МЭТРЫ СЮРРЕАЛИЗМА – НЕМЕЦКИЙ ХУДОЖНИК МАКС ЭРНСТ / MAX ERNST (1891-1976), ЧАСТЬ V
Понедельник, 20 Декабря 2021 г. 20:00
+ в цитатник
Макс Эрнст. Фотография 1970-х гг. на фоне его картин.
В 1970-е годы Макс Эрнст сотрудничает с мастерской Пьера Шаве в Вансе (Приморские Альпы) для печати своих литографий. Эрнст становится другом великого промышленника Жана Рибо. Он предложил издателю Жан-Жаку Поверу иллюстрацию аббревиатуры его бренда: «JJP». В 1975 году в музее Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке состоялась ретроспектива работ Макса Эрнста, а национальные галереи Большого дворца в Париже опубликовали полный каталог его работ.
Макс Эрнст Занимается любовью со скульптурой, Юисм, Франция.
Фотография 1963 г.
Историк искусства Вернер Спис, который познакомился с Максом Эрнстом в 1966 году, написал о нем множество работ и опубликовал каталог работ, сказал в интервью в 2005 году: «Можно сказать, что без Макса Эрнста сюрреализм не существовал бы в такой форме в России. все. И весь поэтический и иконографический фонд, который содержался в творчестве Макса Эрнста, во многом основывался на немецком романтизме, как с точки зрения литературной традиции, так и с точки зрения изобразительного искусства». Далее он напомнил о вражде, которая возникла между немцами и французами после Первой мировой войны. В этой ситуации Максу Эрнсту посчастливилось встретить в Париже в 1920-х годах художников с Бретоном, Элюаром, Арагоном и Царой, которых не интересовало национальное происхождение человека. Элюар, например, был одним из тех, кто только что столкнулся с немцами в окопе Вердена. Парижские художники обнаружили в Максе Эрнсте настоящий родственный дух, объединенный поэзией и стремлением преодолевать причинность и прагматичность.
Макс Эрнст (1891-1976). Знак для «Школы пиратов» (Spies & Leppien A12). 1965 г.
Цветная литография. 60 x 49,2 см. Аукцион Doyle New York, 14 декабря 2021 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Святилище (Sanctuary). 1965 г.
Дерево, масло, коллаж. 116 x 82 см. Частное собрание.
Макс Эрнст (1891-1976). Портрет Эрнста Вильгельма Леберехта Темпеля. 1965 г.
Дерево, масло, коллаж. 100,3 x 50,8 см. Аукцион Phillips, Нью-Йорк, 18 ноября 2021 г.
Эрнст Вильгельм Леберехт Темпель (1821-1889) - немецкий астроном и художник-график,
первооткрыватель 5 астероидов и 12 комет.
Макс Эрнст (1891-1976). Посвящение Веласкесу. 1965 г. Дерево, масло, коллаж,
деревянный рельеф. 33 x 23,8 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2015 г.
Картина продана за USD 137.500 дол.
Макс Эрнст (1891-1976). Мир наивных (Le monde des naïfs). 1965 г.
Холст, масло, пастель. 116,5 x 89,5 см. Центр Жоржа Помпиду, Париж.
Макс Эрнст (1891-1976). Мир глазами Максимилиана. 1963 г.
Картон, масло, акрил. 35 х 27 см. Баварские государственные собрания картин,
Мюнхен.
Макс Эрнст (1891-1976). Мандала. 1965 г. Дерево, масло. 24,2 x 19 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2012 г.
Манда́ла - замкнутая геометрическая система с равноудалёнными от центральной точки элементами. Сакральное схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных и эзотерических практиках).
Макс Эрнст (1891-1976). Первая мысль (First thought). 1965 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Ракушки и цветы. 1965 г. Холст, масло. 50,8 х 36,8 см.
Частное собрание.
Макс Эрнст (1891-1976). Внезапно I (Soudain I). 1965 г. Дерево, масло.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2018 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Внезапно II (Soudain II). Дерево, масло. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2015 г.
Макс Эрнст, Доротея Таннинг, Роланда Муха и Вилли Муха. Фотография 1960 г., Коллиур, Франция.
Вилли Муха (1905-1905) - польско-французский художник-сюрреалист.
Большинство картин Макса Эрнста своим содержанием напоминают сновидения. Самые известные его работы:
«Двоим детям угрожает соловей» (1924). Картина выполнена с использование нескольких рельефных объектов и олицетворяет собой идею выхода за пределы. «Одеяние невесты» (1940). Сюрреалистический шедевр напоминает сон во сне. Эффект достигается за счет висящей позади невесты копии изображения. В работе использован прием «декалькомания» (оранжевые и лиловые фрагменты).
«Целебес, или Слон Целебесс» (1921). Работа отражает восприятие автором явления войны, в которой он участвовал. Отдельные фрагменты угрожающей фигуры напоминают танк, противогаз, клинки.
«Людям это неведомо» (1923). Произведение с явно сексуальным подтекстом вполне могло бы служить иллюстрацией идей Фрейда.
«Дева наказывает младенца Иисуса в присутствии трех свидетелей» (1926). Один из наиболее шокирующих шедевров мастера. Клерикалы объявили картину богохульством. При создании использована традиционная техника масляной живописи.
Макс Эрнст (1891-1976). Двойная жизнь. 1966 г. Дерево, масло. Аукцион Sotheby’s, Париж, 2015 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Ласточкино гнездо. 1966 г. Холст, масло. 134 x 168 см. Частное собрание.
Макс Эрнст (1891-1976). Вьетнамская демонстрация (Manifestation Vietnam).
1966-1969 гг. Холст, масло. 73 x 60 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2019 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Отец Убю с сыном. 1966 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Носки фирмы DD (Племянницы). 1966 г. Цветная литография. 46,4 х 45,4 см.
Частное собрание.
Макс Эрнст (1891-1976). Птица перед зеркалом. 1967 г. Дерево, масло.
48,9 х 41 см. Частное собрание.
Макс Эрнст (1891-1976). Ноктюрн. 1967 г. Картон на дереве, масло.
62,9 x 54,9 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2007 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Где рождаются бакланы (Where Cormorants Are Born).
1961-1966 гг. Холст, масло. 115,5 х 88,9 см. Коллекция Менил, Хьюстон, Техас.
Макс Эрнст (1891-1976). Продавец птиц. Иллюстрация к роману-коллажу «Неделя доброты», или «Пасхальная неделя». 1934 г. 1. Цветная литография, шелкография на металлической карте. 1967 г. 2. Литография. Помещена на обложке детектива Бориса Акунина «Особые поручения». Москва, 2001 г. 3. Серебряная фольга на картоне. трафарет. 87 x 52 см. Музей искусства и истории культуры Марбургского университета имени Филиппа, Германия.
Макс Эрнст (1891-1976). Допотопный пейзаж. 1967 г. Бумага на дереве, масло. 15,2 x 20,3 см.
Эдинбургский университет, Шотландия.
Макс Эрнст (1891-1976). Возвращение прекрасной садовницы (Посвящение женщинам).
1967 г. Холст, масло. 164 x 130 см. Коллекция Менил, Хьюстон, Техас.
Макс Эрнст (1891-1976). Блоха. 1967 г. Дерево, коллаж. 51 х 45 см.
Собрание Александра Иоласа, Нью-Йорк - Париж.
Макс Эрнст (1891-1976). Подвал невинных. 1967 г. Дерево, коллаж.
83 х 49 см. Частное собрание, Париж.
Макс Эрнст (1891-1976). Очередная коллекция шахмат и шахматной доски. 1967 г.
Золото 23 карата и серебро. 10 х 3 х 3 см.
Макс Эрнст (1891-1976). Три скульптуры: Преподавательский состав школы убийц. Два персонажа –
Серафим-херувим и Серафим-пришелец, в центре Большой брат. 1967 г. Музей Макса Эрнста, Брюль,
Германия.
Макс Эрнст. Фотография 1963 г.
С 1971 года, за пять лет до его смерти, город Брюль с одобрения художника присуждает стипендию имени Макса Эрнста для поддержки молодых художников.
В 1981 году, через пять лет после его смерти, муниципальная гимназия в его родном городе Брюле была переименована в гимназию имени Макса Эрнста. Его имя носит также общеобразовательная школа в Кёльне. Общество Макса Эрнста было основано в 2000 году.
В 2005 году в Брюле открылся музей Макса Эрнста. Вернер Спис был председателем попечительского совета музея и попечительского совета Фонда Макса Эрнста. Дом, где родился Эрнст, был приобретен компанией по недвижимости в 2008 году, отремонтирован и предоставлен в распоряжение музея, где в июле 2012 года открылась фантастическая лаборатория при музее с примыкающей пристройкой, доступной для широкой публики и школы.
Музей Макса Эрнста. Брюль, Германия.
Макс Эрнст (1891-1976). Отходы производства. 1968 г. Дерево, масло, графит,
коллаж. 47 х 39,1 см. Аукцион Phillips, Нью-Йорк, 18 ноября 2021 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Молчание сквозь века. 1968 г. Галерея Альбертина, Вена.
Макс Эрнст (1891-1976). Рождение галактики. 1969 г. Холст, масло. 92 x 73 см.
Музей фонда Бейелер, Базель, Швейцария.
Макс Эрнст (1891-1976). Северное сияние на Северном Рейне. 1968 г.
Дерево, масло. 51x43 см.
Макс Эрнст (1891-1976). Мы пошли встречать шарфы. 1969 г. Литография.
48,3 х 40.6 см. Компания 1stDibs.com, Inc., Нью-Йорк.
Макс Эрнст (1891-1976). Семь желтых карликов прыгают через реку. 1968 г.
Бумага, гуашь. 19,5 x 14 см. Аукцион Sotheby’s, Париж, 2015 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Цветочное. 1968 г. Бумага, масло, акварель, коллаж.
33,5 х 25 см. Галерея Александра Иоласа, Нью-Йорк - Париж.
Макс Эрнст (1891-1976). Иллюстрация к поэме Рене Шара «Быстрый зуб» (Blatt III).
1969 г. Литография. 46,8 х 39 см. Частное собрание.
Макс Эрнст (1891-1976). Свет излучается из зонтика во время сбора урожая. 1969 г.
Цветная литография. 46,7 x 38,9 см. Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити, США.
зМакс Эрнст (1891-1976). Без названия (Солнце и земля). 1969 г. Дерево, масло. 47,3 х 55,7 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2021 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Вывеска «Школы монстров». 1968 г. Холст, масло. 88 x 115 см.
Частное собрание.
Макс Эрнст (1891-1976). Дети играют в космонавтов. 1969 г. Холст, масло. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2017 г.
Картина продана GBP 548.750 фунтов.
Макс Эрнст и кинорежиссер Петер Шамони. Фотография 1966 г.
Фильмы о Максе Эрнсте
Документальный фильм «Макс Эрнст. Мои скитания – мои тревоги» (1991) был снят Петером Шамони к столетнему юбилею Макса Эрнста и представляет собой интервью с ним, живой рассказ художника обо всем, что повлияло на его творчество. В киноленту также включены эпизоды из снятого в 1930 году сюрреалистами Сальвадором Дали и Луисом Бунюэлем фильма «Золотой век», в котором Макс Эрнст сыграл роль предводителя разбойников. Еще один 17-минутный немой сюрреалистический фильм- коллаж «Андалузский пес» Сальвадора снят Дали и Луисом Бунюэлем в 1929 году. Специалисты считают, что знаменитая шокирующая сцена, когда бритва вонзается в глаз женщины, возникла под воздействием картины Макса Эрнста, на которой пронзенный глаз выступает символом истинного, внутреннего зрения. «Сны, которые можно купить за деньги» Ханса Рихтера. (1947) - экспериментальный фильм дадаистского кинотеоретика, в котором он инсценировал и обобщил идеи сюрреалистических художников, в том числе и Макса Эрнста.
Макс Эрнст (1891-1976). Красный лес. 1970 г. Холст, масло. 80,6 x 64,8 см.
Частное собрание.
Макс Эрнст (1891-1976). Без названия (Рождение Венеры). 1969 г. Дерево, масло. 32.7 х 41,4 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2021 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Иллюстрация к поэме Рене Шара «Быстрый зуб». 1969 г.
Цветная литография. 46,7 x 38,9 см. Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити, США.
Альбом с одиннадцатью цветными литографиями по коллажам Макса Эрнста был выпущен
галереей Люси Вейль в Париже в 1969 году.
Макс Эрнст (1891-1976). Иллюстрация к поэме Рене Шара «Быстрый зуб». 1969 г.
Цветная литография. 46,7 x 38,9 см. Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити, США.
Макс Эрнст (1891-1976). Иллюстрация к поэме Рене Шара «Быстрый зуб». 1969 г.
Цветная литография. 46,7 x 38,9 см. Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити, США.
Макс Эрнст (1891-1976). Последний лес. 1960-1969 гг. Холст, масло. 114 х 146 см.
Собрание семьи художника.
Макс Эрнст (1891-1976). Спутанная мелодия. 1969 г. Холст, масло. 81 х 65 см.
Собрание Александра Иоласа, Нью-Йорк.
Макс Эрнст (1891-1976). Зеленая зона. 1970 г. Литография. 24,7 x 19,6 см.
Частное собрание.
Макс Эрнст (1891-1976). Посвящение Марселю Дюшану. Из альбома
«Памятник Христофору Колумбу и Марселю Дюшану». 1970 г. Офорт, акватинта.
38 x 28,5 см. Аукционный дом Germann Auction House Ltd., Цюрих, Швейцария.
Макс Эрнст (1891-1976). Тамбур-мажор небесной армии. 1970 г.
Холст, масло. 146 x 114,3 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2010 г.
Картина продана за GBP 421.250 фунтов.
Макс Эрнст (1891-1976). Счастливая луна. 1970 г. Холст, масло, фроттаж.
Макс Эрнст (1891-1976). Принцесса Ламбаль. Из иллюстрированной книги
«С ягнятами» поэта-сюрреалиста Патрика Вальдберга. 1971 г. Литография.
20,1 х 14,2 см. Галерея Шарпантье, Канны, Франция.
Макс Эрнст с галеристами Доминик и Джоном Менилем на открытии выставки
«Макс Эрнст - изнутри». Париж, 1971 г.
Отзывы современников
«Маг еле заметных сдвигов» (Der Zauberer der kaum spürbaren Verrückungen)
Рене Кревель о Максе Эрнсте, 1928 г.
Андре Бретон писал в 1928 году, что Макс Эрнст «никогда не отклонялся от настоятельной потребности, как требовал Бодлер: непрестанно «находить что-то новое». Его постоянно растущая сила за последние двадцать лет, его работа, что касается такой воли, не имеет себе равных».
Друг Макса Эрнста, поэт Поль Элюар, в 1948 году писал в «A L’Intérieur de la vue», что художник отождествляет себя с тем, что он показывает. «Проецируя свое видение за пределы этой грубой, бездушной реальности, которую мы должны спокойно принять, он ведет нас в освобожденный мир, где мы соглашаемся со всем, где нет ничего непонятного», - писал он в отношении alter ego Эрнста поэтично: «Пожираемый перьями и брошенный в море, он обратил свою тень в полет, в полет птиц свободы».
Макс Эрнст (1891-1976). Молодая девушка превратилась в локомотив. 1971 г. Цветная фотолитография.
Принт Серджио Този, Милан. 48,9 х 63,5 см.
Макс Эрнст (1891-1976). Фронтиспис к портфолио Макса Эрнста «Общие места.
Одиннадцать стихотворений и двенадцать коллажей». 1970-1971 гг.
Бумага, гуашь, тушь, коллаж, 17,8 x 14 см.
Макс Эрнст (1891-1976). Общие места – Когда раскручивать бобину.
Иллюстрация к портфолио Макса Эрнста «Общие места. Одиннадцать стихотворений
и двенадцать коллажей». 1970-1971 гг. Бумага, коллаж. 32,3 x 23,5 см.
Галерея Александра Иоласа, Париж.
Макс Эрнст (1891-1976). Общие места - Девушки, смерть и дьявол. Иллюстрация
к портфолио Макса Эрнста «Общие места. Одиннадцать стихотворений и двенадцать
коллажей». 1970-1971 гг. Бумага, коллаж. Галерея Александра Иоласа, Париж.
Макс Эрнст (1891-1976). Общие места - Повседневная жизнь. Иллюстрация
к портфолио Макса Эрнста «Общие места. Одиннадцать стихотворений и
двенадцать коллажей». 1970-1971 гг. Бумага, коллаж. 29,4 x 23,1 см.
Галерея Александра Иоласа, Париж.
Макс Эрнст (1891-1976). Сквозь века. 1970 г. Бумага, коллаж. 32,2 х 24,2 см.
Галерея Александра Иоласа, Париж.
Макс Эрнст (1891-1976). Голова птицы. 1971 г. Принт в оправе из белого золота.
22,5 x 16,5 см. Музей изобразительных искусств, Базель, Швейцария.
Макс Эрнст (1891-1976). Баллада о солдате (Spies Leppien 218).
1971 г. Бумага, литография, коллаж. 21,6 x 14,5 см.
Макс Эрнст (1891-1976). При малейшем шуме птицы замолкают.1972 г.
Картон на панели, масло. 33 х 24 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк,
17 ноября 2021 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Юдифь I. 1972 г. Цветная литография. 40,6 х 29,2 см.
Частное собрание.
Макс Эрнст (1891-1976). Мой друг Пьеро. 1973 г. Холст, масло.
Макс Эрнст на фоне картины Ива Танги «Если бы» (Se Fosse, 1939). Фотография 1970 г.
Влияние на абстрактный экспрессионизм
В 1940-х годах в Соединенных Штатах произошел художественный поворот, который после многих лет социально критического американского реализма привел к новому началу - «желанию начать с нуля» (Барнетт Ньюман) - абстрактному экспрессионизму. Такие художники, как Барнетт Ньюман, Джексон Поллок, Марк Ротко, Клиффорд Стилл и Франц Клайн, нашли свои образцы для подражания в Миро, Массоне и Максе Эрнсте, в их управляемом психологическом автоматизме, в управляемой случайности, не обязательно в их техниках. Джексон Поллок перенял у Макса Эрнста технику «колебания», как капельницу, расширил ее и стал известен благодаря этой технике. Затем он получил прозвище «Джек-капельница».
Макс Эрнст (1891-1976). Ничего не получается. 1973 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Некоторые животные неграмотные. 1973 г.
Холст, масло. Частное собрание.
Макс Эрнст (1891-1976). Конфигурация. 1974 г. Бумага, накл. на панель, масло.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2018 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Конфигурация No.16. 1974 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Конфигурация. 1974 г. Холст, масло.
Даже в 80-летнем возрасте Эрнст продолжал работать, занимаясь литографиями,
коллажами и картинами. Это одна из трех его последних картин.
Макс Эрнст (1891-1976). Ночная рыба. 1974 г. Холст, масло, вкрапление
оловянного круга в центр. 116 x 89 см. Центр Жоржа Помпиду, Париж.
Макс Эрнст (1891-1976). Конфигурация No. 6. 1974 г. Холст, масло. 62 x 75 см.
Макс Эрнст (1891-1976). Плакат. 1974 г. Офсет. 82 х 58 см.
Музей фонда Бейелер, Базель, Швейцария.
Макс Эрнст (1891-1976). Кровать и экран. «Детская кроватка и ее ширма,
великий невежественный». 1974 г. Смешанная техника. 261x261x216 см.
На центральной панели - коллаж, литография. 186 х 166 см Аукцион Коллер, Цюрих, 2013 г.
Макс Эрнст (1891-1976), «великий невежественный человек». Детская кроватка.
1965 г. Бумага, литография, коллаж. 186 х 166 см.
Макс Эрнст (1891-1976). Кровать и ширма. Великий невежественный человек
(Lit-Cage and its screen Le grand Ignorant). 1974 г. Инсталляция. Дерево, латунь,
зеркальное стекло с литографической печатью, лакированное дерево, норковое одеяло.
Аукцион Sotheby’s, Париж, 2019 г.
Макс Эрнст (1891-1976), Иветта Кокиль-Принс (1928-2005). Природа утром на заре. 1975 г.
Шерстяной гобелен ручной работы 196,3 x 277 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2006 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Птицы в опасности. 1970-1975 гг. Литография. 33,5 x 61 см. Аукцион TGP Auction,
Невшатель, Швейцария, 27 ноября 2021 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Скучные военные мысли проходят перед моим правым крылом.
Из серии «Птицы в опасности». 1975 г. Бумага, офорт, коллаж. 42,5 x 54,5 см.
Макс Эрнст (1891-1976). Из серии «Птицы в опасности». 1975 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Слово производит насмешку. Из серии
«Птицы в опасности». 1975 г. Бумага, офорт, коллаж. 41,8 x 54,7 см.
Макс Эрнст (1891-1976). Плотский мистицизм. 1976 г. Литография.
Макс Эрнст (1891-1976). Птица в клетке. 1975-1976 г. Гобелен ручной работы
по картине 1968 г. 196 х 161,5 см. Компания The 1stDibs Promise, Рим.
Гобелен продан за $24,076 дол.
Доротея Таннинг и Макс Эрнст на его выставке в Галерее Тейт. Лондон, 1970 г.
Макс Эрнст на арт-рынке
Распространению работ Макса Эрнста в США в значительной степени способствовал галерист Александр Иолас, который с 1930-х - 1940-х годов сосредоточился на сюрреалистическом искусстве и руководил Рене Магриттом в дополнение к Эрнсту .
В ноябре 2011 года аукционный дом Christie’s в Нью-Йорке установил мировой рекорд для работы Макса Эрнста. Вместо оценочных 4-6 миллионов долларов молоток 1941 года для «Украденного зеркала» упал на 16,3 миллиона долларов. Анонимный покупатель из Европы продал на аукционе картину маслом размером 65 × 81 см. Он сочетает в себе пейзаж, нарисованный как во сне, со статными обнаженными женщинами, окутанными животными и растениями. Украденное зеркало изначально принадлежало коллекционеру сюрреализма Эдварду Джеймсу. Потом сын Эрнста Джимми Эрнст выкупил ее, и она осталась в семье. Гарантированное происхождение имеет большое значение, поскольку были отрицательные сообщения о скандале с подделкой фальшивой коллекции Вернера Егера, которая также была связана с Максом Эрнстом. В период с 1999 по 2004 год семь картин, признанных Вернером Шписом подлинными, были разоблачены Вольфгангом Бельтракки в 2011 году как фальсификации, в том числе «Море» и «Лес II». Возможно, есть и другие поддельные работы Макса Эрнста.
И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, НЕСКОЛЬКО РАННИХ И НЕДАТИРОВАННЫХ РАБОТ МАКСА ЭРНСТА
Макс Эрнст (1891-1976). Рабенбург, Германия. 1909 г. Картон, масло.
23 x 16 см. Аукцион Sotheby’s, Амстердам, 2007 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Улица в Париже. 1912 г. Бумага, акварель. Художественный музей Бонна,
Германия.
Макс Эрнст (1891-1976). Подземный железнодорожный переход на Комесштрассе.
1912 г. Бумага, акварель. Музей Макса Эрнста, Брюль, Германия.
Макс Эрнст (1891-1976). Весна. 1910-1920-е гг.
Макс Эрнст (1891-1976). Великие любовники (Доброе утро). 1920-е гг.
Макс Эрнст (1891-1976). Поднимающийся сомнамбула. 1921 г. Бумага, коллаж.
Макс Эрнст (1891-1976). Что за день какой-то; Затерянный мир. Приготовление костного клея.
1921-1925 гг. Литография.
Макс Эрнст (1891-1976). Листья-птицы-гроздья. 1926 г. Холст, масло. 100 х 81 см.
Макс Эрнст (1891-1976). Она отказывается понимать. 1926 г.
Холст, масло. 72 х 55 см. Частное собрание, Брюссель.
Макс Эрнст (1891-1976). Без названия. 1926 г. (?)
Макс Эрнст (1891-1976). Лес и голуби. 1927 г. (?)
Макс Эрнст (1891-1976). Памятник птице. 1926-1929 гг. Холст, масло.
145,5 х 96,5 см. Частное собрание, Париж.
Макс Эрнст (1891-1976). Антропоморфный персонаж. 1930 г. Холст, масло. 75 х 54 см.
Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США.
Макс Эрнст (1891-1976). Танец со смертью в бледном лунном свете. 1929-1934 гг. Литография.
Макс Эрнст. Фотография 1960-1970-е гг.
Макс Эрнст (1891-1976). Продукт Франции. 1935 г. Холст, масло. 19,2 x 24 см. Аукцион Christie’s,
Лондон, 2017 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Антипод ландшафта. 1936 г. Холст, масло. 46 x 55 см. Фонд Эдварда Джеймса,
Суссекс, Англия.
Макс Эрнст (1891-1976). Малыш Макс (Baby Max). К стихотворению Эдгара По
«Ворон». До 1940 г. Коллекция Пегги Гуггенхейм, Венеция.
Макс Эрнст (1891-1976). Комедия жажды (La Comedie De La Soif). 1941 г. Холст, масло. 23 х 31 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2012 г. Картина продана за GBP 1млн.609.250 фунтов.
Макс Эрнст (1891-1976). Без названия (Сделано во Франции). 1941 г. Бумага на картоне, масло, гуашь.
16 x 20,6 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2017 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Обед на траве (Le Déjeuner sur l'Herbre). 1944 г Художественный музей Кливленда,
штат Огайо, США.
Макс Эрнст (1891-1976). Без названия. 1945 г. Холст, масло. 15 х 20 см. Частное собрание.
Макс Эрнст (1891-1976). Голубой час. 1946-1947 гг. Холст, масло. 100 х 91 см.
Частное собрание.
Макс Эрнст (1891-1976). Красная сова (Red Owl). 1952 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Вулкан. 1952 г. Медь, масло. 11,5 х 14,5 см. Частное собрание.
Макс Эрнст (1891-1976). Палитра. 1953 г. Холст, масло. 88,7 x 115,7 см. Аукцион Christie’s, Париж, 2014 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Весенняя живопись. 1954 г. Холст, масло. 54 x 64.9 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2009 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Крик чайки. 1953 г. Холст, масло. 97 х 130,5 см. Коллекция Менил, Хьюстон, Техас.
Макс Эрнст (1891-1976). Этюд к картине «Польский всадник». 1954 г.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2015 г. Эстимейт $950.000 - 1.400.000 дол.
Макс Эрнст (1891-1976). Мы говорим на латыни. 1954 г. Холст, масло.
72,8 x 60 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2009 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Птицы. 1955 г. Картон, масло. 34,2 x 25,2 см.
Частное собрание.
Макс Эрнст (1891-1976). Земля с ложью на устах. 1960-1962 гг.
Дерево, масло. 33 х 24,5 см. Коллекция Менил, Хьюстон, Техас.
Макс Эрнст (1891-1976). Без названия. 1962 г. Дерево, масло.
22,6 х 16 см. см. Частное собрание.
Макс Эрнст (1891-1976). Ясность. 1963 Холст, масло. 92 х 73 см.
Коллекция Менил, Хьюстон, Техас.
Макс Эрнст (1891-1976). Бутылка. Здесь все очень просто.
Гипс, масло (настенный рельеф). 39 х 19 см.
Собрание Марселя Мабиля, Брюссель.
Джимми Эрнст
Сын Макса Эрнста и Луизы Штраус Джимми Эрнст (1920-1984) также был художником, но другого толка, нежели его отец. С 1932 г. он жил в Америке и в 1940 г. присоединился к Максу и другим приехавшим из Европы сюрреалистам, начав сотрудничать с ними в журнале VVV. Его произведения - а он почти сразу тяготел к абстракционизму - считали созвучными картинам Роберто Матта. см. Художник Джимми Эрнст – сын Макса Эрнста
Джимми Эрнст (1920-1984). Секретный диалог. 1963 г. Музей Людвига, Кёльн.
ЖИЗНЬ МАКСИМИЛИАНА ЭРНСТА В ФОТОГРАФИЯХ
Макс Эрнст в Сайгоне. Фотография 1924 г.
Макс Эрнст и Мари-Берта Оранш. Фотография 1928, Франция.
На снимке (слева направо): неизвестный, Роланд Пенроуз, Макс Эрнст и Мари-Берта Оранш.
Фотография 1936 г.
Леонора Каррингтон и Макс Эрнст. Фотография Ли Миллер. 1937 г.
Красивый Макс Эрнст в доме у Пегги Гуггенхейм в Нью-Йорке. Фотография 1942 г.
Мои друзья-сюрреалисты…Леонора Каррингтон, Андре Бретон, Марсель Дюшан и Макс Эрнст.
Фотография Германа Ландшоффа, 1942 г.
Макс Эрнст в доме у Пегги Гуггенхейм в Нью-Йорке. Фотография, январь 1942 г.
Макс Эрнст и Доротея Таннинг, Каньон Оук-Крик. Седона, Аризона. Фотография Ли Миллер, 1946 г.
Макс Эрнст и Доротея Таннинг. Седона. Аризона. Фотография Ли Миллер, 1946 г.
Макс Эрнст, Доротея Таннинг и Джо Фонтейн-Мэйсон в эпизоде полнометражного
цветного фильма «Мечты, которые можно купить за деньги» (Макс Эрнст в роли
Желания спасает Доротею). Режиссер Ханс Рихтер. 1944-1947 гг.
Ли Миллер и Макс Эрнст, Юисм, Франция. Фотография 1955 г.
Макс Эрнст с Доротеей Таннинг. Фотография 1957 г.
На снимке (слева направо): Андре и Эльза Бретоны, Макс Эрнст и
Доротея Таннинг. Фотография 1964 г.
Макс Эрнст с женой Доротеей Таннинг во время концерта, записываемого ORTF; на втором плане
композитор Карлхайнц Штокхаузен, Париж. Фотография 1968 г.
Журналистка Розамунда Бернье и Макс Эрнст в его студии в Сейлане.
Фотография 1970 г.
Макс Эрнст с собачкой Качиной. Фотография Доротеи Таннинг, 1970-е гг.
Макс Эрнст и канцлер ФРГ Вилли Брандт во время Олимпийских игр в Мюнхене, Фотография 1972 г.
Макс Эрнст. Фотография 1968 г.
Макс Эрнст. Одна из последних фотографий 1976 г.
Робер Деснос (1900-1945). Смерть Макса Эрнста, 1924-1925 гг.
Холст, масло. Кунстхалле, Гамбург. Собрание доктора Лидии Бау.
Макс Эрнст умер в Париже ночью 1 апреля 1976 года на улице Лилль, 19 за день до своего 85-летия
в День дураков. Урна с его прахом покоится в Париже на кладбище Пер-Лашез (колумбарий, ящик 2102).
Урна с прахом Макса Эрнста в колумбарии кладбища Пер-Лашез.
Мемориальная доска Макса Эрнста, улица Лилль, 19, Париж, 7-й округ.
ИСТОЧНИКИ
Ален и Одетт Кассу. Мэтры сюрреализма. Перевод с франц. Т.Б. Евдокимовой и др.
Санкт-Петербург, Гуманитарное агентство «Академический проект», 1996 г.
(Серия «Компакт-энциклопедия»). Стр. 203-205.
Гастон Диль «Макс Эрнст». Монография. Перевод с франц. М.А. Трудолюбова.
Москва, Издательство Слово / SLOVO, 1995 г. – 96 стр., илл. (Серия «Картинная галерея»).
На обложке картина «Дети, играющие в астронавтов». 1969 г. Частное собрание.