-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Слава44

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) про_искусство Live_Memory Только_для_мужчин
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 2748


СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ ЛЕВ ЕВГЕНЬЕВИЧ КРОПИВНИЦКИЙ (1922-1994), ЧАСТЬ I

Суббота, 29 Июня 2024 г. 17:24 + в цитатник
Лев К. На портал во 2-ю часть.  Музей АЗ (700x700, 665Kb)
Фотография Льва Кропивницкого из Музея Анатолия Зверева.

Лев Евгеньевич Кропивницкий (1922–1994) – советский художник-нонконформист, поэт, искусствовед. Поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства в 1939 году. Участник Великой Отечественной войны в 1941–1944 годах. В 1946 году был арестован по обвинению в принадлежности к «антисоветской террористической организации» и приговорен к 10 годам лагерей. После чего его творчество многие годы было под идеологическим запретом. Освобождён в 1954 году. После реабилитации в 1956 году вернулся в Москву. В 1973 году был принят в Союз Художников СССР. Участвовал в «Диссидентской биеннале» в Венеции в 1977 году. Яркий представитель «Лианозовской группы», ставшей одним из первых художественных объединений, противопоставивших себя официальной культуре. Жил в Москве.


1947 Автопортрет. (700x517, 123Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Автопортрет. 1947 г.

Лев Евгеньевич Кропивницкий родился 27 августа 1922 года в Тюмени в семье художников. Первые уроки искусства получил от родителей – Ольги Потаповой и Евгения Кропивницкого, который, по словам Оскара Рабина, «в условиях советской жизни учил свободе от всяких догм в искусстве». Его сестра - Валентина Кропивницкая тоже стала художником и женой Оскара Рабина. Как бы в знак протеста против окружающей атмосферы, молодой Кропивницкий поступил в фототехникум. Фотография не стала основным видом его профессиональных занятий, хотя оставила свой след в его творчестве. После техникума в 1939 году юноша поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ), но начавшаяся Великая Отечественная война прервала учебу.

1947-1948 Свешников Борис Петрович (1927–1998) Портрет художника (2) (700x374, 105Kb)
Свешников Борис Петрович (1927–1998). Портрет художника Льва Кропивницкого. Наброски. 1947-1948 гг.
Бумага, карандаш. 17 × 30,8 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.

1950-е Эскиз декор к опере В.Н. Кашперова Гроза. Мариинский театр. 1867 г (700x397, 82Kb)
Лев Кропивницкий (1922-1994). Копия с эскиза М.А. Шишкова (1832-1897) декорации к опере В.Н. Кашперова
«Гроза». Мариинский театр, 1867 г. 1950-е гг. Калька, акварель. 14,4 х 25,8 см. Государственный мемориальный
и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», Костромская обл.

1954 Падение. Бум, гуашь. 15 х 10,1 см. Музей Мемориала, Москва. (453x700, 73Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Падение. 1954 г. Бумага, гуашь. 15 х 10,1 см.
Музей Международного Мемориала, Москва. Написано в г. Балхаш, Казахстан.

1954 Полет ночью. Бум, гуашь. 15 х 9,8 см. Музей Мемориала, Москва. (450x700, 99Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Полет ночью. Парная картина к «Падению».
1954 г. Бумага, гуашь. 15 х 9,8 см. Музей Международного Мемориала, Москва.
Написано в г. Балхаш, Казахстан.

1955 В окрестностях города. Балхаш. Х, м. 25 х 33. Муз Мемориала (700x515, 123Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). В окрестностях города Балхаш. 1955 г. Холст, масло. 25 х 33 см.
Музей Международного Мемориала, Москва.

1955 В окрестностях озера Балхаш. К, м. (700x457, 138Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). В окрестностях озера Балхаш. 1955 г. Картон, масло.

1955-1956 Озеро Балхаш. Х, м. (700x434, 135Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Озеро Балхаш. 1955-1956 гг. Холст, масло.

1957 Синхрофазотрон.ГТГ (700x494, 73Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Синхрофазотрон. 1957 г. Картон, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1958 обложка к журналу «Синтасис», (567x700, 66Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Обложка к журналу «Синтаксис». 1958 г.
«Синтаксис» - один из первых самиздатских машинописных поэтических журналов, три номера
которого изданы в 1959–1960 годах в Москве журналистом Александром Гинзбургом.

1957 Живопись. Картон, гуашь. 46,7×34. Музей АЗ (497x700, 94Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Живопись. 1957 г. Картон, гуашь. 46,7 х 34 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.

1958 Голубой путь. Х, м. 48.5x63.5 см. ГТГ (700x532, 89Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Голубой путь. 1958 г. Холст, масло. 48,5 x 63,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1950-е конец. Голубое сердце. Х, смеш.  техн. Собр. Е. Нутовича, Москва. (608x700, 144Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Голубое сердце. Конец 1950-х гг. Холст, смешанная техника.
Собрание Е. Нутовича, Москва.

1939 Автопортрет. Автор Лев Кропивницкий. Картон, смешанная техника (502x700, 113Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Автопортрет. 1939 г. Картон, смешанная техника.
32 х 25 см. https://art.biblioclub.ru

В августе 1941 года с началом Великой Отечественной войны Кропивницкий добровольцем ушел на фронт. Недолго учился в военном училище. В 1941-1944 годы участвовал в боях под Воронежем, Сталинградом и Харьковом. Во время войны художник получил два ранения. Второе оказалось крайне тяжелым, после которого он перенес сложную операцию пневмоторакса на правом легком. Целый год после этого провел в госпиталях, проделав еще восемь операций, восстанавливая силы. После лечения Льву дали инвалидность, демобилизовали и отправили в Москву. За боевые заслуги Лев Кропивницкий награжден Орденом Отечественной войны 2-й степени и медалью «За Победу над Германией».

1959 Ферапонтов монастырь. Бум, акв, кар.28,5×39 см. ЧС (700x517, 115Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Ферапонтов монастырь. 1959 г. Бумага, акварель, карандаш. 28,5 х 39 см.
Частное собрание.

1959 Голова негра. Бум, акв, 27x33.5 см. (700x416, 62Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Голова негра. 1959 г. Бумага, акварель. 27 x 33,5 см.
WWW.ARTINFO.RU

1958 Непрерывность творения. Х, м.  ГТГ (371x700, 94Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Непрерывность творения. 1958 г.
Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1959 Абстрактная композиция. Лунный свет. Бум, коллор 41x31 см. (504x700, 110Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Абстрактная композиция. Лунный свет.
1959 г. Холст, масло. 41 x 31 см. www.moscowart.net

1959 Лунный свет. Отражение.. Бум, коллор 46x34.5 см. (532x700, 124Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Лунный свет. Отражение. 1959 г.
Холст, масло. 46 x 34,5 см. www.moscowart.net

1960 Без названия. ГТГ (498x700, 136Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Без названия. 1960 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1960 Комп. 162 х 130 см. Холст, масло. ЧС (560x700, 219Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Композиция. 1960 г. Холст, масло. 162 х 130 см.
Частное собрание.

1960 Логика вне галактик (Outer Galactic Logic) Экспо на выст (445x700, 80Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Логика вне галактик (Outer Galactic Logic). 1960 г.
Музей Циммерли Университета Рутгерса, Нью-Брансуик, штат Нью-Джерси.

1960 Отключение сознания. Х, м (487x700, 117Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Отключение сознания. 1960 г. Холст, масло.

1960 Комп. 150 х 100, Холст, масло (463x700, 87Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Композиция. 1960 г.
Холст, масло. 150 х 100 см. www.moscowart.net

1958 Абстрактная композиция. Х, м, 29.5x47.5 см. ARTINFO (447x700, 123Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Абстрактная композиция. 1958 г.
Холст, масло, 29,5 x 47,5 см. WWW.ARTINFO.RU

1959 Композиция. (497x700, 129Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Композиция. 1959 г. Фанера, масло. 70 х 50 см.
www.moscowart.net

ФОТО Студенты ВХУТЕМАСа с В. А. Фаворским и Н. Н. Купреяновым. Москва, 1926. (700x515, 145Kb)
Студенты ВХУТЕМАСа с В.А. Фаворским, Москва.

В 1945 году Лев Кропивницкий продолжил обучение в МИПИДИ. В институте в то время преподавали многие «нежелательные персоны», в том числе Владимир Фаворский (1886-1964) и Александр Дейнека (1899-1969). Кропивницкий учился у последнего и получил навыки не только живописи, но и работы в скульптуре, керамике, исследовал взаимодействие разных видов искусства.

1960 Разумный брак. Картон, гуашь. 33,7×52,4. Из собрания Музея AZ (700x453, 86Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Разумный брак. 1960 г. Картон, гуашь. 33,7 х 52,4 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.

1960-1969 Без названия. Х, м. 40 x 60 cm. ЧС (700x465, 84Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Без названия. 1960-1969 гг. Холст, масло. 40 x 60 см. Частное собрание.

1960 Тотальная субстанция. Х, м. 93 х 93 см. Калининград муз ИЗО (684x700, 174Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Тотальная субстанция. 1960 г. Холст, масло. 93 х 93 см.
Калининградский областной музей изобразительных искусств.

1960-е Композиция. Орг., м., 64 х 50 см (533x700, 138Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Композиция. 1960-е гг. Оргалит, масло. 64 х 50 см.
Новый музей современного искусства, Санкт-Петербург.

1960 Композиция. Х, м. 45 х 38 см. ЧС (603x700, 158Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Композиция. 1960 г. Холст, масло. 45 х 38 см.
www.askART.com

1960 Абстрактная композиция. Х, м. 99,7 × 69,5 см. (504x700, 170Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Абстрактная композиция. 1960 г.
Холст, масло. 99,7 х 69,5 см. Частное собрание.

1960 страстное желание.  68,5х40 , Фанера, масло (410x700, 150Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Страстное желание. 1960 г. Оргалит, масло.
68,5 х 40 см. Новый музей современного искусства, Санкт-Петербург.

1961 Комп. Холст на картоне, масло. 60х50. Музей АЗ (577x700, 190Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Композиция. 1961 г. Холст на картоне, масло.
60 х 50 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.

1961 Уголок существования. Х, м. 125.5 x 75.5 см. ССХ (429x700, 103Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Уголок существования. 1961 г.
Холст, масло. 125,5 x 75,5 см. Собрание семьи художника.
1961 Композиция. Дер, м. 70 х 50. ЧС (482x700, 141Kb)1962 Динамичная композиция. Время и молчание. Х, м, 152x35.5 см. (159x700, 45Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). 1. Композиция. 1961 г. Фанера, масло. 70х50 см. Частное собрание.
2. Время и молчание. 1962 г. Холст, масло. 152x35,5 см. Собрание Е. Нутовича, Москва.

1960-е Я отвечу на любой вопрос. Бум, гуашь, 21×27,5 см. Литфонд, 2022 (700x527, 128Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Я отвечу на любой вопрос. 1960-е гг. Бумага, гуашь. 21 х 27,5 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2022 г.

1946 Лев Кропивницкий - заключенный (700x475, 80Kb)
Лев Евгеньевич Кропивницкий – заключенный. Фото из следственного дела, 1946 г.

В январе 1946 года Льва Кропивницкого вместе с группой из 10 студентов-однокурсников арестовали по сфабрикованному делу. Молодежь обвинили в принадлежности к «антисоветской террористической организации» и в «подготовке покушения на Сталина». 26 декабря 1946 года постановлением Особого совещания при МГБ СССР всех «участников организации» приговорили к заключению в исправительно-трудовые лагеря, в том числе и будущего художника-нонконформиста Бориса Свешникова (1927-1998). Кропивницкого по ст. 19-58-8, 58-10 и 58-11 УК РСФСР приговорили к 10 годам. Следующие девять лет Кропивницкий провел в лагерях для военнопленных в Коми АССР и Казахстане. В сталинских гулагах он научился творческой независимости от конформистского режима. Но если эти события подтверждаются документами и справками, то факт создания в ГУЛАГе в самом начале 1950-х абстрактных композиций воспринимается и поныне как легенда, настолько это неправдоподобно.

1960-е Портрет. Картон, масло, 46,3×31,5 см. Музей и галерея современного (477x700, 189Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Портрет. 1960-е гг. Картон, масло. 46,3 х 31,5 см.
Музей и галерея современного искусства KGallery, Бексли, штат Огайо.

1962 Конвертор жизни (Преобразователь жизни). Х, м. 140 х 80, ЧС (427x700, 140Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Конвертор жизни (Преобразователь жизни).
1962 г. Холст, масло. 140 х 80 см. Источник passportmagazine.ru

1963 Галактическая логика. 130 х 81, Холст, масло (439x700, 92Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Логика вне галактик. 1963 г.
Холст, масло. 130,2 х 80,6 см.

1963 Логика вне галактик. Холст, масло. 130 × 81 Ford Art Auctions, Льюис (447x700, 151Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Логика вне галактик. 1963 г. Холст, масло.
130 х 81 см. Аукционный дом Ford Art Auctions, Льюис, США, 2019 г.
Лот продан за $75.000 дол.

1963 Abstract Composition, 20th 63 х 38, Холст, масло (418x700, 94Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Абстрактная композиция. 1963 г.
Холст, масло. 63 х 38 см. www.moscowart.net

1962 Исчезновение траектории. 80 х 45, Холст, масло (407x700, 112Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Исчезновение траектории. 1962 г.
Холст, масло. 80 х 45 см. Частное собрание.

1963 Комп.  47х38, Фанера, масло. Собр Дudakovа (550x700, 121Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Композиция. 1963 г. Фанера, масло. 47 х 38 см.
Собрание В.А. Дудакова.

1964 Праздник. Бумага, линогравюра, 19,4×26 см. (700x519, 161Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Праздник. 1964 г. Бумага, линогравюра, 19,4 х 26 см. Частное собрание.

1963 Комп. Бумага, гуашь. 69,4×54,5. Музей АЗ (539x700, 93Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Композиция. 1963 г. Бумага, гуашь. 69,4 х 54,5 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.

1964 Белый бык. Карт, м. 45 х 30. Собр. Е.А. и В.А. Семенихиных (502x700, 146Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Белый бык. 1964 г. Картон, масло. 45 х 30 см.
Собрание Е.А. и В.А. Семенихиных.

1964 Мальчик и бык. Бумага, линогравюра, 50×34,8 см (лист), 31,4×23,7 см (527x700, 200Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Мальчик и бык. 1964 г. Бумага, линогравюра.
50х34,8 см. (лист), 31,4х23,7 см. (оттиск). Частное собрание.

1948 Автопортрет. Бум, кар. 15 х 9,7 см. Муз Мемориала (449x700, 88Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994).Автопортрет. 1948 г. Бумага, карандаш.
Музей Международного Мемориала, Москва.

От лагерного периода сохранился автопортрет Кропивницкого. Он сделал его цветными карандашами на листе бумаги размером с открытку и отправил своим родителям. Когда начальник лагеря перехватил письмо и приказал Кропивницкому сделать его более «оптимистичным», художник добавил галстук. Удовлетворенный тем, что новый аксессуар придал рисунку необходимый оптимизм, суперинтендант разрешил отправить портрет.

1964 Автопортрет. Источник passportmagazine.ru (629x700, 107Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Автопортрет. 1964 г. Источник passportmagazine.ru

Лев Евгеньевич освободился из заключения в 1954 году. После Ухты он заканчивал отбывать свой срок в городе Балхаш Карагандинской области без права выезда из города. Кропивницкий работал художником и режиссером в местном доме культуры, руководил местной изостудией, занимался живописью. Именно в Балхаше он создал первые беспредметные композиции. Но по-настоящему новым этапом его творчества ознаменовалось возвращение в Москву через два года после лагерей.
«После реабилитации в 1956 г. – я в Москве. Но я не тот – позади фронт, лагеря, ссылка. В 34 года начинаю жизнь заново. Потому и поэзия, и живопись не те, не довоенные» (Лев Кропивницкий). Отец Льва Евгений окружил себя свободомыслящими художниками и поэтами. Московская нонконформистская элита собиралась в Лианозово, чтобы общаться и творить. Позже эта группа художников получит название «Лианозовская школа».

1964 Женщина с кошкой (700x445, 141Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Женщина с кошкой. 1964 г. Бумага, тушь, коллаж. 30 х 47 см.
Частное собрание.

1965 Абстракция. Х, м. 80 х 100. ЧС (700x551, 132Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Абстракция. 1965 г. Холст, масло. 80 х 100 см. Частное собрание.

1965 Композиция. Х, м. (Собр. Ирины Столяровой, Лондон) (636x700, 241Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Композиция. 1965 г. Холст, масло. 105 х 82 см.
Собрание Ирины Столяровой, Лондон.

1964 Голубое сердце. 79х90, Холст, масло (528x700, 115Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Композиция (Голубое сердце). 1964 г.
Холст, масло. 90 х 79 см. Собрание Е. Нутовича, Москва.

1965 Без назв., 100 х 73, Холст, масло (2) (512x700, 149Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Без названия. 1965 г. Холст, масло. 99,7 х 73 см.
Частное собрание.

1965 Логика вне галактик Доска, масло. 68 × 40 Cannes Encheres, Канны. 1 (417x700, 88Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Логика вне галактик. 1965 г. Фанера, масло.
68 х 40 см. Аукцион Cannes Encheres, Канны, 2011 г. Лот продан за $90.915 дол.

1966 1960-е конец. Иллюстрация к произведению Ю. Мамлеева. Бумага, офорт, (700x542, 220Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Иллюстрация к произведению Юрия Мамлеева. Кон.1960-х–нач.1970-х гг.
Бумага, офорт, 16х20,7 см. (лист), 15,7х20,5 см. (оттиск). Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2017 г.

1966 Девушка и Демон. Грав на дер. 39,5 x 29,5 см. (700x495, 125Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Девушка и Демон. 1966 г. Литография. 40 x 30 см.
Аукционный дом MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2007 г.

1966 Мои дети. Бум, линогравюра, 39,5×29,5 см (лист, в свету), 30,5×25 см (580x700, 215Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Мои дети. 1966 г. Литография. 40 х 30 см.
Аукционный дом MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2007 г.

№ 1 (586x700, 34Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Мои дети. 1960-е гг. Литография.

1965 Портрет. (499x700, 93Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Портрет. 1965 г. Бумага, фломастер.

1964 Портрет Н.А. Никифорова работы Л. Кропивницкого, исполненный в (472x700, 103Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Портрет коллекционера Николая Алексеевича
Никифорова (1914-2003). Линогравюра. 29,6 х 21 см. Аукционный дом «Литфонд»,
Москва, 2017 г.

1964 Экслибрис. Из книг Н.А. Никифорова. Принт. 6,1х4 см. Музей (460x700, 75Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Экслибрис. Из книг Н.А. Никифорова. 1964 г.
Офсет. 6,1 х 4 см. Музей истории города Ярославля им. В.Г. Извекова.

1956 Стихи Л. Кропивницкого (454x700, 86Kb)
Стихи Льва Кропивницкого. 1956 г. Подробнее с поэзией и рисунками
Льва Кропивницкого можно познакомиться в его книге здесь:
Лев Кропивницкий. Капризы подсознания. 1990. pdf

Кропивницкий активно участвовал в художественной жизни Москвы. В конце 1950 годов художник работал на Комбинате декоративно-оформительского искусства. Однако это не отнюдь не было чистой «халтурой для крыши»: его красочные афиши, а также элегантный экспозиционный дизайн (музеев: Литературного и А.С. Пушкина в Москве, Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.Н. Островского в Щелыкове и др.) органично вписались в тогдашние поиски нового эстетически раскрепощающего оформительского стиля. Занимался книжной графикой и художественной критикой. Журнал «Декоративное искусство» опубликовал двенадцать статей художника. На досуге сочинял стихи.

ФОТО Барановский (Автор) Московский университет, 40-е годы XIX века. (700x479, 119Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Копия картины Г.Ф. Барановского (1823-1852) «Новое здание Московского университета, 40-е годы XIX века». 1960-е гг. Бумага, акварель. 39,2 х 26 см. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», Костромская обл.

1966 1960-е П.А. Исаков - Эскиз декор к спек Дикарка А.Н. Островского (700x509, 115Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Копия картины П.А. Исакова (1823-1883) «Эскиз декорации к спектаклю «Дикарка» А.Н. Островского. Императорский Малый театр. 1879 г.». 1960-е гг. Бумага, акварель, карандаш. 21,5 х 30,5 см. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», Костромская обл.

1960-е А.Ф. Гельцер - Эскиз декор к спек Воевода. Импер Малый театр. 1886 г. (700x409, 117Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Копия картины А.Ф. Гельцера (1852-1918) «Эскиз декорации к спектаклю «Воевода». Императорский Малый театр. 1886 г.». 1960-е гг. Бумага, акварель. 49,5 х 84 см. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», Костромская обл.
1966 Автозарисовка Самойлова В.В. в роли Беневоленского в спект (400x575, 59Kb)1966 Автозарисовка Самойлова В.В. в роли Бессудного в спект На бойком месте (400x575, 67Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Копии автозарисовок актера и художника В.В. Самойлова (1812-1887) в спектакле «На бойком месте». Александринский театр (1865 г.). 1. В роли Беневоленского. Бумага, акварель. 25,5х17,6 см. 2. В роли Бессудного. Бумага, акварель. 25,2х17,8 см. 1966 г. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», Костромская обл.

1966 Зарисовка Самойлова В.В. в роли Рисположенского в спектакл (419x575, 80Kb) 1966 Мещерский Н.-С.В. Шуйский в роли Крутицкого в спек Не (408x575, 76Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). 1. Копии автозарисовок В.В. Самойлова в роли Рисположенского в спектакле «Свои люди сочтемся». Бумага, акварель. 28,8х21 см. 4. Н. Мещерский Н. «С.В. Шуйский в роли Крутицкого в спектакле «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Императорский Малый театр. 1872 г. Бумага, акварель. 48,8х30,6 см. 1966 г. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», Костромская обл.

1966 Маски. Фанера, масло. 57,8 × 57 см. ЧС (688x700, 181Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Маски. 1966 г. Фанера, масло. 57,8 х 57 см. Частное собрание.

1966 Женщина и жуки. Х, м. 60 х 80. Коллекция А. Глезера (700x530, 117Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Женщина и жуки. 1966 г. Холст, масло. 60 х 80 см. Коллекция А. Глезера.

1966 Пресвятая дева с младенцем Христом. Холст, масло. 90 × 79 MacDougall's (601x700, 179Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Мадонна с Младенцем Христом. 1966 г. Холст, масло. 90 х 79 см.
Аукционный дом MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2007 г. Лот продан за $91.419 дол.

Девушка с цветами. Б.г. Х, см. тех. 92,7 х 59,8. (538x700, 89Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Девочка с цветами. Холст, смешанная техника.
92,7 х 59,8 см. Частное собрание.

1966 Девушка с коровой (557x700, 161Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Девочка и корова. 1966 г. Холст, масло.
100 х 80 см. Коллекция Дениса Химиляйна.

Посетители выставки «Американская живопись и скульптура», 1959 (491x700, 94Kb)
Посетители выставки «Американская живопись и скульптура». Москва, 1959 г.

Лев Кропивницкий стал одним из первых художников, обратившихся к беспредметному искусству в годы, когда само слово «абстракция» казалось ругательством. Серия выставок современного западного искусства, проходившая в Москве в конце 1950-х - начале 1960-х годов (выставка Пикассо – 1956 г., американская выставка в 1959 г. и французская – в 1961 г.), вдохновила Кропивницкого на самоанализ и эксперименты с абстрактной живописью. Лев Кропивницкий и Оскар Рабин изготовили пять пропусков и могли целые дни проводить на американской выставке. Там, в «Сокольниках», им удалось рассмотреть не спеша картины Роберта Раушенберга, Джексона Поллока, Марка Ротко… Но все рекорды побил Лев Кропивницкий: он за раз выпил пятьдесят стаканов бесплатно раздававшейся пепси колы! Сделал это из принципа, чтобы доказать: этим американским напитком невозможно отравиться, как утверждала советская пропаганда.

ФОТО Абстрактная живопись-2 (700x486, 96Kb)
Абстрактная живопись на американской выставке в Москве в 1959 г.

Результаты этого перекрестного опыления можно увидеть, например, в его тематической серии «Тотальная субстанция» и на картине «Логика вне галактик» (Outer Galactic Logic, 1960), в которой создается космическое столкновение. Его капельки в духе Джексона Поллока напоминают звезды, а жестовые мазки в стиле Виллема де Кунинга материализуют энергию на черном фоне. В дальнейшем изобразительные опыты Кропивницкого приобретают сюрреалистическое звучание; художник находит себя в русле беспредметного мифологического и мистического экспрессионизма (1960-е).

1967 Флор и Лавр. ГТГ (700x517, 148Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Флор и Лавр. 1967 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1967 Без названия. (619x700, 201Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Без названия. 1967 г. Холст, масло. 112,4 х 92,1 см.
Частное собрание.

1967 Без назв. 146 х 114, Холст, масло (543x700, 208Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Композиция. 1967 г. Холст, масло. 146 х 114 см.
Частное собрание.

1969 Summer Equinox. 60 х 43, Холст, масло (506x700, 192Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Летнее равноденствие (Summer Equinox).
1969 г. Холст, масло. 60 х 43,5 см. Частное собрание.

1967 Исчезновение траектории. Х, м, 79x45.5 см. ГТГ ОРИГИНАЛ с выставки (400x700, 132Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Исчезновение траектории. 1967 г.
Холст, масло. 79 x 45,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1969 Непрерывность творения. Х, м. ГТГ (363x700, 115Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Непрерывность творения. 1969 г.
Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1968 Неопровержимые доводы (Веские причины). 190 x 100, Холст, масло (2) (341x700, 91Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Неопровержимые доводы.
1968 г. Холст, масло. 190 x 100 см. Частное собрание.

1968 Бык и девушка. (373x700, 121Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Бык и девушка. 1968 г.

1970 Серия линогравюр. 1964-1970. Бум на карт, линогравюра, 40,3×58,4 см (лист). (700x482, 155Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Серия линогравюр. 1964-1970 гг. Бумага на картоне, линогравюра.
40,3 х 58,4 см. (лист). Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2024 г.

1968 Падающая.  Грав. 333х333 мм. ГМИИ им.Пушкина (632x700, 61Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Падающая. 1968 г. Гравюра. 33,3 х 33,3 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1966 Распятие. Линограв. 31,5 х 25,4 см. ГМИИ им.Пушкина (559x700, 138Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Распятие. 1966 г. Линогравюра. 31,5 х 25,4 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1968 Битва Архангела Михаила с Сатаной. Бум, акв. 1968. 68x42 см, ГТГ (494x700, 87Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Битва Архангела Михаила с сатаной. 1968 г.
Бумага, акварель. 68 x 42 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1968 Memento Mori. (529x700, 122Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Memento Mori. 1968 г. Литография. 42,3 х 34 см.
Галерея «Антиквариум», Москва, 2015 г. Лот продан за 50.000 руб.

1973 Голова быка. Оргалит, масло, 84×62 см. Литфонд, 2024 (503x700, 172Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Голова быка. 1973 г. Оргалит, масло, 84 х 62 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2024 г.

1974 Бык. Бумага, офорт, 42,2×36 см (лист), 31,7×24,9 см (оттиск). (2) (559x700, 243Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Бык. 1974 г. Офорт. 42,2х36 см. (лист),
31,7х24,9 см. (оттиск). Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2017 г.

1969 Лев Кропивницкий. Новоселье и первый публичный показ коллекции в московской квартире Александра Глезера (700x493, 87Kb)
Лев Кропивницкий. Новоселье и первый публичный показ коллекции в московской квартире
Александра Глезера. 1969 г.

Первые персональные выставки Льва Евгеньевича прошли в 1961 году на квартире у Александра Гинзбурга и в салоне Вадима Кожинова. В начале 1960-х годов в его творчестве начинает преобладать абстрактный экспрессионизм, поскольку «…абстрактная живопись дает возможность максимально приблизиться к реальности, проникнуть в суть вещей, постичь все то важное, что не воспринимается нашими пятью чувствами… Я ощутил современность как совокупность драматических свершений, психологических напряженностей, интеллектуальных перенасыщенностей. Я старался и стараюсь, исходя из пережитого и перечувствованного, создать живописную форму, соответствующую духу времени и психологии века…» (Лев Кропивницкий, 1965 г.)

1970-е Кропивницкий, Л. Графика. Тамбов Тамбовский литературный музей, (2) (695x700, 94Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Альбом «Графика». Тамбов, Тамбовский литературный музей, 1970-е гг.
Малотиражное издание. Обложка.

1970-е Кропивницкий, Л. Графика. Тамбов Тамбовский литературный музей, (680x700, 92Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Альбом «Графика». Тамбов, Тамбовский литературный музей, 1970-е гг.
Малотиражное издание. Рисунок.

1970-е Автопортрет. (519x700, 112Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Автопортрет. 1970-е гг. Акватинта. 61,9 х 46,5 см.
Интернет-аукцион № 16 ARTinvestment.RU, 2014 г.

1970-е Дом. Бумага, офорт, акватинта, 41×44,4 см (лист), 27,6×32 см (оттиск). (700x552, 205Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Дом. 1970-е гг. Бумага, офорт, акватинта. 41х44,4 см. (лист),
27,6х32 см. (оттиск). Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.

1975 Символическая композиция. Мужчины и женщина. Офорт. 25 х 32 см. (700x545, 215Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Символическая композиция. Мужчины и женщина. 1975 г. Офорт.
44х52 см. (лист), 24,5х31,5 см. (оттиск). Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2015 г.
Лот продан за 13.000 руб.

1975 Epr. d'Art. Девочка, кошка и корова. бумага, офорт, 8,5x10,5 см.Аук Antonija, (700x541, 155Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Epr. d'Art. Девочка, кошка и корова. 1975 г. Офорт. 8,5 x 10,5 см.
Аукцион Antonija, Рига, 2017 г.

1970-е Натюрморт. Бумага, офорт, 19,8×26,5 см (лист), 16,5×21,5 см (оттиск). (700x523, 194Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Натюрморт. 1970-е гг. Офорт. 19,8х26,5 см. (лист), 16,5х21,5 см. (оттиск).
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2022 г.

1975 Летучие мыши. Бум, офорт (мягкий лак), 70×55 см (лист), 50×42 см (оттиск). (540x700, 95Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Летучие мыши. 1975 г. Офорт (мягкий лак).
70х55 см. (лист), 50х42 см. (оттиск). Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2022 г.

1975 Орхидея и маски. Литография. 69,8 × 54,7 (549x700, 79Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Орхидея и маски. 1975 г. Литография.
69,8 х 54,7 см. Частное собрание.

1960-е И. Холин, Л. Кропивницкий, О. Рабин в Лианозове  (700x519, 128Kb)
Игорь Холин, Лев Кропивницкий и Оскар Рабин в Лианозове. Фото 1960-е гг.

В 1963 году на творческую долю художника выпало еще одно испытание. Кропивницкий стал неожиданной жертвой скандала в Манеже, чьи работы (как и большинства других членов кружка) даже не участвовали в экспозиции. Он был исключен из состава московского отделения Союза художников и ушел «в подполье». Событие произошло после разгрома Н.С. Хрущевым выставки «30 лет МОСХ» 1 декабря 1962 г. Несмотря на это в работах Кропивницкого все больше преобладают фигуративные произведения, которые соединяют в себе опыт беспредметности и экспрессионизма, авангарда и примитива. Мифологизм Кропивницкого апеллирует к народной культуре и библейской истории.

1972 Приглашение на 50-летие Л.Кропивницкого. <br />
27.08.1972г. Линогр. 10 х 15 см. (700x476, 124Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Приглашение на 50-летие Льва Кропивницкого 27 августа 1972 г.
Линогравюра. 10 х 15 см. Музей К.Г. Паустовского, Москва.

1971 Portrait d'homme surréaliste au monocle. Бум, гуашь. 51 х 39,7 см. ЧС (547x700, 147Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Сюрреалистический мужской портрет с моноклем.
1971 г. Бумага, гуашь. 51 х 39,7 см. Частное собрание.

1974 Пределы правдоподобия. Офорт. 54,8 х 38. ЧС (484x700, 112Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Пределы правдоподобия. 1974 г. Офорт.
54,8 х 38 см. Частное собрание.

1975 PEC No.75.   бумага, тушь, 31x23,4 см. Аук Antonija, Рига, 2017. (530x700, 118Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). PEC No.75. 1975 г. Бумага, тушь, 31 x 23,4 см.
Аукцион Antonija, Рига, 2017 г.

1975 Фигуры. Бумага, офорт, 13,5×24,4 см (лист), 7,2×17,2 см (оттиск). (700x308, 139Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Фигуры. 1975 г. Офорт. 13,5х24,4 см. (лист), 7,2х17,2 см. (оттиск).
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2022 г.

1976 Epr. d'Art. Зебра. бумага, акватинта, 39x48 см. Аук Antonija, Рига, 2017. (700x572, 112Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Epr. d'Art. Зебра. 1976 г. Бумага, акватинта. 39 x 48 см.
Аукцион Antonija, Рига, 2017 г.

1975 Стрекоза и муравей. Акватинта. 71,5 × 56,7 см. (539x700, 194Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Стрекоза и муравей. Иллюстрация к басне И.А. Крылова.
1978 г. Акватинта. 71,5 х 56,7 см. Частное собрание.

1976 Цветок и гриб. Бум, шелкография. 39,5х34,1 см; ДВХМ, Хаб (563x700, 111Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Цветок и гриб. 1976 г. Бумага, шелкография.
39,5 х 34,1 см. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.

1976 Два дьявола. (700x497, 125Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Два дьявола (Домовой и леший). 1976 г. Бумага, фломастер. 20,5 х 28,8 см.
Частное собрание.

1971 Москва. Фото content_Ragon (700x495, 131Kb)
На снимке (слева направо): французский художественный критик Мишель Рагон, Александр Григорьев, жена Мишеля Рагона, Авва Бениаминов, Александр Глезер, Валентина и Евгений Кропивницкие, Лев Нусберг, Оскар Рабин, Лев Кропивницкий в квартире Оскара Рабина. Москва, 1971 г. Фото Галины Битт.

Со второй половины 1960-х в творчестве Кропивницкого все больше преобладают фигуративные произведения, соединяющие в себе опыт беспредметности и экспрессионизма, авангарда и примитива. Мифологизм Кропивницкого апеллирует к народной культуре и библейской истории. Сохраняя богатую, сложную фактуру холста своей бепредметной живописи, напоминающую об американской лирической абстракции, художник населяет произведения мистическими символами — масками, фантастическими животными и человеческими персонажами, часто расставленными в динамичные, неуравновешенные композиции.

1975 Трое. Автолитогр. 57,7x48,5 см. ГТГ (581x700, 125Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Трое. 1975 г. Автолитография. 57,7 x 48,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1975 Портрет отца Евгения Кропивницкого. Автолитогр. 62,1x46,5 см. ГТГ (520x700, 76Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Портрет отца Евгения Кропивницкого. 1975 г.
Автолитография. 62,1 x 46,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1975 Портрет. Офорт. 57х38 см. ЧС (498x700, 175Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Портрет. 1975 г. Офорт. 57 х 38 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2022 г.

1976 Пять портретов. Композиция Поля Элюара. Литогр. 47х53 (700x593, 152Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Пять портретов. Композиция Поля Элюара. 1976 г. Литография. 47 х 53 см.
Музейный комплекс им. И.Я. Словцова, Тюменская обл.

1975 Валя и Гера. (Актрисы Тапочкина и Суфинова) Литогр.57х43;  Музе им (566x700, 98Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Валя и Гера (Актрисы Тапочкина и Суфинова). 1975 г.
Литография. 57 х 43 см. Музейный комплекс им. И.Я. Словцова, Тюменская обл.

1976 Портрет художницы Ларисы Зеневич. Литогр. .45х39 см. (606x700, 192Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Портрет художницы Ларисы Зеневич. 1976 г.
Литография. 45 х 39 см. Музейный комплекс им. И.Я. Словцова, Тюменская обл.

1976 Совы. Бумага, офорт, 66×47 см (лист), 49×34 см (оттиск). (496x700, 151Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Совы. 1976 г. Офорт. 66х47 см. (лист),
49х34 см. (оттиск). Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2021 г.

1970-е Лица». Москва. Бумага, офорт. 36×29 см. Литфонд, 2024 (546x700, 285Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Лица. Москва. 1970-е гг. Офорт. 36 х 29 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2024 г.

1977 Маргарита в полете. На темы Мастера и Маргариты М. Булгаков (489x700, 123Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Маргарита в полете. На темы романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. 1977 г. Офорт. 21,2 х 14,6 см. Музей Международного Мемориала, Москва. Первая публикация романа в сокращённом виде была осуществлена в журнале «Москва» (1966 г. №11 и 1967 г. №1) с предисловием Константина Симонова.

1977 Соков и Гелла. На темы Мастера и Маргариты М. Булгакова; (537x700, 160Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). Соков и Гелла. На темы романа «Мастер и Маргарита»
М. Булгакова. 1977 г. Офорт. 21 х 15,9 см. Музей Международного Мемориала, Москва.
Офорт «Соков и Гела» на тему романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» создан Кропивницким в 1977 году. В том же году в Венеции прошла биеннале, известная как «Биеннале инакомыслия», в которой участвовали и произведения Льва Евгеньевича.

1977 The Beatles. Бумага, офорт, 71×49,5 см (лист), 64×38,5 см (оттиск). (428x700, 147Kb)
Лев Кропивницкий (1922–1994). The Beatles. 1977 г. Офорт. 71х49,5 см. (лист),
64х.38,5 см. (оттиск). Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2020 г.

1970 Лев Кропив. Фото И. Пальмина (418x700, 58Kb)
Лев Кропивницкий. Фото Игоря Пальмина, 1970 г.

Лев Кропивницкий еще на рубеже 1950-1960-х годов был оценен такими выдающимися мастерами мировой культуры, как Жан Кокто, Жан-Поль Сартр, Эжен Ионеско, Мишель Рагон и Илья Эренбург.
В 1973 году Лев Евгеньевич вступил в Союз художников СССР, стал членом Горкома графиков на Малой Грузинской. В это же время состоялась первая официально разрешенная персональная выставка («Дом культуры и техники», Москва). В 1983 году у художника появилась собственная мастерская, которая стала одним из центров неофициальной художественной жизни столицы.

ИСТОЧНИКИ

ФОТО Е.Андреева - Угол несоответствия. Школы нонконформизма. Москва-Ленинград 1946-1991 (2012) =1700 руб. (482x680, 91Kb)
Екатерина Андреева. Угол несоответствия. Школы нонконформизма.
Москва-Ленинград 1946-1991. Москва Издательство «Искусство XXI век», 2012 г.
– Стр. 31-35, 71-75, 141-143, 145, 148, 150, 359, 362-368, 370-375, 433-434.

Художник Лев Кропивницкий www.artinvestment.ru


Вениамин Смехов. Мансарда Льва Кропивницкого (1996)

(Окончание следует)



Рубрики:  Художники русского авангарда
Художники русского авангарда
Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку