-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Слава44

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) про_искусство Live_Memory Только_для_мужчин
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 2763


МОЯ БИБЛИОТЕКА. ИСКУССТВО СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ. Часть I

Понедельник, 29 Апреля 2019 г. 17:48 + в цитатник
Ганс Мемлинг (1435-1494) Страшный суд. Триптих. 1467 Last_Judgment_Triptych_(open)_1 (700x497, 188Kb)
Ганс Мемлинг (1435-1494). Страшный суд. Открытый алтарь. Триптих. 1467-1471 гг. Дубовая доска,
масло. 223,5х306 см. Национальный музей, Гданьск, Польша.

Продолжаю рассказ о книгах и альбомах по искусству из моей библиотеки. Сегодня мой рассказ О КНИГАХ про искусство Северного Возрождения. Главное различие между Итальянским и Северным Возрождением заключается в том, что первому присуще стремление к восстановлению античной культуры, к раскрепощению, освобождению от церковных догм, светской образованности, тогда как в Северном Возрождении главное место занимали вопросы религиозного совершенствования, обновления католической церкви и ее учения. Наиболее выдающиеся образцы искусства Северного Возрождения представлены фламандо-голландской и немецкой живописью. В Нидерландах и Фландрии это художники - Ян ван Эйк, Гуго ван дер Гус, Рогир ван дер Вейден, Ганс Мемлинг. В Германии - Альбрехт Дюрер, Маттиас Грюневальд, Лукас Кранах старший, Альбрехт Альтдорфер, Ганс Гольбейн. Во Франции - художники Жан Фуке, Жан Клуэ, Франсуа Клуэ, скульптор Жан Гужон и др.
По-прежнему для справки указываю цены на некоторые книги на момент их издания или покупки до 1991 г.



1 1973 (501x700, 216Kb)
Отто Бенеш. Искусство Северного Возрождения. Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями. Перевод с английского Н.А. Белоусовой. Общая редакция и предисловие В.Н. Гращенкова. Формат книжный 20,5х14,7 см. Москва, Издательство «Искусство», 1973 г. – 296 стр., 1222 черно-белых иллюстраций. Тираж 25.000 экз. Цена 1 руб. 29 коп.

Одна из основополагающих наиболее интересных и содержательных книг об искусстве Возрождения в Северной Европе. Отто Бенеш (1896-1964) - видный представитель венской школы искусствознания, ученик Макса Дворжака, мировой авторитет в изучении старой немецкой и австрийской живописи. Книга посвящена ренессансным движениям XVI столетия за пределами Италии. Более всего автора привлекает взаимодействие этих движений - художественных и гуманистических, религиозно-идеологических и научных; его результатом стало формирование к северу от Альп, прежде всего в Германии, Нидерландах и Франции, мощного очага духовной и художественной культуры, равновеликой культуре итальянских мастеров - родоначальников европейского Возрождения. На страницах книги прослеживаются творческие поиски и достижения Босха, Альбрехта Дюрера, Маттиаса Грюневальда, Ганса Гольбейна Младшего, Питера Брейгеля Старшего, Жака Белланжа и других живописцев и скульпторов, открывших на Севере Европы уникальный «второй фронт» интернационального художественного прогресса - противоречивого, с нередкими поворотами вспять, к средневековому прошлому. Кроме блистательного анализа творчества художников, автор раскрывает духовную и интеллектуальную атмосферу эпохи.

1 2014 (490x700, 93Kb)
Отто Бенеш. Искусство Северного Возрождения. Духовные и интеллектуальные движения. Перевод с английского Н.А. Белоусовой. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2014 г. – 448 стр., цветные и черно-белые иллюстрации. Формат 24х17 см. Тираж 1000 экз. В издательстве книга уже распродана.
В 2014 году книга Отто Бенеша вышла вторым изданием в том же переводе в издательстве «Искусство-ХХ1 век». Однако, цена нового иллюстрированного издания (в интернет магазинах от 2.154 руб., Читай-город до 2.767 руб., Лабиринт) даже с цветными репродукциями при обычном книжном формате превышает все мыслимые и разумные пределы.

2 (471x700, 90Kb)
Эжен Фромантен. Старые мастера. Перевод с французского Г. Кепинова. Предисловие А. Кантор. Составители комментариев И. Глозман, А. Кантор. Москва, Издательство «Советский художник», 1966 г. – 360 стр., 20 черно-белых иллюстраций. Тираж 50.000 экз. Цена 1 руб. 70 коп. На суперобложке: Рембрандт «Портрет Яна Сикса». 1654 г. Музей Я. Сикса, Амстердам.

В 1876 году, в парижском журнале "Revue dos Deux-Mondes" была впервые опубликована знаменитая теперь работа Эжена Фромантена «Старые мастера» («Les maitres dautre-lois» - точнее, «Мастера былых времен»). Она до сих пор остается одной из лучших книг об искусстве, когда-либо написанных. «Старые мастера» были не только плодом путевых заметок, набросанных Фромантеном при посещении им музеев Бельгии и Голландии в 1875 году, но и результатом его многолетних размышлений о путях развития классического и современного ему искусства. В пору первой публикации «Старых мастеров» Фромантену было 55 лет, он был хорошо известен как художник и писатель, его высоко ценили многие его выдающиеся современники. Но лишь «Старые мастера», вышедшие в год смерти их автора, принесли Фромантену не меркнущую с годами всемирную славу. Книга сразу же получила признание. В книге, ставшей блестящим образцом искусствоведческой прозы XIX века, тонко и многосторонне анализируется творчество живописцев северной школы - Яна ван Эйка, Ганса Мемлинга, Рубенса, Рембрандта, «малых голландцев» и др.

3 (497x700, 155Kb)
В.Н. Тяжлов. Малая история искусств. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. Общая редакция А.М. Кантора. Москва, Издательство «Искусство», VEB Verlag der Kunst, Dresden, 1981 г. – 384 стр., море цветных и черно-белых иллюстраций. Отпечатано в ГДР. Тираж 100.000 экз. Цена 2 руб. 10 коп. На обложке «Месса Св. Клемента». Фрагмент росписи нижней церкви Сан Клементе в Риме. Ок. 1100 г.

Один из десяти томов этой замечательной серии «Малая история искусств» посвящен интереснейшей странице истории искусства - искусству средних веков. Он знакомит с художественными достижениями народов Франции, Германии, Англии, Италии, Испании, Чехии, Польши, Венгрии, Скандинавских стран и др. На материале важнейших памятников архитектуры, живописи, скульптуры, книжной миниатюры автор прослеживает развитие искусства в эпоху раннего средневековья, анализирует романское и готическое искусство.
Книга содержит 202 цветных и тоновых иллюстрации и большой справочный аппарат, в который входит синхронистическая таблица, словарь терминов, библиография и именной указатель.

ФОТО вход господень в иерусалим феофан грек (541x700, 234Kb)
Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев. Вход господень в Иерусалим.
1405 г. Доска липовая, ковчег, неглубокая лузга. Паволока, левкас, темпера.
80 x 62,5 см. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля.

7 (513x700, 120Kb)
О.А. Лясковская. Французская готика XII - XIV веков. Архитектуктура. Скульптура. Витраж. Москва, Издательство «Искусство», 1973 г. – 296 стр., 181 цветных и черно-белых иллюстраций. (Серия «Из истории мирового искусства»). Формат 28х20,5 см. Тираж 20.000 экз. Цена 4 руб. 66 коп. На суперобложке фрагмент витража «Бегство царей амореев. Иисус Навин говорит с народом». Святая капелла. Середина XIII века.

Готика, как архитектурный стиль, характерна для определенной эпохи всей Западной Европы, но ведущая роль в ее создании, развитии и воплощении принадлежала Франции. Издание дает исторический очерк об архитектуре, скульптуре и витраже Франции.

4 озон (524x700, 127Kb)
Е.П. Ювалова. Немецкая скульптура 1200-1270. Специальная съемка скульптурных ансамблей готики Ю.П. Маркина. Москва, Издательство «Искусство», 1983 г. – 352 стр., 357 черно-белых иллюстраций. (Серия «Из истории мирового искусства»). Формат 28х20,5 см. Тираж 25.000 экз. Цена 6 руб. 10 коп. На суперобложке фрагмент скульптуры из Синагоги в интерьере собора в Бамберге. 2-я четверть XIII века.

Книга Е.П. Юваловой посвящена классическому материалу немецкой готики — скульптурным храмовым комплексам первой половины XIII века в Бамберге, Фрайберге, Наумбурге, Хальберштадте, Магдебурге и чуть более позднему комплексу в соборе Майссена 60-70-х годов XIII века. Автор подробно знакомит с иконографическим составом этих памятников и дает убедительно прочувствовать специфику и пространственную структуру сложного архитектурно-скульптурного синтеза в каждом случае. Центральное внимание при этом уделяется скульптуре соборов в Бамберге и Наумбурге, открывающей и завершающей развитие немецкой школы в данный период. Вопросам стилевых связей этой школы и индивидуального почерка отдельных немецких артелей в книге придается первостепенное значение. Читатель впервые найдет в ней также развернутую публикацию каждого упомянутого комплекса.

5 (504x700, 114Kb)
М.Я. Либман. Немецкая скульптура 1350-1550. Монография. Москва, Издательство «Искусство», 1980 г. – 408 стр., 302 черно-белых иллюстраций. (Серия «Из истории мирового искусства»). Формат 28х20,5 см. Тираж 25.000 экз. Цена 7 руб. 20 коп. На суперобложке скульптура Николауса Герхарта «Голова сивиллы». До 1464 г. Музей Либигхауз, Франкфурт-на-Майне.

Монография посвящена немецкой скульптуре XIV-XVI веков - интереснейшему художественному явлению. Немецкая пластика этого времени шла к своему высшему расцвету в последней трети XV столетия, после чего наступил ее быстрый упадок. Впервые в нашей литературе освещаются краеугольные вопросы социального положения и деятельности немецкого скульптора в данный период, не менее подробно автор останавливается на вопросах иконографии и типологии немецкой скульптуры в целом, а также на основных технических приемах немецкого скульптора эпохи позднего средневековья и Возрождения. Отдельные разделы и главы посвящены крупнейшим мастерам Германии XIV - XVI веков: Петеру Парлену, Гансу Мульчеру, Николаусу Герхарту, Михаэлю Пахеру, Эразму Грассеру, Фейту Штосу, Бернту Нотке, Тильману Рименшнейдеру. Книга дает очень четкое и всестороннее представление о путях развития и специфике немецкой школы в европейской скульптуре 1350-1550 годов.

ФОТО Георг и Мартин из Клужа. Св. Георгий 1373 Прага Град (526x700, 116Kb)
Георг и Мартин из Клужа. Святой Георгий. 1373 год. Чехия, Прага, Град.

ФОТО Святой Георгий и Дракон 2 (500x700, 194Kb)
Чудо Святого Георгия и дракона. Россия. Новгородская школа. Вторая четверть XV века.
Дерево, темпера. 58,5 х 42 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Русская икона к. XV века (полная композиция) (525x700, 210Kb)
Чудо Георгия о змие. Россия. Школа Русского Севера. Конец XV - начало XVI вв.
Дерево, темпера. 89 × 67 см. Государственная Третьяковская Галерея, Москва.

ФОТО Кафедральный собор в Реймсе (700x466, 152Kb)
Кафедральный собор в Реймсе, Франция. Построен в 1211-1311 гг. и завершен в 1427 г. Высота 87 метров.
Архитекторы Робер де Куси, Гюго Либержье, Жан д’Орбе, Жан-ле-Лу, Готье де Реймс, Бернар де Суассон и др.

ФОТО Троицкий собор в в Загорске. 1423 год. (700x427, 134Kb)
Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре. Загорск, Московская обл. Построен в 1423 г.

ФОТО Собор в Магдебургет4 (700x467, 115Kb)
Собор в Магдебурге, Германия. Общий вид с юго-востока. Строительство собора шло практически
триста лет, с 1209 по 1520 год.

ФОТО Собор в Магдебурге (512x700, 122Kb)
Собор в Магдебурге, Германия. 1209-1520 гг. Интерьер, фото в наши дни.

ФОТО Церковь Вознесения Господня в Коломенском 4 — копия (618x700, 132Kb)
Церковь Вознесения Господня в бывшем подмосковном селе Коломенское, ныне город Москва. Церковь возведена в 1528-1532 годах предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Анибале, (по русским летописям - Пётр Фрязин или Петрок Малой).

ФОТО Василий Блаженный 3 (700x505, 107Kb)
Храм Василия Блаженного, Москва.
Собор был построен псковскими мастерами Бармой и Постником Яковлевым в 1555-1561 гг. По другой версии храм был построен иностранными архитекторами, которые участвовали в строительстве Кремля. Но во времена Ивана Грозного такие события фиксировались, а в записях нет упоминаний о том, что кто-то из итальянских строителей проектировал или строил храм. Согласно легенде, зодчие собора Барма и Постник, а в другой версии - неизвестный зодчий, были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако, документального тому подтверждения нет.

ФОТО Кельнский собор 1 (700x464, 192Kb)
Кёльнский собор, Германия. Строительство собора велось в два приёма в 1248-1437 гг. и в 1842-1880 годах. Высота 157 метров. С левой стороны собора в 1976 г. «пристроили» Музей Людвига, музей современного искусства. Его основатели шоколадный король Петер Людвиг (1925-1996) и его супруга Ирена.

ФОТО Кельнский собор 2 (700x466, 256Kb)
На снимке: Кёльн. Слева – Музей Людвига. Справа – Кёльнский собор.

ФОТО Кельнский собор изнутри (700x466, 151Kb)
Кёльнский собор. Интерьер, фото в наши дни.

ФОТО МАСТЕР IP Грехопадение 1525 г Рельеф Гота, музей  замка (502x700, 165Kb)
Неизвестный мастер IP. Грехопадение. 1525 г. Рельеф. Гота, музей замка, Германия.

ФОТО Грехопадение Адама и Евы; Россия. XV в (471x700, 158Kb)
Грехопадение Адама и Евы. Россия. XV век.

ФОТО Изгнание Адама и Евы из рая икона. Икона 2 (700x287, 90Kb)
Изгнание Адама и Евы из Рая. Россия. XVII век.

6 (547x700, 133Kb)
Edith Fründt «Tilman Riemenschneider». Album. 2. Aufgabe. Mit sechs farbigen Tafeln und elf einfarbigen Abbildungen. Henschelverlag Kunst und Gesellschaft, Berlin, 1979. – 48 Seiten. (Serien «Welt der Kunst»). Printed in DDR. 7,- Mark.
Эдит Фрюндт. Тильман Рименшнейдер. 1460-1531. Альбом (на немецком языке). 2-е издание. Издательство Хеншеля «Искусство и Ко», Берлин, 1979 г. – 48 стр. 6 цветных и 11 тоновых иллюстраций. (Серия «Мир искусства»). Отпечатано в ГДР. Цена 7 немецких марок = 1 руб. 11 коп. На суперобложке фрагмент рельефа Тильмана Рименшнейдера «Королева Кунигунда со своими слугами». Королевская усыпальница в Соборе Бамберга. 1499-1513 гг. Мрамор.

Тильман Рименшнейдер (1460-1531) - крупнейший немецкий скульптор эпохи поздней готики. Имя Тильмана Рименшнейдера было долгое время забыто; его творчество переоткрыли лишь в XIX веке. Его деревянные скульптуры отличаются выразительными чертами лица, часто с отстранённым выражением, а также тщательно выделенными деталями одежды. Многие скульптуры никогда не были раскрашены и оставались монохромными - Рименшнейдер был первым крупным скульптором, отказавшимся раскрашивать свои деревянные скульптуры.

8 (511x700, 95Kb)
Н.М. Гершензон-Чегодаева. Нидерландский портрет XV века. Его истоки и судьбы. Монография. Москва, Издательство «Искусство», 1972 г. – 408 стр., 163 цветных и черно-белых иллюстраций. (Серия «Из истории мирового искусства»). Формат 28х20,5 см. Тираж 25.000 экз. Цена 5 руб. 11 коп. На суперобложке фрагмент картины Рогира ван дер Вейдена «Портрет молодой женщины». Национальная галерея, Вашингтон.

Из аннотации: «Человек во вселенной» - главная тема нидерландского Возрождения. К искусству итальянского Возрождения эта формула не подходит. В своем творчестве мастера итальянского Возрождения исходили из положения «Человек и вселенная» или даже «Человек над вселенной», либо противопоставляя человека миру, либо вознося его над ним. Нидерландские художники мыслили иначе. В их сознании человек оставался неотъемлемой частицей мироздания, вплетенной в его бесконечно сложное целое. Ренессансная сущность человека для них определялась тем, что он оценивался в качестве первого среди равных, не удаляясь из общего контекста множественных явлений, составляющих вселенную. В тех случаях, когда нидерландские живописцы дерзали отделить образ человека от мира и придать ему оттенок горделивой независимости, из него ускользало ощущение полноценности бытия и он приобретал трагический характер. Только окруженный реальной жизненной обстановкой природы и человеческого земного существования и поддержанный связью с непререкаемыми ценностями освященных многовековой верой в Бога, этот образ оказывался способным обрести безоговорочную самостоятельную Значимость».

ФОТО Нидерланды 1984 (546x700, 224Kb)
Н.Н. Никулин. Эрмитаж. Искусство Нидерландов XV - XVI веков. Живопись и графика. Скульптура. Шпалеры. Витражи. Очерк-путеводитель. Ленинград, Издательство «Искусство», Ленинградское отделение, 1984 г. – 160 стр., более 100 цветных и тоновых иллюстраций. Тираж 50.000 экз. Цена 1 руб. 30 коп. На обложке фрагмент картины Гейсбрехта Лейтенса (Ок.1586-1656). Зимний пейзаж. Дерево, масло. 71,5х89 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Автор очерка-путеводителя искусствовед Н.Н. Никулин (1923-2009), специалист по живописи Северного Возрождения, рассказывает об изобразительном искусстве Нидерландов поры его расцвета. На примере произведений, хранящихся в эрмитажной коллекции и украшающих экспозицию музея, раскрывает историко-художественные закономерности ее развития, знакомит читателя с замечательными старыми мастерами и их творениями.

ФОТО Рогир ван дер Вейден (1399-1464)- Снятие с креста. 1437-1438 гг. Пан, м. 200х263. Прадо (700x542, 177Kb)
Рогир ван дер Вейден (1399-1464). Снятие с креста. 1437-1438 гг. Панель, масло. 200х263 см.
Музей Прадо, Мадрид.

(Продолжение следует)





Рубрики:  Моя библиотека
Русские и зарубежные писатели и поэты
Искусство Северного Возрождения
Искусство Северного Возрождения
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку