-Рубрики

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Бригита_О_Брайн

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 5) История_Древнего_Мира Лучшие_рецепты_интернета История_и_культура Camelot_Club КУЛИНАРИЯ_НАРОДОВ_МИРА
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Наши_схемы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.09.2017
Записей: 207
Комментариев: 1274
Написано: 2375


ЮДХИШТХИРА. СВЯТОЙ ИЛИ ИГРОК? - Мнение этнических индусов

Среда, 08 Ноября 2017 г. 18:24 + в цитатник
Взято с http://mahabharatafan.diary.ru/
Пользователь Винтовка Мосина пишет:

Наверное в меня полетят помидорки не первой свежести. Но вот за последние пару лет отношение к означенному персонажу у меня изрядно поменялось. Ранее мне была ближе идея о том, что Юдхи - самый человеческий персонаж из Пандавов, совестливый и рефлексирующий, жертва обстоятельств и подстрекательств. И даже не сильно возмущал усердно рисуемый над его головой нимб праведника. А теперь ниже изложенный взгляд от расового индуса мне стал близок и не вызывает изжоги своей очевидной однобокостью.


В Махапрастханика парве мы видим навязчиво правильное изображение Юдхиштхиры, настойчиво говорящего Индре, что собака, следовавшая за ним все время в Гималаях, должна быть взята с ним на небеса, или он сам не пойдет туда. Только что пали по дороге в Сваргу четыре его брата и жена, и с Юдхиштхирой осталась только собака. Когда все попытки убедить Юдхи оставить собаку терпят неудачу, собака являет свою истинную форму и предстает как сам Дхарма. Вроде бы Юдхи не отказался от своего пути даже ради небес. Старший из Пандавов еще раз доказывает своё благородство, непреклонность в праведности и непоколебимую веру в дхарму. Во всём этом есть определенная нарочитость, всё слишком совершенно, как картинка в интерьерном журнале.

Причина, по которой Юдхи дает отказ оставить собаку, является её верность. Собака следует за ним с неизменной преданностью и теперь он не может отказаться от нее. «Эта собака, о властитель прошлого и будущего, была постоянно верна мне. Поэтому пусть идет она вместе со мною – в том, я считаю, моя благодарность (ей)».
Традиционно в Индии примером безоговорочной преданности является Лакшмана, брат Рамы. Юдхиштхира хотел превзойти его, отказываясь расстаться с собакой, которая появилась непонятно откуда и привязалась к нему в его последние дни?
Лишь после того, как собака обратилась в Дхарму, Юдхи просит Индру принять в рай своих братьев и жену. Правда, их судьба не слишком беспокоила его, пока они шли в горах. Более того в связи со смертью (даже не смертью, а умиранием, невозможностью идти дальше), он не проявил ни участия, ни милосердия, не только спокойно продолжив пусть в «самососредоточении», но еще и высказавшись по прегрешениям каждого. Это ли не проявление высокомерия или если угодно гордыни? При этом только Драупади и Сахадева пали потому, что потеряли концентрацию (сосредоточение), правда, в тексте нет никаких отсылок на причины потери такой концентрации. Но когда пал Накула, это произошло из-за того, что он испытывал муки от потери Драупади и Сахадевы, так же пал Арджуна, из-за большого горя в сердце.
Автор приводит факты лояльности братьев и Драупади Юдхиштхире, когда он однозначно не заслуживал такого отношения. Даже приводится такой факт: перед отшельничеством в леса с Дхритараштрой, Гандхари и Видурой, Кунти особенно просит Юдхиштхиру заботиться о Сахадеве и никогда не проявлять к нему недовольство. И вот на пороге рая Юдхи забывает даже слово, данное матери.
Они падали, он шел дальше. Он должен добраться до небес и ничто не могло остановить его. Ни их верность, ни их преданность. Юдхиштхира высоко оценил лишь преданность случайного попутчика – собаки. Только его самоотверженность имеет значение, только его преданность. [кому?].
Существуют разные виды привязанностей. Вероятно, виляние хвостом – единственный вид привязанности, который признавал Юдхи. И несмотря на всю верность, проявленную братьями и Драупади, они имели свое мнение, которое Юдхи не одобрял. Их верность не имеет ничего общего с пресловутым вилянием хвостом.

~~~
На одиннадцатый день войны, рано утром до начала сражения Карна приходит к поверженному Бхишме, лежащему на ложе из стрел. Карна приходит, когда Бхишма лежит один. И Пандавы и Кауравы покинули старого воина. Прежде, чем присоединиться к войне, Карна приходит просить благословения человека, который называл его Сыном возницы, полуратхином, низкорожденным и бесполезным. Это ритуал, традиция. Но сравните, как получает благословение перед войной Юдхи. Если Карна приходит к Бхишме в полном одиночестве, то Юдхи просит благословения старших на глазах 18 акшаухини войска. Для Карны достаточно благословения, для Юдхи просто необходимо шоу, чтобы весь мир видел, что он просил благословения Бхишмы и что он получил это благословение. Он мог придти к старшим накануне, к каждому отдельно и без публики. Но он ждет построения армии, официального начала войны. Он ждет, когда сомневающийся Арджуна услышит Гиту и отринет сомнения, готовый убивать. И после всего этого, Юдхи резко снимает с себя доспехи, спускается с колесницы и, сложив в мольбе ладони, идет прямо к Бхишме на другую сторону поля, никак не объяснив свои действия соратникам. Арджуна в замешательстве, Юдхи решил дезертировать??!. Такое же недоумения разделяют и другие Пандавы. А скорее всего и все 18 акшаухини войска, собравшиеся на Курукшетре. Юдхи, не произнеся ни слова в ответ, спокойно подходит к Бхишме, ачарье и дяде Шалье. Он явно хотел, чтобы весь мир стал свидетелем соблюдения им ритуала, уплаты долга старшим родственникам и учителям. Какое шоу!
Демонстрация верности собаке была из того же разряда?

После войны он рассказывает братьям, что не хотел этой войны и царства, полученного ценою крови. Да, конечно, он кшатрий и принц Куру. Но он хотел, чтобы его именно заставили надеть корону. Точно так же как он хотел, чтобы мать настояла на том, чтобы братья разделили Драупади, выигранную на саямваре Арджуной.

Шоумен в Юдхи проявился даже в самый серьезный кризис в его жизни – на игре в кости. Посреди полного поражения и унижения в сабхе, посреди дебатов, следует ли вести Драупади в сабху или нет, он посылает слугу к Драупади, прося ее придти и выступить перед собранием царей. И именно он поручает ей придти в одной ткани, точно зная о её состоянии «нечистоты», и плакать перед лицом старейшин, показывая, какой нечестивый человек Дурьодхана.
Существуют старый аргумент [расхожий у исследователей МБХ], что в сабхе обманывал не Шакуни, а Юдхи. Увидев, что он всё теряет, Юдхи манипулирует ситуацией так, что в результате обмануты Кауравы и возникает спорная ситуация с Драупади. И эта ситуация преднамеренно создана Юдхиштхирой.
Юдхиштхира был азартным игроком и великим актером. Возможно, он осознавал, что собака, сопровождавшая его по пути в Сваргу, была необычным животным, и решил еще раз сыграть. Сыграть в кости с дхармой, попасть живым в рай. Он выиграл. Ему было позволено взойти на небеса в человеческом теле. Но его сердце по прежнему полно горечи, эгоизма, алчности, неблагодарности, чувства превосходства. Его ум полон тоски и ненависти, когда он видит в раю Дурьодхану, сидящего в сиянии славы. Нарада вынужден напомнить Юдхи, что чувства, возникшие в его сердце при виде Дурьодханы, неуместны на небесах. Если рай – это край, что нет места ненависти, обиде и ревности, было ли там место для Юдхи?

Рай – не рай для Юдхи. Любопытно, что даже омовение в небесной Ганге не помогло ему. Просто купание в священной реке не очистит вас. Чистота приходит только тогда, когда сердце готово к смирению, прощению, молитве. И верный путь в рай – это подлинность, верность себе, своей правде, святому в вас, тому, что выше вас. Но была ли такая правда в Юдхи. Или он сделал свою жизнь игрой в кости, в которой он пытался провести, перехитрить, манипулировать другими, заставляя их двигаться по пути, задуманному в тайниках его сознания.
Каждый шаг к бессмертию должен быть шагом истины. И каждый раз, когда вы делаете шаг в сторону от истины, вы отдаляетесь от бессмертия. Может ли Юдхи утверждать, что он следовал путем истины всю жизнь?
Или, может быть, есть разные небеса, и Юдхи достиг тех небес, о которых Упанишады говорят: «точно как здесь, так и там». Рай, который является истинным отражением земли, небеса, которые полны похоти и страсти, как земля. Рай, где одни счастливее других, где кто-то выше, а кто-то ниже, где одни пугают, а другие боятся. Рай, где всё относительно. Но где есть сравнение – там ад.
Юдхи был определенно готов к такому «раю». Скорее всего, он даже не выиграл в этой игре в кости с Дхармой, хотя внешне всё выглядело именно так.

Еще момент: когда Юдхи оставлял всех своих спутников, они не были мертвы, только упали. Сам Юдхи говорит об этом Индре, что его братья и жена должны быть приняты на небо в смертном теле, как он сам. Однако, чуть позже он утверждает, что они были мертвы, когда он их оставил, Потому что не в его возможностях вернуть мертвого к жизни. Он солгал?

Возможно, вся Махабхарата – книга об иллюзии и ее сторонах. Вы можете убедить в своей правоте и искренности весь мир, это одно. Но реально быть правдивым, живущим по истине, это совсем другое.
Рубрики:  Махабхарата
Не мое

Соккар   обратиться по имени Четверг, 09 Ноября 2017 г. 12:13 (ссылка)
Винтовку Мосина ждут удивительные открытия, он только в начале пути, когда первые представления вдруг оказываются далеко не самыми правильными...

Вообще не понимаю, откуда взялся нимб святости у Юдхиштхиры? От титула "царь справедливости", что ли? Так ведь один только момент в первом томе, когда он предлагает поджечь смоляной дом Бхиме, сразу же разрушает этот нимб. Или в третьем, когда он тяжело вздыхает и думает о мести.

Вообще идеализация персонажей не самая лучшая возможность понять смысл событий. Нужно больше внимания уделять логике поступков и событий. Вот пример подобной идеализации:http://samlib.ru/t/tkachenko_k_n/dharmaraja.shtml

Ну какая там "игра в кости с дхармой"... Суд над пандавами в сабхе. Причем "сабха" - это и место собраний и зал суда. Прямо сказано!

А с собакой не всё так просто. Она считается "нечистым" существом, и брахман боится даже посмотреть на собаку. Считается осквернённым в этом случае. Есть много любопытных сюжетов на этот счёт.
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Четверг, 09 Ноября 2017 г. 14:25 (ссылка)
Исходное сообщение Соккар
Вообще не понимаю, откуда взялся нимб святости у Юдхиштхиры? От титула "царь справедливости", что ли?

А у меня, когда я слышу, что "Махабхарата" - священная книга кришнаитов, сразу возникает вопрос: они ее читали? Потому что я искренне не понимаю, как можно, прочитав "Махабхарату", поклоняться Кришне. :)

Так ведь один только момент в первом томе, когда он предлагает поджечь смоляной дом Бхиме, сразу же разрушает этот нимб.

Почему-то поклонники Пандавов старательно не помнят этого факта.

Вот пример подобной идеализации:http://samlib.ru/t/tkachenko_k_n/dharmaraja.shtml

Да, я читала эту статью. :)))
Благодарная Индия! :)))) Рука зачесалась спросить Автора, за что Индия должна быть ему благодарна, но у меня в тот момент не было настроения для холивара :)

А с собакой не всё так просто. Она считается "нечистым" существом, и брахман боится даже посмотреть на собаку. Считается осквернённым в этом случае. Есть много любопытных сюжетов на этот счёт.

Да даже пищу нельзя есть, если на нее посмотрела собака. Или неприкасаемый. Или женщина во время критических дней.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Четверг, 09 Ноября 2017 г. 14:47 (ссылка)
Бригита, а где находится то место, когда Карна встречается с Рамой Джамадагни и в ногу взгрызается червяк? Где-то в первом томе, по-моему, но сейчас не могу найти...

"Да даже пищу нельзя есть, если на нее посмотрела собака. Или неприкасаемый. Или женщина во время критических дней"

Смешные люди. Из своей жизни сами устроили себе тюрьму. Прошла собака, посмотрела на пищу. А им всегда хочется кушать. Через пять-десять минут прошел брахман и взял эту пищу. Грешник!
Посмотрел неприкасаемый на пищу... А через десять минут её купил брахман. Опять грешник!

А с женщинами ещё сложнее. Они все по природе своей грешницы:-))) А ещё колдуньи! А кто посуду моет во время критических дней в доме брахмана? Сам что ли? Поистине, чтобы сохранить свою чистоту, нужно жить одному в лесу!:-))) И без женщин!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Четверг, 09 Ноября 2017 г. 15:32 (ссылка)
Это вроде бы Шантипарва (12), но у меня она только второй частью, той, которая "Мокшадхарма".
А в сетевых цитатах это смотрится так:

Однажды Парашурама с учениками прогуливался близ ашрама; изможденный постом, он прилег вздремнуть, положив голову на колени Карне. В это время жук аларка укусил Карну и стал сосать кровь. Несмотря на то, что из бедра текла кровь, Карна не шелохнулся, дабы не потревожить своего гуру. Проснувшись, Парашурама уничтожил насекомое одним лишь взглядом. Жук превратился в демона, а затем вознесся в небо со словами: «Свами! Некогда я был демоном по имени Дамса. Однажды я похитил жену мудреца Бхригу, и в гневе тот проклял меня, превратив в жука. Когда я взмолился о пощаде, он сказал, что меня спасет Парашурама».
Когда демон исчез, Парашурама обернулся к Карне, который стоял, почтительно сложив ладони. Его одежда была окровавлена. Парашурама сказал: «Никому из брахманов не стерпеть такой боли. Ты наверняка не брахман. Признавайся, кто ты». Трепеща от страха, Карна открылся Парашураме, и тот проклял его: «Ты забудешь тайное оружие Брахмы именно тогда, когда вознамеришься использовать его против врага» («Махабхарата», Шанти-парва, гл.2-3).

Как видим, тут Индру выгородили, но есть версия, что Карне напакостил именно он, заранее ненавидя его проблемы, которые Карна создаст Арджуне :)
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Четверг, 09 Ноября 2017 г. 16:05 (ссылка)
В этой редакции мне не встречалось. Я читал в той редакции, где Аларки не было.
Оружие Брахмы есть в двух редакциях - брахмастра и брахмаширас. В первом просто "оружие Брахмы", а во втором - "голова Брахмы". Считается, что это один вид оружия.
Но, кажется, здесь имеет значение не только оружие Брахмы, но и прилагательное "тайное". Почему оно тайное? Очевидно, хитрость какая-то...

Три персонажа имели отношение к Раме Джамадагни: Дрона, Карна, Бхишма. В поединке Рамы с Бхишмой они оба применяют это оружие. И оба остались целыми! Хотя эпос и говорит о том, что оно ужасно.
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Четверг, 09 Ноября 2017 г. 16:31 (ссылка)
С Брахмой, кстати, интересно. У него четыре головы. Точно ли это был царь, а не некая жреческая коллегия?
В таком случае "оружие Брахмы" - действительно наводит на мысль о неких тайнах. Стратегия и тактика тайных войн? Тогда ясное дело, с точки зрения кшатрия оно ужасно - честь "рыцаря плаща и кинжала" трудно совмещается с честью просто рыцаря. Порядочному человеку вариться в политике мучительно, а цари (если они достойны своего места) поистине видят ад, прежде чем достичь небес, причем видят его именно в этой жизни, а не в другой.
Надо глянуть еще раз описание поединка Рамы с Бхишмой.

Но кстати, в этом случае вполне понятно, почему Дрона не хочет учить подобным вещам сына и Карну. Это забота. Зачем эта политическая грязь двоим молодым, чистым душой парням? Пусть остаются кшатриями, меньше страдать будут. А вот Арджуне можно - он свою совесть утаптывать отлично умеет.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Четверг, 09 Ноября 2017 г. 16:47 (ссылка)
Конечно, можно предположить, что четыре головы Брахмы говорят о коллегии. Но этот персонаж так слабо прописан, что трудно его вообще определить. И тут как бы умножаем сущности, тогда придётся говорить о каждой голове, что она собой представляет. У Брахмы шесть сыновей, для одного это вполне нормально, а для четырех маловато. С другой стороны в этих шести сыновьях можно увидеть шесть провинций, но ведь каждый из этих сыновей имеет детей и о каждом эпос говорит как о живых людях. Вот точно можно говорить, что "Тридцатка" - это совет богов. Может быть, совет министров или губернаторы провинций и т.д. А, скорее, просто судьи, немного напоминает ситуацию из Библии - книга Судей... То есть, одной из основных функций царя являлось разрешение споров, отсюда такая роль Дхармы.

Вполне возможно, что "оружие Брахмы" - это способ ведения войн по-брахмански, до ариев. Хотя обычно технари, любящие изучать историю, стараются придумать различным видам оружия техническую составляющую. Особенно в отношении ваджры, это почти бесконечный спор, десятки различных вариантов и поиски этого оружия по всей Земле.
Ответить С цитатой В цитатник
Винтовка_Мосина   обратиться по имени Пятница, 17 Ноября 2017 г. 03:08 (ссылка)
Вот место про вепреобразного червя. Нарада рассказывает Юдхиштхире про Карну.
http://www.sacred-texts.com/hin/m12/m12a003.htm
Первые несколько глав Шантипарвы посвящены рассказу о Карне

Английский перевод Гангули чуть ли не единственная не санскритская версия доступная для чтения. Критического издания, полностью переведенного на английский хотя бы, насколько я понимаю, нет. Как и на русский. Наши только Мокша-дхарму из 12 книги перевели. Примерно со 170 главы.
Ответить С цитатой В цитатник
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Пятница, 17 Ноября 2017 г. 03:12 (ссылка)
Да, Мокша-дхарма у меня есть.
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 17 Ноября 2017 г. 11:39ссылка
Бригита_О_Брайн, кстати, по мне, так очевидно, что проклятье Парашурамы не сбылось, а вот в точности сбылось проклятье брахмана, чью корову Карна случайно подстрелил (предыдущая глава). Так что большрй вопрос, кто его вообще проклял.
Кстати в Шантипарве (т.е. По версии Нарады) червь - это ракшас, а в Карнапарве сам Карна говорит, что в обличии червя был Индра.
Бригита_О_Брайн   обратиться по имени Пятница, 17 Ноября 2017 г. 14:45 (ссылка)
Исходное сообщение Винтовка_Мосина
Так что большой вопрос, кто его вообще проклял.

Как по мне - никто. Оба просто обругали его в меру фантазии :) "Благопожелание" брахмана имело больше шансов совпасть однажды с реальностью, ибо колесный транспорт имеет обыкновение время от времени где-то увязать, а если это боевая колесница - такое обыкновение делается опасным для владельца. ;)

Кстати в Шантипарве (т.е. По версии Нарады) червь - это ракшас, а в Карнапарве сам Карна говорит, что в обличии червя был Индра.

Ну, имхо, Карне в данном случае лучше знать, так что я, пожалуй, поверю ему :)
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Четверг, 24 Сентября 2020 г. 21:40 (ссылка)
о
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Четверг, 24 Сентября 2020 г. 21:48 (ссылка)
Человек не понимающий в чем суть Вед не способен понять все тонкости Махабхараты. Автор опирается на мнение обычных индусов, но его не интересует точка зрения истинных знатоков Вед. Поэтому и его собственные измышления не имеют никакой ценности и интересуют только невежественых людей вроде него самого
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку