-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Слава44

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) про_искусство Live_Memory Только_для_мужчин
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 2756


МОЯ БИБЛИОТЕКА. ХУДОЖНИК РУССКОГО АВАНГАРДА ЭЛЬ ЛИСИЦКИЙ (1890-1941)

Вторник, 02 Апреля 2019 г. 00:07 + в цитатник
1919-1921 Памятник Розе Люксембург. (Музей Костаки, Салоники, Греция) (700x700, 143Kb)
Эль Лисицкий (1890-1941). Памятник Розе Люксембург. 1921 гг. Бумага, акварель, гуашь, тушь, карандаш. 10х10,1 см. Государственный музей современного искусства – Коллекция Георгия Костаки, Салоники.

Продолжаю рассказ о книгах и альбомах по искусству из моей библиотеки. На этот раз речь пойдет о художниках русского авангарда. К ним условно можно отнести русских художников, родившихся в 1861-1898 годах в Российской империи и принимавших активное участие в объединениях «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи», «Венок-Стефанос», «Мастера аналитического искусства», УНОВИС, выставках салона «Золотое Руно», Салона Издебского и многих других группировок начала ХХ века. Все художники будут расположены строго по их годам рождения (по старшинству) независимо от роли и значения в мировом искусстве. Сегодня мой рассказ О КНИГАХ про художника Эль Лисицкого.
Для справки: указаны цены на некоторые книги на момент издания или покупки.



ФОТО El-Lissitzkys-Portrait-image-via-metalocuses (700x350, 114Kb)
Эль Лисицкий за работой над макетом оформления спектакля «Хочу ребенка» по пьесе Сергея Третьякова в Государственном театре Вс. Мейерхольда. Фото 1929 г. Государственная Третьяковская галерея.

ФОТО Эль Лисицкий 1976 (503x700, 68Kb)
El Lissitzky (1890-1941). Maler, Architekt, Typograf, Fotograf. Erinnerungen, Briefe, Schriften, übergeben von Sophie Lissitzky-Küppers. Zweite, verbesserte Auflage. VEB Verlag der Kunst, Dresden, 1976. - 407 pages, 247 reproductions. Format 27x21 cm. Printed in DDR. 58 Mark.
Эль Лисицкий (1890-1941). Живописец, архитектор, типограф, фотограф. Воспоминания, письма, сочинения (на немецком языке). Перевод Софи Лисицкая-Кюпперс. 2-е, дополненное издание. Издательство «Искусство», Дрезден, 1976. - 407 страниц, 247 репродукций. Формат 27х21 см. Отпечатано в ГДР. Цена 58 немецких марок или 9 руб. 16 коп. На суперобложке композиция Эль Лисицкого «Новый человек». Лист из альбома «Фигуры» для оперы А. Кручёных «Победа над солнцем». 1923 г. Литография.

1910 Троицкая (Черная) церковь в Витебске. (604x513, 73Kb)
Эль Лисицкий (1890-1941). Троицкая «Черная церковь» в Витебске. 1910 г. Бумага, акварель, карандаш.
30,1х37,7 см. Частное собрание.

1910 Крепостная башня в Смоленске. (604x483, 70Kb)
Эль Лисицкий (1890-1941). Крепостная башня в Смоленске. 1910 г. Бумага, акварель. 24,2х32 см.
Частное собрание.

Лазарь Маркович Лисицкий родился 22 ноября 1890 г. в небольшом селе Починок Смоленской области, в еврейской семье. Его отец был предпринимателем-ремесленником, мать — домохозяйкой. Семья перебралась в Смоленск, где Лазарь окончил Александровское реальное училище. Позже они переехали в Витебск, где мальчик заинтересовался живописью и стал брать уроки рисования у местного художника Юделя Пэна. Он, кстати, был учителем и Марка Шагала. В 1909 г. Лисицкий попытался поступить в Академию художеств в Санкт-Петербурге, однако в то время евреев в высшие учебные заведения допускали очень редко. Поэтому Лазарь поступил в Высшую политехническую школу в немецком Дармштадте, которую с успехом окончил, получив диплом инженера-архитектора. Во время обучения он не только много путешествовал, но и успевал подрабатывать каменщиком. В 1914 г. Лисицкий защитил диплом, и, когда началась Первая мировая война, был вынужден окольными путями через Швейцарию, Италию и Балканы вернуться в Россию. В 1915 г. он поступил в Рижский политехнический институт, который на время войны эвакуировали в Москву, и в 1918 г. получил звание инженера-архитектора.

1916 Солнце на излете» 3 (530x700, 211Kb)
Эль Лисицкий (1890-1941). Эскиз обложки для книги «Солнце на излете», второго поэтического сборника
Константина Большакова. 1916 г. Бумага, чернила. 12,8x17,2 см. Государственный музей современного искусства –
Коллекция Георгия Костаки, Салоники.

1917 Большая синагога в Витебске. (700x503, 83Kb)
Эль Лисицкий (1890-1941). Большая синагога в Витебске. 1917 г. Музей Израиля, Иерусалим.
Собрание Бориса и Лизы Аронсон.

В 1916 году Лисицкий вплотную начал заниматься живописью. Он участвовал в работе Еврейского общества поощрения художеств, в выставках в 1917, 1918 и 1920 году. В 1917 году Лисицкий начал иллюстрировать книги, издаваемые на идише, и детские, и взрослые - современных еврейских авторов. Активно работая с графикой, он разработал эмблему киевского издательства «Идишер фолкс-фарлаг». С этим издательством в 1919 году он заключил контракт на иллюстрирование 11 книг.

1917 Илл. к поэме Мойше Бродерзона  «Сихес хулин» («Пражская легенда») (700x676, 273Kb)
Эль Лисицкий (1890-1941). Иллюстрация к поэме Мойше Бродерзона «Сихес хулин»
(«Пражская легенда»). 1917 г.

1918 Обложка книги Мани Лейба «Yingel Tsingel Khvat» («хваткий мальчуган») (561x700, 153Kb)
Эль Лисицкий (1890-1941). Обложка книги Мани Лейба «Yingel Tsingel Khvat»
(«Хваткий мальчуган»). 1918 г.

В том же 1919 г. Марк Шагал, с которым у Лисицкого сложились дружеские отношения, пригласил его в Витебск преподавать графику и архитектуру в недавно открывшемся Народном художественном училище. Туда, опять же по приглашению Шагала, приехали Юдель Пэн и Казимир Малевич. Малевич был генератором новаторских идей в живописи, и в училище его концепции и энтузиазм приняли прохладно. Шагал и его «клубок единомышленников» были сторонниками фигуративной живописи, авангардист Малевич же в то время уже основал свое направление - супрематизм. Работы Малевича приводили Лисицкого в восхищение. Он в то время занимался классической еврейской живописью под большим влиянием Шагала, поэтому, несмотря на интерес к супрематизму, Лисицкий и в преподавании, и в собственном творчестве пытался придерживаться классических форм. Постепенно учебное заведение маленького городка превратилось в поле битвы между двумя направлениями живописи. Малевич в довольно агрессивной форме насаждал свои идеи, и Шагал покинул училище.

1919 Proun-1-D-c--Kunstmuseum-Basel-ph-Kunstmuseum-Basel-Schenking-1965-1080x803 (700x520, 95Kb)
Эль Лисицкий (1890-1941). «Проун 1 D». 1919 г. Холст на фанере, масло. 71,6х96,1 см.
Базельский художественный музей, Швейцария. Собрание Оскара и Анны Мюллер-Видман.

1919 Композиция. Х, м. 71x58 см. (Нац. ХМ Украины, Киев) (700x519, 81Kb)
Эль Лисицкий (1890-1941). Композиция. 1919 г. Холст, масло. 71x58 см.
Национальный художественный музей Украины, Киев.

1921 Макет праздничного украшения улиц. Витебск. (700x462, 108Kb)
Эль Лисицкий (1890-1941). Макет праздничного украшения улиц. Витебск, 1921 г.

Лисицкий оказался между двух огней и свой выбор в итоге сделал в пользу супрематизма, однако привнес в него некоторые новшества. В первую очередь он был архитектором, а не художником, поэтому разработал концепцию Проунов - «Проектов Утверждения Нового», которая предполагала выход плоскостного супрематизма в объем. По его собственным словам, это должна была быть «пересадочная станция по пути от живописи к архитектуре». Для Малевича его творческие концепции были явлением сугубо философским, для Лисицкого же - практическим. Его целью была разработка города будущего, максимально функционального. Экспериментируя с расположением зданий, он придумал проект знаменитого горизонтального небоскреба. Такое решение позволило бы получить максимум полезной площади при минимальных опорах — идеальный вариант для центра города, где мало места для застройки. Проект так и не был воплощен в реальность - как и большинство архитектурных замыслов Лисицкого. Единственное здание, построенное по его чертежам, - типография журнала «Огонек», возведенная в Москве в 1932 г.

1932 Типография журнала «Огонёк». Построена по проекту Лисицкого (662x700, 210Kb)
Здание типография журнала «Огонёк» построено по проекту Эль Лисицкого. Москва, 1930-1932 гг.

1924 Проект небоскреба на Никитской площади в Москве. (2) (700x461, 122Kb)
Эль Лисицкий (1890-1941). Макет небоскреба на Никитской площади в Москве. 1924 г. Фотомонтаж.

ФОТО Эль Лисицкий 2006 г (577x700, 111Kb)
Эль Лисицкий – Конструктор книги. Альбом. Составление и послесловие Е.Л. Немировский. Перевод с немецкого статей Эль Лисицкого Натальи Власовой. Москва, Издательство «Фортуна ЭЛ», 2006 г. – 128 стр., илл. Тираж 2.000 экз. На обложке «Новый человек (Изобретатель)». Лист из альбома «Фигуры» для оперы А. Кручёных «Победа над солнцем». 1923 г. Литография.

1923 Папка с фигурами из альбома Победа над солнцем, Ганновер. (2) (596x700, 137Kb)
Эль Лисицкий (1890-1941). Папка альбома «Фигуры» для электро-механического шоу – оперы А. Крученых «Победа над солнцем». Ганновер 1923 г. Литография. 53х45,4 см.

1923 Титульный лист альбома оперы А.Крученых «Победа над солнцем». (591x700, 112Kb)
Эль Лисицкий (1890-1941). Титульный лист папки альбома «Фигуры» для оперы А. Крученых
«Победа над солнцем». Ганновер 1923 г. Литография. 53х45,4 см.

В 1920 г. Лазарь взял себе псевдоним Эль Лисицкий. Он занимался преподаванием, читал лекции во ВХУТЕМАСе, ВХУТЕИНе, принимал участие в экспедиции по городам Литвы и Поднестровья, по впечатлениям от которой опубликовал научную работу о еврейском декоративном искусстве: «Воспоминания о могилевской синагоге». В 1923 г. Лисицкий опубликовал репродукции росписи синагоги в Могилеве и создал эскизы для оформления оперы «Победа над Солнцем», которая, правда, так и не была поставлена. Талантливый график Лисицкий создал несколько знаменитых агитационных плакатов: в 1920 г. - «Клином красным бей белых», а через много лет, в начале Великой Отечественной войны самый известный - «Все для фронта, все для победы».

1919 Клином красным бей белых. Плакат. Собр амер конгресса (700x495, 66Kb)
Эль Лисицкий (1890-1941). Клином красным бей белых. 1919 г. Плакат. Экземпляр из собрания
Библиотеки конгресса США, Вашингтон.

1941 Давайте больше танков! Плакат (463x700, 139Kb)
Эль Лисицкий (1890-1941). Все для фронта! Все для победы! Плакат. 1941 г.

С 1921 г. Лисицкий жил в Германии и в Швейцарии, в Голландии, где вступил в голландское объединение художников «Стиль», которые творили в неопластицизме. Работая на стыке графики, архитектуры и инженерии, Лисицкий разработал кардинально новые принципы экспозиции, представляя выставочное пространство единым целым. В 1927 г. он по новым принципам оформил Всесоюзную полиграфическую выставку в Москве. В 1928–1929 гг. разрабатывал проекты функциональной современной квартиры со встроенной трансформирующейся мебелью.

1924 Ленинская трибуна. Проун №85. (522x700, 90Kb)
Эль Лисицкий (1890-1941). Ленинская трибуна. ПРОУН №85. 1924 г. Фотомонтаж.

1925 Эскиз плаката выставки (700x546, 167Kb)
Эль Лисицкий (1890-1941). Эскиз плаката выставки Эль Лисицкого, Пита Мондриана и Ман Рэя. 1925 г. Бумага, акварель. Государственная Третьяковская галерея.

1929 Плакат советской выставки в Цюрихе. (503x700, 145Kb)
Эль Лисицкий (1890-1941). Плакат советской выставки в Цюрихе. 1929 г.

В 1927 г. Эль Лисицкий женился на Софи Кюпперс. Ее первым мужем был искусствовед и директор Центра современного искусства в Ганновере, она активно интересовалась современным искусством: в ее коллекции картин были и Василий Кандинский, и Марк Шагал. В 1922 г. Софи осталась вдовой с двумя маленькими детьми. На выставке в Берлине в том же году она впервые познакомилась с работами Лисицкого, чуть позже произошло их личное знакомство и началась переписка. В 1927 г. Софи переехала в Москву и вышла за Лисицкого замуж. У пары появился и общий ребенок - сын Борис.
В 1932 - 1941 гг. Альтман оформлял основанный Максимом Горьким журнал «СССР на стройке», издававшийся на четырех языках. Оформлял художник агитплакаты и другие журналы - «Новое строительство», «Полиграфическое производство» и др.

1935 СССР на стройке №5 (700x499, 94Kb)
Эль Лисицкий (1890-1941). Журнал «СССР на стройке». 1935 г., № 5.

1929 Обложка журнала Новое строительство № 1 ф (516x700, 111Kb)
Эль Лисицкий (1890-1941). Индустриализация С.С.С.Р. Плакат. 1927 г.
Эль Лисицкий (1890-1941). Обложка журнала «Новое строительство». 1929 г., № 1. Россия.

1929 Обложка журнала Новое строительство № 2 (580x700, 229Kb)
Эль Лисицкий (1890-1941). Обложка журнала «Новое строительство». 1929 г., № 2. Америка.

1929 Обложка журнала Новое строительство № 3 (546x700, 131Kb)
Эль Лисицкий (1890-1941). Обложка журнала «Новое строительство». 1929 г., № 2. Франция.

1927 Индустриализация С.С.С.Р. (518x700, 192Kb)
Эль Лисицкий (1890-1941). Индустриализация С.С.С.Р. Плакат. 1927 г.

1929 Профинтерн (524x700, 216Kb)
Эль Лисицкий (1890-1941). История мирового профсоюзного движения. Профинтерн. Плакат. 1929 г.

1933 СССР строит социализм. М. Изогиз. Илл. (700x468, 145Kb)
Эль Лисицкий (1890-1941). СССР строит социализм. Москва, Изогиз, 1933 г.

В 1923 г. Лисицкому поставили диагноз «туберкулез». О том, что он серьезно болен, он не знал, пока не перенес пневмонию. Через несколько лет ему удалили легкое, и вплоть до самой смерти архитектор жил, отдавая огромное количество времени и сил на лечение, и при этом не прекращая работать. Лазарь Исаевич Лисицкий умер 30 декабря 1941 г. в Москве в возрасте 51 года и похоронен на Донском кладбище. Его семья во время войны оказалась в ужасном положении. Один из сыновей Софи Курт находился в это время в Германии и был арестован как красный и пасынок еврея. Второго, Ганса, арестовали уже в Москве как немца. Курту удалось пережить нацистские лагеря, Ганс же погиб в сталинских лагерях на Урале. Саму Софи с Борисом в 1944 г. выслали в Новосибирск. Ей удалось забрать с собой документы, письма, чертежи и картины Эль Лисицкого, и в 1960-х гг. Софи передала архив Третьяковской галерее и выпустила книгу о муже. Первое издание ее книги о Лисицком вышло в Дрездене в 1967 г. на немецком языке. Софи вкусила все прелести сталинского режима и умерла в Новосибирске в 1978 г., пережив Лисицкого на 37 лет.

Эль Лис (700x449, 146Kb)
Софи Лисицкая-Кюпперс и Эль Лисицкий. Фотография 1938 г.

EL LISSITSKY (614x700, 141Kb)
EL LISSITSKY.

Более подробно об Эль Лисицком – художнике книги см. мой пост





Рубрики:  Художники русского авангарда/Русский авангард
Русский авангард
Моя библиотека
Русские и зарубежные писатели и поэты
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку