Генриэтта Рэй (1859-1928). Гилас и водяные нимфы. 1909 г. Холст, масло. 142,3 х 222,8 см. Аукцион Christie’s, 2000 г. Продано за 575.750 англ. фунтов.
Прерафаэлиты - первые авангардисты Европы, которые протестовали против классической портретной школы с ее париками и пудрой, воспевая естественную, романтическую, шекспировскую красоту. Генриэтта Рэй была одной из самых известных английских художниц своего времени. Среди коллег она пользовалась неизменным уважением, неоднократно входила в состав выставочных комиссий. На Всемирных выставках в Париже в 1889 г. и Чикаго в 1893 г. работы художницы были отмечены медалями.
Генриетта Эмма Ратклифф Рэй в молодости (1859-1928)
Генриетта Эмма Ратклифф Рэй родилась 30 декабря 1859 г. в Лондоне, в районе Хаммерсмит. Её отец Томас Бурби Рэй был государственным служащим, а мама Энн Элиза Рэй, музыкант, ученица Феликса Мендельсона. У Генриэтты было три брата и три сестры. Живописью она начала заниматься в 13 лет. Училась в Школе искусств Куинс-Сквер, а в 1874 г. поступила в школу искусств Хитерли. Много времени проводила за рисованием в античных галереях Британского музея. Лишь с пятой попытки Рэй поступила в Школу искусств при Королевской Академии, где завоевала право на семилетнюю Королевскую стипендию. Среди ее учителей были прерафаэлиты сэр Лоуренс Альма-Тадема (1836-1912), который оказал самое сильное влияние на ее поздние работы, а также Френсис Бернард Дикси (1853-1928) и Уильям Пауэлл Фрит (1819-1909).
В 1881 г. Генриэтта Рэй дебютировала на выставке в Королевской Академии, впоследствии художница ежегодно показывала там свои работы. Её одна из первых картин «Эвридика возвращается в Аид» (1886 г.) завоевала почетный приз на Международной выставке 1889 г. в Париже и медаль на Всемирной выставке Колумба в 1893 г. в Чикаго.
Пряха (Spinning). 1881 г. Холст, масло. 56,5x43 см. Аукцион Bonhams, London, 2000 г.
Элейн, охраняющая щит Ланселота. Иллюстрация к поэме Альфреда Теннисона «Ланселот и Элейн». 1885 г.
Ариадна на острове Наксос (Ariadne in Naxos). 1885 г.
Вакханка. 1885 г. Холст, масло. 127х63,5 см. Аукцион Christie's 2003 г. Продана 17,925 GBP.
Эвридика возвращается в Аид (Eurydice sinking back to Hades). 1886 г.
Нимфа ручья (The Nymph of the Stream).
Сомнения (Doubts). 1886 г. Холст, масло. Christchurch Art Gallery, Новая Зеландия.
Мечты (A Reverie). 1888 г.
Зефир ухаживает за Флорой (Zephyrus Wooing Flora). 1888 г.
В 1884 г. Генриэтта Рэй вышла замуж за студента Королевской Академии Эрнеста Норманда (1859-1923), будущего академика живописи. Генриетта Рэй сохранила свое девичье имя после ее брака с Нормандом. Это был необычный выбор в викторианскую эпоху, поэтому позднее она получила известность под своим именем. Супруги поселились в студии на Холланд Парк-роуд, по соседству с Фредериком Лейтоном (1830-1896). Фредерик Лейтон к тому времени уже был известным художником-прерафаэлитом. Он стал большим другом семьи Нормандов и как художник оказал несомненное влияние на обоих супругов. Двери их чрезвычайно гостеприимного дома были всегда открыты для друзей и молодых художников, которым супруги по мере сил и возможностей оказывали покровительство. Их мастерскую регулярно посещали Джон Эверетт Миллес, Валентин Кэмерон Принсеп, Джордж Фредерик Уоттс и др. Супруги прожили в браке почти 40 лет, воспитав двоих детей, сына, родившегося в 1886 г. и дочь, родившуюся в 1893 г.
Сэр Фредерик Лейтон в своей мастерской. Фото 1890 г.
Фредерик Лейтон (1830-1896). Мадонна Чимабуэ, которую несет процессия по улицам Флоренции. 1853-1855 гг.
Фредерик Лейтон (1830-1896). Геркулес борется со Смертью за тело Алкесты. 1869-1871 гг.
Фредерик Лейтон (1830-1896). Актея, береговая нимфа. 1868 г.
Фредерик Лейтон (1830-1896). Павония. 1859 г.
1. Эрнест Норманд (1859-1923). Пигмалион и Галатея. Фрагмент. 1886 г.
2. Эрнест Норманд (1859-1923). Пандора. Левая часть триптиха «Легенда о Пандоре». Холст, масло. 108,6х62,8 см. 1899 г.
Эрнест Норманд (1859-1923). Рабство (Bondage). 1895 г. From Royal Academy pictures published by Cassell & Company Ltd.
Эрнест Норманд (1859-1923). Портрет жены Генриэтты Рэй, миссис Эрнест Норманд. Холст, масло. 43х33 см. Частное собрание. Lots Road Auctions, 2007 г.
В 1890 г. супруги Норманды отправились в Париж, чтобы подучиться в Академии Жюлиана под руководством мэтров французского академизма Жюля Жозефа Лефевра (1836-1911) и Жана-Жозефа Бенжамен-Констана (1845-1902), славившихся своим либерализмом и специализировавшихся на изображении прекрасных девушек в парижских Салонах. Подучившись в Париже, Генриэтта Рэй начала выдавать шедевры типа «Лето» (1893-1894 гг.), «Психея перед троном Венеры» (1894 г.) размером почти 2 на 3 метра, «Розы юности» (1895 г.) и другие подобия салонной живописи, за что консервативные британские критики постоянно поругивали обоих супругов.
КАРТИНЫ ГЕНРИЭТТЫ РЭЙ:
Офелия. 1890 г. Холст, масло. 171,5x230,5 см. Walker Art Gallery, Ливернуль.
Офелия. Фрагмент. 1890 г. Холст, масло. 171,5x230,5 см. Walker Art Gallery, Ливернуль.
Этюд женской головы. 1890 г. Бумага, карандаш.
Воспоминания (Memories). 1890 г.
Дама с лампой (Мисс Найтингейл в Скутари, 1854 г.).The Lady with the Lamp (Miss Nightingale at Scutari). 1891 г. Оригинальная картина Генриэтты Рэй.
Мисс Флоренс Найтингейл, сестра милосердия, которая во времена Крымской войны 1854-1855 гг. проявляла к раненым бойцам романтические чувства, обходя их в палатах по ночам, держа в руке лампу. За что ее прозвали «Дамой с лампой». В результате чего смертность в больницах резко снизилась. А эффект получил название Эффект или синдром Флоренс Найтингейл.
Дама с лампой (Мисс Найтингейл в Скутари, 1854 г.).The Lady with the Lamp (Miss Nightingale at Scutari). 1891 г. Литография, была отпечатана большими тиражами в London Cassell & Company, Ltd.
Портрет художника Валентина Кэмерон Принсепа (1838-1904), британского прерафаэлита. 1892 г. Холст, масло. 90х60 см.
Марианна (Mariana). 1892 г. Via Fish, at archive.
Цветы сорвали и бросили (Flowers Plucked and Cast Aside). 1893 г.
Яблони в цвету. 1893 г.
Пандора. 1893 г.
Цикада (La Cigale). 1890 г.
Лето (Summer). 1893-1894 гг.
Психея перед троном Венеры (Psyche Before The Throne Of Venus). 1894 г. Холст, масло. 194,3 х 304,8 см. Местонахождение неизвестно.
Психея перед троном Венеры. Эскиз (Psyche Before The Throne Of Venus. Study). 1894 г. Холст, масло. 47,5х76,8 см. Аукцион Sotheby's, 2007 г. Продана 7.500 GBP.
Подарочная фарфоровая тарелка по картине Генриэтты Рэй «Психея перед троном Венеры». Англия, XIX век.
Розы юности (Roses of Youth). 1895 г. Холст, масло. 175x185,5 см. Галерея искусств Скарборо. Скарборо, Северный Йоркшир.
Розы юности. Автопортрет? (Roses of Youth. Self-portrait?). 1895 г.
Азалия (Azaleas). 1895 г.
Аполлон и Дафна. 1895 г.
Леди Майорнес из Лондона, леди Ньютон (The Lady Mayoress of London, Lady Newton). 1895 г. Холст, масло. 107x92 см. Аукцион Bonhams. Knightsbridge, 2009 г.
Джордж, лорд Бифорт, мэр 1893-1894 (George, Lord Beeforth, Mayor 1893-1894). 1897 г.
Диана и Каллисто (Diana and Calisto). 1899 г. Гелиогравюра по картине Генриэтты Рэй. 44x77,5 см.
Полотна Генриэтты Рэй, написанные, как правило, на мифологические сюжеты, выдержаны в классических традициях и несколько мелодраматичны. Самыми известными среди них являются «Марианна» (1892 г.), «Аполлон и Дафна» (1895 г.), «Песни утра» (1904 г.). В некоторых из них, таких как «Изабелла, или Горшок с базиликом» (1905 г.) и «Гилас и водяные нимфы» (1909 г.), особенно заметно влияние прерафаэлитов, творчество которых было близко художнице. Многие полотна, такие как «Весна» и «Лето» (оба 1900 г.), носят аллегорический характер, они написаны в смелой открытой манере и демонстрируют великолепные колористические качества. Кроме того, Генриэтта Рэй преуспела как портретист.
Весна (Spring). 1900 г. Холст, масло. 172,7x91,4 см. Частное собрание.
Лето (Summer). 1900 г. Холст, масло. 172,7x91,4 см. Частное собрание.
Смерть Прокриды (The Death of Procris). 1900 г. Холст, масло. 30,5х45,7 см. Частное собрание.
Ее глаза как дом молчаливой молитвы (Her Eyes are Homes of Silent Prayer). 1900 г.
Благотворительность Сэра Ричарда Уиттингтона (Sir Richard Whittington dispensing his charities). 1900 г.
Этюд к голове Виттингтона (Study for the head of Whittington). 1900 г.
Фредерик Темпл Гамильтон-Темпл-Блэквуд, 1-й маркиз Дафферин и Ава (1826-1902). 1901 г.
Фредерик Темпл Гамильтон-Темпл-Блэквуд, 1-й маркиз Дафферин и Ава (Frederick, 1st Marquess of Dufferin and Ava, 1826-1902). 1901 г.
Профессор сэр Джон Байерс (Professor Sir John Byers, 1853-1920). 1903 г.
Уинифред Реншоу со своим старшим ребенком Томасом (Lady Winifred Renshaw with her eldest child Thomas). 1902 г. Холст, мастер. 175,5х134,5 см. Аукцион Christie's, 2013 г.
Добыча (Loot). 1903 г.
Сирены. 1903 г. Холст, масло. 114,3х254 см. Частное собрание.
Сирены. Фрагмент (1). 1903 г. Холст, масло. 114,3х254 см. Частное собрание.
Сирены. Фрагмент (2). 1903 г. Холст, масло. 114,3х254 см. Частное собрание.
Песни утра. 1904 г. Холст, масло. 184х116 см. Частное собрание.
Венера на троне (Venus Enthroned). 1905 г.
Это уже вторая картина с подобным сюжетом. Всего Генриэтта Рэй написала три таких картины. Первая «Розы юности» (1895 г.), вторая «Венера на троне» (1905 г.) и третья «Сирена на троне» написана в 1920 г.
ЭХО.
Изабелла. Иллюстрация к поэме Джона Китса «Изабелла, или Горшок с базиликом» на сюжет из «Декамерона» Боккаччо (From John Keats's poem Isabella, or The Pot of Basil). 1905 г. Холст, масло. 132x102 см. Частное собрание.
В молчаливом настроении (In Listening Mood). 1905 г.
Портрет Уильяма А. Сандинга (Portrait Of William A. Sandinge). 1909 г. Холст, масло. 71x57 см. Частное собрание.
Новая студия Эрнеста Норманда и Генриэтты Рэй в Верхнем Норвуде, Лондон. Фото 1890-х гг.
Генриетта Эмма Ратклифф Рэй за работой в студии над портретом Фредерика Гамильтон-Темпла-Блэквуда, 1-го маркиза Дафферин и Ава. Фото 1901 г.
В 1893 году супруги Норманд перебрались в Верхний Норвуд, в новую студию, которая была построена на заказ для них отцом Норманда. В 1897 году Рэй организовала выставку работ женщин-художниц к 60-тилетнему юбилею правления королевы Виктории, так называемому «бриллиантовому» юбилею. Как некоторые женщины и другие художники своего времени, Генриетта Рэй была феминисткой и выступала за равноправие и избирательные права женщин.
В 1910-1920-е гг. Генриэтта Рэй редко обращалась к изображению обнаженной натуры и в основном сосредоточилась на портретном жанре, живописуя заказные портреты лондонских официальных лиц, членов парламента Ирландии, профессоров и академиков, лордов, мэров, пэров и сэров. Наверное, Генриэтта на этом неплохо зарабатывала. Если про её портреты будет кому-то неинтересно, то дальше пост можно пропустить.
Пробуждение весны. Снегурочки (Spring’s Awakening. The Snow Maidens). 1913 г. Холст, масло. 106,7x198,1 см. Glasgow Museums Trust. Глазго, Шотландия.
Сирена на троне (The Siren’s Throne). 1920 г. Холст, масло. 38,7x41,3 см. Частное собрание.
Классическая красавица (A Classical Beauty). Холст, масло. 131x112 см. Частное собрание.
ПОРТРЕТЫ РАБОТЫ ГЕНРИЭТТЫ РЭЙ:
Пьер Абеляр и Элоиза из Аржантея. 1913 г. Холст, масло. 185х131,8 см. Частное собрание. Картина экспонировалась на выставке в Королевской Академии.
Сэр Роберт Андерсон (1837-1921), баронет, мировой судья, лорд-мэр (Sir Robert Anderson (1837–1921), Bt, JP, Lord Mayor). 1912 г.
Достопочтенный сэр Даниэль Диксон (1844-1907), 1-й баронет, член парламента Ирландии, член Тайного совета, лорд-мэр Белфаста (The Right Honourable Sir Daniel Dixon (1844-1907), Bt, MP, PC, DL, JP). 1913 г.
Православный Роберт Томпсон (1839-1918), член Тайного совета, заместитель лейтенанта, член парламента Ирландии (The Right Honourable Robert Thompson (1839–1918), PC, DL, MP). 1913 г.
Джон Хорнер (1858-1919). 1913 г. Член Белфастского общества естествознания и Философского общества, казначей и секретарь.
Генри Масгрейв (1829-1922). 1918 г. Североирландский бизнесмен и меценат.
Джеймс Эдвард Доусон (J. E. Dawson). 1924 г.
Сэр Р. Дж. Макморди (1849-1914), магистр, член парламента, лорд-мэр Белфаста (Alderman R. J. McMordie (1849–1914), MA, MP, Lord Mayor)
Сэр Томас Э. Макконнелл, член Ордена Британской империи, член парламента, мировой судья (Alderman Thomas E. McConnell, CBE, MP, JP)
Сэр Томас Джеймс Диксон (1868-1950), 2-й баронет, член Тайного совета Ирландии (Sir Thomas James Dixon (1868–1950), 2nd Bt, PC)
Достопочтенный Томас Синклер (The Right Honourable Thomas Sinclair, 1838-1914). Член Общества Ольстера в Королевском университете Белфаста.
Леди Эдит Стюарт Диксон (1871-1964). Холст, масло. 192х147 см.
Женский портрет. 1917 г. Аукцион Susanin's. Chicago, 2011 г.
Портрет вдовы (Portrait Of A Widow). Аукцион Susanin's. Chicago, 2010 г.
Кольцо (The Ring) Холст, масло. 34х43 см. Частное собрание.
Гирлянда (The Garland). Холст, масло. 38,4x33,6 cm. Аукцион Christie's. Лондон, 2003 г.
Цветы.
Генриетта Эмма Ратклифф Рэй (1859-1928)
Генриэтта Рэй умерла 26 января 1928 года в Верхнем Норвуде, в Лондоне в возрасте 68 лет, пережив своего мужа художника Эрнеста Норманда на пять лет.
И.Г. Мосин. Прерафаэлизм. Иллюстрированная энциклопедия. Санкт-Петербург СЗКЭО «Кристалл», Москва «Оникс», 2006 г. - 256 стр., илл. Тираж 5000 экз.
ИСТОЧНИКИ:
1. https://en.wikipedia.org/wiki/Henrietta_Rae
2. https://archive.org/details/henriettaraemrse00fish. Можно листать.
3. https://eclecticlight.co/2016/11/19/into-the-light-henrietta-rae-and-the-academic-nude/
4. http://licornamuseum.over-blog.com/2014/12/rae-henrietta-1859-1928.html
5. И.Г. Мосин. Прерафаэлизм. Иллюстрированная энциклопедия. Москва, 2006 г. – Стр. 182.