Фотография Льва Кропивницкого из Музея Анатолия Зверева.
Лев Евгеньевич Кропивницкий (1922–1994) – советский художник-нонконформист, поэт, искусствовед. Поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства в 1939 году. Участник Великой Отечественной войны в 1941–1944 годах. В 1946 году был арестован по обвинению в принадлежности к «антисоветской террористической организации» и приговорен к 10 годам лагерей. После чего его творчество многие годы было под идеологическим запретом. Освобождён в 1954 году. После реабилитации в 1956 году вернулся в Москву. В 1973 году был принят в Союз Художников СССР. Участвовал в «Диссидентской биеннале» в Венеции в 1977 году. Яркий представитель «Лианозовской группы», ставшей одним из первых художественных объединений, противопоставивших себя официальной культуре. Жил в Москве.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Автопортрет. 1947 г.
Лев Евгеньевич Кропивницкий родился 27 августа 1922 года в Тюмени в семье художников. Первые уроки искусства получил от родителей – Ольги Потаповой и Евгения Кропивницкого, который, по словам Оскара Рабина, «в условиях советской жизни учил свободе от всяких догм в искусстве». Его сестра - Валентина Кропивницкая тоже стала художником и женой Оскара Рабина. Как бы в знак протеста против окружающей атмосферы, молодой Кропивницкий поступил в фототехникум. Фотография не стала основным видом его профессиональных занятий, хотя оставила свой след в его творчестве. После техникума в 1939 году юноша поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ), но начавшаяся Великая Отечественная война прервала учебу.
Свешников Борис Петрович (1927–1998). Портрет художника Льва Кропивницкого. Наброски. 1947-1948 гг.
Бумага, карандаш. 17 × 30,8 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Копия с эскиза М.А. Шишкова (1832-1897) декорации к опере В.Н. Кашперова
«Гроза». Мариинский театр, 1867 г. 1950-е гг. Калька, акварель. 14,4 х 25,8 см. Государственный мемориальный
и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», Костромская обл.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Падение. 1954 г. Бумага, гуашь. 15 х 10,1 см.
Музей Международного Мемориала, Москва. Написано в г. Балхаш, Казахстан.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Полет ночью. Парная картина к «Падению».
1954 г. Бумага, гуашь. 15 х 9,8 см. Музей Международного Мемориала, Москва.
Написано в г. Балхаш, Казахстан.
Лев Кропивницкий (1922–1994). В окрестностях города Балхаш. 1955 г. Холст, масло. 25 х 33 см.
Музей Международного Мемориала, Москва.
Лев Кропивницкий (1922–1994). В окрестностях озера Балхаш. 1955 г. Картон, масло.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Озеро Балхаш. 1955-1956 гг. Холст, масло.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Синхрофазотрон. 1957 г. Картон, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Обложка к журналу «Синтаксис». 1958 г.
«Синтаксис» - один из первых самиздатских машинописных поэтических журналов, три номера
которого изданы в 1959–1960 годах в Москве журналистом Александром Гинзбургом.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Живопись. 1957 г. Картон, гуашь. 46,7 х 34 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Голубой путь. 1958 г. Холст, масло. 48,5 x 63,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Голубое сердце. Конец 1950-х гг. Холст, смешанная техника.
Собрание Е. Нутовича, Москва.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Автопортрет. 1939 г. Картон, смешанная техника.
32 х 25 см. https://art.biblioclub.ru
В августе 1941 года с началом Великой Отечественной войны Кропивницкий добровольцем ушел на фронт. Недолго учился в военном училище. В 1941-1944 годы участвовал в боях под Воронежем, Сталинградом и Харьковом. Во время войны художник получил два ранения. Второе оказалось крайне тяжелым, после которого он перенес сложную операцию пневмоторакса на правом легком. Целый год после этого провел в госпиталях, проделав еще восемь операций, восстанавливая силы. После лечения Льву дали инвалидность, демобилизовали и отправили в Москву. За боевые заслуги Лев Кропивницкий награжден Орденом Отечественной войны 2-й степени и медалью «За Победу над Германией».
Лев Кропивницкий (1922–1994). Ферапонтов монастырь. 1959 г. Бумага, акварель, карандаш. 28,5 х 39 см.
Частное собрание.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Голова негра. 1959 г. Бумага, акварель. 27 x 33,5 см.
WWW.ARTINFO.RU
Лев Кропивницкий (1922–1994). Непрерывность творения. 1958 г.
Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Абстрактная композиция. Лунный свет.
1959 г. Холст, масло. 41 x 31 см. www.moscowart.net
Лев Кропивницкий (1922–1994). Лунный свет. Отражение. 1959 г.
Холст, масло. 46 x 34,5 см. www.moscowart.net
Лев Кропивницкий (1922–1994). Без названия. 1960 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Композиция. 1960 г. Холст, масло. 162 х 130 см.
Частное собрание.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Логика вне галактик (Outer Galactic Logic). 1960 г.
Музей Циммерли Университета Рутгерса, Нью-Брансуик, штат Нью-Джерси.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Отключение сознания. 1960 г. Холст, масло.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Композиция. 1960 г.
Холст, масло. 150 х 100 см. www.moscowart.net
Лев Кропивницкий (1922–1994). Абстрактная композиция. 1958 г.
Холст, масло, 29,5 x 47,5 см. WWW.ARTINFO.RU
Лев Кропивницкий (1922–1994). Композиция. 1959 г. Фанера, масло. 70 х 50 см.
www.moscowart.net
Студенты ВХУТЕМАСа с В.А. Фаворским, Москва.
В 1945 году Лев Кропивницкий продолжил обучение в МИПИДИ. В институте в то время преподавали многие «нежелательные персоны», в том числе Владимир Фаворский (1886-1964) и Александр Дейнека (1899-1969). Кропивницкий учился у последнего и получил навыки не только живописи, но и работы в скульптуре, керамике, исследовал взаимодействие разных видов искусства.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Разумный брак. 1960 г. Картон, гуашь. 33,7 х 52,4 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Без названия. 1960-1969 гг. Холст, масло. 40 x 60 см. Частное собрание.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Тотальная субстанция. 1960 г. Холст, масло. 93 х 93 см.
Калининградский областной музей изобразительных искусств.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Композиция. 1960-е гг. Оргалит, масло. 64 х 50 см.
Новый музей современного искусства, Санкт-Петербург.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Композиция. 1960 г. Холст, масло. 45 х 38 см.
www.askART.com
Лев Кропивницкий (1922–1994). Абстрактная композиция. 1960 г.
Холст, масло. 99,7 х 69,5 см. Частное собрание.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Страстное желание. 1960 г. Оргалит, масло.
68,5 х 40 см. Новый музей современного искусства, Санкт-Петербург.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Композиция. 1961 г. Холст на картоне, масло.
60 х 50 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Уголок существования. 1961 г.
Холст, масло. 125,5 x 75,5 см. Собрание семьи художника.
Лев Кропивницкий (1922–1994). 1. Композиция. 1961 г. Фанера, масло. 70х50 см. Частное собрание.
2. Время и молчание. 1962 г. Холст, масло. 152x35,5 см. Собрание Е. Нутовича, Москва.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Я отвечу на любой вопрос. 1960-е гг. Бумага, гуашь. 21 х 27,5 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2022 г.
Лев Евгеньевич Кропивницкий – заключенный. Фото из следственного дела, 1946 г.
В январе 1946 года Льва Кропивницкого вместе с группой из 10 студентов-однокурсников арестовали по сфабрикованному делу. Молодежь обвинили в принадлежности к «антисоветской террористической организации» и в «подготовке покушения на Сталина». 26 декабря 1946 года постановлением Особого совещания при МГБ СССР всех «участников организации» приговорили к заключению в исправительно-трудовые лагеря, в том числе и будущего художника-нонконформиста Бориса Свешникова (1927-1998). Кропивницкого по ст. 19-58-8, 58-10 и 58-11 УК РСФСР приговорили к 10 годам. Следующие девять лет Кропивницкий провел в лагерях для военнопленных в Коми АССР и Казахстане. В сталинских гулагах он научился творческой независимости от конформистского режима. Но если эти события подтверждаются документами и справками, то факт создания в ГУЛАГе в самом начале 1950-х абстрактных композиций воспринимается и поныне как легенда, настолько это неправдоподобно.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Портрет. 1960-е гг. Картон, масло. 46,3 х 31,5 см.
Музей и галерея современного искусства KGallery, Бексли, штат Огайо.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Конвертор жизни (Преобразователь жизни).
1962 г. Холст, масло. 140 х 80 см. Источник passportmagazine.ru
Лев Кропивницкий (1922–1994). Логика вне галактик. 1963 г.
Холст, масло. 130,2 х 80,6 см.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Логика вне галактик. 1963 г. Холст, масло.
130 х 81 см. Аукционный дом Ford Art Auctions, Льюис, США, 2019 г.
Лот продан за $75.000 дол.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Абстрактная композиция. 1963 г.
Холст, масло. 63 х 38 см. www.moscowart.net
Лев Кропивницкий (1922–1994). Исчезновение траектории. 1962 г.
Холст, масло. 80 х 45 см. Частное собрание.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Композиция. 1963 г. Фанера, масло. 47 х 38 см.
Собрание В.А. Дудакова.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Праздник. 1964 г. Бумага, линогравюра, 19,4 х 26 см. Частное собрание.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Композиция. 1963 г. Бумага, гуашь. 69,4 х 54,5 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Белый бык. 1964 г. Картон, масло. 45 х 30 см.
Собрание Е.А. и В.А. Семенихиных.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Мальчик и бык. 1964 г. Бумага, линогравюра.
50х34,8 см. (лист), 31,4х23,7 см. (оттиск). Частное собрание.
Лев Кропивницкий (1922–1994).Автопортрет. 1948 г. Бумага, карандаш.
Музей Международного Мемориала, Москва.
От лагерного периода сохранился автопортрет Кропивницкого. Он сделал его цветными карандашами на листе бумаги размером с открытку и отправил своим родителям. Когда начальник лагеря перехватил письмо и приказал Кропивницкому сделать его более «оптимистичным», художник добавил галстук. Удовлетворенный тем, что новый аксессуар придал рисунку необходимый оптимизм, суперинтендант разрешил отправить портрет.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Автопортрет. 1964 г. Источник passportmagazine.ru
Лев Евгеньевич освободился из заключения в 1954 году. После Ухты он заканчивал отбывать свой срок в городе Балхаш Карагандинской области без права выезда из города. Кропивницкий работал художником и режиссером в местном доме культуры, руководил местной изостудией, занимался живописью. Именно в Балхаше он создал первые беспредметные композиции. Но по-настоящему новым этапом его творчества ознаменовалось возвращение в Москву через два года после лагерей.
«После реабилитации в 1956 г. – я в Москве. Но я не тот – позади фронт, лагеря, ссылка. В 34 года начинаю жизнь заново. Потому и поэзия, и живопись не те, не довоенные» (Лев Кропивницкий). Отец Льва Евгений окружил себя свободомыслящими художниками и поэтами. Московская нонконформистская элита собиралась в Лианозово, чтобы общаться и творить. Позже эта группа художников получит название «Лианозовская школа».
Лев Кропивницкий (1922–1994). Женщина с кошкой. 1964 г. Бумага, тушь, коллаж. 30 х 47 см.
Частное собрание.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Абстракция. 1965 г. Холст, масло. 80 х 100 см. Частное собрание.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Композиция. 1965 г. Холст, масло. 105 х 82 см.
Собрание Ирины Столяровой, Лондон.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Композиция (Голубое сердце). 1964 г.
Холст, масло. 90 х 79 см. Собрание Е. Нутовича, Москва.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Без названия. 1965 г. Холст, масло. 99,7 х 73 см.
Частное собрание.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Логика вне галактик. 1965 г. Фанера, масло.
68 х 40 см. Аукцион Cannes Encheres, Канны, 2011 г. Лот продан за $90.915 дол.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Иллюстрация к произведению Юрия Мамлеева. Кон.1960-х–нач.1970-х гг.
Бумага, офорт, 16х20,7 см. (лист), 15,7х20,5 см. (оттиск). Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2017 г.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Девушка и Демон. 1966 г. Литография. 40 x 30 см.
Аукционный дом MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2007 г.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Мои дети. 1966 г. Литография. 40 х 30 см.
Аукционный дом MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2007 г.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Мои дети. 1960-е гг. Литография.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Портрет. 1965 г. Бумага, фломастер.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Портрет коллекционера Николая Алексеевича
Никифорова (1914-2003). Линогравюра. 29,6 х 21 см. Аукционный дом «Литфонд»,
Москва, 2017 г.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Экслибрис. Из книг Н.А. Никифорова. 1964 г.
Офсет. 6,1 х 4 см. Музей истории города Ярославля им. В.Г. Извекова.
Кропивницкий активно участвовал в художественной жизни Москвы. В конце 1950 годов художник работал на Комбинате декоративно-оформительского искусства. Однако это не отнюдь не было чистой «халтурой для крыши»: его красочные афиши, а также элегантный экспозиционный дизайн (музеев: Литературного и А.С. Пушкина в Москве, Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.Н. Островского в Щелыкове и др.) органично вписались в тогдашние поиски нового эстетически раскрепощающего оформительского стиля. Занимался книжной графикой и художественной критикой. Журнал «Декоративное искусство» опубликовал двенадцать статей художника. На досуге сочинял стихи.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Копия картины Г.Ф. Барановского (1823-1852) «Новое здание Московского университета, 40-е годы XIX века». 1960-е гг. Бумага, акварель. 39,2 х 26 см. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», Костромская обл.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Копия картины П.А. Исакова (1823-1883) «Эскиз декорации к спектаклю «Дикарка» А.Н. Островского. Императорский Малый театр. 1879 г.». 1960-е гг. Бумага, акварель, карандаш. 21,5 х 30,5 см. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», Костромская обл.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Копия картины А.Ф. Гельцера (1852-1918) «Эскиз декорации к спектаклю «Воевода». Императорский Малый театр. 1886 г.». 1960-е гг. Бумага, акварель. 49,5 х 84 см. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», Костромская обл.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Копии автозарисовок актера и художника В.В. Самойлова (1812-1887) в спектакле «На бойком месте». Александринский театр (1865 г.). 1. В роли Беневоленского. Бумага, акварель. 25,5х17,6 см. 2. В роли Бессудного. Бумага, акварель. 25,2х17,8 см. 1966 г. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», Костромская обл.
Лев Кропивницкий (1922–1994). 1. Копии автозарисовок В.В. Самойлова в роли Рисположенского в спектакле «Свои люди сочтемся». Бумага, акварель. 28,8х21 см. 4. Н. Мещерский Н. «С.В. Шуйский в роли Крутицкого в спектакле «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Императорский Малый театр. 1872 г. Бумага, акварель. 48,8х30,6 см. 1966 г. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», Костромская обл.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Маски. 1966 г. Фанера, масло. 57,8 х 57 см. Частное собрание.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Женщина и жуки. 1966 г. Холст, масло. 60 х 80 см. Коллекция А. Глезера.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Мадонна с Младенцем Христом. 1966 г. Холст, масло. 90 х 79 см.
Аукционный дом MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2007 г. Лот продан за $91.419 дол.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Девочка с цветами. Холст, смешанная техника.
92,7 х 59,8 см. Частное собрание.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Девочка и корова. 1966 г. Холст, масло.
100 х 80 см. Коллекция Дениса Химиляйна.
Посетители выставки «Американская живопись и скульптура». Москва, 1959 г.
Лев Кропивницкий стал одним из первых художников, обратившихся к беспредметному искусству в годы, когда само слово «абстракция» казалось ругательством. Серия выставок современного западного искусства, проходившая в Москве в конце 1950-х - начале 1960-х годов (выставка Пикассо – 1956 г., американская выставка в 1959 г. и французская – в 1961 г.), вдохновила Кропивницкого на самоанализ и эксперименты с абстрактной живописью. Лев Кропивницкий и Оскар Рабин изготовили пять пропусков и могли целые дни проводить на американской выставке. Там, в «Сокольниках», им удалось рассмотреть не спеша картины Роберта Раушенберга, Джексона Поллока, Марка Ротко… Но все рекорды побил Лев Кропивницкий: он за раз выпил пятьдесят стаканов бесплатно раздававшейся пепси колы! Сделал это из принципа, чтобы доказать: этим американским напитком невозможно отравиться, как утверждала советская пропаганда.
Абстрактная живопись на американской выставке в Москве в 1959 г.
Результаты этого перекрестного опыления можно увидеть, например, в его тематической серии «Тотальная субстанция» и на картине «Логика вне галактик» (Outer Galactic Logic, 1960), в которой создается космическое столкновение. Его капельки в духе Джексона Поллока напоминают звезды, а жестовые мазки в стиле Виллема де Кунинга материализуют энергию на черном фоне. В дальнейшем изобразительные опыты Кропивницкого приобретают сюрреалистическое звучание; художник находит себя в русле беспредметного мифологического и мистического экспрессионизма (1960-е).
Лев Кропивницкий (1922–1994). Флор и Лавр. 1967 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Без названия. 1967 г. Холст, масло. 112,4 х 92,1 см.
Частное собрание.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Композиция. 1967 г. Холст, масло. 146 х 114 см.
Частное собрание.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Летнее равноденствие (Summer Equinox).
1969 г. Холст, масло. 60 х 43,5 см. Частное собрание.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Исчезновение траектории. 1967 г.
Холст, масло. 79 x 45,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Непрерывность творения. 1969 г.
Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Неопровержимые доводы.
1968 г. Холст, масло. 190 x 100 см. Частное собрание.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Бык и девушка. 1968 г.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Серия линогравюр. 1964-1970 гг. Бумага на картоне, линогравюра.
40,3 х 58,4 см. (лист). Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2024 г.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Падающая. 1968 г. Гравюра. 33,3 х 33,3 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Распятие. 1966 г. Линогравюра. 31,5 х 25,4 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Битва Архангела Михаила с сатаной. 1968 г.
Бумага, акварель. 68 x 42 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Memento Mori. 1968 г. Литография. 42,3 х 34 см.
Галерея «Антиквариум», Москва, 2015 г. Лот продан за 50.000 руб.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Голова быка. 1973 г. Оргалит, масло, 84 х 62 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2024 г.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Бык. 1974 г. Офорт. 42,2х36 см. (лист),
31,7х24,9 см. (оттиск). Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2017 г.
Лев Кропивницкий. Новоселье и первый публичный показ коллекции в московской квартире
Александра Глезера. 1969 г.
Первые персональные выставки Льва Евгеньевича прошли в 1961 году на квартире у Александра Гинзбурга и в салоне Вадима Кожинова. В начале 1960-х годов в его творчестве начинает преобладать абстрактный экспрессионизм, поскольку «…абстрактная живопись дает возможность максимально приблизиться к реальности, проникнуть в суть вещей, постичь все то важное, что не воспринимается нашими пятью чувствами… Я ощутил современность как совокупность драматических свершений, психологических напряженностей, интеллектуальных перенасыщенностей. Я старался и стараюсь, исходя из пережитого и перечувствованного, создать живописную форму, соответствующую духу времени и психологии века…» (Лев Кропивницкий, 1965 г.)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Альбом «Графика». Тамбов, Тамбовский литературный музей, 1970-е гг.
Малотиражное издание. Обложка.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Альбом «Графика». Тамбов, Тамбовский литературный музей, 1970-е гг.
Малотиражное издание. Рисунок.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Автопортрет. 1970-е гг. Акватинта. 61,9 х 46,5 см.
Интернет-аукцион № 16 ARTinvestment.RU, 2014 г.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Дом. 1970-е гг. Бумага, офорт, акватинта. 41х44,4 см. (лист),
27,6х32 см. (оттиск). Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Символическая композиция. Мужчины и женщина. 1975 г. Офорт.
44х52 см. (лист), 24,5х31,5 см. (оттиск). Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2015 г.
Лот продан за 13.000 руб.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Epr. d'Art. Девочка, кошка и корова. 1975 г. Офорт. 8,5 x 10,5 см.
Аукцион Antonija, Рига, 2017 г.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Натюрморт. 1970-е гг. Офорт. 19,8х26,5 см. (лист), 16,5х21,5 см. (оттиск).
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2022 г.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Летучие мыши. 1975 г. Офорт (мягкий лак).
70х55 см. (лист), 50х42 см. (оттиск). Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2022 г.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Орхидея и маски. 1975 г. Литография.
69,8 х 54,7 см. Частное собрание.
Игорь Холин, Лев Кропивницкий и Оскар Рабин в Лианозове. Фото 1960-е гг.
В 1963 году на творческую долю художника выпало еще одно испытание. Кропивницкий стал неожиданной жертвой скандала в Манеже, чьи работы (как и большинства других членов кружка) даже не участвовали в экспозиции. Он был исключен из состава московского отделения Союза художников и ушел «в подполье». Событие произошло после разгрома Н.С. Хрущевым выставки «30 лет МОСХ» 1 декабря 1962 г. Несмотря на это в работах Кропивницкого все больше преобладают фигуративные произведения, которые соединяют в себе опыт беспредметности и экспрессионизма, авангарда и примитива. Мифологизм Кропивницкого апеллирует к народной культуре и библейской истории.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Приглашение на 50-летие Льва Кропивницкого 27 августа 1972 г.
Линогравюра. 10 х 15 см. Музей К.Г. Паустовского, Москва.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Сюрреалистический мужской портрет с моноклем.
1971 г. Бумага, гуашь. 51 х 39,7 см. Частное собрание.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Пределы правдоподобия. 1974 г. Офорт.
54,8 х 38 см. Частное собрание.
Лев Кропивницкий (1922–1994). PEC No.75. 1975 г. Бумага, тушь, 31 x 23,4 см.
Аукцион Antonija, Рига, 2017 г.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Фигуры. 1975 г. Офорт. 13,5х24,4 см. (лист), 7,2х17,2 см. (оттиск).
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2022 г.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Epr. d'Art. Зебра. 1976 г. Бумага, акватинта. 39 x 48 см.
Аукцион Antonija, Рига, 2017 г.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Стрекоза и муравей. Иллюстрация к басне И.А. Крылова.
1978 г. Акватинта. 71,5 х 56,7 см. Частное собрание.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Цветок и гриб. 1976 г. Бумага, шелкография.
39,5 х 34,1 см. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Два дьявола (Домовой и леший). 1976 г. Бумага, фломастер. 20,5 х 28,8 см.
Частное собрание.
На снимке (слева направо): французский художественный критик Мишель Рагон, Александр Григорьев, жена Мишеля Рагона, Авва Бениаминов, Александр Глезер, Валентина и Евгений Кропивницкие, Лев Нусберг, Оскар Рабин, Лев Кропивницкий в квартире Оскара Рабина. Москва, 1971 г. Фото Галины Битт.
Со второй половины 1960-х в творчестве Кропивницкого все больше преобладают фигуративные произведения, соединяющие в себе опыт беспредметности и экспрессионизма, авангарда и примитива. Мифологизм Кропивницкого апеллирует к народной культуре и библейской истории. Сохраняя богатую, сложную фактуру холста своей бепредметной живописи, напоминающую об американской лирической абстракции, художник населяет произведения мистическими символами — масками, фантастическими животными и человеческими персонажами, часто расставленными в динамичные, неуравновешенные композиции.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Трое. 1975 г. Автолитография. 57,7 x 48,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Портрет отца Евгения Кропивницкого. 1975 г.
Автолитография. 62,1 x 46,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Портрет. 1975 г. Офорт. 57 х 38 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2022 г.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Пять портретов. Композиция Поля Элюара. 1976 г. Литография. 47 х 53 см.
Музейный комплекс им. И.Я. Словцова, Тюменская обл.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Валя и Гера (Актрисы Тапочкина и Суфинова). 1975 г.
Литография. 57 х 43 см. Музейный комплекс им. И.Я. Словцова, Тюменская обл.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Портрет художницы Ларисы Зеневич. 1976 г.
Литография. 45 х 39 см. Музейный комплекс им. И.Я. Словцова, Тюменская обл.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Совы. 1976 г. Офорт. 66х47 см. (лист),
49х34 см. (оттиск). Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2021 г.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Лица. Москва. 1970-е гг. Офорт. 36 х 29 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2024 г.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Маргарита в полете. На темы романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. 1977 г. Офорт. 21,2 х 14,6 см. Музей Международного Мемориала, Москва. Первая публикация романа в сокращённом виде была осуществлена в журнале «Москва» (1966 г. №11 и 1967 г. №1) с предисловием Константина Симонова.
Лев Кропивницкий (1922–1994). Соков и Гелла. На темы романа «Мастер и Маргарита»
М. Булгакова. 1977 г. Офорт. 21 х 15,9 см. Музей Международного Мемориала, Москва.
Офорт «Соков и Гела» на тему романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» создан Кропивницким в 1977 году. В том же году в Венеции прошла биеннале, известная как «Биеннале инакомыслия», в которой участвовали и произведения Льва Евгеньевича.
Лев Кропивницкий (1922–1994). The Beatles. 1977 г. Офорт. 71х49,5 см. (лист),
64х.38,5 см. (оттиск). Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2020 г.
Лев Кропивницкий. Фото Игоря Пальмина, 1970 г.
Лев Кропивницкий еще на рубеже 1950-1960-х годов был оценен такими выдающимися мастерами мировой культуры, как Жан Кокто, Жан-Поль Сартр, Эжен Ионеско, Мишель Рагон и Илья Эренбург.
В 1973 году Лев Евгеньевич вступил в Союз художников СССР, стал членом Горкома графиков на Малой Грузинской. В это же время состоялась первая официально разрешенная персональная выставка («Дом культуры и техники», Москва). В 1983 году у художника появилась собственная мастерская, которая стала одним из центров неофициальной художественной жизни столицы.
ИСТОЧНИКИ
Екатерина Андреева. Угол несоответствия. Школы нонконформизма.
Москва-Ленинград 1946-1991. Москва Издательство «Искусство XXI век», 2012 г.
– Стр. 31-35, 71-75, 141-143, 145, 148, 150, 359, 362-368, 370-375, 433-434.