А.С. Шендеров (1897-1967) Две балерины. 1959 г. Цветная автолитография. 61х49 см. Частное собрание.
Когда-то в молодости я написал шутливое двустишие и послал его в «Литературную газету» в «Клуб 12 стульев». Не напечатали. А вот теперь стихи пригодились:
«На пастелях всех ДегА
Видна голая ногА…»
Они очень хорошо подходят и к русскому художнику Александру Семеновичу Шендерову (1897-1967), участнику выставок объединения «Мир искусства».
Александр Семенович Шендеров родился 28 октября 1897 г. в Ростове-на-Дону. Начинает рисовать в школьные годы в Ростове-на-Дону. После окончания классической гимназии проходит курс анатомии в Университете и курс истории искусств в Археологическом Институте. В 1918-1919 гг. успешно участвует в городских художественных выставках.
В 1921 г. переезжает в Петроград, где знакомится с А.Н. Бенуа, который заведует в это время картинной галереей Эрмитажа. Изучение живописи старых мастеров под руководством Бенуа определяет художественные пристрастия молодого Шендерова. Его особенно привлекает наследие итальянского Возрождения, шедевры эрмитажной коллекции «малых голландцев». Академическое образование Шендеров начинает в мастерской К.С. Петрова-Водкина, но занимается там недолго и переходит в художественную школу А.Ф. Гауша, где учится у М.В. Добужинского. В кругу его друзей и единомышленников - ленинградские художники Н. Лансере, Г. Верейский, В. Воинов, В. Гринберг. Вместе с ними он участвует в 1924 г. в последней выставке объединения «Мир искусства».
Первые произведения Шендерова отмечены особым вниманием к классической традиции. Острота образного замысла сочетается в них с тщательностью живописной техники в духе старых мастеров. В портретах актёра М. Гипси (1923 и 1924 гг.), в «Натюрморте с курицей» (1926 г.) он мастерски использует гладкое письмо с лессировками и виртуозной передачей фактуры предметов и тканей.
Актер ТЮЗа М. Гипси с четками. 1924 г. Холст, масло. 84х51 см. Государственный Русский музей.
Банковский мостик. 1928 г. Холст, масло. 137,5х141 см. Частное собрание.
В 1920-1930-е гг. Александр Шендеров работал в издательстве «Детская литература» (Детгиз) под руководством В.В. Лебедева, преподавал на архитектурном факультете Ленинградского института инженеров промышленного строительства.
В 1934 г. Шендеров был арестован. Пребывание в тюрьме и исправительно-трудовом лагере на канале Москва-Волга, а затем и запрет жить в Ленинграде, искусственно вырывают его из привычной художественной среды. После досрочного освобождения в 1936 г. Шендеров переезжает в Ростов и продолжает работать. Возобновляется интерес к анималистическому рисунку, который занимал его и прежде. Он обращается к жанровой живописи, к лирической трактовке обнаженной натуры («Женщина, моющая ноги», 1936 г.), к натюрморту («Натюрморт с зеркалом», 1936 г.), к портрету. Именно в это предвоенное время создан, редкий в иконографии композитора, портрет молодого Д.Д. Шостаковича, недолго концертировавшего в Ростове весной 1941 г.
Натюрморт с зеркалом (Автопортрет в зеркале). 1936 г. Холст, масло. 45x60 см. Государственный Русский музей.
Трамвайная остановка. 1939 г. Государственный Русский музей. Приобретено у Н.З. Ганкиной, вдовы художника в 2000 г., С-Петербург.
Невский проспект. 1939 г. Холст, масло. Государственный Русский музей. Приобретено у Н.З. Ганкиной, вдовы художника в 2000 г., С-Петербург.
В июне 1941 г. А.С. Шендеров уходит добровольцем в действующую армию, где служит рядовым санитаром. После досрочной демобилизации из-за обострившейся болезни, приобретенной в лагере, он в 1944 г. возвращается в Ростов, недавно освобожденный от оккупации, и узнает, что все его произведения, хранившиеся в мастерской, вывезены оккупационной администрацией в Германию. Состояние личного смятения, переживание разрушений, которым подвергся его родной город, когда в нём хозяйничали вражеские войска, все это находит выражение в остро эмоциональных полотнах 1944-1945 гг. «Трагический пейзаж», «Троллейбусы на Садовой» (оба 1944 г.) отличаются повышенным динамизмом композиции и цвета. В первом преобладают густые, тяжелые оттенки синего, темно красного и чёрного. Во втором особо акцентируется мотив движения, волнения в природе и атмосфере города, звучат темно зеленые и охристые сочетания. А большинство произведений Шендерова 1920-1930-х гг. погибли во время блокады в Ленинграде.
Донской пейзаж. 1940 г. Холст, масло. 69,5 х 79,5 см. Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.
В 1946 г. после печально известного партийного постановления «О журналах «Звезда» и «Ленинград», в обстановке всеобщей подозрительности и перестраховки от возможных обвинений в отклонении от единого метода социалистического реализма, Шендерова исключают из Ростовского Союза художников за «формализм и эстетство». Заслуженное признание приходит к Шендерову лишь в середине 1950-х гг. После реабилитации и отмены административных ограничений, он, наконец, возвращается в Ленинград и целиком отдается творчеству, свободному от всяких наветов. Здесь, в близком кругу ленинградских единомышленников он много рисует. С увлечением работает в экспериментальной литографской мастерской Ленинградского Союза художников, создает несколько серий автолитографий на темы балета. После множества натурных штудий балерин, отдыхающих или ожидающих выхода на сцену, естественным оказался переход художника к живописным композициям на темы балета («Танец с веерами», «На репетиции», «Балерины с солнышком») и темы обнаженной натуры. В этих новых произведениях он добивается оригинального использования цвета, извлекая из техники литографии эффекты, близкие масляной живописи.
Стоящая балерина с рукой на талии. 1959 г. Автолитография. 66х46 см. Частное собрание.
Бабочка. Литография. 76х54,7 см. Частное собрание.
Смотрящая вниз. 1959 г.
Балерина. Цветная автолитография. 1959 г. 71,5х50 см. Частное собрание.
1. Головы обезьян. Наброски. 1951 г. Бумага, акварель, карандаш. 56х38,5 см. Частное собрание.
2. Пеликаны. 1952 г. Бумага. гуашь. 49х36 см.
Шестидесятые годы стали особенно плодотворными для Шендерова. За недолгие семь лет им было создано множество совершенно оригинальных полотен. Продолжает свою излюбленную серию автолитографий на темы балета и обнаженной натуры. Живописность особенно характерна для серии листов по мотивам «Книги Джунглей» Р. Киплинга (1960 г.). Особое место среди живописных композиций этого времени занимает цикл из пяти полотен, посвященных цирку: «Воспоминания о цирке», «Выход слонов», «Дрессировщица леопардов» (все 1960 г.), «Морской лев-жонглер» (1965 г.), «Вальс. Сиреневый конь» (1967 г.).
Обнаженная с зеркалом. 1960 г. Цветная литография. 23x42 см. Частное собрание.
Моющая спину. 1960 г. Холст, масло. 92х53 см. Частное собрание.
Перед зеркалом. 1960 г.
Обнаженная с зеркалом. 1960 г. Цветная литография. 44,5х29 см. Частное собрание.
Танцовщицы. 1960-е гг. Цветная автолитография. 57,5х82,5 см. Частное собрание.
Танец. 1965 г. Холст, масло. 90х90 см. Частное собрание.
Перед выступлением (На репетиции). 1961 г. Холст, масло. 75,5х58,5 см. Частное собрание.
Отдых (Сидящая балерина). 1961 г. Цветная автолитография. 60х36 см. Частное собрание.
Сидящая в розовом трико. 1961 г. Цветная автолитография. 57х44,8 см. Частное собрание.
Танец (Две обнаженные). 1961 г. Цветная автолитография. 54х32 см. Частное собрание.
На диване. 1961 г. Холст, масло. 68х105 см. Частное собрание.
Позирующая танцовщица (Венера). 1961 г. Холст, масло.
Обнаженная у зеркала. Цветная автолитография. 36х58 см. Частное собрание.
Балерина (На красном). 1962 г. Цветная автолитография. 56х31,5 см. Частное собрание.
Балерина. 1962 г. Цветная литография. 52х37 см. Частное собрание.
Обнаженная с синим браслетом. 1963 г. Холст, масло. 74х86 см. Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.
Балерина на растяжке (The Stretching Dancer). Литография. 48х60 см. Частное собрание.
Три литографии. 1960-е гг. Shapiro Auctions LLC, 2016 г.
Балерина, стоящая спиной к зрителю (Back ). Литография. 72x40 см. Shapiro Auctions LLC, 2016 г.
Наклонившаяся балерина (Bending Down). Литография. 56x36 см. Shapiro Auctions LLC, 2016 г.
Балерина у зеленого занавеса (Ballet Dancer Near a Green Curtain). Литография. 65x24 см. Shapiro Auctions LLC, 2016г.
1. Балерина. Цветная литография. 56х26 см. Частное собрание.
2. Балерина. Цветная литография. 56x18 см. Частное собрание.
Обнаженная у зеркала (Венера у зеркала). Цветная литография. 36,5x25 см. Частное собрание.
Педикюр. Цветная автолитография. 48x37 см. Частное собрание.
После купанья (С полотенцем). Цветная автолитография. 46х28 см. Частное собрание.
Вальс. Сиреневый конь. 1967 г. Холст, масло. 90х95 см. Частное собрание.
Воспоминание о цирке. Четвертый вариант. 1967 г. Холст, масло. 95х90 см. Частное собрание.
«Серые братья». Иллюстрация к «Книге джунглей» Р. Киплинга. 1960 г.
Александр Семенович Шендеров умер 2 ноября 1967 г. в Ленинграде.
В 1975 г. в Ленинграде в залах Ленинградского отделения Союза художников состоялась большая посмертная выставка произведений А.С. Шендерова, показанная затем в нескольких городах: во Львове, Баку и Ростове-на-Дону. В 1997 г. к 100-летию со дня рождения Александра Шендерова в Санет-Петербурге состоялась его большая выставка в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. А в 2007 г. к 110-летию со дня рождения художника в Киеве выпустили альбом-монографию «Александр Шендеров».
Александр Шендеров. К 110-летию со дня рождения художника. Киев, 2007 г.
Произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее изобразительных искусств Ростова-на-Дону, в художественных галереях Петрозаводска, Архангельска и Перми, в Музее Анны Ахматовой и Росийской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, Национальной галерее Вашингтона, Музее современного искусства (МОМА) в Нью-Йорке, а также частных собраниях Э. Файн (Нью-Йорк), Я. Хейфец (Нью-Йорк), Д. Фрезера (Нью-Джерси) и др.
Г.Б. Романов. Мир искусства 1898-1927. Санкт-Петербург, Москва, Издательство «Глобал Вью», «Санкт-Петербург «Оркестр», 2010 г. - 1104 с.
ИСТОЧНИКИ:
1. Шендеров, Александр Семенович - Википедия
2. https://sovcom.ru/avtori/avtor/%D1%88/372/?p_f_2_1=372&p_f_3_1=372
3. https://artinvestment.ru/auctions/22930/works.html?wc=14
4. Г.Б. Романов. Мир искусства 1898-1927. Санкт-Петербург, Москва, Издательство «Глобал Вью», «Санкт-Петербург «Оркестр», 2010 г. - 1104 с. Тираж 500 экз.