Петр Владимирович Вильямс (1900-1947) - один из ведущих мастеров советского искусства первой половины ХХ века. В творчестве художника 1920-х годов в полной мере воплотились идеи и художественные принципы ОСТа, для его работ этого времени характерны монументальность композиций, экспрессивность письма, динамичный ритм, любовь к резким ракурсам, подчеркнутая предметность, яркость, контрастность цветовых решений («Портрет В. Э. Мейерхольда, 1925; «Акробатка», 1926; «Человек в лодке», 1927). В 1930-х сосредоточился на театрально-декорационном искусстве. В первое время в театральных работах Вильямса преобладали живописные тенденции, ярко и динамично дополнявшие сценическое действо. В конце 1930-х стиль художника изменился, на смену экспериментам конца 1920-х - начала 1930-х пришли классические архитектурные декорации с портальным обрамлением.
Петр Владимирович Вильямс. Фотография 1933 г.
Петр Владимирович Вильямс начал работать художником в Большом театре СССР в 1937 году, а с 1941 года и до смерти становится главным художником Большого театра, в по¬ста¬нов¬ках ис¬поль¬зо¬вал ар¬хитектурные ре¬ше¬ния сце¬нического про-странства и создал эмоциональное, стилистически цельное оформление спектаклей.
С октября 1941 года по декабрь 1942 года П.В. Вильямс находился с Большим театром в эвакуации в Куйбышеве, где даже состоялось несколько премьер.
В Куйбышеве дали семь оперных премьер и четыре премьеры балетов.
5 марта 1942 г. именно здесь в исполнении оркестра Большого под управлением Самуила Самосуда состоялось первое исполнение легендарной Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича, который был эвакуирован в этот же город и приехал туда вместе с артистами Большого театра.
П.В. Вильямс (1902-1947). Пролог (1 картина). Новодевичий монастырь. Эскиз декорации к опере
«Борис Годунов» М.П. Мусоргского. Постановка не состоялась. 1940 г. Музей ГАБТ.
П.В. Вильямс (1902-1947). Монастырь. (1 действие, 1 картина). Эскиз декорации к опере «Борис Годунов»
М.П. Мусоргского. Постановка не состоялась. 1940 г. Музей ГАБТ.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз женских костюмов к трагедии Ф. Шиллера «Мария Стюарт».
Постановка С.А. Майорова, режиссеры В.Э. Мориц и С.В. Разумов. Театр Революции, Москва. 1941 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз женских костюмов к трагедии Ф. Шиллера «Мария Стюарт».
Постановка С.А. Майорова, режиссеры В.Э. Мориц и С.В. Разумов. Театр Революции, Москва. 1941 г.
Афиша премьеры балета В.М. Юровского «Алые паруса» в Большом театре СССР. Постановка
А.И. Радунского, И. Попко и Л. Поспехина. Куйбышев, 30 декабря 1942 г.
В канун новогодних праздников, 30 декабря 1942 г. состоялась мировая, как теперь говорят, премьера романтического, дарующего надежду балета «Алые паруса». Музыка его принадлежала перу Владимира Юровского, основателя ныне знаменитой на весь мир дирижерской династии (балетмейстеры-постановщики - Николай Попко, Лев Поспехин, Александр Радунский, дирижер-постановщик - Юрий Файер, на куйбышевской сцене балет был показан 15 раз).
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к балету В.М. Юровского «Алые паруса» в Большом театре СССР.
Постановка А.И. Радунского, И. Попко и Л. Поспехина. Куйбышев, 1942 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Палуба (3 действие). Эскиз декорации к балету В.М. Юровского «Алые паруса»
в Большом театре СССР. Постановка А.И. Радунского, И. Попко и Л. Поспехина. Куйбышев, 1942 г. Музей ГАБТ.
Сцена из балета В.М. Юровского «Алые паруса» в Большом театре СССР, Куйбышев, 1942 г.
В роли Ассоль – Заслуженная артистка РСФСР Ольга Лепешинская.
П.В. Вильямс (1902-1947). Театрализованная программа «Отчизна» Ансамбля песни и пляски НКВД СССР.
1942 г. Фанера, масло. Галерея «Веллум», Москва.
Во время Великой Отечественной войны к списку оформленных Вильямсом постановок добавляются спектакли балетной труппы НКВД, для гастролей которой по прифронтовым территориям им были созданы панно с жизнерадостными мотивами природы; панно, посвященные союзным республикам, или революционной, ленинской тематике. Часть этих работ была утрачена во время войны, некоторые сохранились в фондах Бахрушинского музея из собрания Любови Агафоновой.
П.В. Вильямс (1902-1947). Спасская башня. Театрализованная программа «Отчизна» Ансамбля песни и пляски
НКВД СССР. 1942 г. Холст, масло, темпера. 40 х 60,3 см. Галерея «Веллум», Москва.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации. Театрализованная программа «Отчизна» Ансамбля песни и пляски
НКВД СССР. 1942 г. Бумага, темпера. 39,8 х 56 см. Государственный центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.
П.В. Вильямс (1902-1947). Ветка яблони на фоне горного пейзажа. Театрализованная программа «Отчизна»
Ансамбля песни и пляски НКВД СССР. 1942 г. Бумага на фанере, масло, темпера. 40 х 59,8 см.
Галерея «Веллум», Москва.
П.В. Вильямс (1902-1947). Виноград. Молдавская сюита. Театрализованная программа «Отчизна»
Ансамбля песни и пляски НКВД СССР. 1942 г. Бумага на фанере, масло, темпера. 40 х 60 см.
Галерея «Веллум», Москва.
П.В. Вильямс (1902-1947). Хлопок. Театрализованная программа «Отчизна» Ансамбля песни и пляски
НКВД СССР. 1942 г. Бумага на фанере, масло, темпера. 40 х 59,8 см. Музей ART4, Москва.
П.В. Вильямс (1902-1947). Зимний лес. Театрализованная программа «Отчизна» Ансамбля песни и пляски
НКВД СССР. 1942 г. Бумага на фанере, масло. 40 х 60,3 см. Галерея «Веллум», Москва.
Медаль Государственной Сталинской премии 1-й степени.
Во время Великой Отечественной войны Вильямс вместе с коллективом ГАБТ передал присуждённую ему Сталинскую премию в Фонд обороны.
Общая сумма сборов в фонд обороны с концертов и спектаклей, прошедших в Куйбышеве, составила 1 568 768 рублей.
МОСКВА, КРЕМЛЬ, ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ
Дорогой Иосиф Виссарионович !
Примите горячую благодарность советскому правительству за высокую оценку в спектакле «Вильгельм Телль», поставленном Большим театром в Куйбышеве, и, движимые чувством беззаветной любви и преданности к нашей Родине, мы передаём присуждённую нам премию в сумме 100 000 рублей в фонд Главного командования на постройку эскадрильи «Лауреат Сталинской премии».
Лауреаты Сталинской премии
Заслуженный деятель искусств РСФСР А. Ш. МЕЛИК-ПАШАЕВ
Заслуженная артистка РСФСР Е. КРУГЛИКОВА
Заслуженная артистка РСФСР Н. ШПИЛЛЕР
Заслуженный артист РСФСР А. БАТУРИН
Режиссёр-балетмейстер Р. ЗАХАРОВ
Художник П. ВИЛЬЯМС
Примите мой привет и благодарность Красной Армии, товарищи Мелик-Пашаев, Кругликова, Шпеллер, Батурин, Захаров, Вильямс, за вашу заботу о воздушных силах Красной Армии.
И. СТАЛИН
Газета «Известия, 27 марта 1943 года»
П.В. Вильямс за мольбертом. Фотография Георгия Петрусова, 1946 г.
Петр Вильямс создал костюмы и декорации к операм «Поднятая целина» И. И. Дзержинского (1937), «Иван Сусанин» М. И. Глинки (1939), «Валькирия» Р. Вагнера (1940), «Травиата» Верди, «Севильский цирюльник» Дж. Россини (обе — 1942), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (1944), балетам «Кавказский пленник» Б. В. Асафьева (1938), «Лебединое озеро» Чайковского (1941), Алые паруса» В. М. Юровского (1942) и другим. Трижды был награжден Сталинской премией СССР: в 1943 за оформление оперы «Вильгельм Телль» Дж. Россини, в 1946 и 1947 за балеты С.С. Прокофьева «Золушка» и «Ромео и Джульетта» (все — в Большом театре).
П.В. Вильямс (1902-1947). Портрет арфистки В.Г. Дуловой (1909-2000). 1942 г.
Холст, масло. 73,7 x 49 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
П.В. Вильямс (1902-1947). Портрет скульптора М.Е. Ярославской (1915-2003). 1942 г.
Холст, масло. Собственность М.Е. Ярославской.
П.В. Вильямс (1902-1947). 30 эскизов декораций к балету «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева.
1942 г. Картон, тушь, акварель. Размеры от 12,6 х 18,5 до 17,5 х 25 см. Аукционный дом Егоровых,
Москва, 2021 г. Лот продан за 65.000 руб.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к балету «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева (1). 1942 г.
Аукционный дом Егоровых, Москва, 2021 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к балету «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева (2). 1942 г.
Аукционный дом Егоровых, Москва, 2021 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к балету «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева (3). 1942 г.
Аукционный дом Егоровых, Москва, 2021 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к балету «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева (4). 1942 г.
Аукционный дом Егоровых, Москва, 2021 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к балету «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева (5). 1942 г.
Аукционный дом Егоровых, Москва, 2021 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к балету «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева (6). 1942 г.
Аукционный дом Егоровых, Москва, 2021 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к балету «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева (7). 1942 г.
Аукционный дом Егоровых, Москва, 2021 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к балету «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева (8). 1942 г.
Аукционный дом Егоровых, Москва, 2021 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к балету «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева (9). 1942 г.
Аукционный дом Егоровых, Москва, 2021 г.
П.В. Вильямс. Фотография 1930-е гг.
Петр Вильямс стал впервые сценографом спектакля «Мольер» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош». Правда, не сразу – сначала оформлять постановку был назначен Николай Ульянов. История эта многострадальная, репетировали спектакль четыре года, а сыграли в итоге всего семь раз, после чего он был снят. Оформление было решено сделать пышным, «чтобы все сияло как солнце!» – так говорили мастера в пошивочном цеху, получившие указание использовать парчу для изготовления костюмов. Вильямс создавал образ государства периода абсолютизма, или, как он говорил, «атмосферу тяжелой пышной мощности эпохи».
Еще когда Вильямс был членом ОСТа, его ближайший друг художник Сергей Лучишкин заметил, что он не начинает картину, пока не продумает всего до малейших деталей. Свои разработки Вильямс часто набрасывал на папиросных коробках – он очень много курил.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к балету «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева (11). 1942 г.
Аукционный дом Егоровых, Москва, 2021 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к балету «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева (12). 1942 г.
Аукционный дом Егоровых, Москва, 2021 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к балету «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева (13). 1942 г.
Аукционный дом Егоровых, Москва, 2021 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к балету «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева (15). 1942 г.
Аукционный дом Егоровых, Москва, 2021 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к балету «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева (17). 1942 г.
Аукционный дом Егоровых, Москва, 2021 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к балету «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева (18). 1942 г.
Аукционный дом Егоровых, Москва, 2021 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к балету «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева (19). 1942 г.
Аукционный дом Егоровых, Москва, 2021 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к балету «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева (21). 1942 г.
Аукционный дом Егоровых, Москва, 2021 г.
Работа в Большом театре еще больше проявила, отточила концептуальный взгляд Вильямса как художника-постановщика. Неслучайно Немирович-Данченко на одной из репетиций спектакля «Последние дни» по пьесе Михаила Булгакова о гибели Пушкина записал: «постановка – Петра Вильямса».
Замечание существенное. Режиссерами «Последних дней» были Виктор Станицын и Василий Топорков, но именно Вильямсу принадлежал главный образ спектакля – снежная буря. Происходящее на сцене было видно сквозь тюль, что создавало иллюзию серебристой пелены, кромешной непроглядной метели, когда небо сливается с землей. «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя» – эти строчки повторяли персонажи спектакля, даже филер, приставленный Третьим отделением следить за Пушкиным.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к балету «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева (22). 1942 г.
Картон, смешанная техника. 49 х 68,5 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2021 г.
Эстимейт 50.000-100.000 руб.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к балету «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева (23). 1942 г.
Аукционный дом Егоровых, Москва, 2021 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к балету «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева (24). 1942 г.
Аукционный дом Егоровых, Москва, 2021 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к балету «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева (26). 1942 г.
Аукционный дом Егоровых, Москва, 2021 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к балету «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева. 1946 г.
Картон, смешанная техника. Музей ГАБТ.
П.В. Вильямс (1902-1947). 1. Синьор Капулетти. Бумага, акварель, карандаш, гуашь. 31х16 см. Частное собрание. 2. Театральный костюм. Бумага, гуашь. 27х21 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2009 г. Эстимейт 50.000 - 100.000 руб.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз костюма дамы к балету «Ромео и Джульетта»
С.С. Прокофьева. 1940-е гг. Холст, масло. 69,5 х 50 см. Аукционный дом Егоровых,
Москва, 2021 г.
П.В. Вильямс. Фотография 1940-е гг.
В театральном творчестве Вильямса увлекает монументальность формы. Его талант не терпит вещей ненужных и невыразительных. Сценическое пространство он властно подчиняет своим замыслам. И замыслы эти всегда содействуют раскрытию идейной сущности спектакля. Так, в «Иване Сусанине» (1939 и 1942) он помогает развитию драматического сюжета яркой характеристикой двух столкнувшихся миров: польской интервенции и русского народа. В «Вильгельм Телле» (1942) его декорации создают воздух спектакля, воздух, насыщенный грозой. И швейцарские горы, и «Озеро четырех кантонов», и мрачная крепость «Иго Ури» - все напоминает о борьбе. Художник как бы говорит нам со сцены: «Когда люди борются, природа не может быть равнодушной».
П.В. Вильямс (1902-1947). У стола. Портрет Н.В. Шостакович и А.С. Вильямс. 1943 г. Холст, масло. 100 х 121 см.
Собственность А.И. Алихаяна, Москва.
В 1940-е годы станковая живопись в творчестве художника играла гораздо менее заметную роль, в основном это были портреты близких ему людей и камерные пейзажи. На этом портрете изображены первая жена композитора Дмитрия Шостаковича Нина Васильевна Шостакович (урождённая Варзар, 1909-1954) и жена Петра Вильямс Анна Соломоновна Вильямс-Амханицкая во время Великой Отечественной войны в эвакуации в городе Куйбышев (ныне Самара).
П.В. Вильямс (1902-1947). Портрет Е.В. Юнгер. 1943 г. Холст, масло. 84,2 х 59,5 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Елена Владимировна Юнгер (1910-1999) - советская актриса. Народная артистка РСФСР (1957).
Одна из ведущих актрис Театра Комедии (1936-1999).
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к опере М.И. Глинки «Иван Сусанин». Впервые показана
в Куйбышеве в 1942 г. Музей ГАБТ.
Незадолго до начала войны был реабилитирован «Иван Сусанин» (старое название оперы «Жизнь за царя»). Корректировка старого либретто помогла сместить акценты: готовность героя отдать жизнь за царя теперь рассматривалась как стремление уберечь от врага родную землю) впервые был показан в Куйбышеве 17 мая 1942 г. (дирижер Самуил Самосуд, режиссер Евгений Соковнин, балетмейстер Ростислав Захаров). Всего было дано одиннадцать спектаклей.
П.В. Вильямс (1902-1947). Фантастический лесной пейзаж. 1940-е гг. Холст, масло. 36,5 x 58 см.
Частное собрание.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Майская ночь». 1942 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Майская ночь». 1942 г.
Галерея АртПанорама, Москва.
П.В. Вильямс (1902-1947). Интерьер комнаты купца Смурова. Эскиз декорации к музыкальной комедии
В.В. Щербачева «Табачный капитан». Куйбышев, 1942 г. Бумага, масло. 40 x 60 см.
Самарский областной художественный музей.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к оперетте «Дочь тамбурмажора» Жака Оффенбаха.
Постановка И.Н. Просторова. Куйбышев, 1943 г. Бумага, масло. 41 x 64 см.
Самарский областной художественный музей.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к опере «Демон» А.Г. Рубинштейна». Пролог. 1943 г.
Постановка не осуществлена. Музей ГАБТ.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к опере «Демон» А.Г. Рубинштейна». 1-я картина. 1943 г.
Постановка не осуществлена. Музей ГАБТ.
П.В. Вильямс (1902-1947). Зима. Куйбышев. 1942 г. Холст, масло. 60 х 80 см.
Собственность И.Б. Рачеевой, Москва.
П.В. Вильямс (1902-1947). Зимний пейзаж. 1942 г. Холст, масло. 64,5 х 80,5 см.
Собственность А.С. Вильямс, Москва.
П.В. Вильямс. Фотография 1944 г.
В 1942 году Вильямсу присуждается Сталинская премия 1-й степени за оформление в ГАБТ оперы Дж. Россини «Вильгельм Телль».
В станковом творчестве в 1942 году Вильямсом написаны картины «После налета», «Возмездие», «Портрет В.Г. Дуловой» (все 1942), «Портрет Д.Д. Шостаковича (1946), «Весна. Портрет А.С. Мартинсон и А.Д. Понсова» (1947). По колориту творчество П.В. Вильямса тяготеет к мягким и теплым тонам в большом и сложном искусстве композиции. Он лаконичен и строг и стремится в немногом сказать все.
В 1944 году ему присваивается звание заслуженного деятеля искусств РСФСР
В 1945 году присуждается вторая Сталинская премия 1-й степени за оформление в ГАБТ балета С.С. Прокофьева «Золушка».
П.В. Вильямс (1902-1947). Портрет народного артиста СССР Н.П. Хмелева. 1944 г.
Холст, масло. 121 х 101,5. Музей МХАТ
Николай Павлович Хмелёв (1901-1945) - советский российский актёр, театральный режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1937). Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1941, 1942, 1946 - посмертно). Умер 1 ноября 1945 года на 45-м году жизни во время генеральной репетиции спектакля «Трудные годы» А.Н. Толстого, в котором исполнял роль царя Ивана Грозного. Декорации к спектаклю разработал В.П. Вильямс.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин»
в Большом татре СССР. 1944 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин»
в Большом татре СССР. 1944 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Комната Татьяны. Эскиз декорации к опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин»
в Большом татре СССР. 1944 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Бал у Лариных. Эскиз декорации к опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин»
в Большом татре СССР. 1944 г.
Сцена из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» на сцене Большого театра в Москве в декорациях
П.В. Вильямса, созданные по эскизам 1944 года. Фотография сделана американским историком, профессором
Университета Вирджинии Томасом Т. Хаммондом (1920-1993) во время его поездки в Советский Союз в 1964 году.
Сцена из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» на сцене Большого театра в Москве в декорациях
П.В. Вильямса, созданные по эскизам 1944 года. Фотография сделана американским историком, профессором
Университета Вирджинии Томасом Т. Хаммондом (1920-1993) во время его поездки в Советский Союз в 1975 году.
Сцена из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» на сцене Большого театра в Москве в декорациях
П.В. Вильямса, созданные по эскизам 1944 года. Фотография сделана американским историком, профессором
Университета Вирджинии Томасом Т. Хаммондом (1920-1993) во время его поездки в Советский Союз в 1975 году.
П.В. Вильямс (1902-1947). Дом Лариных. Эскиз декорации к опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин»
в Большом татре СССР. 1944 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Лето. 1944г. 78 х 77,5 см. Аукционный дом MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2020 г.
Пётр Владимирович Вильямс – лауреат Сталинской премии. Фотография 1946 г.
В 1946 году П. Вильямсу присуждается третья Сталинская премия 1-й степени за оформление в Большом театре балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Начинает читать курс живописи в Московском институте прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ)
П.В. Вильямс (1902-1947). Балерина Марина Семенова (1908-2010). 1945 г. Холст, масло. 160 х 136 см.
Сочинский художественный музей им. Д.Д. Жилинского.
Балерина Марина Тимофеевна Семенова - лауреат Сталинской премии (1941), Герой Социалистического Труда (1988),
орденоносец, была три раза замужем и скончалась 9 июня 2010 года в Москве на 102-м году жизни у себя дома.
Похоронена на Новодевичьем кладбище.
П.В. Вильямс (1902-1947). Фейерверк. Эскиз декораций к балету С.С. Прокофьева «Золушка».
Постановка Р.В. Захарова. ГАБТ, Москва. 1945 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз панорамы (1) к балету С.С. Прокофьева «Золушка». ГАБТ, Москва. 1945 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз панорамы (2) к балету С.С. Прокофьева «Золушка». ГАБТ, Москва. 1945 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз панорамы (3) к балету С.С. Прокофьева «Золушка». ГАБТ, Москва. 1945 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз панорамы (4) к балету С.С. Прокофьева «Золушка». ГАБТ, Москва. 1945 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декораций к балету С.С. Прокофьева «Золушка». ГАБТ, Москва. 1945 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Комната мачехи. Эскиз декораций к балету С.С. Прокофьева «Золушка».
ГАБТ, Москва. 1945 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Часы. Эскиз декорации к балету С.С. Прокофьева «Золушка». ГАБТ, Москва.
1945 г. Музей ГАБТ.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз десяти мужских костюмов к балету С.С. Прокофьева «Золушка».
ГАБТ, Москва. 1945 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз женских костюмов к балету С.С. Прокофьева «Золушка».
ГАБТ, Москва. 1945 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз костюма Принца к балету С.С. Прокофьева
«Золушка». ГАБТ, Москва. 1945 г.
А еще хочу вернуться в 1-ю часть поста, т.к. появился интересный комментарий к редкому жанру «ню» в творчестве Петра Вильямса.
Картину 1934 года «Купальщицы» Вильямс в 1946–1947 годах подарил на новоселье своему знаменитому другу Дмитрию Шостаковичу – так «Купальщицы» стали частью личной художественной коллекции композитора. После его смерти работу хранила вдова Ирина Антоновна.
П.В. Вильямс (1902-1947). Купальщицы. 1934 г. Холст, масло. 132,5 x 132,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Для картины позировали две подруги: физик Нина Шостакович (1909–1954), первая жена композитора, и актриса Анна Амханицкая, жена художника. Работу отличает сочетание конкретного и идеального. На первом плане модель с характерной для 1930-х годов короткой стрижкой расчесывает волосы. Стоящая позади женщина растирает спину полотенцем. Приметы советского повседневного быта художник сочетает с формами, свойственными высокому классическому искусству. Среди них квадратный формат картины, который привносит в композицию ощущение вечности и статики. Кроме того, это идеализированная трактовка женских тел и сдержанная, холодная эротичность – возможная отсылка к произведениям школы Фонтенбло. Необычна постановка фигур – аллюзия к аллегорическим композициям классической школы. Женщины словно стоят по разные стороны зеркала, как две сущности целого, как нимфы – ипостаси единой природы. Мерцающая вдали радуга и фосфорический зеленый свет, заполняющий всё пространство, усиливают мистическое впечатление. Всё это выводит бытовую сцену на уровень священнодействия. Советские физик и актриса превращаются в античные божества.
П.В. Вильямс и А.С. Амханицкая. Фотография 1940-е гг.
По воспоминаниям И.А. Шостакович, жена Вильямса всегда говорила, что наиболее значительные произведения ее мужа должны быть сосредоточены в коллекции Третьяковской галереи. Безусловно, именно такова работа «Купальщицы». Картина получила признание сразу после своего появления: в 1934 году она экспонировалась на XIX Венецианской биеннале. Сегодня это единственная живописная работа Вильямса в жанре обнаженной натуры в коллекции Третьяковской галереи.
В 1947 году П. Вильямсу присваивается звание профессора живописи Московского института прикладного и декоративного искусства. Избирается председателем Государственной экзаменационной комиссии художественного факультета Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК).
Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
П.В. Вильямс (1902-1947). Проход гостей. Эскиз декорации к балету С.С. Прокофьева
«Ромео и Джульетта». Постановка Л.М. Лавровского. ГАБТ, Москва. 1946 г. Музей ГАБТ.
П.В. Вильямс (1902-1947). Комната Джульетты. Эскиз декорации к балету С.С. Прокофьева
«Ромео и Джульетта». ГАБТ, Москва. 1946 г. Музей ГАБТ.
Афиша спектакля «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского.
Постановка Центрального детского театра (ЦДТ), Москва. 1949 г.
П.В. Вильямс демонстрирует руководству ЦДТ эскизы оформления к спектаклю «Как закалялась сталь».
Фотография 1947 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации. Инсценировка Ф.П. Бондаренко по роману
Николая Островского «Как закалялась сталь». Москва, Центральный детский театр. 1947 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскизы мужских костюмов. 18 персонажей. Инсценировка Ф.П. Бондаренко
по роману Николая Островского «Как закалялась сталь». Москва, Центральный детский театр. 1946 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскизы костюмов. 16 персонажей. Инсценировка Ф.П. Бондаренко по роману
Николая Островского «Как закалялась сталь». Москва, Центральный детский театр. 1946 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации. Комната Тони. Инсценировка Ф.П. Бондаренко по роману
Николая Островского «Как закалялась сталь». Москва, Центральный детский театр. 1946 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Вторая картина. У Павки. Инсценировка Ф.П. Бондаренко по роману
Николая Островского «Как закалялась сталь». Москва, Центральный детский театр. 1946 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к спектаклю «Накануне». 1946 г. холст, масло. 60 х 90,5 см.
Аукцион Кардашиди арт & АРТ-СОЮЗ, Москва, 2022 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Успенский собор. Эскиз декорации по пьесе А.Н. Толстого «Трудные годы» (2-я часть трилогии «Иван Грозный». МХАТ, Москва. 1946 г. Музей МХАТ
П.В. Вильямс. Фотография Моисея Наппельбаума, 1940-е гг.
Всего за свою жизнь Вильямс оформил более 50 постановок в 17 театрах. Он создавал в спектаклях масштабные и утонченные световые партитуры, любил пышно оформлять порталы сцены. Во МХАТе он был художником 7 спектаклей, один из которых («Ложь» по пьесе Афиногенова, 1933) запретили к показу. Вроде бы не так много. Но его след в истории Художественного театра очень существенен, о чем свидетельствуют и выставки, посвященные творчеству Петра Вильямса, которые проводит Музей МХАТ. За последнее время их было две: «Петр Вильямс и Михаил Булгаков» и «Родственные души. Петр Вильямс и Алексей Понсов».
Персональные выставки Вильямса прошли в 1948 и 1952 году в Москве.
П.В. Вильямс (1902-1947). Дмитрий Шостакович (1906-1975). 1947 г. Холст, масло. 100 х 124 см.
Российский национальный музей музыки (б. им. М.И. Глинки), Москва.
П.В. Вильямс (1902-1947). 1-2. Эскизы костюмов актрисы Марины Ладыниной (1908-2003) к фильму «Сказание
о земле Сибирской». 1946 г. Бумага, гуашь. 43 х 28,5 см (в свету). Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2020 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Портрет кинорежиссера Александра Довженко (1894-1956).
1947 г. Холст, масло. Черниговский областной художественный музей, Украина.
П.В. Вильямс (1902-1947). Весна. Портрет А. Мартинсон и А. Понсова. 1947 г. Холст, масло. 170 x 150 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В 1947 (год смерти мастера) был написан портрет А. Мартинсон и А. Понсова. Изображенные на балконе молодые люди – представители театрального мира. Анна, дочь известного актера Сергея Мартинсона, была театральным художником, а также работала в кино как художник по костюмам. Алексей Понсов был учеником Вильямса, после окончания постановочного факультета Школы-студии МХАТ работал театральным художником. Об их взаимоотношениях известно мало, они были знакомы друг с другом, общались в театральных кругах. Освещенные солнцем, молодые и красивые, они стоят на фоне одного из обычных дворов послевоенной Москвы, олицетворяя возрождение мирной жизни и надежду на светлое будущее.
П.В. Вильямс (1902-1947). Весна. Портрет А. Мартинсон и А. Понсова. Фрагмент. 1947 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Афиша спектакля «Великие дни» по пьесе Николая Вирты. Постановка Н.П. Охлопкова.
Московский театр драмы, 1947 г.
К сожалению, послевоенный период Петра Владимировича был очень коротким, но именно в это время, в свой последний год он сумел создать декорации, в которых воплотил всю мощь нашей победы в Сталинградской битве. В 1947 году МХАТ им. М. Горького поставил пьесу Бориса Чиркова (1904-1966) «Победители», написал эскизы декораций к пьесе А. Афиногенова «Ложь» (1933), где ОСТовский урбанизм Вильямса проявлен во всем своем обаянии (спектакль был запрещен к показу). Московский театр драмы осуществил постановку пьесы Николая Вирты «Великие дни».
П.В. Вильямс (1902-1947). Блиндаж. Эскиз декорации к спектаклю «Великие дни» Николая Вирты. 1947 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к спектаклю «Великие дни» Николая Вирты. 1 картина 3 акта.
Московский театр драмы. 1947 г. Бумага, темпера. 46,7 х 59,7 см.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к спектаклю «Великие дни» Николая Вирты.
4 картина 4 акта. Московский театр драмы. Бумага, темпера. 47,2 х 57,9 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
П.В. Вильямс (1902-1947). Ассамблея. Эскиз декорации к балету Р.М. Глиэра «Медный всадник»
в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова (. Мариинский театр).
Постановка не осуществлена. 1947 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Кремль ночью. Вид из-под Боровицкого моста на Кремлевскую набережную.
Эскиз декорации к балету А.А. Крейна «Юность». Постановка не осуществлена. 1947 г. Музей ГАБТ.
П.В. Вильямс (1902-1947). Мужские костюмы (рыбаки). Эскиз костюмов к балету А.А. Крейна «Юность».
Постановка не осуществлена. 1947 г. Музей ГАБТ.
П.В. Вильямс (1902-1947). Горное ущелье. Эскиз декорации к балету «Жизнь» А.М. Баланчивадзе.
Постановка не осуществлена. 1947 г. Музей ГАБТ.
П.В. Вильямс (1902-1947). Заход Солнца. Майори. 1947 г. Холст, масло. 50 х 74 см. Собственность А.С. Вильямс.
И в заключение, нашлась ранняя картина Вильямса 1925 года «Бой» из Львовского музея, теперь уже под названием «Фашизм»
П.В. Вильямс (1902-1947). Фашизм (Бой). 1925 г. Холст, масло. 332 х 200 см.
Львовская национальная галерея искусств имени Бориса Возницького.
Пётр Владимирович Вильямс. Фотография 1947 г.
К сожалению, не все задумки художника были исполнены. Скоропостижная смерть в 1947 году прервала мощный размах творчества Петра Вильямса. Пётр Владимирович Вильямс умер 1 декабря 1947 года в Москве от последствий простуды в возрасте 45 лет. Похоронен на Введенском кладбище.
Памятник на могиле П.В. Вильямса на Введенском кладбище в Москве.
Композитор Дмитрий Шостакович посвятил памяти Вильямса свой Струнный квартет № 4, написанный в 1949 году.
В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе Вильямсу посмертно присуждена серебряная медаль за эскиз декорации к опере М.И. Глинки «Иван Сусанин».
И еще интересная подробность о П.В. Вильямсе – первую монографию о жизни и творчестве художника написала через 6 лет после его смерти жена Александра Тышлера Флора Сыркина, а воспоминания о нем оставил другой остовец – Александр Лабас.
Петр Владимирович Вильямс. Монография. Автор-составитель Флора Сыркина. Москва, Издательство «Советский художник», 1953 г. - 138 с., ил. 2. Т. Клюева. Петр Владимирович Вильямс. 1902-1947. Альбом. Москва, Издательство «Искусство», 1956 г. - 40 с., ил. Серия: Массовая библиотека «Искусство».
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 157-158, 182-183.
Балет «Ромео и Джульетта». Хореограф Л.М. Лавровский. Композитор С.С. Прокофьев. Художник П.В. Вильямс. Исполнители: Джульетта - Екатерина Максимова, Ромео - Владимир Васильев. Артисты балета и оркестр Большого театра Союза ССР, дирижёр А.М. Жюрайтис. ГАБТ, 1974 г.