Грачи прилетел...
Праздник Святого Николая Чудотворца - (0)Святитель Николай Чудотворец. Роспись собора Рождества Богородицы Фера...
Старик, Море и... Хемингуэй - (0)"ЛЕса вытягивалась в длину все больше и больше, и, наконец, поверхность океана перед лодкой взду...
Зима Исаака Ильича Левитана. Картина «Деревня. Зима» - (0)Исаак Ильич Левитан «Ах, были бы у меня деньги...
С Благовещением Пресвятой Богородицы! - (0)...
«Вещий клич» русской поэзии (Продолжение) |
... Ну, а если говорить о «стихотворении десятилетия», то уже сейчас можно назвать текст, вобравший в себя все, что мы видим и что проходит через ныне живущее поколение, как ночные поезда идут через потерянный в степи полустанок. О национальной идее России на уровне цитат первых лиц государства, работ философов и документов, определяющих внутреннюю и внешнюю политику, сказано много. Вспоминается толкование государственной символики: одна голова российского орла смотрит на Запад, вторая – на Восток. Но еще не все до конца осознали, что в слепленном из двух частей слове «евразийство» вторая часть давно значит больше, чем первая.
Да, блоковское про раскосоглазых азиатов работает в наше время, но со времен «Скифов» никто так полно не выражал эту идею в поэзии, как якутский автор Гаврил Андросов (отмечен недавно первым местом в номинации «Поэзия» премии «В поисках правды и справедливости»). Его «Современный азиат» вобрал в себя фольклорно-богатырское начало...
«Родовой корень» Андросова идет от «Владыки тюркской канувшей державы», и поэтому:
Я видел сны
О битвах и походах,
О том, что было
Много лет назад,
О гордой силе
Древнего народа.
Я – просто современный азиат…
В моей крови
Живёт азарт охоты
Из тех далёких
Заповедных лет,
Когда за лосем
Шёл из предков кто-то
Или выслеживал
Медвежий след.
В гортанном скрипе лиственниц
Всё чаще
Я слышу песню ветра
Тех времён,
Когда сакральной чашей
В древней чаще
Мой пращур тоже
Не был обделён.
Называя себя единственным наследником «обычаев, которым нет цены», поэт рисует образ общинного братства, где все равны. И видит то самое солнце, встающее с Востока не только символически, но и буквально...
... В ключе уже своей мифологии эсхатологическую картину падения земных богов (правителей) как увядшего листа с древа Андросов завязал на образе ворона.
Так верит ворон,
Дрёмою объятый.
При сотворенье мира,
Это он, ей-ей,
В огромном клюве
Притащил когда-то
На твердь земную
Сушу для людей.
И потому с нечистой силой,
Хищной силой
Его легенды
Связывают зря.
Он чутко ждёт,
Когда взметнёт
Светило
Над океаном
Юная заря.
Когда рассвет
Без всякого усилья
Разрубит тьмы
Глухую глубину,
Расправит ворон
Над землёю крылья,
И вещий клич
Расколет тишину!
Ворон-Кутх на Дальнем Востоке России и у североамериканских племен является создателем Земли и прародителем человечества, там же он освободитель Солнца, то есть местный Прометей. Черный не потому, что он отрицательный персонаж, а оттого, что его перья обуглили палящие лучи. Прокричит ворон, пропоет петух, вострубит Ангел, упадет астероид, восстанет Скайнет или прилетят злобные пришельцы – причина гибели цивилизации каждому видится по-своему, в соответствии с его «culture references». И это тот масштаб проблем, которые формулирует и пытается осмыслить русская поэзия.
Источник: «Вещий клич» русской поэзии - МК (mk.ru)
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |