-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Слава44

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) про_искусство Live_Memory Только_для_мужчин
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 2748


СОВЕТСКИЕХУДОЖНИКИ-НОНКОНФОРМИСТЫ – НАТАЛЬЯ ИГОРЕВНА НЕСТЕРОВА (1944-2022), ЧАСТЬ IV

Пятница, 24 Февраля 2023 г. 22:03 + в цитатник
в 4-ю часть (700x437, 587Kb)
Наталья Нестерова на фоне своих пляжных картин. Фотография 2000-е гг.

Наталья Нестерова принадлежит к числу наиболее заметных авторов, пришедших в отечественное искусство в 1970-е годы. Ученица прославленных советских реалистов, Д.Д. Жилинского и А.М. Грицая, она, однако, заметно расходится в своем творчестве с заветами учителей. Самобытность живописных образов Нестеровой соединяется с техниками, заимствованными у модернистов, а также наивных художников, что делает ее работы поэтичными и изящными. Авторская манера художницы отличается пристрастием к парадоксальным, гротескным сюжетам, упрощенностью рисунка, отмеченного явным влиянием примитива, сдержанным, но звучным колоритом, построенным на контрасте богатой палитры землистых оттенков с голубым и зеленым, необычной плотностью фактуры. Сегодня стиль Натальи Нестеровой остается узнаваемым в многообразии отечественной живописи. Яркая индивидуальность и глубина затрагиваемых тем утверждают ее творчество, как интереснейшее явление русской культуры.


2001 Н. Нестерова на фоне карт Карусель из собр. В.И. Некрасова.jpg (555x700, 91Kb)
Наталья Нестерова на фоне картины «Карусель» из собрания В.И. Некрасова.
Фотография 2001 г.

Об одном свойстве представлений об искусстве и вообще искусства Натальи Нестеровой надо сказать особо. Она прирожденный колорист. Следуя классическим традициям - от живописи XVIII века до «Голубой розы» (Павел Кузнецов, Мартирос Сарьян), до Марка Шагала и до Жоржа Руо, - художник достигает невероятной изысканности палитры. В любой картине Нестеровой можно насчитать десятки градаций белого, соединяющихся с переливами других красок. Что бы она ни изображала, сам по себе этот тончайший, дышащий, пронизанный светом колорит создает ощущение как бы не зависящего от людской воли совершенства мира и бытия.

2000-2006 Маски (18 картин) (700x477, 199Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Маски (Я еще живой, или уже мертвый) (Ya eshche zhivoy, mertv uzhe ya).
18 картин. 2000-2006 гг. Холст, масло. 70,5 х 50,5 см. (каждая). Аукционный дом MacDougall Arts Ltd.,
Лондон, 2014 см. Эстимейт GBP 50.000 - 70.000 фунтов.

2000 Ужин-с-Жако-110 х 120. СОВКОМ 2021. Эстим. 1000000-2000000 руб. (700x580, 222Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Ужин с Жако. 2000 г. Холст, масло. 110 х 120 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2021 г. Эстимtqn 1.000.000 - 2.000.000 руб.

2000 Игроки. Х, м. 120х120. Галерея Семёнов, Москва.   (700x699, 236Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Игроки. 2000 г. Холст, масло. 120 х 120 см. Галерея Семёнов, Москва.

2000 Шашлык. Холст, масло. 100 × 70 (503x700, 201Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Шашлык. 2000 г. Холст, масло. 100 х 70 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

2000 Мальчик, х.м.,72х55 см., Еврейский музей, Нью-Йорк. (527x700, 142Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Мальчик. 2000 г. Холст, масло. 72 х 55 см.
Еврейский музей, Нью-Йорк.

2000 Лето. Х, м. 100 х 150 см. Аук ВЛАДЕЙ Рос (700x460, 149Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Лето. 2000 г. Холст, масло. 100 х 150 см. Аукцион VLADEY, Москва.

2000 Женщина в гамаке. Х, м. 110×100. ЧС (642x700, 167Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Женщина в гамаке. 2000 г. Холст, масло. 110×100 см.
Частное собрание.

2000 Море вспомню я. ЧС, Торонто (700x519, 131Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Море вспомню я. 2000 г. Холст, масло. Частное собрание, Торонто.

2000 Велосипед. Двое. ЧС, США (700x612, 179Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Велосипед. 2000 г. Двое. Холст, масло. Частное собрание, США.

2000-е -- Чайки. Х, м. 48 х 36 дюйм (700x526, 95Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Чайки. 2000-е гг. Холст, масло. 91,4 х 121,9 см.

2000 Велосипедисты (643x700, 87Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Велосипедисты. 2000 г. Холст, масло.

2000 Взморье. Холст, масло. 150х110 (513x700, 145Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Взморье. 2000 г. Холст, масло. 150 х 110 см.
Галерея современного искусства ARTSTORY, Москва.

2002 Женщина с птицами. холст,масло, 88х63см. Частное собрание, Москва. (550x700, 210Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Женщина с птицами. 2002 г. Холст, масло. 88 х 63 см.
Частное собрание, Москва.

2000-е Путешествие. Холст, масло. 90 × 90 (699x700, 276Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Путешествие. 2000-е гг. Холст, масло. 90 х 90 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

2000 Лестница. 150x110. Тульский ИЗО (477x650, 124Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Лестница. 2000 г. Холст, масло. 150 x 110 см.
Тульский музей изобразительных искусств.

Один из главных парадоксов художественной философии Натальи Нестеровой в том и состоит, что на фоне этого исходно-прекрасного мира люди живут какой-то отчужденной и нередко печальной жизнью. Сталкиваясь на выставках со многими гуляньями и застольями в ее картинах, вспоминаются пастернаковские строки:

«И наши вечера - прощанья,
пирушки наши - завещанья,
чтоб тайная струя страданья
согрела холод бытия».

«Тайная струя страданья» всегда была некой скрытой, сокровенной основой любых прежних композиций Нестеровой, даже самых легкомысленных с виду - всех этих «парков», «фонтанов», «о6едов», «террас» и «пляжей». Вроде бы в них нет и помину каких-то публицистических моментов, но постоянное «одиночество в толпе», отьединенность друг от друга, душевная тоска… Душевное оцепенение людей, их одинаковость и даже «манекенностъ», застывание живой плоти, которая превращается в штампованное изваяние…

2000-е Окно в Париж (700x466, 169Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Окно в Париж. 2000-е гг. Холст, масло. Размеры неизвестны, но есть
сравнительное фото этого панно на выставке:

2000-е Окно в Париж 2 (700x534, 174Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Окно в Париж. 2000-е гг. Холст, масло. Фотография Кирилла Панкратова.

2001 Карусель. Х, м. 150 х 200 см. Собр. В.И. Некрасова (700x511, 167Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Карусель. 2001 г. Холст, масло. 150 х 200 см. Собрание В.И. Некрасова.

2003 Карусель. Х, м. 109 х 155 см. Собрание В. И. Некрасова. (700x476, 152Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Карусель. 2003 г. Холст, масло. 109 х 155 см. Собрание В.И. Некрасова.

2000-е Орехи. (663x700, 197Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Орехи. 2000-е гг. Холст, масло.

2000-е Балкон II. Х, м. 145x120 cm (409x570, 136Kb)2000-е Балкон I. Х, м. 145x120 cm (407x570, 124Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Балкон I. Балкон II. 2000-е гг. Холст, масло. 145 х 120 см. (каждый)

2003 Балкон 3. (700x584, 172Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Балкон III. 2003 г. Холст, масло.

2000-е Облако (700x550, 156Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Облако. 2000-е гг. Холст, масло.

2001 Белые лилии. Холст, масло (700x442, 117Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Белые лилии. Диптих. 2001 г. Холст, масло.

2001 На плетеном диване. Диптих. Х, м. 30х60 дм. (700x345, 100Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). На плетеном диване. 2001 г. Диптих. Холст, масло. 76,2 х 152,4 см.

2000-е Танцы. Холст, масло. 100 × 75 (557x700, 208Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Танцы. 2000-е гг. Холст, масло. 100 х 75 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

2001 Ступени. Х, м. 110 х 100 см. ЧС (654x700, 230Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Ступени. 2001 г. Холст, масло. 110 х 100 см. Частное собрание.

2001 Африка. ЧС, Франция (629x700, 207Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Африка. 2001 г. Холст, масло. Частное собрание, Франция.

2002 Н. Нестерова 4 (700x531, 103Kb)
Наталья Нестерова. Фотография 2002 г. (1)

Однако на протяжении долгих лет все эти тревоги и заботы современной жизни художник прятала в игровых фейерверках, карнавальной эксцентрике, гротесках неожиданных превращений и уподоблений: в сущности, на протяжении одного лишь 1989 года в творчестве Н. Нестеровой произошел сильный и резкий сдвиг. Она осталась мастером метафоры, создающим композиции театрализованного свойства, дивные цветовые симфонии. Однако их общее звучание стало иным, чем раньше, обретая черты и свойства высокой трагедии.
Это поистине современные трагедии, некий апокалипсис наших дней, даже если трактуются традиционные сюжеты христианской легенды («Бегство в Египет», «Тайная вечеря». «Избиение младенцев»). В новых картинах Нестеровой господствует широкое обобщение, действие в них отнесено ко всему миру, ко всем людским судьбам.

2001 Гд. Ноцри. Х, м. 85х90 см. Галерея Семёнов, Москва (700x662, 138Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Га-Ноцри. 2001 г. Холст, масло. 85 х 90 см. Галерея Семёнов, Москва.

2001 Игра. Х, м. 76 х 61 см. (каждая). Гал. Леонида Шишкина (700x428, 155Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Игра. Диптих. 2001 г. Холст, масло, коллаж. 76 х 61 см. (каждый).
Галерея Леонида Шишкина.

2001 Игра. Диптих 76 х 61. Бонхэмс Лондон 2007 (2) (700x667, 207Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Игра. 2001 г. Холст, масло. Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2007 г.
2001 Лицо карт (400x490, 128Kb)2001 Маска, 50х40. Сахалин ХМ (390x490, 76Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). 1. Лицо карт. 2001 г. Холст, масло. 60х50 см. Частное собрание. 2. Маска. 2001 г.
Холст, масло. 50х40 см. Сахалинский областной художественный музей, Южно-Сахалинск.

2001 Море. Х, м. 70 х 90 см. Сотбис (700x543, 141Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Море. 2001 г. Холст, масло. 70 х 90 см. Частное собрание.

2001 Маленькие облака. Х, м. 76х65 см. Собрание В.И. Некрасова, Москва. (650x700, 214Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Маленькие облака. 2001 г. Холст, масло. Собрание В.И. Некрасова.

2001 Отбивающийся от стрекоз. ЧС, Ош (514x700, 169Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Отбивающийся от стрекоз. 2001 г. Холст, масло.
Частное собрание, Ош, Киргизия.

2001 Улетающая шляпа. ССХ (630x700, 185Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Улетающая шляпа. 2001 г. Холст, масло.
Собрание семьи художника.
2002 Пианист I. Х, м. 110х100 см. ЧС (432x475, 104Kb)2005 Musette(Музицирование) Х, м. 101,6 x 76,2 см. Аук Шапиро НЙ. Эстим. $30,000 – $40,000 дол. (355x475, 101Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). 1. Пианист I. 2002 г. Холст, масло. 110х100 см. Частное собрание. 2. Musette (Музицирование). 2005 г. Холст, масло. 101,6x76,2 см. Аукцион Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2008 г. Эстимейт $30.000-40.000 дол.
2002 Пианист II (428x500, 117Kb)2002 Камерный орган. (377x500, 107Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). 1. Пианист II. 2002 г. Холст, масло. 2. Камерный орган. Холст, масло.
2002 Бах. (493x700, 134Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Бах. 2002 г. Холст, масло.

2002 Н. Нестерова 1 (700x525, 99Kb)
Наталья Нестерова. Фотография 2002 г. (2)

БЕСЕДА С ХУДОЖНИЦЕЙ НАТАЛЬЕЙ НЕСТЕРОВОЙ, членом Российской Академии художеств, лауреатом Государственной премии России и премии «Триумф».
Опубликовано в журнале «Слово / Word», № 54, 2007 г.

«Картину каждого отдельного художника я смотрю, не сравнивая его ни с кем…» (Наталья Нестерова)
Беседу ведет Лариса Шенкер, Нью-Йорк:

Лариса Шенкер (Л.Ш.): В Музее Гуггенхейма часто организовываются тематические выставки. Последняя была посвящена искусству Испании. Кураторы совместили и показали рядом великих испанских художников прошлых веков и современности. Как вы относитесь к этой идее?
Наталья Нестерова (Н.Н.): Я отношусь к этой идее неважно, потому что современные проиграли в соседстве с великими. Я ходила на выставку еще раз и смотрела уже те картины, которые мне хотелось. Я вообще не очень люблю тематические выставки, когда какая-то тема притягивается за уши. Я смотрю на произведение совершенно иначе: хватает это вас за сердце или нет. Случается вдруг, что-то вас хватает за сердце. Меня очень часто Сезанн или Гойя вдруг выхватывают из огромного пространства. Я так смотрю выставки, а не сравнивая.
Л.Ш.: Для устроителей выставки главное было показать великих художников прежних веков и современности и проследить, если можно, преемственность. Был ли их учеником, скажем, Пикассо. Как вы думаете?
Н.Н.: Ну безусловно, был и он смотрел их. Но выставка должна была быть построена как-то хронологически, а не вперемешку, не как салат.
Л.Ш.: Т.е. у них получилась какая-то каша из мастеров разных веков, которая не помогает, мне кажется, ни тем, ни другим.

2002 Пир-на-корабле-110х130. СОВКОМ (700x583, 211Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Пир на корабле. 2002 г. Холст, масло. 110 х 130 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2021 г. Эстимейт 1.000.000 – 2.000.000 руб.

2002 Стол. Х, м. 120 х 150. Собрание В. И. Некрасова.  (700x602, 202Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Стол. 2002 г. Холст, масло. Собрание В.И. Некрасова.

2002 Два подноса. Холст,масло. 122х152 см. ЧС, Москва (700x542, 182Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Два подноса. 2002 г. Холст,масло. 122 х 152 см.

2002 Большой стол. В 4-х частях. 99,5 х 80 см. каждая. Общ. 199 x 160 cm. Филлипс Лондон 2008. Эстим. £40,000 - 60,000 ф  (566x700, 158Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Большой стол. 2002 г. В 4-х частях.
Холст, масло. 99,5 х 80 см. (каждая). Общий размер 199 x 160 см.
Аукцион PHILLIPS, Лондон, 2008 г. Эстимейт GBP 40.000 – 60.000 фунтов.

2002 Танцы114 by 146cm. Сотбис Лондон 2021. Эстим. 12-18 тыс. фунтов (700x539, 187Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Танцы. 2002 г. Холст, масло. 114 х 146 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2021 г.
Эстимейт GBP 12.000-18.000 фунтов.

2002 Летний парк (Нью-Йорк) (700x592, 166Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Летний парк (Нью-Йорк). 2002 г. Холст, масло.

2001 Предательство. 13 частей. (502x700, 78Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Предательство. 13 частей. 2001 г. Холст, масло.

2000-е нач. Н. Нестерова у клоуноав 2003 (700x393, 68Kb)
Наталья Нестерова на фоне картины с персонажами. Фотография, начало 2000-х гг.

2003 Акробаты. 127 x 102 cm. Филлипс Лондон 2008.Эстим. £20,000 - 30,000 ф  (480x600, 110Kb)2003 Суетливый, агрессивный, самодовольный,  Х, м. 172.7 x 101.6 cm. Филипс НЙ 2008. Эстим. $40,000 - 60,000  (360x600, 105Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). 1. Акробаты. 2003 г. Холст, масло. 127x102 см. Аукцион FILLIPS, Лондон, 2008 г.Эстимейт GBP 20.000 – 30.000 фунтов. 2. Суетливый, агрессивный, самодовольный. 2003 г. Холст, масло. 172,7x101,6 см. Аукцион FILLIPS, Нью-Йорк, 2008 г. Эстимейт $40.000 – 60.000 дол.
2002 Равнодушный, наглый, послушный.  (391x700, 123Kb)2003 Юность, молодость, старость (415x700, 124Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). 1. Равнодушный, наглый, послушный. 2002 г. Холст, масло. 170х100 см. 2. Юность, молодость, старость. 2003 г. Холст, масло. 170х100 см.
2001 Преследуемые (386x700, 89Kb)2002 Шилтон, Кааль, Хануфа. Х, м. 180 х 100. СОВКОМ 23.11.2022.700000-1500000 руб.. (391x700, 132Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). 1. Преследуемые. 2001 г. 2. Шилтон, Кааль, Хануфа. 2002 г. Холст, масло. 180х100. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 23.11.2022 г. Эстимейт 700.000-1.500.000 руб.

2001 Несущие в море. Х, м. 120х110 смГалерея Семёнов, Москва. (632x700, 198Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Несущие в море. 2001 г. Холст, масло. 120 х 110 см.
Галерея Семёнов, Москва.

2001 Трое. ЧС, США (641x700, 161Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Трое. 2001 г. Холст, масло. Частное собрание, США.

2001 Танец. (640x700, 135Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). 2001 Танец. Холст, масло.

2002 Н. Нестерова 3 (700x563, 81Kb)
Наталья Нестерова. Фотография 2002 г. (3)

Н.Н.: Абсолютно. По-моему, нужна была просто выставка испанских художников. Это естественно. Для меня был бы оптимален вариант хронологический. И так же как для непросвещенного зрителя, так и для искушенного. А это внехронологическое сопоставление показалось мне абсолютно уничтожающим для современных художников. Особенно мне показалось это вредным для Пикассо, которого я чрезвычайно почитаю. Он не мой любимый художник, но он невероятной высоты и разнообразия полетов. Для него все это оказалось неудачным. Дали, с его какой-то своей виртуозностью, стал незаметен. Ну и т.д. Для меня было одно огорчение. На выставке, которую я посетила дважды в самые разные дни, народу было огромное количество.
Этот музей чрезвычайно хорош для популяризации. И вообще все музеи мира полны народа. К сожалению, этого нельзя сказать о музеях России.
Л.Ш.: Не говорит ли это о том, что в России не интересуются русскими художниками? Однажды Вас спросил в Париже Юрий Ковалев: “Откуда на Руси такая неискоренимая вера в высшее предназначение искусства, в то, что оно непременно “выпрямит”, откроет некую истину? А Вы ответили…
Н.Н.: Мне кажется, это связано с тем, что жизнь наша настолько дика и беспросветна. Поэтому надо же на что-то надеяться.

2003 Красный ресторан. х.м. Собрание Георгия Ботки. (700x596, 206Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Красный ресторан. 2003 г. Холст, масло. Собрание Георгия Ботки.

2003 Омары. (700x615, 228Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Омары. 2003 г. Холст, масло.

2003 Арбуз. Х, м. 101х122 см. (700x583, 176Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Арбуз. 2003 г. Холст, масло. 101 х 122 см.

2003 Четверо на море. ГТГ (700x558, 146Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Четверо на море. 2003 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

2003 Золотое небо. (700x601, 158Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Золотое небо. 2003 г. Холст, масло.

2003 Лестница в парке (700x590, 155Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Лестница в парке. 2003 г. Холст, масло.
2003 Le-cyclicte.-Холст-масло.-162х97. Гал. совр. иск-ва Artstory, Москва (402x650, 106Kb)2003 La cyclicte. Холст, масло. 162х97. Гал. совр. иск-ва Artstory, Москва (400x650, 128Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). 1. Велосипедист. 2003 г. 2. Велосипедистка. 2003 г. Холст, масло. 2 х 162 х 97 см.
Галерея современного искусства ARTSTORY, Москва.

2003 Версаль. Диана-охотница (421x500, 88Kb)2003 Версаль. (Верность, Преданность) (376x500, 108Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). 1. Версаль. Диана-охотница. 2. Версаль. Верность. Преданность. 2003 г. Холст, масло.
2003 Версаль. Триумф (407x550, 121Kb)2003 Версаль. Улитка. Диана. Х, м. 130х97 см. (391x550, 103Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). 1. Версаль. Триумф. 2003 г. 2. Версаль. Улитка. Диана. 2003 г. Холст, масло. 130х97 см.
2003 Статуи в парке (700x587, 174Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Статуи в парке. 2003 г. Холст, масло.

Л.Ш.: И снова повторяю вопрос Ковалева и Ваш ответ: “И люди порой больше верили в искусство, чем в Бога”.
Н.Н.: Но в искусстве и есть Бог. Откуда мы бы знали, кто такой Бог, если бы Он не был изображен. Фотографии тогда еще не существовало.
Л.Ш.: Сейчас фотография занимает все большее и большее место на художественных выставках, хотя делают их фотографы, а не художники.
Н.Н.: Это абсолютно неправильно. Есть фотографы хорошие – и есть плохие. Как и художники, хотя у всех в руках примерно одно и тоже – кисти и краски. Один – гений, а другой – фиксатор. Слухи о том, что фотография очень потеснила живопись, преждевременны. Фотография свой пик уже прошла. Со времен неолита, когда появилась наскальная живопись, человек в ней нуждается. Мне кажется, что самая большая ошибка русской традиции заключается в обязательном стремлении к выбору: “либо – либо”. Тогда как во всем мире параллельно развиваются и сосуществуют разные виды и стили. Вообще, в России очень сложно с искусством.

2003 Цирк-276 x 365 cm (!) (700x497, 205Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Цирк. Полиптих из 28 частей. 2003 г. Холст, масло.

2003 Цирк. Полиптих из 15 частей. Холст, масло, 276х365 см. ЧС, Москва (700x521, 183Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Цирк. Полиптих из 15 частей. 2003 г. Холст, масло, 276 х 365 см.
Частное собрание, Москва.

2003 Цирк ММСИ (ул. Петровка,25) (700x360, 134Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Цирк. 2003 г. Холст, масло. Московский музей современного искусства.

2004 Велосипедисты. Холст, масло. 140 × 100 (каждый) (700x509, 153Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Велосипедисты. 2004 г. Холст, масло. 140 х 100 см. (каждый).
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

2003 Разрез рыбы (Рыбный базар)  97х130. СОВКОМ 2003. Эстим. 15-25 тыс.дол (700x521, 191Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Разрез рыбы (Рыбный базар). 2003 г. Холст, масло. 97 х 130 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2003 г. Эстимейт $15.000 - 25.000 дол.

2004 Вох (ложа).-Холст-масло.-80х89 Гал Артстори (700x635, 169Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Вох (ложа). 2004 г. Холст, масло. 80 х 89 см.
Галерея современного искусства ARTSTORY, Москва.

2004 Браво! (700x532, 132Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Браво! 2004 г. Холст, масло.

2003 Персиковое дерево. 90 х 75.Галерея Семёнов, Москва. (547x700, 158Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Персиковое дерево. 2003 г. Холст, масло. 90 х 75 см.
Галерея Семёнов, Москва.

2003 Синий зонтик. холст, масло 116×89 см. (540x700, 167Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Синий зонтик. 2003 г. Холст, масло. 116 х 89 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.

2004 Белые бабочки. Х, м. 82 x 51 cm. Аук Шапиро 2016 (2) (448x700, 166Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Белые бабочки. 2004 г. Холст, масло. 82 x 51 см.
Аукцион Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2016 г.

2004 Ваза с гранатами. Х, м. 71,1 х 55,9 см. ЧС (546x700, 127Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Ваза с гранатами. 2004 г. Холст, масло. 71,1 х 55,9 см.
Частное собрание.

2004 Двое (Пара) (535x700, 144Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Двое (Пара). 2004 г. Холст, масло.

2004 Буря (520x700, 116Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Буря. 2004 г. Бумага, гуашь, акварель.

2002 Н. Нестерова 5 (700x525, 116Kb)
Наталья Нестерова. Фотография 2002 г. (4)

Л.Ш.: В чем же эта сложность?
Н.Н.: Может быть, в отсутствии рекламы, но это последнее, я думаю. В отсутствии образования, я считаю, что это одна из самых главных вещей. Все-таки во всех музеях мира я видела, что детей приводят, показывают, уводят, т.е. с самого маленького возраста приучают смотреть, видеть, ходить по музеям. Сначала просто таскают с бессмысленным личиком, но это постепенно-постепенно в человека проникает. Мне кажется, что это абсолютно отсутствует в России. По-настоящему западного современного искусства нет. Его не существует. В общем, это проблема.
Л.Ш.: Думаете ли Вы, что изобразительное искусство отражает историю народа не меньше, чем, как полагал Виктор Гюго, архитектура. Некоторые люди думают, что пальма первенства в этом вопросе перешла в руки интернета. И это стало главным.
Но всегда, когда говорят «в понимании прошлого», имеют в виду развитие. Но существует точка зрения, что никакого развития вообще не происходит, если понимать слово развитие, как движение вперед.
Когда смотришь выставку испанцев, о которой мы говорим, то можно ли считать, что изобразительное искусство развивалось. Можно ли считать, что то, что сделал Пикассо, есть шаг вперед по сравнению с тем, что делал Веласкес?

2005 Вхождение в Иерусалим (700x698, 220Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Вхождение в Иерусалим. 2005 г. Холст, масло.

2004 Тайная вечеря 1. Холст, масло. 145 × 160 (700x623, 226Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Тайная вечеря (1). 2004 г. Холст, масло. 145 х 160 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Тайная вечеря. Холст, масло (700x518, 174Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Тайная вечеря (2). Холст, масло.

2005 Голгофа (700x699, 213Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Голгофа. 2005 г. Холст, масло.

2004 Русская рулетка. (700x529, 157Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Русская рулетка. 2004 г. Холст, масло.
2004 На пляже. Х, м. 152.4 x 101.6 cm. Аук Филипс НЙ 2007. Прод. 106.600 дол (404x610, 140Kb)2004 Самолет. (395x610, 156Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). 1. На пляже. Холст, масло. 2004 г. 152,4x101,6 см. Аукционный дом PHILLIPS, Нью-Йорк, 2004 г. Лот продан за $106.600 дол. 2. Самолет. 2004 г. Холст, масло. 162х114 см.

2004 Читают Ахматову. 99.5 x 130 cm. Аук Шапиро 2016 (700x532, 152Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Читают Ахматову. 2004 г. Холст, масло. 99,5 x 130 см.
Аукцион Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2016 г.

2005 Brenen De Lichter. 101х127 (700x568, 135Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Горящие огни (Brenen De Lichter). 2005 г. Холст, масло. 101 х 127 см.
2004 Фрукты I (400x480, 95Kb)2004 Фрукты II (406x480, 96Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Фрукты I. Фрукты II. 2004 г. Холст, масло.
2004 Фрукты III (412x480, 107Kb)2004 Фрукты IV (409x480, 99Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Фрукты III. Фрукты IV. 2004 г. Холст, масло.

Н.Н.: Мне не надо заниматься сравнением. Я смотрю на вещи просто. В каждом отдельном творце я смотрю на него, не сравнивая его ни с кем. Это мой принцип.
Л.Ш.: Это выглядит так, как будто Вы большой враг искусствоведения. А нужно ли оно вообще?
Н.Н.: Нужно, безусловно. Во-первых, для того, чтобы люди понимали и узнавали искусство. Искусствоведение, я считаю, существует для образования. Это систематизация с какими-то определениями. Другое дело – согласны вы с ними или нет. Но это помогает людям узнать и научиться понимать искусство.
Л.Ш.: Можно ли считать, что искусство возрождения, позднее античности, а затем новое искусство есть продвижение вверх по витку развития человечества?
Н.Н.: Безусловно.
Л.Ш.: Почему?
Н.Н.: А как же Эмпайр? И тот же Гугенхейм, который прекрасно сделан?
Л.Ш.: Можно ли то же самое сказать о живописи?
Н.Н.: Лариса, я этим занимаюсь. Поэтому я как бы исповедую этот вид искусства. Если я этим занимаюсь, а я человек целенаправленный, для меня это вся моя жизнь. Вот и все. И больше я ничего не могу. Я этим занимаюсь всю свою жизнь. Больше, наверно около пятидесяти лет этим занимаюсь. Больше. Не охладевая, не останавливаясь.

2005 Брайтон Бич. Диптих (700x282, 81Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Брайтон Бич. Диптих. 2005 г. Холст, масло.

2005 Брайтон Бич I (700x567, 120Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Брайтон Бич. Диптих. Левая часть. 2005 г. Холст, масло.

2005 Брайтон Бич II (700x570, 128Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Брайтон Бич. Диптих. Правая часть. 2005 г. Холст, масло.

2005 Брайтон Бич (700x593, 122Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Брайтон Бич. Вариант. 2005 г. Холст, масло.

2005 Венские стулья. Х, м. 90 × 95 см. Гал Museum-AZ (700x674, 250Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Венские стулья (1). 2005 г. Холст, масло. 90 х 95 см.
Музей AZ (Музей Анатолия Зверева), Москва.

2005 Венские стулья. Х, м. 90 × 95 см. (700x662, 299Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Венские стулья (2). 2005 г. Холст, масло. 90 х 95 см.
Музей AZ (Музей Анатолия Зверева), Москва.

2005 Два букета., масло, холст, 75 х 100 см (700x518, 165Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Два букета. 2005 г. Холст, масло. 75 x 100 см.
2005 PARK I (Версаль) (281x600, 97Kb)2005 PARK II (Версаль) (281x600, 82Kb)2005 PARK III (Версаль) (282x600, 92Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). PARK I (Версаль). PARK II (Версаль). 3. PARK III (Версаль). 2005 г. Холст, масло.
2005 PARK IV (Версаль) (235x500, 81Kb)2005 PARK V (Версаль) 2 (356x500, 114Kb)2005 PARK V (Версаль) (235x500, 67Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). PARK IV (Версаль). PARK V (Версаль). PARK VI (Версаль). 2005 г. Холст, масло.

2002 Наталья Нестерова на фоне своих работ из серии «Маски»Фото Валерий Мельников, Коммерсантъ (2) (700x519, 105Kb)
Наталья Нестерова на фоне своих работ из серии «Маски». Фотография Валерия Мельникова,
газета «Коммерсантъ», 2002 г.

Л.Ш.: Хорошо. Скажите мне, если вы захотите на это ответить, какова главная философская мысль в Ваших произведениях?
Н.Н.: Картина – это плоский экран, на который вы смотрите, и должны видеть то, что там изображено. А что думает художник, его личная тайна.
Л.Ш.: Я помню вашу большую картину, которая была на устроенной нами выставке в университете “Pace”. На ней много людей спускаются по лестнице вниз. Это как бы символический ответ на вопрос, движется ли человечество, проходя свою историю вверх?
Н.Н.: Безусловно, человечество идет вверх. Ну если оно начинает летать на Марс, на Луну, конечно оно движется вверх.
Л.Ш.: Технически, не так ли?
Н.Н.: Технически безусловно происходит прогресс.
Л.Ш.: Связан ли технический прогресс с духовным прогрессом? Вы думаете, что есть какое-то продвижение философской мысли — куда-то вперед по сравнению с Библией, например?
Н.Н.: Не надо сравнивать.

2005 Город. Х, м. 173 x 285,1 см Филипс Лондон 2008. Прод. £61,250 ф (700x421, 128Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Город. 2005 г. Холст, масло. 173 x 285,1 см. Аукционный дом PHILLIPS,
Лондон, 2008 г. Лот продан за GBP 61.250 фунтов.

2005 Город. Фрагмент. Баннер Первого Третьяковского бала с репродукцией диптиха Натальи Нестеровой «Нью-Йорк» (2) (699x700, 249Kb)
Город. Фрагмент. Баннер Первого Третьяковского бала с репродукцией диптиха Натальи Нестеровой
«Нью-Йорк». 2005 г. Холст, масло.

2004 У часовщика. Х, м. 88.9 x 76.2 cm. Аук Шапиро 2021 (595x700, 164Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). У часовщика. 2004 г. Холст, масло. 89 х 76 см.
Аукцион Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2021 г.

2005 Деньги (Копилка) (700x579, 171Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Деньги (Копилка). 2005 г. Холст, масло.

2005 Зимний парк I. (Снег в Париже) 120 х 145.  (700x468, 169Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Зимний парк I (Снег в Париже). 2005 г. Холст, масло. 120 х 145 см.

2005 Зимний парк 2. Х, м. 99 x148 см. Аукцион ArtSale.info № 104. январь 2022 (700x465, 160Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Зимний парк II. 2005 г. Холст, масло. 99 x148 см.
Аукцион ArtSale.info № 104, январь 2022 г.

2005 Игроки в карты. Диптих. Х, м. 36х48 дм. (700x530, 141Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Игроки в карты. Диптих. 2005 г. Холст, масло. 91,4 х 121,9 см.

2004 Теннис. Холст, масло. 80х89 (700x642, 211Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Теннис. 2004 г. Холст, масло. 80 х 89 см.

2005 Кресло-павлин (523x700, 162Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Кресло-павлин. 2005 г. Холст, масло. 100 х 80 см.
Аукцион Bukowskis N159, Хельсинки.

2005 Букет (2) (544x700, 159Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Букет. 2005 г. Холст, масло.

2005 Букет. Х, м. 91.4 x 76.2 cm.Аук Филипс НЙ 2007. Прод. 37.000 дол.  (581x700, 154Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Букет. 2005 г. Холст, масло. 91,4 x 76,2 см.
Аукционный дом PHILLIPS, Нью-Йорк, 2007 г. Лот продан за $37.000 дол.

2005 Карты. (700x696, 169Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Карты. 2005 г. Холст, масло.

2002 Наталья Нестерова в своей мастерской (700x531, 131Kb)
В мастерской Натальи Нестеровой. Фотография 2002 г.

Л.Ш.: Почему?
Н.Н.: Сравнивать, я думаю, можно одного художника с самим собой. Вырос он или не вырос. И писателя. А друг с другом – нет. Это совершенно разные умы, разные глаза, разные руки, разные чувства. И вот эта вот выставка, с которой начался наш разговор, как раз показала, что не нужно сравнивать Эль Греко с Пикассо, или Эль Греко с Миро. Не нужно. Потому что Миро, когда я была в Барселоне, в Музее Миро, это потрясающе! Но совершенно не обязательно его с кем-то сравнивать. Зачем? Или Пикассо, который невероятная вершина. Но его хорошо сравнивать только с ним самим. Он невероятно разный. Зачем сталкивать его не самые лучшие картины с шедеврами великих мастеров? Это несправедливо, я бы сказала. Несправедливо!
Л.Ш.: Мне Ваша точка зрения кажется куда более справедливой. Большое спасибо за интересный разговор. До следующих встреч.

2005 Париж. Триптих. Х, м. 172 х 382 см. (700x315, 123Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Париж. Триптих. 2005 г. Холст, масло. 172 х 382 см.

2005 Париж (700x574, 239Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Париж. Триптих. Фрагмент. 2005 г. Холст, масло. 172 х 382 см.

2005 Чай. Х, м. 75х90 см. СОВКОМ Эстим 350-450 тыс.. руб (700x579, 178Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Чай. 2005 г. Холст, масло. 75 х 90 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2008 г. Эстимейт 350.000 – 450.000 руб.

2005 Ожидание.  152×101 см. (466x700, 160Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Ожидание. 2005 г. Холст, масло. 152 х 101 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.

2005 Радуга. (700x462, 134Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Радуга. 2005 г. Холст, масло.

2005 Печаль (Цветы) 1 (700x554, 163Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Печаль 1 (Цветы). 2005 г. Холст, масло.

2005 Le vase vert. Холст, масло. 73х92 (700x553, 150Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Печаль 2 (Зеленая ваза). 2005 г. Холст, масло. 73 х 92 см.

2005 Ссора. Дипттих. Х, м. 20х40 дм. (700x349, 106Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Ссора. Дипттих. 2005 г. Холст, масло. 50,8 х 106,7 см.

2005 Певица. Х, м. (564x700, 134Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Певица. 2005 г. Холст, масло.

2005 Летаю! Х, м. 130,5 х 97 см. ЧС. (522x700, 102Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Летаю! 2005 г. Холст, масло. 130,5 х 97 см.
Частное собрание.

Возможно 2004 в статье про Самолет (532x700, 88Kb)
Наталья Нестерова. Фотография, 2004-2005 гг.

Государственные награды Натальи Нестеровой:
Государственная премия РФ (1998) за циклы живописных произведений «На берегу моря» (1995), «Евангельские сюжеты» (1998), «Картины из карт» (1996), «Застолье» (1997).
Награды РАХ: Серебряная медаль АХ СССР 1989 г. за картины: «Бегство в Египет» (1989), «Тайная вечеря» (1989), «Человеческие маски» (1989), «Печатников переулок» (1986). Медаль им. Д.Д.Жилинского РАХ (2019).

ИСТОЧНИКИ

Беседа с Н. Нестеровой, вед. Л. Шенкер, Нью-Йорк 2007 г.




(Продолжение следует)


Рубрики:  Советские художники
Живопись
Метки:  
Понравилось: 4 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку