Элий Белютин за работой в Абрамцево. Год неизвестен.
Творческий диапазон Элия Белютина (1925-2012) необычайно широк: он не ограничивается только живописью и графикой. Создав для системы обучения «теорию всеобщей контактности», где искусство трактуется как средство духовной компенсации в конфликте человека с окружающей средой, он издает в 1991 г. одноименную книгу. Кроме того, он - автор учебных пособий по рисунку и живописи. Защитил диссертацию по деятельности П.П. Чистякова, вместе с женой организовал выставку «Чистяков и его ученики». Также вместе они работали над изучением и систематизацией истории педагогической системы русской Академии художеств. Ими совместно и по отдельности было написано около 400 публикаций – статьи и романы, трактаты и переводы, монографии и биографии, искусство России и Запада.
Элий Михайлович Белютин прожил яркую жизнь. В 86 лет в 2012 г. ушел из жизни художник, на долю которого выпало много испытаний, но он не сошел с избранного пути и обрел широкую известность за пределами страны. Выставки Мастера проходили во многих странах мира, его произведения находятся в 74 региональных музеях РФ и 34 зарубежных музеях. В родной стране признание наконец пришло к художнику в постперестроечное время, президент России Владимир Путин наградил его в 2001 году Орденом Почета.
Элий Белютин в мастерской. Абрамцево, 1973 г.
Элий Белютин учился у Аристарха Лентулова, Льва Бруни, Павла Кузнецова. Именно им принадлежит термин «Новая реальность», давший название собственной художественной школе Белютина. Опираясь на положения конструктивизма и супрематизма, Элий Белютин создал так называемую модульную живопись, язык символов. «Модули» отображают ощущения от предмета или понятия на плоскости, воспроизводят их взаимодействие в пространстве, выстраивают при помощи четких и ярких символов нарратив в абстракции. В 1950 году Белютин начинает преподавательскую деятельность в Товариществе московских живописцев, с 1954 года руководит «Экспериментальной студией живописи и графики» при Горкоме художников книги и графики.
Элий Белютин (1925-2012). В чем смысл жизни. 1972 г. Холст, масло. 250 х 405 см.
Приморская картинная галерея, Владивосток.
Элий Белютин (1925-2012). Мадонна. 1972 г. Холст, масло. 125 x 94 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Мать и дитя. 1970-е гг. Холст, масло. 132 х 99 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Мать и дитя. 1972 г. Холст, масло.
www.belutin.ru
Элий Белютин (1925-2012). Даная. Холст, масло. 1971 г. 130 х 80 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Пабло Пикассо. 1971 г. Холст, масло. 142 х 102 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Эскиз. 1971 г.
Элий Белютин (1925-2012). Двое. 1973 г. Холст, масло. 189 х 175 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Недружная семья. 1972 г. Холст, масло. 155 х 98 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Уныние. 1973 г. Холст, масло. 198 х 117 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Страсть. 1973 г. Холст, масло. 140 х 70 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). 1. Отец и дочь. 1974 г. Холст, масло. 199,5х87,8 см.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств. 2. Без названия. 1980-е гг.
Холст, масло. 200 x 72 см. Галерея VLADEY, Москва.
Элий Белютин (1925-2012). Мать и дитя. 1971 г. Бумага, тушь.
www.belutin.ru
Директор Музея древнерусской иконописи М. Захорук, графиня Ута Ламбсдорф и Элий Белютин.
Юного Элия клеймили как «космополита» и «формалиста» - для аспиранта Художественного института роковыми стали зарисовки памятников зодчества Севера: формализм приемов, интерес к религии, пессимистическое видение деревни... К тому же староста творческой мастерской Белютин пригласил руководителями «ранее осужденных в их антисоветском творчестве» Павла Кузнецова и Льва Бруни. Еще в 1948 году возникло объединение молодых художников, в 1954-м превращенное Белютиным в Студию экспериментальной живописи и графики: отсюда пошло массовое художественное направление «Новая реальность.
Элий Белютин (1925-2012). Трое. 1972 г. Холст, масло. 100 x 135 см.
Галерея VLADEY, Москва.
Элий Белютин (1925-2012). Мадонна. 1974 г. Холст, масло. 98 х 79 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Мадонна. 1975 г. Холст, масло. 82 х 63 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Мать и дитя. 1974 г. Холст, масло. 130 x 100 см.
Аукционный дом Hampel Fine Art Auctions, Мюнхен, 2012 г.
Эстимейт EUR 12.000 - 16.000 евро.
Элий Белютин (1925-2012). Девушка. 1974 г. Холст, масло. 132 х 94 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Смотрящая в небо. 1974 г. Холст, масло. 100 х 76 см.
Галерея VLADEY, Москва.
Элий Белютин (1925-2012). Катя. 1975 г. Холст, масло. 120 x 79,5 см.
Галерея VLADEY, Москва.
Элий Белютин (1925-2012). Девушка. 1976 г. Холст, масло. 100 х 100 см. Из собрания Дениса Прокопенко.
Элий Белютин (1925-2012). Двое. 1976 г. Холст, масло. 80,5 х 78 см. Самарский художественный музей.
Элий Белютин (1925-2012). Мать и сын. 1977 г. Холст, масло.
Элий Белютин (1925-2012). Мать с малышом. 1977 г. Холст, масло.
www.belutin.ru
Элий Белютин (1925-2012). Композиция. 1977 г. Холст, масло. 145 x 91,5 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
Элий Белютин (1925-2012). Цветок. 1977 г. Холст, масло. 137,5 х 99 см.
Тверская картинная галерея.
Студийцы «Новой реальности» в Абрамцево.
С «Новой реальностью» и непосредственно с занятиями у Белютина было связано более 3000 художников, скульпторов, дизайнеров, архитекторов. В 1960-е годы произведения Элия Белютина экспонировались во Франции. В 1969-м Итальянской Академией современного искусства художнику была присуждена золотая медаль «За выдающиеся творческие достижения и деятельность, имеющие международное значение». В 1970 году избран членом Итальянской Академии современного искусства.
Элий Белютин (1925-2012). Тайная вечеря. 1976 г. Холст, акрил. 250 х 410 см. Аукцион Сотбис Sotheby’s,
Лондон, 2021 г. Лот продан за GBP 88.200 фунтов.
Элий Белютин (1925-2012). Снятие со креста. 1975 г. Холст, масло. www.belutin.ru
Элий Белютин (1925-2012). Человек в гневе. 1977 г. Холст, масло. 100 х 100 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Мать и дитя. 1975 г. Холст, масло. 99,5 х 132 см. Частное собрание.
Элий Белютин (1925-2012). Пророк. 1977 г. Холст, масло. 118 х 66 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Парис. 1977 г. Холст, масло. 120 х 80 см.
Галерея VLADEY, Москва.
Элий Белютин (1925-2012). Цветы. 1977 г. Холст, масло. 109 х 89,8 см.
Тверская картинная галерея.
Элий Белютин (1925-2012). Всадник. 1978 г. Холст, масло. Выставка в Государственном Русском музее,
Санкт-Петербург, 2014 г.
Элий Белютин (1925-2012). Девушка в мае. 1978 г. Холст, масло. 67 х 105 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Ласка. 1979 г. Холст, масло. 104 х 130 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Любимая в мае. 1978 г. Холст, масло. 119 х 95 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). На улице. 1978 г. Холст, масло. 183,5 х 95 см.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Композиция на светло-зеленом фоне.
1979 г. Холст, масло. Пермская художественная галерея.
Чествование Элия Белютина в Ассоциации «Второе Возрождение». Милан.
Потомок итальянского музыканта, поселившегося в ХVIII веке в Польше, уже в 1943 году москвич Элий Белютин в своих картинах показывает кошмар войны. Еще в 1941-м он получил свой первый орден Красной Звезды «За мужество при спасении товарищей». А сразу после войны по заданию Академии архитектуры обследует освобожденные территории, выявляя погибшие памятники и те, которым удалось уцелеть. Советская власть не постеснялась зачислить во врага народа кавалера ордена, за всю Великую Отечественную врученного лишь трем тысячам воинов. И правда, сын литератора по имени Микеле, в России ставшего Михаилом Белютиным (в 1927-м его расстреляли люди в кожанках), и внук известного оперного дирижера Паоло Стефано Белуччи, создавшего театр в Кракове, никогда не был конформистом.
Элий Белютин (1925-2012). 1. Измученный Христос. 1979 г. Холст, масло. 200х99 см. 2. Христос распятый.
1978 г. Холст, масло. 198,5х99,7 см. Оба - Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Толпа. 1980 г. Холст, масло. www.belutin.ru
Элий Белютин (1925-2012). Три девушки. 1979 г. Холст, масло. 132,5 х 163 см.
Государственный исторический музей, Москва.
Элий Белютин (1925-2012). На диване. 1980 г. Холст, масло. 95 х 120 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Поцелуй. Весна. 1979 г. Холст, масло. 157,5 х 127,5 см.
Музейный комплекс имени Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.
Элий Белютин (1925-2012). Портретная голова. 1980-е гг. Холст, масло. www.belutin.ru
Элий Белютин (1925-2012). Не уходи. 1980-е гг. Холст, масло. 200 х 167 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Оратор. 1979 г. Холст, масло. 130 х 103 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Страсть (Композиция на синем фоне). 1979 г.
Холст, масло. 160 х 127 см. Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Элий Белютин (1925-2012). Мечта. 1980-е гг. Холст, масло. 200 х 128 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Любовь. 1980-е гг. Холст, масло.
www.belutin.ru
Элий Белютин, М. Сандецка, Б. Залуцка, Н. Молева, М. Пандерецки, Э. Пандерецка и посол Польши
в СССР А. Залуцки.
В советское время в Польше, или как она тогда называлась Польская Народная Республика (существовавшая с 1944 по 1989 год), очень уважали абстрактное искусство. Я хорошо помню, как в 1970-е годы у нас выходил ежемесячный журнал «Польша» на русском языке (его выписывал мой сосед по дому) и почти в каждом номере на обложке красовалась абстрактная композиция. После первой зарубежной персональной выставки Белютина в Варшаве в 1961 году, он им очень пришелся ко двору. 21 февраля 2001 г. был награжден Офицером ордена Заслуг перед Республикой Польша. А 6 сентября 2001 г. указом Президента России В.В. Путина Белютин был награжден Орденом Почёта за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами.
Элий Белютин (1925-2012). Польское. 1981 г. Холст, масло.
Орден Заслуг перед Республикой Польша. Учрежден в 1974 г. Орден Заслуг перед Республикой Польша является высшей наградой за выдающиеся заслуги в деле укрепления международного сотрудничества и развития взаимоотношений между народами. Справа Орден Почета, Россия. Учрежден в 1994 г.
Элий Белютин (1925-2012). Лех Валенса. 1981 г. Холст, масло.
artifex.ru/живопись/элий-белютин/
Лех Валенса (род.1943) - польский политический деятель, активист и защитник прав человека, первый руководитель профсоюза «Солидарность», президент Польши в 1990-1995 гг. Лауреат Нобелевской премии мира 1983 г.
Элий Белютин (1925-2012). Революция. 1982 г. Холст, акрил. 250 х 407 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон,
2021 г. Лот продан за GBP 157.500 фунтов.
Элий Белютин (1925-2012). 1. Святая Дева. 1981 г. Холст, масло. 2. Объяснение. 1982 г. Холст, масло.
Обе репродукции из книги Н.М. Молевой «Баланс столетия
Элий Белютин (1925-2012). 1. Без названия. 1981 г. Холст, масло.163х79 см. Галерея VLADEY, Москва.
2. Ма-а-ама! 1981 г. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
Элий Белютин (1925-2012). 1. Венера. 1981 г. Холст, масло. 203,2х80 см. Нижнетагильский музей
изобразительных искусств. 2. Композиция. Две фигуры. 1981 г. Холст, масло. Пермская художественная галерея.
Элий Белютин (1925-2012). Композиция. 1981 г. Холст, масло. Новосибирский краеведческий музей.
Элий Белютин (1925-2012). Мадонна. 1981 г. Холст, масло. 120 x 80 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
«Мадонна» 1981 года - одно из наиболее выразительных воплощений принципов «Теории всеобщей контактности» Элия Белютина. Картина представляет собой изображение трансформированных форм. Все пространство охвачено белым цветом, контур фигуры выглядит аморфно, не столько очерчивая изображение, сколько намекая на него. Угадываются голубь, обнаженная грудь Мадонны — художник отсылает как к собственным, более ранним, так и к традиционным изображениям Богоматери. После автор создаст, в том числе и обобщая опыт работы с модулями, собственную «теорию всеобщей контактности».
Элий Белютин (1925-2012). Размышления о великом Генри Муре. 1984 г. Холст, масло.
Репродукция из книги Н.М. Молевой «Баланс столетия».
Элий Белютин (1925-2012). Автопортрет с животными. 1985 г. Холст, масло. www.belutin.ru
Элий Белютин дает автографы посетителям выставки «Новая реальность». Фото ИТАР-ТАСС, 1990 г.
В основе белютинской методы – «теория всеобщей контактности», трактующая искусство как главное средство духовной компенсации в конфликте человека с окружающей средой. При чтении так и тянет взять краски и попробовать рисовать: система кажется ясной, легкой, особенно привлекает свобода самовыражения, за которую автор борется более полувека.
Элий Белютин (1925-2012). Композиция. 1986 г. Бумага, гуашь, цветные мелки.
Самарский художественный музей.
Элий Белютин (1925-2012). Женщина с ребенком. 1986 г. Бумага, гуашь,
цветные мелки. 159 x 99 см. Галерея АртПанорама, Москва.
Элий Белютин (1925-2012). Двое утром. 1985 г. Холст, масло. 200 х 150 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Убегающая женщина. Холст, масло. 120 х 90 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2021 г. Лот продан за GBP 9.450 фунтов.
Элий Белютин (1925-2012). Мадонна. 1986 г. Холст, масло. 151 х 101 см.
Тверская картинная галерея.
Элий Белютин (1925-2012). Женщина. 1986 г. Холст, масло.
Элий Белютин (1925-2012). Кричащий модуль. 1986 г. Холст, масло.
Элий Белютин (1925-2012). Модуль кричащий. 1986 г. Холст, масло. 150 х 100 см.
Аукционный фонд «Литфонд», Москва, 2020 г.
Элий Белютин (1925-2012). Модуль мужчины. 1986 г. Холст, масло.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»,
Архангельск.
Элий Белютин (1925-2012). Ожидание. Модуль. 1986 г. Холст, масло. 151 х 99 см.
Аукционный фонд «Литфонд», Москва, 2020 г.
Элий Белютин (1925-2012). Конвергенция. 1988 г. Холст, масло. 147,3 x 95,9 см.
Аукцион Waddington's, Торонто, Канада, 2021 г.
Элий Белютин (1925-2012). Семья. Конвергенция. 1991 г. Холст, масло. 121 х 90,8 см.
Кинешемский художественно-исторический музей, Ивановская обл.
Элий Белютин (1925-2012). Бабушка и внучка. 1988 г. Холст, масло. 150 х 100 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин и Линда Вайнтрауб, директор Центра искусств. Нью-Йорк. 1991 г.
Вот что рассказывал Элий Белютин о зарождении «Теории всеобщей контактности»:
«Я стал задумываться над принципами теории всеобщей контактности еще в годы Великой Отечественной. Оказавшись после всех военных перипетий в институте, я часто сидел в нетопленном зале Исторической библиотеки в Старосадском переулке и читал не Ницше, которого уже знал, а Жития святых преподобного Макария, великолепный памятник древнерусской литературы. Это были очень толстые книги, которые мерзнувшие девушки, не переставая удивляться, приносили мне из фонда историка Москвы И.Е. Забелина. Я читал страницы, написанные языком мудреным, древним и одновременно удивительно ясным, и поражался внутренней логичности преподобных и угодников, еще до Сергия Радонежского и уже после него уходивших в безлюдье, в леса и там начинавших строить свою новую предметную жизнь. Строить не ради отказа от жизни, а ради полного осознания и осмысления ее».
Элий Белютин (1925-2012). Русский танец. Диптих. 1987 г. Холст, масло. 250 x 400 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Модуль. Раненый. 1988 г. Холст, масло.
Аукционный фонд «Литфонд», Москва, 2020 г.
Элий Белютин (1925-2012). Модуль «Мадонна». 1988 г. Холст, масло. 149 x 99 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Крик II. 1988 г. Холст, масло. 150 x 100 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Идущий человек. 1988 г. Холст, масло.
Элий Белютин (1925-2012). Мадонна. 1989 г. Холст, масло. 200 х 150 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Бегущий. 1989 г. Холст, масло. www.belutin.ru
Элий Белютин (1925-2012). Две сестры. Модуль. 1989 г. Холст, масло, акрил. 200 х 150 см.
Пермская художественная галерея.
Элий Белютин (1925-2012). Женщина и солдат. 1989 г. Холст, масло. 200 х 150 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Женщина с ребенком. 1989 г. Холст, масло. 200 х 150 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Обида. 1989 г. Холст, масло. 200 х 150 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Разговор. 1989 г. Холст, масло.
Репродукция из книги Н.М. Молевой «Баланс столетия».
Элий Белютин (1925-2012). Ночной гость (Перестройка, кошмар). 1989 г. Холст, масло.
200 х 150 см. Калининградский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). 1. Мадонна с младенцем. 1980-е гг. Холст, масло. 131 x 66,5 см. Галерея VLADEY, Москва. 2. Весенний ветер. 1989 г. Холст, масло. www.belutin.ru
Мастерская Элия Белютина в Аннандайле-на-Гудзоне, штат Нью-Йорк. 1991 г.
До 1990-х годов Белютин оставался «невыездным», хотя за рубежом сменяли одна другую его персональные выставки. В мае 1991 г. супругов выпустили с выставкой в Америку. Пригласила «Национальная ассоциация американских художников «Вудсток». В США его встретил восторженный прием. С тех пор Белютин неоднократно приезжал в США, подолгу жил и творил в арендованной мастерской в Аннандайле-на-Гудзоне, в 175 км от Нью-Йорка.
Отзывы о его методе собраны в книге мастера, вышедшей к 50-летию студии, - «Искусство в тебе. Педагогическая система Элия Белютина «Новая реальность-2004». Эту книгу он посвятил французскому писателю и искусствоведу Жану Кассу – «Черному Жану», создателю движения Сопротивления и Центра Жоржа Помпиду. Фундаментальное издание содержит воспоминания всей жизни и размышления о законах искусства, изложение системы обучения и рисунки. Здесь же письма, статьи и фрагменты книг его друзей и последователей в Европе и США, как, разумеется, и России. На реальном материале объяснен «феномен Белютина» - это понятие ввели в обиход французские критики еще в 1961 году, на Биеннале Парижа.
Элий Белютин (1925-2012). Игра в карты. 1991 г. Холст, масло. 193 х 199 см.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Встреча. 1991 г. Холст, масло. 153,5 х 105 см.
Государственный исторический музей, Москва.
Элий Белютин (1925-2012). Раненый. 1990 г. Холст, масло.
Элий Белютин (1925-2012). Круцификс (Скульптурное изображение
распятого Иисуса Христа). 1992 г. Холст, масло. 195,8 х 140 см.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Мать и дочь. 1992 г. Холст, масло.
www.belutin.ru
Элий Белютин (1925-2012). Мать и сын. 1990 г. Холст, масло. 150 x 100 см.
Галерея VLADEY, Москва.
Элий Белютин (1925-2012). Музыкант. 1990 г. Холст, масло. www.belutin.ru
Элий Белютин (1925-2012). Танец. США. 1992 г. Холст, масло.
Тверской императорский дворец, Тверь.
Элий Белютин (1925-2012). Толстый мальчик (Bambina). 1992 г. Холст, масло.
80 х 60 см. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Девочка. Холст, масло. 80 х 60 см.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Афиша выставки «Art cul»t. 1993 г. Бумага, офсет.
84 х 59,5 см. Аукцион Hôtel Drouot, Париж, 2023 г. Лот продан за EUR 4.556 евро.
Элий Белютин (1925-2012). Убегающая женщина. Модуль. 1993 г. Холст, масло. 100 х 75 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 1993 г. Эстимейт GBP 6.000–8.000 фунтов.
Элий Белютин (1925-2012). Страсть. 1994 г. Холст, масло. 80 х 60 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Персональная выставка Э. Белютина во Франкфурте. Открылась 1 декабря 1993 г. На выставке
было представлено 80 картин и 120 графических листов.
Сегодня Элий Белютин - наследник художественного авангарда 1920-х, чьи произведения хранят 74 региональных музея РФ и 34 зарубежных музея (Третьяковская галерея, Русский музей, Центр Помпиду, музеи США). Белютин - художник-легенда: он создал школу, существующую полвека, и вошел в историю как замечательный педагог и ниспровергатель канонов. Множество наград, включая Золотую медаль Римского фестиваля «Сетторе интернационале» (1970), а также премии Дженаццано, Монтекаттини, Ассоциации американских художников «Вудсток», Коммуны Венеция, Ассоциации культуры Кастель Маджоре. В мире Белютина знают как создателя уникальной системы воспитания творческих начал в художнике, единственной в практике мирового искусства школы формирования творческой индивидуальности.
Элий Белютин (1925-2012). Заалтарный образ. 1994-2000 г. Холст, масло.
www.belutin.ru
Элий Белютин (1925-2012). Портрет девушки. 1995 г. Холст, масло. 93 х 119 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Натюрморт. 1996 г. Холст, масло. 57 х 72 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Король и королева. 1995 г. Холст, масло. www.belutin.ru
Элий Белютин (1925-2012). Беженцы. Чечня. 1999 г. Холст, масло.
Элий Белютин (1925-2012). Ночной разговор в аэропорту Нью-Йорка. 2000 г.
Бумага, фломастер, шариковая ручка. 29,5 х 21 см.
Красноармейская картинная галерея, Московская обл.
Элий Белютин (1925-2012). Раненный. 1994 г. Бум, масляная пастель. 35,5 х 29,6 см.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Элий Белютин (1925-2012). Певица. 2001 г. Бумага, гуашь, мелки (панда).
86 х 60 см. Галерея КИНО, Москва.
Элий Белютин (1925-2012). Мужчина и женщина. 2004 г. Бумага, гуашь.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Нортон Додж и художник Элий Белютин. Фото St-Petersburg-Dodge-Publication
Нортон Додж (1927-2011) - американский экономист, профессор Мэрилендского университета вместе с женой Нэнси собрал одну из крупнейших в мире коллекций советского неофициального искусства.
«Живопись и графика Белютина узнается сразу по столь характерному для нее могучему содержанию жизненной силы, которая находит свое воплощение в ряде живописных "символов", настолько фантастических по характеру и одновременно исполненных высокого душевного трепета. В произведениях Белютина перед нами предстает живопись или графика в высшей степени "экспрессионистическая", где содержание стремительно увлекает зрителя, господствуя над правами формальной логики. Но это содержание через "формы в чистых тонах" - в сверкающих цветах, острых сюжетах, сохраняет неприкосновенной первоначальную силу творческого замысла. Его графика, на первый взгляд, "беспредметна", в существе же своем проникнута многообразными и глубокими человеческими переживаниями». (Франко Миеле, художник, профессор Римского университета).
Элий Белютин (1925-2012) и художники «Новой реальности». Лаокоон. Эскиз. Холст, масло. 2002 г.
Элий Белютин (1925-2012). Соседки (ссора). 2007 г. Холст, масло.
Элий Белютин (1925-2012). Танец. 2007 г. Бумага, гуашь. 86 х 60 см.
Галерея КИНО, Москва.
Элий Белютин (1925-2012). Крутой разговор. 2007 г. Бумага, гуашь, мелки (панда).
86 х 60 см. Галерея КИНО, Москва.
Элий Белютин (1925-2012). Женщина с маленьким ребенком. 2007 г.
Бумага, гуашь, фломастер. 86 х 60 см. Галерея КИНО, Москва.
Элий Белютин (1925-2012). Фигура. 2007 г. Бумага, гуашь, фломастер.
Галерея КИНО, Москва.
Элий Белютин (1925-2012). Мужчина и женщина 2007 г. Бумага, гуашь.
86 х 60 см. Галерея КИНО, Москва.
Элий Белютин (1925-2012). Ссора. 2007 г. Бумага, гуашь, мелки (панда).
86 х 60 см. Галерея КИНО, Москва.
Элий Белютин (1925-2012). Элвис Пресли. 2007 г. Бумага, гуашь, мелки (панда).
86 х 60 см. Галерея КИНО, Москва.
Элий Белютин в одной из комнат своего фамильного музея. Фото 2007 г.
Элий Михайлович Белютин умер 27 февраля 2012 года в Москве в возрасте 86 лет. Похоронен там же на Новодевичьем кладбище. Жена Белютина Нина Михайловна Молева пережила мужа на 12 лет и умерла месяц назад 11 февраля 2024 гола в возрасте 98 лет. В 2013 году она завещала всю семейную коллекцию старых мастеров в дар президенту РФ.
Могила Э.М. Белютина и Н.М. Молевой на Новодевичьем кладбище в Москве.
ИСТОЧНИКИ
Екатерина Андреева. Угол несоответствия. Школы нонконформизма.
Москва-Ленинград 1946-1991. Москва, Издательство «Искусство - XXI век», 2012 г.
– Стр. 23-25, 44, 46, 362-368, 418 и др.