Взято с
http://mahabharatafan.diary.ru/
Пользователь
Винтовка Мосина пишет:
Наверное в меня полетят помидорки не первой свежести. Но вот за последние пару лет отношение к означенному персонажу у меня изрядно поменялось. Ранее мне была ближе идея о том, что Юдхи - самый человеческий персонаж из Пандавов, совестливый и рефлексирующий, жертва обстоятельств и подстрекательств. И даже не сильно возмущал усердно рисуемый над его головой нимб праведника. А теперь ниже изложенный взгляд от расового индуса мне стал близок и не вызывает изжоги своей очевидной однобокостью.
В Махапрастханика парве мы видим навязчиво правильное изображение Юдхиштхиры, настойчиво говорящего Индре, что собака, следовавшая за ним все время в Гималаях, должна быть взята с ним на небеса, или он сам не пойдет туда. Только что пали по дороге в Сваргу четыре его брата и жена, и с Юдхиштхирой осталась только собака. Когда все попытки убедить Юдхи оставить собаку терпят неудачу, собака являет свою истинную форму и предстает как сам Дхарма. Вроде бы Юдхи не отказался от своего пути даже ради небес. Старший из Пандавов еще раз доказывает своё благородство, непреклонность в праведности и непоколебимую веру в дхарму. Во всём этом есть определенная нарочитость, всё слишком совершенно, как картинка в интерьерном журнале.
Причина, по которой Юдхи дает отказ оставить собаку, является её верность. Собака следует за ним с неизменной преданностью и теперь он не может отказаться от нее. «Эта собака, о властитель прошлого и будущего, была постоянно верна мне. Поэтому пусть идет она вместе со мною – в том, я считаю, моя благодарность (ей)».
Традиционно в Индии примером безоговорочной преданности является Лакшмана, брат Рамы. Юдхиштхира хотел превзойти его, отказываясь расстаться с собакой, которая появилась непонятно откуда и привязалась к нему в его последние дни?
Лишь после того, как собака обратилась в Дхарму, Юдхи просит Индру принять в рай своих братьев и жену. Правда, их судьба не слишком беспокоила его, пока они шли в горах. Более того в связи со смертью (даже не смертью, а умиранием, невозможностью идти дальше), он не проявил ни участия, ни милосердия, не только спокойно продолжив пусть в «самососредоточении», но еще и высказавшись по прегрешениям каждого. Это ли не проявление высокомерия или если угодно гордыни? При этом только Драупади и Сахадева пали потому, что потеряли концентрацию (сосредоточение), правда, в тексте нет никаких отсылок на причины потери такой концентрации. Но когда пал Накула, это произошло из-за того, что он испытывал муки от потери Драупади и Сахадевы, так же пал Арджуна, из-за большого горя в сердце.
Автор приводит факты лояльности братьев и Драупади Юдхиштхире, когда он однозначно не заслуживал такого отношения. Даже приводится такой факт: перед отшельничеством в леса с Дхритараштрой, Гандхари и Видурой, Кунти особенно просит Юдхиштхиру заботиться о Сахадеве и никогда не проявлять к нему недовольство. И вот на пороге рая Юдхи забывает даже слово, данное матери.
Они падали, он шел дальше. Он должен добраться до небес и ничто не могло остановить его. Ни их верность, ни их преданность. Юдхиштхира высоко оценил лишь преданность случайного попутчика – собаки. Только его самоотверженность имеет значение, только его преданность. [кому?].
Существуют разные виды привязанностей. Вероятно, виляние хвостом – единственный вид привязанности, который признавал Юдхи. И несмотря на всю верность, проявленную братьями и Драупади, они имели свое мнение, которое Юдхи не одобрял. Их верность не имеет ничего общего с пресловутым вилянием хвостом.
~~~
На одиннадцатый день войны, рано утром до начала сражения Карна приходит к поверженному Бхишме, лежащему на ложе из стрел. Карна приходит, когда Бхишма лежит один. И Пандавы и Кауравы покинули старого воина. Прежде, чем присоединиться к войне, Карна приходит просить благословения человека, который называл его Сыном возницы, полуратхином, низкорожденным и бесполезным. Это ритуал, традиция. Но сравните, как получает благословение перед войной Юдхи. Если Карна приходит к Бхишме в полном одиночестве, то Юдхи просит благословения старших на глазах 18 акшаухини войска. Для Карны достаточно благословения, для Юдхи просто необходимо шоу, чтобы весь мир видел, что он просил благословения Бхишмы и что он получил это благословение. Он мог придти к старшим накануне, к каждому отдельно и без публики. Но он ждет построения армии, официального начала войны. Он ждет, когда сомневающийся Арджуна услышит Гиту и отринет сомнения, готовый убивать. И после всего этого, Юдхи резко снимает с себя доспехи, спускается с колесницы и, сложив в мольбе ладони, идет прямо к Бхишме на другую сторону поля, никак не объяснив свои действия соратникам. Арджуна в замешательстве, Юдхи решил дезертировать??!. Такое же недоумения разделяют и другие Пандавы. А скорее всего и все 18 акшаухини войска, собравшиеся на Курукшетре. Юдхи, не произнеся ни слова в ответ, спокойно подходит к Бхишме, ачарье и дяде Шалье. Он явно хотел, чтобы весь мир стал свидетелем соблюдения им ритуала, уплаты долга старшим родственникам и учителям. Какое шоу!
Демонстрация верности собаке была из того же разряда?
После войны он рассказывает братьям, что не хотел этой войны и царства, полученного ценою крови. Да, конечно, он кшатрий и принц Куру. Но он хотел, чтобы его именно заставили надеть корону. Точно так же как он хотел, чтобы мать настояла на том, чтобы братья разделили Драупади, выигранную на саямваре Арджуной.
Шоумен в Юдхи проявился даже в самый серьезный кризис в его жизни – на игре в кости. Посреди полного поражения и унижения в сабхе, посреди дебатов, следует ли вести Драупади в сабху или нет, он посылает слугу к Драупади, прося ее придти и выступить перед собранием царей. И именно он поручает ей придти в одной ткани, точно зная о её состоянии «нечистоты», и плакать перед лицом старейшин, показывая, какой нечестивый человек Дурьодхана.
Существуют старый аргумент [расхожий у исследователей МБХ], что в сабхе обманывал не Шакуни, а Юдхи. Увидев, что он всё теряет, Юдхи манипулирует ситуацией так, что в результате обмануты Кауравы и возникает спорная ситуация с Драупади. И эта ситуация преднамеренно создана Юдхиштхирой.
Юдхиштхира был азартным игроком и великим актером. Возможно, он осознавал, что собака, сопровождавшая его по пути в Сваргу, была необычным животным, и решил еще раз сыграть. Сыграть в кости с дхармой, попасть живым в рай. Он выиграл. Ему было позволено взойти на небеса в человеческом теле. Но его сердце по прежнему полно горечи, эгоизма, алчности, неблагодарности, чувства превосходства. Его ум полон тоски и ненависти, когда он видит в раю Дурьодхану, сидящего в сиянии славы. Нарада вынужден напомнить Юдхи, что чувства, возникшие в его сердце при виде Дурьодханы, неуместны на небесах. Если рай – это край, что нет места ненависти, обиде и ревности, было ли там место для Юдхи?
Рай – не рай для Юдхи. Любопытно, что даже омовение в небесной Ганге не помогло ему. Просто купание в священной реке не очистит вас. Чистота приходит только тогда, когда сердце готово к смирению, прощению, молитве. И верный путь в рай – это подлинность, верность себе, своей правде, святому в вас, тому, что выше вас. Но была ли такая правда в Юдхи. Или он сделал свою жизнь игрой в кости, в которой он пытался провести, перехитрить, манипулировать другими, заставляя их двигаться по пути, задуманному в тайниках его сознания.
Каждый шаг к бессмертию должен быть шагом истины. И каждый раз, когда вы делаете шаг в сторону от истины, вы отдаляетесь от бессмертия. Может ли Юдхи утверждать, что он следовал путем истины всю жизнь?
Или, может быть, есть разные небеса, и Юдхи достиг тех небес, о которых Упанишады говорят: «точно как здесь, так и там». Рай, который является истинным отражением земли, небеса, которые полны похоти и страсти, как земля. Рай, где одни счастливее других, где кто-то выше, а кто-то ниже, где одни пугают, а другие боятся. Рай, где всё относительно. Но где есть сравнение – там ад.
Юдхи был определенно готов к такому «раю». Скорее всего, он даже не выиграл в этой игре в кости с Дхармой, хотя внешне всё выглядело именно так.
Еще момент: когда Юдхи оставлял всех своих спутников, они не были мертвы, только упали. Сам Юдхи говорит об этом Индре, что его братья и жена должны быть приняты на небо в смертном теле, как он сам. Однако, чуть позже он утверждает, что они были мертвы, когда он их оставил, Потому что не в его возможностях вернуть мертвого к жизни. Он солгал?
Возможно, вся Махабхарата – книга об иллюзии и ее сторонах. Вы можете убедить в своей правоте и искренности весь мир, это одно. Но реально быть правдивым, живущим по истине, это совсем другое.