-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Слава44

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) про_искусство Live_Memory Только_для_мужчин
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 2748


ВТОРОЙ РУССКИЙ АВАНГАРД – ХУДОЖНИК НИССОН АБРАМОВИЧ ШИФРИН (1892-1961), ОБЩЕСТВО СТАНКОВИСТОВ, ЧАСТЬ I

Воскресенье, 18 Июня 2023 г. 21:47 + в цитатник
1920-е конец  Ниссон Шифрин, Автопортрет 1920-е гг. (700x528, 116Kb)
Ниссон Шифрин. Автопортрет, 1920-е гг.

Ниссон Абрамович Шифрин. (1892-1961) – российский, украинский, советский живописец, график, театральный художник, оператор кино, педагог. В 1911–1916 гг. учился в Киевском коммерческом институте. Параллельно посещал Школу живописи и рисования А.А. Мурашко в Киеве (1912–1915). Продолжил образование в Школе-студии А.А. Экстер (1918–1919), Украинской Академии художеств (1920–1921) в Киеве. В 1922 г. Шифрин переехал в Москву и начал работать в московских театрах. С 1935 г. и до конца жизни работал Главным художником Центрального театра Красной (Советской) армии. Оформил многочисленные спектакли и кинофильмы (оператор, художник). Дважды лауреат Сталинской премии (1949, 1951). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). Народный художник РСФСР (1958)


1917-1918 Ниссон Шифрин. Из архива Г.Казовского. (468x700, 105Kb)
Ниссон Шифрин. Автопортрет, 1917-1918 гг.

Ниссон Абрамович ШИФРИН родился 16 (28 июня по новому стилю) 1892 года в Киеве, в Российской империи, в семье небогатого коммерсанта, служившего в Конторе контрагентства окружных путей сообщения. С детства увлекался музыкой, поэзией, живописью и театром, получил традиционное еврейское образование, затем был отдан на обучение в гимназию. Родители стремились дать сыну деловое воспитание, отдав учиться в Коммерческое училище, где Шифрин проучился с 1902 по 1911 год, по окончании которого по настоянию родителей поступил в Коммерческий институт. По окончании института получил звание кандидата экономических наук, но коммерсантом так и не стал.

1919 Городской пейзаж. (700x700, 140Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Городской пейзаж. 1919 г.

1919-1920 Бахчисарай. Карт, м. 28 х 35 см. ЧС, Париж (700x594, 221Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Бахчисарай. 1919-1920 гг. Картон, масло. 28 х 35 см. Частное собрание, Париж.

1920 Пейзаж. Кубизм. Фан, масло. 66,5 х 76 см. ЧС, Пвриж (700x587, 219Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Пейзаж. Кубизм. 1920 г. Фанера, масло. 66,5 х 76 см. Частное собрание, Париж.

1920-е начало. Реклама книжных магазинов Центросоюза. Карт, тушь. 17,2 х 24,7 см. РГАЛИ (700x482, 177Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Реклама книжных магазинов Центросоюза. Начало 1920-х гг.
Картон, тушь. 17,2 х 24,7 см. РГАЛИ, Москва.

1921 ENTWURF FUR EINEN KLAVIER AUSZUG. Карт, темпера. 29.5 x 19.7 cm. ЧС (438x700, 92Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Черновик клавира для фортепиано. 1921 г.
Картон, темпера. 29,5 x 19,7 см. Частное собрание.

1920-е начало Композиция. Бум, акв. 22,3 х 17,9 см. РГАЛИ (585x700, 215Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Композиция. Начало 1920-х гг. Бумага, акварель.
22,3 х 17,9 см. РГАЛИ, Москва.

1920-е Кубистический пейзаж.Бумага, соус, 22,2×17,7 см. Литфонд, 28.01.2023 (562x700, 221Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Кубистический пейзаж. 1920-е гг. Бумага, соус. 22,2 х 17,7 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 28.01.2023 г.

1922 Эскиз для панно Электротехнического университета в Москве. Бум, цвет. кар-ши, чернила. 22,6 х 17,9 см. РГАЛИ.jpg (529x700, 133Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз панно для Электротехнического университета в Москве.
1922 г. Бумага, цветные карандаши, чернила. 22,6 х 17,9 см. РГАЛИ, Москва.

1925 Три эскиза декора с пейзажем. Карт, гуашь. 21.5 x 44 cm. ЧС (427x700, 97Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Три эскиза декораций с пейзажем. 1925 г.
Картон, гуашь. 21,5 x 44 см. Частное собрание.

1925-1926 Страстной бульвар. памятник Пушкину еще на другой стороне стоит (494x700, 183Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Страстной бульвар. 1925-1926 гг. Интересная композиция -
памятник А.С. Пушкину стоит еще на другой стороне Пушкинской площади.

1928 Умывальник. Карт, гуашь 23,7х17,3. Астрахан КГ (511x700, 96Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Умывальник. 1928 г. Картон, гуашь. 23,7 х 17,3 см.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.

1929 Кабуки театр. Карт, акв. белил, каран. 42×32,5 ЧС (523x700, 131Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Театр Кабуки. 1929 г. Картон, акварель, белила,
карандаш. 42 х 32,5 см. Частное собрание.

1930 Венгров Н. Октябрятская. Илл. Н. Шифрина. М., Гос. изд-во. (700x193, 78Kb)
Н. Венгров. Октябрятская. Стихи для детей. Художник Н. Шифрин. Москва, Государственное издательство, 1930 г.

1920-е конец  Ниссон Шифрин, Автопортрет 1920-е гг. (700x528, 116Kb)
Ниссон Шифрин. Автопортрет, 1920-е гг.

В 1912 году, не оставляя учёбы в институте, Шифрин начал заниматься в художественной студии А.А. Мурашко. Благодаря новаторским методам обучения и благожелательному отношению руководителя и преподавателей студии к современным течениям в искусстве, она являлась одним из центров притяжения модернистской молодёжи Киева. В этой среде во многом сформировалось художественное мировоззрение Шифрина, который, по его собственным словам, задачу художника видел тогда в обретении изобразительного языка, «созвучного современности» с её урбанизмом и техническими достижениями. Ближайшим товарищем Шифрина стал И.М. Рабинович, который также занимался в студии и был связан с киевскими авангардистскими художниками и театральными деятелями. Вместе с ним Шифрин принимал участие в оформлении выступления футуристов - В.В. Маяковского, В.В. Каменского и Д.Д. Бурлюка, состоявшегося в Киеве в театре «Шато де Флёр» в январе 1914 в ходе их всероссийского турне. В феврале-марте того же года Шифрин участвовал в выставке «Кольцо», организованной А.К. Богомазовым и А.А. Экстер.

1930 Москва строится. Госиздат. Из собрания МИРА коллекция (1) (700x575, 183Kb)
Н. Шифрин. Москва строится. Книга-альбом. Государственное издательство, 1930 г.
Из собрания МИРА коллекция (1)

1930 Москва строится. Госиздат. Из собрания МИРА коллекция (2) (700x575, 194Kb)
Н. Шифрин. Москва строится. Книга-альбом. Государственное издательство, 1930 г.
Из собрания МИРА коллекция (2)

1930 Москва строится. Госиздат. Из собрания МИРА коллекция (3) (700x577, 210Kb)
Н. Шифрин. Москва строится. Книга-альбом. Государственное издательство, 1930 г.
Из собрания МИРА коллекция (3)

1930 Москва строится. Госиздат. Из собрания МИРА коллекция (4) (700x588, 209Kb)
Н. Шифрин. Москва строится. Книга-альбом. Государственное издательство, 1930 г.
Из собрания МИРА коллекция (4)

1930 Москва строится. Госиздат. Из собрания МИРА коллекция (5) (700x588, 186Kb)
Н. Шифрин. Москва строится. Книга-альбом. Государственное издательство, 1930 г.
Из собрания МИРА коллекция (5)

1930 Москва строится. Госиздат. Из собрания МИРА коллекция (6) (700x587, 203Kb)
Н. Шифрин. Москва строится. Книга-альбом. Государственное издательство, 1930 г.
Из собрания МИРА коллекция (6)

1930 Москва строится. Госиздат. Из собрания МИРА коллекция (7) (700x586, 214Kb)
Н. Шифрин. Москва строится. Книга-альбом. Государственное издательство, 1930 г.
Из собрания МИРА коллекция (7)

1930 Москва строится. Госиздат. Из собрания МИРА коллекция (8) (700x589, 200Kb)
Н. Шифрин. Москва строится. Книга-альбом. Государственное издательство, 1930 г.
Из собрания МИРА коллекция (8)

1930 Москва строится. Госиздат. Из собрания МИРА коллекция (9) (700x584, 194Kb)
Н. Шифрин. Москва строится. Книга-альбом. Государственное издательство, 1930 г.
Из собрания МИРА коллекция (9)

1930 Москва строится. Госиздат. Из собрания МИРА коллекция (10) (700x589, 212Kb)
Н. Шифрин. Москва строится. Книга-альбом. Государственное издательство, 1930 г.
Из собрания МИРА коллекция (10)

1930 Поезд едет. Эскиз (700x592, 160Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Поезд едет. Эскиз. 1930 г. Бумага, акварель, карандаш.

1930 Нефтеперерабатывающий завод Бум, акв, гуашь. 44 х 34 см. ЧС (546x700, 164Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Нефтеперерабатывающий завод. 1930 г.
Бумага, акварель, гуашь. 44 х 34 см. Частное собрание.

1930 Улочка в Гурзуфе. Бум, акв. (483x700, 164Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Улочка в Гурзуфе. 1930 г. Бумага, акварель.

1932 В. Маяк - Кем быть. Рис. Н. Шифриню Изд ОГИЗ - Мол гвардия (621x700, 174Kb)
В. Маяковский. Кем быть? Рисунки Н. Шифрин. Издательство ОГИЗ - Молодая гвардия, 1932 г.
(Полностью «Кем быть?» можно посмотреть здесь)

1918-1919 Экстер (в центре) и ее студенты в Киеве перед живописным панно П.Челищева (он сидит рядом с Экстер2 (700x422, 111Kb)
Александра Экстер (в центре) и ее студенты в Киеве перед живописным панно П. Челищева
(он сидит рядом с Экстер). Фотография 1918-1919 гг.

С началом Первой мировой войны был эвакуирован из Киева вместе с Коммерческим институтом и вскоре был призван в армию, где знакомится с сослуживцем М.А. Михайловым, декоратором бывшего Соловцовского театра, который сыграл важную роль в выборе профессии художника-сцены. Летом 1917 г. Шифрин демобилизовался и вернулся в Киев. В начале 1918 Шифрин стал членом Художественной секции Культур-Лиги, еврейской культурной организации, в программе которой важное значение придавалось развитию нового национального искусства на основе синтеза народной традиции и достижений художественного авангарда. Важнейшим этапом в знакомстве с теориями авангардного искусства и в освоении его практики для Шифрина, как и для многих других молодых киевских художников, стали занятия в студии Александры Экстер, куда он поступил сразу после её открытия в конце 1918 года. Экстер оказала решающее влияние на формирование Шифрина как театрального художника.

1930-е начало. Женский образ. Бумага, графитный карандаш, 17,5×14 см. Аук Литфонд, 25.02.2023 (554x700, 113Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Женский образ. 1930-е гг. Бумага, графитный карандаш.
17,5 х 14 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 25.02.2023 г.

1930-е Самотечный бульвар. Х, м. 40,2х30,2. Муз ИЗО Комсомол (560x700, 151Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Самотечный бульвар. 1930-е гг. Холст, масло. 40,2 х 30,2 см.
Музей изобразительных искусств, Комсомольск-на-Амуре.

1931 Эскиз декорации к сп. Страх А.Н.Афиногенова. Спектакль «Страх». Постановщик Судаков Илья Яковлевич. Х, м. 28,5 х 40, СПб. театр. Муз  (700x492, 101Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз декорации к спектаклю «Страх» А.Н. Афиногенова. Постановщик
И.Я. Судаков. 1931 г. Холст, масло. 28,5 х 40 см. Музей театрального и музыкального искусства,
Санкт-Петербург.

1931 Эскиз декорации. Вторая картина первого акта. Страх. Москва, МХАТ. Х. на карт, м. 28,8х38,8. ГЦТМ (700x499, 121Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз декорации к спектаклю «Страх» А.Н. Афиногенова. 2 картина 1 акта.
Москва, МХАТ. 1931 г. Холст на картоне, масло. 28,8 х 38,8 см. Государственный центральный
театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1932 Эскиз декорации. На ярмарке. Сорочинская ярмарка. Москва, Музыкальный театр имени Вл. И. Немировича-Данченко. ГЦТМ (700x497, 113Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). На ярмарке. Эскиз декорации к опере М.П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка».
Москва, Музыкальный театр имени Вл. И. Немировича-Данченко. 1932 г. Государственный центральный
театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1931 Эскиз женских костюмов. Сорочинская ярмарка. Москва, Музыкальный театр имени Вл. И. Немировича-Данченко. ГЦТМ (700x504, 112Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз женских костюмов к опере М.П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка».
Москва, Музыкальный театр имени Вл. И. Немировича-Данченко. 1932 г. Государственный центральный
театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1932 Эскиз мужских костюмов. Сорочинская ярмарка. Москва, Музыкальный театр имени Вл. И. Немировича-Данченко. ГЦТМ (2) (700x489, 113Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз мужских костюмов к опере М.П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка».
Москва, Музыкальный театр имени Вл.И. Немировича-Данченко. 1932 г. Государственный центральный
театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1932 Эскиз мужских костюмов. Сорочинская ярмарка. Москва, Музыкальный театр имени Вл. И. Немировича-Данченко. ГЦТМ (495x700, 114Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз мужских костюмов к опере М.П. Мусоргского
«Сорочинская ярмарка». Москва, Музыкальный театр имени Вл.И. Немировича-Данченко.
1932 г. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1932 Эскиз декорации. Сорочинская ярмарка. Москва, Музыкальный театр имени Вл. И. Немировича-Данченко. ГЦТМ (490x700, 125Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз декорации к опере М.П. Мусоргского «Сорочинская
ярмарка». Москва, Музыкальный театр имени Вл.И. Немировича-Данченко. 1932 г.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1932 Эскиз женского костюма. Хивря. Сорочинская ярмарка. Москва, Музыкальный театр имени Вл. И. Немировича-Данченко. ГУТМ (400x570, 83Kb)1934-1954 Эскиз двух мужских и одного женского костюма к спектаклю «Гибель эскадры». Музей ЦТСА (411x570, 89Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). 1. Эскиз женского костюма Хивря к опере М.П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка». Москва, Музыкальный театр имени Вл. И. Немировича-Данченко. 1932 г. 2. Эскиз двух мужских и одного женского костюма к спектаклю «Гибель эскадры» А.Е. Корнейчука. 1934-1954 гг. Музей ЦТСА, Москва.

1935 Интерьер.  Бум, акв. 17x37. СОВКОМ (700x327, 96Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Интерьер. 1935 г. Бумага, акварель. 17 x 37 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва.

1936 Эскиз театр декора. бумага, акварель, 17x39. Гал АртПанорама (700x334, 99Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз театр декора. 1936 г. Бумага, акварель. 17 x 39 см. Галерея АртПанорама, Москва.

1936 Иллюстрация к книге «Бежин луг» И.С. Тургенева. Б, см, тех 27,5×21,5 ЧC (548x700, 97Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Иллюстрация к рассказу «Бежин луг» И.С. Тургенева. 1936 г.
Бумага, смешанная техника. 27,5 х 21,5 см. Частное собрание.

1920-е конец Ниссон Шифрин Из архива Г.Казовского (512x700, 103Kb)
Ниссон Шифрин. Фрагмент фотографии 1920-е гг.

Уроками Экстер Шифрин воспользовался, в частности, уже в оформлении одного из поэтических вечеров весной 1919, на котором выступали И.Г. Эренбург, О.Э. Мандельштам и другие литераторы, находившиеся тогда в Киеве. «Футуристические» (по определению очевидцев) декорации Шифрина привлекли внимание режиссёра-новатора К.А. Марджанова, возглавлявшего в то время реформирование театральных учреждений Киева. По его рекомендации Шифрин в том же году был приглашён режиссёром А.А. Брянским для оформления оперетты Шарля Лекока «Зелёный остров» в Киевском театре музыкальной комедии. После этого Шифрин выполнил эскизы декораций для постановки Марджанова «Рубашка Бланш» по пьесе И.Г. Эренбурга в театре Н.Н. Соловцова, которая не была осуществлена, так как Киев был занят поляками.

1935 Метро Кировская (Чистые пруды). Фанера, масло. 14,8 Х 21,6 см. Аук дом №1, 2020 (700x473, 141Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Метро Кировская (Чистые пруды). 1935 г. Фанера, масло. 14,8 х 21,6 см.
Аукционный дом №1, Москва, 2020 г.

1934-1954 Эскиз декорации. 3 картина. Гибель эскадры (Пост. 1954 г.). Москва, ЦТСА. Х. на карт, м.  40х65,5. ГЦТМ (700x419, 160Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз декорации к спектаклю «Гибель эскадры» А.Е. Корнейчука. 3 картина.
Постановка 1954 г. Москва, ЦТСА. 1934-1954 гг. Холст на карт, масло. 40 х 65,5 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1937 Эскиз детали декорации. Гобелен в доме Баптисты. Укрощение строптивой. Москва, ЦТСА. Х, м. 43,8х52,8. ГЦТМ (700x561, 130Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Гобелен в доме Баптисты. Эскиз декорации к спектаклю «Укрощение строптивой»
У. Шекспира. Москва, Центральный театр Красной армии. 1937 г. Холст, масло. 43,8 х 52,8 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1937 Эскиз декорации. Интерьер дома Баптисты. Укрощение строптивой. Москва, Центральный театр Красной армии. Б. на фан, М. Кар. 38,3х53,4. ГЦТМ (700x505, 97Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Интерьер дома Баптисты. Эскиз декорации к спектаклю «Укрощение строптивой»
У. Шекспира. Москва, Центральный театр Красной армии. 1937 г. Бумаге на фанере, масло. 38,3 х 53,4 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1937 Эскиз гобелена к сп. Укрощение строптивой У.Шекспира. 9-я картина. Спектакль «Укрощение строптивой» ЦТСА. СПб театр муз (525x700, 138Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз гобелена к спектаклю «Укрощение строптивой»
У. Шекспира. 9-я картина. 1937 г. Музей театрального и музыкального искусства,
Санкт-Петербург.

1938 Дальний Восток. Х, м. 40,2х55,2. Муз ИЗО Комсомол (700x520, 106Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Дальний Восток. 1948 г. Холст, масло. 40,2 х 55,2 см.
Музей изобразительных искусств, Комсомольск-на-Амуре.

1937-1938 Дальний Восток. Бумага, смешанная техника, 22,8×33,5 см. Литфонд, 2020 (700x477, 151Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Дальний Восток. 1937-1938 гг. Бумага, смешанная техника, 22,8 х 33,5 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2020 г.

1940 Эскиз женских костюмов. Цвей Кунилемл. Москва, Государственный еврейский театр (ГОСЕТ) ГЦТМ (604x700, 110Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961), М.Г. Генке-Шифрина (1889-1954). Эскиз женских костюмов.
Спектакль «Цвей Кунилемл» А. Гольдфадена. Москва, Государственный еврейский театр (ГОСЕТ).
1940 г. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1940 Рис Генки - Эскиз женского костюма. Первая Гостья (шестая картина). Цвей Кунилемл. Москва, (ГОСЕТ). ГЦТМ (391x620, 67Kb)1940 Рис. жены Генки - Эскиз женского костюма. Любце. Цвей Кунилемл. Москва, Государственный еврейский театр (ГОСЕТ) ГЦТМ (413x620, 61Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961), М.Г. Генке-Шифрина (1889-1954). Эскизы женских костюмов. Спектакль «Цвей Кунилемл» А. Гольдфадена. Москва, Государственный еврейский театр (ГОСЕТ). 1. Первая Гостья (шестая картина). 2. Любце. 1940 г. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
1940 Рис Генки - Эскиз женского костюма. Хана (актрисы С.М. Биник, Розина). Цвей Кунилемл. Москва,(ГОСЕТ). ГЦТМ (400x550, 65Kb)1940 Рис Генки - Эскиз женского костюма. Рива, первая картина (актриса Е.Б. Эпштейн). Цвей Кунилемл. Москва,(ГОСЕТ). ГЦТМ (394x550, 76Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961), М.Г. Генке-Шифрина (1889-1954). Эскизы женских костюмов. Спектакль «Цвей Кунилемл» А. Гольдфадена. Москва, Государственный еврейский театр (ГОСЕТ). 3. Хана (актрисы С.М. Биник, Розина). 4. Рива, первая картина (актриса Е.Б. Эпштейн). 1940 г. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1940 Рис Генки Эскиз женского костюма. Подруга Ханы ([вторая] картина). Цвей Кунилемл. Москва, (ГОСЕТ). ГЦТМ (400x585, 71Kb)1940 Худ-к жена Генке - Эскиз женского костюма. [Любце]. Цвей Кунилемл. Москва, Государственный еврейский театр (ГОСЕТ) (411x585, 76Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961), М.Г. Генке-Шифрина (1889-1954). Эскизы женских костюмов. Спектакль «Цвей Кунилемл» А. Гольдфадена. Москва, Государственный еврейский театр (ГОСЕТ). 5. Подруга Ханы ([вторая] картина). 6. Любце. 1940 г. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
1940 Рис Генки - Эскиз женского костюма. Хана (четвёртая и пятая картины). Цвей Кунилемл. Москва (ГОСЕТ) ГЦТМ (362x590, 51Kb)1940 Рис Генки - Эскиз мужских костюмов. Цвей Кунилемл. Москва, (ГОСЕТ). ГЦТМ (443x590, 68Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961), М.Г. Генке-Шифрина (1889-1954). Эскиз женских костюмов. Спектакль «Цвей Кунилемл» А. Гольдфадена. Москва, Государственный еврейский театр (ГОСЕТ). 7. Хана (четвёртая и пятая картины). 8. Эскиз мужских костюмов. 1940 г. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1920-е конец. Н. Шифрин,М. Генке и их дочь Тата (Анна) (700x509, 122Kb)
Ниссон Шифрин, Маргарита Генке и их дочь Тата (Анна). Фотография, конец 1920-х гг.
Жена - Маргарита (Мага) Генриховна Генке-Шифрина (1889-1954), художница и помощница Ниссона
в его театральных работах. Можно сказать - семейный подряд. Дочь Тата - будущий театровед
Анна Ниссоновна Шифрина.

В своих первых сценографических опытах Шифрин конструирует объёмные кубистические декорации с помощью цветовых плоскостей, особое расположение которых создавало возможности для движения по всем измерениям сценического пространства. Эти принципы Шифрин продолжал развивать и совершенствовать в течение 1920-1921 гг. и на сцене Русского драматического театра, выполнив декорации и костюмы спектаклей по интермедиям Сервантеса и пьесам Мольера, и в оформлении постановок в еврейском модернистском театре «Онгейб» («Начало»), которым руководил актёр и режиссёр С.3. Семдор, ставивший в основном драматургические произведения еврейских писателей. Используя общепринятые приёмы кубистической сценографии, Шифрин вместе с тем пытался найти для них оригинальную трактовку и остроумные инженерные решения. Так, для спектакля «Бог мести» по пьесе Шолома Аша в театре «Онгейб» (1920) Шифрин построил единую трехъярусную установку, на этажах-ярусах которой одновременно разыгрывалось театральное действие.

1940 Болото. Бум, акв. 29.5 x 46 cm. ЧС (700x494, 135Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Болото. 1940 г. Бумага, акварель. 29,5 x 46 см. Частное собрание.

1941 Эскиз афиши Сон в летнюю ночь. Бум, гуагь. 58 х 84 см. Гал АртПанорама (700x477, 98Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз афиши к комедии «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира. 1941 г.
Бумага, гуашь. 58 х 84 см. Галерея АртПанорама, Москва.

1941 Эскиз занавеса к спектаклю Сон в летнюю ночь У.Шекспира. Спектакль «Сон в летнюю ночь». Постановщик Попов Алексей Х на карт, м. 32,5 х 42,5. СПб театр (700x535, 176Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз занавеса к комедии «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира.
Постановщик Алексей Попов. 1941 г. Холст на картоне, масло. 32,5 х 42,5 см.
Музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург.

1942 Зима в Свердловске. Карт, м. 32,5х48. Перм ХГ (700x477, 89Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Зима в Свердловске. 1942 г. Картон, масло. 32,5 х 48 см.
Пермская государственная художественная галерея.

1942-1943 Окраина Свердловска. Карт, гуашь. 44,3х41,5. Омский ХМ (700x649, 153Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Окраина Свердловска. 1942-1943 гг. Картон, гуашь. 44,3 х 41,5 см.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.

1942-1943 --  Окраина Свердловска. Х на карт, м. 48 х 39. Красноярск (561x700, 162Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Окраина Свердловска. 1942-1943 гг. Холст на картоне, масло.
48 х 39 см. Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова.

1942 Эскиз декорации. Воронеж, Зал собрания. Олеко Дундич. Москва, ЦТСА. ГЦТМ  (700x525, 149Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Зал собрания. Эскиз декорации к спектаклю «Олеко Дундич»
М. Каца и А. Ржешевского. Москва, ЦТСА. 1942 г. Государственный центральный театральный
музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1942 Эскиз декорации к  пьесе А. Корнейчука «Фронт». ЦТСА (700x489, 110Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз декорации к пьесе А. Корнейчука «Фронт». Москва, ЦТСА. 1942 г.

1942 Эскизы декораций к постановке пьесы А.Е. Корнейчука «Фронт Штаб Красных. Бум, см. техн, 27 х 19 см.м. Литфонд 2017. (2) (407x550, 103Kb)1942 Эскизы декораций к постановке пьесы А.Е. Корнейчука «ФронтБумага, смешанная техника, 25,5 х 21 см. Литфонд 2017. (389x550, 116Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). 1-2. Штаб Красных. Эскизы декораций к постановке пьесы А.Е. Корнейчука «Фронт». 1942 г. Бумага, смешанная техника. 27 х 19 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2017 г.

1943 Сталинград. Танки на улице. Бум, паст. 26,9х31,4. Пермск ХГ (700x601, 163Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Сталинград. Танки на улице. 1943 г. Бумага, пастель. 26,9 х 31,4 см.
Пермская государственная художественная галерея.

1943 Сталинград. Землянки. Бум, акв. ПЕРМ Ь (700x501, 113Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Сталинград. Землянки. 1943 г. Бумага, акварель.
Пермская государственная художественная галерея.

1943 Западный фронт. Командир. ПЕРМЬ (578x700, 61Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Западный фронт. Командир. 1943 г. Бумага, карандаш.
Пермская государственная художественная галерея.

1942 Западный фронт. Солдат в маскировочном халате. Бум, акв. Пермская ХГ (579x700, 99Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Западный фронт. Солдат в маскировочном халате. 1942 г.
Бумага, акварель. Пермская государственная художественная галерея.

1943 Западный фронт. Беседа. ПЕРМЬ (622x700, 134Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Западный фронт. Беседа. 1943 г. Бумага, акварель.
Пермская государственная художественная галерея.

1943 Окраина Свердловска. Карт, м. 48,8х37,5. Пермская Г (536x700, 145Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Окраина Свердловска. 1943 г. Картон, масло. 48,8 х 37,5 см.
Пермская государственная художественная галерея.

1938 Ниссон Абрамович Шифрин (2) (422x700, 116Kb)
Ниссон Шифрин. Фотография 1938 г.

Наряду со сценографией, Шифрин занимался также живописью и графикой и написал в это время ряд живописных кубистических композиций. Кроме того, в 1920-1922 гг. он преподавал в художественной студии Культур-Лиги, а также сотрудничал с еврейскими издательствами и оформил несколько детских книг на идише, в иллюстрациях к которым сочетал кубистическую стилистику, мотивы еврейского народного искусства и некоторые формальные приёмы иконописи. Свою станковую и книжную графику Шифрин экспонировал на выставках Художественной секции Культур-Лиги в Киеве в 1920 и 1922 гг.

1944 Эскиз декорации. Пожар. Сталинградцы. ЦТСА. Х, м. 45х64,7. ГЦТМ (700x504, 142Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Пожар. Эскиз декорации к спектаклю «Сталинградцы» Ю.П. Чепурина.
Москва, ЦТСА. 1944 г. Холст, масло. 45 х 64,7 см. Государственный центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.

В 1944 году Центральный театр Советской Армии ставит пьесу советского драматурга Юлия Петровича Чепурина (1914-2003), военного корреспондента, участника обороны Сталиграда. Пьеса под названием «Сталинградцы» (др. назв. - «Есть на Волге утес...») была написана автором с 1942 по 1944 гг. Постановщик А.Д. Попов. Декорации к «Сталинградцам» в ЦТСА создал театральный художник, главный художник ЦТСА Ниссон Шифрин. В декорациях был отражен принцип панорамного решения, который художник подчеркнул характерными бытовыми деталями. Оформление пьесы «Сталинградцы» по праву считается одной из лучших работ Н. Шифрина.

1944 Эскиз декорации. Вариант первой картины. Сталинградцы. Х, м. 45,3х65. Москва, ЦТСА  (700x489, 116Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз декорации к спектаклю «Сталинградцы» Ю.П. Чепурина. Вариант
первой картины. Москва, ЦТСА. 1944 г. Холст, масло. 45,3 х 65 см. Государственный центральный
театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1944 Эскиз декорации. 3-я картина. Сталинградцы Постановщик Попов А.Д.). Москва. ЦТСА. Х, м. 44,5х65. ГЦТМ (700x492, 107Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). 3-я картина. Эскиз декорации к спектаклю «Сталинградцы» Ю.П. Чепурина.
Москва. ЦТСА. 1944 г. Холст, масло. 44,5 х 65 см. Государственный центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.

1944 Эскиз декорации. 6-ая картина. Военный совет в Филях. Полководец (Пост. 1945 г.бумага, акварель, пастель. ГЦТМ  (700x430, 105Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). 6-ая картина. Военный совет в Филях. Полководец. Эскиз декорации
к спектаклю «Сталинградцы» Ю.П. Чепурина. Москва. ЦТСА. 1944 г. Бумага, акварель, пастель.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1945 Фильм ВЕЛИКИЙ ПЕРЕЛОМ (466x700, 114Kb)
Постер фильма «Великий перелом». Киностудия «Ленфильм», 1945 г.
Режиссер Ф.М. Эрмлер. Оператор Ниссон Шифрин.
В главной роли Михаил Державин-старший.

1945-1948 Эскиз декорации. Дорога в Петрищево. Сказка о правде. Москва, Центральный театр Красной армии. Х, м. 50х72. ГЦТМ (700x491, 126Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Дорога в Петрищево. Эскиз декорации к спектаклю «Сказка о правде» М.И. Алигер
о подвиге Зои Космодемьянской. Москва, Центральный театр Красной армии. 1945-1948 гг. Холст, масло. 50 х 72 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1946 Лес. Эскиз декорации к драматической поэме М.Алигера «Сказка о Правде»Бумага, тушь, кисть, 42,8 х 60,5 см. Аук Рус эмаль (2) (700x492, 163Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Лес. Эскиз декорации к драматической поэме «Сказка о Правде» М.И. Алигер.
1946 г. Бумага, тушь, кисть, 42,8 х 60,5 см. Аукционный дом «Русская эмаль», Москва.

1944 По реке. (700x483, 100Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). По реке. 1944 г. Галерея АртПанорама, Москва.

1945 Деревня ЖуихаКартон, фанера, масло. 22х31,5, Гал АртПанорама (Рус. пейзаж) (700x492, 142Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Деревня Жуиха. 1945 г. Картон, фанера, масло. 22 х 31,5 см.
Галерея АртПанорама, Москва.

1940-е Вид из окна. Городской пейзаж. Х. на карт, м. 29,5 х 41,8 см. КабинетЪ 90 000 - 120 000 р. (700x496, 129Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Вид из окна. Городской пейзаж. 1940-е гг. Холст на картоне, масло.
29,5 х 41,8 см. Аукционный дом «КабинетЪ», Московская обл. Эстимейт 90 000 - 120 000 руб.

1945 Московский этюд (700x542, 108Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Московский этюд. 1945 г.

1947 Баржа. Плес. Х, м. 44 х 35 см. Гал АртПанорама (700x520, 146Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Баржа. Плес. 1947 г. Холст, масло. 44 х 35 см. Галерея АртПанорама, Москва.

1949 Картина. Эскиз декорации к I акту пьесы Гоголя Ревизор. Х, м 60 х 90. Муз ИЗО Комсомол (700x479, 119Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз декорации к I акту комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Москва, ЦТСА.
1949 г. Холст, масло. 60 х 90 см. Музей изобразительных искусств, Комсомольск-на-Амуре.

1949 Эскиз декорации. Гостиница. Ревизор. Москва.  Гос театр СА. Х, м. 38х63, ГЦТМ (700x421, 98Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Гостиница. Эскиз декорации к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». 1949 г.
Холст, масло. 38 х 63 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1923 Экстер (в центре)  в гр. худ, прин-х участ в оформ ВСХВ в Москве (700x490, 135Kb)
Александра Экстер (в центре) в группе художников, принимавших участие в оформлении ВСХВ
в Москве. Фотография 1923 г.

В 1922 году Н. Шифрин переехал в Москву. Весной 1923 был привлечен И. И. Нивинским и А.А. Экстер к оформлению 1-й ВСХВ в Москве. Сблизился с А. Д. Гончаровым, А. А. Лабасом и многими московскими художниками и начал работать в московских театрах. Сценография становится основной сферой творческой деятельности Шифрина, однако он не оставлял и живопись, а до середины 1930-х также активно занимался и книжной графикой, в частности, иллюстрировал книги для детей. Был членом ОСта и участвовал во всех четырёх выставках общества (1925-1928). С 1927 года – член правления. В живописи и графике Шифрина этого периода кубизм вытесняется экспрессионистской пластикой и конструктивистским дизайном. Шифрин создаёт свои живописные и графические композиции, в которых одновременно использует прямую и обратную перспективы, острые ракурсы, локальный цвет и парадоксальные визуальные эффекты.

1940-е Режиссеп Алексей Д. Попов. ГЦТМ (400x500, 67Kb)1940-е Шарж на И.С. Федотова. ГЦТМ  (399x500, 98Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). 1. Режиссер А.Д. Попов (1892-1961). 2. Шарж на актера И.С. Федотова (1881-1951).
1940-е гг. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
1949 Эскиз костюма Мирандолины к одноименному балету. Муз Комсомол (400x575, 55Kb)1949 Эскиз костюма Фабрицио к балету Мирандолина С.Н.Василенко. Спектакль «Мирандолина». СПб театр (397x575, 65Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз костюмов к балету «Мирандолина» С.Н.Василенко. 1 Мирандолина. 2. Фабрицио. 1949 г. Музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург.

1950 Два эскиза декораций к спектаклю театра Советской Армии «Флаг адмирала» (700x515, 133Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз декораций к спектаклю Центрального театра Советской Армии
«Флаг адмирала» А.П. Штейна 1950 г. Государственный центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.

1950 Эскиз декорации. Вторая картина первого действия. Порт. Флаг адмирала. Москва. Бум. на фан, темп, м. 50х70 см, ГЦТМ (700x492, 116Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз декораций к спектаклю Центрального театра Советской Армии
«Флаг адмирала» А.П. Штейна. 1950 г. Государственный центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.

1950 Эскиз декорации. Парадный интерьер перед кабинетом Павла I. Флаг адмирала. Москва, ЦТСА. ГЦТМ (700x437, 84Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Парадный интерьер перед кабинетом Павла I. Эскиз декораций к спектаклю
Центрального театра Советской Армии «Флаг адмирала» А.П. Штейна. Москва, 1950 г.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1950 Эскиз костюма флаг-офицера Сенявина для актера В.М.Зельдина для постановки спектакля «Флаг адмирала» А.Штейна ЦТСА (429x700, 103Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз костюма флаг-офицера Сенявина для актера
В.М. Зельдина. 1950 г. Аукционный дом «КабинетЪ», Московская обл.

1950 Эскиз костюма флаг-офицера Потемкина для актера А. Хохлова (430x700, 117Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз костюма флаг-офицера Потемкина для актера
А. Хохлова для постановки спектакля «Флаг адмирала» А.П. Штейна. Москва, ЦТСА. 1950 г.

1950 Эскиз костюма Чашкова для актера Б.А. Ситко к постановке спектакля «Флаг адмирала» А. Штейна в Театре Красной Армии. Б, акв. 60×36. ЧС (2) (431x700, 113Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз костюма Чашкова для актера Б.А. Ситко к постановке
спектакля «Флаг адмирала» А.П. Штейна. Москва, ЦТСА. 1950 г. Бумага, акварель.
60 х 36 см. Частное собрание.

1950 Эскиз. Декорация I и III действий. Задник. Разлом. Карт, темпера.21х28,5 см. Мух МХАТ (700x534, 116Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз декораций I и III действий. Задник к спектаклю «Разлом» Б.А. Лавренева.
1950 г. Картон, темпера. 21 х 28,5 см. Музей МХАТ.

1951 Архангельское. Парк. картон, масло, 22x26. Гал АртПанорама (700x601, 162Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Архангельское. Парк. 1951 г. Картон, масло. 22 x 26 см.
Галерея АртПанорама, Москва.

1951 Сенеж. Полянка (700x527, 136Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Сенеж. Полянка. 1951 г. Галерея АртПанорама, Москва.

1951 Сенеж (700x566, 147Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Озеро Сенеж. 1951 г. Галерея АртПанорама, Москва.

1951 Озеро Сенеж. Вечер (700x553, 113Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Озеро Сенеж. Вечер. 1951 г. Галерея АртПанорама, Москва.

1950-е Городской пейзаж (596x700, 156Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Городской пейзаж. 1950-е гг.

1950-е Пейзаж. холст на картоне, масло, 33,5x22,5. Гал АртПанорама (483x700, 143Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Пейзаж. 1950-е гг. Холст на картоне, масло. 33,5 x 22,5 см.
Галерея АртПанорама, Москва.

1930-е Ниссон Абрамович Шифрин (2) (700x420, 115Kb)
Ниссон Абрамович Шифрин. Фотография 1930-е гг.

В театральных работах середины 1920-х - начала 1930-х гг. Шифрин прибегает к конструктивистской сценографии, хотя и не отказывается полностью от кубистических приёмов, сохранив их в моделировании костюмов и в построении объёмных декораций. Эти особенности стиля Шифрина были убедительны, в частности, в оформлении спектаклей «Заговор Фиеско» по пьесе Фридриха Шиллера в харьковском театре «Березиль» (1928; режиссёр Лесь Курбас), «Деловой человек» по пьесе Вальтера Газенклевера в Украинском ГосЕТе (1928; режиссёр С.А. Марголин, Харьков), «Токмаков переулок» по пьесе В.В.Смирновой в Театре рабочих ребят (1931; режиссёры И.М. Доронин, А.3. Окунчиков, Москва). К началу 1930-х гг. Шифрин занял видное место среди ведущих советских сценографов.
В 1935 г. Шифрин стал главным художником Театра Красной армии в Москве и оставался им до конца жизни.
Со второй половины 1930-х в русле общих тенденций развития советского искусства в сценографии укореняются нормы «жизнеподобного» натурализма. Однако и в этих условиях Шифрину удавалось находить яркие и оригинальные пластические и инженерные решения оформления спектаклей.

1951 Эскиз костюмов Бобчинского и Добчинского к сп. Ревизор Н.В.Гоголя. Спектакль «Ревизор». СПб театр (480x700, 112Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз костюмов Добчинского и Добчинского к комедии
«Ревизор» Н.В. Гоголя. 1951 г. Музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург.

1952 Эскиз. Дворянское собрание. 1 вариант. Эскиз декорации к пьесе Любовь Яровая. Б. на карт, м. 34,5х50,1. Муз ИЗО Комсомол (700x482, 129Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Дворянское собрание. 1 вариант. Эскиз декорации к пьесе «Любовь Яровая»
К.А. Тренёва. Москва, ЦТСА. Постановка не осуществлена. 1952 г. Бумага на картоне, масло. 34,5 х 50,1 см.
Музей изобразительных искусств, Комсомольск-на-Амуре.

1952 Дворянское собрание. Эскиз декораций к пьесе Б.Лавренева Любовь Яровая. Бум, гуашь, масло. 34,5х50,5..Муз ИЗО Комсомол (700x466, 114Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Дворянское собрание. Эскиз декорации к пьесе «Любовь Яровая»
К.А. Тренёва. 1952 г. Бумага, гуашь, масло. 34,5 х 50,5 см. Музей изобразительных искусств,
Комсомольск-на-Амуре.

1952 Городской бульвар. Кафе. Акт 2. Эскиз декораций к пьесе Б.Лавренева Любовь Яровая. ЦТСА Б. на карт, м. 35х49,8. Муз ИЗО, Комсомолл (700x492, 109Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Городской бульвар. Кафе. Акт 2. Эскиз декорации к пьесе «Любовь Яровая»
К.А. Тренёва. 1952 г. Бумага на картоне, масло. 35 х 49,8 см. Музей изобразительных искусств,
Комсомольск-на-Амуре.

1952 Рис Генки - Эскиз декорации. 8 картина. У Месяца-Месяцовича. Конек-Горбунок. Москва,(ЦДТ). ГЦТМ (700x493, 95Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). У Месяца-Месяцовича. 8 картина. Эскиз декорации к спектаклю «Конек-Горбунок»
по сказке П. Ершова. Москва, Центральный детский театр. 1952 г. Государственный центральный театральный
музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1952 Эскиз декорации. Девятая картина. Рыба-кит. Конек-Горбунок. Москва, Центральный детский театр (ЦДТ) Бум, на фанере, масло. 38х56,2; ГЦТМ (700x479, 114Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Девятая картина. Рыба-кит. Эскиз декорации к спектаклю «Конек-Горбунок»
по сказке П. Ершова. Москва, Центральный детский театр. 1952 г. Бумага, на фанере, масло. 38 х 56,2 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1952 Эскиз. Декорация I действия, 2-й картины. Перед вокзалом. Залп Авроры. Муз МХАТ (700x521, 132Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Перед вокзалом. Эскиз декорации I действия, 2-й картины к спектаклю
«Залп Авроры» по пьесе М. Большинцов и М. Чиаурели. Москва, МХАТ. 1952 г. Музей МХАТ.

1952 Эскиз. Декорация I действия, 2-й картины. Площадь перед вокзалом. Залп Авроры. Б. акв, тушь. 24х31,5 см. Муз МХАТ (700x476, 135Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Площадь перед вокзалом. Эскиз декорации I действия, 2-й картины к спектаклю
«Залп Авроры» по пьесе М. Большинцова и М. Чиаурели. 1952 г. Бумага. акварель, тушь. 24 х 31,5 см.
Музей МХАТ.

1952 Эскиз. Декорация IV действия, 12 картины. Перед Смольным. Залп Авроры. Карт, м. 16х22 см. Муз МХАТ (700x499, 164Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Перед Смольным. IV действие, 12 картина. Эскиз декорации к спектаклю
«Залп Авроры» по пьесе М. Большинцова и М. Чиаурели. 1952 г. Картон, масло. 16 х 22 см.
Музей МХАТ.

1952 Эскиз. Декорация IV действия, 12 картины. Перед Смольным. Залп Авроры. Карт, м.26х39 см.. Муз МХАТ  (700x461, 151Kb)
Н.А. Шифрин (1892-1961). Перед Смольным. IV действие, 12 картина. Эскиз декорации к спектаклю
«Залп Авроры» по пьесе М. Большинцова и М. Чиаурели. Вариант. 1952 г. Картон, масло. 16 х 22 см.
Музей МХАТ.

1950-е конец.  Ниссон Абрамович Шифрин за работой (519x700, 109Kb)
Ниссон Шифрин в мастерской. Фотография, конец 1950-х гг.

С конца 1920-х до конца 1930-х гг. произведения Шифрина постоянно экспонируются на многих выставках в СССР и за рубежом: Художественно-кустарная выставка СССР (1929, Нью-Йорк); выставки советского искусства в Вене, Берлине, Стокгольме (1930); Всемирные выставки в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939). Во второй половине 1930-х гг. выполнил диораму Кабардино-Балкарии для ВСХВ (вместе с М.Г. Генке-Шифриной).
Шифрин преподавал во ВХУТЕИНе (1929-1930), Полиграфическом институте (1931—1932), ГИТИСе имени А. В. Луначарского (1934-1936) - в Москве.
На протяжении 1930-1940-х годов не прерывалось его сотрудничество с еврейскими театрами. Выступал также в качестве живописца и иллюстратора, в частности оформил книгу В. В. Маяковского «Кем быть?» (1929). В 1942 году в возрасте 50 лет Ниссон Шифрин вступил в члены ВКП(б).

ИСТОЧНИКИ

ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x515, 114Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 602-603, 627.

Воспоминания племянницы Н.Шифрина, Иерусалим, декабрь 1995

(Окончание следует)




Рубрики:  Художники русского авангарда
Художники русского авангарда
Советские художники
Живопись
Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку