Леонид Филатов, один из кумиров моей молодости. Сколько же было талантливейших актеров, которые оставили после себя неизгладимый след в искусстве! |
Леонид Филатов — не только всеми любимый актер, писатель, режиссер и автор передачи «Чтобы помнили», но и человек,
фактически каждая строчка которого стала афоризмом. Несколько смешных, дерзких и умных цитат кумира 80-х
«Мир движется тихонечко по фазе, / Ступеньки перепрыгивать нельзя. / Из тех же, кто из грязи сразу в князи, / Плохие получаются князья!»
«Чтоб худого про царя / Не болтал народ зазря, / Действуй строго по закону, / То бишь действуй… втихаря».
«На свете нет ужаснее напасти, / Чем идиот, дорвавшийся до власти».
«А намедни был грешок — / Чуть не выдумал стишок, / Доктора перепугались, / Говорят — любовный шок!» Читать далее
|
Красивая деревушка |
|
Живопись. Взгляд на мир через кисть художника... |
Диего Веласкес. Менины. 1656 г. Музей Прадо, Мадрид
Диего Веласкес (1599-1660 гг.) — один из величайших художников всех времён.
Самое удивительное, как ему вообще удалось это доказать потомкам.
Он был придворным художником испанского короля. Написав бесчисленное количество его портретов, а также портретов его семейства и придворных.
Как правило, талант в таких условиях чахнет. Ведь нужно писать то, что понравится узкому кругу людей.
Шедевры же создаются по-другому. Гораздо чаще вопреки вкусам окружающих.
Но Веласкесу удалось невозможное. И яркое тому подтверждение — его главный шедевр «Менины».
Сюжет «Менин» Веласкеса сложный. Но он поддаётся расшифровке.
5-летняя инфанта (испанская принцесса) пришла в мастерскую художника в сопровождении своей свиты. Она захотела посмотреть, как создаётся портрет её родителей, королевской четы.
Сложность сюжета в том, что Веласкес изобразил эту сцену очень неординарно.
Половина персонажей смотрят на нас. Но на самом деле они смотрят на короля с королевой, которых рисует Веласкес. Поэтому он и стоит рядом с холстом.
О том, что это именно так, мы понимаем благодаря зеркалу за спиной художника.
В зеркале отражается пара. Это Король Филипп IV и его жена Марианна Австрийская.
Для меня эта задумка художника очевидна по одной простой причине.
В верхнем правом углу зеркала отражается красный занавес. Такой же оттенок красной краски мы видим и на палитре художника.
Несмотря на размытость изображения, нам нетрудно определить, что изображены именно Филипп IV и Марианна Австрийская. Слишком уж у них характерные черты. Достаточно посмотреть на другие их портреты.
Портреты Диего Веласкеса. Слева: Марианна Австрийская, Королева Испании. 1655-1657 гг. Музей Тиссен-Борнемисы, Мадрид. Справа: Филипп IV, Король Испании. 1644 г. Коллекция Фрика, Нью-Йорк
Веласкес сделал невообразимое. Он показал не тех, кого рисуют. А то, что видят те, кого рисуют. А видят они это нашими глазами. Ведь мы стоим на их месте.
Тем самым художник максимально вовлекает зрителя в пространство картины. И значительно это пространство расширяя. За счёт того, что мир картины виртуозно соединен с нашим миром.
Дальше — больше. Мир картины не заканчивается стенами мастерской. На заднем плане придворный распахнул дверь, когда впускал инфанту со свитой. Оттуда льётся яркий свет. Там их мир продолжается.
Можно даже выразиться в фантастическом ключе. Два мира: тот, что за дверью и наш мир, соединены происходящим в картине. «Менины» — это портал между двумя мирами.
Сразу возникает вопрос, как Веласкесу удалось осуществить такой эксперимент?
На картине он изобразил испанскую принцессу. Это, конечно, одобрялось.
Но ещё и её свиту. В том числе карликов. Никому до Веласкеса не позволялась такая дерзость.
Задача придворного художника — прославлять короля и его подданных. Изображать доблесть, отвагу и иные качества его Величества. Которых вовсе могло не быть.
Настоящему мастеру это было скучно. К коим Веласкес и относился. И он пытался самовыражаться по мере возможности. А так как Филипп IV ему очень доверял, то художнику это позволялось.
Поэтому Веласкесу удалось создать серию портретов карликов, служивших шутами при дворе. На этих портретах — это не шуты, а обычные люди. Художник не делал различий между ними и людьми из высших сословий.
Диего Веласкес. Дон Себастьян де Морра. 1645 г. Музей Прадо, Мадрид.
Другому художнику это бы не сошло с рук. Ведь карлики были по сути рабы, люди без прав. Часто их покупали за деньги, чтобы они служили в господском доме.
Ещё одну дерзость себе позволил Веласкес. Рядом с семьей короля он изобразил себя.
Известно, что Веласкес был честолюбив. Он выходец из небогатой еврейской семьи, мог позволить себе написать самого себя рядом с принцессой. Для того времени это было величайшим достижением.
Такого себе не мог позволить ни один придворный художник. До Веласкеса.
А после него это сделал лишь Франсиско Гойя. Ему тоже было можно. Вот он стоит у холста позади семьи Карла IV. 150 лет спустя.
Франсиско Гойя. Портрет семьи Карла IV. 1800 г. Музей Прадо, Мадрид.
О том, что Веласкес честолюбив, нам говорит ещё пару деталей. На момент написания картины мастеру было 57 лет. Но он явно написал себя моложе, лет на 15. Конечно, чтобы соответствовать окружению.
А ещё мы видим на его груди красный крест — это орден Сант-Яго, высшая награда в Испании в 17 веке. Но Веласкес получил его после написания картины.
Считается, что дорисовал орден другой художник по приказу короля уже после смерти Веласкеса. Но я больше склоняюсь к версии о том, что художник сделал это сам.
Слишком уж оттенок креста гармонирует с другими красными оттенками на картине. Особенно сочетается с украшениями на платьях инфанты и фрейлин.
Диего Веласкес. Менины (центральный фрагмент). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид
Кто главный герой картины, сразу понятно. Инфанта Маргарита.
Именно ее Веласкес выделяет светом. Вернее более светлыми красками, создающими у нас иллюзию того, что девочка больше всех освещена.
Видно, что Веласкес рисует ее с особой нежностью. Розовые щечки, губки. Белокурые, по-детски жиденькие волосы.
Мы знаем, что художник искренне любил девочку. Она не могла не нравится. Несмотря на близкородственный брак ее родителей (ее мать была племянницей ее отцу), каким-то чудом девочка родилась здоровой и миловидной. К тому же имела необременительный для окружающих характер.
Также освещены светом фрейлины инфанты (по испански — менины). Они тоже миловидны. Картина называется в их честь. Но я не думаю, что так Веласкес назвал картину.
Долгое время она числилась в каталогах под названием «Семья Филлипа IV”. Видимо, название «Менины» закрепилось позднее, с лёгкой руки одного из хранителей картины.
В более приглушенном свете мы видим карлицу, няню инфанты. К ней относились при дворе благосклонно. Ведь она ухаживала за Маргаритой с рождения. Которая была на тот момент единственным выжившим ребёнком королевской четы.
Возможно, карлице ставили это в заслугу. Поэтому и наградили орденом. На картине она трогает его рукой и как бы демонстрирует нам.
Диего Веласкес. Фрагмент картины «Менины» (карлики). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид
А рядом с ней ещё один карлик-ребёнок. Он играюче поставил ногу на придворного пса. Дело в том, что лишь карлики могли вести себя раскованно при дворе. Обычный придворный себе такого позволить не мог, обижать пса инфанты.
Интересный факт. Того портрета Филиппа IV и королевы Марианны, который якобы Веласкес пишет в «Менинах», в реальности не существовало. Веласкес его выдумал.
А вот отдельный портрет инфанты Маргариты в этом же платье есть. На фоне того самого красного занавеса.
Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты. 1656 г. Музей истории искусства, Вена
Вопрос, почему? И вот мы приблизились к главной загадке картины…
Почему главные люди, влияющие на жизнь Веласкеса, на картине играют явно второстепенные роли?
Король с королевой лишь отражаются в дальнем зеркале. Маршал стоит в самой дали на лестнице, его черты еле различимы. Ещё один придворный и вовсе в тени.
|
Дневник Улыбка_жизни |
|
Страницы: [1] Календарь |