Владимир Николаевич Немухин в мастерской. Москва, 1960-е гг.
Владимир Николаевич Немухин (1925-2016) – русский художник, скульптор, автор объектов и инсталляций, один из ключевых представителей советского нонконформизма, классик второй волны русского авангарда. В 1942 г. познакомился с художником, учеником Малевича, П.Е. Соколовым, под влиянием которого открыл для себя искусство постимпрессионизма и кубизма. В 1943-1946 гг. занимался в московской изостудии ВЦСПС. В 1950-е работал как оформитель и плакатист. В 1958 г. принят в Горком графиков. C 1965 участвовал в зарубежных выставках (США, Польша, Италия, Франция). Член «Лианозовской группы», сложившейся в середине 1960-х вокруг Оскара Рабина. Активно участвовал в квартирных выставках авангардного искусства и «Бульдозерной выставке» (1974). С 1954 по 1968 г. спутницей его жизни была художница Лидия Мастеркова. После ранних приокских пейзажей, написанных в традиционной манере, а также экспериментов в духе кубизма и живописного абстракционизма, нашел свой стиль в мотиве игральных карт. Часто писал на бумаге в смешанной живописно-графической технике.
Художник Петр Ефимович Соколов (1882-1964). 1930-е гг.
Владимир Николаевич Немухин родился 12 ноября 1925 года на станции Сетунь Смоленского направления Московской железной дороги и провёл раннее детство в деревне Прилуки Серпуховского района Московской области, затем с семьёй переехал в Москву. Учиться Немухину выпало в тяжелые военные годы, сочетая занятия с работой на заводе. Первоначальное художественное образование получил в 1942 году, занимаясь у художника Петра Ефимовича Соколова (1882-1964), под влиянием которого открыл для себя искусство постимпрессионизма и кубизма. П.Е. Соколов - ученик Ильи Машкова, Павла Кузнецова, работал ассистентом у Малевича, который развил в молодом человеке конструктивное мышление. (Про П.Е. Соколова можно прочитать у меня здесь)
В.Н. Немухин (1925-2016). Весна в городе. 1958 г. Холст, масло. 80 х 120 см. Коллекция Алекса Лахмана.
В.Н. Немухин (1925-2016). Натюрморт с костями. 1959 г. Холст, масло. 36 х 45 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2017 г. Эстимейт GBP 6.000 – 8.000 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Небо ищет убитую птицу. 1959 г. Бумага, монотипия. 30,6 x 42,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
Монотипия (др.-греч. µóνος - один, единственный) - разновидность графического искусства и техники печатной графики, не являющейся гравюрой. Изображение в этой технике наносится художником кистью масляной или типографской краской на плоскую металлическую пластину, с которой производится печать на увлажнённую бумагу под давлением на офортном станке.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция (со спиралью). 1959 г. Бумага, монотипия. 41,8 x 70 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
В.Н. Немухин (1925-2016). Цирк. 1959 г. Бумага, монотипия. 49 x 65 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Коллекция В.Н. Некрасова.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция (Красное, синее, зеленое). 1959 г. Бумага, монотипия. 55,2 x 65,4 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
В.Н. Немухин (1925-2016). Фреска. 1959 г. Бумага, монотипия. 50 x 64,8 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Коллекция В.Н. Некрасова.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция (Голубое, желтое). 1959 г. Бумага, монотипия. 50 x 64,8 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
В.Н. Немухин (1925-2016). Голубой день. 1959 г. Холст, масло. 108 х 156 см.
Собрание Е.М. Нутовича, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Ритмическая композиция. 1959 г. Холст, масло. 49 х 80 см.
Сайт «Художники Москвы» www.moscowart.net.
В.Н. Немухин (1925-2016). Абстрактная композиция. Конец 1950-х гг. Бумага, монотипия.
17,9 х 16,1 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2021 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Эскиз к картине «Сухие ветки». 1959 г. Бумага, темпера.
41,7 x 29,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
Владимир Немухин. Фотография 1960-е гг.
В 1943 году Владимир Немухин поступил в изостудию ВЦСПС, в которой проучился три года. «Посещал занятия, только когда выходил в ночную смену. Всю войну режим был такой: с восьми утра до восьми вечера - первая смена, а вторая неделя - смена с восьми вечера до восьми утра. Никаких тебе суббот и воскресений - выходные появились только после войны. Так и учился: после ночной смены “отсыпался” три часа и потом к часу дня шел в студию, где занимался три часа…» Получается, что изостудия ВЦСПС и занятия с наставником - художником П.Е. Соколовым - вот и все немухинские «университеты».
В.Н. Немухин (1925-2016). Декоративный пейзаж. 1960 г. Картон, темпера.
35 х 25 см. Аукционный дом «Век Искусств», Москва, 2023 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция (Синие сети). 1960-е гг. Бумага, монотипия. 41,8 x 70 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
В.Н. Немухин (1925-2016). Абстрактная композиция. 1961 г. Холст, масло. 84 х 69,5 см.
Сайт «Художники Москвы» www.moscowart.net.
В.Н. Немухин (1925-2016). Посвящение Баху (Посвящено самостоятельной жизни). 1960 г.
Холст, масло. 117 х 95 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). 1. Композиция. 1960 г. Холст, масло. 80х50 см. Частное собрание. 2. Композиция. 1961 г. Холст, масло. 130х80 см. Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон.
Первые абстракции Владимира Немухина были близки работам Новой Парижской школы, которые принято называть «лирической абстракцией». С ними его сближало умение эмоционально оживлять формальные композиции, проявляя скрытую в их основе «пейзажность» — то есть «лиричность».
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция без указания года. Холст, масло. 70 х 50 см.
Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция. 1960 г. Холст, масло. 197,6 х 134,8 см.
Коллекция нонконформистского искусства Нортона и Нэнси Додж, США.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция «Марк Шагал». 1961 г. Холст, масло. 158 х 108 см.
Сайт «Художники Москвы» www.moscowart.net.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция. 1960 г. Холст, масло. 90 х 60 см.
Сайт «Художники Москвы» www.moscowart.net.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция (маленькая). 1960 г. Бумага, тушь, гуашь. 26 х 18 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
В гостях у Николая Вечтомова. На снимке (слева направо): Г. Алексеева, Николай Вечтомов,
Владимир Немухин, Оскар Рабин, Валентина Кропивницкая. Фото Игоря Пальмина, 1969 г.
После окончания учебы в студии ВЦСПС в 1952–1959 годы Немухин работал оформителем и плакатистом, техническим редактором в издательстве «Советский график», потом художником на заводе, в 1952 году вступил в Московское товарищество художников. В 1957 году поступил в Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова, но вскоре был исключён за несогласие с принципами соцреализма. В 1959 году Немухин познакомился с Оскаром Рабиным: срочно был нужен напарник для новогоднего оформления Дворца культуры. Итогом этой случайной, но судьбоносной встречи стали многолетняя дружба, вхождение в «Лианозовскую группу», участие в самых громких неофициальных выставках эпохи, включая знаменитую «Бульдозерную выставку» 1974 года в Беляево.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция. 1962 г. Холст, масло. 60 х 50 см.
Сайт «Художники Москвы» www.moscowart.net.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция. 1962 г. Доска, масло. 52,7 х 39,5 см.
Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон.
В.Н. Немухин (1925-2016). Абстракция. 1962 г. Холст, смешанная техника. 80 х 52 см.
Государственная Третьяковская галерея. Дар Правительства Москвы в соответствии
с пожеланием В.Н. Немухина в 2006 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Абстрактная композиция. 1962 г. Холст, масло,
смешанная техника. 95 х 47 см. Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция. 1962 г. Холст, масло. 60 х 50 см.
Сайт «Художники Москвы» www.moscowart.net.
В.Н. Немухин (1925-2016). Воскрешение. 1962 г. Дерево, масло, темпера. 58,5 х 41 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2015 г. Эстимейт GBP 6.000 – 9.000 фунтов.
Происхождение картины: Подарок художника Джузеппе Де Сантису, известному итальянскому кинорежиссеру, 1960-е годы, Москва. Коллекция вдовы вышеупомянутого, Италия. Джузеппе де Сантис в 1960-е гг. неоднократно бывал в Москве, участвовал в Московских кинофестивалях. В 1963-1964 гг. снимал свой фильм «Они шли на восток» в Полтаве и Полтавской области.
В.Н. Немухин (1925-2016). Белое на белом. 1962 г. Холст, масло. 58 х 40 см.
Сайт «Художники Москвы» www.moscowart.net.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция. 1962 г. Бумага, воск, тушь. 56 x 40,8 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
В.Н. Немухин (1925-2016). Крест. 1961 г. Бумага, тушь, перо. 30 х 21 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2010 г. Эстимейт 60.000-120.000 руб.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция с картами. 1961 г. Дерево, темпера. 49,5 х 60 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2010 г. Эстимейт GBP 3.000 – 5.000 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Игровой (карточный) стол). 1961-1969 гг. Холст, масло, коллаж. 96 х 108,6 см.
Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон.
Абстрактная живопись на американской выставке в Москве. Фото, сентябрь 1959 г.
Но главными событиями, перевернувшими жизнь Немухина, оказали два культурных события конца 1950-х годов – VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве в 1957 году и Американская национальная выставка 1959 года в Сокольниках. Немухин с женой - художницей Лидией Мастерковой - были настолько потрясены увиденным, что не могли потом разговаривать друг с другом несколько часов. Особенно поразили молодых художников скандинавские экспрессионисты, а также американское абстрактное искусство («настоящий шок, после которого мы окончательно прозрели»), и вскоре после этого, в 1958 году, Немухин начинает делать первые в жизни композиции в стиле абстрактного экспрессионизма. И с 1958 года становится членом Московского объединенного комитета художников-графиков профсоюза работников культуры. В 1964 году он осознает, что перерос уже и это («я вдруг увидел в абстракции необычайный натурализм»), а в 1965 находит свою тему – игральные карты, - которая будет центральной в его творчестве до конца жизни.
Лидия Мастеркова в мастерской. Москва. 1968 г. Фотография Игоря Пальмина.
Архив Музея современного искусства «Гараж»
Со своей давней знакомой, художницей Лидией Мастерковой, Немухин встретился в «Художественной школе на Чудовке», которая в 1954 году стала его гражданской женой. Родители Лидии отвели паре отделенную перегородкой треть комнаты, где художники в тесном диалоге развивали свое индивидуальное видение абстрактного искусства. В 1968 году Немухин и Мастеркова расстались, но взаимное влияние, которое они оказывали на формирование индивидуального художественного стиля друг друга до сих пор является одним из ярчайших примеров творческого союза в русском искусстве.
Владимир Немухин в квартире родителей Лидии Мастерковой. 1961-1962 гг.
В.Н. Немухин (1925-2016). 1. Абстрактная композиция с крестом. 1962 г. Холст, масло. 70х60 см. Музей Анатолия Зверева, Москва. 2. Композиция. 1962 г. Холст, масло. 70х60 см. Коллекция Махровых, Париж.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция с крестами. 1962 г. Бумага, акварель, тушь. 41,7 x 59,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция (Черное, красное, белое, №1). 1962 г.
Бумага, воск, тушь. 59,4 x 41,6 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Коллекция В.Н. Некрасова.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция (Цветные линии на черном). 1962 г.
Бумага, воск, тушь, акварель. 43,4 x 31,9 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Коллекция В.Н. Некрасова.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция (Белое на черном, №4). 1962 г.
Бумага, воск, тушь. 57,2 x 40,8 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Коллекция В.Н. Некрасова.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция (Белое на черном, №5). 1962 г.
Бумага, воск, тушь. 40,2 x 29,8 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Коллекция В.Н. Некрасова.
В.Н. Немухин (1925-2016). Ожерелье (Белое на черном, №6). 1962 г.
Бумага, воск, тушь. 57 x 40,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Коллекция В.Н. Некрасова.
В.Н. Немухин (1925-2016). Триптих. Контакт (1). 1962 г. Бумага, печать.
57,4 х 40,3 см. Ярославский художественный музей.
В.Н. Немухин (1925-2016). Триптих. Разрыв (2). 1962 г. Бумага, печать.
54,4 х 40,1 см. Ярославский художественный музей.
В.Н. Немухин (1925-2016). Триптих. Экспонат №3 (Женщина). 1962 г.
Бумага, печать. 58,4 х 41 см. Ярославский художественный музей.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция (1). 1962 г. Бумага, смешанная техника.
60 х 42 см. Собрание Е.М. Нутовича, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция (2). 1962 г. Бумага, смешанная техника.
60 х 42 см. Собрание Е.М. Нутовича, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция (3). 1962 г. Бумага, смешанная техника.
60 х 42 см. Собрание Е.М. Нутовича, Москва.
В.Н. Немухин. Фотография 1966 г.
Композиция «Доктор Живаго» - это не просто очень красивая картина Владимира Немухина. Это гражданский акт. В октябре 1958 года писателю Борису Пастернаку была присуждена Нобелевская премия за его роман «Доктор Живаго», появившийся в свет в миланском издательстве. Это сложное символистское произведение было посвящено судьбам российской интеллигенции от начала XX века до Великой Отечественной войны. Присуждение роману премии вызвало бурю негодования в официальной литературной среде, произведение было отвергнуто в печати, а Пастернак подвергся жестокой травле. Его объявили клеветником, предателем, вынудили отказаться от премии. При этом те, кто судил писателя, романа даже и не читали, просто делали то, что им было велено сверху. Позже кампания по шельмованию Пастернака, которая, собственно, и привела его к смерти, получила емкое саркастическое название «Не читал, но осуждаю!». В разгар этой вакханалии Немухин, который, в отличие от многих, прочитал роман в самиздате, создает свое полотно, которое может быть расценено однозначно: «Читал и одобряю! Не просто одобряю – глубоко понимаю, чувствую, сопереживаю и храню в себе».
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция «Доктор Живаго». 1959-1960 гг. Холст, масло. 80 х 120 см.
Музей Людвига в Русском музее, Санкт-Петербург.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция. 1963 г. Холст, масло. 40 х 36 см.
Сайт «Художники Москвы» www.moscowart.net.
В.Н. Немухин (1925-2016). Свет. 1963 г. Холст, масло. 50 х 42 см.
Сайт «Художники Москвы» www.moscowart.net.
В.Н. Немухин (1925-2016). Белый свет. 1964 г. Холст, масло. 60 х 40 см.
Сайт «Художники Москвы» www.moscowart.net.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция. 1963 г. Холст, масло. 70 х 50 см.
Собрание Е.М. Нутовича, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция. 1963 г. Холст, масло. 80 х 50 см.
Сайт «Художники Москвы» www.moscowart.net.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция. 1963 г. Бумага, смешанная техника.
58,5 х 40 см. Собрание Е.М. Нутовича, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция без названия. 1963 г. Холст, масло.
59 х 40 см. Сайт «Художники Москвы» www.moscowart.net.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция 1. 1963 г. Бумага, смешанная техника.
59,6 х 42,4 см. Собрание Е.М. Нутовича, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Без названия. 1964 г. Бумага, фломастеры.
Собрание Е.М. Нутовича, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция (Черное, красное, белое, №2).
1962-1967 гг. Бумага, воск, тушь. 59,5 x 40 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Коллекция В.Н. Некрасова.
В.Н. Немухин (1925-2016). Лицо (лик). 1962 г. Бумага, темпера. 65 x 41,3 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
В.Н. Немухин (1925-2016). Прилуки. Жара. 1964 г. Бумага, цветные карандаши.
41,6 x 29,7 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
Монтаж выставки в Институте мировой экономики и международных отношений. На столе:
Владимир Немухин и Дмитрий Плавинский. Фото 1969 г.
Поворотным моментом творческой биографии Немухина, по его собственному признанию, стал 1965 год, когда он открыл для себя игральные карты как художественную идею. Свидетельства события разнятся: по одной версии это произошло, когда художник полуавтоматически нарисовал на листке бумаге шестерку и семерку бубен, по другой - увидел брошенные рабочими карты в «живописной» грязи стройки. Так или иначе, случайно появившийся перед глазами Немухина образ привлек его своей «любопытной геометричностью». Он увидел напряженную динамику возникающих между брошенными картами линий, сложную структуру их диагоналей, наложений и пересечений, глубокую пустоту пространства между. Вплоть до 1985 года Немухин работает с карточной колодой как художественным концептом, внутри него постоянно развивая свой стиль.
В.Н. Немухин (1925-2016). Без названия. 1964 г. Холст, масло, смешанная техника. 99,5 х 150 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2012 г. Эстимейт GBP 50.000 – 70.000 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Карты. 1964 г. Бумага, темпера, коллаж. 40,5 x 53,1 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
В.Н. Немухин (1925-2016). Карточный стол. 1964 г. Картина экспонировалась на выставке
в Московском музее современного искусства, 2015 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция с десяткой треф. 1964 г.
Бумага, масло, гуашь. 53 х 40 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Карточная игра. 1964 г. Бумага, смешанная техника.
43,2 х 29,2 см. Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2013 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Десятка пик. 1964 г. Холст, масло. 67 х 49 см.
Сайт «Художники Москвы» www.moscowart.net.
В.Н. Немухин (1925-2016). Трава и камни. 1964 г. Бумага, темпера, тушь. 40 x 50,8 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
В.Н. Немухин (1925-2016). Дерево. 1964 г. Дерево, масло. 50 х 42,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2018 г. Эстимейт GBP 1.000 – 18.000 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция. 1964 г. Холст, масло. 93 х 72 см.
Центр Жоржа Помпиду, Париж.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция. 1964 г. Холст, масло. 93 х 72 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2016 г. Эстимейт GBP 12.000 – 18.000 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Островок (Маленький остров). 1964 г. Бумага на пенопласте, карандаш, гуашь
и акварель. 37,5 на 54,5 см. Аукцион MacDougall’s Arts Ltd., Лондон, 2010 г. Эстимейт GBP 2.000-3.000 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Лист из серии «Островки». 1964 г. Бумага, акварель, тушь, монотипия.
40,2 x 56,8 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
Художники Евгений Рухин и Владимир Немухин. Фото 1969 г.
«В своем творчестве после экспериментов с абстрактным экспрессионизмом (1959–1962) Немухин постепенно вернулся к фигуративности, обрел свой стиль, создав полуабстрактные «натюрморты с картами». Потом появились карты - нарисованные, даже наклеенные. То их сотни на холсте, они испещряют его, создавая причудливую игру пятен и запутанной изысканной фактуры. То одна - десятка или двойка - на всем полотне. И видно, что карты - обычные игральные карты и карты, извечно таинственные и мистические, - вестники судеб, хотя и привлекают художника своей скрытой, теряющейся в веках магической стороной, но главное не в этом. Главное здесь, как и прежде, - цвет. Что ж! - крапчатый рисунок разложенных пасьянсов или крупное очко масти - разве это не простор для новых поисков усложненных цветовых гамм?» (Лев Кропивницкий. 1965).
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция с картами. 1965 г. Холст, масло, коллаж. 71,4 х 96 см.
Коллекция нонконформистского искусства Нортона и Нэнси Додж, США.
В.Н. Немухин (1925-2016). Натюрморт с игральными картами. 1965 г. Холст, смешанная техника, коллаж.
51 х 67 см. Аукционный дом Bonhams, Париж, 25.01.2024 г. Эстимейт EUR 15.000 – 20.000 евро.
В.Н. Немухин (1925-2016). Вечер. 1965 г. Холст, масло. 47 х 70 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Покер на пляже. 1965 г. Холст, масло. 80 х 100 см. Дар Леонида Талочкина.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Рубашка Оскара Рабина на пляже. 1967 г. Холст, масло. 81 х 96 см.
Сайт «Художники Москвы» www.moscowart.net.
В.Н. Немухин (1925-2016). Полдень. 1965 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция с игральными картами. 1965 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Три карты. 1964 г. Бумага, темпера, масло. 41,8 x 54,1 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
В.Н. Немухин (1925-2016). Две карты. 1965 г. Сайт «Художники Москвы» www.moscowart.net.
В.Н. Немухин (1925-2016). Бубновая девятка. 1964-1965 гг. Холст, масло. 100 х 80 см.
Собрание Евгения Нутовича, Москва
В.Н. Немухин (1925-2016). Три карты с шестеркой пик. 1964 г. Бумага, темпера.
41,9 x 29,7 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
В.Н. Немухин (1925-2016). Валет. 1965 г.
В.Н. Немухин. Фотография 1970-е гг.
В мировом искусстве сложилась разветвленная иконографическая традиция изображения одеяний Христа, наиболее детально разработанная живописью Ренессанса и византийской иконописью. Она базируется главным образом на Евангелиях и частично дополнена текстами из других источников. Наиболее подробно искусство интересовалось этой темой в связи с событиями Страстной недели, предшествующими Распятию. «Разделили ризы и метали по себе жребий», – сказано в Евангелии от Иоанна. Традиционно в изображениях используются два основных знаковых образа: белые и пурпурные одежды. Белые по традиции символизировали невинность Христа, пурпурные – его принадлежность к царскому роду дома Давидова.
В.Н. Немухин (1925-2016). Одежды Христовы. 1964 г. Бумага, темпера.
59 x 48,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Произведение Владимира Немухина «Одежды Христовы» (1964) не имеет прямых религиозных аллюзий, и, тем не менее, его геометрически-абстрактное решение демонстрирует близость к традициям русско-византийского иконописания. Необходимо также вспомнить, что своим учителем и старшим другом Владимир Немухин считал художника Петра Ефимовича Соколова, ученика Казимира Севериновича Малевича.
В.Н. Немухин (1925-2016). Распятие. 1967 г. Холст, масло. 60 х 50 см.
Аукцион MacDougall’s Arts Ltd., Лондон, 2015 г. Эстимейт GBP 7.000-9.000 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Раковина Врубеля. 1965 г. Холст, масло. 72 х 80 см.
Сайт «Художники Москвы» www.moscowart.net.
М.А. Врубель (1856-1910). ). Жемчужина (Жемчужная раковина). 1904 г. Картон, гуашь, пастель, уголь.
35 x 43,7 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Пасьянс. 1966 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
Сайт «Художники Москвы» www.moscowart.net.
В.Н. Немухин (1925-2016). Король пик. 1965 г. Бумага, темпера, процарапывание.
69,5 x 49,7 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
В.Н. Немухин (1925-2016). Преферанс в половине третьего ночи. 1966 г. Холст, масло. 60,5 х 90,5 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2013 г. Эстимейт GBP 20.000–30.000 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Натюрморт с картами. 1966 г. Холст, масло. 90 х 100 см.
Коллекция Е. и В. Семенихиных, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Незаконченный пасьянс. 1966 г. Холст, масло, смешанная техника. 96,5 x 110 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2006 г. Эстимейт $50.000 – 70.000 дол.
В.Н. Немухин (1925-2016). Незаконченный пасьянс. 1968 г. Холст, масло,
смешанная техника. 99,5 х 85,7 см. Коллекция Дениса Химиляйне.
В.Н. Немухин (1925-2016). Бубновый валет. 1967 г. Бумага, смешанная техника.
57 x 45,5 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Ломберный столик № 2. 1967 г. Холст, масло.
100 х 83 см. Частное собрание.
Владимир Немухин в своей мастерской. Москва, 1970-е гг.
Во второй половине 1960-х годов в комбинациях с картами еще остается много абстрактного. В «Неоконченной партии» - пастозные мазки, лессировки, темперная фактура, приглушенная серо-бежевая цветовая гамма; сами карты (коллаж) практически полностью покрываются красками и обретают роль немного фантомную, а изображение в целом — некоторую орнаментальность. В веренице карточных «столов», написанных художником и в те годы, и позже, то же можно сказать о композиции: как и в представленной работе, мы видим ее как бы сверху, натюрморт (чем она является по сути) теряет свою трехмерность и становится условным. Но плоскость стола с брошенными картами разрушается объемными ящиками, изображенными как бы с другого ракурса. И натюрморт будто разворачивается в нескольких пространствах сразу, становится ирреальным. Немухин сочетает здесь стройность композиции с ее же внутренней хаотичностью. Спонтанность ситуации (карточная партия была брошена) он облачает в величественный момент остановившегося мгновения.
В.Н. Немухин (1925-2016). Незаконченный пасьянс. 1967 г. Холст, темпера, коллаж 96,7 х 110 см.
Коллекция нонконформистского искусства Нортона и Нэнси Додж, США.
В.Н. Немухин (1925-2016). Игра в «петуха» (Композиция с игральными картами). 1968 г.
Бумага, акварель, гуашь. 58,2 x 46 см. Музея Актуального Реализма, Тольятти, РФ.
В.Н. Немухин (1925-2016). Король треф. 1969 г. Бумага, гуашь, тушь. 70 х 50 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2017 г. Лот продан за $2.500 дол.
В.Н. Немухин (1925-2016). Игра в подкидного дурака на ящиках. 1969 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Азартный игрок. 1971 г. Холст, масло. 101 x 83 см.
Сайт «Художники Москвы» www.moscowart.net.
В.Н. Немухин (1925-2016). «Петух» (Карточная игра). 1967 г. Бумага, акварель.
57,2 х 40,5 см. Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2017 г.
Эстимейт $3.000 - 4.000 дол.
В.Н. Немухин (1925-2016). Петух. 1968 г. Бумага, смешанная техника. 52 x 48 см.
Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Игра в «Петуха». 1969 г. Бумага, гуашь. 53,5 х 43 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Туз. 1968 г. Бумага, гуашь, акварель. 64 х 50,6 см.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
В.Н. Немухин (1925-2016). Смерть петуха. 1968 г. Бумага, темпера, 40,5 х 55 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2013 г. Эстимейт GBP 4.000–6.000 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Год Петуха. 1970-1980 гг.
В.Н. Немухин на выставке. Фото 1970-е гг.
Картина Немухина «Неоконченная партия» 1967-1968 года - раннее произведение, являющееся примером уже сформировавшейся концепции художника. Немухин работает в экспрессивной манере, обусловленной теми обстоятельствами, при которых он впервые случайно увидел карты: в «живописной» грязи на строительной бочке, брошенные рабочими. Именно тогда он стал размышлять и понял для себя всю сложность и глубину, казалось бы, такого заурядного развлекательного предмета. После длительного изучения карт Немухин «поставил перед собой художественную задачу - заявить игральную карту как «вещь» и одновременно вывести ее из знаковой системы житейских реалий в область чистой пластики». Он даже сравнивал карту с иконой как «неподвижным образом неизменной вечности». При этом художник всегда отдавал себе отчет, что зритель не сможет абстрагироваться от нагруженности карт разными символами и образами. Ведь в них скрыто множество тем: игра, обман, азарт, фатальность, гадание, предсказание, а еще это уникальное средство коммуникации между людьми.
С 1968 года Немухин работал в журнале «Вокруг света» иллюстратором.
В.Н. Немухин (1925-2016). Пасьянс «Не кантовать». 1971 г. Дерево, коллаж, масло. 110 х 114 см.
Галерея VLADEY, Москва. Эстимейт. 1.200.000 – 1.500.000 руб.
В.Н. Немухин (1925-2016). Коллаж с картами. 1971 г. Бумага на оргалите, темпера.
Коллекция Виктора Бондаренко, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Маски. 1968 г. Бумага, акварель, гуашь, тушь. 54 х 43,2 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2009 г. Эстимейт $10.000 – 15.000 дол.
В.Н. Немухин (1925-2016). Игра в карты на тарном ящике. 1968 г. Холст, масло,
песок и коллаж с игральными картами. 99,5 на 82 см. Аукцион MacDougall Arts Ltd.,
Лондон, 2018 г. Эстимейт GBP 8.000 – 12.000 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Игра в дурака на бочке №3. 1971 г. Холст, масло.
80 x 68 см. Сайт «Художники Москвы» www.moscowart.net.
В.Н. Немухин (1925-2016). Гитара № 6. 1970 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Джокер. 1972 г. Бумага, темпера. 60 x 50,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Крестовый валет. 1972 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Дохлая рыба. 1972 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Игра в прятки. 1972 г. Выставка в Государственном историческом музее.
Москва, 2007 г.
В.Н. Немухин (1925-2016), Э.А. Штейнберг (1937–2012). Портрет Надежды Удальцовой.
1972 г. Холст, масло. 118 х 99 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2022 г.
Чаепитие. Москва, мастерская Владимира Немухина. На снимке (слева направо): Дмитрий Плавинский,
Анатолий Зверев, Николай Вечтомов, Владимир Немухин.Фото 1975 г.
С середины 1970-х до середины 1980-х годов Владимир Немухин сочетал творческую работу с важной организационной деятельностью в Горкоме графиков. Помогал многим художникам, устраивал выставки Владимира Пятницкого, Анатолия Зверева, Владимира Яковлева и других. Владимир Немухин — художник, проживший долгую жизнь и до последнего дня занимавшийся искусством. Несмотря на тихий нрав, Немухин целеустремленно и не сходя с намеченного еще в юности курса творил неугодное официозу искусство и был одним из лидеров в борьбе художников за свои права на свободу творчества. Как сказал искусствовед Сергей Кусков: «Немухин избежал крайностей, но также пренебрег любыми компромиссами».
ИСТОЧНИКИ
АБСТРАКЦИЯ В РОССИИ. Альбом. В 2-х томах+CD. Вступ. статья Евгения Петрова. Состав. каталога и ст. Ольги Шихиревой и др. Санкт-Петербург, Издание Государственного Русского музея (Palace Edition), 2001 г. Том I – илл. стр.130-135, Том II – стр. 422.
Екатерина Андреева. Угол несоответствия. Школы нонконформизма.
Москва-Ленинград 1946-1991. Москва Издательство «Искусство XXI век», 2012 г.
– Стр. 83, 143-144, 439 и др.