По книге В. Р. Рамачандры Дикшитара "Война в Древней Индии".
Индийские ученые, занимавшиеся военной наукой, различали два вида ведения войны: дхармаюддху и кутаюддху. Принципы, которые легли в основу разделения войны на два типа, и характерные признаки каждого из них подробно описаны в «Дхармасутрах» и «Дхармашастрах», эпосе, а также посвященных «Артхашастре» трактатах Каутильи, Камандаки и Шукры.
Дхармаюддха — это война, которая ведется в соответствии с принципами дхармы, а именно - кшатрадхармы - долга царя и воинов. Другими словами, данным словом называлась справедливая война, одобренная обществом. Для ее наименования также использовали слово «пракашаюддха», открытая битва. Она не связана ни с какими тайнами. Противоборствующие стороны приступали к приготовлениям к сражению еще до начала войны. Во время подобных конфликтов не использовались военные хитрости и уловки. Воины просто вступали в открытый, но при этом регламентированный бой. С другой стороны, термином «кутаюддха» называли несправедливую войну, сопровождаемую тайно организованными хитростями. Они считались допустимыми лишь в целях обороны, да и то только в самом крайнем случае.
Изобретение кутаюддхи приписывалось асурам. Однако, несмотря на то что полководцы и простые кшатрии старались придерживаться правил, их учили и другим методам ведения боя, включая характерные для кутаюддхи. Считалось, что в них воины тоже должны разбираться, так как каждому следует платить той же монетой. Если противник прибегает к нечестным приемам и интригам, тот, кто подвергся нападению, может использовать аналогичные методы, чтобы повергнуть врага.
Кодекс воина гласил, что за день до битвы царь должен провести ночь в своей колеснице, положив рядом с собой оружие. Астрологи и прорицатели, толкуя различные предзнаменования, предсказывали результаты сражения. Царю следовало выступить в поход в благоприятное время, причем все его запросы должны быть удовлетворены в зависимости от силы воюющих сторон и возможностей прислуги. Ниже приведены некоторые правила, которые следовало соблюдать на поле битвы. Они были одинаковыми и для героев эпоса, и для тех, кто подчинялся сводам законов.
1. Воин в доспехах не должен сражаться с не имеющим доспеха.
2. Одному воину следует биться только с одним врагом и прекратить сражаться, если противник получал ранение [
Если судить по эпосу, подразумевается ранение, не позволяющее продолжать бой. Похоже, этот тот самый пункт, который послали лесом Арджуна и Сатьяки в бою с Бхуришравасом - мое прим.]
3. Если на кшатрии доспех, а у его противника нет, следует позволить ему надеть доспехи.
4. Конный воин не должен вступать в схватку со сражающимся на колеснице. При этом колесничий может атаковать другого колесничего. Подобным образом конный воин имеет право биться с другим бойцом, сражающимся верхом. Согласно общему правилу, кшатрии должны вступать в битву только с равными себе [
Европейских рыцарей, помнится, долго отучали стаптывать собственную пехоту, мечась по полю в поисках равного себе - мое прим.].
5. Запрещено использовать отравленные или покрытые зазубринами стрелы.
6. Не следует добивать раненого противника, а также того, у кого нет сыновей [
Видимо, индийская кшатра - это такая большая деревня, где все знают, кто уже размножился, а кто нет - мое прим.]
7. Нельзя нападать на воина, у которого сломано оружие или перерезана тетива лука, либо на того, кто потерял свою колесницу, т. е. безоружного и пешего [
Видимо, тот пункт, который послал Арджуна в бою с Карной - мое прим.].
8. Запрещено убивать кшатрия, который просит о пощаде, говоря: «Я твой», складывает руки в мольбе или отбрасывает свое оружие. Но его разрешается захватить в плен.
9. Царь должен сражаться только с другим правителем, а не с воинами, занимавшими более низкое положение.
10. Если на поле боя вступает брахман, чтобы призвать воюющие стороны к миру, все обязаны прекратить сражаться. Кроме того, запрещается ранить такого брахмана.
11. Негодяем считается тот, кто, охваченный страхом, бежит с поля боя.
12. Не следует оплакивать героя, убитого в сражении, ибо тот становился повелителем тысяч апсар.
13. Пожилых людей, женщин, детей, отступающих и держащих во рту соломинку в знак безусловной сдачи, убивать запрещено.
14. Охваченного паникой и разбежавшегося противника не следует упорно преследовать.
15. Запрещено убивать сонного, испытывающего жажду, усталого, того, у кого соскочили доспехи, мирного жителя, идущего по дороге, того, кто ест или пьет, сумасшедшего либо вышедшего из лагеря, чтобы купить еду, гражданских, сопровождающих войско, слуг или охранников, стоящих у ворот.
16. В случае недостатка боевых единиц в том или ином подразделении либо подразделениях армии их можно заменить. Против слона разрешается выставить пять лошадей или пятнадцать человек и четырех лошадей. С всадником могут сражаться три пеших воина, а с наездником слона — три конных.
17. Запрещено убивать человека, принадлежащего к варне брахманов, либо того, кто называет себя брахманом, либо корову, либо того, кто не относится ни к одной из каст.
18. Не разрешается убивать поднимающегося на возвышенность или на дерево, евнуха или военного музыканта. В «Шилаппадикарам» содержится рассказ о том, как воины, бегущие с поля боя, переоделись аскетами, брахманами, музыкантами и, наконец, даже "третьеполыми". Большинству из них позволили скрыться, но некоторых поймали и отослали в отдаленные регионы.
19. Кроме того, запрещено сражаться с теми, кто не предлагает вступить в бой, прячется, охваченный страхом, а также с прибывшими на поле битвы в качестве зрителей [
Что делает с людьми отсутствие телевизора! - мое прим.].
20. Согласно другому правилу дхармаюддхи, воинам запрещается разорять фруктовые сады и цветники, храмы и другие места публичного отправления культа. Враг, заставший земледельца, трудящегося на поле, не причиняет ему вреда, так как считается, что люди, относящиеся к этой категории, приносят благо всему обществу, и поэтому им запрещено наносить любой ущерб.
21. С военнопленными следует обращаться великодушно. В эпоху, когда были написаны "брахманы", пленников высылали из царства и разрешали им оставаться на его окраинах. Иногда пленные соглашались стать рабами тех, кто захватил их. Такое рабство длилось один год, после чего невольники получали свободу. Если в числе военнопленных есть девушки, с ними обращаются вежливо и выдают замуж за людей, которых выбирали захватившие их воины. Если женщина отклоняет такое предложение, то ее в сопровождении подобающего ее положению эскорта следует отправить домой. Гостеприимство, неприкосновенность личности беженцев, закон, согласно которому нельзя забывать доброту или обиду и отказываться от сражения, получив вызов, — таковы некоторые правила честного боя.
Обычно побежденного царя оставляли на троне. Однако, если правитель вражеского государства погибал в бою, престол занимал его сын или ближайший родственник на том условии, что он заключит союз с государством-победителем и признает свое царство зависимым от него. Подчиненные покоренного правителя могли продолжать жить по собственным законам и придерживаться своих обычаев, так как победители прекрасно понимали: любое насилие над этими людьми приведет к массовому восстанию, подавить которое будет невозможно. В источниках сказано, что их основных предводителей следовало умиротворять вежливыми речами и соблазнять подарками. Древние индусы считали, что на поле боя жестокость по отношению к врагу допустима, но после прекращения военных действий победитель должен делать все для того, чтобы способствовать всеобщему процветанию, включая жителей побежденного царства.
22. Раненного противника следует отправить домой, или, если его перевезли в жилище победителя, о его ранах должен позаботиться умелый лекарь. После того, как его раны заживут, воина следует отпустить на свободу. За ранеными ухаживают женщины. В военных лагерях должны находиться врачи, имеющие с собой набор необходимых хирургических инструментов, приспособлений, лечебных масел и перевязочного материала.
Победив врагов в бою и найдя их после битвы агонизирующими из-за нанесенных ран, воин должен проявить к ним милосердие и сочувствие, утешая их и нежно держа за руку. В текстах сказано, что ему даже следует пролить рядом с ними слезы, чтобы завоевать их привязанность [
Это чтоб потом не драпать от них с Небес, как Юдхиштхира от Дурьйодханы что ли? Впрочем, может, оно и к лучшему, что Пандавы и это правило обошли: Дурьйодхане плюс ко всем его мукам - еще и льющий крокодиловы слезы Бхима над душой, это как-то слишком уже! А вот в "Мбх-2013" Арджуну обелили по полной - да, держал Карну за руку и рыдал. Я-то думала, традиционное индийское "мыло", а это он, оказывается, дхарму отрабатывал, - мое прим.].
23. Надо отметить, что в Индии существовал обычай, согласно которому война велась днем и прекращалась на ночь. Подобная практика описана в Махабхарате и характерна для всех справедливых войн. По словам Клаузевица, когда армия отправляется на отдых, воинам следует отбросить неприязнь и враждебность, и представители обеих враждующих сторон должны вести себя друг с другом как союзники.