Наталья Нестерова на фоне своих пляжных картин. Фотография 2000-е гг.
Наталья Нестерова принадлежит к числу наиболее заметных авторов, пришедших в отечественное искусство в 1970-е годы. Ученица прославленных советских реалистов, Д.Д. Жилинского и А.М. Грицая, она, однако, заметно расходится в своем творчестве с заветами учителей. Самобытность живописных образов Нестеровой соединяется с техниками, заимствованными у модернистов, а также наивных художников, что делает ее работы поэтичными и изящными. Авторская манера художницы отличается пристрастием к парадоксальным, гротескным сюжетам, упрощенностью рисунка, отмеченного явным влиянием примитива, сдержанным, но звучным колоритом, построенным на контрасте богатой палитры землистых оттенков с голубым и зеленым, необычной плотностью фактуры. Сегодня стиль Натальи Нестеровой остается узнаваемым в многообразии отечественной живописи. Яркая индивидуальность и глубина затрагиваемых тем утверждают ее творчество, как интереснейшее явление русской культуры.
Наталья Нестерова на фоне картины «Карусель» из собрания В.И. Некрасова.
Фотография 2001 г.
Об одном свойстве представлений об искусстве и вообще искусства Натальи Нестеровой надо сказать особо. Она прирожденный колорист. Следуя классическим традициям - от живописи XVIII века до «Голубой розы» (Павел Кузнецов, Мартирос Сарьян), до Марка Шагала и до Жоржа Руо, - художник достигает невероятной изысканности палитры. В любой картине Нестеровой можно насчитать десятки градаций белого, соединяющихся с переливами других красок. Что бы она ни изображала, сам по себе этот тончайший, дышащий, пронизанный светом колорит создает ощущение как бы не зависящего от людской воли совершенства мира и бытия.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Маски (Я еще живой, или уже мертвый) (Ya eshche zhivoy, mertv uzhe ya).
18 картин. 2000-2006 гг. Холст, масло. 70,5 х 50,5 см. (каждая). Аукционный дом MacDougall Arts Ltd.,
Лондон, 2014 см. Эстимейт GBP 50.000 - 70.000 фунтов.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Ужин с Жако. 2000 г. Холст, масло. 110 х 120 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2021 г. Эстимtqn 1.000.000 - 2.000.000 руб.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Игроки. 2000 г. Холст, масло. 120 х 120 см. Галерея Семёнов, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Шашлык. 2000 г. Холст, масло. 100 х 70 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Мальчик. 2000 г. Холст, масло. 72 х 55 см.
Еврейский музей, Нью-Йорк.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Лето. 2000 г. Холст, масло. 100 х 150 см. Аукцион VLADEY, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Женщина в гамаке. 2000 г. Холст, масло. 110×100 см.
Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Море вспомню я. 2000 г. Холст, масло. Частное собрание, Торонто.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Велосипед. 2000 г. Двое. Холст, масло. Частное собрание, США.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Чайки. 2000-е гг. Холст, масло. 91,4 х 121,9 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Велосипедисты. 2000 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Взморье. 2000 г. Холст, масло. 150 х 110 см.
Галерея современного искусства ARTSTORY, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Женщина с птицами. 2002 г. Холст, масло. 88 х 63 см.
Частное собрание, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Путешествие. 2000-е гг. Холст, масло. 90 х 90 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Лестница. 2000 г. Холст, масло. 150 x 110 см.
Тульский музей изобразительных искусств.
Один из главных парадоксов художественной философии Натальи Нестеровой в том и состоит, что на фоне этого исходно-прекрасного мира люди живут какой-то отчужденной и нередко печальной жизнью. Сталкиваясь на выставках со многими гуляньями и застольями в ее картинах, вспоминаются пастернаковские строки:
«И наши вечера - прощанья,
пирушки наши - завещанья,
чтоб тайная струя страданья
согрела холод бытия».
«Тайная струя страданья» всегда была некой скрытой, сокровенной основой любых прежних композиций Нестеровой, даже самых легкомысленных с виду - всех этих «парков», «фонтанов», «о6едов», «террас» и «пляжей». Вроде бы в них нет и помину каких-то публицистических моментов, но постоянное «одиночество в толпе», отьединенность друг от друга, душевная тоска… Душевное оцепенение людей, их одинаковость и даже «манекенностъ», застывание живой плоти, которая превращается в штампованное изваяние…
Н.И. Нестерова (1944-2022). Окно в Париж. 2000-е гг. Холст, масло. Размеры неизвестны, но есть
сравнительное фото этого панно на выставке:
Н.И. Нестерова (1944-2022). Окно в Париж. 2000-е гг. Холст, масло. Фотография Кирилла Панкратова.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Карусель. 2001 г. Холст, масло. 150 х 200 см. Собрание В.И. Некрасова.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Карусель. 2003 г. Холст, масло. 109 х 155 см. Собрание В.И. Некрасова.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Орехи. 2000-е гг. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Балкон I. Балкон II. 2000-е гг. Холст, масло. 145 х 120 см. (каждый)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Балкон III. 2003 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Облако. 2000-е гг. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Белые лилии. Диптих. 2001 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). На плетеном диване. 2001 г. Диптих. Холст, масло. 76,2 х 152,4 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Танцы. 2000-е гг. Холст, масло. 100 х 75 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Ступени. 2001 г. Холст, масло. 110 х 100 см. Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Африка. 2001 г. Холст, масло. Частное собрание, Франция.
Наталья Нестерова. Фотография 2002 г. (1)
Однако на протяжении долгих лет все эти тревоги и заботы современной жизни художник прятала в игровых фейерверках, карнавальной эксцентрике, гротесках неожиданных превращений и уподоблений: в сущности, на протяжении одного лишь 1989 года в творчестве Н. Нестеровой произошел сильный и резкий сдвиг. Она осталась мастером метафоры, создающим композиции театрализованного свойства, дивные цветовые симфонии. Однако их общее звучание стало иным, чем раньше, обретая черты и свойства высокой трагедии.
Это поистине современные трагедии, некий апокалипсис наших дней, даже если трактуются традиционные сюжеты христианской легенды («Бегство в Египет», «Тайная вечеря». «Избиение младенцев»). В новых картинах Нестеровой господствует широкое обобщение, действие в них отнесено ко всему миру, ко всем людским судьбам.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Га-Ноцри. 2001 г. Холст, масло. 85 х 90 см. Галерея Семёнов, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Игра. Диптих. 2001 г. Холст, масло, коллаж. 76 х 61 см. (каждый).
Галерея Леонида Шишкина.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Игра. 2001 г. Холст, масло. Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2007 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). 1. Лицо карт. 2001 г. Холст, масло. 60х50 см. Частное собрание. 2. Маска. 2001 г.
Холст, масло. 50х40 см. Сахалинский областной художественный музей, Южно-Сахалинск.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Море. 2001 г. Холст, масло. 70 х 90 см. Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Маленькие облака. 2001 г. Холст, масло. Собрание В.И. Некрасова.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Отбивающийся от стрекоз. 2001 г. Холст, масло.
Частное собрание, Ош, Киргизия.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Улетающая шляпа. 2001 г. Холст, масло.
Собрание семьи художника.
Н.И. Нестерова (1944-2022). 1. Пианист I. 2002 г. Холст, масло. 110х100 см. Частное собрание. 2. Musette (Музицирование). 2005 г. Холст, масло. 101,6x76,2 см. Аукцион Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2008 г. Эстимейт $30.000-40.000 дол.
Н.И. Нестерова (1944-2022). 1. Пианист II. 2002 г. Холст, масло. 2. Камерный орган. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Бах. 2002 г. Холст, масло.
Наталья Нестерова. Фотография 2002 г. (2)
БЕСЕДА С ХУДОЖНИЦЕЙ НАТАЛЬЕЙ НЕСТЕРОВОЙ, членом Российской Академии художеств, лауреатом Государственной премии России и премии «Триумф».
Опубликовано в журнале «Слово / Word», № 54, 2007 г.
«Картину каждого отдельного художника я смотрю, не сравнивая его ни с кем…» (Наталья Нестерова)
Беседу ведет Лариса Шенкер, Нью-Йорк:
Лариса Шенкер (Л.Ш.): В Музее Гуггенхейма часто организовываются тематические выставки. Последняя была посвящена искусству Испании. Кураторы совместили и показали рядом великих испанских художников прошлых веков и современности. Как вы относитесь к этой идее?
Наталья Нестерова (Н.Н.): Я отношусь к этой идее неважно, потому что современные проиграли в соседстве с великими. Я ходила на выставку еще раз и смотрела уже те картины, которые мне хотелось. Я вообще не очень люблю тематические выставки, когда какая-то тема притягивается за уши. Я смотрю на произведение совершенно иначе: хватает это вас за сердце или нет. Случается вдруг, что-то вас хватает за сердце. Меня очень часто Сезанн или Гойя вдруг выхватывают из огромного пространства. Я так смотрю выставки, а не сравнивая.
Л.Ш.: Для устроителей выставки главное было показать великих художников прежних веков и современности и проследить, если можно, преемственность. Был ли их учеником, скажем, Пикассо. Как вы думаете?
Н.Н.: Ну безусловно, был и он смотрел их. Но выставка должна была быть построена как-то хронологически, а не вперемешку, не как салат.
Л.Ш.: Т.е. у них получилась какая-то каша из мастеров разных веков, которая не помогает, мне кажется, ни тем, ни другим.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Пир на корабле. 2002 г. Холст, масло. 110 х 130 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2021 г. Эстимейт 1.000.000 – 2.000.000 руб.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Стол. 2002 г. Холст, масло. Собрание В.И. Некрасова.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Два подноса. 2002 г. Холст,масло. 122 х 152 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Большой стол. 2002 г. В 4-х частях.
Холст, масло. 99,5 х 80 см. (каждая). Общий размер 199 x 160 см.
Аукцион PHILLIPS, Лондон, 2008 г. Эстимейт GBP 40.000 – 60.000 фунтов.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Танцы. 2002 г. Холст, масло. 114 х 146 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2021 г.
Эстимейт GBP 12.000-18.000 фунтов.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Летний парк (Нью-Йорк). 2002 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Предательство. 13 частей. 2001 г. Холст, масло.
Наталья Нестерова на фоне картины с персонажами. Фотография, начало 2000-х гг.
Н.И. Нестерова (1944-2022). 1. Акробаты. 2003 г. Холст, масло. 127x102 см. Аукцион FILLIPS, Лондон, 2008 г.Эстимейт GBP 20.000 – 30.000 фунтов. 2. Суетливый, агрессивный, самодовольный. 2003 г. Холст, масло. 172,7x101,6 см. Аукцион FILLIPS, Нью-Йорк, 2008 г. Эстимейт $40.000 – 60.000 дол.
Н.И. Нестерова (1944-2022). 1. Равнодушный, наглый, послушный. 2002 г. Холст, масло. 170х100 см. 2. Юность, молодость, старость. 2003 г. Холст, масло. 170х100 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). 1. Преследуемые. 2001 г. 2. Шилтон, Кааль, Хануфа. 2002 г. Холст, масло. 180х100. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 23.11.2022 г. Эстимейт 700.000-1.500.000 руб.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Несущие в море. 2001 г. Холст, масло. 120 х 110 см.
Галерея Семёнов, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Трое. 2001 г. Холст, масло. Частное собрание, США.
Н.Н.: Абсолютно. По-моему, нужна была просто выставка испанских художников. Это естественно. Для меня был бы оптимален вариант хронологический. И так же как для непросвещенного зрителя, так и для искушенного. А это внехронологическое сопоставление показалось мне абсолютно уничтожающим для современных художников. Особенно мне показалось это вредным для Пикассо, которого я чрезвычайно почитаю. Он не мой любимый художник, но он невероятной высоты и разнообразия полетов. Для него все это оказалось неудачным. Дали, с его какой-то своей виртуозностью, стал незаметен. Ну и т.д. Для меня было одно огорчение. На выставке, которую я посетила дважды в самые разные дни, народу было огромное количество.
Этот музей чрезвычайно хорош для популяризации. И вообще все музеи мира полны народа. К сожалению, этого нельзя сказать о музеях России.
Л.Ш.: Не говорит ли это о том, что в России не интересуются русскими художниками? Однажды Вас спросил в Париже Юрий Ковалев: “Откуда на Руси такая неискоренимая вера в высшее предназначение искусства, в то, что оно непременно “выпрямит”, откроет некую истину? А Вы ответили…
Н.Н.: Мне кажется, это связано с тем, что жизнь наша настолько дика и беспросветна. Поэтому надо же на что-то надеяться.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Красный ресторан. 2003 г. Холст, масло. Собрание Георгия Ботки.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Омары. 2003 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Арбуз. 2003 г. Холст, масло. 101 х 122 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Четверо на море. 2003 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Золотое небо. 2003 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Лестница в парке. 2003 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). 1. Велосипедист. 2003 г. 2. Велосипедистка. 2003 г. Холст, масло. 2 х 162 х 97 см.
Галерея современного искусства ARTSTORY, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). 1. Версаль. Триумф. 2003 г. 2. Версаль. Улитка. Диана. 2003 г. Холст, масло. 130х97 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Статуи в парке. 2003 г. Холст, масло.
Л.Ш.: И снова повторяю вопрос Ковалева и Ваш ответ: “И люди порой больше верили в искусство, чем в Бога”.
Н.Н.: Но в искусстве и есть Бог. Откуда мы бы знали, кто такой Бог, если бы Он не был изображен. Фотографии тогда еще не существовало.
Л.Ш.: Сейчас фотография занимает все большее и большее место на художественных выставках, хотя делают их фотографы, а не художники.
Н.Н.: Это абсолютно неправильно. Есть фотографы хорошие – и есть плохие. Как и художники, хотя у всех в руках примерно одно и тоже – кисти и краски. Один – гений, а другой – фиксатор. Слухи о том, что фотография очень потеснила живопись, преждевременны. Фотография свой пик уже прошла. Со времен неолита, когда появилась наскальная живопись, человек в ней нуждается. Мне кажется, что самая большая ошибка русской традиции заключается в обязательном стремлении к выбору: “либо – либо”. Тогда как во всем мире параллельно развиваются и сосуществуют разные виды и стили. Вообще, в России очень сложно с искусством.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Цирк. Полиптих из 28 частей. 2003 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Цирк. Полиптих из 15 частей. 2003 г. Холст, масло, 276 х 365 см.
Частное собрание, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Цирк. 2003 г. Холст, масло. Московский музей современного искусства.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Велосипедисты. 2004 г. Холст, масло. 140 х 100 см. (каждый).
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Разрез рыбы (Рыбный базар). 2003 г. Холст, масло. 97 х 130 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2003 г. Эстимейт $15.000 - 25.000 дол.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Вох (ложа). 2004 г. Холст, масло. 80 х 89 см.
Галерея современного искусства ARTSTORY, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Браво! 2004 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Персиковое дерево. 2003 г. Холст, масло. 90 х 75 см.
Галерея Семёнов, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Синий зонтик. 2003 г. Холст, масло. 116 х 89 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Белые бабочки. 2004 г. Холст, масло. 82 x 51 см.
Аукцион Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2016 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Ваза с гранатами. 2004 г. Холст, масло. 71,1 х 55,9 см.
Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Двое (Пара). 2004 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Буря. 2004 г. Бумага, гуашь, акварель.
Наталья Нестерова. Фотография 2002 г. (4)
Л.Ш.: В чем же эта сложность?
Н.Н.: Может быть, в отсутствии рекламы, но это последнее, я думаю. В отсутствии образования, я считаю, что это одна из самых главных вещей. Все-таки во всех музеях мира я видела, что детей приводят, показывают, уводят, т.е. с самого маленького возраста приучают смотреть, видеть, ходить по музеям. Сначала просто таскают с бессмысленным личиком, но это постепенно-постепенно в человека проникает. Мне кажется, что это абсолютно отсутствует в России. По-настоящему западного современного искусства нет. Его не существует. В общем, это проблема.
Л.Ш.: Думаете ли Вы, что изобразительное искусство отражает историю народа не меньше, чем, как полагал Виктор Гюго, архитектура. Некоторые люди думают, что пальма первенства в этом вопросе перешла в руки интернета. И это стало главным.
Но всегда, когда говорят «в понимании прошлого», имеют в виду развитие. Но существует точка зрения, что никакого развития вообще не происходит, если понимать слово развитие, как движение вперед.
Когда смотришь выставку испанцев, о которой мы говорим, то можно ли считать, что изобразительное искусство развивалось. Можно ли считать, что то, что сделал Пикассо, есть шаг вперед по сравнению с тем, что делал Веласкес?
Н.И. Нестерова (1944-2022). Вхождение в Иерусалим. 2005 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Тайная вечеря (1). 2004 г. Холст, масло. 145 х 160 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Голгофа. 2005 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Русская рулетка. 2004 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). 1. На пляже. Холст, масло. 2004 г. 152,4x101,6 см. Аукционный дом PHILLIPS, Нью-Йорк, 2004 г. Лот продан за $106.600 дол. 2. Самолет. 2004 г. Холст, масло. 162х114 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Читают Ахматову. 2004 г. Холст, масло. 99,5 x 130 см.
Аукцион Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2016 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Горящие огни (Brenen De Lichter). 2005 г. Холст, масло. 101 х 127 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Фрукты I. Фрукты II. 2004 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Фрукты III. Фрукты IV. 2004 г. Холст, масло.
Н.Н.: Мне не надо заниматься сравнением. Я смотрю на вещи просто. В каждом отдельном творце я смотрю на него, не сравнивая его ни с кем. Это мой принцип.
Л.Ш.: Это выглядит так, как будто Вы большой враг искусствоведения. А нужно ли оно вообще?
Н.Н.: Нужно, безусловно. Во-первых, для того, чтобы люди понимали и узнавали искусство. Искусствоведение, я считаю, существует для образования. Это систематизация с какими-то определениями. Другое дело – согласны вы с ними или нет. Но это помогает людям узнать и научиться понимать искусство.
Л.Ш.: Можно ли считать, что искусство возрождения, позднее античности, а затем новое искусство есть продвижение вверх по витку развития человечества?
Н.Н.: Безусловно.
Л.Ш.: Почему?
Н.Н.: А как же Эмпайр? И тот же Гугенхейм, который прекрасно сделан?
Л.Ш.: Можно ли то же самое сказать о живописи?
Н.Н.: Лариса, я этим занимаюсь. Поэтому я как бы исповедую этот вид искусства. Если я этим занимаюсь, а я человек целенаправленный, для меня это вся моя жизнь. Вот и все. И больше я ничего не могу. Я этим занимаюсь всю свою жизнь. Больше, наверно около пятидесяти лет этим занимаюсь. Больше. Не охладевая, не останавливаясь.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Брайтон Бич. Диптих. 2005 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Брайтон Бич. Вариант. 2005 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Венские стулья (1). 2005 г. Холст, масло. 90 х 95 см.
Музей AZ (Музей Анатолия Зверева), Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Венские стулья (2). 2005 г. Холст, масло. 90 х 95 см.
Музей AZ (Музей Анатолия Зверева), Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Два букета. 2005 г. Холст, масло. 75 x 100 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). PARK I (Версаль). PARK II (Версаль). 3. PARK III (Версаль). 2005 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). PARK IV (Версаль). PARK V (Версаль). PARK VI (Версаль). 2005 г. Холст, масло.
Наталья Нестерова на фоне своих работ из серии «Маски». Фотография Валерия Мельникова,
газета «Коммерсантъ», 2002 г.
Л.Ш.: Хорошо. Скажите мне, если вы захотите на это ответить, какова главная философская мысль в Ваших произведениях?
Н.Н.: Картина – это плоский экран, на который вы смотрите, и должны видеть то, что там изображено. А что думает художник, его личная тайна.
Л.Ш.: Я помню вашу большую картину, которая была на устроенной нами выставке в университете “Pace”. На ней много людей спускаются по лестнице вниз. Это как бы символический ответ на вопрос, движется ли человечество, проходя свою историю вверх?
Н.Н.: Безусловно, человечество идет вверх. Ну если оно начинает летать на Марс, на Луну, конечно оно движется вверх.
Л.Ш.: Технически, не так ли?
Н.Н.: Технически безусловно происходит прогресс.
Л.Ш.: Связан ли технический прогресс с духовным прогрессом? Вы думаете, что есть какое-то продвижение философской мысли — куда-то вперед по сравнению с Библией, например?
Н.Н.: Не надо сравнивать.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Город. 2005 г. Холст, масло. 173 x 285,1 см. Аукционный дом PHILLIPS,
Лондон, 2008 г. Лот продан за GBP 61.250 фунтов.
Город. Фрагмент. Баннер Первого Третьяковского бала с репродукцией диптиха Натальи Нестеровой
«Нью-Йорк». 2005 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). У часовщика. 2004 г. Холст, масло. 89 х 76 см.
Аукцион Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2021 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Деньги (Копилка). 2005 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Зимний парк I (Снег в Париже). 2005 г. Холст, масло. 120 х 145 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Зимний парк II. 2005 г. Холст, масло. 99 x148 см.
Аукцион ArtSale.info № 104, январь 2022 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Игроки в карты. Диптих. 2005 г. Холст, масло. 91,4 х 121,9 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Теннис. 2004 г. Холст, масло. 80 х 89 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Кресло-павлин. 2005 г. Холст, масло. 100 х 80 см.
Аукцион Bukowskis N159, Хельсинки.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Букет. 2005 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Букет. 2005 г. Холст, масло. 91,4 x 76,2 см.
Аукционный дом PHILLIPS, Нью-Йорк, 2007 г. Лот продан за $37.000 дол.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Карты. 2005 г. Холст, масло.
В мастерской Натальи Нестеровой. Фотография 2002 г.
Л.Ш.: Почему?
Н.Н.: Сравнивать, я думаю, можно одного художника с самим собой. Вырос он или не вырос. И писателя. А друг с другом – нет. Это совершенно разные умы, разные глаза, разные руки, разные чувства. И вот эта вот выставка, с которой начался наш разговор, как раз показала, что не нужно сравнивать Эль Греко с Пикассо, или Эль Греко с Миро. Не нужно. Потому что Миро, когда я была в Барселоне, в Музее Миро, это потрясающе! Но совершенно не обязательно его с кем-то сравнивать. Зачем? Или Пикассо, который невероятная вершина. Но его хорошо сравнивать только с ним самим. Он невероятно разный. Зачем сталкивать его не самые лучшие картины с шедеврами великих мастеров? Это несправедливо, я бы сказала. Несправедливо!
Л.Ш.: Мне Ваша точка зрения кажется куда более справедливой. Большое спасибо за интересный разговор. До следующих встреч.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Париж. Триптих. 2005 г. Холст, масло. 172 х 382 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Париж. Триптих. Фрагмент. 2005 г. Холст, масло. 172 х 382 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Чай. 2005 г. Холст, масло. 75 х 90 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2008 г. Эстимейт 350.000 – 450.000 руб.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Ожидание. 2005 г. Холст, масло. 152 х 101 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Радуга. 2005 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Печаль 1 (Цветы). 2005 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Печаль 2 (Зеленая ваза). 2005 г. Холст, масло. 73 х 92 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Ссора. Дипттих. 2005 г. Холст, масло. 50,8 х 106,7 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Певица. 2005 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Летаю! 2005 г. Холст, масло. 130,5 х 97 см.
Частное собрание.
Наталья Нестерова. Фотография, 2004-2005 гг.
Государственные награды Натальи Нестеровой:
Государственная премия РФ (1998) за циклы живописных произведений «На берегу моря» (1995), «Евангельские сюжеты» (1998), «Картины из карт» (1996), «Застолье» (1997).
Награды РАХ: Серебряная медаль АХ СССР 1989 г. за картины: «Бегство в Египет» (1989), «Тайная вечеря» (1989), «Человеческие маски» (1989), «Печатников переулок» (1986). Медаль им. Д.Д.Жилинского РАХ (2019).