-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Слава44

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) про_искусство Live_Memory Только_для_мужчин
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 2761


МОЯ БИБЛИОТЕКА. ИСКУССТВО ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ. Часть III

Вторник, 23 Апреля 2019 г. 00:45 + в цитатник
1495-1498 Тайная вечеря. (Милан, Монастырь Санта Мария делле Грацие) (700x540, 167Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Фреска. 4 м.60 см × 8 м.80 см.
Монастырь Санта-Мария-делле-Грацие, Милан.

Продолжаю рассказ о книгах и альбомах из моей библиотеки. На этот раз речь пойдет О КНИГАХ об искусстве Итальянского Возрождения или, иногда употребляют другой термин, искусстве Итальянского Ренессанса периода XIV - XVI веков, включая его предшественников раннего Возрождения XIII в. (Дуччо, Джотто) и кончая поздним итальянским маньеризмом XVI в. (Бронзино, Артемизия Джентилески и др.). Третья часть поста посвящена трем китам Возрождения: Пьетро Перуджино, Леонардо да Винчи и Витторе Карпаччо.
Для справки: указаны цены на некоторые издания до 1991 года, на момент покупки или выхода из печати.



ФОТО Перуджино (560x700, 103Kb)
Н.Е. Элиасберг. Пьетро Перуджино (1448-1524). Монография. Москва, Издательство «Искусство», 1966 г. – 76 стр., 28 цветных и черно-белых иллюстраций. Тираж 35.000 экз. Цена 42 коп. На суперобложке картина Перуджино «Мадонна с младенцем». 1500-1510 гг. Дерево, дубл. на холст, масло. 51×38 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Пьетро Перуджино (1446-1524), дословно «Перуджийский», настоящее имя Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи - итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель умбрийской школы.

1470-1473 Св. Иероним посещает несправедливо повешенных. (Лувр) Дер, м.  30.6 × 30.2 cm (700x695, 248Kb)
Перуджино (1448-1524). Св. Иероним посещает несправедливо повешенных. 1470-1473 гг.
Дерево, масло. 30,6х30,2 см. Лувр, Париж.

1470 La Visitazione con Sant’Anna, San Giovannino e le Stimmate di San Francesco. Х м  32х34 cm Гал Академии Флоренция (700x627, 203Kb)
Перуджино (1448-1524). Посещение Девой Марией Святой Елизаветы и Святая Анна. Св. Франциск Ассизский, получающий стигматы и Иоанн Креститель (La Visitazione con Sant’Anna, San Giovannino e le Stimmate di San Francesco). 1472-1473 гг. Дерево, темпера. 32х34 см. Галерея Академии, Флоренция.

1473 Пьета со Св. Иеронимом и Св. Марией Магдалиной. Х м 128 х 165 cm (Нац. галерея Умбрии) (700x547, 192Kb)
Перуджино (1448-1524). Пьета со Св. Иеронимом и Св. Марией Магдалиной. 1473 г. Холст, масло.
128х165 см. Национальная галерея Умбрии, Перуджа.

1470-1473 Поклонение волхвов. (Нац. галерея Умбрии) Х м  241 х 180 cm (497x700, 168Kb)
Перуджино (1448-1524). Поклонение волхвов. 1470-1473 гг. Холст, масло.
241х180 см. Национальная галерея Умбрии, Перуджа.

1473 The Miracles of San Bernardino - The Healing of a Young Girl . Дер, темп. 75х57. Музей Умбрии (486x700, 184Kb)
Перуджино (1448-1524). Чудеса Св. Бернардино - исцеление молодой девушки.
1473 г. Дерево, темпера. 75х57 см. Национальная галерея Умбрии, Перуджа.

1480 Portrait of a young Man. Detail. (Музей Уффици, Флоренция) (490x700, 93Kb)
Перуджино (1448-1524). Портрет молодого человека (Алессандро Брачези?).
1480 г. Панель, масло. 37х26 см. Галерея Уффици, Флоренция.
«О, если б жив был Перуджино -
Сработал бы Лоллбриджиду Джину»
(В.Л.)

1482 Крещение Христа. (Сикстинская капелла. Ватикан. Рим) Север стена 335 х 540 cm (700x444, 175Kb)
Перуджино (1448-1524). Крещение Христа. 1482 г. Фреска. 335х540 см. Сикстинская капелла,
северная стена. Ватикана, Рим.

1481-1483 Христос, вручающий ключи Петру. (Сикстинская капелла. Ватикан. Рим) Фреска 335х550 cm. (700x426, 158Kb)
Перуджино (1448-1524). Христос, вручающий ключи апостолу Петру. 1481-1483 гг. Фреска.
335х550 см. Сикстинская капелла. Ватикан, Рим.

1481-1483 Обрезание сына Моисея Елиазара. (Сикстинская капелла. Ватикан. Рим) Фреска 350х572 cm (700x429, 166Kb)
Перуджино (1448-1524). Обрезание сына Моисея Елиазара. 1481-1483 гг. Фреска. 350х572 см.
Сикстинская капелла. Ватикан, Рим.

1482-1485 Распятие с Девой Марией и святыми. Галитцинский триптих. (Нац. гал, Вашингтон) (700x501, 170Kb)
Перуджино (1448-1524). Распятие со Св. Марией, Иоанном, Иеронимом и Магдалиной. 1482-1485 гг.
Холст, масло. 65х134 см. Национальная галерея, Вашингтон.
Эта картина Перуджино из собрания Государственного Эрмитажа, как и многие другие шедевры из наших музеев, в 1930-е гг. была продана Советским правительством американскому банкиру и дипломату Эндрю Меллону. После его смерти картина вошла в собрание Национальной галереи искусства в Вашингтоне.

1485-1490 Моление о чаше. (Музей Уффици, Флоренция) 166х171 cm (700x686, 179Kb)
Перуджино (1448-1524). Моление о чаше. 1485-1490 гг. Панель, масло. 166х171 см.
Галерея Уффици, Флоренция.

1489 Visione di San Bernardo. (681x700, 190Kb)
Перуджино (1448-1524). Моление о чаше. 1485-1490 гг. Панель, масло. 166х171 см.
Галерея Уффици, Флоренция.

Пьетро Перуджино родился в местечке Читта-делла-Пьеве в 35 км. от Перуджи. После обучения у местного живописца в 1470 г. приехал во Флоренцию и поступил в мастерскую Андреа Верроккьо, где учился вместе с Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи и Доменико Гирландайо. В 1481 г., Перуджино будучи уже известным мастером, в числе лучших художников Италии приглашён папой Сикстом IV в Рим для участия в работах над декорированием Сикстинской капеллы.

1489-1492 Мадонна на троне со Св. Екатериной, Св. Розой Александрийской и двумя ангелами (Лувр) Д=151 см (672x700, 162Kb)
Перуджино (1448-1524). Мадонна на троне со Св. Екатериной, Св. Розой Александрийской и двумя ангелами.
1489-1492 гг. Холст, масло. Д=151 см. Лувр, Париж.

1490 Apollo and Marsyas Дер. м 39 х 29 см. Лувр (508x700, 145Kb)
Перуджино (1448-1524). Аполлон и Марсий. 1490 г. Дерево, масло. 39х29 см.
Лувр, Париж.
1491 Полиптих Албани Торлониа. (700x645, 184Kb)
Перуджино (1448-1524). Алтарный полиптих Албани Торлония, центральная часть: Рождество Христово. В люнете центральной части: Распятие. Левая створка: Иоанн Креститель. 1491 г. Дерево, темпера. 174х88 см. Коллекция Торлония, Рим)

1493 Мадонна и младенец со Св. Иоанном Крестителем и Св. Себастьяном. (Уффици, Флоренция) Пан, м. 178х164 см (644x700, 196Kb)
Перуджино (1448-1524). 1493 Мадонна и младенец со Св. Иоанном Крестителем и Св. Себастьяном.
1493 г. Панель, масло. 178х164 см. Галерея Уффици, Флоренция.
1493-1496 Ultima cena (Cenacolo di Foligno). (2) (700x399, 111Kb)
Перуджино (1448-1524). Тайная вечеря (Ultima cena). 1493-1496 гг. Фреска. Трапезная бывшего
францисканского монастыря Фулиньо, Флоренция.

1494-1496 Распятие Пацци. Триптих 1 (700x525, 179Kb)
Перуджино (1448-1524). Распятие Пацци. Триптих. 1494-1496 гг. Церковь Санта Мария
Маддалена деи Пацци, Флоренция.

1494-1495 Пьета. (Музей Уффици. Флоренция) Дер, м. 168 × 176 cm (700x691, 113Kb)
Перуджино (1448-1524). Пьета. 1494-1495 гг. Дерево, масло. 168х176 см.
Галерея Уффици, Флоренция.

1495 Богородица и младенец между Св. Иоанном Крестителем и Св. Екатериной (Лувр) Пан, м 81 х 63 см (523x700, 136Kb)
Перуджино (1448-1524). Богородица и младенец между Св. Иоанном Крестителем и Св. Екатериной.
1495 г. Панель, масло. 81х63 см. Лувр, Париж.

1495-1500 Compianto sul Cristo morto. 220х195. Гал Палатина, (607x700, 151Kb)
Перуджино (1448-1524). Оплакивание (Compianto sul Cristo morto). 1495-1500 гг.
Панель, масло. 220х195. Галерея Питти, Флоренция.

1495-1498 Вознесение Христа. Polittico di San Pietro. Дер дубл на холст, м. 325 х 265 cm Музей Лиона (561x700, 232Kb)
Перуджино (1448-1524). Вознесение Христа. Полиптих Св. Петра. 1495-1498 гг.
Дерево, дубл. на холст, масло. 325х265 см. Лионский музей изобразительных искусств, Франция.

1496-1500 Поклонение волхвов. Дер, м. 31х59 см. Musée des Beaux-Arts,  Rouen (700x372, 122Kb)
Перуджино (1448-1524). Поклонение волхвов. 1495-1500 гг. Дерево, масло. 31х59 см.
Музей изящных искусств. Руан, Франция.

1496-1500 Полиптих Св. Петра (Воскресение). Musée des Beaux-Arts de Rouen, France (700x373, 141Kb)
Перуджино (1448-1524). Воскресение. Полиптих Св. Петра. Фрагмент. 1496-1500 гг.
Музей изящных искусств. Руан, Франция.

1499 Мадонна со святыми. Триптих. 2 (700x455, 135Kb)
Перуджино (1448-1524). Мадонна со святыми. Триптих. 1499 г. Национальная галерея, Лондон.

Перуджино работал во многих городах Италии, но более всего в Перудже, где он был главой большой мастерской. В 1480-1490-х годах он уже был одним из самых прославленных художников Италии. Самый же знаменитый из его учеников - Рафаэль.
Лучшими произведениями Перуджино считаются созданные до 1500 г. Выделяется фреска «Вручение ключей апостолу Петру», которая отличается стройностью композиции. Одна из самых известных картин - «Оплакивание Христа».
После смерти в 1520 г. Рафаэля учитель завершил не законченные его великим учеником фрески в церкви Перуджи.

1497-1500 Автопортрет.  40х30.5. Fresken der Sala d'Udienza im Collegio del Cambio in Perugia, (518x700, 143Kb)
Перуджино (1448-1524). Автопортрет. 1497-1500 гг. Фреска. 40х30,5 см.
Кафедральный собор, Читта-делла-Пьеве, Умбрия.

1500 Santa Maria Maddalena. Пан, м. 47 х 34 cm. Гал. Питти, Флоренс (483x700, 58Kb)
Перуджино (1448-1524). Святая Мария Магдалина. 1500 г. Панель, масло.
47х34 см. Галерея Питти, Флоренция.

1500 Мадонна с младенцем(detail) (529x700, 157Kb)
Перуджино (1448-1524). Мадонна с младенцем и Св. Иоанном. Фрагмент. 1495-1500 г.
Дерево, темпера. Детройтский институт искусств, штат Мичиган.

1496-1500 Отвага, Умеренность и шесть античных героев. Фреска. Collegio del Cambio, Перуджа. (700x470, 173Kb)
Перуджино (1448-1524). Отвага, Умеренность и шесть античных героев. 1496-1500 гг.
Фреска в зале заседаний биржи в Камбио (Collegio del Cambio), Перуджа.

1496-1500 Надежда. Всемогущий с Пророками и Сивиллами. Collegio del Cambio, Перуджа. (700x623, 229Kb)
Перуджино (1448-1524). Надежда. Всемогущий с Пророками и Сивиллами. 1496-1500 гг.
Фреска. 370×229 см. Зал заседаний биржи в Камбио (Collegio del Cambio), Перуджа.
1496-1500  Преображение (Collegio del Cambio (Trasfigurazione) (568x700, 182Kb)
Перуджино (1448-1524). Преображение. 1496-1500 гг. Зал заседаний биржи
в Камбио (Collegio del Cambio), Перуджа.

1496-1500 Потолок с четырьмя медаьлонами (633x700, 134Kb)
Перуджино (1448-1524). Роспись потолка приемного зала биржи в Камбио с четырьмя медальонами
(Collegio del Cambio), Перуджа. 1496-1500 гг. Фрески.

1500-1504 Обручение Марии и Иосифа, земных родителей Христа. Пан м 234х185. Musée des Beaux-Arts de Caen (544x700, 156Kb)
Перуджино (1448-1524). Обручение Марии и Иосифа, земных родителей Христа.
1500-1504 гг. Панель, масло. 234х185 см. Музей изобразительного искусства Кана, Франция.

1504 Поклонение волхвов. Фреска 650х700 cm. Città della Pieve, регион Умбрия (700x604, 220Kb)
Перуджино (1448-1524). Поклонение волхвов. 1504 г. Фреска. 650х700 см.
Кафедральный собор Читта-делла-Пьеве, Умбрия.

1503 Борьба любви и целомудрия  (Лувр). Холст, темп. 160х191 cm. (700x548, 176Kb)
Перуджино (1448-1524). Борьба любви и целомудрия. 1503 г. Холст, темпера. 160х191 см.
Лувр, Париж.
1503 Борьба любви и целомудрия  (Лувр). Холст, темп. 160х191. Деталь (600x700, 179Kb)
Перуджино (1448-1524). Борьба любви и целомудрия. Фрагмент. 1503 г.
Холст, темпера. 160х191 см. Лувр, Париж.

1504-1507 Deposizione dalla Croce. Cовм. с Филиппино Липпи 1467-1504. (Гал. Академии. Флоренция.) Масло 334х225 cm. (474x700, 133Kb)
Перуджино (1448-1524), Филиппино Липпи (1467-1504). Снятие с креста.
1504-1507 гг. Холст, масло. 334х225 см. Галерея Академии, Флоренция.

1512-1523  Pala di Sant’Agostino (Battesimo di Cristo). (396x700, 122Kb)
Перуджино (1448-1524). Крещение Христа. Алтарь Св. Августина, центральная часть.
1512-1523 гг. Панель, масло. 261х146 см. Национальная галерея Умбрии, Перуджа.

1512-1523 Pala di Sant’Agostino (Pietà). (Cassa di Risparmio di Firenze art collection) (700x611, 188Kb)
Перуджино (1448-1524). Пьета. Алтарь Св. Авгостина. 1512-1523 гг. Коллекция произведений
искусства фонда банка Касса ди Risparmio, Перуджа.

Пьетро Перуджино умер от чумы в Перудже в 1524 году в возрасте 76 лет,
пережив своего молодого ученика Рафаэля, умершего четырьмя годами раньше.

ФОТО А.К. Дживилегов  1969, 220 с. с ил. (511x700, 515Kb)
А.К. Дживелегов Леонардо да Винчи. Москва, Издательство «Искусство», 1969 г. - 220 стр., илл. Серия «Жизнь в искусстве»). Тираж 50.000 экз. На суперобложке фрагмент фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». 1495-1498 гг. Монастырь Санта Мария делле Грацие, Милан.

Голова Христа. Эскиз к «Тайной вечере» (525x700, 164Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Голова Христа. Эскиз к фреске «Тайная вечеря».
1495-1498 гг. Рисунок.

Книга, написанная крупным ученым, знатоком истории и культуры итальянского Возрождения Алексеем Карповичем Дживелеговым (1875-1952), ярко воссоздает образ великого художника, архитектора, ученого, изобретателя, инженера. Жизнь и творчество Леонардо да Винчи протекает на фоне сложных исторических и политических событий, которые совершались в итальянских городах-государствах в конце XV - начале XVI века. Автор знакомит читателя с талантливыми современниками Леонардо да Винчи - учеными, философами, архитекторами, художниками

1472 Андреа Верроккио. Крещение Христа. 177x151см масло,темпера,панель. Уффици 2 (587x700, 192Kb)
Андреа Верроккио (1435-1488), Леонардо да Винчи (1452-1519). Крещение Христа.
1472 г. Панель, масло, темпера. 177x151см. Галерея Уффици, Флоренция.
На этой картине, написанной совместно с Андреа Верроккио, кисти Леонардо
принадлежат фигуры двух ангелов и пейзаж на втором плане.

1472-1475 Благовещение. 98x217см темпера, панель. Галерея Уффици (700x315, 92Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Благовещение. 1472-1475 гг. Панель, темпера. 98x217см.
Галерея Уффици, Флоренция.
1480 Благовещение . 16 х 60 см, масло, панель (Лувр) (700x159, 59Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Благовещение. 1506 г. Панель, темпера. 16x60см. Лувр, Париж.

1473-1478 Мадонна с гвоздикой. 62х47 см темп. и масло на панели тополя. Стар Пинако, Мюнхен (530x700, 171Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Мадонна с гвоздикой. 1473-1478 гг. 62х47 см.
Тополь, масло, темпера. Старая Пинакотека, Мюнхен.

1478-1480 Мадонна с цветком. Мадонна Бенуа. Холст, масло, панель. 49х33 см. Эрмитаж (446x700, 117Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Мадонна с цветком. Мадонна Бенуа. 1478-1480 гг.
Холст, масло, панель. 49х33 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

ФОТО Фильм 1978 (533x700, 222Kb)
Бруно Нардини. Жизнь Леонардо. Иллюстрации в основном из фильма Ренато Кастеллани. Перевод с итальянского Л. Вершинина. Москва, Издательство «Планета», 1978 г. – 304 стр., море цветных и черно-белых иллюстраций. Формат 28,8х22 см. Тираж 22.000 экз. Цена 10 руб. 70 коп. На суперобложке «Автопортрет» Леонардо да Винчи, 1510-1515 гг. Бумага, сангина. Королевская библиотека, Турин.

В 1974 г. в СССР по центральному телевидению с большим успехом был показан итальянский фильм, мини сериал в 5 сериях «Жизнь Леонардо» режиссера Ренато Касстеллани. В фильме от лица современного рассказчика повествуется о биографии Леонардо да Винчи от рождения до смерти, описываются как реальные факты, так и легенды. Особое внимание уделяется открытиям и изобретениям Леонардо. В главной роли Леонардо да Винчи снялся французский актёр Филипп Леруа. В фильме представлен целый ряд знаменитых исторических личностей XV-XVI веков: Андреа Верроккио, Микеланджело, Сандро Боттичелли, Рафаэль, Чезаре Борджиа, Лодовико Сфорца, Беатриче д’Эсте и др.
А через 4 года, в 1978 г. в издательстве «Планета», в Москве был издан этот замечательный альбом «Жизнь Леонардо» с текстом искусствоведа Бруно Нардини, включающий не только кадры из фильма, но и многие репродукции картин и рисунков Леонардо да Винчи.

1476 Портрет Джиневры де Бенчи. Доска, масло. 38х37. Нац гал Вашингтон 3 (670x700, 821Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Портрет Джиневры де Бенчи. 1476 г.
Доска, масло. 38х37 см. Национальная галерея, Вашингтон.

1480 Святой Иероним в пустыне 103x73см темпера,масло,панель Музей Ватикана, Рим (495x700, 96Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Святой Иероним в пустыне. Неоконченный портрет.
1480 г. Панель, темпера, масло. 103x73 см. Музей Ватикана, Рим.

1480-1482 Поклонение волхвов. 246x243см масло, панель. Уффици (700x675, 254Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Поклонение волхвов. Неоконченная картина. 1480-1482 гг.
Панель, масло. 243x246 см. Галерея Уффици, Флоренция.

1483  Мадонна в скалах. 199x122 см масло на тополе. ЛУВР (428x700, 158Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Мадонна в скалах (Мадонна в гроте). 1483 г.
Тополь, масло. 199x122 см. Лувр, Париж.

1506 Мадонна в скалах. 189 х120 см. масло на тополе. Нац гал, Лондон (446x700, 93Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Мадонна в скалах (Мадонна в гроте). 1506 г.
Тополь, масло. 189x120 см. Национальная галерея, Лондон.

ФОТО Кодекс 1984 (659x700, 120Kb)
Кодекс Леонардо да Винчи из частного собрания доктора Арманда Хаммера. Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 6 марта – 14 апреля 1984 г. Текст каталога: Галерея изобразительных искусств Коркорана и Фонд Арманда Хаммера, на основе исследований проф. Карло Педретти. Москва, Фонд Арманда Хаммера, 1984 г. – Буклет, 24 стр.

1492 Витрувианский человек. drawingpen, ink and wash on paper (514x700, 200Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Витрувианский человек. 1492 г. Бумага, тушь, перо.
Галерея Академии, Венеция.

1485 Портрет иузыканта. Biblioteca Ambrosiana, Milan, Italy. Пан, м. 43х31 см. (488x700, 124Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Портрет музыканта. 1485 г. Панель, масло. 43х31 см.
Амброзианская библиотека и пинакотека, Милан.

1490 Мадонна Литта. Мадонна с ребенком. Холст,  темп. 42х33 см. Эрмитаж (544x700, 136Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Мадонна Литта. Мадонна с ребенком. 1490 г.
Холст, темпера. 42х33 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

1490 Портрет неизвестной женщины. Прекрасная Ферроньера.  Лувр. 45x63см масло, панель (484x700, 98Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Портрет неизвестной женщины. Прекрасная Форнарина. 1490 г.
Панель, масло. 45x63 см. Лувр, Париж.
Как предполагает советский искусствовед В.Н. Гращенков (1925-2005), парапет на переднем плане, возможно, скрывал руки, которые могли входить в первоначальный замысел портрета.

1496  Дама с горностаем (портрет Чечилии Галлерани).53x39см масло, панель Национальный музей, Краков (517x700, 100Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Дама с горностаем (Портрет Чечилии Галлерани). 1496 г.
Панель, масло. 53x39 см. Национальный музей, Краков, Польша.

История не сохранила многие факты из жизни и творчества Леонардо да Винчи, поэтому трудно создать о нем точный хронологический рассказ, хотя некоторые, как например Анонимо Гаддиано, а затем Джорджо Вазари, и пытались это сделать. Но в изложении первого из них множество пробелов, а Вазари нередко заполнял пробелы предположениями, предваряя их такими словами как: «говорят», «будто» и т.д. По всей видимости, Леонардо многое сам не хотел придавать известности. Большинство из его записей утеряны, часть попала в руки случайных людей, кроме того, три века забвения ослабили силу и значение его открытий и предвидений. Мы живем в такое время, когда уже созданы многие из машин и механизмов, изобретенных Леонардо. Идя своими, долгими путями их изобрели вновь другие. Лишь в прошлом веке произошло новое «открытие» Леонардо, повсюду появились исследования о его жизни и трудах. Среди них особого упоминания заслуживают труды о Леонардо да Винчи француза Равессон-Мольена, англичанина Рихтера, русского А.К. Дживелегова и др.

1490-е Портрет Беатриче д’Эсте. Пан, м. 43 x 33cm. Мир Леонардо, с.120-121. (Атрибуция) Милан, Пинакотека Амброзиан (438x700, 100Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Портрет Беатриче д’Эсте. 1490-е гг. Панель, масло. 43x33 см. Пинакотека Амброзиан, Милан. Картина начата Леонардо в 1490-м году и впоследствии закончена его учеником Джованни Амброджо де Предис (1455-1508). (Роберт Уоллэйс. Мир Леонардо. М., Терра, 1997. Стр. 120-121).

1500 Спаситель мира. Сальватор Мунди. Пан, м. 65,6х45,4 см. Аук Кристис11.2017. $400 млн (450 млн с учётом комиссии)  3 (538x700, 167Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Спаситель Мира (Сальватор Мунди). Около 1499 г. Холст, масло. 66х47 см. Картина продана на аукционе Christie’s в ноябре 2017 г. за $450.312.500 долларов (с учетом комиссии и считается самым дорогим произведением искусства). Как выяснила газета The New York Times, картину купил наследный принц Саудовской Аравии и передал на временное хранение в Музей Лувр Абу-Даби, в Объединенных Арабских Эмиратах. В марте 2019 г. газета The New York Times сообщила о пропаже картины из филиала парижского музея Лувр в столице Объединенных Арабских Эмиратов Абу-Даби. До того, в сентябре 2018 г., филиал Лувра в столице ОАЭ отменил презентацию картины «без объяснения причин».

1500 Спаситель Мира (Сальватор Мунди). Х, м. 65,6×45,4 см. (Лувр Абу-Даби). $450.312.500 дол. (477x700, 472Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Спаситель Мира (Сальватор Мунди). Около 1499 г.
Холст, масло. 66х47 см. Музей Лувр Абу-Даби, ОАЭ (?)

1501-1507 Мадонна с веретеном. Музей Эдинбурга, Шотл, ЧС, 36x50см холст, масло (546x700, 122Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Мадонна с веретеном. 1501-1507 гг. Холст, масло.
50х36 см. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.

1510 Богоматерь с младенцем и Святой Анной. Пан, масло 168х112 см. Лувр (470x700, 108Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Богоматерь с младенцем и Святой Анной. 1510 г.
Панель, масло. 168х112 см. Лувр, Париж.

ФОТО Сказки 1983 (700x422, 115Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Сказки, легенды, притчи. Пересказал с итальянского А. Махов. Рисунки С. Острова. Ленинград, Издательство «Детская литература», 1983 г. – 144 стр., илл. Тираж 100.000 экз. Цена 50 коп.
Впервые переведенные на русский язык, собранные итальянским искусствоведом и филологом Бруно Нардини притчи, легенды, сказки, разбросанные по знаменитым «Кодексам» Леонардо да Винчи. Главный герой книги – природа.

1510 Леда. 77x130см масло, панель. Уффици.  Копия Франческо Мельци (427x700, 104Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Леда и лебедь. 1510 г. Панель, масло. 130х77 см.
Галерея Уффици, Флоренция. Копия Франческо Мельци (1491-1570).
Оригинальное полотно «Леды» Леонардо да Винчи не сохранилось,
существует несколько копий, выполненных другими художниками.

1510 Леда. 73x69см масло, панель. Wilton House, England. Копия Чезаре де Сесто 1515-1520 (419x550, 110Kb) 1510 Леда. 86x112см масло, панель. Копия С Содома, 1510-1515. Гал Боргезе, Рим (406x550, 116Kb)

Леонардо да Винчи (1452-1519). Леда и лебедь. 1510 г. 1. Копия выполнена Чезаре де Сесто (1477-1523). 1515-1520 гг. Панель, масло. 73x69 см. Уилтон-хаус музей, Англия. 2. Копия выполнена Содомой (1477-1549). 1510-1515 гг. Панель, масло. 112х86 см. Галерея Боргезе, Рим.

1530 Леда (Копия с утраченной картины) (494x700, 130Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Леда. Копия с утраченной картины, 1530 г.

1511 Иоанн Креститель. 'Вакх' Х, м. 177х115 см. Лувр (453x700, 104Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Иоанн Креститель. «Вакх». 1511 г.
Холст, масло. 177х115 см. Лувр, Париж.

1515 Святой Иоанн Креститель. 69x57см масло на ореховом дер. Лувр (540x700, 84Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Святой Иоанн Креститель. 1515 гг.
Ореховое дерево, масло. 69x57 см. Лувр, Париж.

ФОТО Мир Леонардо 1997 оригинал (518x700, 102Kb)
Роберт Уоллэйс. Мир Леонардо. 1452-1519. Монография. Перевод с английского М. Карасевой. Москва, Издательство «ТЕРРА»-«TERRA», 1997 г. – 194 стр., более 150 цветных и черно-белых иллюстраций. Тираж 45.000 экз. Цена 45 руб. На обложке фрагмент картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза». 1503-1504 гг. Лувр, Париж.

Леонардо да Винчи - одна из самых интригующих личностей в истории западного искусства. Обученный во Флоренции художником и скульптором в мастерской Андреа дель Верроккио, Леонардо также известен за свой научный вклад. Любопытство и ненасытный голод Леонардо никогда не оставлял его. Он постоянно наблюдал, экспериментировал и изобретал, а рисунок был для него инструментом записи его исследования природы. Хотя завершенных работ Леонардо мало, он оставил большое количество рисунков почти 2500), которые показывают его идеи, большинство из которых все еще собраны в альбомы. Он жил главным образом во Флоренции (1472-1482, 1500-1508) и Милане (около 1482-1499, 1508-1513), но провел последние годы своей жизни в Риме (1513-1516) и Франции (1516 год) / 1517-1519), где он и умер. Его гений как художник и изобретатель продолжает вдохновлять художников и ученых на протяжении столетий после его смерти.

1470-1480-е The Madonna and Child with the Infant St. John the Baptist, Leonardo da Vinci (414x595, 114Kb) Madonna and Child with the Infant St. John the Baptist, Ashmoleam Museum. (400x595, 126Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). 1. Мадонна с младенцем и ребенком Иоанном Крестителем. 1470-1480-е гг. 2. Мадонна с младенцем и ребенком Иоанном Крестителем. Эшмолеанский музей искусства и археологии, Оксфорд, Англия.

ВСАДНИК. БУДАПЕШТ, МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ. (684x700, 153Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Всадник. Проект конной статуи герцога Франческо Сфорца.
Музей изобразительных искусств, Будапешт.

Летательный аппарат Леонардо (макет) (700x497, 89Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Современная модель летательного аппарата Леонардо да Винчи.

Автомобиль (макет) (700x593, 142Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Современная модель самодвижущейся повозки (автомобиля) Леонардо да Винчи.

Самоходная галера (макет) (700x476, 83Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Современная модель самоходной галеры Леонардо да Винчи.

Study of Draperies for Kneeling Figures (650x601, 109Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюд драпировки коленопреклоненных фигур. 1470-1484 гг.
Британский музей, Лондон.
Study of Draperies for Kneeling Figures 2 (624x700, 220Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюд драпировки коленопреклоненных фигур. 1470-1484 гг.
LUCAN-selfportrait-davinci-restoration 2 (382x550, 61Kb)LUCAN-selfportrait-davinci-restoration. растушевка (450x550, 143Kb)

Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи. 1505 г. Музей древних народов Лукании (Museum of the Ancient People of Lucania), Италия.

Леонардо да Винчи скончался 2 мая 1519 года на 68-м году жизни в замке Кло-Люсе близ Амбуаза в Турени на руках у короля Франции Франциска I. Леонардо был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».

ФОТО Сувенир из Милана Тайная Вечеря (700x632, 130Kb)
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Сувенир из Милана.

ФОТО Карпаччо (551x700, 117Kb)
И.А. Смирнова. Витторе Карпаччо (1465-1526). Альбом-монография. Москва, Издательство «Изобразительное искусство», 1982 г. – 160 стр., 18 тоновых иллюстраций в тексте + 85 цветных и черно-белых иллюстраций в альбоме. (Серия «Мастера мирового искусства»). Тираж 20.000 экз. Цена 3 руб. 60 коп. На обложке фрагмент картины В. Карпаччо «История Св. Урсулы. Прощание с родителями и отъезд нареченных». 1490-1495 гг. Галерея Академии, Венеция.
Альбом посвящен творчеству венецианского художника XV века Витторе Карпаччо, широко отразившего в своих произведениях жизнь и быт Венеции того времени. В альбоме воспроизводятся наиболее известные живописные произведения и их детали, а также рисунки художника. Вступительный текст знакомит с творческим путем и особенностями искусства художника.

1490-1495 История Св. Урсулы. Прощание с родителями и отъезд нареченных (700x319, 126Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). История Св. Урсулы. Прощание с родителями и отъезд нареченных.
1490-1495 гг. Холст, масло. 280х611 см. Галерея Академии, Венеция.

С именем Витторе Карпаччо связана одна из самых пленительных страниц итальянского Возрождения. Этот венецианский живописец принадлежал к поколению, работавшему в сложный период, на стыке двух исторических эпох - уже уходившего в прошлое раннего Возрождения и Высокого Возрождения, вступившего в период расцвета при жизни Карпаччо. Он был современником крупнейших мастеров этой эпохи, ему довелось даже пережить некоторых из них - Леонардо да Винчи, Рафаэля, Джорджоне.

1487 Св. Мартин и нищий (448x700, 139Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). Св. Мартин и нищий. 1487 г. Дерево, масло. 112х72 см.
Собор Св. Анастасии, Задар, Хорватия.

1490-1495 Hunting on the Lagoon (584x700, 159Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). Охота на водяных курочек. Верхняя часть диптиха
«Две дамы-венецианки на балконе». 1490-е гг. Холст, масло. 83х75 см. Музей Лос Анджелеса, США.
1490-е Две дамы венецианки на балконе. (Музей Коррер, Венеция) (473x700, 140Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). Две дамы-венецианки на балконе. Нижняя часть диптиха.
1490-е гг. Дерево, масло. 94х64 см. Музей Коррер, Венеция.

1490-е Две дамы венецианки на балконе. (Музей Коррер, Венеция)+Ловля рыбы (260x700, 85Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). Две дамы-венецианки на балконе.
Диптих. 1490-е гг.

1490 Young woman, private collection (504x700, 115Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). Портрет молодой женщины.
1490 г. Панель, масло. 57х44 см. Частное собрание.

1495-1498 Woman, Galleria Borghese (599x700, 149Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). Женский портрет. 1495-1498 гг. Галерея Боргезе, Рим.

1490-е Королева амазонок Ипполита, прибыла со своими послами к Тесею. 145×102 см (700x487, 164Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). Королева амазонок Ипполита, прибыла со своими послами к Тесею.
1490-е гг. Дерево, масло. 145х102 см. Музей Жакмар-Андре, Париж.

Первый и, пожалуй, наиболее удачный цикл картин был написан Карпаччо для капеллы «Скуола ди Санта Орсола» (1490-1495 гг., Венеция, Галерея Академии). Девять его картин посвящены жизни святой Урсулы. Согласно легенде, Урсула была дочерью британского короля Маура, славилась красотой и умом. Английский король просил её руки для своего сына, однако отец Урсулы, христианин, не хотел отдавать свою дочь за язычника. Но сама Урсула убедила отца принять предложение, предвидя обращение своего жениха в христианство. Так и случилось. Урсула, в сопровождении жениха и подруг, посетила папу римского. На обратном пути они заехали в Кёльн, который в это время подвергся нападению гуннов. Здесь святая и её подруги претерпели мученическую смерть за веру.

1496 Прибытие английских послов (700x335, 130Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). История Св. Урсулы. Приезд английских послов к королю Бретани.
Холст, масло. 1495 г. 275х589 см. Галерея Академии, Венеция.

1495 The Ambassadors Depart (622x700, 178Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). История Св. Урсулы. Отъезд английских послов из Бретани.
Холст, масло. 1496 г. 280х253 см. Галерея Академии, Венеция.

1495-1500 The Ambassadors Return to the English Court (700x392, 167Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). История Св. Урсулы. Возвращение послов в Англию. 1495-1500 гг.
Холст, масло. 297х527 см. Галерея Академии, Венеция.

1490-1493 История Св. Урсулы. Встреча Св. Урсулы с Папой Кириаком. (700x645, 258Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). История Св. Урсулы. Встреча Св. Урсулы с Папой Кириаком.
1490-1493 гг. Холст, масло. 281х307 см. Галерея Академии, Венеция.

1495 Сон св. Урсулы. (Галерея Академии. Венеция) 2 (679x700, 211Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). История Св. Урсулы. Сон Св. Урсулы. 1495 г. Холст, масло.
274х267 см. Галерея Академии, Венеция.

1490 История Св. Урсулы. Прибытие паломников в Кёльн.  (Венеция, Академия) (623x700, 252Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). История Св. Урсулы. Прибытие паломников в Кёльн. 1490 г.
Холст, масло. 280х255 см. Галерея Академии, Венеция.

1493 Martyrdom of the Pilgrims and the Funeral of St Ursula (700x357, 150Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). История Св. Урсулы. Мученичество и смерть Св. Урсулы. 1493 г.
Холст, масло. 271х561 см. Галерея Академии, Венеции.

1491 Апофеоз Святой Урсулы. Галерея Академии, Венеция (489x700, 183Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). История Св. Урсулы. Апофеоз Св. Урсулы. 1491 г. Холст, масло. 481х336 см. Галерея Академии, Венеции.

1494 Чудо с реликвией. Исцеление одержимого (700x648, 232Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). Чудо с реликвией (Исцеление одержимого). 1494 г. Холст, масло.
365х389 см. Галерея Академии, Венеции.

1496 христос и ангелы (679x700, 97Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). Христос и ангелы с орудиями страстей. 1496 г. Холст, масло.
162х163 см. Городской музей, Удине, Италия.

1504 Annunciation (700x649, 249Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). Благовещение. 1504 г. Дерево, масло, темпера. 130х140 см.
Галерея Франкетти во дворце Ка-д’Оро, Венеция.

1505 Holy Family with Two Donors (700x456, 170Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). Святое семейство и два донатора, поклоняющиеся младенцу Христу.
1505 г. Холст, масло. 90х136 cm. Национальный музей старинного искусства, Лиссабон, Португалия.

1500-1505 Virgin reading (451x700, 148Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). Читающая женщина. 1500-1505 гг.
Дерево, масло. 78х51 см. Национальная галерея, Вашингтон.

1510 Портрет рыцаря. (Thyssen-Bornemisza Museum) (488x700, 195Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). Портрет рыцаря. 1505 г. Холст, масло.
218,5x151,5 см. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.

1502-1507 St. George and the Dragon (700x278, 111Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). Битва Св. Георгия с драконом. 1502-1507 г. Холст, масло. 141х360 см.
Скуола ди Сан Джорджо, Венеция.

1502-1507 The Triumph of St George (700x260, 106Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). Триумф Св. Георгия. 1502-1507 г. Холст, масло. 141х360 см.
Скуола ди Сан Джорджо, Венеция.

1507 The Baptism of the Selenites (700x324, 114Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). Св. Георгий крестит новообращенных. Ок. 1507 г. Холст, масло.
141х285 см. Скуола ди Сан Джорджо, Венеция.

1507 The Daughter of of Emperor Gordian is Exorcised by St. Triphun (700x322, 116Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). Св. Трифон и василиск. 1502-1507 г. Холст, масло. 141х300 см.
Скуола ди Сан Джорджо, Венеция.

1510 Candlemas, (Accademia Galleries, Venice) (398x700, 141Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). Принесение во храм. 1510 г. Дерево, масло.
421х236 см. Галерея Академии, Венеция.

1510 Christ, (New Orleans) (554x700, 135Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). Христос благославляющий (Salvator Mundi). 1510 г.
Дерево, масло. 58х46,5 см. Музей искусств Нового Орлеана, штат Луизиана, США.

1510 Размышления о Страстях Христовых (700x555, 188Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). Размышления о Страстях Христовых. Ок. 1510 г. Холст, масло.
70,5х86,7 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

1505 Preparation of Christ's Tomb (700x553, 199Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). Мертвый Христос. Ок. 1510 г. Холст, масло. 145х185 см.
Государственный музейный центр Берлин-Далем.

1511 Saint Stephen is Consecrated Deacon 01 (700x435, 169Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). История Св. Стефана. Посвящение Св. Стефана в дьяконы. 1511 г.
Холст, масло. 148х231 см. Государственный музейный центр Берлин-Далем.

1513 The Supper at Emmaus (700x533, 143Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526), атрибуция. Ужин в Эммаусе. 1513 г. Дерево, масло. 260х375 см.
Церковь Сан-Сальвадор, Венеция. Ранее предполагалось, что это копия с картины Джованни
Беллини и написана была около 1490 г.

1514 Disputation of St Stephen (700x600, 205Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). История Св. Стефана. Диспут Св. Стефана в синедрионе.
1514 г. Холст, масло. 147х172 см. Пинакотека Брера, Милан.

1514 Glory of St Vitalis (334x700, 113Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). Триумф Св. Виталия. 1514 г.
Холст, масло. 445х214 см. Бывшая церковь Сан Видаль, Венеция.

1516 Мученичество десяти тысяч. (Галерея Академии. Венеция) (453x700, 184Kb)
Витторе Карпаччо (1465-1526). Десять тысяч мучеников на горе Арарат. 1515 г.
Холст, масло. 307х205 см. Галерея Академии, Венеция.

К середине 1510-х гг. мастерская Карпаччо разрослась и стала производить довольно большое количество произведений. Но чувствуется явный упадок творческих сил. Карпаччо продолжает работать в старой манере, которая к тому времени начинает уже восприниматься как анахронизм. Ведь уже совершенно в ином стиле пишут свои картины венецианцы Джорджоне и Тициан. Всё это, видимо, осознавал и сам мастер. Картины, написанные после 1519 г., не сохранились.
Несмотря на то, что Карпаччо работал и в начале XVI столетия, в историю искусства он вошёл как яркий представитель зрелого «кватроченто», великолепный живописец, певец Венеции.
В честь живописца названо кулинарное блюдо, изобретённое в 1950 г. в Венеции.

(Продолжение следует)




Рубрики:  Моя библиотека
Русские и зарубежные писатели и поэты
Художники итальянского Возрождения
Живопись, скульптура
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку