"Второй раз Кришну рабом называет Дурьйодхана, вот я надолго задумался после этих слов". - пишет Соккар.
Ой, а до меня, кажется, дошло, почему Шишупала, а потом и Дурьйодхана так его называют.
МИФ КАК ОН ЕСТЬ
По легенде, жестокий царь Камса получил пророчество, что причиной его смерти станет восьмой сын его сестры Деваки. Решив предотвратить исполнение пророчества, Камса арестовал Деваки и ее супруга Васудеву и заключил в темницу. Далее Камса, решивший, что для верности лучше уничтожить всех, отбирает и убивает первых шестерых детей Васудевы и Деваки (а те, прекрасно видя, что ждет их детей, продолжают их исправно рожать, удивительные люди). На седьмой раз у Деваки якобы происходит выкидыш, а на самом деле Баларама "чудесным образом" перенесен в чрево второй жены Васудевы - Рохини, находящейся на свободе. Следующим рождается Кришна, который тоже чудесным образом оказывается за пределами тюрьмы и растет как приемный сын некоего пастуха Нанды и его супруги Яшоды. Став взрослым, он вместе с братом Баларамой убивает Камсу и спасает родителей.
Такова легенда.
ГДЕ В МИФЕ ИСТОРИЯ
С одной стороны, мифология просто кишит царями, которыми предсказали смерть от сына/племянника/внука/бродяги в одной сандалии/ненужное зачеркнуть/нужное вписать. Цари пытаются разными изуверскими способами устранить угрозу, и всегда безуспешно.
Но допустим. Тирану Махуры предсказали, что его убьет сын сестры. Мог поверить? Да вполне! Если уж люди в наши дни зачитываются гороскопами и верят в сглаз и порчу. Мог решить убить младенца до того, как тот станет представлять угрозу? Вполне мог (интересно, за что предсказатель так ненавидел Деваки?).
Итак, Камса сажает сестру с мужем под арест. Вот зачем с мужем - для меня загадка. Запер бы одну и решил проблему детей без всяких убийств. Но - ладно. Хотя восьмой сын тут, я думаю, для красного словца - утопление семи младенцев и спасение восьмого впору считать индийским мифологическим штампом. Все помним Гангею Грозного.
Что мы видим дальше.
Ничего удивительного, что у перепуганной арестом женщины происходит выкидыш. Этот ребенок - не шестой, он первый. А вот эмбрион Баларамы никуда не перемещался - он в лоне Рохини, в коем и был честно зачат Васудевой еще до ареста. Через некоторое время Деваки беременеет снова. Родившегося ребенка забирают слуги Камсы. Проходит n лет.
А теперь представим, как в один прекрасный день совершенно светски и прагматично мыслящему Дхритараштре, живущему в мире, где эмбрионы и младенцы не склонны чудом телепортироваться невесть куда, докладывают:
- Махарадж, в Матхуре волнения, какой-то пастух поднял мятеж против царя Камсы.
- Против Камсы? Давно пора... Что за пастух?
- Да вот, утверждает, что он чудесно спасшийся царевич
Дмитрий Кришна, восьмой сын
Ивана Грозного Васудевы.
- Что думаешь? - с усмешкой вопрошает царь недавно коронованного соправителем сына.
- А что тут думать? - пожимает плечами прямолинейный Дурьйодхана. - Самозванец!
~~~~~
А знаете, что тут самое интересное?
Диверсия!
Тонкая, глубоко закопанная - и в то же время лежащая на поверхности. Ядовитая и коварная, как королевская кобра! В высшей степени интеллектуальная идеологическая диверсия незабвенного Кришны Вьясы против заклятого друга, ядавского тезки! Она заключается в единственном посыле, который продолжают повторять - и развивать! - до сих пор. Единственном! Каком? "Дурьйодхана и Бхима были учениками Баларамы".
Разберем по пунктам эту казалось бы невинную фразу.
1. Для начала - Баларама не мог быть учителем Дурьйодханы. И Бхимы тоже. Хронология не позволит. Они слишком близки по возрасту. Практически ровесники. Если Дурьйодхане лет пятнадцать - Балараме столько же, или года на два-три больше. И он великий гуру, которому поручают наследных царевичей? Не смешите мои берцы...
2. Но допустим - "сказанья врут", Баларама не на год старше Кришны, а лет на пятнадцать, он взрослый мужик лет тридцати, гений булавы. Пусть, гении в нашем мире хоть и редко, но встречаются. Допустим, что Дурьйодхану и Бхиму, как подающих надежды булавистов, перекинули лет в 13-14, с согласия Дроны, на обучение к гению. И что получается?
3. А получается совсем интересно. Потому что в этом случае Кришна, Дурьйодхана и Бхима свои самые шкодливые подростковые годы проводят... вместе. В той самой деревне у гуру-плугоносца :) И тот крепкий белый парень-арья, такой приметный среди темнокожих местных, с которым Кришна так классно проводит время, сманивая его подглядывать за пастушками и воровать творог - это не Баларама. Балараме уже не по возрасту. Это Дурьйодхана. Который знает приятеля своего отрочества как облупленного. И его родителей тоже. И если во взрослом возрасте он честит Кришну "пастухом" и "рабом" - это не голословная ругань. В случае ученичества у Баларамы, Дурьйодхана - свидетель отроческих лет Кришны. Он просто знает, кто есть кто и кто был кем. И если при этом Кришна в его глазах - "не Бог, не царь и не герой"...
Короче говоря, виват Вьясе! Запустить такую кобру, прожившую три с лишним тысячи лет, и до сих пор чувствующую себя превосходно, самими же адептами Кришны лелеемую, словно священное животное - это надо уметь!