-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Слава44

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) про_искусство Live_Memory Только_для_мужчин
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 2748


«МАСТЕРА АНАЛИТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА» ВЛАДИМИР КАРЛОВИЧ ЛУППИАН (1892-1961)

Суббота, 20 Июня 2020 г. 17:01 + в цитатник
ФОТО Группа учеников П.Филонова. 1927 г. (после реставрации) (700x544, 431Kb)
Группа членов коллектива МАИ (Мастера аналитического искусства). Слева направо:
Э.К. Тэнисман, В.К. Луппиан, В.А. Сулимо-Самуйлло, М.П. Цыбасов, Е.А. Кибрик, Н.И. Евграфов.
Фотография - Ленинград, 1927 г.

Владимир Карлович Луппиан (1892-1961) – русский советский художник-авангардист, график, плакатист, оформитель музейных и выставочных экспозиций, один из учеников Павла Николаевича Филонова. Член коллектива «Мастера аналитического искусства» (МАИ, 1925-1930).


Владимир Карлович Луппиан (Луппьян, Лупьян) родился в 1892 году в г. Великие Луки Российской империи в семье пожарного старосты города Карла Константиновича Лупьяна. В 1922 году Владимир переехал в Петроград и поступил учиться во ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН, где проучился до выпуска 1926-1927 гг. Во время учебы участвовал в археологических экспедициях института под руководством академика Н.Я. Марра, работавших с обширной программой полевых исследований по собиранию материалов «архаичных эпох Кавказа, протоисторической и доисторической». В экспедиции имелась кино- и фотоаппаратура, фонографы для записи фольклорных текстов. Занимаясь изучением структуры языка, экспедиция выявляла древние книги и рукописи в труднодоступных горных областях Кавказа в условиях нестабильной обстановки после Гражданской войны. После экспедиции Н.Я. Марр получил громкую известность как создатель «нового учения о языке», или «яфетической теории».

В 1924-1925 гг. Луппиан создал ряд плакатов в технике фотомонтажа для издательства «КУБУЧ» (Комиссия по улучшению быта учащихся при Ленинградском губисполкоме), посвященных Степану Халтурину, Розе Люксембург, Ф.Э. Дзержинскому, Г.Е. Зиновьеву, А.И. Рыкову и некоторым другим деятелям революции и партии, до начала 2000-х гг. находившихся в спецхране, ныне в свободном доступе в Государственной публичной библиотеке.

Рабочий босиком. Бум, смеш. тех, 60,3х45,1 см. Галерея Коносьеръ. (524x700, 117Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Рабочий босиком. 1920-е гг. Бумага, смешанная техника.
60,3 х 45,1 см. Антикварная галерея «Le Connaisseur», Москва-Севастополь.

Красный путиловец. Бум, смеш. техн, 41х45,2 см. Галерея Коносьеръ, (700x629, 133Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Первый трактор «Красный путиловец». 1920-е гг. Бумага, смешанная техника.
41 х 45,2 см. Антикварная галерея «Le Connaisseur», Москва-Севастополь.

Жанровая сцена. Бум, карандаш, 55,8х44,2 см-Галерея Коносьеръ, (533x700, 97Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Жанровая сцена (1). 1920-е гг. Бумага, карандаш.
55,8 х 44,2 см. Антикварная галерея «Le Connaisseur», Москва-Севастополь.

Жанровая сцена.  Бум, карандаш, 58,5х43,5 см. Галерея Коносьеръ, Москва-Севастополь (524x700, 120Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Жанровая сцена (2). 1920-е гг. Бумага, карандаш.
58,5х43,5 см. Антикварная галерея «Le Connaisseur», Москва-Севастополь.

1924 Он жив [Сборник стихотворений о Ленине]. Л. КУБУЧ, 1924. - 63 с.; 19х14 см. (700x475, 114Kb)
«Он жив». (Сборник стихотворений о В.И. Ленине). Обложка художника В.К. Луппиана.
Издательство «КУБУЧ», Ленинград, 1924 г.

1925 Столяр-террорист член партии народной власти Степан Халтурин. Автор Луппиан В.K. (436x700, 117Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Плакат «Столяр-террорист, член партии
«Народной воли» Степан Халтурин 22 марта 1882 г. повешен в Одессе».
Фотомонтаж. Издательство «КУБУЧ», Ленинград, 1925 г.

1920 Член ЦИК партии «Народной воли» Игнатий Гриневский.  (469x700, 99Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Плакат «Член ЦИК партии «Народной воли»
Игнатий Гриневский. 1 марта 1881 г. бомбой убил Александра II и смертельно
ранил себя». Фотомонтаж. Издательство «КУБУЧ», Ленинград, 1920-е гг.

1925 Председатель ВСНХ Ф.Э.Дзержинский (443x700, 122Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Плакат «Председатель ВСНХ
Феликс Эдмундович Дзержинский». Фотомонтаж.
Издательство «КУБУЧ», Ленинград, 1925 г.

1926 3-ий интернационал Оплот трудящихся и експлоатируемых всех стран мира. Г.В. Зиновьев (454x700, 120Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Плакат «3-ий интернационал -
Оплот трудящихся и эксплоатируемых всех стран мира.
Г.В. Зиновьев – председатель Исполкома Коминтерна». Фотомонтаж.
Издательство «КУБУЧ», Ленинград, 1926 г.

Григорий Евсеевич Зиновьев (настоящая фамилия Радомысльский, 1883-1936) - российский революционер, советский политический и государственный деятель, масон. Член Политбюро ЦК Партии (1921-1926), кандидат в члены Политбюро ЦК РКП(б) (1919-1921). Член Оргбюро ЦК РКП(б) (1923-1924). Расстрелян как враг народа в 1936 году,
посмертно реабилитирован в 1988 году.

1925 8 Годовщина С.С.С.Р. Изд. КУБУЧ. (499x700, 173Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Плакат «8-я Годовщина Октября. СССР.
Пролетарии всех стран поднимайтесь на бой за мировую революцию».
Фотомонтаж. Издательство «КУБУЧ», Ленинград, 1925 г.

1925 Производительность выше - коммунизм ближе (481x700, 135Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Плакат «Производительность выше -
коммунизм ближе». Фотомонтаж. Издательство «КУБУЧ»,
Ленинград, 1925 г.

1926 Левая рука (457x700, 189Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Левая рука. 1926 г.

1924-1961 Революция как этап эволюции. Х, м. 71 х 53,5 см. Аук МакДуглас, 2017. Продано 318 970 USD (509x700, 245Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Революция как этап эволюции. 1924-1961 гг.
Холст, масло. 71 х 53,5 см. Аукционный дом MacDougall's Arts Ltd., Лондон, 2017 г.
Картина продана за $ 318.970 дол.

Над своей главной филоновской работой Луппиан работал вплоть до самой смерти. Сохранил он и отношения с Филоновым, что было делом почти невозможным: любые трения организационного плана, не говоря уже о сомнениях в своей правоте, учитель воспринимал чрезвычайно болезненно, «отступники» вычеркивались из его жизни навсегда.

1930 Кванты света. Бум, акв, белила. 15,7х23,8 см. Собственность галереи Арт-Диваж, Москва. (700x438, 201Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Кванты света. 1930 г. Бумага, акварель, белила. 15,7 х 23,8 см.
Собственность галереи «Арт-Диваж», Москва.

1930 Человек и Космос. Бум, акв, белила. 20 х 27 см. Собственность галереи Арт-Диваж, Москва. (700x542, 255Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Человек и Космос. 1930 г. Бумага, акварель, белила. 20 х 27 см.
Собственность галереи «Арт-Диваж», Москва.

1930 Энергия как материя. Бум, акв, белила. 18,4 х 15,8 см. Собственность галереи Арт-Диваж, Москва. (586x700, 299Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Энергия как материя. 1930 г. Бумага, акварель, белила.
18,4 х 15,8 см. Собственность галереи «Арт-Диваж», Москва.

В ходе учебы в преобразованной Академии художеств Владимир Луппиан в 1925 году вошел в коллектив «Мастеров аналитического искусства» (МАИ). Принимал участие в совместных выставках объединения. Ни у кого не было такого количества учеников, как у Филонова: более ста в разное время. Однако Луппиан считался одним из первых его учеников и входил в число самых талантливых представителей ленинградского авангарда 1930-х гг. Школа МАИ была трудной и суровой. Филоновцы целью своего творчества считали анализ всех сторон человеческой деятельности, стремились расширить функции искусства, придать им универсальный характер. Фанатизм, фантастическая убежденность Филонова в способностях и возможностях человека пробуждали силу в учениках.

На знаменитой выставке в ленинградском Доме печати в 1927 году Луппиан участвовал работой «Империализм», в других источниках указана под названием «Война – войне». Как член школы Филонова, Луппиан участвовал в выставке «Современные ленинградские художественные группировки» (1928-1929). Особый стиль ряда живописных произведений художника этого периода отмечен интересом к различным отраслям знаний, стремлением отразить волновые движения в природе или создать композиции из механических структурных форм – «Революция как этап эволюции» (1924-1961), «Кванты света», «Человек и Космос», «Энергия как материя» (Все – 1930 г.) и др.

1930-е Женский портрет. Х, м. 38 х 33 см. Галерея Антик Дом. (574x700, 122Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Женский портрет. 1930-е гг. Холст, масло. 38 х 33 см.
Галерея Антик Дом.

1930-е Жатва. Карт, масло. 18,2х13,1 см. Галерея Антик Дом.  (487x700, 132Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Жатва. 1930-е гг. Картон, масло. 18,2 х 13,1 см.
Галерея Антик Дом.
1930-е Жатва-3 (394x550, 71Kb)1930-е Жатва-2 (404x550, 77Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). 1-2. Из серии «Жатва». Этюды. 1930-е гг.

1930-е Деревня на холме. Этюд (700x491, 121Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Деревня на холме. Этюд. 1930-е гг.

1930-е Дом у реки. Этюд (484x700, 121Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Дом у реки. Этюд. 1930-е гг.

1930-е Дома на холме (700x501, 114Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Дома на холме. 1930-е гг.

1930-е Дали (633x700, 122Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Дали. 1930-е гг.

1930-е Деревья и стог. Этюд (488x700, 131Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Деревья и стог сена. Этюд. 1930-е гг.

1930-е Дорога в лесу (586x700, 144Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Дорога в лесу. 1930-е гг.

1930-е Отражение (558x700, 95Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Отражение. 1930-е гг.

1930-e Большие деревья (565x700, 99Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Большие деревья. 1930-е гг.

1930-е Портрет Музы Лупиан. Частное собр (Выставка на ВДНХ) (636x700, 140Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Портрет дочери Музы Луппиан. 1930-е гг. Частное собрание.

Как и большинство последователей аналитического метода, Владимир Луппиан был предан общему делу коллектива и Филонову, и в 1927 году привлёк свою жену М.С. Луппиан к пошиву костюмов для спектакля по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», мастерство которой было высоко оценено Филоновым. Обучалась аналитическому искусству и дочь Луппиана Муза, которую он привел в мастерскую Филонова, когда ей было только 11 лет. Муза приходила заниматься к Филонову и после раскола МАИ в декабре 1932 - августе 1933 гг. Позже, уже став художником и искусствоведом, Муза Луппиан, всегда яростно отстаивала взгляды своего единственного учителя. Ранняя смерть Музы в 1942 году в возрасте 30 лет, отняла у Филонова его самого молодого адепта.

1930-е Женский портрет. Холст на фанере, масло. 17 х 14 см. Галерея Антик Дом.  (558x700, 109Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Женский портрет. 1930-е гг. Холст, накл. на фанеру, масло.
17 х 14 см. Галерея Антик Дом.

1930-е Плотина. Бум, масло. 23 х 29 см. Собственность галеоеи Арт-Диваж, Москва. (700x518, 203Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Плотина. 1930-е гг. Бумага, масло. 23 х 29 см.
Собственность галереи «Арт-Диваж», Москва.

1930-е У забора. Бум, масло. 29 х 39 см. ,Собственность галеоеи Арт-Диваж, Москва..jpg (700x519, 229Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). У забора. 1930-е гг. Бумага, масло. 29 х 39 см.
Собственность галереи «Арт-Диваж», Москва.

1930-е Холмы под солнцем (613x700, 149Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Холмы под солнцем. 1930-е гг.

1930-е Холм и небо. Этюд (493x700, 128Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Холм и небо. Этюд. 1930-е гг.

1930-е Этюд (700x511, 118Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Этюд. 1930-е гг.

1930-е Околица. Этюд (700x540, 115Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Околица. Этюд. 1930-е гг.

1930-е Стога (577x700, 132Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Стога. 1930-е гг.

В.К. Луппиан является одним из авторов (совместно с Б.И. Гурвичем, Е.А. Кибриком, Л.Ф. Фроловой-Багреевой, Э.А. Тэнисманом) открытого письма «Художники на фронт безбожия», опубликованного от имени коллектива МАИ (Смена, 14 мая 1930). Эта акция, не согласованная с другими членами объединения, стала одной из главных причин раскола МАИ. После раскола в 1930 году Луппиан вышел из объединения и возглавлял оформительскую бригаду Музея истории Ленинграда (теперь Государственный музей истории Санкт-Петербурга), куда вошли также бывшие ученики Филонова - В.А. Сулимо-Самуйлло, Э.А. Тэнисман и Н.И. Евграфов.
Луппиан относился к близким ученикам Филонова, в сентябре 1932 года его допрашивали в НКВД. «…Спросили, что из себя представляет Филонов. Луппьян ответил: «Филонову давно бы надо быть профессором Академии. Спросили его, каковы политические убеждения Филонова, и он ответил, что Филонов по убеждениям коммунист. На дальнейшие вопросы товарищей из ГПУ о Филонове Луппьян, характеризуя меня, заметил: «Лучшего человека я не видел»
(П.Н. Филонов. Дневники. СПб., Азбука, 2000).

1930-е Пленэр Карт, масло. 24,5х33 см.Галерея Антик Дом. (700x542, 180Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Пленэр. 1930-е гг. Картон, масло. 24,5 х 33 см. Галерея Антик Дом.

1930-е У реки (700x521, 119Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). У реки. 1930-е гг.

1930-е Утро (586x700, 130Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Утро. 1930-е гг.

Пейзаж с домами и пшеницей. Холст, масло, 55х46 см. Галерея Коносьеръ, (583x700, 159Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Пейзаж с домами и полями. 1930-е гг. Холст, масло.
50,7 х 39 см. Антикварная галерея «Le Connaisseur», Москва-Севастополь.

Пейзаж с домами и пшеницей. Холст, масло, 55х46 см. Галерея Коносьеръ, (583x700, 159Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Пейзаж с домами и пшеницей. 1930-е гг. Холст, масло.
55 х 46 см. Антикварная галерея «Le Connaisseur», Москва-Севастополь.

1930-е Цветы (547x700, 141Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Цветы (Розы). 1930-е гг.

Ежедневная молодость пилюли. Расцвет любви. Холст, масло, 46,3х31,5 см.Галерея Коносьеръ, (490x700, 121Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Ежедневная молодость пилюли. Расцвет любви.
1930-е гг. Холст, масло, 46,3 х 31,5 см. Антикварная галерея «Le Connaisseur»,
Москва-Севастополь.

В конце 1920-х – начале 1930-х гг. Луппиан в творческом плане отошел от принципов «аналитического искусства», писал свободно, возможно, под влиянием идей М.В. Матюшина, часто используя жизнеутверждающие звучные тона жёлтого, красного, синего цветов («Плотина», 1930-е; серия этюдов «Жатва», 1930-е). В 1930-е гг. создал примитивистские портреты и натюрморты, серию небольших этюдных пейзажей с ярко выраженной живописной фактурой и упрощенным пространством в постимпрессионистической манере – «Утро», «У реки» «Дом у реки», «Холм и небо» и другие, а один этюд так и назывался «Сезаннистский пейзаж».

В. Луппиан был вытеснен на обочину советской художественной жизни: как и многие другие филоновцы, он занялся прикладными делами – музейным и выставочным оформительством в первую очередь. Амбиций участвовать в официальной выставочной деятельности не питал: прикладным искусством зарабатывал на жизнь, пейзажи работал для себя, «в стол».

Творческая биография Луппиана в 1940-1960-е годы не прослеживается. Сведения о смерти художника в 1961 г. взяты из дневников Б.И. Гурвича.

1930-е Портрет девочки.JPG 2 (603x700, 109Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Портрет девочки. 1930-е гг.

Пейзаж лучистый. Холст, масло, 40,5х35,5 см. Галерея Коносьеръ, (539x700, 181Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Пейзаж лучистый. 1930-е гг. Холст, масло. 40,5 х 35,5 см.
Антикварная галерея «Le Connaisseur», Москва-Севастополь.

Пейзаж сезаннистский. Холст, масло, 67х54,5 см. Галерея Коносьеръ,.jpg (580x700, 144Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Пейзаж сезаннистский. 1930-е гг. Холст, масло. 67 х 54,5 см.
Антикварная галерея «Le Connaisseur», Москва-Севастополь.

1936 Деревья. Х, м. 67х54 см. Аук МакДуглас. Лондон 2008. (567x700, 208Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Деревья. 1936 г. Холст, масло. 67 х 54 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2008 г.

1936 Перед грозой. Х, м. 66 х 54 см. Аук МакДуглас Лондон 2008. (558x700, 174Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Перед грозой. 1936 г. Холст, масло. 66 х 54 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2008 г.

1939 Портрет дочери Музы. Холст, масло. 75х62 см. Аук СОВКОМ. (598x700, 153Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961). Портрет дочери Музы. 1939 г. Холст, масло. 75 х 62 см.
Аукционный дом «СОВКОМ», Москва.

1956 Абстрактная композиция. АТТР. Бум, накл. на карт, масло. 44x33,5 см. Аук Vanderkindere, Брюссель, 2011..jpg 2 (577x700, 140Kb)
В.К. Луппиан (1892-1961), атрибуция. Абстрактная композиция. 1956 г.
Бумага, накл. на картон, масло. 44 x 33,5 см. Аукцион Vanderkindere,
Брюссель, Бельгия, 2011 г.

Владимир Карлович Луппиан умер 8 октября 1961 года в Ленинграде. По другим неподтвержденным источникам
Луппиан умер в 1983 году.

В.К. Луппиан прожил долгую жизнь, пережив блокаду и репрессии. Только через 47 лет после смерти основателя МАИ в Русском музее в 1988 году состоялась первая большая выставка Павла Филонова (1883-1941), вернув его и его последователей в историю русского и мирового искусства. А в 2008 году в Москве, в «Галерее на Ленивке» состоялась первая персональная выставка Владимира Луппиана.

P.S.
Актриса Лариса Регинальдовна Луппиан (род. 1953 в Ташкенте), жена актера Михаила Боярского, никакого отношения к художнику В.К. Луппиану не имеет.

ФОТО Каталог выставки В.К. Луппиана в Галерее на Ленивке, Мск., 2008 г. (700x659, 158Kb)
Владимир Луппиан. Живопись. Каталог выставки в «Галерее на Ленивке». Москва, 2008 г.

ИСТОЧНИКИ:
ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x510, 99Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 44-45, 85.


ФОТО П.Филонов - Дневники. Изд-во Азбука, 2000 г. 672 с (509x700, 144Kb)
Павел Филонов. Дневники. Вступительная статья Е. Ковтуна. Текстологическая подготовка И. Лапиной. Комментарии Г. Марушиной. Санкт-Петербург, Издательство «Азбука», 2000 г. 672 стр., 64 стр. илл. (Серия «Наследие»). Тираж 5000 экз. На обложке фрагмент картины П. Филонова «Крестьянская семья» («Святое семейство»).
1914 г. Холст, масло. 160х117 см. ГРМ.

1. http://rusavangard.ru/online/biographies/luppian-vladimir-karlovich/
2. http://russiskusstvo.ru/exhibitions/moscow/a2336/ Выставка в Галерее на Ленивке, 2008 г.
3. Владимир Карлович Луппиан - Галерея «Le Connaisseur»


Рубрики:  Художники русского авангарда/Русский авангард
Русский авангард
Мастера аналитического искусства (МАИ)
Живопись
Метки:  
Понравилось: 4 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку