Александр Лабас в мастерской. На мольберте портрет Ольги Лабас. Фотография 1980-е гг.
Лабас прожил долгую жизнь, однако не в гуще событий, хотя и родился накануне бурных событий в 1900 году. Александр Аркадьевич был полностью сосредоточен на своем творчестве, которое не находило понимания и признания ни в официальных кругах, ни среди коллег, ни в среде искусствоведов. Лабас был идеалистом, но обладал сильным характером. Как художник, он не позволил себе пойти на компромисс с собственной совестью и отстаивал свои принципы в искусстве. А потому и прожил с клеймом формалиста, что означало отлучение от наград, выставок, да просто от пайка в виде квартиры, дачи, поездок - до последнего дня своей жизни в 1983 году. Классиком Лабас стал лишь в 1970-х годах: в 1976-м, спустя сорок лет после того, как его объявили художником-формалистом, прошла его первая персональная выставка. Именно тогда музеи бросились пополнять свои коллекции акварелями и маслом Лабаса. Сегодня творчество Лабаса стало нам ближе и понятнее, нежели искусство тех, кто его отвергал.
А.А. Лабас (1900-1983). Автопортрет. 1975 г. Холст, масло. 70 х 50 см.
Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону.
Композиции Александра Лабаса 1960-1970-х годов – это яркие, свободные фантазии художника, творившего эстетику нового мира. Он словно «вел» проникновенный рассказ о космических открытиях, о зарождающемся будущем, о покорении человеком безграничных пространств и бесконечного времени. Он был романтическим созерцателем, увлеченным живописцем и мечтательным графиком. Его уникальные, выполненные в разных техниках рисунки, вызывают ощущение чуда. Своим искусством живописец-романтик воспевал достижения человечества, глядя на них глазами мечтателя-фантаста.
А.А. Лабас (1900-1983). Модница. 1970 г. Бумага, акварель, темпера, белила. 31,7 х 24 см.
Музей-заповедник «Абрамцево».
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет В.В. Маяковского. 1970 г.
Бумага, акварель, белила, тушь, карандаш. 58,5 х 41 см.
Музей В.В. Маяковского, Москва.
А.А. Лабас (1900-1983). В.В. Маяковский. Эскиз. 1970 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Художник В.А. Фаворский (1886-1964). 1970 г.
Бумага, акварель, белила, перо. 32 х 24 см.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
А.А. Лабас (1900-1983). В.А. Фаворский. Эскиз. 1970-е гг. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Художник Павел Кузнецов (1878-1968). 1970 г.
Бумага, акварель, белила, перо. 31,9 х 24 см.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
А.А. Лабас (1900-1983). Пианист Яков Флиер (1912-1977) за роялем. Вариант.
1970 г. Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет художницы (Антонина Софронова, 1892-1966). 1970-е гг.
Бумага, акварель. 60 х 60 см. Галерея АртПанорама, Москва.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет А.А. Капицы. 1970-е гг. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
Анна Алексеевна Капица-Крылова (1903–1996) – жена академика Петра Леонидовича Капицы.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет Тамары Курасовой. 1972 г. Картон, масло.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Эсфирь Курасова. 1972 г. Картон, масло.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Советский художник-нонконформист Павел Никонов (род.1930).
1972 г. Бумага, пастель, фломастер. 21,8 х 14,8 см.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
А.А. Лабас (1900-1983). За рюмкой. 1973 г. Бумага, ручка, перо. 17,7 х 13,5 см.
Аукционный дом «Художественный», Москва, 2023 г.
А.А. Лабас и Л.Б. Нойман-Лабас. Фото Игоря Пальмина, 1976 г.
Самые ранние, беспредметные вещи Лабас начал повторять в конце 1950-х - начале 1960-х годов, а к космическому циклу вернулся в конце 1970-х. На пороге 80-летия вопросы о грандиозности мира занимали его не меньше, чем в молодости. Идея освоения соседних планет в 1920-х была необычайно популярна - в ней видели единственный способ спасения нашей цивилизации, бесконечные перспективы и прогресс, в которые так верил Александр Лабас. «Он не раз возвращался к этим своим размышлениям, когда рисовал абстракции, чем-то напоминающие некие метагалактические объекты, несущиеся в искривленном пространстве. Да и на полях его тетрадей с набросками встречаются схемы движения многочисленных планет с пометками «разработать подробнее».
А.А. Лабас (1900-1983). На Черном море. Серия «Весна в Ялте». 1970 г. Картон, масло. 49,5 х 69,7 см.
Музей изобразительных искусств, Комсомольск-на-Амуре.
А.А. Лабас (1900-1983). Весна в Ялте. Пароход. 1970 г. Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Весна в Ялте. Дорога в Севастополь. Вариант. 1970 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Весна в Ялте. Набережная. 1970 г. Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Солнечный день. Из серии «Весна в Ялте». 1970 г. Бумага, акварель. 36,5 х 51 см.
Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Весна в Ялте. Улица у моря. 1970 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). На пляже. 1970 г. Бумага, смешанная техника. Галерея АртПанорама, Москва.
А.А. Лабас (1900-1983). Весна в Ялте. Ожидают пароход. 1970 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
Александр Аркадьевич Лабас на открытии персональной выставки. Фотография 1976 г.
С конца 1950-х годов Лабас вновь обращается к беспредметному творчеству, воспроизводя утраченные работы 1920-х («Композиция на сером фоне», 1978) и разрабатывая новые формы синтеза миметического и абстрактного, наследуя теории В.В. Кандинского в сопоставлении живописи и музыки («Фантастический пейзаж», 1973; «Оркестр», 1981). Создавая научно-фантастическую космогонию, он изучает первоэлементы бытия, постигая механизмы Вселенной сквозь непрерывное перерождение её «вещества» от материальности к умозрительности.
Размышления о формах самоосуществления мироздания воплощены в серии «Жители отдалённых планет» (1968-1976), предвосхищающей поэтику постмодернизма в цитатности художественного текста и иронической реконструкции тотального «межгалактического» историзма.
А.А. Лабас (1900-1983). Часовая башня электродепо «Измайлово» Московского метрополитена. 1970-е гг.
Картон, масло. 23 х 35 см. Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 2022 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Москва. Летний день. 1970 г. Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Москва. Гуляют летом. 1970 г. Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Дождь и солнце. Из серии «Хотьково - Абрамцево». 1971 г.
Холст, масло. 95 х 75 см. Костромской музей-заповедник.
А.А. Лабас (1900-1983). На стадионе. 1970 г. Бумага, пастель, черная шариковая ручка,
фломастер. 32 х 23,8 см. Аукционный дом «Антиквариум», Москва, 2017 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Прогулка. 1970 г. Бумага, смешанная техника. 31,5 х 23,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2020 г. Эстимейт 25.000 - 50.000 руб.
А.А. Лабас (1900-1983). Серия «Космос, океан». В глубине океана. Акула. 1971 г. Картон, масло. 50 х 80 см.
Галерея Леонида Шишкина.
А.А. Лабас (1900-1983). Серия «В глубине океана. Из батисферы». № 5, Акула. 1976 г.
Холст на картоне, масло. 50 х 70 см. Галерея Леонида Шишкина.
Цикл «Цветовые композиции» Лабаса, большинство рисунков которого построено на взаимодействии цветных пятен, кругов и витиеватых линий, напоминает о причудливости и непредсказуемости человеческой мысли. В этих работах природа, и космос, окружают людей, делают их частью единого мира. Портреты, танцующие, сидящие, спящие, плавающие в невесомости фигуры попадают в некие параллельные вселенные, наполненные светлыми грезами.
А.А. Лабас (1900-1983). Фантазии. 1971 г. Бумага, акварель. Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Цветные капли. 1971 г. Бумага, акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). Композиции с серыми и оранжевыми пятнами.
Из серии «Цветовые композиции». 1972 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Женщина в шляпе с вуалью. 1972 г.
Бумага, цветные карандаши, шариковая ручка. 20,5 x 15 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
А.А. Лабас (1900-1983). Под желтым зонтиком. Солнце (из альбома зарисовок).
1972 г. Бумага, шариковая ручка, цветные карандаши. 20,5 х 16,5 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва, 2018 г. Эстимейт 36.000 - 45.000 руб.
А.А. Лабас (1900-1983). Дама на буйволе. 1972 г. Бумага, цветные карандаши,
шариковая ручка. 20,5 x 16,6 см. Галерея АртПанорама, Москва.
На персональной выставке А.А. Лабаса (в центре). У микрофона (слева) выступает искусствовед В.И. Ракитин,
один из авторов «Энциклопедии русского авангарда». Фотография 1976 г.
К 70-летию, несмотря на восторги поклонников и «зеленый свет» музеям, ни звания, ни тем более зал под выставку Лабас не получил. Но только те, кто не знал Александра Аркадьевича лично, могли наивно полагать, что он будет перебирать вырезки из газет и перечитывать книги отзывов пятилетней давности. Лабас действительно не чувствовал своих лет, особенно когда к нему обращались «Шура», как в молодости. Трижды прав был Оскар Уайльд, сказав, что трагедия старости не в том, что тело стареет, а в том, что душа при этом остается молодой. «С трудом могу представить, насколько эти цифры не соответствуют моему чувству времени, ощущению реальности. Как много я бы мог еще сделать именно теперь, как это ни парадоксально», - писал Александр Аркадьевич в дневнике на пороге 80-летия. Плакат для своей выставки Лабас не доверил никому и сделал сам, причем два варианта: один - с «Эскалатором в метро», второй - с «Самолетом над городом». Выбрали «Эскалатор».
А.А. Лабас (1900-1983). 1. В метро. Из серии «Москва». 1972 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. 2. Эскиз плаката к персональной выставке. 1976 г. Бумага, карандаш, акварель. 85,8х61,3 см.
А.А. Лабас (1900-1983). В старом городе после дождя. 1973 г. Картон, масло.
Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Рига. Старые дома. 1973 г. Картон, масло.
Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Утро в Риге. 1973 г. Картон, масло. Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Рига. Три брата. 1973 г. Картон, масло. Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). В кафе «Вей ветерок». Из серии «Рига». 1973 г. Холст на картоне, масло. 49,5 х 68 см.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
А.А. Лабас (1900-1983). На Рижском взморье. 1975 г. Картон, масло. 60 х 80 см.
Смоленский государственный музей-заповедник.
А.А. Лабас (1900-1983). Дзинтари. Знойный день. Из серии «Дзинтари». 1976 г. Бумага, акварель. 45 х 67 см.
Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). На рижском взморье. 1976-1977 гг. Бумага, акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). На берегу моря. 1973 г. Бумага, карандаш, цветные карандаши,
шариковая ручка, пастель. 48 х 36 см. Дом антикварной книги - аукцион «В Никитском»,
Москва, 2022 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Дзинтари. Сосны у берега. 1975 г. Холст, масло.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
Александр Лабас (в центре) с художниками Эдуардом Штейнбергом и Виктором Пивоваровым
на открытии своей персональной выставки. Фотография 1976 г.
В который раз нашего героя недооценили. Не случайно же бывший вхутемасовец Федор Семенов-Амурский написал в книге отзывов: «Ай да Лабас, ай да молодец: сам старик, а искусство его молодое!!». «Лабас изумителен. Это настоящее искусство. Преступление прятать и замалчивать такие вещи. Жутко видеть людей, неспособных наслаждаться подобной живописью. Это плод многолетнего оболванивания мертвой академической рутиной. Совершенно необходимо организовать персональную выставку Лабаса» (Из отзывов на выставку Лабаса 1966 г.)
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет сына. 1974 г. Картон, масло.
Фонд Александра Лабаса и Раисы Идельсон.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет В.Е. Татлина. По ранним эскизам. 1974 г.
Картон, масло. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Татлин на улице. 1976 г. Бумага, пастель. 52 х 33,5 см.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
А.А. Лабас (1900-1983). Мой учитель П.П. Кончаловский. Эскиз. 1976 г.
Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). П.П. Кончаловский с палитрой в руках. 1978 г.
Бумага, пастель, перо. 31,5 х 24,5 см.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
А.А. Лабас (1900-1983). К.Э. Циолковский. Эскиз. 1967 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Серия «Космос, океан». В глубине океана. На дне.
1976 г. Холст, масло. 94 х 64 см. Галерея Леонида Шишкина.
А.А. Лабас (1900-1983). В другой Галактике. 1977 г. Картон, масло. Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Жители отдаленных планет. Неожиданная встреча. 1977 г. Картон, масло.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Ястреб. 1977 г. Калька, шариковая ручка. 21 x 29,8 см. Галерея АртПанорама, Москва.
А.А. Лабас (1900-1983). Жители отдаленных планет. Отдыхает. 1977 г.
Картон, масло. Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Движение. По эскизу 1921 года. 1977 г.
Картон, масло. Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Круговое движение. 1977 г. Холст на картоне, масло.
Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Цветовая композиция с красным центром. 1977 г.
Картон, масло. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Движение. По эскизу 1921 года. 1977 г. Картон, масло. Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Композиция на сером фоне. По эскизам 1920-х годов. 1970-е гг.
Холст, масло. Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Композиция на сером фоне. По эскизам 1920-х годов.
1978 г. Картон, масло. Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Город будущего. 1979 г. Холст, масло. 80 х 59 см.
Томский областной художественный музей.
Александр Лабас на персональной выставке. Фотография 1976 г.
После персональной выставки 1976 года Лабас с большим нетерпением ждал музейщиков. Первым на Кузнецком мосту появился приехавший из Ленинграда директор Русского музея Пушкарев. Василий Алексеевич пришел на следующее утро и, ни с кем не поздоровавшись, помчался вдоль стен, указывая на картины. Сотрудницы выставочного зала бежали за ним, едва успевая прикалывать таблички с надписью «Русский музей». Легендарный директор Русского купил у Лабаса несколько работ еще в начале 1960-х годов, до групповой выставки, и в итоге в Петербурге, а вовсе не в Москве сложилась лучшая коллекция художника - без малого три десятка работ. К огромному сожалению Александра Аркадьевича, представители Третьяковской галереи, любимейшего его музея, посетили выставку лишь через несколько дней. Зато директор Пушкинского музея успела посмотреть экспозицию в первый же день. Ирина Александровна Антонова приехала вечером, когда выставочный зал уже закрывался, но все нужные распоряжения сделала: отобрала 36 акварелей для гравюрного кабинета ГМИИ им. А.С. Пушкина в добавление к тем, что были куплены музеем 40 лет назад.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет Ирины Антоновой. 1972 г.
Бумага, карандаш, шариковая ручка. С дарственной надписью.
Ирина Александровна Антонова (1922-2020) - советский и российский учёный-искусствовед, специалист по
итальянской живописи эпохи Возрождения, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина в течение 52 лет с 1961 по 2013 год.
А.А. Лабас (1900-1983). Леони в Дзинтари. 1976 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Ольга. 1975 г. Холст на картоне, масло.70 х 45,5 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
А.А. Лабас (1900-1983). Ольга Лабас. 1977 г. Картон, масло. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет Ольги Лабас в пестром платье. 1978 г.
Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет Е.И. Буториной. 1976 г. Холст, масло. 80 х 60 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2008 г. Эстимейт 400.000 - 600.000 руб.
Евгения Иннокентьевна Буторина (род.02.04.1925) – искусствовед, окончила МГУ в 1949 году,
автор первой монографии об А.А. Лабасе (Москва, 1979 г.)
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет актрисы Софьи Сайтан (1915-1982). 1977 г.
Холст на картоне, масло. 70 х 50 см. Галерея Леонида Шишкина.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет Татьяны Кантор. 1977 г. Бумага, акварель.
67 х 45,5 см. Калининградский областной музей изобразительных искусств.
А.А. Лабас (1900-1983). 1. Портрет актрисы Ирины Дега-Живатовской (1907-1989). 1979 г. Холст, масло. Собрание О.М. Бескиной-Лабас. 2. Натан Альтман (1889-1970). Портрет Ирины Дега. 1927 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Для сравнения - где здесь Первый и где здесь Второй русский авангард? Кстати, к французскому импрессионисту
Эдгару Дега актриса никакого отношения не имела.
А.А. Лабас (1900-1983). На улице. 1979 г. Бумага, цветные карандаши.
А.А. Лабас (1900-1983). Самолеты прилетели в Москву. 1977 г. Бумага, акварель. 44 х 63,3 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2023 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Утро в аэропорту. 1978 г. Картон, масло. 49,5 х 69 см.
Музей изобразительных искусств, Комсомольск-на-Амуре.
А.А. Лабас (1900-1983). Летят. 1928 г. Переработано в 1979 г. Холст, масло.
Ярославский художественный музей.
Каталог выставки «Москва – Париж». Государственный музей изобразительных искусств
имени А.С. Пушкина. В 2-х томах. Москва, 3 июня – 4 октября 1981 года.
В России надо жить долго - только тогда можно дождаться признания. В случае с Лабасом эта истина в очередной раз подтвердилась. Одно дело — персональная выставка на Кузнецком, не говоря уже о групповой, а совсем другое - эпохальная выставка «Москва - Париж» в беломраморном «храме искусства» на Волхонке в 1981 году. Из ее участников с российской стороны до великого дня дожили лишь двое - Александр Лабас и Сергей Лучишкин, затерявшиеся в огромной вернисажной толпе; с французской - Марк Шагал из Витебска, французским художником никогда себя не считавший. Каково это было Лабасу: видеть свои работы рядом с Матиссом, Пикассо, Марке, Модильяни, Серовым, Грабарем и всем классическим набором имен русского Серебряного века? Поздновато, конечно, на девятом десятке чувствовать себя мировой знаменитостью, даже если никогда не сомневался в собственной гениальности.
Мой входной билет на выставку «Москва – Париж» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 29 сентября 1981 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет Альберта Эйнштейна. 1965 г. Холст на картоне, масло.
Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Эйнштейн. Эскиз. 1977 г. Бумага, смешанная техника.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Эйнштейн в желтом свитере. 1977 г.
Бумага, смешанная техника. 76 x 48 см. Галерея АртПанорама, Москва.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет Альберта Эйнштейна. 1978 г.
Холст на картоне, масло. 69 х 49 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
А.А. Лабас (1900-1983). Дмитрий Шостакович. Эскиз к портрету. 1979 г.
Бумага, смешанная техника. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет кинорежиссера Григория Рошаля (1899-1983).
1977 г. Холст, масло. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет С.Е. Вахтангова. 1979 г. Холст, масло. 80 х 58 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Сергей Евгеньевич Вахтангов (1907-1987) - советский архитектор, художник; занимался проектированием
жилых и общественных зданий. Сын актёра и режиссёра Евгения Багратионовича Вахтангова.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет режиссера Виктора Комиссаржевского (1912-1981).
1978 г. Холст, масло. 80,5 х 60,5 см. Музей изобразительных искусств Республики Карелия,
Петрозаводск.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет искусствоведа Юрия Молока (1929-2000).
1978 г. Бумага, акварель. Собрание О.И. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Москва. Хор дирижера Валерия Полянского. 1978 г.
Бумага, акварель, карандаш. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Автопортрет с кистью. 1978 г. Холст на картоне, масло.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
И Лабас выдержал самое высокое соседство, оказавшись в числе тех восьмидесяти картин, которые кураторы отобрали для раздела «Живопись 1917–1930». У Лучишкина - хрестоматийный «Шар улетел», а у Лабаса - «Первый паровоз на Турксибе», «Дирижабль и дети» и две ранние акварели: «Вечером в городе» и «Пейзаж в Сочи». А рядом висели Ван Донген и Натан Альтман, Вламинк и Вильямс, Дейнека и Дерен, Делоне и Кончаловский, Малевич и Миро, Матисс и Павел Кузнецов, Моне и Осмеркин, Пикассо и Пименов, Розанова и Руо, Сутин и Тышлер, Филонов и Шагал, Штеренберг и Макс Эрнст - дальнейшие комментарии излишни. Открывшаяся в июне 1981 года в Пушкинском музее выставка была нашим «ответом» выставке «Париж - Москва», устроенной в 1979 году в новом парижском музее современного искусства - Национальном центре искусства и культуры имени Жоржа Помпиду. Французы выставили одну вещь Лабаса - полутораметровый вертикальный холст «Дирижабль и дети» из Русского музея, написанный в 1930 году.
А.А. Лабас (1900-1983). Поэт Борис Пастернак (по старым эскизам). 1980 г.
Картон, масло. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет жены (Леони). 1968 г. Холст, масло.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). На Внуковском аэродроме. Леони у окна.
Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет сына, биолога Юлия Лабаса. 1980 г.
Бумага, акварель. 67,8 х 46,8 см. Курганский областной художественный музей.
А.А. Лабас (1900-1983). Ольга Лабас в самолете. 1980 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Девушка 80-х годов (Ольга Лабас). 1981 г.
Холст, масло. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Внучка Алиса. 1980 г. Бумага, акварель.
Фонд Александра Лабаса и Раисы Идельсон.
А.А. Лабас (1900-1983). Архитектор О. Вахтангова. 1980 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Художница Наташа Мурадова. 1980 г.
Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Женский портрет. 1958 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет писателя Марка Уральского (род.1948).
1983 г. Бумага, акварель. 63 х 43,5 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Александр Лабас с семьей на даче. Фото 1980 г.
В последние годы, опасаясь за здоровье мужа, Леони Беновна на похороны его не пускала. Когда в 1977 году умер Юрий Иванович Пименов, а в 1979-м Андрей Дмитриевич Гончаров - друзья по жизни, по юности, по искусству, - делегировала на них Ольгу со словами: «Дядя это может расстроить!». Человек она вообще была достаточно жесткий, поэтому у нее хватало душевных сил оберегать мужа от проблем, которые могли хотя бы ненадолго извлечь Александра Аркадьевича из его собственного внутреннего мира. «Этот мир умещался в его душе со всеми радостями и трагедиями, болью и печалью, а жена просто защищала от тех, кто на него посягал. Родственники, конечно, обижались на его отстраненность, а еще больше на Леони за «отстранение» Шуры от своих близких. Нет, конечно же он всех любил, был нежным и внимательным, но все они существовали вне его искусства, а значит - где-то на втором плане.
А.А. Лабас (1900-1983). В мастерской художника. 1982 г. Холст, масло. 100 х 82 см.
Галерея Леонида Шишкина.
А.А. Лабас (1900-1983). Из серии «По мотивам поэмы А.Блока “Двенадцать”» (1).
1982 г. Бумага, смешанная техника. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Из серии «По мотивам поэмы А.Блока “Двенадцать”» (2).
1982 г. Бумага, смешанная техника. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Из серии «По мотивам поэмы А.Блока “Двенадцать”» (3).
1982 г. Бумага, смешанная техника. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Из серии «По мотивам поэмы А.Блока “Двенадцать”» (4).
1982 г. Бумага, смешанная техника. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). «Нет войне» из серии «Мы за мир». 1981 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Обреченная. Из серии «Хиросима». 1970 г.
Бумага, акварель. Государственный музей Востока, Москва.
А.А. Лабас (1900-1983). Оркестр. 1981 г. Картон, масло. Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Дзинтари. Раннее утро у моря.
1982 г. Бумага, акварель.
Александр Лабас и внучка Алиса, 1980 г.
Через год после выставки «Москва - Париж» Лабасы переехали в новую, маленькую, зато двухкомнатную, квартиру на Петровско-Разумовской аллее. «Сейчас у меня вновь очень творческий период и мне удается использовать весь свой опыт, объединить все, что было сделано, в единое целое, применить к новым работам накопленный за всю жизнь творческий арсенал. Возможно, придется делать вещи малого размера, чтобы сберечь время. Их я могу делать очень быстро, следовательно, они уже будут существовать. Ну, а если сумею их выполнить в настоящую величину, будет совсем хорошо… Как бы мне хотелось дожить до 2000 года, но, конечно, со способностью видеть, чувствовать, переживать, что уже очень трудно, почти невозможно».
А.А. Лабас (1900-1983). Танцы. Бумага, акварель. 19 х 27 см.
А.А. Лабас (1900-1983). Последнее лето. Платформа 42 км. 1983 г.
Бумага, акварель. 32,2 х 23,2 см. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Последнее лето. Порывистый ветер. 1983 г.
Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Последнее лето. Две дороги. 1983 г.
Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Последнее лето. Машина на дороге. 1983 г.
Бумага, акварель. Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Последнее лето. Ирисы на окне. 1983 г.
Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Сон биолога. 1983 г. Бумага, смешанная техника. 30,2 x 22,2 см.
Галерея Леонида Шишкина.
А.А. Лабас (1900-1983). Автопортрет в сером пиджаке. 1981 г.
Бумага, акварель. 63,5 х 45 см.
Новосибирский государственный художественный музей.
Почетное звание «Заслуженный художник РСФСР» Александру Лабасу за заслуги в области советского изобразительного искусства было присвоено только в августе 1980 года.
Лабасу принадлежат пророческие слова: «… в чем я уверен, так это в том, что с каждым десятилетием мои работы будут более и более понятны, ну а через 50 или 100 лет – вот тогда они зазвучат в полную силу, и все увидят в них наше время…». Прошло сто лет, поэтически созидательные творения мастера стали как нельзя более востребованными, а отображенное в них время предстало исполненным энтузиазма и вдохновения.
И в заключение несколько ранних и пропущенных картин Александра Лабаса:
А.А. Лабас (1900-1983). Первомайский парад. 1927 г. Впервые опубликован в журнале
«Красная нива» в 1935 году и переработан в 1975 году. Холст на картоне, масло. 68 х 50 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
А.А. Лабас (1900-1983). Полет дирижабля, самолеты и парашют. Из серии «Авиация».
Вариант. 1930-е гг. Холст, масло. 97,5 x 80 см. Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Аэропоезд С.С. Вальднера. Эскиз. 1933 г. Бумага, акварель.
Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
А.А. Лабас (1900-1983). Гидросамолёт. 1936 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Запуск аэростата. Из серии «Авиация». 1937 г.
Музей изобразительных искусств, Комсомольск-на-Амуре.
А.А. Лабас (1900-1983). Космос. Без даты. Картон, масло. Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Шахтеры.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет жены (Леони) в красном. 1937 г. Холст, масло.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Леони. Портрет жены. 1956 г. Картон, масло.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет художника Бориса Эндера (1893-1960). 1955 г.
Картон, масло. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет художника Александра Морозова (1902-1997).
1959 г. Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет искусствоведа Ольги Северцевой (1931-2021).
1956 г. Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Автопортрет на фоне картины «Октябрь» 1928 года. 1978 г.
Холст, масло. 73,8 х 92,7 см. Костромской музей-заповедник.
Александр Аркадьевич Лабас скончался 30 августа 1983 года в Москве в возрасте 83 лет. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Лабас умер внезапно, планируя на следующий день «с кистью в руках» писать московские улицы - свою любимую тему - ДВИЖЕНИЕ, умер в полной уверенности, что через пятьдесят и, даже, сто лет его работы «зазвучат в полную силу».
Семейное захоронение Александра Лабаса на Ваганьковском кладбище, 16 участок.