-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Слава44

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) про_искусство Live_Memory Только_для_мужчин
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 2759


МАРИЯ МИХАЙЛОВНА СИНЯКОВА (1890-1984) – СТАРЕЙШИНА РУССКОГО И УКРАИНСКОГО АВАНГАРДА

Вторник, 24 Апреля 2018 г. 02:19 + в цитатник
ФОТО Мария Синякова (400x477, 96Kb)
Мария Михайловна Синякова-Уречина (1890-1984)

Мария Михайловна Синякова-Уречина - одна из пяти сестер Синяковых, близких к русскому авангарду 1910-х годов, член союза «Председателей Земного шара» Велимира Хлебникова.



Мария Михайловна Синякова (Уречина) родилась 13 ноября 1890 в с. Красная Поляна, Змиёвского уезда, Харьковской губернии в семье купца Михаила Ивановича Синякова, занимавшегося ювелирным промыслом по изготовлению церковной утвари. В 1910-1911 гг. училась в харьковской студии Е.А.Агафонова «Голубая лилия», ориентированной на эстетику модерна и символизма. В 1910 г. побывала в Германии. В музеях Германии изучала живопись немецких и нидерландских старых мастеров, увидела живопись французских примитивистов Анри Руссо, Гогена, Матисса, и поняла, что цвет - это поэзия художника.
В 1913 г. с двумя сестрами уезжает в Москву, где знакомится с В.В.Маяковским и связывает свою судьбу с футуризмом. Училась в художественной студии И.И.Машкова и Ф.И.Рерберга. В 1914 г. выходит замуж за художника Арсения Моисеевича Уречина. Член общества «4 искусства». В 1913 г. подружилась с поэтами-футуристами В.В.Хлебниковым, Н.Н.Асеевым, Б.Л.Пастернаком, Г.Н.Петниковым. Ей посвящены несколько стихотворений Хлебникова, который был влюблен в неё (как, впрочем, и в её сестер, он посвятил им поэму «Синие оковы», 1922 г.). В ноябре 1913-январе 1914 гг. Синякова участвовала в выставке петербургского «Союза молодёжи» вместе с Д.Д. и В.Д.Бурлюками, К.С.Малевичем, В.Е.Татлиным, А.А.Экстер и другими яркими представителями русского авангарда. В 1914 г. вместе с мужем путешествовала по Центральной Азии и знакомилась с монгольским искусством. В этот же период Синякова оформила первую книгу. Это был сборник стихов Николая Асеева «ЗОР» (Москва, 1914 г.). На следующий год сделала оригинальную обложку сборника Н.Асеева и Г.Петникова «Литорей». В 1915 г. один её рисунок вошел в сборник «Стрелец» № 1, объединивший футуристов и символистов.

1913 Акробаты. Местонахождение не установлено. Репродукция из журнала Огонек, 1913, №47. (607x700, 206Kb)
Акробаты. 1913 г. Местонахождение не установлено. Репродукция из журнала Огонек, 1913, № 47.
1913 Любовь (Нукус) (566x700, 190Kb)
Любовь. 1913 г. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
1910-е В бане. Дерево, масло. 30х25 см. ЧС А.Е. Парниса, Москва. (618x700, 254Kb)
В бане. 1910-е гг. Дерево, масло. 30х25 см. Частное собрание А.Е. Парниса, Москва.
1914-1915 Myrrhbearers. Доска, масло. 24х17,8 см. (400x550, 78Kb)1914-1916 Ladder. (370x550, 79Kb)

1. Жены-Мироносицы. 1914-1915 гг. Доска, масло. 24х17,8 см. Частное собрание.
2. Лестница (Ladder). 1914-1916 гг. Частное собрание.
1914 Обложка книги Николая Асеева ЗОР 2 (400x535, 65Kb)1915 Обложка книги Леторей Николая Асеева. (400x535, 78Kb)

1. Николай Асеев. Книга стихов «ЗОР». Москва, Книгоиздательство «Лирень», 1914 г.
2. Николай Асеев - Григорий Петников. Сборник стихов «Леторей». Москва, Книгоиздательство «Лирень», 1915 г.
1915 Рисунок из сборника Стрелец № 1. Пг., издательство «Стрелец», (645x700, 167Kb)
Рисунок из сборника «Стрелец» № 1. Петроград, Издательство «Стрелец», 1915 г.

Познакомившись с Давидом Бурлюком, Синякова под его влиянием начала разрабатывать новые формы, обратившись к традиционному народному творчеству и искусству Востока. В связи с начавшейся Первой мировой войной в 1914 г. Синякова возвращается в Харьков и подолгу живет в своей усадьбе в Красной Поляне. В её звонких по цвету краснополянских акварелях 1915-1916 гг. современные бытовые мотивы переплетаются с образами славянской и восточной мифологии на фоне сельской идиллии.

1914 Солнце. Влюбленные. Краснополянский мотив. Бум, акв, граф. кар, 34х22,3 см. ЧС А.Е.Парниса, Москва (665x700, 236Kb)
Солнце. Влюбленные. Краснополянский мотив. 1914 г. Бумага, акварель, графитный карандаш. 34х22,3 см. Собр. А.Е. Парниса, Москва.
1914 Дерево Жизни (Пан и няня). Бум, акв. 35х25 см. ЧС, Киев (431x700, 108Kb)
Дерево Жизни (Пан и няня). 1914 г. Бумага, акварель. 35х25 см. Частное собрание, Киев.
1914 Древо жизни. Смешанная техника на бумаге 2 (570x700, 195Kb)
Древо Жизни. 1914 г. Бумага, смешанная техника. Частное собрание.
Священная тема. Этюд. Бум, акварель. 36,3х29,5 см. (566x700, 115Kb)
Священная тема. Этюд. Бумага, акварель. 36,3х29,5 см.
Ковчег (497x700, 140Kb)
Ковчег. Частное собрание.
1916 Сельская идиллия. Бум, акв. 35,4х22 см. ЧС А.Е. Парниса, Москва. (433x700, 181Kb)
Сельская идиллия. 1916 г. Бумага, акварель. 35,4х22 см. Частное собрание А.Е. Парниса, Москва.
1910-e Баня. Дерево, масло. (549x700, 135Kb)
Баня. 1910-е гг. Дерево, масло.
1910-e Баня 3 (Форум) (511x700, 147Kb)
Баня. 1910-е гг.
1915 (вопрос) Война. Рисунок. Собр. А.Е. Парниса. (469x700, 105Kb)
Война. Рисунок. 1915 г. (?) Частное собрание А.Е. Парниса, Москва. Иллюстрация из книги Велимир Хлебников. Творения. Москва, Издательство «Советский писатель», 1986 г.
1915 Война (ЧС Игоря Дыченко, Киев) Бумага, акварель. (504x700, 165Kb)
Война. 1915 г. Бумага, акварель. Частное собрание Игоря Дыченко, Киев.
1915 Война. Бум, акв, тушь, гуашь. 36х23 см. ЧС, Киев (422x700, 195Kb)
Война. 1915 г. Бумага, акварель, тушь, гуашь. 36х23 см. Частное собрание, Киев.
1916 Карусель. Бумага, акварель (432x700, 192Kb)
Карусель. 1916 г. Бумага, акварель. Частное собрание, Киев.
1916 Н.Асеев. Ой конин дан окейн! Четвёртая кн. стихов. титул (400x515, 48Kb)1918 Григорий Николаевич Петников - Поросль солнца. Илл. Синяковой (400x515, 70Kb)

1. Николай Асеев. «Ой конин дан окейн!» Четвёртая книга стихов. Москва, Издательство «Лирень», 1916 г. Ручной коллаж М. Синяковой. Из собрания В.С. Михайловича. Название книги в переводе с цыганского означает: «Люблю твои глаза!
2. Григорий Петников. Поросль солнца. 3-я книга стихов. Москва, Издательство «Лирень», 1918 г. Иллюстрации М. Синяковой.
1916 Н.Асеев. Ой конин дан окейн! Четвёртая кн. стихов. М, Изд. Ливень. Ручной коллаж художницы. Из собрания В.С. Михайловича. (400x500, 78Kb) 1916 Н.Асеев. Ой конин дан окейн! Четвёртая кн. стихов. Музей современного искусства, Нью Йорк (МОМА) (400x500, 55Kb)

1. Николай Асеев. «Ой конин дан окейн!» Четвёртая книга стихов. Москва, Издательство «Лирень», 1916 г. Ручной коллаж М. Синяковой. Из собрания В.С. Михайловича.
2. Николай Асеев. «Ой конин дан окейн!» Четвёртая книга стихов. Москва, Издательство «Лирень», 1916 г. Ручной коллаж М. Синяковой. Музей современного искусства, Нью Йорк (МОМА)

В годы гражданской войны М. Синякова, находясь в Красной Поляне, сближается с кругом местных художников-авангардистов Е.А.Агафоновым, Б.В.Косаревым, В.Д.Ермиловым. Её работы публикуются в харьковских левых изданиях - журнале «Пути творчества», 1919 г., №5 и «Сборнике нового искусства», 1919 г. Из воспоминаний М.Синяковой об этом периоде её жизни: «Сколько себя помню, рисовала и писала. С натуры. Писала молодых ребят и взрослых мужчин, девушек с лицами мадонн, женщин. Обнажённых. В купальне, в лучах солнца, в тени раскидистых деревьев. Среди животных - коз и баранов. Кто только не позировал мне! Наше жилище постоянно посещали писатели и поэты Хлебников, Пастернак, Асеев, Каменский. Все они были молодые, привлекательные. Хлебников сначала противился позировать обнаженным, говорил, что он не Феб, но и он уступил. Сестры также были моими моделями. Красную Поляну вспоминаю, как наипрекраснейшеешее время в моей жизни».

1919 На берегах Сены. Бум, акв. 26 х 35 см. Семейная кол. Уманских. (700x519, 117Kb)
На берегах Сены. 1919 г. Бумага, акварель. 26х35 см. Семейная коллекция Уманских, Украина.
1919-1920 Семья. Бум, акв. Музей укр. живописи, Днепропетровск (440x700, 116Kb)
Семья. 1919-1920 гг. Бумага, акварель. Музей украинской живописи, Днепропетровск (ныне г. Днепр).
1920 Ева. Акварель на бумаге (527x700, 201Kb)
Ева. 1920 г. Бумага, акварель.
1920 Ева. Бумага, акварель. 28×21,5 см. ЧС, Киев (518x700, 212Kb)
Ева. 1920 г. Бумага, акварель. 28х21,5 см. Частное собрание, Киев.
1920 Любовники. Акварель на бумаге (430x700, 164Kb)
Любовники. 1920 г. Бумага, акварель. Частное собрание С.И. Григорьянца, Москва.
1922 Пикник на траве. Бум, гуашь 9,625 х 8,625 дюйм. ЧС (567x640, 86Kb)
Пикник на траве. 1922 г. Бумага, гуашь. 24,5х21,9 см. Частное собрание.
Солнце. Бум, акв, каран. 41,5 x 31,8 cm. ЧС. Аукцион Кристис (535x700, 222Kb)
Солнце. Бумага, акварель, карандаш. 41,5x31,8 см. Аукцион Christies, 2017 г.
Без названия. Бумага, акварель, карандаш. 35,5 x 22 см. ЧС (399x700, 184Kb)
Без названия. Бумага, акварель, карандаш. 35,5x22 см. Частное собрание.
Без названия. Бум, акв. 35х22 см. ЧС (451x700, 154Kb)
Без названия. Бумага, акварель. 35х22 см. Частное собрание.
Гарем (424x700, 137Kb)
Гарем. Бумага, акварель. Частное собрание.

В 1922 г. Мария Синякова окончательно переехала в Москву. В московский период отошла от своей декоративной манеры и начала развивать новые строгие формы в черно-белой графике и книжной иллюстрации. Отдав дань неопривитивизму, она создала серию шаржированных портретов известных в то время поэтов и писателей Ахматовой, Брюсова, Есенина, Маяковского, Северянина и др. Эти портреты демонстрировались на «Выставке революционной литературы», устроенной по случаю 20-летия революции 1905 г. в 1925 г. Синякова участвовала в многочисленных выставках, советских и зарубежных: «Выставка художников «4 искусства» (1925 г., Москва, Музей изящных искусств, ныне ГМИИ им. Пушкина), «Международная выставка «Искусство книги» (1927 г., Лейпциг), «Современное книжное искусство на международной выставке прессы в Кельне» (1928 г.), «Международная выставка «Искусство книги» (1931 г., Париж) и др.

1920-е Музыканты. Х, м. 67,5х55,5 см. ЧС (571x700, 137Kb)
Музыканты. 1920-е гг. Холст, масло. 67,5х55,5 см. Частное собрание.
1920-е Без названия (427x700, 123Kb)
Без названия (Цирк). 1920-е гг.
Цирковые сцены. Бум, смеш. техн, гуашь, паст. 30 x 40 см. (490x700, 179Kb)
Цирковые сцены. Бумага, смешанная техника, гуашь, пастель. 30x40 см. Частное собрание.
Акварель из альбома А.Крученых (700x420, 129Kb)
Акварель из альбома Алексея Крученых (1886-1968)
Лошади и купальшицы. Бум, смеш. техн, гуашь, паст, 30х40 см. ЧС (671x700, 228Kb)
Лошади и купальщицы. Бумага, смешанная техника, гуашь, пастель. 30х40 см. Частное собрание.
1923 Восемь девок, один я. Цветной карандаш на бумаге (693x700, 176Kb)
Восемь девок, один я. 1923 г. Бумага, цветной карандаш.
1925 Вакханалия. Бум, каранд. 18,5х14 см. ЧС (535x700, 116Kb)
Вакханалия. 1925 г. Бумага, карандаш. 18,5х14 см. Частное собрание.
1920-е Синякова-Уречина М.И. - Старцы. Картон, смеш. техн. 24х17 см. Аукцион Совком (473x700, 89Kb)
Старцы. 1920-е гг. Картон, смешанная техника. 24х17 см. Аукцион Совком, 2008 г.
1920-е Петроград (700x485, 145Kb)
Петроград. 1920-е гг. Рисунок.
1926 Портрет С.Есенина. Рисунок (700x465, 55Kb)
Шарж на Анну Ахматову 1920-е (364x500, 58Kb)Шарж на Алексея Крученых 1925 (400x500, 51Kb)

1. Шарж на Анну Ахматову. 1920-е гг.
2. Шарж на Алексея Крученых. 1924-1925 гг.
Шарж на Владимира Маяковского 1924 (437x500, 60Kb)Шарж на Hиколая Асеева 1924 (364x500, 68Kb)

1. Шарж на Владимира Маяковского. 1924 г.
2. Шарж на Hиколая Асеева. 1924 г.
Шарж 1924 Сергей Третьяков (399x500, 59Kb)Шарж О.Брик 1924 год. (429x500, 45Kb)

1. Шарж на Сергея Третьякова. 1924 г.
2. Шарж на Осипа Брика. 1924 г.
Шарж на Игоря Северянина 1920-е (400x500, 60Kb)Шарж на Андрея Белого (400x500, 57Kb)

1. Шарж на Игоря Северянина. 1920-е гг.
2. Шарж на Андрея Белого. 1920-е гг.
Шарж на Валерия Брюсова 1925 (275x500, 53Kb)Шарж В.Шкловский   1923 год. (400x500, 68Kb)

1. Шарж на Валерия Брюсова. 1925 г.
2. Шарж на Виктора Шкловского. 1923 г.
Шарж на Михаила Кольцова 1924 (400x500, 66Kb)Шарж М. Левидов   1924 год. (400x500, 67Kb)

1. Шарж на Михаила Кольцова. 1924 г.
2. Шарж на Михаила Левидова. 1924 г.
Шарж Д. Петровский   1920-е годы. (400x500, 63Kb)Шарж на И. Сельвинский     1925 год. (400x500, 60Kb)

1. Шарж на Дмитрия Петровского. 1920-е гг.
2. Шарж на Илью Сельвинского. 1925 г.

В конце 1920-х гг. и в 1930-е годы в связи с усилившейся борьбой с формализмом в искусстве Мария Синякова отошла от живописи и целиком посвятила себя книжной иллюстрации. На верхах составлялись списки неугодных писателей, композиторов, художников. «Первыми жертвами «беспощадной борьбы с формализмом» явились Павел Филонов и его ученики - группа аналитического искусства. Один из сильнейших его учеников Василий Купцов выставил очень сильную вещь - самолет «АНТ-20» «Максим Горький», за что подвергся резкой критике. Дело не ограничивалось критическими выступлениями. Филонов был выброшен из художественной жизни России 1930-х гг. На протяжении десяти лет, вплоть до смерти от голода в блокадном Ленинграде в 1941 г., художник не выходил из дома, ни с кем не общался, никого не пускал в мастерскую, кроме малой группы оставшихся ему преданными учеников. Купцов в 1935 г. покончил с собой». (Мария Чегодаева. К истории социалистического реализма в России. Часть 3-я).
1934 АНТ-20 «Максим Горький». Х, м. 110 х 121 см. ГРМ (700x587, 188Kb)
Василий Васильевич Купцов (1899-1935) АНТ-20 «Максим Горький». 1934 г. 110 х 121 см. Государственный Русский Музей.
Одной из первых книг, оформленных М.Синяковой, была книга А.Крученых «Разбойник Ванька-Каин и Сонька-маникюрщица» (1925 г.). Больше всего Синякова оформила детских книг Н.Асеева, К.Чуковского, К.Ушинского и др. Всего по моим подсчетам Синякова проиллюстрировала 14 книг. Общий тираж детских книг с её иллюстрациями, изданных в 1930-е гг., составил 645 тысяч экземпляров. В 1937 г. Синякова оформила тетраптих В.Маяковского «Облако в штанах» и книгу Н.Асеева «Маяковский начинается» (1940 г.)
1925-1926 Крученых А. Разбойник Ванька-Каин и Сонька-маникюрщица. Уголовный роман. Книга 132-я (400x600, 145Kb)1925-1926 Крученых А. Разбойник Ванька-Каин и Сонька-маникюрщица. Уголовный роман. Книга 132-ая (400x600, 81Kb)

А. Крученых А. Разбойник Ванька-Каин и Сонька-маникюрщица. Уголовный роман. Книга 132-ая. Рисунки Марии Синяковой. Москва, Издание Всероссийского Союза поэтов, 1925 г. Обложка и титульный лист.
1926 иллюстрации к фонетическому роману А. Крученых «Сонька -маникюрщица». Бум, уголь. 25 х 18 см Аукцион (700x468, 117Kb)
А. Крученых А. Разбойник Ванька-Каин и Сонька-маникюрщица. Рисунок. 1925 г.
1926 иллюстрации к фонетическому роману А. Крученых «Сонька -маникюрщица». Илл. (435x700, 324Kb)1926 иллюстрации к фонетическому роману А. Крученых «Сонька -маникюрщица». Илл. 2 (435x700, 338Kb)

А. Крученых А. Разбойник Ванька-Каин и Сонька-маникюрщица. Рисунки Марии Синяковой. Москва, Издание Всероссийского Союза поэтов, 1925 г.
ФОТО Сестры Синяковы - Мария, Оксана, Надежда и Вера - копия (400x431, 51Kb)
Сестры Синяковы: Мария, Оксана, Надежда и Вера. Фото 1920-х гг.

ДЕТСКИЕ КНИГИ, ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЕ МАРИЕЙ СИНЯКОВОЙ:
1929 Н. Асеев - Цирк. рис. М. Синяковой. (300x400, 94Kb)1928 А. Перегудов -Казенник. Рисунки М. Синяковой.- (300x400, 51Kb)1929 С. Федорченко - Семь листков про рыб и зверьков. (300x400, 66Kb)

1. Н. Асеев. Цирк. Рисунки М. Синяковой. Государственное издательство, 1929 г.
2. А. Перегудов. Казенник. Рисунки М. Синяковой. Государственное издательство, 1928 г.
3. 1929 С. Федорченко. Семь листков про рыб и зверьков. Государственное издательство, 1929 г.
1930 Мария Синякова. Обложка практического пособия для детей «Игры со светом и цветом» (300x400, 61Kb)
1930 Мария Синякова. Обложка практического пособия для детей «Игры со светом и цветом» 2 (300x400, 52Kb)
1930 Э. Сетон-Томпсон - АРНО. Худож. М. Синякова.- (300x400, 50Kb)

1-2. 1930 Мария Синякова. Практическое пособие для детей «Игры со светом и цветом». Государственное издательство, 1930 г.
3. Э. Сетон-Томпсон. АРНО. Художник М. Синякова. Государственное издательство, 1930 г.
1931 Книга с иллюстрациями Марии Михайловны Синяковой - КИТАЙ. М, ОГИЗ (300x400, 71Kb)1931 Книга с иллюстрациями Марии Михайловны Синяковой - КИТАЙ 2 (300x400, 71Kb)1931 Книга с иллюстрациями Марии Михайловны Синяковой - КИТАЙ 3 (300x400, 69Kb)
1931 Книга с иллюстрациями Марии Михайловны Синяковой - КИТАЙ 4 (300x400, 78Kb)1931 Книга с иллюстрациями Марии Михайловны Синяковой - КИТАЙ 5 (300x400, 81Kb)1931 Книга с иллюстрациями Марии Михайловны Синяковой - КИТАЙ 6 (300x400, 72Kb)

1-6. Китай. Книга с иллюстрациями М. Синяковой. Москва, ОГИЗ, Молодая гвардия, 1931 г.
1931 Л.Синицына - Прыгают-летают  рис. М. Синяковой. М. Молодая гвардия [ (300x400, 64Kb)1931 Л.Синицына - Прыгают-летают  рис. М. Синяковой. М. Молодая гвардия 2 (300x400, 43Kb)1932 Н. Павлович - Барабанщик совхоза. рис. М. Синяковой.- 2-е. изд (300x400, 58Kb)

1-2. Л.Синицына. Прыгают-летают. Рисунки М. Синяковой. Москва, ОГИЗ, Молодая гвардия, 1931 г.
3. Н. Павлович. Барабанщик совхоза. Рисунки М. Синяковой. 2-е издание. Москва, ОГИЗ, Молодая гвардия, 1932 г.
1932 Ульрих Е., Саконская Н. Смотр игрушек-самоделок. Рисунки М. Синяковой. Москва 1 (300x400, 59Kb)1932 Ульрих Е., Саконская Н. Смотр игрушек-самоделок. Рисунки М. Синяковой. Москва 3 (300x400, 60Kb)1932 Ульрих Е., Саконская Н. Смотр игрушек-самоделок. Рисунки М. Синяковой. Москва 4 (300x400, 52Kb)

1-3. Е. Ульрих, Н. Саконская. Смотр игрушек-самоделок. Рисунки М. Синяковой.
Москва, ОГИЗ, Молодая гвардия, 1932 г.
1937 В.Маяковский - Облако в штанах.  Тетраптих. Илл. М. Синяковский. М, Гослитиздат, (300x400, 48Kb)1937 В.Маяковский - Облако в штанах.  Тетраптих. Илл. М. Синяковский. титул (300x400, 30Kb)1937 В.Маяковский - Облако в штанах.  Тетраптих. Илл. М. Синяковский. илл 3 (300x400, 51Kb)

1-3. В. Маяковский. Облако в штанах. Тетраптих. Москва, Гослитиздат, 1937 г. Обложка, титульный лист и иллюстрация М. Синяковой.
1937 Иллюстрации к поэме Облако в штанах 1 (632x700, 117Kb)
В. Маяковский. Облако в штанах. Иллюстрация М. Синяковой (1)
1937 Иллюстрации к поэме Облако в штанах 2 (632x700, 127Kb)
В. Маяковский. Облако в штанах. Иллюстрация М. Синяковой (2)
1938 Осенний натюрморт. Бумага, смешанная техника, 32,5 х 43,8 см. ЧС (700x520, 173Kb)
Осенний натюрморт. 1938 г. Бумага, смешанная техника. 32,5х43,8 см. Частное собрание.

Во время Великой Отечественной войны Мария Синякова была в эвакуации и жила в Елабуге в одном доме с Мариной Цветаевой. Чтобы не умереть с голоду, втайне ходила собирать картофель. Из наследия Марии Синяковой 1940-х гг. сохранилось немногое - несколько портретов и книжные иллюстрации к старофранцузскому эпосу «Песнь о Роланде», 1943 г.

1940-е Портрет Веры Михайловны Гехт, сестры художницы. Литография, на бумаге 34,8х26 см. ЧС (566x700, 147Kb)
Портрет Веры Михайловны Гехт, сестры художницы. 1940-е гг. Литография, на бумаге 34,8х26 см. Частное собрание.
1940 Портрет В. Хлебникова. Литография. Илл. из книги В.Хлебников - Творения. М. СМ, 1986 г. (400x581, 67Kb)
Портрет Велимира Хлебникова. 1940 г. Литография. Иллюстрация из книги В.Хлебников. Творения. Москва, Издательство «Советский писатель», 1986 г.
1940 Портрет Тихона Чурилина. (505x700, 141Kb)
Портрет поэта Тихона Чурилина (1885-1946). 1940 г. Рисунок.
1943 Песнь о Роланде. Илл. Синяковой (448x700, 154Kb)
Песнь о Роланде. Старофранцузский эпос. Вольное стихотворное переложение Сергея Боброва.
Предисловие Ильи Эренбурга. Рисунки Марии Синяковой. Москва-Ленинград, Детгиз, 1943 г. Обложка.

1943 Песнь о Роланде. Илл. Синяковой-1 (400x600, 104Kb)
1943 Песнь о Роланде. Илл. Синяковой-1а (400x600, 147Kb)
1943 Песнь о Роланде. Илл. Синяковой-2 (400x600, 133Kb)1943 Песнь о Роланде. Илл. Синяковой-3 (400x600, 144Kb)

1943 Песнь о Роланде. Илл. Синяковой-4 (400x600, 128Kb)1943 Песнь о Роланде. Илл. Синяковой-5 (400x600, 137Kb)

1-6. Песнь о Роланде. Старофранцузский эпос. Вольное стихотворное переложение Сергея Боброва.
Предисловие Ильи Эренбурга. Рисунки Марии Синяковой. Москва-Ленинград, Детгиз, 1943 г.
1948 Радио Москвы. Картон, гуашь, коллаж. 23,4х17 см. ЧС (500x673, 103Kb)
Радио Москвы. 1948 г. Картон, гуашь, коллаж. 23,4х17 см. Частное собрание.

В 1952 г. Марию Синякову исключили из Союза художников за «пресмыкательство перед западным искусством». Она была лишена возможности участвовать в выставках, иллюстрировать книги. Как пишет Л.Алексеева, «ей приходилось раскрашивать игрушки, работать на полиграфической фабрике, делать плакаты для нового университета, рисовать лекарственные растения к медицинскому атласу». В 1956-1958 гг. решался вопрос о восстановлении её членства в МОСХе. После восстановления её членства в МОСХе в 1958 г. она получила возможность устраивать персональные выставки. Единственная такая персональная выставка М. Синяковой-Уречиной состоялась в сентябре 1969 г. в киевском отделении Союза писателей.
После выставки в Киеве и публикаций в печати к Синяковой, потянулись художники, коллекционеры, искусствоведы из Парижа, Нью-Йорка, Варшавы, Тбилиси, Киева. Молодые московские нонконформисты нашли в ее лице «сообщника» и показывали ее картины на своих бунтарских подпольных выставках. А она воспринимала успех сдержанно и спокойно.

1950-е Народное гуляние. По мотивам ранних акварелей. Х, м. 94,5х79,5 см. (Павлодар) (602x700, 288Kb)
Народное гуляние. По мотивам ранних акварелей. 1950-е гг. Холст, масло. 94,5х79,5 см. Павлодарский областной художественный музей.
1952 Зимний пейзаж. Карт, масло. 37,5 x 49,5 см. ЧС (700x542, 176Kb)
Зимний пейзаж. 1952 г. Картон, масло. 37,5x49,5 см. Частное собрание.
1950-е Розы (535x700, 121Kb)
Розы. 1950-е гг.
Натюрморт с цветами в белой вазе. Картон, масло, 33,5x43,5 см. ЧС (541x700, 302Kb)
Натюрморт с цветами в белой вазе. Картон, масло. 33,5x43,5 см. Частное собрание.
Bouquet de fleurs sur entablement. Х, м. 60х74 см. ЧС (700x580, 198Kb)
Букет цветов на столе. Холст, масло. 60х74 см. Частное собрание.
1960 Портрет сестры художницы Ксении Асеевой (Синяковой). Х, м. 60 x 49 cм. ЧС Аукцион Bonhams, 2017 (566x700, 113Kb)
Портрет сестры художницы Ксении Асеевой (Синяковой). 1960 г. Холст, масло. 60x49 cм. Аукцион Bonhams, 2017 г.
Татьяна Владимировна Синякова. (558x700, 134Kb)
Портрет Татьяны Владимировны Синяковой.
Евгения Ивановна Синякова, урожд. Козырева. (552x700, 122Kb)
Портрет Евгении Ивановны Синяковой, урожд. Козыревой.

И в заключение, как всегда, несколько недатированных картин Марии Михайловны Синяковой – загадки для искусствоведов:

Пейзаж (Собр. банка) (700x471, 117Kb)
Пейзаж. Холст, масло. Собрание...банка.
Карнавал зверей. Бум, смеш. техн, гуашь, паст. 18х23  см. ЧС (700x532, 166Kb)
Карнавал зверей. Бумага, смешанная техника, гуашь, пастель. 18х23 см. Частное собрание.
Павлин. Бум, гуашь. 24 x 19 cm. ЧС (552x700, 120Kb)
Павлин. Бумага, гуашь. 24x19 см. Частное собрание.
Рыба. sinyakova_fish (694x700, 161Kb)
Рыба. (Sinyakova - Fish)

Мария Михайловна Синякова-Уречина умерла 30 мая 1984 г. в Москве в возрасте 94 лет.

В 1990-1991 гг. на выставке «Украинский авангард. 1910-1930», показанной в Загребе и Киеве, впервые демонстрировались работы Марии Синяковой 1914-1916 гг.: «Ева», «Карусель», «Война» (два варианта) из частных коллекций, которые привели хорватских и французских знатоков авангардистского искусства в восторг. В последующие годы работы Марии Синяковой регулярно выставлялись на выставках русского авангарда.
ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x510, 252Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г.
ИСТОЧНИКИ:
1. Синякова-Уречина, Мария Михайловна - Википедия
2. http://rusavangard.ru/online/biographies/cinyakova-mariya-mikhaylovna/
3. https://www.liveinternet.ru/users/2225732/post154740396/ Синяковых пять сестер
4. https://artinvestment.ru/auctions/57900/
5. https://colovrat.at.ua/publ/8-1-0-87
6. Мария Синякова. Из воспоминаний. Русский футуризм: теория, практика, воспоминания. М. Наследие, 1999 г.
7. В. Божко (Харьков). Мария Михайловна Синякова dspace.nbuv.gov.ua›bitstream/handle/123
8. http://robinzon.tv/pda/articles/597
9. https://www.shukach.com/ru/node/283





Рубрики:  Художники русского авангарда/Русский авангард
Русский авангард
Объединение Союз молодежи
Живопись
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 4 пользователям

natali_100   обратиться по имени Вторник, 24 Апреля 2018 г. 22:25 (ссылка)
Здравствуйте, Вячеслав Дмитриевич! Большое спасибо! После перерыва зашла на сайт и сразу увидела рассказ о такой интересной, необыкновенно (имхо) талантливой художнице!
Ответить С цитатой В цитатник
Слава44   обратиться по имени Среда, 25 Апреля 2018 г. 00:33 (ссылка)
Слава44, Спасибо, Наташа. Заходите почаще
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Среда, 25 Апреля 2018 г. 15:26 (ссылка)
Спасибо! Забрала, пошла прорабатывать.Ваш шрифт не для моих глаз
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку