-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Слава44

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) про_искусство Live_Memory Только_для_мужчин
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 2758


РАССТРЕЛЯННЫЙ РУССКИЙ АВАНГАРД - ВЕРА МИХАЙЛОВНА ЕРМОЛАЕВА (1893-1937). ДОРОГИЕ МОИ ЗЕМЛЯКИ

Вторник, 07 Августа 2018 г. 01:56 + в цитатник
ФОТО The illustrator Vera Ermolaeva, by E. Kovtun. (443x648, 269Kb)
Вера Михайловна Ермолаева (1893-1937). Фотография 1920-х гг.

Вера Михайловна Ермолаева (1893-1937) - живописец, график, активный деятель русского авангарда, художник-иллюстратор, автор нескольких статей и лекций о новейшем французском искусстве. Член объединения художников УНОВИС. Принадлежала к группе художников, которые под руководством Владимира Лебедева закладывали основы оформления новой детской книги. Дважды осуждена тройкой УНКВД за «антисоветскую деятельность» и 26 сентября 1937 года расстреляна в Карлаге около Караганды.




1915 Портрет неизвестной (Иркутский обл. худ. музей им. В.П.Сукачева) 84х68 см.1910-е гг. (560x700, 167Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Портрет неизвестной. 1915 г. Холст, масло. 84х68 см.
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева.

Вера Михайловна Ермолаева родилась 2 ноября 1893 г. в с. Ключи Петровского уезда Саратовской губернии (ныне Малосердобинский район Пензенской области). Отец, Михаил Сергеевич Ермолаев, был помещиком и занимал пост председателя земской уездной управы. Мать, Анна Владимировна, урождённая баронесса фон Унгерн-Унковская. В детстве Вера Михайловна упала с лошади, что вызвало паралич ног. Впоследствии она могла ходить только с помощью костылей. Ермолаева получила образование в Европе - в светской школе в Париже и в гимназии в Лозанне. Пребывание за границей обусловливалось ещё и необходимостью лечения.
В 1904 г. семья Ермолаевых вернулась в Россию, а в 1905 г. они переехали в Петербург. Отец Веры Михайловны продал имение, основал кооперативное общество «Трудовой союз». Он был марксистом, начал издавать литературно-публицистический журнал «Жизнь», где печатались Ленин и Горький. В 1911 г. Михаил Сергеевич умер.
В 1910 г. Вера окончила гимназию кн. Оболенской, в 1911 г. и поступила в студию М.Д.Бернштейна, известного мастера, изучавшего искусство в Лондоне, Берлине и Париже, где стала интересоваться кубизмом и футуризмом. В те же годы сблизилась с группой молодых художников, объединившихся в «Союз молодежи», - К.С.Малевичем, М.В.Матюшиным, П.Н.Филоновым, В.Е.Татлиным и др. В апреле 1914 г. она отправилась в Париж, где изучала живопись Поля Сезанна, Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Андре Дерена. Однако, в связи с началом Первой мировой войны вынуждена была вернуться в Петербург. Помимо рисования, Вера Ермолаева интересовалась историей. Она продолжила свое образование в петербургском Археологическом институте, который окончила в 1917 г. В Питере входила в футуристический кружок «Бескровное убийство», вместе с Михаилом Ле Дантю и Николаем Лапшиным, в будущем одним из основоположников российской школы иллюстрации. Члены кружка выпускали одноимённый рукописный журнал. Одновременно она была участником художественных объединений «Свобода искусству» и «Искусство. Революция».

1914 Рисунок для журнала Бескровное убийство. Ассиро-вавилонская девушка, занимающаяся импрессионизмом (700x619, 152Kb)
«Ассиро-вавилонская девушка, занимающаяся импрессионизмом...». Рисунок для Ассиро-Вавилонского выпуска журнала «Бескровное убийство». 1915-1917 гг.
1914 Рисунок для журнала Бескровное убийство-2 (700x700, 162Kb)
«Злое ассирийское божество Маским стремится испортить добрые начинания». Рисунок для Ассиро-Вавилонского выпуска журнала журнала «Бескровное убийство». Изображены Вера Ермолаева и Михаил Ле Дантю. 1915-1917 гг.
1914 Апогей победы злого божества Маскима. Рис. для журнала Бескровное убийство (646x700, 206Kb)
«Апогей победы злого божества Маскима». Рисунок для Ассиро-Вавилонского выпуска журнала
«Бескровное убийство». 1915-1917 гг.
1915-1917 Колбасная лавка. Рисунок для номера рукописной газеты Бескровное убийство. (436x700, 180Kb)
Колбасная лавка. Рисунок для рукописного журнала «Бескровное убийство». 1915-1917 г.

Первые опыты иллюстрации Ермолаевой детских книг относятся к 1918 году. Тогда Вера Михайловна организовала в Петрограде книгопечатную артель «Сегодня», маленькими тиражами выпускавшую лубки и книги-картинки, создававшиеся практически вручную. По мнению некоторых исследователей, это был «первый опыт конструирования детской книги, понятой как целостный художественный организм». Ермолаева оформила 4 книги артели: «Сегодня», «Мышата» и «Петух» Натана Венгрова и «Пионеры» Уолта Уитмена, а всего они за короткий срок выпустили 17 книг. Иллюстрации в книгах делались при помощи гравюр на линолеуме и затем в большинстве случаев раскрашивались вручную, текст в некоторых книгах не был наборным, а также вырезался на линолеуме.
После Октябрьской революции Вера Михайловна участвовала в конкурсах ИЗО отдела Наркомпроса, пробовала работать как художник театра, создала (в той же технике раскрашенной гравюры) театральные эскизы к опере М. Матюшина и А. Кручёных «Победа над солнцем». В 1922 году эскизы выставлялись на выставке в Берлине.

1918 Уолт Уитмен - Пионеры. Линргравюра, акв. 19x14.7 cm. Изд. Сегодня. ГРМ (530x700, 214Kb)
Уолт Уитмен «Пионеры». Обложка. Линогравюра, акварель. 19x14,7 см. Книгоиздательская артель «Сегодня». Петроград, 1918 г. Государственный Русский музей.
1918 Обложка книги Натана Венгрова - Сегодня (534x700, 92Kb)
Натан Венгеров «Сегодня». Книгоиздательская артель «Сегодня». Петроград, 1918 г.
Натан Венгров (Моисей Павлович Венгров) (1894-1962) - детский поэт, прозаик, литературный критик, педагог.
1918 Петух. Илл. к поэтической книге Н.Венгрова. Линргравюра, акв. Изд. Сегодня. ГРМ (522x700, 162Kb)
Натан Венгров. Детская поэтическая книга «Петух». Линогравюра, акварель. Книгоиздательская артель «Сегодня». Петроград, 1918 г. Государственный Русский музей.
1918 Обложка книги Натана Венгрова Мышата 2 (513x700, 157Kb)
Натан Венгров. Детские стихи «Мышата». Книгоиздательская артель «Сегодня». Петроград, 1918 г.
Микки Маус, появившийся на 10 лет позже в 1928 г., отдыхает.
1918 Эскиз обложки к поэме В.Маяковского Мистерия Буфф. Бум, акв. Не издано (516x700, 183Kb)
Эскиз обложки к поэме Владимира Маяковского «Мистерия Буфф». 1918 г. Бумага, акварель. (Не издана)
ФОТО Преподаватели_Народного_художественного_училища 26 июля 1919 г. (700x461, 140Kb)
Преподаватели витебского Народного художественного училища. Сидят слева направо: Эль Лисицкий, Вера Ермолаева, Марк Шагал, Давид Якерсон, Юдель Пэн, Нина Коган, Александр Ромм. Стоит неизвестная делопроизводительница училища. Фото - Витебск, 26 июля 1919 г.
ФОТО Уновис 1922  г. (700x440, 150Kb)
Объединение УНОВИС. Стоят (слева направо): Иван Червинко, Казимир Малевич, Ефим Рояк, Анна Каган, Николай Суетин, Лев Юдин, Евгения Магарил. Сидят (слева направо): Михаил Векслер, Вера Ермолаева, Илья Чашник, Лазарь Хидекель. Фото - Витебск, 1922 г.

В 1919 году ИЗО отдел Наркомпроса направил Ермолаеву в Витебск преподавателем в Народное художественное училище, преобразованное потом в Витебский художественно-практический институт. Марк Шагал, на подмогу которому в деле художественного просвещения масс была командирована Ермолаева в Витебск, называл ее «витебской Джокондой». В 1921 году после ухода с должности Марка Шагала она стала ректором этого института. В Витебске под влиянием Малевича, которого она пригласила преподавать, Вера Михайловна увлеклась беспредметным искусством. Вместе с Малевичем и его учениками Ермолаева участвовала в организации УНОВИСа (Утвердители нового искусства) - общества, позиционировавшего себя как исследовательскую лабораторию, где изучаются проблемы развития искусства и художественной формы. Также в организации пропагандировались идеи супрематизма. Общество выдвигало лозунги революционного толка:
«Да здравствует супрематизм как план пути нашей творческой жизни!»
«Да здравствует всемирный единый союз строителей новых форм жизни!»
Члены общества хотели быть не «вечными носителями могильной мудрости праотцев, прадедушек и т. п. родни и предков», но «творцами самой жизни», «носителями и выразителями нового искусства как сегодняшнего сознания современного человека, быть изобретателями мирового события, быть глашатаями искусства как себедовлеющего мира». С 1920 г. Вера Ермолаева начинает участвовать в коллективных выставках в Витебске, Москве, Петрограде и советском Ленинграде.

ФОТО Занятия в мастерских Уновиса. Витебск, сентябрь 1921 г. (Ермолаева сидит 2-я слева. Малевич справа у доски) (700x700, 262Kb)
Занятия в мастерских УНОВИСа. Витебск, сентябрь 1921 г. В.М. Ермолаева сидит за столом 2-я слева.
К.С. Малевич стоит справа у доски.

1920 Эскиз супрематического оформления фасада здания. Продан за £262 тыс.  50 х 43.5cm, Аукц Сотбис 5 июня 2018 г (662x700, 182Kb)
Супрематическое построение (Suprematism Structure). Панно для праздничного оформления фасада здания. 1920 г. Бумага, гуашь, карандаш. 50х43,5 см. Продано за £262 тыс. фунтов на аукционе Sotheby's, 5 июня 2018 г.
1920 Эскиз супрематического оформления фасада здания. Супрематическая структура-Бум, кар. 27.4x16.7 cm. ГРМ (637x700, 183Kb)
Эскиз праздничного оформления фасада здания. Витебск, 1920 г. Бумага, гуашь, графитный карандаш. 27,4x16,7 см.
Государственный Русский музей.
1920-е Посновис. Бум, гуашь. 22 x 17 cm. Аук Art-Torg, 2016 (543x700, 87Kb)
Посновис. 1920-е гг. Бумага, гуашь. 22x17 см. Аукцион Art-Torg, 2016 г.
1935 до. Suprematist Study with Blue Semicircle. Бум, гуашь, тушь. 2 х 15 х 13.5cm. Sotheby's, 5 июня 2018 г. (700x384, 74Kb)
Супрематический этюд с синим полукругом (Suprematist Study with Blue Semicircle). Бумага, гуашь, тушь. 2 х 15 х 13,5 см.
Аукцион Sotheby's, 5 июня 2018 г.
1920 Эскиз декорации для фестиваля в Витебске. Супрематическая структура. Бум, акв, тушь. 20.5x11.4 cm. ГРМ (392x700, 67Kb)
Супрематическое построение. Эскиз праздничного оформления Витебска. 1920 г. Бумага, тушь, гуашь. 20,5x11,4 см. Государственный Русский музей.
1929 Suprematismo (483x700, 431Kb)
Супрематический эскиз обложки «Женского журнала». 1929 г.
1920 Эскиз декорации для фестиваля в Витебске. Бум, акв, тушь. 13.5x20.7 cm. ГРМ (700x456, 65Kb)
Эскиз декорации для фестиваля в Витебске. 1920 г. Бумага, акварель, тушь. 13,5x20,7 см. Государственный Русский музей.1920 Эскиз декорации для фестиваля в Витебске. Бум, гуашь, кар. 17.4x11.4 cm. ЧС (453x700, 66Kb)
Супрематическая структура. Эскиз праздничного оформления фасада здания в Витебске. 1920 г. Бумага, гуашь, карандаш. 17,4x11,4 см. Частное собрание.
1920 Супрематическое построение (Suprematism Structure) Эскиз праздничного оформления фасада здания в Витебске. Б тушь гуашь 20,8х11,7 ГРМ (374x700, 73Kb)ъ
Супрематическая структура. Эскиз праздничного оформления фасада здания в Витебске. Бумага, тушь, гуашь. 20,8х11,1 см. Государственный Русский музей.
1920 Эскиз декорации для фестиваля в Витебске. Супрематическая структура. Бум, гуашь, кар.  20.7x11 cm. ГРМ (371x700, 89Kb)
Супрематическая структура. Эскиз декорации для фестиваля в Витебске. 1920 г. Бумага, графитный карандаш, гуашь. 20,7x11 см. Государственный Русский музей.
1920 Суприм констр (вопрос) (700x700, 58Kb)
Супрематическая конструкция (?)
1920 Лампа. Бум, кар. 25.9x24.5 cm.  Музей Людвига, Кёльн (700x665, 149Kb)
Лампа. 1920 г. Бумага, карандаш. 25,9x24,5 см. Музей Людвига, Кёльн.
Глаз (548x700, 97Kb)
Глаз. Этюд.
Музыка. Бум, гуашь 29.8x21 cm. (Частное собр, Омск) (477x700, 165Kb)
Музыка. Бумага, гуашь. 29,8x21 см. Частное собрание, Омск.
Эскиз декорации (700x554, 183Kb)
Эскиз театральной декорации.
1920 Watercolor on cardboard. Карт, акв. 32 x 40 cm  Аукц The Bry Sale, Belgium, 2018 (700x525, 455Kb)
Эскиз декорации к опере М. Матюшина «Победа над Солнцем». Витебск, УНОВИС. 1920 г. Картон, акварель. 32x40 см. Аукцион The Bry Sale, Бельгия, 2018 г.
1920 Эскиз декорации к опере М.Матюшина 'Победа над Солнцем',Витебск УНОВИС. Ксилография, акв. 16,7х20 Энцикл. (27.5x35 cm. Сайт). ЧС Париж 2 (700x551, 194Kb)
Эскиз декорации к опере М. Матюшина «Победа над Солнцем». Витебск, УНОВИС. 1920 г. Ксилография, акварель. 27,5x35 см. Частное собрание, Париж.

«Победа над Солнцем» - футуристическая опера. Музыку написал художник Михаил Матюшин (см. мой пост). Либретто Алексея Крученых и Велимира Хлебникова (пролог). Первая постановка оперы состоялась в Санкт-Петербурге в декабре 1913 г. в помещении театра «Луна-парк», оформление Казимира Малевича; вторая постановка - в Витебске в 1920 г., оформление Веры Ермолаевой и группы УНОВИС. И затем опера 70 лет не ставилась на сцене. В 1983 г. постановка была возобновлена в Западном Берлине силами Академии искусств. В России в последнее время опера «Победа над Солнцем» неоднократно ставилась Театром-студией Ленинградского Дворца молодёжи в 1988 г., Российским академическим молодёжным театром с новой аранжировкой музыки и новым оформлением в 1997 г. и др. В 2013 г. в честь 100-летия премьеры постановки оперу ставили в Русском музее и в Театре Стаса Намина.

Без названия. AsKart (700x490, 216Kb)
Эскиз декорации к опере М. Матюшина «Победа над Солнцем». Аукцион AskART.
1920 Эскиз декорации к опере М.Матюшина 'Победа над Солнцем', Витебск, УНОВИС. Цв. линогравюра. 13.3x11.1 cm. ГРМ (509x700, 190Kb)
Эскиз декорации к опере М. Матюшина «Победа над Солнцем». 1920 г., Витебск, УНОВИС.
Раскрашенная линогравюра. 13,3x11,1 см. Государственный Русский музей.

1920 Пестрый глаз. Эскиз костюма к опере М.Матюшина Победа над Солнцем, Витебск, Альманах Уновис, №1. Гравюра (434x700, 103Kb)
Пестрый глаз. Эскиз костюма к опере М. Матюшина «Победа над Солнцем», Витебск. Опубликован в альманахе «Уновис», 1920 г., №1. Раскрашенная линогравюра. 13,7х7,9 см. Государственный Русский музей.
ФОТО Победа над Солнцем, Театр Стаса Намина, Москва, 2014 г. (700x387, 81Kb)
Опера М. Матюшина «Победа над Солнцем». Театр Стаса Намина, Москва. Постановка 2013 г.

ФОТО Ермолаева, Вера Михайловна (528x700, 143Kb)
Вера Михайловна Ермолаева. Фотография 1920-х гг. Фрагмент.

В 1922 г. Вера Ермолаева вернулась в Петроград, где получила должность руководителя лаборатории цвета в Государственном институте художественной культуры (ГИНХУК), первого исследовательского центра современного искусства, отделами которого руководили Малевич, Татлин, Матюшин, Мансуров, Пунин. Продолжала работать как живописец и график. Вместе с В.В.Лебедевым, Н.Ф.Лапшиным, Н.А.Тырсой, В.М.Конашевичем и др. Ермолаева стояла у истоков искусства детской книги. В 1920-е годы стала иллюстратором таких книг, как «Топ-топ-топ» Николая Асеева, «Много зверей» и «Рыбаки» Александра Введенского, «Поезд» Евгения Шварца, «Иван Иваныч Самовар» Даниила Хармса и многих других, оформляла серию басен И.А.Крылова. Ермолаева сама сочиняла книжки-картинки – «Неудачливый кучер», «Вниз по Нилу», «Кот Памфил», «Собачки». В конце 1920-х гг. сотрудничала с детскими журналами «Воробей», «Новый Робинзон», «Чиж» и «Ёж»; сближается с поэтами группы ОБЭРИУ, близкими дадаистам и сюрреалистам. Книги, которые она сделала с ними в соавторстве, заметно отличаются от строго конструктивистского подхода в графике В.Лебедева с его плоским декоративным рисунком на белом фоне. Многие её живописные искания получили отражение на страницах детских книг. В 1928-1930 гг. Ермолаева совершила поездку на Баренцово и Белое моря. Вела преподавательскую работу. С 1931 г. художница М.Б.Казанская стала брать уроки у Ермолаевой.

1923 Человек ниоткуда. Оригинал обложки. (525x700, 138Kb)
Человек, который возвратился издалека. Обложка Веры Ермолаевой. Издательство Книжный угол. Петроград, 1923 г.
1923 Иллюстрация к детской сказке Зайчик. Цв. линогравюра. Publishing house of S.Ya.Streich, Petrograd. (550x700, 158Kb)
Иллюстрация к детской сказке «Зайчик». Цветная линогравюра. Издательский дом С.Я. Штрайха. Петроград, 1923 г.
1925 Обложка книги Ник. Асеева Топ-Топ-Топ. Publishing house GIZ ( The State Publisher), Leningrad. Бум, акв. 2 (521x700, 160Kb)
Николай Асеев «Топ-Топ-Топ». Рисунки В. Ермолаевой. Бумага, акварель. Государственное издательство, Ленинград, 1925 г.
1926 A Woman by the Table. Бум, акв, кар, 21.4x17 cm. ГРМ (497x700, 145Kb)
Женщина у стола. 1926 г. Бумага, акварель, графитный карандаш. 21,4x17 см. Государственный Русский музей.
1926 Женщина с треугольником. Бум, кар. 49.2x32 cm. ГРМ (458x700, 119Kb)
Женщина с угольником. 1926 г. Бумага, графитный карандаш. 49,2x32 см. Государственный Русский музей.
1926 Натурщик. Карт, м. 29х20 см. (470x700, 139Kb)
Натурщик. 1926 г. Картон, масло. 29х20 см.
1928 Композиция. Бум, акв, гуашь 24x17 cm. ГРМ (428x700, 114Kb)
Композиция. 1928 г. Бумага, акварель, гуашь. 24x17 см. Государственный Русский музей.
1928 Три фигуры («Голгофа»)(Calvary). Бум, Гуашь, акварель. 33x34 cm. ГРМ (700x685, 204Kb)
Три фигуры (Голгофа). 1928 г. Бумага, гуашь, акварель. 33x34 см. Государственный Русский музей.
1928 Баренцево море. Суда в бухте. Бум, Гуашь, темп. 31x51.5 cm. ГРМ (700x406, 115Kb)
Баренцево море. Суда в бухте. 1928 г. Бумага, гуашь, темпера. 31x51,5 см. Государственный Русский музей.
1928 Берег моря. Из серии Баренцево море (700x463, 117Kb)
Берег моря. Из серии «Баренцево море». 1928 г.
1928 Кот Памфил. Эскиз обложки детской книжки. Бум, акв. (604x700, 136Kb)
Кот Памфил. Текст и рисунки В. Ермолаевой. 1928 г.
1927 Илл. к книге М.Ильина 10 фокусов Чудодеева. Publishing house GIZ ( The State Publisher), Moscow - Leningrad. Бум, акв. (400x485, 132Kb)1928 Ал-р Введенский. Много зверей. Илл. В.Ермолаевой (392x485, 126Kb)
1. М. Ильин «10 фокусов Чудодеева». Рисунки В. Ермолаевой. Бумага, акварель. Москва-Ленинград, Государственное издательство, 1927 г.
2. Александр Введенский «Много зверей». Рисунки В. Ермолаевой. Государственное издательство, 1928 г.
1929 Д. Хармс. Иван Иваныч Самовар. Обложка (397x500, 123Kb)1929 Д. Хармс. Иван Иваныч Самовар. Иллюстрации. (395x500, 103Kb)
1929 Д. Хармс. Иван Иваныч Самовар. Илл. 1 (400x500, 122Kb)1929 Д. Хармс. Иван Иваныч Самовар. Илл. 2 (397x500, 119Kb)
1-4. Даниил Хармс «Иван Иваныч Самовар». Обложка и рисунки В. Ермолаевой. Государственное издательство, 1929 г. Первое издание.
1929 В.Ермолаева - Собачки. Обложка (377x500, 120Kb)1928 Е. Ильина - Два Дет-Дома (421x500, 127Kb)
1. Собачки. Текст и рисунки В. Ермолаевой. Государственное издательство, 1929 г.
2. Елена Ильина «Два Дет-Дома». Рисунки В. Ермолаевой. Государственное издательство, Москва-Ленинград, 1928 г.
1929 И.Крылов - Мартышка и очки. Эскиз обложки. Бум, гуашь, акв. ГИЗ Л-д 2 (437x575, 129Kb)1929 И.Крылов - Мартышка и очки (1975) (407x575, 108Kb)
1. И.А. Крылов. Басня «Мартышка и очки». Рисунки В. Ермолаевой. Государственное издательство, 1929 г.
2. И.А. Крылов. Басня «Мартышка и очки». Рисунки В. Ермолаевой. Издательство «Детская литература», Ленинград, 1975 г. Переиздание.
1929 Обложка книги А.Введенского Рыбаки. ГИЗ, Л-д, Бум, гуашь. (591x700, 153Kb)
Александр Введенский «Рыбаки». Рисунки В. Ермолаевой. Государственное издательство, 1929 г.
1929 Эскиз обложки к книге А.И.Введенского Рыбаки. Бум, гуашь. 24.5x13.5 cm ГРМ (592x700, 134Kb)
Эскиз обложки к книге А.И. Введенского «Рыбаки». 1929 г. Бумага, гуашь. 24,5x13,5 см.
Государственный Русский музей.
1930 Крылов - Басня Две собаки. М, ГИЗ 17,5 x 13 см. Аукц Christie's, 2010 (498x700, 227Kb)
И.А. Крылов. Басня «Две собаки». Рисунки В. Ермолаевой. Государственное издательство, 1930 г.
1929-1930 И.Крылов - Цикл Квартет (560x700, 169Kb)
Иллюстрация к басне И.А. Крылова из цикла «Квартет» (1). 1929 г.
1929-1930 И.Крылов - Цикл Квартет 2 (522x700, 113Kb)
Иллюстрация к басне И.А. Крылова из цикла «Квартет» (2). 1929 г.
1930 Илл. к сказке И.Ф.Гете Рейнеке-Лис. Бум, цв. литография. 29.6x22.2 cm. Не опубл. ГРМ (515x700, 128Kb)
Иллюстрация к сказке И.В. Гёте «Рейнеке-Лис». 1934 г. Бумага, цветная литография. 29,6x22,2 см.
Книга не опубликована. Государственный Русский музей.
Во время ареста Веры Ермолаевой в декабре 1934 г. из серии иллюстраций к «Рейнеке Лису» Гёте сохранилась только одна. Остальные работы, в которых сотрудники НКВД усмотрели сатиру на существующий политический строй, послужили вещественным доказательством и пропали в ходе следствия по делу художников «группы пластического реализма». Эти же подозрения можно в полной мере отнести и к серии иллюстраций к басне И.А. Крылова «Квартет».

ФОТО Ермолаева, Вера Михайловна 2 (525x700, 75Kb)
Вера Михайловна Ермолаева. Фотография 1930-х гг.

В 1929 г. Вера Ермолаева вместе с художникам В.В. Стерлиговым, К.И. Рождественским, Л.А. Юдиным, Н.М. Суетиным и А.А. Лепорской составила «группу живописно-пластического реализма». На квартире Ермолаевой проходили творческие «вторники» этих художников и «квартирные» выставки, сопровождавшиеся обсуждениями. Выставочная деятельность, проходившая в узком кругу единомышленников, стала поводом для написанного доноса.
Если рассматривать собственно искусство Ермолаевой, вынеся за скобки иллюстрации и мелкую халтуру вроде эскизов для оберток мыла и конфетных коробок, основной корпус работ Ермолаевой - это пейзажи и натюрморты. Художницу интересовали вопросы чистой живописи: цвет, тон, мазок. Ее сельские пейзажи - крупные цветовые массы, наползающие друг на друга и неожиданно гармонично сливающиеся. Натюрморты были опытами с цветом. То есть в первой половине 1930-х гг. художницу занимали совершенно абстрактные профессиональные проблемы. А второй половины 30-х у нее не было.

1932 Автопортрет. Бум, гуашь.  20x17 cm. ГРМ (531x700, 98Kb)
Автопортрет. 1932 г. Бумага, гуашь. 20x17 см. Государственный Русский музей.
1930-e Сидящий мужчина. (Галеев галерея) (583x700, 107Kb)
Сидящий мужчина. 1930-е гг. Галлеев-галерея, Москва.
1930 Still life with bottles, 20 Х (октября).  Х, м. 42 x 50cm. Аук Bonhams, 2011 (700x582, 180Kb)
Натюрморт с бутылками. 20.Х.1930 г. Холст, масло. 42x50 см. Аукцион Bonhams, 2011 г.
NEW 1930 Still life with bottles, 20 Х (октября).  Х, м. 42 x 50cm. Аук Bonhams, 2011 г (700x576, 155Kb)
Натюрморт с бутылками. 20.Х.1930 г. Холст, масло. 42x50 см. Аукцион Bonhams, 2011 г.
Вот что значит качество воспроизведения репродукций. Ну, совершенно другая картина.
1930 Пейзаж с домом на берегу. Из серии «Беломорье». (700x465, 117Kb)
Пейзаж с домом на берегу. Из серии «Беломорье». 1930 г.
1930-е Античный пейзаж с белой колонной. Бумага, темпера. 9,9х16,6 см. Галерея Элизиум (700x434, 89Kb)
Античный пейзаж с белой колонной. 1930-е гг. Бумага, темпера. 9,9х16,6 см. Галерея Элизиум, Москва.
1934 Яхт-клуб. Бумага, гуашь, белила. 25 х 32,5 см. ГРМ (700x528, 125Kb)
Яхт-клуб. 1934 г. Бумага, гуашь, белила. 25х32,5 см. Государственный Русский музей.
1932 Порт. Бум, акв. 13х18 см. HVMC - Hôtel des Ventes de Monte-Carlo, 18 июля 2018 г. (700x499, 123Kb)
Порт. 1932 г. Бумага, акварель. 13х18 см. Аукцион HVMC - Hôtel des Ventes de Monte-Carlo, 18 июля 2018 г. (!)
ermolaeva (700x510, 103Kb)
Пейзаж. 1930-е гг.
1932-1933 Пейзаж 1 «Пудостской серии» (700x470, 140Kb)
Пудость. Пейзаж из одноименной серии. 1932-1933 гг. Бумага, гуашь. 31,8х48,5 см. Государственный Русский музей.
Пудость - небольшой посёлок в Гатчинском районе Ленинградской области.
1932-1933 Пейзаж 2 «Пудостской серии» (2) (700x467, 110Kb)
Шапки. Пейзаж из серии «Пудость». 1932-1933 гг. Бумага, гуашь. 32,7х65,3 см. Государственный Русский музей.
1932-1933 Пейзаж с высоким деревом. Бумага, гуашь. (700x505, 131Kb)
Пейзаж с высоким деревом. 1932-1933 гг. Бумага, гуашь.
1931 Илл. 0 к А.Введенский - Подвиг пионера Мочина. ОГИЗ - Мол. гвардия. Обложка (400x500, 141Kb)1931 Илл. 3 к А.Введенский - Подвиг пионера Мочина. ОГИЗ - Мол. гвардия (416x500, 132Kb)
1931 Илл. 1 к А.Введенский - Подвиг пионера Мочина. ОГИЗ - Мол. гвардия (400x500, 124Kb)1931 Илл. 2 к А.Введенский - Подвиг пионера Мочина. ОГИЗ - Мол. гвардия (412x500, 123Kb)

1-4. Александр Введенский «Подвиг пионера Мочина». Рисунки В. Ермолаевой.
Идательство ОГИЗ - Молодая гвардия. 1931 г.
NEW Восток в огне - Я. Миллер (Н. Заболоцкий). Иллюстрация. 1931 (568x700, 102Kb)
Я. Миллер (Н. Заболоцкий). Восток в огне. Рисунок В. Ермолаевой. 1931 г.
1932 Обложка книги Л. Савельева Сильнее всех (601x700, 90Kb)
Л. Савельева «Сильнее всех». Рисунки В. Ермолаевой. 1932 г.
NEW 1932 Илл. 1 книги Л. Савельева Сильнее всех (700x528, 200Kb)
Иллюстрация (1) к книге Л. Савельевой «Сильнее всех». 1932 г.
NEW 1932 Илл. 2 к книге Л. Савельева Сильнее всех (700x529, 196Kb)
Иллюстрация (2) к книге Л. Савельевой «Сильнее всех». 1932 г.
NEW 1932 Илл. 3 к книге Л. Савельева Сильнее всех (700x505, 192Kb)
Иллюстрация (3) к книге Л. Савельевой «Сильнее всех». 1932 г.
NEW 1932 Илл. 4 к книге Л. Савельева Сильнее всех (700x526, 165Kb)
Иллюстрация (4) к книге Л. Савельевой «Сильнее всех». 1932 г.

В последних картинах Веры Ермолаевой «Баба с ребенком», «Рыбак», «Человек с корзиной», в серии «Мальчики» и др. чувствуется влияние творчества Казимира Малевича 1930-х годов. Как заметил искусствовед Е.Ф. Ковтун: «Особое качество поздних холстов Малевича - беспредметность, растворенная в фигуративности, - послужило отправной точкой для многих его последователей».
1933 Женщина с ребенком 1. Бум, акв. 29.4x22 cm. ГРМ (525x700, 148Kb)
Баба с ребенком (1). 1933 г. Бумага, гуашь. 29,4x22,1 см. Государственный Русский музей.
1933 Женщина с ребенком-2. Бум, акв. 29.4x22 cm. ГРМ (561x700, 144Kb)
Баба с ребенком (2). 1933 г. Бумага, гуашь. 29,4x22 см. Государственный Русский музей.
1933 Баба с граблями и ребёнком. Вариант. Из серии «Деревня». Бум, гуашь. 29,5х22 см. ГРМ (519x700, 91Kb)
Баба с граблями и ребёнком. Из серии «Деревня». 1933 г. Бумага, гуашь. 29,5х22 см. Государственный Русский музей.
1933 Рыбак с корзинкой. Бум, Тушь, белила. 29.3x22.1 cm. ГРМ (525x700, 107Kb)
Рыбак с корзиной. Бумага, тушь, белила. 29,3x22,1 см. Государственный Русский музей.
1001366761 (484x700, 159Kb)
Рыбак. 1933 г. Бумага, гуашь. 29,2x22 см. Государственный Русский музей.
1933 Мужчина в телогрейке. Бум, гуашь. 24x17 cm. ГРМ (455x700, 93Kb)
Мужчина в телогрейке. 1933 г. Бумага, гуашь. 24x17 см. Государственный Русский музей.
1933 Мужчина с корзиной. Бум, гуашь. 26x22.2 cm. ГРМ (584x700, 129Kb)
Человек с корзиной. 1933 г. Бумага, гуашь. 26x22,2 см. Государственный Русский музей.
1933-1934 Дон Кихот и Санчо Панса-1 (Не опубликованы) Бум, темп. 43.3x31.8 cm. ГРМ (529x700, 106Kb)
Дон Кихот и Санчо Панса. Иллюстрация к роману Сервантеса «Дон Кихот». 1933-1934 гг. Бумага, темпера. 43,3x31,8 см. Государственный Русский музей. (Не опубликована)
1933-1934 Дон Кихот и Санчо в лодке. Вариант. Бум, гуашь 44.2x29.3 cm. ГРМ (447x700, 100Kb)
Дон Кихот и Санчо в лодке. Иллюстрация к роману Сервантеса «Дон Кихот». 1933-1934 гг. Бумага, гуашь. 44,2x29,3 см. Государственный Русский музей. (Не опубликована)
1934 Лукреций указывает на солнце. Композиция на основе поэмы Dererum Natura. Бум, темп, кар. 31.9x21.5. ГРМ (452x700, 108Kb)
Лукреций указывает на солнце. Композиция на основе поэмы «Dererum Natura». Иллюстрация к поэме Лукреция Кара «О природе вещей». 1934 г. Бумага, темпера, карандаш. 31,9x21,5 см. Государственный Русский музей.
В иллюстрациях к поэме «О природе вещей» древнеримского поэта и философа Тита Лукреция Кара Ермолаевой удалось найти ту степень обобщения художественного языка, которая способна зримо передать величественные, но отвлеченные философские идеи.
1934 Илл. к поэме Лукреция Кара - О природе вещей. Бум, гуашь 29,2х22,2 см. ГРМ (507x700, 153Kb)
Иллюстрация к поэме Лукреция Кара «О природе вещей». 1934 г. Бумага, гуашь. 29,2х22,2 см.
Государственный Русский музей.
1934 Илл. к поэме Лукреция Кара - О природе вещей. Бум, гуашь 31,5 х 22 ЧС Р.Д.Бабичева (512x700, 83Kb)
Иллюстрация к поэме Лукреция Кара «О природе вещей». 1934 г. Бумага, гуашь. 31,5х22 см.
Частное собрание Р.Д. Бабичева.
1932-1933 Мальчик со скрипкой» (700x350, 81Kb)
1932-1933 Мальчик со скрипкой.
1933-1934 Мальчик с корзинкой. Галеев-галерея, Москва (550x700, 125Kb)
Мальчик с корзиной. 1933-1934 гг. Бумага, гуашь, карандаш. Галеев-галерея, Москва.
1933-1934 маленькие читатели (642x700, 86Kb)
Маленький читатель. 1933-1934 гг.
Grapes (Виноград) Бум, гуашь. 44 х 32 cm. Аукц.  MacDougall's, 2010 (511x700, 171Kb)
Виноград (Grapes). Бумага, гуашь. 44х32 см. Аукцион MacDougall's, 2010 г.

О поздних натюрмортах Ермоловой можно говорить много и долго, тут и сезаннизм, и кубизм и пр. Коротко – главный вопрос в них – взаимодействие предмета и пространства. Внешне статичное изображение вещей сочетается с ощущением динамизма их внутренней жизни, достигаемого необычно энергичной плоскостной пастозной живописью и упругими линиями рисунка.

1933 Бочка. Бум, гуашь. 29,3х22 см. ГРМ (534x700, 132Kb)
Бочонок. 1933 г. Бумага, гуашь. 29,3х22 см. Государственный Русский музей.
1932 Натюрморт с крынкой. Бумага, гуашь. 48,1 х 32,2. (455x700, 116Kb)
Натюрморт с кринкой. 1932 г. Бумага, гуашь. 48,1х32,2 см.
1932 Банка и хлеб. (700x358, 88Kb)
Банка и хлеб. 1932 г. Бумага, гуашь.
1932 Натюрморт. Бумага, гуашь. 24 х 32,5. (700x505, 118Kb)
Натюрморт. 1932 г. Бумага, гуашь. 24х32,5 см.
1932 Натюрморт с рыбами. Бумага, гуашь. 26 х 34,3. (700x507, 96Kb)
Натюрморт с рыбами. 1932 г. Бумага, гуашь. 26х34,3 см.
1930 Натюрморт с уточкой (700x634, 130Kb)
Натюрморт с уточкой. 1930 г.
1930-е Птичка 2 (700x514, 106Kb)
Натюрморт с кувшином (Птичка). 1934 г. Гуашь, акварель, белила.
1934 Натюрморт с рюмкой и кувшином. Бум, гуашь. 12x16 cm. ГРМ (700x517, 89Kb)
Горшок и рюмка. 1934 г. Бумага, гуашь. 12x16 см. Государственный Русский музей.
1934 Бокал и кувшин. Бум, гуашь. 12.7x17.9 cm. ГРМ (700x489, 99Kb)
Горшок и рюмка. 1934 г. Бумага, гуашь. 12,7x17,9 см. Государственный Русский музей.
1934 Горшок, кувшин и рюмка. Бум, гуашь. 11x18 cm. ГРМ (700x539, 80Kb)
Горшок, кувшин и рюмка. 1934 г. Бумага, гуашь. 11x18 см. Государственный Русский музей.
1934 Посуда и яблоки. Бум, черн. акв. 14.5x21 cm. ГРМ (700x459, 86Kb)
Рюмка и яблоки. 1934 г. Бумага, черная акварель. 14,5x21 см. Государственный Русский музей.
Античный мотив. Карт, масло. 55,5х48 см. Аукц (700x575, 180Kb)
Античный мотив. Картон, масло. 55,5х48 см. Частное собрание.

Но время утопических проектов русского авангарда подходило к концу. Уже требовалось брать за основу смесь академизма и передвижничества XIX века и приступать к прославлению процветающей социалистической действительности. Одним словом, однажды, 25 декабря 1934 года к Ермолаевой пришли. Взяли всех присутствующих художников (по вторникам друзья собирались на обсуждение своих работ). Вместе с Ермолаевой были одновременно арестованы В.В.Стерлигов, Л.С.Гальперин, Н.О.Коган и М.Б.Казанская (отпущена в марте 1935 г.). Ермолаева попала в так называемый «кировский поток» (по одному делу об убийстве С.М. Кирова вместе с художником В.В.Стерлиговым). Стерлигов был осужден на 5 лет, отбывал срок в Карлаге вместе с Ермолаевой, но был досрочно освобожден в 1938 г. и дожил до глубокой старости. Умер Стерлигов в 1973 г.
В вину Ермолаевой вменялась «антисоветская агитация среди окружающих и членство в контрреволюционной группировке с целью наладить нелегальную связь с заграницей». Следователем Тарновским установлено, что служащая Ермолаева «является автором ряда контрреволюционных произведений, в которых резко отразила свое отрицательное отношение к советской действительности».
29 марта 1935 г. была осуждена согласно постановлению УНКВД по статье 58-10, 58-11. Из материалов дела, в вину В. М. Ермолаевой вменялась «антисоветская деятельность, выражающаяся в пропаганде антисоветских идей и попытке организовать вокруг себя антисоветски настроенную интеллигенцию». 29 марта 1935 г. отправлена отбывать наказание (трёхлетнее заключение) в 1-е отделение 3-го отдела Карагандинского ИТЛ. Вторично приговорена 20 сентября 1937 г. тройкой УНКВД по статьям 58-10, 58-11 к расстрелу.

26 сентября 1937 года Вера Михайловна Ермолаева была расстреляна в Карлаге около Караганды. Могила ее не сохранилась. 20 сентября 1989 года невинная художница реабилитирована посмертно. А искусствовед Дмитрий Смолев назвал ее «Расстрелянной Джокондой».

Автопортрет (535x700, 173Kb)
Вера Михайловна Ермолаева. Автопортрет.

В августе 2008 года в Санкт-Петербурге в Русском музее состоялась первая персональная выставка Веры Михайловны Ермолаевой. Экспозиция включала около 200 произведений из собраний Русского музея, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, а также из частных коллекций. К выставке был выпущен подробный каталог произведений.
ФОТО Вера Ермолаева. Обложка альманаха. 144 стр. ГРМ, 2008 г. = 950 р. (700x630, 110Kb)
Вера Ермолаева. Каталог выставки в ГРМ и альбом. СПб., Palace Editions, 2008. - 144 стр., 149 цветных иллюстраций.
ФОТО Вера Ермолаева. Альбом. Изд-во Скорпион, Галеев Галерея, 2009 г. = 4885 р. (525x700, 139Kb)
Вера Ермолаева. Альбом. Издательство «Скорпион», Галеев Галерея, 2009 г.

В 2009 году в Москве, в Галеев-галерее состоялась вторая персональная выставка В.М. Ермолаевой, на которой были представлены, в основном, книжные иллюстрации. В экспозиции на выставке над столом с приговором висели последние холсты Ермолаевой 1934 года - «Натюрморт с рюмкой и кувшином», «Серый натюрморт» и «Натюрморт на розовом фоне». Антисоветские и контрреволюционные рюмка, кувшин и ваза с фруктами.

ФОТО Памятный знак «Последний адрес» на доме, где жила Вера Ермолаева. (700x449, 116Kb)
Памятный знак «Последний адрес» на доме № 13 на 10-й линии Васильевского острова в память о художнице Вере Ермолаевой. Установлен 25 марта 2018 г.

ИСТОЧНИКИ:
ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x510, 252Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I А-К. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. - Стр. 318-321, илл.
1. http://rusavangard.ru/online/biographies/ermolaeva-vera-mikhaylovna/
2. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Ермолаева,_Вера_Михайловна
3. В круге Малевича. Соратники. Ученики. Последователи в России 1920-1950-х. Коллектив авторов. Издание Государственного Русского музей, 2000 г. - Стр. 122-137, 331-332.
4. http://www.pv-gallery.ru/author/1658/Ermolaeva-V-M/
5. https://artinvestment.ru/auctions/46420/biography.html БИО
6. http://babanata.ru/?p=2345 Елена Широян - Записки о художниках
7. https://web.archive.org/web/20080817065959/http://www.kommersant.ru/region/spb/page.htm?year=2008&issue=143&id=271428§ion=34
8. discover?fq=illustrator_filter:ермолаева\+вера\+михайловна\|\|\|Ермолаева\+Вера\+Михайловнаarch.rgdb.ru/xmlui/ Все детские книги, можно листать
9. http://penzacitylibblog.ru/index.php/dlya-molodezhi/item/264-prervannoe-otkrytie-syurrealizma-vera-ermolaeva. Прерванное открытие сюрреализма. Вера Ермолаева.
10. http://www.russianavantgard.com/ermolayeva-vera-p-162.html.
Выражаю благодарность Вере Кофиан, Израиль (Vera Kofyan), основателю одного из первых интернет-сайтов, посвященных Русскому авангарду.





Рубрики:  Художники русского авангарда/Русский авангард
Русский авангард
Дорогие мои земляки
Живопись
Объединение УНОВИС
Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

Томаовсянка   обратиться по имени Среда, 08 Августа 2018 г. 18:08 (ссылка)
Спасибо, Вячеслав! Кому то надо было варварски оборвать жизнь молодой талантливой женщины ни за что ...
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку