Серж Шаршун. Каталог выставки в Русском музее и Музее личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина. Издательство Раlасе Editions, Санкт-Петербург, 2006 г.
Покинувший Россию еще до Октябрьской революции Сергей Шаршун долгое время был почти неизвестен у себя на родине. Его и сейчас знают больше как художника Парижской школы (в частности, благодаря выставке, в 2006 г. прошедшей в московском Музее личных коллекций ГМИИ им. Пушкина. Оригинальнейший литературный проект Шаршуна – журналы-листовки «Перевоз Дада», выходившие с 1922 по 1949 г. – представляют собой компиляции, составленные из разнородных фрагментов в духе афоризмов Василия Розанова. У Шаршуна – более десятка книг прозы, поэзии, драматургии. Его прозаическая «поэма» «Долголиков» была высоко оценена Георгием Ивановым и даже, как считается, повлияла на роман Бориса Поплавского «Аполлон Безобразов». Шаршун прожил долгую жизнь, чему, говорят, способствовали молоко и чеснок, употреблявшиеся им постоянно. К концу жизни он разбогател, а быть дадаистом давным-давно перестал.
Серж Шаршун, 1922-1925 гг. Фото Ман Рэя. Желатинно-серебряная печать 20,2 х 15,1 см. Национальный музей современного искусства - Центр Жоржа Помпиду, Париж.
«Я совершенно не рисковый человек.
Я прочел на надгробном камне здесь я пережил
Самые сильные эмоции в моей жизни».
Серж Шаршун.
Поэма «Неподвижная толпа», 1921 г.
Раунд № 5, Раунд № 6.
Сергей Иванович Шаршун родился 4 (16 по новому стилю) августа 1888 г. в Бугуруслане, Самарской губернии (ныне Оренбургская область) в большой купеческой семье. Отец - словак по национальности, мать - русская.
Окончил коммерческую школу в Симбирске. В 1905 г. пытался поступить в Казанское художественное училище, но не был принят. В октябре 1909 г. приезжает в Москву, занимается в частных студиях И.И.Машкова и К.Ф.Юона. Знакомится с М.Ф.Ларионовым, Н.С.Гончаровой, О.В.Розановой, В.Е.Татлиным, поэтом А.Е.Крученых.
В 1910 г. был призван в армию, а в 1912 г. дезертировал и через Польшу и Берлин Шаршун добрался до Парижа. В Париже начинает серьезно заниматься живописью, получает первые навыки кубизма. Посещает Русскую академию М.Васильевой и академию Ла Палетт, где преподавали видные кубисты Анри Ле Фоконье, Жан Метценже и Андре Денуайе де Сегонзак. Свои первые кубистические картины показал в 1913-1914 гг. в парижском Салоне Независимых.
Монмартр. Кабаре «Проворный кролик» (Le Lapin Agile). Начало 1910-х гг. Картон, масло. 24х32 см. Аукцион Bukowskis, Стокгольм. Одна из самых ранних картин Сергея Шаршуна, сохранившаяся до наших дней.
Бретонский пейзаж. 1913 г. Холст, масло. Из коллекции Ренэ Гера, Париж, Франция.
С началом Первой мировой войны Шаршун вместе со скульптором Еленой Грюнхоф, ученицей Антуана Бурделя и А.П.Архипенко перебрался в Испанию, в Барселону, которая в 1914-1917 гг. стала центром европейского авангардного искусства. Там начался очень важный для его творчества период, который он сам определил как «орнаментальный кубизм». В его основе - собственный творческий метод, основанный на орнаменте, симметрии, скрытой простоте. В Барселоне в 1916 и 1917 гг. состоялись первые персональные выставки, на которых Шаршун демонстрировал геометрические абстракции. Там же он сделал два рисованных фильма.
Игра в точку. Движение пленки. 1916 г.
Композиция. 1916-1917 гг. Двухсторонний холст, масло. 27х25,5 см. Галерея Минотавр, Париж.
Механический дракон. 1917 г.
После Октябрьской революции Шаршун решил вернуться в Россию, записался в Экспедиционный корпус. Но возвращение не состоялось и после демобилизации в 1920 г. он вернулся в Париж. По возвращении в Париж, Шаршун вступил в самое активное десятилетие своего творчества. В 1920 г. он знакомится с Френсисом Пикабиа, Тристаном Тцарой, Гансом Арпом, Максом Эрнстом, Марселем Дюшаном и Андре Бретоном и примыкает к парижской группе «Дада». Участвует в их групповых выставках. В духе дадаизма, с насаждением геометрических форм написаны картины Шаршуна этого периода. В 1921 г. пишет и иллюстрирует свою дадаистскую поэму «Неподвижная толпа». В конце этого же года в парижском кафе «Хамелеон» состоялся посвященный Шаршуну творческий вечер.
В 1922-1923 гг. Шаршун находился в Берлине и общался с представителями русской колонии, поэтами и художниками. Он встречался с В.Маяковским, С.Есениным, Б.Пастернаком, знакомится с А.Белым, художниками И.Пуни, Эль Лисицким, К.Богуславской. Совместно с Еленой Грюнхоф проводит выставку в известной галерее «Der Sturm». Его берлинские абстракции выполнены в новоизобретенном стиле «Орнаментального кубизма». В 1922 г. выпускает брошюру «ДАDАИЗМ» и начинает издавать периодическую газету-листовку на русском языке «Перевоз Дада», в которой выступает как художник, писатель и философ. В 1923 г. расстается с Е. Грюнхоф и возвращается в Париж.
На снимке (слева направо) стоят: Пол Шадорне, Тристан Тцара, Филипп Супо, Сергей Шаршун. Сидят: Поль Элюар с фотографией Ман Рэя в руках, Жак Риго, Мик Супо, Жорж Рибемон-Дессень. Фото Ман Рэя,1920 г.
На снимке (слева направо): Жак Риго, Бенджамен Пере, Серж Шаршун, Филипп Супо и Андре Бретон у книжной лавки «Sans Pareil» на авеню Клебер, 31 во время выставки «Дада Макс Эрнст». Фото май-июнь 1921 г. Опубликовано в Каталоге выставки Сержа Шаршуна, СПб., Palace Edition, 2006 г.
Неподвижная толпа. Иллюстрация к своей поэме. 1921 г. Холст, масло. 21х35,5 см.
Каллиграфическая тропинка. 1922 г. Холст, масло. 37х59 см. Частное собрание.
Орнаментальный кубизм № 1. 1922 г. Холст, масло.
Орнаментальный кубизм. 1922 г. Холст, масло. 37х59 см. Частное собрание.
Орнаментальный кубизм. 1920-1922 гг. Холст, масло. 24х18 см. Галерея Минотавр, Париж.
Орнаментальный кубизм № 10. Берлин. 1922 г. Холст, масло. 34х24 см. Частное собрание.
Орнаментальный кубизм. 1922 г. Холст, масло.
Орнаментальный кубизм № 26. 1922 г. Холст, масло. 21x16 см. Частное собрание.
Натюрморт. Орнаментальный кубизм. 1922 г. Холст, масло. 41х33 см.
Орнаментальный кубизм. 1922 г. Холст, масло. 47х38,5 см. Частное собрание.
Орнаментальный кубизм. 1922 г. Холст, масло. 47х37 см. Галерея Минотавр, Париж.
Орнаментальный кубизм. 1922 г. Холст, масло.
Орнаментальный кубизм. 1922 г. Холст, масло.
Без названия. Берлин. 1922 г. Доска, масло. 24х17 см. Частное собрание (ранее в собрании Тристана Тцары)
Орнаментальный кубизм. 1923 г. Холст, масло. 49х53 см.
Экземпляр брошюры С. Шаршуна «ДАDАИЗМ» (компиляция). Берлин, Издательство «Европа Гомеопат», 1922 г.
Портрет Николая Бердяева. 1922 г. Тонированная бумага, тушь, карандаш. Коллекция Фонда культуры Mapfre Vida, Мадрид.
Танцующая фортуна. 1923 г. Бумага, уголь, чернила. 100,3х71,2 см. Национальный музей современного искусства - Центр Жоржа Помпиду, Париж.
На снимке (слева направо): Андре Бретон, Филипп Супо, Жак Риго, Бенжамен Пере, Серж Шаршун у книжной лавки «Sans Pareil» на авеню Клебер, 31 во время выставки «Дада Макс Эрнст». Фото май 1921 г. Опубликовано в Каталоге выставки Сержа Шаршуна, СПб., Palace Edition, 2006 г.
Серж Шаршун, вернувшись в Париж, больше его не покидал вплоть до 1960 г.
В 1929-1933 гг. в годы экономического кризиса пишет для продажи небольшие полуабстрактные пейзажи и натюрморты и занимается литературой, в которой он исповедовал «магический реализм». Был автором стихов, афоризмов и прозы. Во второй половине 1920-х отходит от дадаизма, начинает интересоваться антропософией. В 1926 г. сближается с Надей Ходасевич-Леже. В 1926-1928 гг. его «орнаментальный кубизм» приблизился к пуризму Амеде Озанфана и Ле Корбюзье.
Проводит персональные выставки в парижских галереях в 1926, 1927, 1929, 1930, 1939 гг. Участвует в групповых выставках русских художников в Париже, Амстердаме, Страсбурге, Барселоне, Стокгольме, Брюсселе и Нью-Йорке.
Туалетный столик. 1926 г. Холст, масло. 54х65 см. Частное собрание.
Зеленый натюрморт (Натюрморт с грушей № 1). 1926 г. Холст, масло. 60х80 см. Частное собрание.
Натюрморт из двух груш. Композиция. 1826 г. Холст, масло. 32х45 см. Частное собрание.
Натюрморт. Вазы и груша. 1926 г. Холст, масло. 18,5х27 см.
Композиция. 1926 г. Холст, масло. 33,3х41,3 см. Частное собрание.
Абстрактная композиция. 1926 г. Картон, масло. 22х27 см. Частное собрание.
Красный натюрморт № 2. 1926 г. Холст, масло. 31x57,5 см. Частное собрание.
Композиция. 1926 г. Холст, масло. 20х44,5 см. Музей современного искусства, Москва.
Композиция в коричневом. 1927 г. Холст, масло. 18х39 см. Частное собрание.
Композиция. 1926 г. Холст, масло.
Желтоватый натюрморт. 1927 г. Холст, масло. 46х61 см. Галерея Минотавр, Париж.
Натюрморт с зеленым инжиром. 1927 г.
Пуристская композиция. 1927 г. Холст, масло. 80х110 см. Частное собрание (ранее в кол Амеде Озанфана)
Пуристский натюрморт. 1927 г. Картон, масло. 10,8х26,3 см. Частное собрание.
Черные дырочки. 1927 г. Холст, масло. 31х42 см. Частное собрание.
Натюрморт в серо-охристом. 1927 г. Холст, масло. 24х34,2 см. Аукцион Tajan, Париж.
1927 Натюрморт в коричневом и белом с двумя белыми вазами. Холст, масло. 54х75 см.
Натюрморт. 1927 г. Холст, масло. 27х35,5 см. Музей изящных искусств, Дижон, Франция.
Натюрморт. 1927 г. Холст, масло. 18х19,5 см. Галерея Минотавр, Париж.
Голубая радость. 1927 г. Холст, масло. 24х35 см. Частное собрание.
Композиция. 1927 г. Холст, масло. 17,9 х 19 см.
Увеличение. 1927 г. Холст, масло.
Натюрморт с кувшином и лимоном. 1927-1928 гг.
Натюрморт с миской. 1928 г. Холст, масло.
Предмет. 1928 г. Холст, масло. 73х92 см. Частное собрание.
Натюрморт. Деревенька. 1928 г. Холст, масло. 54х65 см. Галерея Минотавр, Париж.
Пейзаж оранжевый и красный. 1928 г. Холст, масло. 38x46 см. Частное собрание.
Натюрморт. 1927-1928 гг. Бумага, графитный карандаш, акварель. 24,5х19,5 см. Арт галерея Heritage, Москва.
Дом напротив. Мадрид. 1928 г. Холст, масло. 65х92 см. Частное собрание.
Пейзаж. 1928 г. Холст, масло. 55х38 см. Галерея Минотавр, Париж.
Дерево. 1928 г. Холст, масло. 65х50 см. Частное собрание.
Натюрморт. 1928-1930 гг. Холст, масло. 39х27 см.
Космическая феерия в 30 магических квадратах. 1929 г.
Эластичная композиция. 1929 г. Холст, масло. 38х46 см. Частное собрание.
Эластичный пейзаж. 1929 г. Государственная Третьяковская галерея.
Композиция. 1929 г. Холст, масло. 23,7 х 63 см.
Орнаментальный импрессионизм. 1930 г.
Температурный лист № 4. 1930 г. Холст, масло. 20х59 см. Галерея Минотавр, Париж.
Голубая композиция (Composition bleue). 1930 г. Картон, масло. 15 x 33 см.
Композиция. 1930 г. Холст, масло. 18х31 см. Галерея Минотавр, Париж.
Натюрморт с грушами. 1931 г.
Мистическое Солнце. 1931 г.
Белый шалаш. 1930 г. Картон, масло. 37x45 см. Аукцион Christie’s, 2014 г.
Натюрморт. 1930 г. Холст, масло. 21 x 26 см.
Композиция. 1930 г. Холст, масло. 27 x 29 см.
Орнаментальный импрессионизм № 2. 1931 г. Холст, масло. 17,5x47,5 см.
Композиция. Местный ландшафт. 1931 г. Холст, масло. 66х46 см.
Секрет гробницы. 1932 г. Картон, масло. 15х20 см. The Douglas Hyde Gallery, Дублин, Ирландия.
Ноктюрн. 1931 г. Холст, масло. 65х81 см. The Douglas Hyde Gallery, Дублин, Ирландия. (Ещё один «Черный квадрат» Малевича!)
Дерево и дом. 1931 г. Холст, масло. 33х41,5 см. Галерея ЗДЕСЬ на Таганке, Москва.
Мельница в Лоншане. 1931 г. Холст, масло. 60х76 см. Частное собрание.
Улица Мэн. 1931 г. Государственная Третьяковская галерея.
Река. 1931-1932 гг. Холст, масло. Из коллекции Ренэ Гера, Париж.
Зеленый пейзаж. 1932 г. Холст, масло.
Пейзаж с базиликой. 1938 г. Холст, масло. Частное собрание.
Сердце. 1933 г.
Маленькая Лиза. 1933 г. Холст, масло. 24x34 см. Галерея 42 Carlton Place and Oxford House, Глазго.
Читающая женщина. 1933 г. Холст, масло. 45х64 см. Музей современного искусства, Вильнев д'Аск, Франция.
Читающая женщина. 1933-1939 гг. Холст, масло. 24х33 см. Национальный музей современного искусства - Центр Жоржа Помпиду, Париж.
Метаморфозы Кафки № 6. 1935 г. Государственная Третьяковская галерея.
Лежащая фигура. Картон, масло. 22,5x54,5 см. Частное собрание.
Орнаментальный импрессионизм. 1937 г. Холст, масло. 22 x 35 см.
Табачная композиция. 1938 г. Холст, масло. 22х35 см. Галерея Минотавр, Париж.
Без названия. 1939 г. Холст, масло. 46,2x27,5 см.
Композиция. 1939 г. Холст, масло. Из коллекции Ренэ Гера, Париж.
Натюрморт. 1939-1942 гг. Картон, масло. 17,2 x 21,9 см.
1. Автопортрет. Декабрь 1945 г. Холст, масло. 53,5х43,5 см. Частное собрание.
2. Автопортрет № 2. 1945 г. Холст, масло.
В середине 1940-х гг. «орнаментальный кубизм» Шаршуна сменяется абстрактно-геометрическими формами, затем натюрмортами в духе пуризма и монохроматическими композициями со сложной рельефной фактурой. Чаще всего он обращается к теме воды и музыки.
С 1943 г. наступил довольно спокойный и очень плодотворный период в работе художника. С помощью коллекционера Роже Дютийеля Шаршун арендует мастерскую, в которой будет работать до 1960 г. Происходит его знакомство с галеристом Раймоном Крезом. В 1944 г. Шаршун заключает первый контракт с его парижской галереей, в которой в течение 12 лет будет выставлять и продавать свои картины (1944-1956 гг.). В дальнейшем Шаршун участвует в многочисленных персональных и групповых выставках, состоит членом русских кружков и союзов. Иллюстрирует и оформляет малотиражные книги.
Натюрморт с кувшином. 1941 г. Холст, масло. 60,4x81 см. Национальный музей современного искусства - Центр Жоржа Помпиду, Париж.
Axis Mundi (Ось Мира). 1942 г. Холст, масло. 37,2х46 см. The Douglas Hyde Gallery, Дублин, Ирландия.
Композиция. 1942 г. Картон, масло. 14х18 см. The Douglas Hyde Gallery, Дублин, Ирландия.
Композиция. 1942 г. Холст, масло. 19х24 см. Частное собрание.
Композиция. 1942 г. Холст, масло. 10 x 20 см.
Композиция. 1942 г. Картон, масло. 25х28 см. Музей изящных искусств, Дижон, Франция.
Музыкальные инструменты. 1942 г. Холст, масло. 21х24 см.
Соло на батарее II. 1942 г. Холст, масло. 10,7 х 21 см.
Композиция. 1942 г. Холст, картон, масло. Частное собрание.
Композиция. 1942 г. Холст, масло. 14,5 х 23 см.
Бегство. 1943 г. Доска, холст, масло. 33х55. Частное собрание.
Бегущий. 1943 г. Холст, масло. Музей современного искусства, Москва.
Внутренний пейзаж. 1943 г. Холст, масло. 54х73 см. Частное собрание.
Натюрморт с посудой (Nature morte la pipe). 1943 г.
Натюрморт с ножом. 1943 г. Картон, масло, кирпичная крошка. 38х45,5 см. Частное собрание.
Деревянная ложка. 1943 г.
Дневной натюрморт с ложками. 1943 г. Холст, масло. 60х73 см.
Composition aux volutes (Композиция из свитков). 1943 г. Холст, масло. 45,7x81 см. Аакцион Lot-Art.
Композиция. 1943 г. Холст, масло. 60 x 72,5 см.
Гитара и банджо. 1943 г. Холст, масло. 33х21,5 см. Частное собрание.
Композиция. 1943-1944 гг. Картон, масло. 14,7 х 23,3 см.
Композиция. 1944 г. Холст, масло. 25,5 х 29,5 см.
Без названия. 1944 г. Холст, масло. 17x25,5 см. Частное собрание.
Натюрморт. 1944 г. Холст, масло. 15,8х23,8 см. Музей изящных искусств, Дижон, Франция.
Композиция. 1944 г. Оргалит, масло. 22 х 27 см.
Композиция. 1944 г. Холст, масло. 21,3 x 33 см.
Композиция. 1944 г. Холст, масло. 20x21 см. Частное собрание.
Самоцветы в короне. 1944 г.
Русское Солнце. 1940-е гг. Холст, масло. Из коллекции Ренэ Гера, Париж.
1-2. Автопортрет. 1945 г. Картон, масло. Из коллекции Ренэ Гера, Париж.
В 1930-е гг. Шаршун утверждается в качестве живописца чувств. Неоднократно возвращаясь к использованию в живописи мотивов, он не может устоять перед новыми веяниями и доводит до совершенства применяемую только им технику ослепляющего света, которая отмечает его творчество печатью неоспоримой самобытности.
После освобождения Парижа союзниками от немецких захватчиков в августе 1944 г. Шаршун снова начал писать полотна большого формата и создал свои первые картины на тему музыки, центральным мотивом которых являлась скрипка. В 1948-1950 гг. написал новую серию абстрактных картин на тему моря, в которых вновь обратился к цвету. Между этим и предыдущими периодами нет коренного различия, поскольку орнаментальность продолжает преобладать в виде завитков и спиралей.
Автопортрет. 1945 г. Картон, масло. 26,9x21 см. Аукцион Christie's, 2014 г.
Композиция. 1945 г. Холст, масло. 16,8 х 20,5 см.
Натюрморт. 1945 г.
Маленькая музыкальная композиция. 1945 г. Hanina Fine Arts, Лондон.
Скрипка. 1945 г. Картон, масло. 35х44 см. Аукцион Lot-Art.