-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Слава44

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) про_искусство Live_Memory Только_для_мужчин
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 2749


МУЗЕЙ РУССКОГО ИМПРЕССИОНИЗМА – ХУДОЖНИК НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ МЕЩЕРИН (1864-1916)

Среда, 19 Октября 2022 г. 19:22 + в цитатник
1886 Мещерин Николай Васильевич (491x700, 61Kb)
Николай Васильевич Мещерин (1864-1916). Фотография 1886 г.


Николай Васильевич Мещерин (1864 -1916) - русский художник, работавший в жанре импрессионистического пейзажа.
Долгое время о русском импрессионизме говорить было не принято – вначале не было подходящего термина, потом импрессионизм впал в немилость у советской власти. Несмотря на то, что «чистых» импрессионистов в истории русского искусства не найти, через увлечение этим течением прошли практически все живописцы рубежа XIX и XX веков. Вопрос о том, был ли импрессионизм в русской живописи до сих пор остается открытым. Грабарь, Коровин, Малявин, Серов – вот имена художников, которые в той или иной мере восприняли это импрессионистическое обновление, пришедшее из Европы. В их живописи было и минутное впечатление, и эксперименты с цветовой палитрой, фактурой, и наслаждение цветом. Но какие бы «эпитеты» и «заимствования» не обновляли живописный язык вышеперечисленных художников, в их композициях всё же господствует «синтаксис» академической школы. В этом смысле Н.В. Мещерин оказался художником особенным. Природа щедро одарила его талантом, но профессионального художественного образования он не получил, ограничившись частными уроками, в том числе у И.Э. Грабаря. В.В. Переплётчикова, М.Х. Аладжалова и А.М. Корина.


1886 Николай Васильевич Мещерин (1835-1890) (659x700, 81Kb)
Николай Васильевич Мещерин. Фрагмент фотографии 1886 г.

Николай Васильевич Мещерин родился 16 (28 февраля по новому стилю) 1864 года в Москве в богатой купеческой семье: его отец, купец первой гильдии, потомственный почётный гражданин Василий Ефремович Мещерин, был основателем Даниловской мануфактуры. По воле отца учился в Московской практической академии коммерческих наук, а после смерти отца, как старший сын, был вынужден принять управление делами, не окончив курса академии. Но к управлению сложным финансово-промышленным механизмом у него не было никакого интереса.

1886 Дугино. Охотники, 16.11.1886 года. Альбуминовый отпечаток (700x537, 114Kb)
Дугино. Охотники, 16.11.1886 года. Фотография Н.В. Мещерина из личного собрания Н. Гагмана.

1897 Пейзаж с цветущей сиренью. Холст на картоне, масло, 30×31,2 см. Аук В Никитском 2022 (700x678, 263Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Пейзаж с цветущей сиренью. 1897 г. Холст на картоне, масло. 30 х 31,2 см.
Дом антикварной книги - аукцион «В Никитском», Москва, 2022 г.

1898 Рассвет. Этюд. 16.9 х 22.7 см. ГТГ (700x517, 178Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Рассвет. Этюд. 1898 г. Картон, масло. 16,9 х 22,7 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1899 Тройка. Луна. Частное собрание (700x693, 93Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Тройка. Луна. 1899 г. Частное собрание.

1900 Весна. Собрание Е.В. Ляпуновой (700x456, 120Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Весна. 1900 г. Собрание Е.В. Ляпуновой.

1899 Цветущая вишня, Собрание Е.В. Ляпуновой (700x478, 144Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Цветущая вишня. 1899 г. Собрание Е.В. Ляпуновой.

1899 Первый снег. Собрание Е.В.Ляпуновой. (700x474, 162Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Первый снег. 1899 г. Собрание Е.В. Ляпуновой.

1900 Дугино. Дорога к станции. (700x474, 115Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Дугино. Дорога к станции. 1900 г.

1900-е Закат. (700x572, 140Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Закат. 1900-е гг.

1900-1910-е Деревня. Бум, паст. 30 х 40 см. Тульский ХМ (600x444, 130Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Деревня. 1900-1910-е гг. Бумага, пастель. 30 х 40 см.
Тульский областной художественный музей.

1900-1910-е Лес. Бум, паст. 40х30 см. Тульский ХМ (508x700, 145Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Лес. 1900-1910-е гг. Бумага, пастель. 40 х 30 см.
Тульский областной художественный музей.

1900 Зимняя ночь. Деревенская улица. Частное собрание (700x529, 131Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Зимняя ночь. 1900 г. Деревенская улица. Частное собрание.

1900-1910-е Пейзаж. Карт, м.  67,5 х 100 смРославльский историко-художественный музей, Смоленская обл (700x497, 126Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Пейзаж. 1900-1910-е гг. Картон, масло. 67,5 х 100 см.
Рославльский историко-художественный музей, Смоленская обл.

1900 Комната столяра В.В. Гусева в Дугине, Частное собрание (574x700, 91Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Комната столяра В.В. Гусева в Дугине. 1900 г.
Частное собрание.

1886-1887 Мещерин. Автопортрет в зеркале. ГТГ (618x700, 107Kb)
Н.В. Мещерин. Автопортрет в зеркале. Фотография. 1886-1887 гг.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Значительно больше Николая привлекало искусство. Сначала Н.В. Мещерин увлёкся фотографией. До сегодняшнего дня дошло 48 его подлинных отпечатков. Снимки были сделаны художником в Дугине и окрестностях усадьбы в 1886-1887 годах. Изображения пейзажей, сцен охоты, групповых портретов родных и близких Мещерина были переданы Государственной Третьяковской галерее реставратором Николаем Гагманом более десяти лет назад и хранились в запасниках. А затем Мещерин стал делать картины из сушёных трав и цветов.

1900-е Поля. Х, м. 36х99 см. (Донецкий худ. музей) (700x251, 54Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Поля. 1900-е гг. Холст, масло. 36 х 99 см.
Донецкий республиканский художественный музей, ДНР.

1901 Заря над рекой. Погост. Частное собрание (700x669, 115Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Заря над рекой. Погост. 1901 г. Частное собрание.

1901 Архитектурный мотив. Частное собрание (700x687, 142Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Архитектурный мотив. 1901 г. Частное собрание.

1901 На паперти,  Частное собрание (700x644, 129Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). На паперти. 1901 г. Частное собрание.

1901 На паперти, 1901. Частное собрание (579x700, 136Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). На паперти, 1901 г. Частное собрание.

1901 Гульбище. Частное собрание (620x700, 154Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Гульбище. 1901 г. Частное собрание.

1902 Церковь в Плесе. Смеркается, Частное собрание (700x607, 132Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Церковь в Плёсе. Смеркается. 1902 г. Частное собрание.

1903 В сумерках. Частное собрание (567x700, 130Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). В сумерках. 1903 г. Частное собрание.

1900-е  Ветреный день. Холст на картоне, масло, 36,5×50 см. Аук В Никитском 2022 (700x558, 205Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Ветреный день. 1900-е гг. Холст на картоне, масло. 36,5 х 50 см.
Дом антикварной книги - аукцион «В Никитском», Москва, 2022 г.

1900-е Сарай. Галерея АртПанорама (700x512, 155Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Сарай. 1900-е гг. Галерея АртПанорама, Москва.

1900-е Пейзаж. Карт, м. 66 х 96 ДВХМ, Хабаровск (700x457, 227Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Пейзаж. 1900-е гг. Картон, масло. 66 х 96 см.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.

1900-е Ранняя весна. Деревня. Собрание И.П. Машкова 2 (700x504, 174Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Ранняя весна. Деревня. 1900-е гг. Собрание И.П. Машкова.

1901 Декабрь. Х, м. 40х60 см. Краснодарский ХМ (700x462, 145Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Декабрь. 1901 г. Холст, масло. 40 х 60 см.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.

1890-е Н.В. Мещерин 2 (492x700, 120Kb)
Н.В. Мещерин. Фотография. Конец XIX века.

В 33 года Николай Мещерин оставляет успешный семейный бизнес и уезжает подальше от московской суеты в тихую усадьбу Дугино, где приступает к занятиям живописью, берется за кисть и посвящает закатные и предрассветные часы работе на пленэре с мольбертом. Усадьба в 28 верстах от Москвы в живописной излучине реки Пахры стала для Мещерина тихим уголком, миром без суеты. Систематического художественного образования он не получил, ограничившись частными уроками, в том числе у В.В. Переплётчикова, который был товарищем Мещерина по Практической академии. Он также брал уроки у М.Х. Аладжалова и А.М. Корина.

1900-е Кончается зима». Холст, масло. 45х59 см. Аук Auction 97, 2022 г (700x533, 152Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Кончается зима. 1900-е гг. Холст, масло. 45 х 59 см.
Аукцион «Auction № 97», Москва, 2022 г.

1902 Деревенский праздник» ЧС (700x513, 188Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Деревенский праздник. 1902 г. Частное собрание.

1901 У ворот. Частное собрание (700x546, 166Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). У ворот. 1901 г. Частное собрание.

1902 Улица в Плёсе. Частное собрание (700x604, 132Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Улица в Плёсе. 1902 г. Частное собрание.

1902 Избы. Х, м. 48x58,5 см. ГТГ (700x580, 173Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Избы. 1902 г. Холст, масло. 48 x 58,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1901 Осень. Х, м. 45 х 59 см. Вологодская КГ (700x523, 199Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Осень. 1901 г. Холст, масло. 45 х 59 см.
Вологодская областная картинная галерея.

1902 Из окна дома Коробковой. Карт, м. 34 х 32 см. ЧС (700x612, 147Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Из окна дома Коробковой. 1902 г. Картон, масло. 34 х 32 см.
Частное собрание.

ФОТО Особняк купца Трифона Коробкова на Пятницкой. (700x447, 103Kb)
Москва. Особняк купца Трифона Коробкова на Пятницкой ул. Современная фотография.
Когда Николай Мещерин выезжал в Москву, то останавливался в красивом особняке купца Трифона Коробкова на Пятницкой улице. Он снимал квартиру на втором этаже дома. Этот богатый особняк в эклектичном стиле был построен в 1866 году и перестроен спустя 28 лет знаменитым архитектором Львом Кекушевым.

1901 Осенний пейзаж. Х, м. 44 x 56 см. Екатерина ГМИИ (700x540, 147Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Осенний пейзаж. 1901 г. Холст, масло. 44 x 56 см.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

1902 Вечер ранней весны. Собрание Е.В. Ляпуновой (566x700, 136Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Вечер ранней весны. 1902 г. Собрание Е.В. Ляпуновой.

1900-е Березки. Бум. серая, паст. 42,5х29,4 см. ГМИИ РТ (533x700, 151Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Березки. 1900-е гг. Бумага серая, пастель. 42,5 х 29,4 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

1901 У перевоза. Частное собрание. (700x526, 122Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). У перевоза. 1901 г. Частное собрание.

1902 Ночь над рекой, Частное собрание (700x602, 95Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Ночь над рекой. 1902 г. Частное собрание.

1900-е Ночь в деревне. Х, м. 36,3х56,3 Химкинская КГ (700x419, 121Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Ночь в деревне. 1900-е гг. Холст, масло. 36,3 х 56,3 см.
Химкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина.

1900-е Усадьба в Дугино. Фотография (700x443, 142Kb)
Усадьба в Дугино. 1900-е гг. Фотография Н.В. Мещерина из личного собрания Н. Гагмана.

Картины Мещерина отличаются разнообразием живописных решений, не связанных между собою постепенной эволюцией творческой манеры автора, а всецело зависящих от состояний изображаемых им явлений природы. Его пастели альбомного формата показывают великолепие мотивов постоянно меняющейся натуры. В поисках новой выразительности Николай Васильевич Мещерин не всегда был ровным в своем искусстве. Вместе с тем он всегда оставался поэтом живой природы.
Две его картины были приобретены в Третьяковскую галерею: одна в 1903 году - «Избы» (1901) и «На пашне» (1904) - в 1907 году. Но в 1910 году на VIII выставку «Союза русских художников» он дал только одну из лучших своих работ - «Сирень» (1905) и потом три года не выставлял ничего. Видимо, Мещерин, человек весьма состоятельный, опасался, что его успех затронет интересы других художников, живших своим трудом. Вскоре была написана картина «Осенняя лунная ночь» (1906-1907), пополнившая коллекцию В.О. Гиршмана.
В 1910 году Николай Васильевич Мещерин передал некоторые свои картины открывавшемуся Вятскому художественному музею.

1903 Девушка в красной юбке. Х. на карт, м. 49 х 66 см. Частное собрание (700x514, 154Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Девушка в красной юбке. 1903 г. Холст на картоне, масло. 49 х 66 см.
Частное собрание.

1903 Весна. Х. м. 43 х 58.7 см. ГТГ (700x518, 206Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Весна. 1903 г. Холст, масло. 43 х 58,7 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1903 Осенний пейзаж. 49,8 х 61,3. ЯХМ (700x560, 138Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Осенний пейзаж. 1903 г. Холст, масло. 49,8 х 61,3 см.
Ярославский художественный музей.

1903 Солнечный день. Х. на карт, м. 35х60. Тульский ХМ (700x412, 105Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Солнечный день. 1903 г. Холст на картоне, масло. 35 х 60 см.
Тульский областной художественный музей.

1903 Гумно. Частное собрание..jpg (700x521, 151Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Гумно. 1903 г. Частное собрание.

1904-1917 Соловецкий монастырь. Открытка. Химкинская КГ (700x481, 128Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Соловецкий монастырь. 1904-1917 гг. Открытка.
Химкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина.

1904 Пейзаж со строениями. Х, м. 62 x 86 см. Иркутский ХМ (700x502, 248Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Пейзаж со строениями. 1904 г. Холст, масло.
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва.

1904 Пейзаж со строениями. Фрагмент. Х, м. Иркутский ХМ (700x204, 85Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Пейзаж со строениями. Фрагмент. 1904 г. Холст, масло.
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва.

1905 Альбом. Эскиз обложки. Тисненная бум.  31 х 47 (700x448, 53Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Альбом. Эскиз обложки. 1905 г. Тисненная бумага,
цветные карандаши. 31 х 47 см.

1905 Лунная ночь, ГТГ 1 (700x461, 207Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Лунная ночь. 1905 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1905 Лунная ночь. ГМИИ РТ (700x397, 137Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Лунная ночь. 1905 г. Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан, Казань.

1905 Ноябрь. Крылечко. Карт, м. 76x100,5 см. ГРМ (700x526, 217Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Ноябрь. Крылечко. 1905 г. Картон, масло. 76 x 100,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1905 Ноябрь. November Small porch Sun (540x700, 255Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Ноябрь. Немного солнца на веранде. 1905 г.

1900-е Николай Мещерин в своей мастерской в Дугино (549x700, 121Kb)
Николай Мещерин в своей мастерской в Дугино. Фотография 1900-е гг.

По свидетельству известного художественного деятеля начала прошлого века И.И. Трояновского, Николай Васильевич Мещерин был человеком скромным, деликатным и даже застенчивым, «не любил являться в больших обществах, избегал шумных разговоров и диспутов - не любил фигурировать и на выставках со своими работами, в которые всегда вкладывал добрую частицу своей души, подолгу вынашивая их, любовно наблюдая затронувшие его моменты и места в разные часы дня и ночи в разные времена года и делая массу этюдов. Его всегда долго надо было упрашивать участвовать на той или другой выставке, и всегда он давал очень мало вещей, если изредка и решался выступить».

1905 Зимний вечер. Деревня. Бум. на карт, м.  66,7 x 100,6 см. ГТГ (700x464, 120Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Зимний вечер. Деревня. 1905 г. Бумага на картоне, масло. 66,7 x 100,6 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1905 Перед рассветом (В июньскую ночь). Х, м. 65 x 82 см. Вологда КГ (700x560, 199Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Перед рассветом (В июньскую ночь). 1905 г. Холст, масло. 65 x 82 см.
Вологодская областная картинная галерея.

Искусствоведы отмечают, что отсутствие академического образования в некоторой степени оказалось Мещерину на руку, его не жесткие рамки понятий о том, как можно и как нельзя писать, он был свободен в выборе средств выражения своих творческих замыслов. Возможно потому Николай Васильевич стал одним из первых художникоов в России, который освоил и широко использовал импрессионистический метод пуантилизма (дивизионизма) – письмо дробными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы.

1906 Голубые сумерки. ГТГ (700x612, 144Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Голубые сумерки. 1906 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1906 В гололедицу.  66×100 см Собрание И.П. Машкова (700x454, 125Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). В гололедицу. 1906 г. Холст, масло. 66 х 100 см Собрание И.П. Машкова.

1905 Пейзаж. Х, м. 64 x 80 см. Иваново ХМ (700x570, 223Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Пейзаж. 1905 г. Холст, масло. 64 x 80 см.
Ивановский областной художественный музей.

1906 Летний вечер. Собрание И.П.Машкова (700x448, 134Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Летний вечер. 1906 г. Собрание И.П. Машкова.

1905 Осень. Капустный огород. Картон, масло. 44 х 60 см. Частная коллекция (700x502, 195Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Осень. Капустный огород. 1905 г. Картон, масло. 44 х 60 см.
Частное собрание.

1905-1909 Весна в деревне  Втор. пол. 1900-е гг. Картон, масло. 67 x 100 см. ГТГ (700x469, 172Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Весна в деревне. 1905-1909 гг. Картон, масло. 67 x 100 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1906 К вечеру. Бум. на карт, м.  68 х 98,5 см. Курская КГ (700x473, 191Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). К вечеру. 1906 г. Бумага на картоне, масло. 68 х 98,5 см.
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.

1905 около. Осеннее утро. Х. на ДВП, Темпера. 66,5 на 79 см. ГТГ (700x599, 240Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Осеннее утро. Ок.1905 г. Холст на оргалите, темпера. 66,5 х 79 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1906 Могила поэта Аполлона Майкова. Х, м. 65x65 см. Плёсский музей-заповедник (700x700, 264Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Могила поэта Аполлона Майкова (Кладбище Воскресенского Новодевичьего
монастыря, С-Петербург). 1906 г. Холст, масло. 65 x 65 см. Плёсский музей-заповедник, Ивановская обл.

1906 Пейзаж. Карт, м. 67,5х91,5 Иркутский ХМ (700x492, 157Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Пейзаж. 1906 г. Картон, масло. 67,5 х 91,5 см.
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва.

1900-е Игорь Грабарь, Михаил и Николай. Дугино 2 (700x466, 112Kb)
Игорь Грабарь, Михаил и Николай Мещерины, Дугино. Фотография 1900-е гг.

И.Э. Грабарь как-то заметил по поводу живописи Н.В. Мещерина: «Его имя едва ли много говорит широким кругам: две маленькие вещицы в Третьяковской галерее, три-четыре - в московских частных собраниях, да по одной - по две, - и то не каждый год, - на выставках, вот и все, что могли видеть из произведений этого художника музейные и выставочные завсегдатаи. Немногие умеют разбираться на выставочной стене, усыпанной сотней холстов десятков художников, немногие поэтому замечали и выделяли на такой стене его вещи от соседних, немногие знали ему истинную цену, и лишь самые близкие, самые интимные друзья чувствовали очарование его артистической одаренности».

1906 Ржаные поля. Вид от ворот усадьбы Дугино в сторону села Колычёво. Х. на карт, м. 60 х 100,8 см. ГТГ (700x408, 129Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Ржаные поля. Вид от ворот усадьбы Дугино в сторону села Колычёво.
1906 г. Холст на картоне, масло. 60 х 100,8 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

ФОТО Клод Моне - Стог сена в Живерни (700x532, 191Kb)
Клод Моне (1840-1926). Стог сена в Живерни. 1886 г. Холст, масло. 60,5 х 81,5 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

1906 Опушка леса зимой. На обороте – Ржаные поля. Вид от ворот усадьбы Дугино в сторону села Колычево. 1906. ГТГ. (2) (700x412, 171Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Опушка леса зимой. На обороте «Ржаные поля. Вид от ворот усадьбы
Дугино в сторону села Колычево». 1906 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1907 Морозный вечер. ГТГ. (700x513, 202Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Морозный вечер. 1907 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1907 Морозный вечер. ГТГ. Фрагмент (700x525, 188Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Морозный вечер. Фрагмент. 1907 г. Государственная Третьяковская галерея.

1907 Морозный вечер. Этюд 28×34.5 см. Собрание И.П. Машкова (700x567, 188Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Морозный вечер. Этюд. 1907 г. Холст, масло. 28 х 34,5 см.
Собрание И.П. Машкова.

1907 Рассвет, Бум, акв. 59 х 80.5 см. Собрание И.П. Машкова (700x518, 153Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Рассвет. 1907 г. Бумага, акварель. 59 х 80,5 см. Собрание И.П. Машкова.

1907 Месяц. Аукцион Галеев галерея (1) (700x587, 104Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Молодой месяц. 1907 г. Бумага на картоне, графитный карандаш, акварель.
67 х 79,8 см. Аукционный дом «КабинетЪ», Московская обл., 2014 г. Эстимейт 1.560.000 – 1.700.000 руб.

1908 Морозная ночь. Бум на карт, м. 100,5х66,5 см. ГМИИ РТ (468x700, 171Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Морозная ночь. 1908 г.
Бумага на картоне, масло. 100,5 х 66,5 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

1908 Рассвет. Карт, паст. 62,2х47,5 ГМИИ РТ (536x700, 158Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Рассвет. 1908 г. Картон, пастель. 62,2 х 47,5 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

1909 Зима в феврале. Карт, м. 66,5х85,5 см. Вольский краеведческий музей. (700x548, 121Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Зима в феврале. 1909 г. Картон, масло. 66,5 х 85,5 см.
Вольский краеведческий музей, Саратовская обл.

1908 Ясный день (В марте) Улица в деревне Чурилково, Пермская ХГ (700x455, 172Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Ясный день. В марте (Улица в деревне Чурилково), 1908 г.
Пермская государственная художественная галерея.

1910 Вечер апреля. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых (700x467, 100Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Вечер апреля. 1910 г. Вятский художественный музей
имени В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.

1910 Вечер апреля(фрагмент). Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых (700x700, 133Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Вечер апреля. Фрагмент. 1910 г. Вятский художественный музей
имени В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.

1910-е Лес зимой. ГТГ. (700x688, 169Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Лес зимой. 1910-е гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

ФОТО С.П. Дягилев (700x392, 150Kb)
Сергей Павлович Дягилев – основатель и руководитель «Русских сезонов» в Париже. Начало ХХ в.

Между тем Мещерин был участником регулярных показов Московского общества любителей художеств, Товарищества передвижных художественных выставок, экспозиций журнала «Мир искусства» и Союза русских художников. В 1906 году на III и IV выставках Союза русских художников он показал общим числом 12 новых крупных работ, и тогда же на выставке древних икон, скульптуры, портретной живописи «Русское искусство», организованной С.П. Дягилевым в Париже и Берлине наряду с произведениями В.А. Серова, А.Н. Бенуа, М.А. Врубеля, И.Э. Грабаря и К.А. Коровина, были представлены пять пейзажей Н.В. Мещерина: «Ноябрь», «Дикая рябина», «На пашне», «Осень», «Перед рассветом».

1910-е начало. Восход солнца (этюд). Х. на карт, м. 62,5 х 47,5 см. Рос. нац. музей музыки им. Глинки (530x700, 216Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Восход солнца. Этюд. Начало 1910-х гг.
Холст на картоне, масло. 62,5 х 47,5 см.
Российский национальный музей музыки им. М.И. Глинки, Москва.

1910-е Звёздная ночь. Собр. И.П. Машкова (700x635, 107Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Звёздная ночь. 1910-е гг. Собрание И.П. Машкова.

1911 Июньская ночь. Бум, паст. 29 х 30 см. (в свету) Музей русского импрессионизма (единственная картина в МРИ) (700x678, 241Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Июньская ночь. 1911 г. Бумага, пастель. 29 х 30 см. (в свету).
Музей русского импрессионизма (единственная картина Н. Мещерина в этом музее)

«Володя, запрягай лошадь, едем на этюд!» – и вот так каждое утро, даже если этюд пишется у самой калитки дома. Личный извозчик Николая Мещерина Володя запрягает лошадь, ставит мольберт, открывает ящик с кистями и красками. «Этюды» все чаще случаются ранним утром, художник стремится запечатлеть первые солнечные лучи. Или, как на этой картине, поймать уходящую прозрачную, наполненную ароматами поля и стрекотанием сверчков, июньскую ночь.

1912 Зимний день. ГТГ (700x494, 121Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Зимний день. 1912 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1912 Иван-чай. Картон, темпера. 67,3 х 85,5 см. ГТГ  (700x549, 235Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Иван-чай. 1912 г. Картон, темпера. 67,3 х 85,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1912 Береза и рябинки. Картон, м. 67 x 75 см. ГТГ (700x625, 256Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Береза и рябинки. 1912 г. Картон, масло. 67 x 75 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1911 Поля, Х. на карт, м. 36,8x101,5 см. ГТГ (700x247, 64Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Поля. 1911 г. Холст на картоне, масло. 36,8 x 101,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

8 (700x455, 89Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Восход Солнца (1). 1913 г. Бумага, пастель.

7 (700x507, 96Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Восход Солнца (2). 1913 г. Бумага, пастель.

9 (700x456, 87Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Восход Солнца (3). 1913 г. Бумага, пастель.

1913 Восход Солнца. Бум, пастель 29 х 33 см. (700x618, 177Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Восход Солнца (4). 1913 г. Бумага, пастель. 29 х 33 см.

1900-е Усадьба Дугино. В мастерской художника Н.В. Мещерина. На диване четверо неизвестных (700x522, 126Kb)
Усадьба Дугино. В мастерской художника Н.В. Мещерина. На диване четверо неизвестных.
Фотография 1900-е гг.

Отец Николая Васильевича был основателем Даниловской мануфактуры, которой владел вместе с С.И. Щукиным, московским коллекционером новой французской живописи. Кроме того, Мещерина неприятно поразил устроенный Александром Бенуа раскол Союза русских художников на две антагонистические группы: столичную, новый «Мир искусства», и московскую, сохранившую название объединения, - и он не хотел участвовать в этом конфликте. Вернуться к публике его побудили только начало Первой мировой войны и необходимость принять участие в развернувшейся тогда кампании благотворительности.

1913 После дождя. Х. на карт, м. 67 x 100,3 см. ГТГ (700x464, 141Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). После дождя. 1913 г. Холст на картоне, масло. 67 x 100,3 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1913 Утро в лесу. Бум, паст. 30 х 40 см. Тульский ХМ (700x592, 130Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Утро в лесу. 1913 г. Бумага, пастель. 30 х 40 см.
Тульский областной художественный музей.

1913 Лесной пейзаж. Бум. синяя, паст. 30 х 45 см. ГМИИ РТ (700x477, 115Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Лесной пейзаж. 1913 г. Бумага синяя, пастель. 30 х 45 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

1913 Лес вечером. Бум. серая, паст. 45,8х30,3 см. ГМИИ РТ (460x700, 94Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Лес вечером. 1913 г. Бумага серая, пастель. 45,8 х 30,3 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

1913 Оттепель. Февраль. Березы. 101×67.4 см. ГТГ (555x700, 172Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Оттепель. Февраль. Березы. 1913 г. 101 х 67,4 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1912 Сосенки под снегом. Картон, м. 67x101 см. Астрахан КГ (700x479, 228Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Сосенки под снегом. 1912 г. Картон, масло. 67 x 101 см.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.

1914 Весна. Деревня Шестово. Собрание И.П.Машкова. (700x588, 191Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Весна. Деревня Шестово. 1914 г. Собрание И.П. Машкова.

1914 Весенние облака. Вид на Дугино. Собрание И.П. Машкова (700x588, 162Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Весенние облака. Вид на Дугино. 1914 г. Собрание И.П. Машкова.

1914 Околица. Бум. на карт, темп. 101 х 68 см. Орловский ХМ (700x466, 183Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Околица. 1914 г. Бумага на картоне, темпера. 101 х 68 см.
Орловский музей изобразительных искусств.

1915 Березовая роща. Холст масло, 48,3×32,2 см. Аук В Никитском 2022 (453x700, 198Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Березовая роща. 1915 г. Холст масло. 48,3 х 32,2 см.
Дом антикварной книги - аукцион «В Никитском», Москва, 2022 г.

1900-е За игрой в карты в усадьбе Дугино. И.Э. Грабарь с женой Валентиной в компании друзей. Архив О.И. Грабарь-Епифановой (700x684, 140Kb)
За игрой в карты в усадьбе Дугино. И.Э. Грабарь с женой Валентиной в компании друзей.
Фотография 1900-е гг. Архив О.И. Грабарь-Епифановой.

Будучи более чем обеспеченным, Мещерин предпочитал не расставаться со своими работами. По словам вдовы художника Лидии Ивановны Горячевой-Мещериной, на просьбу продать какую-нибудь из них он обычно отвечал, что торгует холстом, а не картинами. Но уже вскоре после его смерти она, не имея других источников для существования, стала продавать их, причем, как видно, нередко и в случайные руки. Даже из тех 30 картин, что были показаны на XV выставке Союза русских художников, открытой накануне нового, 1918 года, ныне известно местонахождение только тринадцати. В одной из рецензий читаем: «Работы Николая Васильевича Мещерина, скончавшегося в 1916 году, образуют на «Союзе» небольшую посмертную выставку этого серьезного и редко выступавшего перед публикой пейзажиста. Писать он стал в зрелых летах, и это сказалось в редкой продуманности замысла и в бережном техническом выполнении. Недолгую пору его пейзажи носили характер, свойственный левитановской полосе, затем plain air поглотил его целиком, и Мещерин дал ряд прекрасных вещей в духе последовательного пленэризма». В скромном каталоге выставки три картины Мещерина значатся как приобретенные в Третьяковскую галерею и одна - в Русский музей. Но в оба собрания они вошли уже как дар семьи художника. Очевидно, что при закрытии выставки не могло быть и речи о выплате полагающейся суммы вдове «бывшего миллионера».

1914 Поляна. Карт, м. 65х72 см. ГМИИ РТ (700x639, 298Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Поляна. 1914 г. Картон, масло. 65 х 72 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

1914 Иван-да-Марья. Х. на карт, м. 67.7 х 78.5 см. ГТГ (700x621, 278Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Иван-да-Марья. 1914 г. Холст на картоне, масло. 67,7 х 78,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1915 Стадо на выгоне. Собрание И.П. Машкова (2) (700x552, 100Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Стадо на выгоне. 1915 г. Собрание И.П. Машкова.

1915 Восход солнца. ГТГ (700x563, 105Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Восход Солнца. 1915 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1915 Июньское утро. Бум. серая, паст. 30х43,5 см. ГМИИ РТ (700x579, 102Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Июньское утро. 1915 г. Бумага серая, пастель. 30 х 43,5 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

1915 Майское утро. Бум, пастель 28 х 39 см. (700x516, 100Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Майское утро. 1915 г. Бумага, пастель. 28 х 39 см.

1915 Перед восходом солнца. Бум. на карт, пастель. 29,5 на 36 см. ГТГ (700x576, 141Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Перед восходом Солнца. 1915 г. Бумага на картоне, пастель. 29,5 х 36 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1916 Морозное утро. (Иней) Бум, пась. 30,5х45 см. ГМИИ РТ. (700x662, 145Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Морозное утро (Иней). 1916 г. Бумага, пастелей. 30,5 х 45 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

1916 Зимнее раннее утро. Бум, паст.. 23,8 х 28,7 см. Аук Рус эмаль, 2019 (700x601, 106Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Зимнее раннее утро. 1916 г. Бумага, пастель. 23,8 х 28,7 см.
Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 2019 г.

1900-е Николай Мещерин в своей студии. Дугино  (700x552, 79Kb)
Николай Мещерин в своей студии, Дугино. Фотография 1900-е гг.

Этюд 1913 года «Жатва» представляет пример свойственного Мещерину выразительного лаконизма живописной формы. На этот раз немногими безошибочно взятыми мазками намечены отдельные золотистые волны ржи и разноцветные фигурки жниц. Работа производит впечатление безупречной законченности и живо передает атмосферу происходящего. Чудесным завершением творческих находок стала серия этюдов, написанных при восходе солнца в мае - июне 1916 года. Это настоящий гимн солнцу. Удивительно, что они полны ничем не омраченного счастья, хотя созданы уже тяжелобольным художником незадолго до его смерти.

1. 15×22.5 см ГТГ2 (700x609, 198Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Восход Солнца (1). 1916 г. Холст, масло. 15 х 22,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1890-х годах Клод Моне пишет серию из 30 картин, на каждой изображен Руанский собор в разное время суток. Мастер стремится поймать ускользающий свет, показать его изменяющуюся природу, продемонстрировать, что не только предмет, но и эффекты влияют на наше восприятие и настроение картины.
Практически теми же самыми опытами – поиском света и цвета – увлечен несколько лет спустя в имении Дугино Николай Мещерин. Художник ведет подробный дневник, где делает записи своих наблюдений. Он пишет серии этюдов на закате и рассвете. Впервые собранная вместе серия этюдов была представлена на выставке художника в Москве, в Музее русского импрессионизма в 2019 году. После этой выставки Мещерина назвали «русским Клодом Моне».

2. 15×22.5 см ГТГ (700x546, 187Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Восход Солнца (2). 1916 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

3 Собр. И.П. Машкова (700x608, 183Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Восход Солнца (3). 1916 г. Холст, масло. Собрание И.П. Машкова.

4 Собр. И.П. Машкова (700x560, 185Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Восход Солнца (4). 1916 г. Холст, масло. Собрание И.П. Машкова.

5 ГТГ (700x552, 187Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Восход Солнца (5). 1916 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

6 (700x577, 155Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Восход Солнца (6). 1916 г. Холст, масло.

1916 Хмурое утро,  Собрание И.П. Машкова (700x574, 169Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Хмурое утро. 1916 г. Холст, масло. Собрание И.П. Машкова.

И в заключение, несколько недатированных работ Н.В. Мещерина:

Осень. Проулок. (700x508, 139Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Осень. Проулок.

Зимний лес. (700x621, 209Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Зимний лес.

Осенний вечер. За селом. (700x647, 126Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Осенний вечер. За селом.

Светает. Крылечко. Б.г. ЧС (700x698, 164Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Светает. Крылечко.

Деревня. Оттепель. Х, м. 34,8 х 28,5 см. (700x592, 185Kb)
Н.В. Мещерин (1864-1916). Деревня. Оттепель. Холст, масло. 34,8 х 28,5 см.

1916 Мещерин Николай Васильевич (1864-1916) (700x532, 90Kb)
Николай Васильевич Мещерин (1864-1916)

Николай Васильевич Мещерин скончался 9 (22 октября) 1916 года от сердечного приступа в возрасте 52 лет в своём имении Дугино, где последние 12 лет жил почти безвыездно. Похоронен был в близлежащем Крестовоздвиженском Лукинском монастыре. Поскольку его брак был бездетен, наследницей всего собрания картин стала его жена Лидия Ивановна Горячева-Мещерина.

На XV выставке Союза русских художников в конце 1917 года были показаны 30 картин Н.В. Мещерина; многие были проданы так, что ныне известно местонахождение только 13 из них. После этой выставки его имя словно кануло в лету.

1987 Каталог выставки Н.В. Мещерина (518x700, 93Kb)
Николай Васильевич Мещерин. Сборник материалов и каталог выставки
произведений. Автор-состав. Н. Гагман. Москва, Издательство «Советский художник»,
1987. – 96 стр., илл.

Второе рождение художника произошло только через 70 лет благодаря посвящённой ему выставке в Москве в 1987 году. Тогда же в издательстве «Советский художник» вышел сборник материалов и каталог, составленный Николаем Гагманом. В 1994 году состоялась ещё одна выставка художника.
В 2019 году в Музее русского импрессионизма открылась выставка «Николай Мещерин. Выход из суеты», на которой представлены 92 картины и 25 авторских фотографий.

2019 Николай Мещерин. Выход из суеты. Каталог выставки.Музей русского импрессионизма. 240 с., илл. 29,7 х 21 см 1750 руб (459x650, 184Kb)2019 Афиша выставки в МРИ (371x650, 127Kb)
1. Николай Мещерин. Выход из суеты. Каталог выставки. Издание «Музей русского импрессионизма», 2019 г. -
240 стр., илл. 2. Афиша выставки Н.В. Мещерина в Музее русского импрессионизма. Москва, 2019 г.

ФОТО МРИ 1.jpg (700x466, 92Kb)
Москва. Музей русского импрессионизма.

ИСТОЧНИКИ

Николай Гагман «Чем дальше, тем все сложнее...»




Рубрики:  Объединение Голубая Роза
Живопись
Импрессионизм, постимпрессионизм
Живопись, скульптура
Союз русских художников
Союз русских художников
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 4 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку