-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Слава44

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) про_искусство Live_Memory Только_для_мужчин
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 2745


РУССКИЙ ХУДОЖНИК И АРХИТЕКТОР-КОНСТРУКТИВИСТ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ВЕСНИН (1883-1959), ЧАСТЬ II

Пятница, 23 Июня 2023 г. 18:00 + в цитатник
Архитектор Александр Александрович Веснин (1883—1959), (470x700, 71Kb)
Александр Александрович Веснин (1883-1959)

Александр Александрович Веснин (1883-1959) - выдающийся архитектор и художник первой трети ХХ века, один из лидеров конструктивизма. В раннем творчестве (1910-е) тяготел к неоклассицизму. В конце 1910-х - начале 1920-х годов под влиянием В.Е. Татлина увлекся кубофутуризмом и конструктивизмом. Для архитектурных произведений братьев Весниных характерны рационализм, четкая функциональная структурность, чуждая декоративных излишеств, стремление к новаторским технологическим решениям - использованию новых приемов и материалов. А.А. Веснин - Почётный член Академии строительства и архитектуры СССР (1956). профессор. Как экспериментатор, Александр Веснин проявил себя и в области сценографии. Театральные работы художника отличает эмоциональность, изысканная зрелищность, динамизм композиций, гармоническая соразмерность архитектурно-пространственных форм.


1924 Застолье у Александра Родченко и Варвары Степановой (700x524, 115Kb)
Застолье у Александра Родченко и Варвары Степановой. На заднем плане: Ольга Родченко. В центре:
Антон Лавинский, Александр Веснин, Любовь Попова, Николай Соболев. На переднем плане:
Варвара Степанова. Фотография Александра Родченко, 1924 г.

Новая конструктивистская сценография А.А. Веснина нашла своё воплощение в оформлении спектаклей Московского Камерного театра, а новая конструктивистская эстетика - в графическом дизайне - плакатном, рекламном, книжном (обложка книги М.Я. Гинзбурга «Эпоха и стиль». 1924). Большое влияние на дальнейшее творчество и идейные взгляды А.А. Веснина оказала работа в ИНХУКе - важном центре формирования теоретических концепций левых течений в искусстве в 1920-1924.
Итогом общих концептуальных поисков в живописи стала чёткая и ясная система конструктивизма с логически обоснованной концепцией формообразования.

1922-1923 Сценическая установка к скетчу Честертона «Человек, который был четвергом» в Московском Камерном театре. (700x371, 87Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Фотопортрет и сценическая установка для пьесы «Человек, который был четвергом»
Г.К. Честертона в инсценировке С.Д. Кржижановского. 1923 г.

Для новаторской пьесы «Человек, который был Четвергом» по Г.К. Честертону , вспоминал искусствовед Абрам Эфрос, Александр Веснин сконструировал уникальную установку с лифтами, движущимися тротуарами, вращающимся и опускающимся полом. «Пьеса жила в подъёмной машине и на лестницах небоскребов. На сцене был город стальных ребер и клеток. Между ними вверх и вниз скользили подъёмники и вилась паутина лестниц. Неугомонно подымались, шмыгали, пропадали люди в клетчатых костюмах, плащах, кепи, цилиндрах». Все короткие эпизоды, из которых был составлен спектакль, сменялись с кинематографической быстротой. Одних подобная «свистопляска на сцене», не похожая ни на что на свете, потрясала и удивляла, а других отталкивала, но никого не оставляла равнодушным. Сам же А. Веснин, по воспоминаниям современников, радовался, словно ребёнок - удалось!

1923 Эскиз афиши. Москва, Гос. Камерный театр. Человек, который был четвергом (Реж. Таиров А.Я. комп. Метнер А.К. ГЦТМ (483x700, 136Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Эскиз афиши «Человек, который был четвергом» Г.К. Честертона.
Режиссер Таиров А.Я. Композитор А.К. Метнер. Москва, Государственный Камерный театр. 1923 г.
Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, Москва.

1922-1923 Сценическая установка к скетчу Честертона «Человек, который был четвергом» (700x592, 124Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Сценическая установка к скетчу Г.К. Честертона «Человек, который был четвергом».
Фотография 1922-1923 гг.
1923 Декорации Александра Веснина для спектакля «Человек, который был четвергом» (700x518, 134Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Декорации для спектакля «Человек, который был четвергом» Г.К. Честертона.
Фотография 1923 г.
1923 Эскиз кост к спек Чел, к-й был четвергом. Камер театр. Б, граф кар, акв, гуашь. 39,5 х 27,3. ГЦТМ (411x550, 85Kb)1923 Эскиз мужского костюма. Суббота. Человек, который был четвергом. Мск, Гос Камер театр. бумага, уголь, гуашь, белила39,6х27,4. ГЦТМ (385x550, 95Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Эскизы мужских костюмов к спектаклю «Человек, который был четвергом» Г.К. Честертона. Москва, Камерный театр. 1923 г. Бумага, графитный карандаш, акварель, гуашь. 39,5 х 27,3. Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, Москва.

1923 Эскиз бутафории. Москва, Гос. Камерный театр. Человек, который был четвергом (Реж. Таиров А.Я. (469x700, 59Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Эскиз бутафории к спектаклю «Человек, который был четвергом»
Г.К. Честертона. 1923 г. Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина,
Москва.

1923 Эскиз бутафории. Робот Электрон. Москва, Гос. Камерный театр. Человек, который был четвергом  (500x700, 114Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Робот Электрон. Эскиз бутафории к спектаклю
«Человек, который был четвергом» Г.К. Честертона. 1923 г.

1923 Эскиз женского костюма. Барабанщица. Москва, Государственный Камерный театр. Человек, который был четвергом (Реж Таиров А.Я. ГЦТМ (486x700, 127Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Эскиз женского костюма Барабанщицы к спектаклю
«Человек, который был четвергом» Г.К. Честертона. 1923 г.
Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, Москва.

1924 Эскиз театр декора. Карт, гуашь. 32 x 39 см  Millon & Associés -Париж, 2020. Estimation  600 € - 800 € (700x584, 142Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Эскиз театральной декорации. 1924 г. Картон, гуашь. 32 x 39 см.
Аукцион Millon & Associés, Париж, 2020 г. Эстимейт €600 - 800 евро.

1924 Эскиз театр декора. Карт, гуашь. 32 x 39 см  Millon & Associés -Париж, 2020. Estimation  600 € - 800 €.jpg (700x563, 142Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Эскиз театральной декорации. 1924 г. Картон, гуашь. 32 x 39 см.
Аукцион Millon & Associés, Париж, 2020 г. Эстимейт €600 - 800 евро.

1923-1924 Портрет Екатерины Михайловны Багриновской. Дер, м. 70 х 52. Иваново ист-край муз (528x700, 121Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Портрет Екатерины Михайловны Багриновской. 1923-1924 гг.
Дерево, масло. 70 х 52 см. Ивановский историко-краеведческий музей.

1928 Крорбюзье, бр. Веснины и А. Буров 2 (700x527, 103Kb)

В 1922 году А.А. Веснин вернулся к работе в архитектуре уже как убеждённый конструктивист, возобновив творческий союз с братьями, оказавшийся очень плодотворным. Став под влиянием Л.А. Веснина сторонником концепции самодостаточных жилых микрорайонов (так называемых жилкомбинатов) как структурных элементов новых городов, творчески развил эту идею, предлагая строительство типовых поселений, связанных с промышленным центром, в которых помимо многоквартирных жилых домов входили бы и здания общественного культурно-бытового назначения: клубы, фабрики-кухни, столовые, прачечные, детские сады, школы. Наиболее последовательно концепция нового города со структурной единицей в виде жилкомбината была реализована в проектах Л.А. и А.А. Весниных для Кузнецка и Сталинграда в 1929-1930 гг.

1926 Братья ВЕСНИНЫ. Проект здания редакции Ленинградская правда в Москве(2) (462x600, 76Kb)1926 Братья ВЕСНИНЫ. Проект здания редакции Ленинградская правда (342x600, 50Kb)
Братья Веснины. 1-2. Проект здания редакции газеты «Ленинградская правда» в Москве. 1926 г.

Эстетизация обнаженной конструкции, которая использовалась и раньше некоторыми художниками (В. Татлин, Л. Попова, Г. Клуцис, А. Экстер и др.), была доведена до уровня новой художественно-композиционной системы. Эта система приобрела архитектоническую структуру в конкурсных проектах братьев Весниных 1923—1925 годов (Дворец Труда, 1922-1923, московское отделение газеты «Ленинградская правда», ангар для самолетов, здание акционерного общества «Аркос» -1924 г., Центральный телеграф - 1925 г.), которые сыграли большую роль в формировании нового творческого направления в советской архитектуре. В этих работах оказались как бы слитыми воедино формально-эстетические поиски А. Веснина и практический опыт его старших братьев.

1925 Все трое Проект Центр телеграфа  (700x544, 141Kb)
Здание Центрального телеграфа в Москве. Проект братьев Весниных. 1925 г.

В конкурсе проекта здания Центрального телеграфа в Москве участвовала 21 работа. Все предложенные проекты учитывали современные конструктивистские тенденции, поэтому мастера предлагали строить дома из стекла и бетона. Примечателен проект братьев Александра и Леонида Весниных, которые создавали здание с учётом научной организации труда. Помещения телеграфа — от касс до аппаратных комнат — предполагалось расположить таким образом, чтобы телеграммы перемещались в пределах здания кратчайшим путём. Количество лифтов и размеры лестничных клеток обеспечивали бы быстрое перемещение сотрудников: все 2200 человек, работающих в здании, могли бы одновременно занять рабочие места за 15 минут. Однако в конкурсе победил проект архитектора Ивана Рерберга и здание было построено в 1925-1927 годах. .

Иллюминация здания Центрального телеграфа на 800-летие Москвы 1947 г (700x527, 113Kb)
Иллюминация здания Центрального телеграфа на 800-летие Москвы. Фотография 1947 г.

Здание Центрального телеграфа, 2006 год (700x441, 125Kb)
Здание Центрального телеграфа в Москве. Фотография 2006 г.

1927 Здание ВХУТЕМАС. Проект оформления к 10 летию Октября. Эскиз. Бумага, печать, акварель, белила 2 (700x504, 167Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Здание ВХУТЕМАСа - бывшее Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Проект оформления к 10-летию Октября. Эскиз. 1927 г. Бумага, печать, акварель, белила.

1928-1930 А. и В. Веснины Клуб Нефтяника, Баку (700x540, 66Kb)
Александр и Виктор Веснины. Клуб нефтяника, Баку. 1928-1930 гг. Фотография Ричарда Пэйра.

1930 Abstract Landscape Composition. АТТР.  Бум, кар. 7 x 8-12 дюйм. ЧС (700x588, 121Kb)
А.А. Веснин (1883-1959), атрибуция. Абстрактная пейзажная композиция. 1930 г. Бумага, карандаш.
17,8 х 21,6 см. Частное собрание.

1929 Супремат. композиция. Доска, масло 33,5 х 23,4 см. Аук DVC NV, 2019 (497x700, 106Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Супрематическая композиция. 1929 г.
Доска, масло. 33,5 х 23,4 см. Аукцион DVC NV, Гент, Бельгия, 2019 г.

1930 Cubist Composition. АТТР. Бум, смеш. техн, темпера11-34 x 8 дюйм. ЧС (459x700, 50Kb)
А.А. Веснин (1883-1959), атрибуция. Кубистическая композиция. 1930 г.
Бумага, смешанная техника, темпера. 29,8 х 20,3 см. Частное собрание.

1928 Архитекторы Буров, Ле Корбюзье, Соболев, Веснин, Гольц обсуждают проект (700x451, 94Kb)
Архитекторы Андрей Буров, Шарль Ле Корбюзье, Иван Соболев, Александр Веснин, Георгий Гольц
обсуждают проект. Фотография 1928 г.

А.А. Веснин участвовал в проектировании ряда общественных и жилых зданий в Москве (универмаг на Красной Пресне, 1927; Дворец Культуры ЗИЛ, 1930–1934; Дом общества политкаторжан, 1931–1934) и Запорожье (ДнепроГЭС, 1927–1932). В соавторстве с братьями участвовал в конкурсах на постройку Библиотеки им. В. И. Ленина (1928) и Дворца Советов (1931) в Москве.
Его конструктивные постановки не были сухими и абстрактными, он наполнял их мощным живописным звучанием. В 1925 году на Международной выставке декоративно-прикладного искусства в Париже А. Веснину был присвоен диплом и первая премия за лучшие театральные работы.

1930-е Портрет В.А. Веснина. Карт, м. 68 х 49 см. Муз Щусева (507x700, 90Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Портрет Виктора Александровича Веснина. 1930-е гг.
Картон, масло. 68 х 49 см. Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

Здание было возведено в 1927—1928 годах по проекту братьев-архитекторов Александра, Виктора и Леонида Весниных и стало их первой констр (700x490, 112Kb)
Москва. Здание универмага Мосторга на Красной Пресне.
Здание было возведено в 1927-1928 годах по проекту архитекторов братьев Александра, Виктора и
Леонида Весниных и стало их первой конструктивистской постройкой в Москве.
1931-1937 А. А. Веснин, В. А. Веснин, Л. А. Веснин. Дворец культуры завода им. Лихачева (ЗИЛ) 2 (700x466, 127Kb)
А.А. Веснин, В.А. Веснин, Л.А. Веснин. Дворец культуры завода им. Лихачёва (ЗИЛ). 1930-1934 гг.

1930-1934 Фойе во Дворце культуры завода им. Лихачёва (700x439, 79Kb)
Фойе во Дворце культуры завода им. Лихачёва (ЗИЛ). 1930-1934 гг.

1930-1934 Библиотечное крыло во Дворце культуры завода им. Лихачёва (700x395, 101Kb)
Библиотечное крыло во Дворце культуры завода им. Лихачёва (ЗИЛ). 1930-1934 гг.

1931-1937 А. А. Веснин, В. А. Веснин, Л. А. Веснин. Дворец культуры завода им. Лихачева (ЗИЛ) (462x700, 84Kb)
Дворец культуры завода им. Лихачева (ЗИЛ). 1930-1934 гг.

1928 Первая конференция ОСА (700x380, 100Kb)
Первая конференция ОСА (Объединение советских архитекторов), 1928 г. В центре: Алексей Ган,
Моисей Гинзбург, Александр Веснин.

В 1930-е годы братья Веснины разрабатывали многочисленные проекты, одним из главных был комплекс Днепрогэса в Запорожье (1927-1932). Хотя формально автором проекта считался Виктор Веснин, но деятельное участие в его разработке принимали Леонид и Александр. Они считали Днепрогэс одной из лучших своих работ.
Дом общества политкаторжан (1931-1934) (ныне Театр киноактёра).
Дворец культуры завода имени Лихачева (ЗИЛ, 1930-1934).
Рабочие клубы в Баку.
В 1925–1931 гг. А.А. Веснин занимал пост председателя Объединения современных архитекторов (ОСА), с 1925 - ответственного редактора журнала «Современная архитектура». В 1939 удостоен звания действительного члена Академии архитектуры СССР. В середине 1930-х - 1940-х после смерти брата Леонида, в обстановке резкой критики конструктивизма, вынужденно сократил свою творческую деятельность.

1927-1932 Братья Веснины. Днепрогэс им. В. И. Ленина. Плотина 2 (700x525, 179Kb)
Братья Веснины. Днепрогэс им. В. И. Ленина в городе Запорожье. Плотина. 1927-1932 гг.
Плотина ДнепроГЭСа действительно гигантское сооружение. Будучи в командировке на Украине в Запорожье, я не поленился и прошел пешком всю плотину по тротуару для пешеходов туда и обратно. Без преувеличения, это будет около 1 километра в одну сторону.

1927-1932 Братья Веснины. Днепрогэс им. В. И. Ленина. Плотина 3 (700x392, 144Kb)
Братья Веснины. Днепрогэс им. В. И. Ленина в городе Запорожье. Плотина. 1927-1932 гг.

1927-1932 zdanie_gidrostancii._maket (700x373, 87Kb)
Братья Веснины. Здание гидростанции ДнепроГЭС. Макет. 1927-1932 гг.

1934 Наркомтяжпром. Конкурсный проект (700x280, 88Kb)
Братья Веснины. Наркомтяжпром. Конкурсный проект. 1934 г.

В 1934 году Александр и Виктор Веснины, возглавлявшие проектную мастерскую Моссовета, выиграли один из ключевых конкурсов Страны Советов - на здание Наркомата тяжелой промышленности, в котором участвовали ведущие советские архитекторы.
Во второй половине 1930-х годов с поворотом советской архитектуры в сторону «освоения классического наследия» Александр Веснин постепенно отходит от активной практической и теоретической работы.

1940 Уборка урожая. Х, м. 40 х 31,5 см. Муз Щусева (551x700, 169Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Уборка урожая. 1940 г. Холст, масло. 40 х 31,5 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1940-е г. Москва. Успенский собор. Портал. Карт, м. 33х18 см.. МЩ (385x700, 127Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Москва. Успенский собор. Портал. 1940-е гг.
Картон, масло. 33 х 18 см. Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1934 vesnin_aleksander_Москва (474x700, 101Kb)
Александр Александрович Веснин. Фотография 1934 г.

Александр Александрович Веснин был тонким наблюдателем природы, жизни и быта народов. Особенное место занимает период его жизни в Кисловодске, где жизнь северного Кавказа давала много материала для вдохновения. Тут были и горцы в бурках и черкесках верхом на лошадях, и сидящие на земле женщины, таинственно закутанные в черные шали, торгующие продуктами своего труда, и снующие черноглазые ребятишки, и бараны, волы и буйволы, мирно отдыхающие на траве. Все это с восторгом впитывал в себя Александр Александрович.

1957 В. Яровицкий изобразил его на этой акварели. (700x538, 167Kb)
В. Яровицкий. Дача в Кисловодске, построенная по проекту Виктора и Александра Весниных в 1928 году.

Александр Веснин, часто посещавший Кисловодск в 1920-х, дружил с местными врачами В. Яровицким и Е. Сильниковым. В те годы поощралось кооперативное и частное строительство жилья, поэтому решившим на паях построить дом врачам выделили участок.
Приехав на отдых в 1926 году Виктор Веснин привез друзьям эскизы проекта дома и план разбивки участка, выполненный братом Александром. Дальнейшим проектированием занимался уже местный архитектор П. Еськов. Дом был построен к 1928 году, а в 1957 году его изобразил на акварели художник В. Яровицкий. В 1965 году дом был куплен близлежащим колхозным санаторием, дальнейшая его судьба неизвестна.

1930-е Автопортрет. Карт, м. 69 х 50 см. Муз Щусева (522x700, 98Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Автопортрет. 1930-е гг. Картон, масло. 69 х 50 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

Вершиной развития живописи А.А. Веснина можно считать среднеазиатский цикл произведений, написанный во время эвакуации в годы Великой Отечественной войны в Чимкент, Казахская ССР (ныне Шымкент, Республика Казахстан). Здесь он выявил себя с наибольшей полнотой, конкретно к композиции сюжета, к цвету и пространственному разрешению. Произведения эти подкупают своей любовной наблюдательностью, проникновением в сущность изображаемых характеров и чарующей добротой, присущей характеру самого автора.

1942 Базар в Чимкенте. Карт, м 69,5х100 см... МЩ (700x491, 133Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Базар в Чимкенте. 1942 г. Картон, масло. 69,5 х 100 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1942 Жанровая сцена. Чимкент. Карт, м 70х120,5 см.. МЩ (700x415, 107Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Жанровая сцена. Чимкент. 1942 г. Картон, масло. 70 х 120,5 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1940-е Жанровая сцена. Чимкент. Карт, м. 48х69,5 см. Муз Щусева (700x479, 123Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Жанровая сцена. Чимкент. 1940-е гг. Картон, масло. 48 х 69,5 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1940-е Пейзаж. Чимкент. Карт, гуашь. 70 х 95 см. МЩ  (700x519, 110Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Пейзаж. Чимкент. 1940-е гг. Картон, гуашь. 70 х 95 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1942 Жанровая сцена. Чимкент. Карт, м. 69,5х100 см.. МЩ (700x482, 108Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Жанровая сцена. Чимкент. 1942 г. Картон, масло. 69,5 х 100 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1940-е Жанровая сцена. Чимкент. Карт, м. 68 х 94 см. Муз Щусева. (700x507, 103Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Жанровая сцена. Чимкент. 1940-е гг. Картон, масло. 68 х 94 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1942 Жанровая сцена. Чимкент. Карт, м 81х99,5 см. МЩ (700x556, 124Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Жанровая сцена. Чимкент. 1942 г. Картон, масло. 81 х 99,5 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
1940-е Жанровая сцена. Чимкент. Карт, м. 70 х 54 см. Муз Щусева (392x490, 76Kb)1942 Жанровая сцена. Карт, м. 83х70 см.. МЩ (409x490, 78Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). 1. Жанровая сцена. Чимкент. 1940-е гг. Картон, масло. 70х54 см. 2. Жанровая сцена. 1942 г. Картон, масло. 83х70 см. Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1942 Женщина в парандже. Бухара. Бум, акв, кар. 19,5 х 14 см. ЧС. (488x700, 135Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Женщина в парандже. Бухара. 1942 г.
Бумага, акварель, карандаш. 19,5 х 14 см. Частное собрание.

1943 Туркменка. Карт, акв. 17,6х11,7 (31,5х22,4) см. Иваново ист-краевел муз (500x700, 110Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Туркменка. 1943 г. Картон, акварель.
31,5х22,4; 17,6х11,7 см. (р.и.). Ивановский историко-краеведческий музей.

1956 А.А. Веснин - почетный академик (700x493, 160Kb)
Диплом Почетного члена Академии строительства и архитектуры СССР. 12 июля 1956 г.

Поздние работы, выполненные Александром Весниным самостоятельно - проекты ряда памятников (1934-1944), типового сельского строительства (1942-1947), высотных зданий для Москвы
(1947-1948), - соответствуют духу времени, но ясность построения формы и умение работать с большими объёмами выдают их принадлежность одному из крупнейших мастеров русского авангарда.
А.А. Веснин - Почётный член Академии строительства и архитектуры СССР (1956—1959). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

1940-е Портрет Л.А. Весниной. Карт, м. 68 х 47,5 см. Музей Щусева (488x700, 88Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Портрет сестры Л.А. Весниной. 1940-е гг.
Картон, масло. 68 х 47,5 см. Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1942 Женский портрет. Карт, м. 23х15,5 см..МЩ (473x700, 111Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Женский портрет. 1942 г. Картон, масло. 23 х 15,5 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1940-е Парад на Красной площади в 1936 году. 97,5х170 см. МЩ (700x387, 118Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Парад на Красной площади в 1936 году. 1940-е гг. Картон, масло. 97,5 х 170 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1940-е Кавалерист на параде на Красной площади в 1936 году. Карт, м. 90х110 см. МЩ. (700x581, 127Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Кавалерист на параде на Красной площади в 1936 году. 1940-е гг.
Картон, масло. 90 х 110 см. Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1940-е Лошадь. Карт, м. 31х34,5 см. МЩ (700x623, 130Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Лошадь. 1940-е гг. Картон, масло. 31 х 34,5 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1945 Натюр Карт, м.48х60 см..МЩ (700x536, 135Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Натюрморт с фруктами. 1945 г. Картон, масло. 48 х 60 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1945 Натюр Карт, м. 56,5х70 см..МЩ (700x613, 123Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Натюрморт с бутылкой. 1946 г. Картон, масло. 48 х 66 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1946 Натюр Карт, м. 44,5х58 см...МЩ (700x530, 133Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Новогодний натюрморт с дровами. 1946 г. Картон, масло. 44,5 х 58 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1945 Натюр Карт, м. 48,5х45 см.МЩ (658x700, 142Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Натюрморт с кофейником. 1945 г. Картон, масло. 48,5 х 45 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1946 Натюр Карт, м. 68,5х50 см..МЩ (518x700, 131Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Натюрморт с цветами. 1946 г. Картон, масло. 68,5 х 50 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1946 Кот. Карт, м. 73х53 см. МЩ (466x700, 105Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Кот. 1946 г. Картон, масло. 73 х 53 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1946 Пейзаж в окрестностях Истры. Карт, м. 51,5х73,8 см. МЩ. (700x469, 95Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Пейзаж в окрестностях Истры. 1946 г. Картон, масло. 51,5 х 73,8 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1946 Пейзаж с жанровой сценой. Карт, м. 36 х 47 см. Муз Щусева. (700x524, 138Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Пейзаж с жанровой сценой. 1946 г. Картон, масло. 36 х 47 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1946 Пейзаж с рекой. Истра. Карт, м. 60х67 см. МЩ. (700x589, 165Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Пейзаж с рекой. Истра. 1946 г. Картон, масло. 60 х 67 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1946-1947 Купающиеся в реке. Истра. Карт, м. 49,5х62,5 см.. МЩ (700x531, 160Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Купающиеся в реке. Истра. 1946-1947 гг. Картон, масло. 49,5 х 62,5 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1947 Купающиеся в реке. Истра. Карт, м. 49,5х63 см. МЩ (700x554, 146Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Купающиеся в реке. Истра. 1947 г. Картон, масло. 49,5 х 63 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1946 Жанровая сцена. Истра. Карт,м. 27,5х23 см. МЩ (587x700, 147Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Жанровая сцена. Истра. 1946 г. Картон, масло. 27,5 х 23 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1946 Пейзаж. Истра. Карт, м. 76х60 см. МЩ. (554x700, 147Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Пейзаж. Истра. 1946 г. Картон, масло. 76 х 60 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

/>
1947 Клумбы с цветами. Истра. Карт, м. 66х50 см. МЩ. (517x700, 175Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Клумбы с цветами. Истра. 1947 г. Картон, масло. 66 х 50 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
Пожалуй, одна единственная картина Александра Веснина отдаленно напоминающая
ранние работы Клода Моне:

ФОТО К. Моне (1840-1926) - Цвет сад в Сент-Адресе. 65 х 54 см. Орсэ (566x700, 183Kb)
Клод Моне (1840-1926). Цветущий сад в Сент-Адресе. 1866 г. Холст, масло. 65 х 54 см.
Музей Орсэ, Париж.

1934 Архитектор Александр Александрович Веснин (497x700, 89Kb)
Архитектор Александр Александрович Веснин. Фотография 1934 г.

Когда примерно в 1930 году власти начали требовать возвращения к историзму, Александр и Виктор Веснины (Леонид умер в 1933 году) высказали свое несогласие. После Второй мировой войны нехватка заказов побудила Александра Веснина сконцентрироваться главным образом на живописи и графике в фигуративном стиле.
Отсюда большое количество нетипичных для художника портретов, пейзажей и натюрмортов 1945-1950-х годов. Да еще обязательные жанровые сцены из колхозной жизни. Нельзя сказать, что эти работы были просто проходными для выставок, но и шедевральными их в принципе живописного мастерства нельзя назвать.

1940-е Женщина с букетом. Карт, м.20,5х14 см. МЩ. (466x700, 88Kb)1940-е Женщина в желтом платье. Карт, м. 31,5х12,5 см.. МЩ (281x700, 53Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). 1. Женщина с букетом. Картон, масло. 20,5х14 см. 2. Женщина в желтом платье. Картон, масло. 31,5х12,5 см. Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1940-е Женщина в зеленом сарафане. Карт, м. 31,5х20,5 см.МЩ (444x700, 101Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Женщина в зеленом сарафане. 1940-е гг.
Картон, масло. 31,5 х 20,5 см. Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1947 Воз с сеном. Карт, м. 20х30 см. МЩ (700x477, 124Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Воз с сеном. 1947 г. Картон, масло. 20 х 30 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1947 Покос. Истра. Карт, м. 27х20,5 см. МЩ (539x700, 115Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Покос. Истра. 1947 г. Картон, масло. 27 х 20,5 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1940-е Натюр. Карт, м. 100х79 см. МЩ (561x700, 151Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Натюрморт с ветками березы. 1940-е гг. Картон, масло. 100 х 79 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1947 Натюр Карт, м. 72х62 см...МЩ (623x700, 170Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Натюрморт с мимозой. 1947 г. Картон, масло. 72 х 62 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1947 Натюр Карт, м. 91х70 см..МЩ (557x700, 178Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Натюрморт с мимозой. 1947 г. Картон, масло. 91 х 70 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1948 Натюр. Карт, м. 70х55,5 см. МЩ (554x700, 125Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Натюрморт с флоксами. 1948 г. Картон, масло. 70 х 55,5 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1948 Натюр с сиренью. Карт, м. 78,5х62,3 см. МЩ (503x644, 129Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Натюрморт с сиренью. 1948 г. Картон, масло. 78,5 х 62,3 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1949 Жанровая сцена. Нальчик. Карт, м. 117х96,5 см. МШ (599x700, 156Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Жанровая сцена. Нальчик. 1949 г. Картон, масло. 117 х 96,5 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1949 Жанровая сцена. Х, м. 74 х 96 см. Муз Щусева (700x550, 128Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Жанровая сцена. 1949 г. Холст, масло. 74 х 96 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1949 Семья. Жанровая сцена. Х, м. 90,5х118 см.. Муз Щусева (700x537, 134Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Семья. Жанровая сцена. 1949 г. Холст, масло. 90,5 х 118 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1950 Жанровая сцена. Тбилиси. Карт, м. 97х115 см. МЩ. (700x586, 153Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Жанровая сцена. Тбилиси. 1950 г. Картон, масло. 97 х 115 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1950 Жанровая сцена в парикмахерской. Тбилиси. Карт, м. 55,5х70 см. МЩ (700x539, 111Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Жанровая сцена в парикмахерской. Тбилиси. 1950 г. Картон, масло. 55,5 х 70 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1949 Жанровая сцена. Х, м. 121,5х100,5 см. Муз Щусева (588x700, 122Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Жанровая сцена. 1949 г. Холст, масло. 121,5 х 100,5 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1940-е Автопортрет. Х, м. 71х54 см. МЩ (542x700, 109Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Автопортрет. 1940-е гг. Холст, масло. 71 х 54 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

И в заключение, несколько ранних и недатированных работ Александра Веснина из супрематического периода

Без названия. Карт, смеш. техн. 28 x 33,5 cm 48 x 66 cm. ЧС (700x581, 103Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Без названия (Эскиз театральной декорации). Картон, смешанная техника.
48x66; 28x33,5 см. (р.и.). Частное собрание.

Alexander Vesnin 6 (700x525, 202Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Беспредметная композиция (Якорь).

Alexander vesnin (700x405, 103Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Рос(сийская) Соц(иалистическая) Ф(едеративная) Рес(публика).
Задник театральной декорации.

Супрематическая композиция. Карт, м. 57 х 41 см. ЧС (700x504, 131Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Супрематическая композиция. Картон, масло. 57 х 41 см. Частное собрание.

Alexander Vesnin 4 (700x471, 157Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Абстрактная композиция со знаком «Госстрах. Имущество застраховано».

1940-е Натюрморт. Гриб на дереве. Истра. Карт, м. 25х30,5 см. МЩ (700x578, 122Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Натюрморт. Гриб на дереве. Истра. 1940-е гг. Картон, масло. 25 х 30,5 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

Композиция. Карт, смеш. техн. 29,5×24 см. ЧС (560x700, 124Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Композиция. Картон, смешанная техника. 29,5 х 24 см.
Частное собрание.

Композиция. Б.г. Карт, 32,5 см х 21 см. еБай (445x700, 152Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Композиция. Картон, масло. 32,5 х 21 см.
Аукцион www.eBay.com, 2023 г.

DSC00257 (532x700, 134Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Абстрактная композиция.

Композиция. Бум, акв. 28×21 см. ЧС (532x700, 140Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Композиция. Бумага, акварель. 28 х 21 см. Частное собрание.

Констр-я. ЧС Инвалуабле.сом (700x684, 169Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Архитектурная композиция. www.invaluable.com.

Unattributed.  Х, м. 55 х 38 см. ART OF THE ZERO CATEGORY (478x700, 89Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Unattributed. Холст, масло. 55 х 38 см.
Art of The Zero Category.

Unattributed.  Х, м. 48 х 36 см. ART OF THE ZERO CATEGORY (514x700, 105Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Unattributed. Холст, масло. 48 х 36 см.
Art of The Zero Category.

Unattributed.  Х, м. 60 х 50 см. ART OF THE ZERO CATEGORY (583x700, 169Kb)
А.А. Веснин (1883-1959). Unattributed. Холст, масло. 60 х 50 см.
Art of The Zero Category.

1956 Портрет А. А. Веснина (530x700, 81Kb)
Александр Александрович Веснин. Фотография 1956 г.

Александр Александрович Веснин умер 7 ноября 1959 года в Москве в возрасте 76 лет и похоронен на Новодевичьем кладбище вместе с братьями. Памятник на могиле Весниных выполнен по проекту Александра Веснина. В 1986 году на родине братьев Весниных в Юрьевце Ивановской области был открыт Музей архитекторов Весниных.

ФОТО Надгробие Весниных на Новодевичьем кладбище (архитектор А. Веснин) 2 (700x644, 240Kb)
Надгробие семейства Весниных на Новодевичьем кладбище в Москве. Архитектор А.А. Веснин.

ИСТОЧНИКИ

ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x515, 114Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. - Том I А-К, Биографии. Стр. 155-156, 180-181.

Музей архитекторов Весниных в Юрьевце


Русские конструктивисты: Братья Веснины


Рубрики:  Художники русского авангарда
Художники русского авангарда
Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку