Смерть можно будет побороть Усильем Воскресенья.... ....... Б.Пастернак |
Существует традиция — приглашать на могилы священника
В селах, как правило, никто никуда не спешит, священник совершает общую панихиду,
и может подойти к каждой могилочке, спеть «Со святыми упокой» или отслужить литию.
В городах с этим сложнее.
Огромные кладбища, и родственников зачастую приходится по тысяче на священника.
Как быть?
В этом вопросе скрывается еще один немаловажный нюанс поминовения усопших.
Если уж мы пришли на кладбище, главное — чтобы сердце было обращено к Богу,
и в нем звучала молитва. Но не должно быть тщеславного желания, чтобы вот именно «к моей могилочке» подошел батюшка,
именно у моего родственника отслужили.
Бог не считает метры близости священника до могилы усопшего,
и уж тем более Бог не сочувствует нашему тщеславию.
Если хочется, чтобы имя почившего сродника или близкого человека
было вознесено в молитвах, для этого есть Литургия,
особые дни поминовения, есть и личное чтение Псалтыри ― все это большое утешение для душ усопших.
Вспомните историю Киево-Печерской Лавры, когда на пасхальное приветствие преподобного Дионисия
святые отцы, в пещерах почивающие, ответили «Воистину Воскресе!».
Почему бы и нам, придя с молитвой на кладбище, не сказать нашим усопшим «Христос Воскресе!»,
прочитать у могилки Пасхальный канон, стихиры Пасхи.
Это действительно духовная радость, которой мы делимся с успошими.
_
Зачем священник на кладбище?
Молитвы над гробом, на могиле усопшего совершались всегда.
Так что сегодня Церковь ни на йоту не отходит от того, что делалось 10-15 веков назад.
В этом, кстати, может быть и миссионерский смысл.
Одно дело, когда сидит прямо-таки компашка людей, выпивающих возле могилы, и другое —
когда пришедший священник у могилы произносит священные слова, произносит священные песнопения.
Для многих ― это живая проповедь.
Без священника посещение кладбища есть следование непонятному ритуалу,
а так кто-то помолится, пусть и неосознанно, а кто-то задумается о Вечном.
Присутствие священника на кладбище имеет также и некий дисциплинарный эффект,
когда и выругаться стыдно будет, и голос повысить, и песню спеть — все-таки батюшка рядом.
Так что наличие священнослужителя помогает облагораживать эту зачастую дикую среду.
***
От седой древности христиане в послепасхальные дни
приходили для особенных молитв на могилы усопших христиан.
И сегодня важно, чтобы из обычаев Радоницы
ушло все наносное, языческое, чтобы всё, происходящее на кладбищах
в эти дни, проистекало бы из христианской любви к покойным,
а не из желания сделать «как у людей» или из простого тщеславия.
Чем больше будет нас, православных, тем большая вероятность того, что рано или поздно
кладбища превратятся в священные места молитвы, а не превозношений и увеселений.
_
#ПоминовениеУсопших
Поминая усопших, лучше сделать все правильно — по-Евангельски
Наверняка каждый знает, где неподалеку живет старуха,
для которой буханка белого хлеба ― уже лакомство, потому что она не в состоянии его себе купить.
Где-то живут вдовы, сироты, инвалиды…
Пойти в этот день к ним, принести им что-то покушать, убрать у них дома ― эти дела милосердия принесут
и нам самим, и душам наших усопших родных гораздо больше пользы, нежели собственно турпоход на кладбище.
Ведь помолиться об усопших можно в любом месте, в любое удобное время — а уж особенно в храме Божием.
Но сделать доброе дело и попросить,
чтобы помолились об упокоении раба Божьего имярек ― вот самое лучшее проведение Радоницы.
Смысл похода на кладбище, ― это, прежде всего, молитва
Ещё более важно — прийти в этот день в церковь на службу и помолиться об усопших.
Даже в небольших приходских храмах богослужения все равно совершаются — пусть даже и не Литургии,
а только панихиды.
А придя в Радоницу на кладбище (вторник второй седмицы после Пасхи), на могилы близких, не следует делать того,
что оскорбляет их память, да и Самого Бога.
Например, сейчас традиционным «атрибутом» поминовения стало распивание на могилах алкогольных напитков.
Это нонсенс, такого быть не должно.
Наставление рюмок, выливание водки в могилу, по большому счету, ― явное отвержение Евангельских норм.
Ведь сказано, что Царство Божие ― это не пища и питие (Рим. 14. 17). Получается, нами руководит типичное языческое представление о том, что покойник должен есть и пить.
С другой стороны, безотказно «срабатывает» явно нехристианское понятие о том, что если мы тут
пьем, едим и веселимся, значит, и покойнику «там» хорошо. Как не посмотреть, язычество, да и только.
А ведь главное на Радоницу ― это помянуть, то есть, помолиться о почивших, а не насытиться и упиться.
Пьянствуя же, мы свидетельствуем о том, как не любим наших усопших.
Рубрики: | торжество_православия/поминовение усопших |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |