-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Слава44

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) про_искусство Live_Memory Только_для_мужчин
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 2762


ХУДОЖНИК РУССКОГО АВАНГАРДА ВЛАДИМИР ДАВИДОВИЧ БУРЛЮК (1886-1917). ДОРОГИЕ МОИ ЗЕМЛЯКИ

Пятница, 25 Сентября 2020 г. 19:00 + в цитатник
ФОТО Володимир Бурлюк (700x586, 85Kb)
Владимир Давидович Бурлюк (1886-1917). Фрагмент фотографии до 1917 г.

Владимир Давидович Бурлюк (1886-1917) – художник-авангардист, график, книжный иллюстратор. Участник футуристического движения, один из наиболее радикальных экспериментаторов в раннем русском авангарде. Младший брат Давида Давидовича Бурлюка. Учился в школе Антона Ашбе в Мюнхене (1903-1904), студии Фернана Кормона в Париже (1904) и Пензенском художественном училище (1911-1915). Член и экспонент объединений «Бубновый валет» (1910-1913), «Синий всадник» (1912, Мюнхен), «Союз молодежи» (1912-1913) и др.
Погиб в Первую империалистическую войну на Салоникском фронте в Греции.

ФОТО Дом в Одессе, в котором жили Давид и Владимир Бурлюки. Фото автора (465x700, 110Kb)
Дом в Одессе на Преображенской улице 9, в котором жили Давид и Владимир
Бурлюки в 1900-х гг. во время учебы в Одесском художественном училище.

Владимир Давидович Бурлюк родился 15 (27 марта по новому стилю) 1886 года в слободе Котельва Харьковской губернии в Российская империя (ныне Полтавская область, Украина) в многодетной семье. Отец Давид Фёдорович Бурлюк (1856-1915) - агроном, управляющий имением графа Мордвинова в «Чернянках» и автор брошюр по сельскому хозяйству. Мать Людмила Иосифовна Бурлюк (урожд. Михневич, 1861-1923), художник-любитель. Братья и сестры Надежда, Людмила, Николай и Давид также стали художниками и участвовали в выставках и изданиях русского авангарда. Первоначальные художественные навыки Владимир получил у брата, затем в классической гимназии Херсона (начало 1900-х). В 1903–1904 гг. вместе с братом занимался в школе Антона Ашбе в Мюнхене, в 1904 году - в Школе изящных искусств в студии Фернана Кормона в Париже. В связи с переездами семьи Владимир посещал разные учебные заведения: Киевское художественное училище (сентябрь 1905 - январь 1906), школу Ф.И. Рерберга в Москве (около 1906–1907), брал частные уроки у Ф.А. Рубо в Петербурге (1908). В 1910–1911 гг. учился в Одесском художественном училище.

ФОТО Александра Экстер с Давидом и Владимиром Бурлюками (486x700, 83Kb)
Александра Экстер с Давидом и Владимиром Бурлюками. Киев, 1908 г.

После начала русско-японской войны Владимир Бурлюк с братом в июле 1904 года возвращаются из Парижа в Москву, где активно участвуют в различных российских художественных объединениях. Там он познакомился с Михаилом Ларионовым и Александрой Экстер. В 1908 году она организовала в Киеве вместе с Давидом Бурлюком выставку «Звено». В 1909 году Николай Кульбин, один из ключевых деятелей Санкт-Петербургской арт-сцены, пригласил братьев к участию в недавно созданной ассоциации «Треугольник». В конце 1910 года Владимир и Давид Бурлюк стали членами объединения художников «Бубновый валет» в Москве. Уже осенью 1910 года Василий Кандинский, с которым Давид познакомился недавно в Одессе, пригласил братьев Бурлюк на выставку «Нового художественного общества Мюнхена» («Синий всадник»), на которую они выставили в общей сложности восемь работ. Давид написал короткую статью «Дикие» России», помещенную в одноименном альманахе в качестве представителей Российской арт-сцены. Год спустя Кандинский пригласил Владимира и Давида Бурлюков в качестве гостей на единственную в России выставку «Синего всадника» зимой 1911-1912 гг.

ФОТО Эскиз альманаха Синий всадник. 1911 г..jpg (556x700, 165Kb)
В.В. Кандинский (1866-1944). Эскиз обложки альманаха «Синий всадник»
(Der Blaue Reiter). 1911 г.

ФОТО 1913 Давид Бурлюк - Портрет Владимира Бурлюка. (400x700, 54Kb)ФОТО 1913 В. Татлин - Портрет Владимира Бурлюка. 1913. (354x700, 54Kb)
1. Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет Владимира Бурлюка. 1913 г. 2. В.Е. Татлин (1885-1953).
Портрет Владимира Бурлюка. 1913 г. Две литографии из сборника «Требник троих».

В 1913 году братья Бурлюки, также при посредничестве мюнхенского кружка художников, приняли участие в «Первом немецком Осеннем салоне» Герварта Вальдена в Берлине. В том же году после «Первого Всероссийского съезда футуристов» вместе с Велимиром Хлебниковым, Владимиром Маяковским и Владимиром Татлиным они выпустили сборник «Требник троих», в которую вошли стихи Давида и Николая Бурлюков. В 1914 году братья были приглашены участвовать для запланированного Музея живописной культуры в Петербурге.


1906 Портрет Людмилы Бурлюк в крестьянской одежде. Х, м. 100,1 × 55,9. Собр. Беккерман.. (388x700, 151Kb)
Владимир Бурлюк (1888-1917). Портрет сестры Людмилы Бурлюк
в крестьянской одежде. 1906 г. Холст, масло. 100,1 х 55,9 см.
Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк.

1908 Панно Павлин. Фото К. Буллы (700x504, 97Kb)
Владимир Бурлюк (1888-1917). Панно «Павлин». 1908 г. Фото К. Буллы. Российский государственный
архив кинофотодокументов.

1908 Панно Рай. Фото К. Буллы. (700x419, 87Kb)
Владимир Бурлюк (1888-1917). Панно «Рай». 1908 г. Фото К. Буллы. Российский государственный
архив кинофотодокументов.

1909 Панно Братья - вопрос). Фото К. Буллы (477x700, 103Kb)
Владимир Бурлюк (1888-1917). Панно «Братья» (?). 1909 г. Фото К. Буллы.
Российский государственный архив кинофотодокументов.

1910 ок. Пейзаж. Холст, масло. 73 × 91 см. Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк (700x562, 159Kb)
Владимир Бурлюк (1888-1917). Пейзаж. Ок.1910 г. Холст, масло. 73 х 91 см.
Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк.

1910 ок. Натюрморт. Х, м. 59х66,5 см. Город. музей, Амстердам, Фонд Харджиева-Чаги (700x588, 187Kb)
Владимир Бурлюк (1888-1917). Натюрморт. Ок.1910 г. Холст, масло. 59 х 66,5 см.
Городской музей, Амстердам, Фонд Харджиева-Чаги.

1910 Портрет отца художника. Масло на холсте. 100х70 см. Частная коллекция, Мюнхен. (486x700, 107Kb)
Владимир Бурлюк (1888-1917). Портрет отца художника. 1910 г.
Холст, масло. 100 х 70 см. Частная коллекция, Мюнхен.

1910 Портрет Елены Гуро. 19.4 x 22.2 cm. Музей АА в Фонтанном доме (611x700, 105Kb)
Владимир Бурлюк (1888-1917). Портрет Елены Гуро. 1910 г. Бумага, гуашь, тушь.
19,4 x 22,2 см. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.

1910-1911 Украинская крестьянка. 132 x 70 cm. Музей Тиссена-Борнемисы (371x700, 150Kb)
Владимир Бурлюк (1888-1917). Украинская крестьянка. 1910-1911 гг.
Холст, масло. 132 х 70 см. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.

1910-е нач. Весна. Декоративное панно. Холст, масло. 128 x 207 ГРМ. (700x406, 164Kb)
Владимир Бурлюк (1888-1917). Весна. Декоративное панно. Начало 1910-х гг. Холст, масло. 128 x 207 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1910-е нач. Фруктовый сад. Холст на карт, м. 63,5х94,8 см. ГТГ. (700x475, 206Kb)
Владимир Бурлюк (1888-1917). Фруктовый сад. Начало 1910-х гг. Холст на картоне, масло. 63,5 х 94,8 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1910-е нач.  Пейзаж. Х, м. 95 х 59 см. Частное собрание (Москва). (700x418, 150Kb)
Владимир Бурлюк (1888-1917). Пейзаж. Начало 1910-х гг. Холст, масло. 95 х 59 см.
Частное собрание, Москва.

1910-е нач. Цветы. Холст, масло. 48 x 50 см. ГРМ (700x683, 258Kb)
Владимир Бурлюк (1888-1917). Цветы. Начало 1910-х гг. Холст, масло. 48 x 50 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Как художник Владимир Бурлюк сформировался под сильным влиянием своего старшего брата, Давида Бурлюка, хотя некоторые из современников считали даже, что и по одаренности, и по работоспособности он превосходил Давида. Владимир Бурлюк участвовал во всех «крамольных» и нередко скандальных выставках и диспутах, организованных братом, будучи в то же время студентом Пензенского художественного училища. Как вспоминал поэт Бенедикт Лившиц, «Владимир одною рукою пишет свои «клуазоны» и «витражи», а другой – школьные этюды». Натюрморт «Цветы» может служить образцом таких «клуазонов», напоминающих по манере письма – раздельными, залитыми цветом плоскостями – перегородчатую эмаль.

ФОТО ПХУ открыто в 1898 г. (700x462, 120Kb)
Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого. Открыто в 1898 году.

В 1911-1915 гг. Владимир Бурлюк продолжил свое многотрудное образование в Пензенском, тогда Селиверстовском, художественном училище. Он уже тогда успел побывать участником нескольких выставок левой живописи и среди студенчества был авторитетной фигурой.
В 1914 году Владимир Маяковский, Василий Каменский (Каменский был женат на Августе Алексеевне Касторской (1896-1994), дочери пензенского композитора) и Давид Бурлюк решили провести серию выездных выступлений с целью пропаганды в среде провинциального студенчества и интеллигенции своих идей, так как салонной публики Москвы и Петербурга им было уже мало. Всего они посетили 17 городов, в том числе и Пензу. В Пензе гастролеры пробыли три дня со 2 по 4 марта.
2 марта московское футуристическое трио навестило на ул. Поповке дом агента страхового общества «Петербургский» Константина Карловича Цеге и его блистательной жены Лидии Николаевны, которые содержали местный литературно-художественный салон. Постоянными посетителями салона были художники Аристарх Васильевич Лентулов и Владимир Евграфович Татлин, учившиеся в художественном училище. В салон были вхожи архитектор Алексей Евгеньевич Яковлев и его жена Любовь Николаевна, урожденная Аистова, дочери которых Татьяне Алексеевне Яковлевой (1906-1991) суждено было стать пассией Маяковского в Париже.

ФОТО Маяковский и Яковлева 1 (700x393, 56Kb)
Владимир Маяковский и Татьяна Яковлева.

Студенты Пензенского художественного училища были буквально «распропагандированы» Владимиром Бурлюком, который, кстати сказать, тоже был участником этого турне: он декламировал стихи поэтов-футуристов на самом первом их выступлении в Харькове. Так что приезд футуристов в Пензу не был случайным.
3 марта В. Маяковский, Д. Бурлюк выступали в зале Соединенного собрания Пензы. Каменский в этот день приболел и не выступал. 4 марта трио прогулялось по Пензе и укатило в Москву.

ФОТО 1913 2 (700x587, 205Kb)
Футуристы. Слева направо: Давид Бурлюк, Бенедикт Лившиц, Владимир Бурлюк, Владимир Маяковский,
Алексей Крученых. Фотография 1913 г.

1910 Садок судей. В.Каменский, Е.Низен, Н.Бурлюк,  Е.Гуро, С.Мясоедов, Д.Бурлюк, В.Хлебнико СПб. Журавль.jpg 2 (669x700, 239Kb)
Альманах «Садок Судей». Авторы: Д. и Н. Бурлюки, В. Каменский, Е. Низен, Е. Гуро, С. Мясоедов, В. Хлебников и др. 9 рисунков Владимира Бурлюка. Санкт-Петербург, Издательство «Журавль», 1910 г. 132 стр., илл. Тираж 300 экз. Обложка.
Альманах «Садок Судей» - первый в истории русской литературы литературно-художественный сборник произведений русских футуристов. Текст сборника напечатан на оборотной стороне обоев.

1910 Садок судей-1 - 9 рисунков Вл. Бурлюка 1 (593x700, 124Kb)
Альманах «Садок Судей». Издательство «Журавль», 1910 г. Рисунок Владимира Бурлюка (1).
Портрет Василия Каменского.

ФОТО Портрет Николая Бурлюка. 1910 (546x700, 85Kb)
Альманах «Садок Судей». Издательство «Журавль», 1910 г. Рисунок Владимира Бурлюка (2).
Портрет Николая Бурлюка.

1910 Садок судей-1 - 9 рисунков Вл. Бурлюка 3 (593x700, 110Kb)
Альманах «Садок Судей». Издательство «Журавль», 1910 г. Рисунок Владимира Бурлюка (3)

1910 Садок судей-1 - 9 рисунков Вл. Бурлюка 4 (560x700, 93Kb)
Альманах «Садок Судей». Издательство «Журавль», 1910 г. Рисунок Владимира Бурлюка (4).
Портрет Елены Гуро.

1910 Садок судей-1 - 9 рисунков Вл. Бурлюка 5 (572x700, 102Kb)
Альманах «Садок Судей». Издательство «Журавль», 1910 г. Рисунок Владимира Бурлюка (5)

1910 Садок судей-1 - 9 рисунков Вл. Бурлюка 6 (556x700, 96Kb)
Альманах «Садок Судей». Издательство «Журавль», 1910 г. Рисунок Владимира Бурлюка (6).
Портрет Сергея Мясоедова.

1910 Садок судей-1 - 9 рисунков Вл. Бурлюка 7 (571x700, 97Kb)
Альманах «Садок Судей». Издательство «Журавль», 1910 г. Рисунок Владимира Бурлюка (7).
Портрет Давида Бурлюка.

ФОТО Портрет Велимира Хлебникова. 1909 г. (472x700, 84Kb)
Альманах «Садок Судей». Издательство «Журавль», 1909 г. Рисунок Владимира Бурлюка (8).
Портрет Велимира Хлебникова.

1910 Садок судей-1 - 9 рисунков Вл. Бурлюка 9 (590x700, 105Kb)
Альманах «Садок Судей». Издательство «Журавль», 1910 г. Рисунок Владимира Бурлюка (9).
Подробнее тексты альманаха можно почитать здесь «Садок Судей»

1914 Две женщины. Бум, кар. 9.84 x 5.51 дюйм. Аук 23.05.2008. (409x700, 72Kb)
Владимир Бурлюк (1886-1917). Две женщины. 1914 г.
Бумага, карандаш. 25 х 14 см. Частное собрание.

1911 Портрет Давида Бурлюка. Офорт. (462x700, 123Kb)

1911 Портрет Бен. Лившица. Офорт. (505x700, 129Kb)

ТВОРЧЕСТВО ВЛАДИМИРА ДАВИДОВИЧА БУРЛЮКА

ФОТО 1914 Владимир Бурлюк. Автопортрет из сб-ка Футуристы. Рыкающий Парнас. (495x700, 78Kb)
Владимир Бурлюк (1886-1917). Автопортрет. Из сборника «Футуристы.
Рыкающий Парнас». 1914 г.

Несмотря на множество упоминаний в литературе, творчество Владимира Бурлюка до сих пор представляет некоторую загадку. Большинство его живописных работ известно только по упоминаниям в каталогах, некоторые по фотографиям. Эволюция его как художника была стремительной. По словам Давида Бурлюка, «в 1906 году он стал делать прямо потрясающие вещи. Никогда не видав Гогена и Ван Гога, он как-то сразу вошёл и стал полновластным мастером в новом искусстве» (Д. Бурлюк. Фрагменты из воспоминаний футуриста. СПб., 1994. С.118). Возможно, источником экспериментов Бурлюка был неоимпрессионизм, к которому его приобщили брат и сестра Людмила (критик писал в 1906: «Как случилось, однако, что вся семья заболела пуантилизмом?» – А. Крусанов. Русский авангард. Боевое десятилетие. М., НЛО, 2010. Т.I, Кн.1. С.74). В самой ранней из известных работ Бурлюка академически трактованная форма покрывается узором из цветных точек («Девушка в жёлтом платке».
1906–1907. ГТГ).

1911 Портрет поэта Бенедикта Лифшица. Х, м. . Собр. Е. Яффе, Нью-Йорк (546x700, 167Kb)
Владимир Бурлюк (1886-1917). Портрет поэта Бенедикта Лифшица. 1911 г.
Холст, масло. Собрание. Е. Яффе, Нью-Йорк.

1910-е Танцовщица. Die_Tänzerin_ 100  х 61 cm_-_Lenbachhaus. Экспо на выст. Синий всадник. (420x700, 106Kb)
Владимир Бурлюк (1886-1917). Танцовщица (DieTänzerin). 1910 г.
Холст, масло. 100 х 61 см. Музей Ленбаххауз, Мюнхен.
Картина экспонировалась на выставке «Синий всадник».

1911 Гелиотропия. (505x700, 82Kb)
Владимир Бурлюк (1886-1917). Гелиотропизм. 1911 г.

1911 Дерево. Х, м. 64х84 см. Муз Ленбаххауз (700x567, 122Kb)
Владимир Бурлюк (1886-1917). Дерево (Die Bäume). 1911 г. Холст, масло. 64 х 84 см.
Музей Ленбаххауз, Мюнхен.

1911 Портретна студія (Эскиз портрета), (568x700, 228Kb)
Владимир Бурлюк (1886-1917). Эскиз портрета. 1911 г.

1911 Пейзаж с цветущими деревьями весной. ЧС Швейцария. (700x560, 107Kb)
Владимир Бурлюк (1886-1917). Пейзаж с цветущими деревьями весной. 1911 г.
Частное собрание, Швейцария.

1913 YELLOW MOUNTAIN. Х, м, смеш. техн. 20.5 х 35.5 cm. Сотбис Лондон 2012. Эстим.120-180 тыс. англ.фунт (700x399, 138Kb)
Владимир Бурлюк (1886-1917). Желтая гора (Yellow Mountain). 1913 г. Холст, масло, смешанная техника.
20,5 х 35,5 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2012 г. Эстимейт 120.000 - 180.000 англ. фунтов.

1912 В. Хлебников. Илл. Вл. Бурлюка. Херсон. (433x700, 93Kb)
Велимир Хлебников (1885-1922). Учитель и ученик. Разговор.
(О словах, городах и народах). Рисунок Владимира Бурлюка.
Херсон, 1912 г. Тираж 200 экз.
Первая изданная книга В. Хлебникова. На обложке помещен рисунок В. Бурлюка,
впоследствии напечатанный в сборнике «Дохлая Луна».

1913 Zatychka. Sbornik. Velimir Khlebnikov; David, Vladimir, Nikolai Burliuki. Risunki. Stikhi. МОМА (700x500, 122Kb)
«Затычка». Сборник. Велимир Хлебников, Давид, Владимир и Николай Бурлюки. Рисунки. Стихи.
Москва (Херсон), Лит. Ко Футуристов «Гилея», 1913 г. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Лошадь в поле, идущий человек. Автолитография (тушь) Владимира Бурлюка отпечатана на сдвоенных
листах плотной бумаги. 19,8 х 33, см.

1913 Садок судей. Часть 2 (614x700, 193Kb)
Сборник «Садок судей-II». Санкт-Петербург, Издательство «Журавль», 1913 г. 124 стр, илл. Тираж 800 экз.

Второй выпуск альманаха «Садок судей-II» группы кубофутуристов «Гилея» готовился зимой 1912-1913 гг. и вышел из печати в феврале 1913 г. На связь с предыдущим сборником указывала обложка из обоев. Сборник открывает знаменитый манифест футкристов. Среди авторов сборника – Б. Лившиц, В. Хлебников, Д. Бурлюк, Н. Бурлюк, В. Маяковский, А. Крученых, Е. Гуро, Е. Низен. Рисунки принадлежат Владимиру Бурлюку, Н. Гончаровой, М. Ларионову, Давиду Бурлюку, Е. Гуро.

МАНИФЕСТ
Находя все нижеизложенные принципы цельно выраженными в I-м «Садке Судей» и выдвинув ранее пресловутых и богатых, лишь в смысле Метцль и Кº, футуристов, – мы, тем не менее, считаем этот путь нами пройденным и, оставляя разработку его тем, у кого нет более новых задач, пользуемся некоторой формой правописания, чтобы сосредоточить общее внимание на уже новых открывающихся перед нами заданиях.
Мы выдвинули впервые новые принципы творчества, кои нам ясны в следующем порядке:
1. Мы перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам, став видеть в буквах лишь направляющие речи. Мы расшатали синтаксис.
2. Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и фонической характеристике.
3. Нами осознана роль приставок и суффиксов.
4. Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание.
5. Мы характеризуем существительные не только прилагательными (как делали главным образом до нас), но и другими частями речи, также отдельными буквами и числами:
a) считая частью неотделимой произведения его помарки и виньетки творческого ожидания;
b) в почерке полагая составляющую поэтического импульса;
c) в Москве поэтому нами выпущены книги (автографов) «само-письма».
6. Нами уничтожены знаки препинания, – чем роль словесной массы – выдвинута впервые и осознана.
7. Гласные мы понимаем как время и пространство (характер устремления), согласные – краска, звук, запах.
8. Нами сокрушены ритмы. Хлебников выдвинул поэтический размер – живого разговорного слова. Мы перестали искать размеры в учебниках – всякое движение рождает новый свободный ритм поэту.
9. Передняя рифма – (Давид Бурлюк); средняя, обратная рифма (В. Маяковский) разработаны нами.
10. Богатство словаря поэта – его оправдание.
11. Мы считаем слово творцом мифа, слово, умирая, рождает миф и наоборот.
12. Мы во власти новых тем: ненужность, бессмысленность, тайна властной ничтожности – воспеты нами.
13. Мы презираем славу; нам известны чувства, не жившие до нас.
Мы новые люди новой жизни.
Давид Бурлюк, Елена Гуро, Николай Бурлюк, Владимир Маяковский, Екатерина Низен, Виктор Хлебников, Бенедикт Лившиц, А. Крученых.
Более подробно весь текст альманаха можно прочитать здесь «Садок судей-II»

1913 Садок судей-2. Илл. Влад. Бурлюка-1 (623x700, 150Kb)
Сборник «Садок судей-II». Санкт-Петербург, Издательство «Журавль», 1913 г.
Рисунок Владимира Бурлюка (1)

1913 Садок судей-2. Илл. Влад. Бурлюка-2 (618x700, 137Kb)
Сборник «Садок судей-II». Санкт-Петербург, Издательство «Журавль», 1913 г.
Рисунок Владимира Бурлюка (2)
1913 Сб-к Требник троих. Здесь портреты раб. Вл. Бурлюка (400x485, 98Kb)ФОТО Титул 1 (400x485, 317Kb)
«Требник троих». Сборник стихов и рисунков. В. Хлебников, В. Маяковский, Д. Н. Бурлюк. Москва, Издание Г.Л. Кузьмина и С.Д. Долинского. 1913 г. 87 стр., 15 листов иллюстраций. Литографии по рисункам В. Маяковского, Надежды Бурлюк, В. Татлина, Владимира и Давида Бурлюков. Тираж 1100 экз. Обложка и титульный лист с автографами авторов.

Несмотря на название в сборнике были напечатаны стихотворения четырех авторов, в т.ч. Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского, Давида и Николая Бурлюков. По всей видимости, Давид Бурлюк дорожил эффектным названием сборника и не хотел нарушать его целостности. Поэтому он пошел на небольшую хитрость: объединил инициалы своего имени и брата в одно целое, в результате чего получился таинственный «Д.Н. Бурлюк».
Церковно-славянская треба - это богослужебный обряд (крестины, венчание, панихида), совершаемый по просьбе самих верующих. Требник - книга с молитвами для треб. Термин очень понятный для миллионов россиян того времени. «Требник троих» - знаменитый поэтический сборник «литературной компании» «Гилея», самой ранней и наиболее радикальной группировки русских футуристов.
В. Бурлюк. Портрет В. Маяковского. Литография. 1913 г. (из сб. «Требник троих») (445x500, 97Kb)В. Бурлюк - Портрет Д. Бурлюка (396x510, 269Kb)
«Требник троих». Сборник стихов и рисунков. Москва, Издание Г.Л. Кузьмина и С.Д. Долинского. 1913 г.
Владимир Бурлюк. 1. Портрет В.В. Маяковского. Литография. 2. Портрет Давида Бурлюка. Литография.

Сборник вышел из печати в начале апреля 1913 года. Его составили двадцать пять стихотворений Хлебникова, четырнадцать -Маяковского и тридцать одно - Бурлюков: шестнадцать - Давида, пятнадцать - Николая. Именно там впервые были опубликованы моментально ставшие скандально знаменитыми строчки Владимира Маяковского:

«На чешуе жестяной рыбы
Прочёл я зовы вещих губ.
А вы ноктюрн сыграть могли бы
На флейтах водосточных труб?

Я стер границы в карте будня
Плеснувши краску из стакана
И показал на блюде студня
Косые скулы океана».

Д .Бурлюк - Обнаженная с кошкой. (400x505, 68Kb)Д .Бурлюк - Обнаженная с кошкой..jpg (407x505, 81Kb)
«Требник троих». Сборник стихов и рисунков. Москва, Издание Г.Л. Кузьмина и С.Д. Долинского. 1913 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). 1. Женщина с кошкой. Литография. 2. Женщина с собакой. Литография.

ФОТО 1911 Семья Бурлюков..jpg 2 (700x591, 158Kb)
На снимке: Николай Бурлюк, Надежда и Марианна, на переднем плане будущий муж Надежды
Антон Безваль и Владимир Бурлюк. Фотография 1911 г.

ФОТО Николай Бурлюк, Херсон, 1920 год (422x700, 67Kb)
Николай Давидович Бурлюк (1890-1920) – брат Владимира и Давида Бурлюков,
поэт и художник, участник футуристических сборников. В 1919—1920 скрывался от всякой мобилизации; в декабре 1920 года в Херсоне явился на учёт в РККА как бывший офицер, но был арестован и «тройкой» 6-й армии приговорён 25 декабря 1920 г. к расстрелу в превентивных целях, «желая скорее очистить РСФСР от подозрительных лиц.

Людмила Давидовна Бурлюк-Кузнецова (1886-1973) – старшая сестра Бурлюков, живописец. До 1908 г. принимала участие в выставках, организованных Давидом. Жена скульптора В. Кузнецова. В 1956 г. выехала из СССР и поселилась в Праге у младшей сестры Марианны.

Надежда Давидовна Бурлюк (1895-1967) - средняя сестра братьев Бурлюков, в 1914 г. вышла замуж за крупного инженера-энергетика Антона Безваля (1891-после 1939).

Марианна Давидовна Бурлюк (1897-1992) – самая младшая сестра братьев Бурлюков, певица, училась на вокальном отделении Московской консерватории. В 1916 г. вышла замуж за чешского художника Вацлава Фиалу. Жила в Чехословакии.

1914 Various Artists with David Burliuk, Vladimir Burliuk, Pavel Filonov, МОМА (381x500, 91Kb)1914 Various Artists with David Burliuk, Vladimir Burliuk, Pavel Filonov, МОМА.jpg 3 (422x500, 72Kb)
1. «Футуристы. Рыкающий Парнас». В. Маяковский, Д. Бурлюк, Н. Бурлюк, В. Каменский, Б. Лившиц, А. Кручёных, Е. Гуро, В. Хлебников, И. Северянин, С.- Петербург, Типография Лавров и К°, 1914 г. Обложка. 2. Рисунок Владимира Бурлюка из сборника.

В оформлении сборника принимали участие: Давид и Владимир Бурлюки (13 рисунков), Ольга Розанова (2 рисунка), Павел Филонов (2 рисунка), Иван Пуни (2 рисунка). В сборник вошли стихи известных поэтов-новаторов и один из манифестов русских футуристов «Идите к чёрту!» «Сборник единственных футуристов мира, поэтов «Гилея» - «Рыкающий Парнас» - так заявлено в манифесте.
В «Рыкающий Парнас», Владимир Маяковский поместил одно из своих самых знаменитых и самых эпатажных стихотворений «Нате!» (оно символично напечатано первым, сразу после манифеста). Сборник также включает 54-е произведения Давида Бурлюка; 6-ть - Василия Каменского; 5-ть - Бенедикта Лившица; 11-ть - Николая Бурлюка; 4-е - Елены Гуро; 5-ть Велимира Хлебникова, включая поэму «Дети выдры»; по 2-а - Алексея Кручёных и Игоря Северянина.

В.В. Маяковский «НАТЕ!»
«Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется - и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я - бесценных слов транжир и мот».
1913 г.

ФОТО Бурлюк_Владимир_Давидович. До 1917 г. (514x659, 162Kb)
Владимир Давидович Бурлюк. Фотография до 1917 г.

Постепенно Владимир Бурлюк уплощает форму и увеличивает детали орнамента, распространяя его по всей поверхности картины («Украинская крестьянка». Ок. 1907. Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид). Затем Бурлюк приходит к своеобразному «клуазонизму»: плоскость расчерчивается тёмным контуром на неправильные геометрические фигуры, раскрашивается в локальные цвета и декорируется простым орнаментом («Фруктовый сад». 1908–1909. ГТГ; «Цветы». 1908–1909. ГРМ; «Пейзаж». 1908–1909. Частная коллекция). Тем самым живопись уподобляется произведению декоративно-прикладного искусства.
На выставках работы этого рода вызывали особое возмущение, а их автор приобрёл репутацию «enfant terrible» нового искусства. Критики пытались определить источники его стиля («эскизы для стекла», «витражи», «ассирийский орнамент» и т.п.); современные исследователи видят в них сходство со стенами «крымских домов, выложенных из камня» (А.Е. Ковалёв. Михаил Ларионов в России. 1881–1915. М., Элизиум, 2005. С.127), воздействие древних («скифских») орнаментов, с которыми Бурлюк был хорошо знаком (Поляков 2007. С.150–151). Очевидно одно: стиль Владимира Бурлюка 1908–1910 вполне оригинален и не имеет западных аналогов.

1914 Гилея. Сб-к стихов Велимира Хлебникова. Илл. Д. и В. Бурлюков.. (388x650, 131Kb) 1914 Гилея. Сб-к стихов Велимира Хлебникова. Илл. Д. и В. Бурлюков...jpg 2 (426x650, 102Kb)
Футуристы «Гилея». Велемир Владимирович Хлебников. Творения. Том I. 1906-1908 г. Статьи о творчестве Хлебникова, Каменского и Бурлюка. Рисунки Владимира и Давида Бурлюков. Издание «Первого журнала русских футуристов». Москва, 1914 г. Обложка и титульный лист.
1914 Гилея.jpg 2 (426x650, 115Kb)1914 Гилея. Сб-к стихов Велимира Хлебникова. Илл. Д. и В. Бурлюков...jpg 3 (388x650, 115Kb)
Футуристы «Гилея». Велимир Владимирович Хлебников. Творения. Том I. 1906-1908 г. Москва, 1914 г.
1. Портрет Велимира Хлебникова работы Владимира Бурлюка. 1913 г. 2. Последняя страница книги.
1914 Молоко кобылиц. Обложка. (416x650, 103Kb)1914 Молоко кобылиц. Титул. лист. (380x650, 70Kb)
Молоко кобылиц (Мирiстель). Футуристы «Гилея». Сборник. Рисунки, стихи, проза.Александра Экстер. Хлебников. Бурлюки: Давид, Владимир, Николай. А. Крученых. Б. Лифшиц. В. Маяковский. Игорь Северянин. В. Каменский. В книгу включены два авторских рисунка: Давида Бурлюка и Владимира Бурлюка. 19,7x12,8 см. Москва (Херсон), Литературная К° футуристов «Гилея», 1914 г. Обложка и титульный лист.
1914 Илл. Из сб-ка Молоко кобылиц 1. Femme Figure, Центр изобразительных искусств имени М.Т. Абрахама (400x625, 70Kb)1914 Илл. Из сб-ка Молоко кобылиц 1. Femme Figure, Центр изобразительных искусств имени М.Т. Абрахама.jpg 2 (398x625, 84Kb)
Молоко кобылиц. Футуристы «Гилея». Сборник. Москва (Херсон), 1914 г. Два рисунка Давида Бурлюка.

1914 Илл. к сб-ку Молоко кобылиц 2 + Давид и др. Бум, цв. 19,7х12,8 см. ЧС. Hulton Fine Art Collection , (450x700, 89Kb)
Молоко кобылиц. Футуристы «Гилея». Сборник. Москва (Херсон), 1914 г.
Авторский рисунок Владимира Бурлюка.

1914 Илл к сб Молоко кобылиц 3 (450x700, 91Kb)
Молоко кобылиц. Футуристы «Гилея». Сборник. Москва (Херсон), 1914 г.
Иллюстрация Владимира Бурлюка. Литография (1)

1914 Илл. к сб-ку Молоко кобылиц 4 (450x700, 112Kb)
Молоко кобылиц. Футуристы «Гилея». Сборник. Москва (Херсон), 1914 г.
Иллюстрация Владимира Бурлюка. Литография (2)

1914 Илл. к сб-ку Молоко кобылиц 5 (422x700, 115Kb)
Молоко кобылиц. Футуристы «Гилея». Сборник. Москва (Херсон), 1914 г.
Иллюстрация Владимира Бурлюка. Литография (3)

1914 Илл. к сб-ку Молоко кобылиц 6 (446x700, 123Kb)
Молоко кобылиц. Футуристы «Гилея». Сборник. Москва (Херсон), 1914 г.
Иллюстрация Владимира Бурлюка. Литография (4)

1914 Илл. к сб-ку Молоко кобылиц 7 (455x700, 123Kb)
Молоко кобылиц. Футуристы «Гилея». Сборник. Москва (Херсон), 1914 г.
Иллюстрация Владимира Бурлюка. Литография (5)

1914 Moloko kobylits. Risunki, stikhi, proza + Давид Б.. (Milk of Mares Drawings, Verse, Prose). МОМА (455x700, 113Kb)
Молоко кобылиц. Футуристы «Гилея». Сборник. Москва (Херсон), 1914 г.
Иллюстрация Владимира Бурлюка. Литография (6)

ФОТО Владимир Бурлюк. Открытка к сестре Марианне. Архив семьи Фиала, Прага (461x700, 93Kb)
Владимир Давидович Бурлюк (1886-1917). Фотография до 1917 г.

Около 1910 года Владимир Бурлюк близко подходит к беспредметности («Весна. Декоративное панно». ГРМ); временами работает в манере Давида Бурлюка («Пейзаж». ГРМ). В 1910–1911 знакомится с кубизмом и создаёт ряд произведений в духе «дриад» Пабло Пикассо («Портрет Бенедикта Лившица». 1911, ЧС США). Одновременно он активно занимается станковой и печатной графикой. Для оформления футуристических изданий выполнил шесть портретов: Велимира Хлебникова, Елены Гуро, Давида Бурлюка и другие (все – 1910) и ряд кубофутуристических композиций. Как и Давид Бурлюк, увлекался архаикой, мотивами украинской и русской старины. В 1912 году в летнее время он вместе с братом Николаем работал на раскопках скифских курганов, находившихся на территории имения Чернянка, под руководством археолога, основателя Херсонского музея древностей В.И. Гошкевича. Профессионально занимался спортивной борьбой с И.М.Заикиным.
Продолжая числиться учеником художественных училищ, Владимир Бурлюк, подобно своему брату Давиду, сочетал творчество в авангардных формах с традиционной учебной работой, что вызвало иронический отзыв Бенедикта Лившица. Напротив, Казимир Малевич находил, что работы Бурлюка на выставке «Бубновый валет» (1912) занимают «первое место своими красивыми глубокими красками и формой» (Малевич, 2004. С.49).

1914 Футуристы. + Давид. Vladimir Maiakovskii. Tragediia v dvukh deistviiakh s prologom i epilogom. МОМА (390x515, 70Kb)1914 Маяковский - Трагедия. Илл. В. иД. Бурлюков. Титул. лист (400x515, 52Kb)
Владимир Маяковский. Трагедия Владимира Маяковского, шедшая в 1913 г. в театре «Луна-Парк» (Петербург). Рисунки Владимир и Давид Бурлюки. 7 стр. илл. 18х13,5 см. Москва, Типография И.Н. Грызунов и Ко, Издание 1-го журнала русских футуристов, 1914 г. Тираж 500 экз. Обложка и титульный лист. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1914 Маяковский - Трагедия. Илл. В. и Д. Бурлюков. лист 2.jpg (417x570, 73Kb)1914 Маяковский - Трагедия. Илл. В. иД. Бурлюков. лист 1 (430x570, 69Kb)
Владимир Маяковский. Трагедия. Рисунки Владимир и Давид Бурлюки. 7 стр. илл. 18х13,5 см. Москва, Издание 1-го журнала русских футуристов, 1914 г. 1-2. Рисунки Владимира Бурлюка.

1914 Футуристы. Первый журнал русских футуристов  ред. Вас. Каменский, издат. Футуристы, №1-2. МОМА (540x700, 79Kb)
Футуристы. Первый журнал русских футуристов, № 1-2. Редактор Василий Каменский.
Издатель Давид Бурлюк. Рисунок Владимира Бурлюка. Москва, 1914 г.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
1914 Сб-к Дохлая луна. (400x510, 78Kb)1914 Футуристический сюжет» Из книги Дохлая луна Собр. семьи Уманских, Укр (387x510, 65Kb)
Сборник «Дохлая луна». Москва, Футуристы «Гилея», Весна 1914 г. Обложка. 2. Футуристический сюжет». Рисунок Владимира Бурлюка из книги «Дохлая луна». 1914 г. Собрание семьи Уманских, Украина.

Сборник «Дохлая луна». Москва, Футуристы «Гилея», Весна 1914 г. Обложка. 2. Футуристический сюжет.
Рисунок Владимира Бурлюка из книги «Дохлая луна». 1914 г. Собрание семьи Уманских, Украина.
Сборник единственных футуристов мира!! поэтов «Гилея». Стихи, проза, рисунки, офорты. Издание второе, дополненное. Сборник открывается программной статьей Б. Лившица «Освобождение слова». Далее следуют произведения В. Шершеневича, В. Хлебникова, В. Маяковского, Б. Лившица, В. Каменского, А. Крученых, Н. Бурлюка, Д. Бурлюка, К. Большакова. Иллюстрации Владимира и Давида Бурлюков.

Девушки
«Страсть водила смычком по лесу
На пробор причесанных и вовсе лысых сердец
А у загрустившей сумеречно пальцы укололись,
Надевая хрупкие грезы брачных колец…»
(Константин Большаков, 1914 г.)

Полностью сборник можно почитать здесь «Дохлая луна»

1914 Сб-к  Дохлая луна (392x500, 61Kb)1914 Сб-к Дохлая луна. Илл. Влад. Бурлюка. (400x500, 107Kb)
Сборник «Дохлая луна». Москва, Футуристы «Гилея», Весна 1914 г. 1-2. Рисунки Владимира Бурлюка.

1915 Стрелец. Various Artists with David Burliuk, Vladimir Burliuk, Nikolai Kul'bin, Обложка Н.КульбМОМА (558x700, 188Kb)
Сборник «Стрелец. Сб.1». Москва, 1915 г.
Стрелец. Сб. 1-й. А. Блок, Давид Бурлюк, З. Венгерова, Л. Вилькина, Н. Евреинов, В. Каменский, А. Крученых, М. Кузмин, Н. Кульбин, Б. Лившиц, А. Лурье, В. Маяковский, А. Ремизов, Ф. Сологуб, В. Хлебников, А. Шемшурин, А. Беленсон; Под. ред. А. Беленсона.; Обложка работы Н. Кульбина.. - Петроград., Изд-во Стрелец (Тип. А.Н. Лавров и К°), 1915, 216 стр., с илл. и нот. 11 л. илл. 25х19 см. Все иллюстрации на голубой плотной бумаге.

1915 Рисунок из сб-ка Стрелец 1-й (495x700, 118Kb)
Сборник «Стрелец. Сб.1». Москва, 1915 г. Рисунок Владимира Бурлюка.

1915 Весеннее контрагентство муз. Илл. В. и Д. Бурлюков. Титул (511x700, 147Kb)
«Весеннее контрагентство муз». Москва, Издание «Студии» Давида Бурлюка
и С. Вермель, 1915 г. 118 стр., илл. Тираж 5000 экз.

Первый из трех последних сборников «Гилеи» вышел в свет в мае 1915 г. под редакцией Д. Бурлюк и С. Вермель. Сборник имеет вид традиционного литературно-художественного альманаха, в котором под одной обложкой собраны стихи (Н. Асеев, А. Беленсон, К. Большаков, Н. Бурлюк, Д. Бурлюк, Д. Варравин, С. Вермель, В. Каменский, В. Канев, В. Маяковский, Б. Пастернак), проза (Н. Бурлюк, Д. Бурлюк), ноты (Н. Рославец), рисунки. Отсутствующий критический раздел заменяет статья Д. Бурлюка. Рисунки А. Лентулова (цветная вкладка, обложка), Д. Бурлюка, В. Бурлюка.

1915 Всадник. Илл. из Контрпгентства муз. (691x700, 132Kb)
Владимир Бурлюк (1886-1917). Всадник. Иллюстрация из книги «Весеннее контрагентство муз». 1915 г.

1916 Ветер (Давид вопрос из собр. Беккерма). Абстракт. композ. Х, М. 30,5х30,5см .Fine Art America, 2015 (686x700, 235Kb)
Владимир Бурлюк (1886-1917). Ветер. Абстрактная композиция. 1916 г. Холст, масло. 30,5 х 30,5 см.
Аукцион Fine Art America, 2015 г. В собрании Майи и Анатолия Беккерман в Нью-Йорке
картина приписывается Давиду Бурлюку.

1916 Пейзаж. Московские мастера  Журнал искусств  Весна 1916 г. – М. ; Тип. Тов-ва А.А. Левенсон (532x700, 91Kb)
Владимир Бурлюк (1886-1917). Пейзаж. 1916 г. Журнал искусств «Московские мастера».
Весна, 1916 г. Москва Тип. Тов-ва А.А. Левенсон.

1915 Тема мужчины в бою с лошадью. Мазон, м 31.25x43.25 дм. Аук Westport Auction, Westport, CT, US. 2019 (700x485, 116Kb)
Владимир Бурлюк (1886-1917). Мужчины с лошадью в бою. 1915 г. Мазонит (ДВП), масло. 79,4 х 110 см.
Аукцион Westport Auction, Уэстпорт, штат Коннектикут, США, 2019 г.

1931 Бен. Лившиц. Гилея. Портрет Давида Бурлюка раб. Влад. Бурлюка (Офорт 1910 г) (526x700, 93Kb)
Бенедикт Лившиц. Гилея. Сборник. На обложке портрет Давида Бурлюка работы
Владимира Бурлюка (Офорт 1910 г.). Издательство Марии Бурлюк, Америка, 1931 г.

Мария Никифоровна Бурлюк (Еленевская, 1894-1967), супруга и соратник Давида Бурлюка с 1912 года,
в США издатель книг и журнала «Color and Rhyme», коллекционер произведений современного русского
и американского искусства.

Painting of village scene Карт, м. 9.5 x 14 дюйм. 888 Auctions, Richmond Hill, ON, CA 2018 (700x475, 164Kb)
И завершает наш экскурс картина маслом Владимира Бурлюка в манере многочисленных шедевров
Давида Бурлюка «Сельский вид» (Painting of village scene). Картон, масло. 24,1 х 35,6 см.
Аукцион 888 Auctions, Ричмонд Хилл, Онтарио, Канада, 2018 г.

ФОТО Владимир Бурлюк. ГРМ (417x700, 81Kb)
Владимир Давидович Бурлюк (1886-1917). Фрагмент фотографии до 1917 г.

Владимир Бурлюк за свою короткую жизнь участвовал во многих выставках: 7-я Общества харьковских художников (1906); 17-я ТЮРХ (1906. Одесса); «Blanc et noir» (1906–1907. Харьков); МТХ (1907); «Стефанос» (1907–1908. Москва), «Звено» (1908. Киев); «Венок-Стефанос» (1909. Петербург); «Венок» (1909. Херсон); Салон В.А.Издебского (1909–1910. Одесса–Киев–Петербург–Рига); «Треугольник» (в группе «Венок»; 1910. Петербург); Областная южнорусская (1910. Екатеринослав); «Союз молодёжи» (1910. Рига; 1911, 1912–1913, 1913–1914. Петербург); «Новое художественное общества Мюнхена» (1910, Мюнхен); «Бубновый валет» (1910–1911, 1912, 1913); Второй салон Издебского (1911. Одесса–Николаев–Херсон); «Синий всадник» (1911–1912. Мюнхен); Первый немецкий Осенний салон (1913. Берлин); Салон Независимых (1914. Париж); «Выставка живописи 1915 год» (1915. Москва); выставка левых течений (1915. Петроград).

ФОТО Бурлюк_Владимир_Давидович. До 1917 г. (2) (463x700, 60Kb)
Владимир Давидович Бурлюк в военной форме. До 1917 г.

По окончании Пензенского художественного училища Владимир Бурлюк поступил в Московское Алексеевское военное училище, которое окончил в октябре 1915 года и был мобилизован в действующую царскую армию. Служил в Греции и, как сообщал в последнем письме брату, в свободное время занимался раскопками и даже готовился привезти на родину образцы античного искусства. Погиб в 1917 году на Салоникском фронте от взрыва бомбы при невыясненных обстоятельствах в возрасте 31 года.
Дэвид Бурлюк пережил брата на 50 лет, он эмигрировал из России через Китай и Японию в США в 1918 году и умер на Лонг-Айленде под Нью-Йорком в 1967 году.

ФОТО Володимир Бурлюк (2) (466x700, 72Kb)
Владимир Давидович Бурлюк (1886-1917). Фотография до 1917 г.

ИСТОЧНИКИ:
ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x510, 99Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 90-94, 136.

ФОТО Давид бурлюк - Фрагменты из воспоминаний футуриста. 1994 (533x700, 99Kb)
Давид Бурлюк. Фрагменты из воспоминаний футуриста. Письма. Стихотворения. Публикация, предисловие и примечания Н.А. Зубкова. Санкт-Петербург, Издательство «Пушкинский фонд», 1994 г. 384 стр., илл. Тираж 2000 экз.

1. https://wikipedia.org/wiki/Бурлюк,_Владимир_Давидович
2. http://rusavangard.ru/online/biographies/burlyuk-vladimir-davidovich/
3. http://viknaodessa.od.ua/?istoriya-neskolkikh-fotografij-nikolaya-i-vladimira-burlyukov
4. https://pv-gallery.com/author/86445/Burljuk-V-D
5. Книги издательства Футуристы «Гилея»



Рубрики:  Художники русского авангарда/Русский авангард
Русский авангард
Дорогие мои земляки
Живопись
Метки:  
Понравилось: 4 пользователям

j_wiadka   обратиться по имени Суббота, 24 Февраля 2024 г. 20:15 (ссылка)
Хорошая, позновательная статья.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 26 Февраля 2024 г. 13:48ссылка
j_wiadka, Благодарю за отзыв. Приглашаю в друзья русского авангарда
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку