Историческая реконструкция в живописи Позвольте познакомить вас с творчеством художни...
Художник Марк Китли (Mark Keathley). Часть 5. Осень. - (0)Вся живопись художника здесь Moonlit Encounters Harmony Lakeside Dreams Bedtime Kisses Summ...
Научитесь прощать за конфликты и слезы - (0)Научитесь прощать за конфликты и слезы,За утрату любви, за безумные грёзы,И поступки врагов, что вам...
Узнай меня!.. Пусть даже невзначай… - (0)https://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/1/129/857/129857251_126280613_126248826_75250730_321553...
Цветочные поцелуи - (0)http://i.pinger.pl/pgr467/9fee5918000b8b2752fdfdcf/052220681c806bc8287a1dcff2c22548_th2.gifПоцелуй Ж...
Тайна незнакомки в трауре раскрыта |
Тайна незнакомки в трауре раскрыта...
***
Этот мой прошлогодний пост был удален, но его, к счастью, процитировали. Пост заинтересовал подписчицу, и я его вернула.
***
Напомню вам уже знакомое фото из архива Давыдовых-Арсеньевых. Для меня оно начинает проясняться, на месте безымянных личностей появляются вполне реальные люди со своими историями.
Фото из личного архива потомка Давыдовых В.Н.Витебского
Первой я узнала пожилую даму в плетеном кресле в центре. Расскажу, кто она, но сначала погружу вас в тайны родословной семейства Давыдовых.
Наталья Давыдова, урожденная графиня Орлова, супруга героя войны 1812 года Петра Львовича Давыдова, родила четверых детей и в 35 лет скончалась от чахотки.
Наталья Владимировна Давыдова, ур. графиня Орлова, дочь графа В.Г.Орлова
***
Ее дети - три дочери (Екатерина, Елизавета, Александра) и сын Владимир, который позже стал графом Орловым-Давыдовым. Девочки так и остались просто Давыдовыми. Все они внуки младшего из пяти знаменитых екатерининских Орловых.
Фотографию Александры, или Александрины потомки сохранили.
Александра Петровна Давыдова, в замужестве графиня Эглофштейн, внучка графа В.Г.Орлова.
Фото из личного архива потомка Давыдовых В.Н.Витебского
В 15 лет Александрина (1817 г.р.) подружилась с молодой женой своего брата Владимира Ольгой, урожденной княжной Барятинской, и даже отправилась с супругами в заграничное путешествие после их свадьбы в 1832 году.
В Европе они прожили больше трех лет, в Италии познакомились с русскими художниками, среди них был Карл Павлович Брюллов, который в 1835 году написал портрет Ольги с дочерью Натальей.
К.П.Брюллов. Графиня Ольга Орлова-Давыдова с дочерью Натальей. 1835 год. ГТГ
Портрет этот остался по какой-то причине не завершенным. Брюллов намеревался написать не только Ольгу, но и ее мужа. Никто об этом факте никогда бы не узнал, если бы не художник Н.Е. Ефимов, который писал одновременно свою гуашь, на которой запечатлел момент работы Брюллова над портретом Ольги с дочерью.
Николай Ефимович Ефимов. Кабинет В.П. Давыдова с художником К.П. Брюлловым за работой в доме Давыдовых в Риме. 1835 г . Бумага на бумаге, акварель, гуашь, бронзовая краска.
На гуаши есть детали, которых не осталось в готовой работе Карла Брюллова. А именно: всадник, подъезжающий на коне к балкону, на котором сидит Ольга с дочерью (это был муж Владимир) и некая молодая дама в синей амазонке со стеком в руках. Искусствоведы об этой даме помалкивают – не знают, кто она. Дама в амазонке со стеком – это Александрина Давыдова, сестра Владимира Петровича и золовка Ольги. Об этом есть сведения в дневнике Ольги тогда еще Давыдовой (графиней Орловой-Давыдовой она станет в 1856 году).
Сравнив увеличенную деталь гуаши Ефимова с портретом Александрины, мы увидим несомненное сходство (такой носик не спутаешь ни с каким другим!)
Александрина Давыдова на гуаши Н.Е.Ефимова
В том путешествии по Европе к Александрине посватался прусский граф Фридрих Эглофштейн и получил согласие. Венчались молодые в Москве, в домовой церкви графа В.Г.Орлова на Большой Никитской, позже уехали жить в Германию.
Теперь вернемся к уже известной нам фотографии.
Пожилая дама в центре очень похожа на Александрину (носик тот ни с чем не спутаешь), только постаревшую. На самом деле это ее дочь. Дочерей было четыре и двое сыновей, которые переписывались с Орловыми-Давыдовыми, изредка приезжая в Россию по особым случаям.
Рядом с дочерью Александрины ее брат Фридрих Эглофштейн. (Взгляните, как похожи их носы и нижняя часть лица, хотя глаза у графа отцовские).
Чтобы выяснить, кто же остальные лица на фотографии, я решила «оттолкнуться» от молодой дамы в трауре, да и заинтересовала она нас более других.
Мне известно, что потомки Александрины (Эглофштейны) были близки с потомками ее старшей сестры Елизаветы (Арсеньевыми), которые и хранили это фото. Значит, оно было для них важно. Люди на фото собрались вместе по какому-то поводу. Скорее всего, из-за чьей-то печальной кончины. Но в трауре только молодая дама, а у пожилой лишь черный траурный галстук. Остальные в обычной одежде.
Судя по покрою одежды, по фасону шляпы можно определить время. Это начало XX века (от 1902 до 1910).
Дальше я обратилась к общей родословной росписи (у меня целая «простыня») таковой. Я поискала, кто из родственников, близких Арсеньевым и Эглофштейнам скончался в этот период. И определила!
В 1905 году, 22 апреля, скончался граф Сергей Владимирович Орлов-Давыдов, который был женат на Елизавете Васильевне Арсеньевой, внучке Елизаветы Петровны Давыдовой.
Граф Сергей Владимирович Орлов-Давыдов. Фрагмент общего фото Орловых-Давыдовых.
Сызранский краеведческий музей.
Сергей Владимирович скончался в Киеве, никто из Орловых-Давыдовых (а остались в живых только его брат Анатолий и сестра-монахиня Мария) не были при кончине Сергея и не знали, при каких обстоятельствах он скончался (это было в письмах). Мало того, надгробная плита Сергея, которая сохранилась в «Отраде», содержала ошибку: дата рождения была неверной.
Надгробная плита Сергея Владимировича Орлова-Давыдова в усадьбе "Отрада". Фото автора
То есть те, кто ее заказывал, не знали точно дату рождения Сергея. Но они привезли в «Отраду» тело, плиту и…приехали из Киева сами. И сидят на этой фотографии, сделанной, скорее всего, в мае или начале июня, листья винограда уже большие, но на пожилых дамах пыльники, видимо, особой жары еще нет.
Итак, мы уже приблизились к развязке этой истории.
В Киеве в богатой усадьбе, в престижном районе Подлипки жила венчанная жена Сергея Владимировича – Елизавета Васильевна Арсеньева, Лиза, 1855 г.р. В 1905 году ей 50 лет. Это сейчас дамы в 50 выглядят моложаво, а тогда было по-другому.
Так вот Лиза жила не одна, кроме прочих, с ней жила ее воспитанница, которая не так давно вышла замуж, и Сергей Владимирович выезжал в Киев на ее свадьбу (есть письмо об этом).
Дальше всё очень сложно объяснить, но я попробую. Дело в том, что Лиза Арсеньева через три года после свадьбы с Сергеем (в 1880 году) заболела психической болезнью. Ее долго лечили в Германии, были просветления в болезни, но временные, потом приступы повторялись, и начиналось лечение снова. Сергей (очень богатый человек) всё оплачивал, но с Лизой уже не жил. Очень чувствительный, он тяжко страдал первое время, даже плакал в их огромном пустом доме в имении «Спасское» под Москвой, но потом смирился, погрузившись с головой в дела: благотворительность, строительство детской Ольгинской больницы в Москве, школ, приютов для бедных, растрачивая на это все свои миллионы. К жене он изредка приезжал, даже брал ее в крымское имение «Селям», когда у нее были ремиссии. Совместных детей они не нажили.
Детская больница св. Ольги в Орлово-Давыдовском переулке в Москве.
***
Когда мне попалось письмо с упоминанием, что у Лизы есть воспитанница и она выходит замуж, я изумилась: как может психически больная женщина кого-то воспитывать? Но потом подумала, вот о чем…
Сергей Владимирович был еще не старый мужчина, ему хотелось детей, хотелось простого человеческого счастья. Он порой подглядывал за купающимися крестьянками и давал им деньги, если они выходили из воды нагишом. Вторичный брак был невозможным, у него была жива жена! Вспомнишь тут роман «Джейн Эйр»! Можно только посочувствовать человеку в таком случае.
Одна из крестьянок согласился ему родить ребенка, которого потом и поместили в дом Лизы как воспитанницу. В доме было много прислуги, сиделок и прочих нянек-мамок. Там девочка и выросла. Да, она была незаконнорожденной дочерью одного из богатейших людей России - графа Сергея Владимировича Орлова-Давыдова. А кто, как не дочь будет скорбеть по своему отцу, одевшись в глубокий траур?
Рядом с ней сидит в кресле та самая Лиза Арсеньева, графиня Елизавета Васильевна Орлова-Давыдова в период своего просветления, с траурным галстуком на груди. Позади за креслами в белой блузе стоит ее сиделка.
Семейство Эглофштейн тоже прибыло на похороны, они были близко знакомы с Лизой и Сергеем, которые совершили свое счастливое свадебное путешествие в Германию, с заездом в Потсдам именно к Эглофштейнам.
Вот такая грустная история получилась… А может, вовсе и не грустная, потому что та незнакомая молодая дама в московском кафе, которой я поверила вопреки здравому смыслу, - потомок младшего из знаменитых братьев Орловых, пусть даже и незаконнорожденный!
***
Расследовала и рассказывала Нина Симоненко
Серия сообщений "***ОРЛОВЫ-ДАВЫДОВЫ":
Часть 1 - Особняк графа Орлова-Давыдова в Петербурге
Часть 2 - Кто на портрете: графиня Орлова-Давыдова или ее мать?
...
Часть 28 - 19 октября. Последний лицеист Дмитрий Владимирович Лехович
Часть 29 - Замок графа Орлова-Давыдова в Таллине
Часть 30 - Тайна незнакомки в трауре раскрыта
Рубрики: | ЗНАМЕНИТЫЕ ДИНАСТИИ |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |