-Рубрики

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Надежда_из_Чимеево

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 5) Креативные_идеи Live_Memory _В_И_Н_Т_А_Ж_ Вяжем_спицами_и_крючком Комфортариум
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) free_readings

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.10.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 3671


НАСТАВНИКИ СМИРЕНИЯ

Четверг, 08 Августа 2019 г. 14:38 + в цитатник

Каждый день приходят ко мне родители.
Сегодня одна женщина пришла: "Как помочь моему сыну?",
я спрашиваю, сколько лет. 21 год. Отнять от груди надо, уже пора.
Уже всё, ничем помочь нельзя, только молиться.

6288870__dsc0404_1_ (700x466, 400Kb)


Вот когда ребёночек на ручках, очень многое можно сделать. Очень многое.
Один наш прихожанин с женой взяли мальчика-сироту, совсем младенца, сейчас ему уже 18 лет.
За 18 лет он даже на папу нового своего стал похож. Сейчас поступил в очень хороший ВУЗ.
А если бы он остался в детском доме, он сейчас бы был в тюрьме. От воспитания очень много зависит, чрезвычайно.
Поэтому если мама или папа, или они вместе спрашивают, что им делать с сыном или дочерью, которым 15 лет,
это говорит о том, что они 15 лет ничего с ними не делали.
А воспитание – это целенаправленный процесс, как выращивание курицы, или яблоневого сада, или кактуса.
Это постоянный процесс.
Даже растения требуют обрезки, подкормки, окучивания мульчирования, борьбы с насекомыми.
А как иначе? А ребёнок – как трава в поле… или в школе.
А это вообще страсть Господня.
Получаешь готовый продукт, который есть нельзя, потому что ингредиенты несъедобные.

Однажды мне один небольшой ещё мальчик сказал:
"Никак не могу начать читать книжку".
Я спрашиваю: "Какую?" – "Приключения Тома Сойера".
Я говорю: "Интересно. Когда я был твоего возраста,
меня от этой книжки оторвать было нельзя, я её прочёл вообще за два дня".
Совсем другая жизнь: ребёнок должен предпринимать героические усилия,
чтобы заставить себя читать книгу, написанную очень талантливым автором,
переведённую очень талантливым переводчиком, и которая абсолютно соответствует его возрасту.
И он должен заставлять себя, ему это трудно – из буковок складывать слова, предложения, вникать понимать.
Потому что он привык получать всё готовое, всё разжёванное и переваренное.
На эту кашицу и смотреть-то нельзя, она и пахнет не очень, а ребёнок привык к этой интеллектуальной пище.

Христиане должны учиться заново воспитывать своих детей.
Сто лет назад, двести (и так далее в глубь веков) детей воспитывало всё общество.
Ребёнок на улице играет – за ним следит вся деревня.
Никто никогда не пройдёт мимо, если он что-то не то делает, обязательно тут же родителям скажут,
а если рукой дотянутся или смогут догнать, обязательно остановят.
А сейчас родители только и думают, в какую бы школу его спихнуть.
"О, очень хорошая школа, мне сказали".
Или в детский сад.
Только родила, ещё в декретном отпуске, сразу в детский сад.
Только куда-нибудь его пристроить.
И получаешь воспитание, как раз соответствующее данной эпохе. Выращивают не христиан, а монстров.
Когда монстр маленький, его можно ещё понудить ходить в церковь, но дальше 15-ти лет дело не пойдёт.
Потому что формальное воспитание.
В истории такое было.
Был такой человек по имени Юлиан, он учился в одной из лучших школ, его соучениками были
Василий Великий и Григорий Богослов, и были из христианских семей,
а он, хотя тоже был из христианской семьи, возненавидел и Христа, и Церковь.
И даже один из его великих соучеников сказал: "Мир ещё не знает, что за змею выращивают в этой школе".
И он стал императором, и стал закрывать церкви, и организовал ужасающие гонения на христиан.
Но по милости Божией был убит в сражении, поэтому всего четыре года христианская империя страдала от Юлиана,
которого история прозвала Отступником.
У любого историка спросите, кто был Юлиан Отступник, и любой историк вам обязательно расскажет.
Вошёл в века как тот, кто отрёкся от Христа.
6288870_V63MildSeptemberInSergievLavra (700x653, 441Kb)
А сейчас у нас практически в каждой русской семье выращивают Юлианов и Юлиан Отступников и Отступниц.
Глядя на всех нас можно спросить: "А где же ваши дети? Где они?
А где же внуки?" Что мы ответим?
Мы можем ответить только их словами: "Ой, я устал, мне некогда".
"Ой, батюшка, он устал. Ей некогда, она учится".
Чему можно учиться в этом мире, как только не христианству?
Чему ещё в этом гнилом совершенно, продажном, извращённом, развращённом мире можно учиться?
Только христианству. Всё остальное – второ-, третье-, квадро-степенно. На двадцатом месте всё остальное.
Это совершенно не важно, никто на Страшном Суде не спросит: "Ну, какая у тебя программа?
Что ты сейчас играешь на фортепьяно?", никто у тебя не спросит:
"Ну хорошо, а задачку какую решил?
Теорему Ферма решил? Нет?
Ну, жалко, для Царствия Небесного не подходишь".
Никто этого не будут спрашивать, будут только смотреть на качество твоей души.
А ты что, такое же хамло, как был 15 лет назад?
А ты так же куришь и пьёшь? А ты так же бросил своих детей?
А ты так же… и так далее, и так далее.
Ну так и что? Не люди, а монстры.
И если человек не каннибал, мы уже по него говорим:
"Ну это хороший человек."
_
Протоиерей Димитрий Смирнов
6288870_tmp4o7A0_ (548x480, 123Kb)
НАСТАВНИКИ СМИРЕНИЯ

Апостол Павел говорит: «Поминайте наставников ваших» (Евр. 13: 7).
Обычно мы называем наставниками людей, оказавших доброе влияние на нашу жизнь.
Как правило, с этими людьми мы хорошо знакомы…
Но бывает и иначе.
Я с благодарностью вспоминаю людей, с которыми едва был знаком,
но которых считаю подлинными наставниками в главном «делании» христианина – в смирении.

Когда кто-нибудь говорит:
«Вот я сейчас грешу, а потом покаюсь», – он, скорее всего, не понимает, что говорит.
Покаяться, смириться – это не значит просто исполнить
какой-то необходимый ритуал, но – прийти в особенное состояние духа,
и в это состояние приводит только Господь сообразно с расположением нашего сердца,
с прежней жизнью в ее глубинном, сущностном измерении.
Так что, если человек по отношению к истине долгое время
проявлял сознательное небрежение и дерзость, если он был упрям в своем противлении Богу, не факт, что он вообще когда-нибудь придет к покаянию.

И исключения в этом смысле только подтверждают правило.
Потому что есть такая страшная вещь, как духовная смерть, окамененное нечувствие, – когда человек совершенно утрачивает представление о себе самом, о цели существования, о духовной жизни.

И, напротив, наблюдая, как вчерашние еще безбожники в считанные дни, а иногда и часы, приходят
к глубокому и истинному покаянию, видишь ясно, как берег их, как пестовал годами и вел к этой минуте милостивый Господь.
Но вел, именно видя доброе расположение их сердца!
Это так ясно, и действительно замираешь в благоговении перед этой очевидной и неизреченной любовью Господа
к самым незаметным и «обыкновенным», как нам кажется, людям.
И хочется тогда воскликнуть только одно: «Господи, милостив буди и мне, грешному!»

Я вспоминаю первое свое причащение «на дому» в качестве священника. Я приехал тогда в старый район города,
с его захолустьем, заброшенностью, к женщине, у которой умирал брат. Он всю жизнь проработал шахтером; жизнь была тяжелая, грешная…
ну какая у шахтера жизнь, какие радости?!
Каторжный труд, а «на досуге» – друзья, выпивка, отчаянный мордобой, похмелье…
Даже семьи у брата не было: или не сумел создать, или он растерял всех – я уж не помню.
И вот он приехал к сестре в Симферополь, но тяжело заболел и буквально за несколько недель оказался на пороге смерти.
Когда я приехал, он уже был в состоянии «минимального сознания», то есть казалось, что с ним невозможно общаться,
а такого человека, конечно, невозможно ни исповедать, ни причастить. Что делать?
Я наклонился к нему и попросил, если он меня слышит и понимает, показать это движением век.
Он прижмурился, и я стал его исповедовать. Я называл грехи, потом спрашивал: кается ли он?
Он движением век показывал, что да, кается. А в конце даже прослезился.
Словом, было понятно, что человек кается осознанно. Тогда я спросил: хочет ли он принять причастие?
Он показал движением век, что хочет, и я его причастил. Через четыре часа этот человек мирно скончался.
 
По преданию Церкви, люди, удостоившиеся исповеди и причастия перед смертью, не истязаются на мытарствах,
а как чистые, святые души возносятся ангелами на небеса.
Я понимал, что такие события не случаются просто так: это великая милость – исповедоваться и причаститься перед смертью;
и я стал думать: что же в этом человеке было такого «особенного», что Господь сподобил его перед кончиной
быть причастником Христовых таинств.

Спрашиваю у сестры:

– Он в храм ходил?

– Нет, – отвечает, – не ходил.

Ну, думаю, плохо дело… Если человек еще и храмом Божиим пренебрегал…

Но на всякий случай спрашиваю:

– А почему не ходил?

– Да понимаете, батюшка, – отвечает сестра, – он считал себя недостойным.

Говорил: «Я, скотина такая, сволочь, и выпиваю иногда, и курю, и матом ругаюсь… Как же я могу в такое святое место войти?»

Понимаете?
Он действительно так считал, и, может быть, Господь за смирение,
за искреннее благоговение этого человека перед святыней принял его в святое Свое общение.

Как-то так совпало, что два похожих по обстоятельствам, по духовной сути события произошли со мной и совсем недавно.
В разные дни одной недели я посетил на дому двух женщин, умирающих от рака. Одну я особоровал, а другую причастил,
и обе они скончались через несколько часов после нашей встречи.
И вот опять же меня поразило это смирение, которое трудно передать словами, но которое – я это чувствовал ясно – и есть то самое,
настоящее смирение, к которому мы все должны стремиться.
По счастью, у этих женщин, когда я с ними общался, не было страшных болей, от которых страдают раковые больные,
и мне как бы представилась возможность «заглянуть» за их болезнь…
А там сквозила такая благодатная чистота, такая сокровенная близость к Богу,
что мне оставалось только благодарить Господа за возможность быть свидетелем этого светлого примирения.

Понятно, что и физическое истощение сыграло в нем свою роль, но, с другой стороны…
Человеку дается время и шанс предать себя всецело в руки Господа, и для этого болезнь создает предпосылки.
Но неправильно думать, что все здесь происходит «само собой», естественным образом.
Невидимая другим, но явная Богу, происходит в страждущем человеке работа души, и хотя болезнь содействует смирению,
но свой сознательный выбор, шаг навстречу Богу человек делает сам.

Одну из женщин я отпевал через несколько дней.
Вокруг было много родственников – людей, далеких от Церкви.
Они явно чувствовали себя неловко, присутствуя на богослужении.
Я знал, что и сама эта женщина только во время болезни
пришла к глубокой вере, но тем более поражался тому духовному взлету, который она успела совершить в конце земной жизни.
Это действительно впечатляет, когда человек, еще вчера изможденный мукой, улыбается умиротворенно
и ясно из гроба. Это как ответ. И это не единичный случай.
Так бывает всегда, когда человек оставляет земную жизнь, успев примириться с Богом и близкими.

И так очевидна была в этих случаях любовь Божия!
Потому что эти женщины не сделали в своей жизни ничего «особенного» и даже пришли к сознательной вере в самый последний период жизни и во многом благодаря своей болезни.
Но именно сознание, что они ничего в своей жизни не сделали доброго, я думаю, и помогло им достигнуть смирения.
И в то же время насколько труднее будет смириться тому, кто мнит себя имеющим хоть что-нибудь доброе за душой.
Это-то и есть препятствие для настоящего примирения с Богом.
А ведь это «мнение» многие из нас, называющих себя христианами, носят, так или иначе, в себе.

Дай Бог прийти нам в такую меру смирения, чтобы именно осознавать полно и ясно свою нищету,
совершенную обнаженность от добрых дел.
Чтобы нам понять: мы совсем ничего не имеем доброго, ничем не богаты: ни средствами, ни властью, ни талантами,
ни способностями, ни достоинствами. Ничем!
Это понимание – великий дар Божий, и это то, о чем говорится в Откровении Иоанна Богослова:
«Ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг»
(Откр. 3: 17).

Несколько дней я ходил под впечатлением от этих «негромких» встреч, храня в душе несомненное чувство, что я прикоснулся к тайне.
К тайне единения человека с Богом!
И это было так потрясающе, что я думал… молился от всего сердца: Господи, и я так хочу умереть… и я хочу так предаться Тебе…
всецело, без остатка!
И еще: дай мне, Господи, всегда, во всех обстоятельствах жизни иметь сердце, устремленное к Тебе!
_
Священник Димитрий Шишкин

Рубрики:  торжество_православия/ наставления
торжество_православия/протоиерей Дмитрий Смирнов
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку