "Удэгейская легенда", теперь окружающий их владения с трёх сторон. В национальный парк, понадеявшись на полезные контакты, оказию и кров над головой, я и позвонил ещё из Москвы, и первый же телефонный разговор глубокой ночью (часов в 11-12 дня по Приморью) затянулся на добрых полчаса. В не слишком избалованной вниманием туристов "Удэгейской легенде" работают замечательные люди, на мой интерес посетить их края ответившие искренним интересом к моему визиту. И этот пост - целиком их заслуга: мне помогли не просто забраться в дебри, но и увидеть больше, чем я ожидал.

2.


На кадре выше - владивостокский аэропорт Кневичи. Но самолётом я в Приморье прилетал, а на следующий месяцы основным моим транспортом сделался поезд. В прошлом путешествии по Дальнему Востоку мы заезжали в Дальнегорск, теперь же дорога привела нас в Дальнереченск - городок (25 тыс. жителей) на Транссибе в трёх с лишним сотнях километров от Владивостока. Он начинался в 1859 году с казачьей станицы Графской на берегу Уссури, в устье Иман-реки напротив старинного китайского города Хутоу, знаменитого своей кумирней сборщиков женьшеня. В 1897 году станицу дополнила, а следом и поглотила транссибовская станция Иман, посёлочек которой разросся столь стремительно, что статус города получил уже в 1917 году. В 1930-х годах Хутоу прирос подземной крепостью, откуда китайцы, видимо не без поддержки из-за реки, устраивали партизанские вылазки против японских оккупантов. Однако понемногу эта крепость превратилась в "нож у горла Советского Приморья", а в 1969 году советско-китайскую дружбу окончательно разорвал бой на острове Даманском - по Уссури до него всего 40 километров вниз. За ссорой двух великих держав последовал жест в духе расставания старшеклассницы с первым бойфрендом - в 1972 году советская власть стремительно вычистила из Приморья всё названия, хоть немного напоминающие про Китай. Иман-река стала Большой Уссуркой, а город на ней - Дальнереченском. В окрестностях вокзала, тем не менее, сохранилось некоторое количество дореволюционных домиков, в том числе магазин вездесущих на Дальнем Востоке "Кунста и Альберса". Центром Дальнереченска служит мемориал (1975) на могиле пограничников с Даманского близ довольно необычной, я бы даже сказал - недальневосточной Спасской церкви (1913). В нескольких километрах от города, на берегу Уссури есть ещё и урочище Графская с репликами казачьих изб и часовни - но как я понимаю, там погранзона, куда просто так не попасть. Осмотреть всё это я планировал на обратном пути, а хмурым утром у нас был лишь час пересадки. На входе в пустынный вокзал пятеро скучающих охранников устроили досмотр почти как в чистой зоне аэропорта - из джинс пришлось достать ремни, а рюкзаки, за неимением сканера, распотрошить наполовину.

3.


Я знал, что скоро на привокзальную площадь должен подойти автобус в Рощино, которым в принципе мы могли бы доехать сюда и прямо из Владивостока. Площадь в пять утра была, конечно же, пуста, а в круглосуточном магазине обнаружились строгая продавщица да словоохотливый забулдыга. Про автобус они слыхом не слыхивали, да и в назначенный срок он не подошёл. Напротив остановки висел рекламный щит с телефон городского такси, и я успел позвонить туда да заказать машину до выезда из города - как вдруг, с 20-минутным опозданием откуда-то из темноты мокрых улиц прикатила маршрутка, на которой, успев отменить такси, мы и продолжили путь. За отсыревшим окном понемногу светало, и просыпаясь, я видел примерно такие пейзажи - натурально, тропики в сезон дождей!

4.


Дальнереченск своими окраинами перехлёстывает через федеральную трассу "Уссури", перпендикулярно которой на сотню километров и уходит дорога в Красноармейский район. В Приморье он слывёт самым глухим и неустроенным - из тех мест, где "закон тайга, а прокурор медведь" (причём - ещё и чёрный!), а дух Девяностых столь вечен, что наверное и до их начала тут был. Символом Красноармейского района мог бы стать Сихотэ-Алиньский метеорит, упавший морозным утром 12 февраля 1947 года у села Байцухэ, ныне известного как Метеоритное, километрах в 40 севернее райцентра Новопокровки. Вес метеорита учёные оценивают в сотню тонн, но ещё в верхних слоях атмосферы он раскололся и осыпался в тайгу железным дождём. 27 тонн его обломков насобирали учёные, как минимум не меньше - хитники, и в итоге метеорит распространился по музеям всей страны и коллекциям всего мира. Вот этот его обломок я заснял в петербургском Музее связи...

5.


...эти - в бескрайнем Музее минералов в Дальнегорске...

5а.


...а что-нибудь наверняка хранится здесь. За донельзя заурядной Новопокровкой (3,6 тыс. жителей), основанной в 1903 как переселенческое село, пейзаж начинает меняться. Луга уссурийской равнины понемногу сменяются тайгой на пологом, едва заметно набирающем высоту склоне Сихотэ-Алиня. В конце дороги встречает Рощино, крупное село (3,9 тыс. жителей), с соседними Богуславцем, Крутым Яром и Вострецовом образующим оазис в тайге с без малого 10-тысячным населением. Впрочем, вклиниваясь в тайгу, и порождён этот фронтир ей же - вот например какого-то очень уютного вида деревянный ДК "Геолог" Иманской экспедиции. Здесь же в 1977 года открылся неплохой, говорят, геолого-минералогический музей, ныне перешедший "Удэгейской легенде" и переехавший в отдельное здание.

6.


О том, что район Красноармейский, напоминает неожиданно красивый воинский обелиск

7.


Хотя название своё район получил ещё в 1936 году, когда главной войной Красной Армии оставалась Гражданская. И несмотря на обилие рощ, посёлок назван в честь Алексея Рощина - красного партизана, погибшего в этих дебрях в бою с казаками. Впрочем, и то название посёлок получил лишь в 1957 году, а прежде он был просто Стройка. Строили, начав в 1931 году, здесь лесхоз, и лесополки, исправно работавшие даже в самых глухих Девяностых, по-прежнему остаются в Красноармейском районе основой легальной экономики:

8.


С одной из них, забор в забор, и соседствует контора национального парка. В Приморье им повадились давать звучные имена - ещё тут есть "Земля леопарда" близ Славянки, "Зов тигра" близ Лазо и видимо исходная в этом цикле "Кедровая Падь", созданная ещё до революции. Удэгейцы, к наследию которых здесь обратились в названии - это коренные жители уссурийской тайги, один из десятка амурских народов, отличавшихся друг от друга не столько языком и обычаями, сколько специализацией: хабаровские нанайцы жили рыбалкой на амурских плёсах, сахалинские ороки - промыслом таёжных и морских зверей, ну а удэгейцы были таёжными охотниками с мелких порожистых рек. Именно из них, а вовсе не из нанайцев, был Дерчи Оджал, более известный как Дерсу Узала. Осталось ныне удэгейцев, впрочем, дай бог полторы тысячи человек, пополам в Хабаровском и Приморском краях, а в "Удэгейской легенде" те, кто эту легенду складывал, и вовсе представлены единственной семьёй Сулядзига на хуторе Островном (Санчихеза). И - тетрадками, блокнотами да сувенирами с национальным узором, самыми примечательными из которых являются человечки-обереги "багдя":

9.


Название - пожалуй, единственное, чем обращает на себя внимание "Удэгейская легенда": от Владивостока и Хабаровска она далеко, а Сихотэ-Алинь в эту сторону обращён пологими склонами без мощных водопадов или вычурных скал. Достопримечательностей must see, вроде Каменных драконов Чистоводного или разноцветных водопадов Милоградовки на юге Приморья, в "Удэгейской легенде" нет, а потому ездят сюда в основном за тихим отдыхом - порыбачить на быстрых реках да подышать таёжным воздухом в глуши. Показательно, что в середине августа туристический сезон здесь только-только начинался - вместе с рыбьим ходом на реке. Староверческое Дерсу, как уже говорилось, в охраняемую территорию не входит, но сотрудницы "Удэгейской легенды" сделали всё возможное, чтобы блоггер из дальних краёв осмотрел и сам национальный парк. Раз в неделю на таёжных кордонах и турбазах "Удэгейской легенды" происходит пересменка, и вот, в компании дюжих егерей, с бочкой бензина да лодочным мотором мы загрузились в рабочую "буханку":

10.


Бессонная ночь в поезде, ожидание в конторе, тревога о том, всё ли сложится, взяли своё - чуть выехав за Рощино по тряской грунтовой дороге, под разговоры про некую общую знакомую по прозвищу Пуля, я заснул, а проснулся от крутого поворота. Километрах в 40 от посёлка "буханка" свернула в лес, привезя нас в Затон - лодочную базу национального парка:

11.


Первым нас встретили мелкие рыжеватые собаки обтекаемых форм, немного дежурно полаявшие, а затем начавшие ластиться - причём незыблемые мужики к собакам были едва ли не ласковее, чем собаки к мужикам. Затем появилась хозяйка затона, с которой егери первым делом расположились на веранде перекурить да обсудить, что да как:

12.


Мой взгляд, тем временем, привлёк флот "Удэгейской легенды" - вот эта платформа с глиссером вроде как самодельная:

13.


А эти аэросани - вполне себе серийные, с вертолётного завода в Арсеньеве:

14.


Глиссеры - как я понимаю, для зимы и межсознья. Летом же главный транспорт инструкторов "Удэгейской легенды" - бат:

15.


Вернее, классический бат был устроен несколько иначе - вот тут, в хабаровском музее, по центру похожая на каноэ нанайская оморочка, а справа удэгейский бат с характерным "клювом утконоса", добавлявшим ему прочности и остойчивости на порогах.

15а.


Так что лодку из музея будем считать удэгейским батом, а это - доработанный за сотню лет переселенцами русский бат. Впрочем, шест в руках лодочника - форменное копьё:

16.


Погрузка вещей из машины в лодку, установка и проверка мотора, перекуры, отвлечение на каких-то туристов, оперативно арендовавших ещё один бат, заняли около часа. Ехать предстояло впятером - мы с Олей, лодочник Алексей да егери Александр и Пётр до турбазы "Корейский прижим" и дальнего кордона "Сухая протока". Здесь же к нам добавилась та самая Пуля, оказавшаяся не бойкой рыбачкой с таёжных проток, а молодой и игривой собакой. Со всем барахлом мы явно нагрузили лодку на предел её возможностей, но в целом баты бывают длиной до 9 метров и грузоподъёмность до полутора тонн, при этом не вихляясь в порогах и проходя там, где по щиколотку глубина.

17.


Затон оказался ни чем иным, как старицей Большой Уссурки, которую здесь по старинке называют Иман. В её волны мы и вырулили из заболоченной старицы:

18.


Чуть выше - переправа у скалы Бохо, где-то рядом с которой есть ещё и высокий, но видимо совсем тоненький водопад Дубравушка:

19.


Переправа и навела сотрудников "Удэгейской легенды" на идею пристроить нас в лодку. В среднем за год Большая Уссурка - река масштабов Москвы или Клязьмы, вот только средняя полноводность на Дальнем Востоке немногим показательнее средней зарплаты: в паводок Иман выдаёт расходы воды, сравнимый с Камой или Печорой (!), а по низкой воде даже бат не везде пройдёт. Паромная переправа же крайностей не выносит, и за две недели до моей поездки паром не работал, поскольку здесь было "почти наводнение", а за три дня - из-за обмеления реки. Заречные селения - "обычный" Дальний Кут, удэгейский Островной и староверческое Дерсу, - в такие моменты пользуются подвесным мостом, но до турбазы "Корейский прижим" идти от него ещё 16 километров.

20.


Однако накануне моей поездки прошли дожди, вернувшие уровень Имана к адекватному:

21.


Глубина здесь, как я понимаю, невелика, а вот скорость течения впечатляет:

22.


Нас впечатляет, конечно, а не местных - вот те самые гости, уехавшие из Затона за полчаса до нас:

23.


А вот одинокий рыбак по пояс в воде притаился в буреломе:

24.


Впрочем, тайга есть тайга - у чьей-то деляночки обратите внимание на табличку с веночком:

25.


С грузом да против течения бат полз по реке еле-еле. Где-то через час по выходе из Затона мы вошли в пределы национального парка, границу которого отмечает огромная скала - Лаулинский прижим, не спеша поворачивающийся навстречу путнику своими утёсами:

26.


На вершине его есть остатки бохайского городища, или скорее дозорного поста. Бохай были лишь одним из древних государств Приморья, череду которой оборвало нашествие Чингисхана. На здешних кочевниках, успевших и Китаем порулить, Потрясатель Вселенной оттоптался так, что цивилизация ушла из Уссурийской стороны на пол-тысячелетия, а удэгейцы - ни кто иные, как потомки людей, укрывшихся в тайге от монгольской сабли.

27.


Угрюмая отвесная скала не могла не обрасти легендами о том, как кто-то да кого-то с неё сбросил. В одной версии, это хунхузы, китайские разбойники, расправились здесь с удэгейцами, якобы не выдавшими им, где спрятан клад. В более современном варианте расправу устроили красные партизаны или даже сталинские чекисты - над староверами:

28.


Как бы то ни было, Лаулю - это старое название Дерсу, стоящего на протоке чуть в стороне от Уссурки. Само село с реки не видать, а вот его поля то ещё пяток километров то и дело показываются из-за деревьев:

29.


Другие скалы. На Урале их называли бойцы, на Енисее - быки, а вот тут - прижимы:

30.


За очередным поворотом Имана начинаются турбазы, коих я насчитал три или четыре:

31.


В основном они частные и возникшие не удивлюсь если до учреждения нацпарка, но есть у "Удэгейская легенды" и собственная турбаза "Корейский прижим", устроенная несколько лет назад на месте старого лесосклада, где работяги из братской Северной Кореи валили тайгу для сплава на рощинские лесопилки. По сравнению с частниками эта турбаза дешевле и проще - двухместный домик без удобств мы сняли за 1200 рублей. Ещё тут есть кухня с газовой плитой, удобства сельского типа, баня и инфостенды о достопримечательностях окрестной тайги. Деревянные стрелки кажут вверх по течению - нам туда:

32.


Перебрав рюкзаки, взяв спальники, горелку, тёплую одежду и перекус на ужин, мы вернулись в порядком полегчавший бат - Александр остался присматривать за турбазой, а Алексей повёз Петра и нас заодно на Сухую Протоку у дальней границы нацпарка. Чуть за турбазой - собственно Корейский прижим, высокий, но не слишком живописный:

33.


Где-то близ него есть ещё прозванный так за ледяную воду ключ Ангинка, вытекающий из грота, но с реки его, кажется, не видать. Да и сам кадр выше снят на обратном пути, а в тот вечер, стоило нам вновь выйти на воду Имана, погода начала портиться:

34.


По воде пополз густой туман, а вскоре зарядил холодный дождь, под куполом которого мы и ехали. 15 километров от Затона до "Корейского прижима" мы преодолевали 1,5 часа, а 40 километров до "Сухтой протоки" растянулись часа на три с половиной. На пол-пути, совершенно незаметно, мы свернули из Имана в его приток Арму - такую же быструю реку в таких же суровых берегах, видимо по причине отсутствия на ней населённых пунктов не ставшую в 1972 году какой-нибудь Армейской или Армянской:

35.


Юная Пулёна явно радовалась путешествию к новым берегам. Порой она начинала лаять на берег, и быстрый взгляд выхватывал силуэты зверей на сумрачной опушке. Увидев мохнатую бурую спину, я было подумал, что это медведь - но с другой стороны поднялась от травы статная оленья голова, и я понял, что это изюбрь. В другом месте от воды в заросли ускакали две козы, но не такая уж редкая удача тут повстречать тигра.

36.


По изначальному плану нас должны были высадить у скалы Орочонский Бог и забрать на обратном пути. Но туда мы добрались лишь в сумерках, мокрыми до нитки и с переставшим фокусироваться на серой мгле фотоаппаратом. Алексею сильно хотелось вернуться сегодня же, Петра явно больше привлекала идея тёплой компании, и в общем на борту бата утвердился "план Б" - ехать на Сухую Протоку всем вместе, там ночевать, и за вычетом Петра с Пулёной возвращаться утром. Кордон (официально - "полевой стационар по охране и мониторингу амурского тигра") оказался одиноким домиком посреди тех самых деревьев-гигантов из советских таёжных рассказов.
37.


В оказалось две комнаты - для хозяев и для редких, но всё же порой приезжающих гостей. Внутри были припасены сухие дрова, и Пётр за считанные минуты набил ими печь, настрогал одним топором щепок да создал в выстывшей комнате тепло, так что насквозь мокрая одежда на крючках к утру сделалась идеально сухой. Немногим больше времени ушло на то, чтобы поймать пару ленков да пару хариусов, а кастрюлю борща, домашний хрен, варенье к чаю оставила на кухне предыдущая смена. Пётр завёл генератор, включил телевизор, и за отсутствием здесь антенн - поставил кассету с "Джентльменами удачи". В избе наступил особый уют тёплого угла среди тёмной стихии, знакомый всё по той же таёжной прозе:

38.


Уссурийская тайга - она как бы и не совсем тайга: в первую очередь это густой и увитый лианами влажный смешанный лес из ильмов, грабов, ясеней, монгольских дубов или маньчжурских орехов. Широколиственная плоть на хвойном скелете: сообщества из десятков видов растений группируются здесь вокруг корейских кедров. Как и в Японском море, в Уссурийской тайге встречаются север и юг, и про её удивительный животный мир, куда с севера заходят бурые медведи, россомахи и изюбри, а с юга - тигры, чёрные медведи, леопарды и харзы, - я уже когда-то рассказывал. Но одно дело - видеть этих зверей с воздушных дорожек Шкотовского сафари-парка, и совсем другое - понимать, что они тут хозяева, а ты - незваный гость. Пётр вспоминал свою первую встречу "с тигрой": точно так же сидя один в каком-то таёжном "бараке" (как здесь называют избы), он почувствовал вдруг запах промокшей кошки и, выглянув, увидел на другой стороне поляны полосатого зверя. У егерей с дальних кордонов к тиграм свой счёт - змой оголодавшие хищники таскают собак. Тигр собаку умеет подманивать, а съедает целиком, в один укус, вместе с костями и шкурой. Далее, по словам егерей, собака действует на тигра как наркотик - он начинает прыгать, кувыркаться и кататься по земле. На людей в этом углу тигры не нападали, и всё же недавно охотники ликвидировали тигрцу-людоедку - её добычей стал труп рыбака, умершего на опушке от сердечного приступа. Тигров здесь "больше, чем хотелось бы": как и белые медведи в Арктике, вымирать они давно передумали, но охраняются по-прежнему строго - потому что иначе люди начнут убивать их как врагов.

39.


Утро пришло прохладным и солнечным. После короткого завтрака мы попрощались с Петром и Пулей, и Алексей повёз нас вниз по туманной Арму:

40.


По хорошей погоде здесь неописуемо красиво:

41.


А скорости почти опустевшая лодка вниз по течению прибавила изрядно, до "Корейского прижима" доскользив за 1,5 часа.

42.


С небольшой остановкой у Орочонского Бога - одинокой скалы в 30 километрах от турбазы:

43.


Орочонский Бог, наряду с Лаулинским прижимом, считается главной "точечной" достопримечательностью "Удэгейской легенды", а потому к нему ведёт хоть и труднопроходимая, но дорога:

44.


Орочоны - устаревшее русское прозвище амурских народов, о котором теперь напоминают выделенные отдельными этносами ороки, орочи и ульчи. Как я понимаю, камень на Арму и правда был святыней - своими очертаниями слегка похожий на Лесного бога из "Принцессы Мононоке":

45.


По выступам с подушечками мха можно забраться на его гребень и полюбоваться рекой:

46.


Хотя положа руку на сердце - скала вполне заурядная, и ленки да хариусы в речной воде тут явно привлекательнее скал:

47.


Но главное впечатление речного вояжа мы получили именно причалив к Орочонскому Богу - на речном песке и на чёрной лесной почве отпечатались следы, рядом с которыми Алексей положил для масштаба мобильник. Совсем незадолго до нас, по окончании лившего до рассвета дождя, сюда приходил попить водицы тигр:

48.


Ещё немного - и из Арму мы так же незаметно вылетели обратно в Большую Уссурку, а вскоре попрощались с Алексеем на "Корейском прижиме":

49.


Где и коротали следующие дни. В основном - одни, не считая Александра в хозяйском домике на другом конце турбазы. Лишь изредка и ненадолго на краю появлялись джипы - как я понимаю, их хозяева жили на других турбазах, а сюда приезжали брать лодку.

50.


У берега Уссурки трепетали огромные чёрные бабочки - в августовском Приморье мы видели их не раз, но лишь здесь они сидели так долго и малоподвижно, что мне удалось их сфотографировать:

51.


Это парусники Маака, и хотя название их кажется вполне японским, на самом деле оно эстонское - одним из первых натуралистов Дальнего Востока был Ричард Маак с острова Сааремаа. Мааки водятся по берегам Японского моря, на Кунашире и в Маньчжурии, а ветром их заносит порой в Забайкалье:

52.


Ну а в России мааки - крупнейшие из бабочек, размах их чёрных крыльев с искрящейся пыльцой достигает 14 сантиметров:

53.


Уже вернувшись в цивилизацию, где есть связь и интернет, я делился впечатлениями об этих местах с друзьями и близкими. И вот такой этюд прислала мне в ответ далёкая Москва:
Однажды шел амурский тигр по тайге. Оранжевый, грозный и полосатый. Все его боялись, разбегались при виде и прятались. Тигр мягко шел по лесной тропинке. Вдруг над его головой пропорхнула бирюзовая бабочка и бесстрашно села ему на кончик хвоста. А потом перелетела на лоб. Её причудливо вырезанные крылья закрывали ему обзор и мешали ему смотреть. Тигр начал злиться и мотать головой. А бабочка его совершенно не боялась, она играла с ним, шалила и дразнила. Тигр был очень зол, он пытался отмахнуться от бабочки своей тяжелой лапой. И она улетела. Тигр шёл-шёл и вдруг понял, что ему стало очень грустно без этой бирюзовой бабочки, и он даже бы хотел, чтобы она снова прикрыла ему зеленовато-голубым крылом глаз. Тигр вдруг понял, что он очень одинок в этой бескрайней уссурийской тайге, наполненной разной живностью.
И вдруг бабочка прилетела снова и снова села ему на голову. И мир тигра стал наполовину бирюзовым. И так они шли по тайге вдвоём – тигр и бабочка
.

54.


В общем, в "Удэгейской легенде" хорошо, и хорошо именно отдыхать, а не смотреть достопримечательности.
Однако от "Корейского прижима" всего 6 километров пешком до Дерсу - и в следующей части о том, как пытались мы найти общий язык с хранителям русской старой веры.

БАЙКАЛО-АМУРСКИЙ МАРШРУТ
Приморье, Приамурье, БАМ. Обзор и оглавление №1
Иркутск, Прибайкалье и Кубань. Обзор и главление №2.
Приморье
Возвращение в Славянку. Космодром "Морской старт".
Возвращение на мыс Гамова. Бухта Теляковского и 220-я батарея.
"Удэгейская легенда". В дебрях уссурийского края.
"Удэгейская легенда". Дерсу и староверы.
Приамурье - см. оглавление №1.
БАМ - см. оглавление №1.
Прибайкалье - см. оглавление №2.
Краснодарский край - см. оглавление №2.

https://varandej.livejournal.com/1069266.html

Серия сообщений "Былина":
Часть 1 - ОН НАМ НЕ НАЗАРЕТЯНИН.
Часть 2 - Уссурийская тайга и её обитатели. Часть 1
Часть 3 - Где жила отважная Родогуна?

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку