Грачи прилетел...
Праздник Святого Николая Чудотворца - (0)Святитель Николай Чудотворец. Роспись собора Рождества Богородицы Фера...
Старик, Море и... Хемингуэй - (0)"ЛЕса вытягивалась в длину все больше и больше, и, наконец, поверхность океана перед лодкой взду...
Зима Исаака Ильича Левитана. Картина «Деревня. Зима» - (0)Исаак Ильич Левитан «Ах, были бы у меня деньги...
С Благовещением Пресвятой Богородицы! - (0)...
Пабло Пикассо и Ольга Хохлова. История любви |
Ольга Хохлова и Пабло Пикассо в 1917 году
История любви в картинах
О первой жене Пабло Пикассо как-то не принято хорошо отзываться. Ольгу Хохлову откровенно недолюбливали многие друзья художника. Да и сам он не скупился на нелестные оценки. А биографы Пикассо, по сути знавшие о ней только с его слов, редко удостаивали Ольгу серьёзным вниманием. Была балериной, вышла замуж, родила сына, сошла с ума. Но чем эта женщина так привлекла Пикассо? Была ли их семейная жизнь несчастливой с самого начала? И как чувствовала себя Ольга, перед глазами которой сменялись любовницы Пабло, в то время как она оставалась его законной женой до конца своих дней?
Пикассо приехал в Рим в начале 1917 года, чтобы развеяться и прийти в себя после пережитых любовных драм. В декабре 1915-го умерла его возлюбленная Марсель Умбер, известная среди парижских художников как Ева Гуэль. Это ей он посвятил десятки кубистических картин под названиями «Ma jolie» (Моя красавица) и «Я люблю Еву». Впрочем, после ее смерти Пикассо довольно быстро пришёл в себя, завёл новые отношения и даже собирался жениться. Но в последний момент невеста передумала. 35-летний художник был готов остепениться (по крайней мере, так он тогда считал), завести детей. Ему были необходимы покой и гармония, «тихая гавань», чтобы залечить раны. Именно такой «гаванью» и стала для Пикассо Ольга Хохлова.
Группа танцовщиц (Ольга Хохлова изображена лежащей). Пабло Пикассо. 1920 г.
Вызов принят
В относительно спокойном Риме далёкий от военных будней Пикассо быстро воспрянул духом и начал работать над декорациями и костюмами к дягилевскому балету «Парад». Парижские кубисты были в ужасе: их кумир променял их на легкомысленное «искусство для элиты». Пикассо не волновали их жалобы и нападки. Он давно хотел побывать в Риме, отвлечься от мыслей о том, правильно ли он поступил, когда выбрал жизнь и искусство вместо войны и вероятной смерти. К тому же, на горизонте появилась новая любовь.
Впервые увидев Ольгу, Пабло восхищённо выпалил: «Выглядите потрясающе». Он принялся очаровывать и покорять девушку со всей силой своего горячего андалузского темперамента. Первым сюрпризом для Пикассо стало то, что Ольга принимала его ухаживания как-то очень уж сдержанно и говорила, что своим напором он её компрометирует. Ещё больше его поразила её целомудренность. Заметив, что художник всерьёз увлёкся Хохловой, Сергей Дягилев предупредил его, что русская девушка из благородной семьи не пожертвует своей невинностью, если не будет уверена в том, что мужчина готов взять её в жены. Что ж, для Пикассо это был лишь очередной вызов. Скрытность и замкнутость Ольги ещё больше его распаляли. Он готов был даже жениться, лишь бы заполучить эту женщину. В конце концов, он ведь собирался остепениться, так почему бы не с ней?
Пабло Пикассо и Ольга Хохлова в Риме. 1917 г.
Премьера «Парада» состоялась в Париже 18 мая 1917 года в театре Шатле. Жан Кокто, который тоже работал над постановкой, тогда заявил: «Публика хотела нас убить! На нас набрасывались женщины, вооружённые шляпными булавками. По сравнению с тем, что случилось тем вечером в Шатле, штыковые атаки во Фландрии были пустяком. „Парад“ стал величайшей битвой за всю войну». Эти выдумки, рассчитанные на то, чтобы привлечь больше внимания к постановке, разозлили тех, кто пострадал в окопах. Конечно, во время премьеры дягилевского балета звучали возмущённые возгласы, но аплодисменты их заглушали.
Из Парижа труппа Дягилева отправилась в Барселону. На тот момент вопрос женитьбы Пабло и Ольги уже был решённым, и художник представил невесту матери. Донья Мария приняла девушку тепло, ходила на её выступления, но все же сочла нужным предостеречь её: «Бедная девочка, ты понятия не имеешь, на что обрекаешь себя. Будь я твоей подругой, то посоветовала бы не выходить за него ни под каким предлогом. Я не думаю, что с моим сыном, который озабочен только собой, сможет быть счастлива хоть одна женщина». Ольга, к тому времени уже безоглядно влюблённая, к словам доньи Марии не прислушалась.
Ольга Хохлова в мантилье. Пабло Пикассо. 1917 г. 64 × 53 см
Пабло и Ольга провели в Барселоне несколько месяцев. В Париж они вернуться не могли, потому что у Ольги не было визы. Когда она состояла в труппе Дягилева, то могла беспрепятственно пересекать границы, теперь же с получением документов возникли сложности. На французском здесь говорили единицы, на русском — вообще никто. Пикассо стал для девушки практически единственной точкой опоры, особенно после того, как в России грянула революция, и Хохлова оказалась окончательно отрезанной от семьи. Её отец и трое братьев погибли, мать и сестра спешно переехали в Грузию. Почти все время Ольга проводила с женихом, он постоянно её рисовал, и даже вернулся к классическому стилю ради возлюбленной, которая хотела узнавать себя на портретах. Вскоре Пабло добился и разрешения ночевать в её комнате. Труппа Дягилева отправилась на гастроли в Южную Америку без неё. Больше Ольга на сцену не выходила.
Другая Ольга
Изначально их свадьба была назначена на май 1918 года, но её пришлось отложить. Однажды утром Ольга проснулась с жуткой болью в ноге и не смогла встать с постели. Она перенесла операцию и до конца июня была закована в гипс. На свадебной церемонии, которая состоялась 12 июля, невеста опиралась на трость, а сразу после праздничного завтрака вернулась в больницу.
Во время медового месяца, который Ольга и Пабло провели в Биаррице, она все ещё приходила в себя после травмы и большую часть времени проводила в кресле или шезлонге. Именно такой её и рисовал Пикассо: серьёзной, меланхоличной, всегда немного отстранённой и всегда без улыбки. Такой её видела и представляла публика. Такой ееёвидели друзья Пабло, принимавшие сдержанность за снобизм и высокомерие.
Портрет Ольги Хохловой. Пабло Пикассо. 1918 г.
Ольга и Пабло Пикассо во время медового месяца. 1918 г.
Первая выставка работ Пикассо, посвящённая исключительно Ольге Хохловой, состоялась лишь в марте 2017 года в парижском Музее Пикассо. И каким же было удивление посетителей, когда они увидели совсем другую Ольгу. Счастливо улыбающуюся на ранних фотографиях, смеющуюся и играющую с собаками на семейных видео, которые снимал Пабло. На одном из них Ольга гадает на лепестках цветка: «любит — не любит».
На снимке, сделанном Пикассо в его студии уже в конце 1920-х, стройная и элегантная жена художника сидит в кресле на фоне портрета обнажённой Мари-Терез Вальтер. Был в этом, видимо, какой-то садистский замысел — унизить опостылевшую, ни о чём не подозревающую жену, усадив её рядом с портретом желанной любовницы.
![]() |
![]() |
Слева: Ольга с шитьём. 1920 г. Справа: Ольга с распущенными волосами. 1920 г.
Но это случится ещё не скоро. А пока молодожёны, вернувшиеся из медового месяца, поселились в роскошных апартаментах на улице Ла Боэси. Жилище четы Пикассо было строго разделено на две части — мужскую и женскую. Свою (а точнее — общую) часть Ольга обставила элегантно и стильно и строго следила за чистотой и порядком (педантичность тоже была в числе черт, за которые её не любили богемные друзья художника). Вот как описывал это жилище Брассай: «Просторная столовая с большим, раздвигающимся столом, сервировочный столик, в каждом углу — по круглому столику на одной ножке; гостиная выдержана в белых тонах, в спальне — отделанная медью двуспальная кровать. Все было продумано до мельчайших деталей, и нигде ни пылинки, паркет и мебель блестели». Во второй части дома безраздельно властвовал Пабло: здесь была его мастерская, в которой царил соответствовавший его темпераменту хаос. И здесь же, к слову, хранилась коробка с вещами, которые Пикассо сохранил на память о своей первой большой любви — Фернанде Оливье.
Ольга на вилле в Жуан-ле-Пен. 1925 г.
Богемные приятели и коллеги осуждали Пикассо за то, что он превратился в настоящего буржуа. Виноватой, само собой, назначили его жену. Однако художник и сам охотно стал играть роль респектабельного господина и добропорядочного мужа. Он стал одеваться в дорогие костюмы, сопровождал Ольгу на балах и принимал в гостях парижский высший свет. А его прежние друзья были, как бы сейчас сказали, слишком «неформальными» и плохо вписывались в интерьер гостиной.
В салоне на улице Ла Боэси: Жан Кокто, Ольга, Эрик Сати, Клайв Белл
Пабло Пикассо
1919, 49 × 61.2 см
Супруги Пикассо на балу графа де Бомона. 1924 г.
Декларация независимости
4 февраля 1921 года Ольга Пикассо родила сына, которого назвали Полем (Пауло). Поначалу Пабло не мог нарадоваться появлению наследника. Он бесконечно рисовал сына на руках жены и сиял от гордости и отцовской любви. Однако Ольга чрезмерно опекала отпрыска и, по словам биографа Пикассо Джона Ричардсона, ещё сильнее вжилась в роль светской львицы, супруги великого художника, а теперь ещё и матери семейства. Пабло к тому моменту то ли уже наигрался в «приличного» буржуа, то ли устал от нападок друзей на его образ жизни. Одной из своих моделей он говорил: «Понимаешь, Ольга любит чай, икру и пирожные. А я — колбасу с бобами».
Мать и дитя
Пабло Пикассо. 1922 г.
100.3 × 81.4 см
Ольга и Пауло. 1928 г.
Семья на море
Пабло Пикассо. 1922 г.
17 × 22 см
Летом 1922-го Ольга серьёзно заболела — впервые дали о себе знать гинекологические проблемы, от которых она будет страдать до конца своих дней. Рисунок, выполненный сангиной в сентябре того же года, изображает Ольгу измученной и больной. Спустя 41 год художник, который суеверно боялся всего, связанного с болезнями и смертью, подарил этот рисунок на Рождество сыну Пауло.
Чета Пикассо продолжала оставаться столпами парижского бомонда. Бесчисленные званые ужины и светские рауты утомляли Пабло, но на них он заводил полезные знакомства. В то время ещё одной причиной разлада между супругами стало отношение Ольги к сыну. По мнению художника, она слишком баловала и опекала мальчика. Постоянное раздражение Пикассо находило выход в его картинах. Совсем скоро классицизм в духе Энгра уступит под натиском новых революционных перемен. Летом 1923 года художник приобрёл квартиру этажом выше и стал вести ещё более независимую жизнь, чем обычно. Никому из прислуги не разрешалось туда входить, и даже Ольге нужно было попросить разрешения, чтобы нанести визит мужу. Пикассо стал редко бывать дома и снова начал ходить в бордели.
Ольга в задумчивости. 1923 г.
Портрет Ольги. 1923 г.
Страсть и ненависть
1927 год стал для супругов Пикассо началом конца. В январе Пабло встретил 17-летнюю Мари-Терез Вальтер. Чтобы скрыть интрижку от жены, он снял квартиру для свиданий неподалёку от того места, где познакомился с девушкой. Чтобы скрыть её от всех остальных, Пикассо писал её в виде гитары, кувшина или блюда с фруктами. И изрисовал несколько блокнотов эротическими картинками. Примечательно, что при этом художник продолжал жить под одной крышей с Ольгой, которая, по его словам, изводила его сценами ревности и не собиралась отказываться от роли элегантной супруги и безупречной хозяйки. Впрочем, Пабло и сам не собирался разводиться. Маска примерного семьянина служила ему прекрасным прикрытием.
Двойная жизнь, само собой, находила отражение и в картинах Пикассо. И насколько изображения Мари-Терез были исполнены безудержной сексуальности, настолько же картины с Ольгой или посвящённые ей, полны ярости. Достаточно долгое время Пикассо удавалось делать так, чтобы эти параллельные жизни не пересекались. Даже тогда, когда художник отдыхал с семьёй на Ривьере, при каждом удобном случае сбегая к Мари-Терез, которую он поселил неподалёку. Во время этого отпуска у Ольги вновь начались сильные кровотечения, она вынуждена была вернуться в Париж и перенесла ещё одну операцию. В общей сложности она провела в больнице почти пять месяцев, лишь изредка возвращаясь домой. Всё это время Пикассо мог беспрепятственно встречаться с Мари-Терез.
Обнаженная, зеленые листья и бюст
Пабло Пикассо. 1932 г.
162 × 130 см
Коррида. Смерть женщины тореадора
Пабло Пикассо. 1933 г.
21.7 × 27 см
Конечно, в какой-то момент Ольга догадалась о существовании соперницы. И хотя она, похоже, не воспринимала Мари-Терез как серьёзную угрозу их браку с Пабло, мириться с унижением она тоже не хотела. Но слезы и увещевания жены вызывали у Пикассо только злость и чувство вины. В 1929 году он пишет «Обнаженную в красном кресле». Не называя прямо имени героини, художник вложил в это полотно всю свою растущую ненависть к Ольге. Изломанные конечности, раскрытый в агонии рот… Не имея возможности убрать её из своей жизни, Пикассо безжалостно уродовал на холсте женщину, которую с такой любовью рисовал в другом кресле всего лишь 10 лет назад.
Портрет Ольги в кресле. 1917 г.
Обнаженная в красном кресле. 1929 г.
На обломках счастья
Очередное унижение ждало Ольгу на масштабной ретроспективе Пикассо в 1932 году. Страсть мужа к другой женщине предстала перед ней во всей полноте — от одной бесстыдной картины к другой. Но, как это ни странно, супруги продолжали жить вместе. Последней каплей для Ольги стала беременность Мари-Терез Вальтер. Забрав сына, Ольга съехала из квартиры на улице Ла Боэси, оставив её в полном распоряжении мужа. Вскоре она поручила своему адвокату составить опись всего имущества Пикассо, чего художник ей так и не простил. Дать жене развод он тоже отказался, ведь в этом случае ей отошла бы и половина его картин. До последнего дня своей жизни Ольга оставалась мадам Пикассо.
И действительно ли у Ольги помутился рассудок? Всё же никаких однозначных подтверждений этому нет. Один из биографов Пикассо пишет, что Ольга совершила большую ошибку, поставив всё на своего непостоянного мужа. Она полностью посвятила себя семье и жила только интересами Пикассо, так и не сумев стать самостоятельной. Опозоренная и раздавленная, она осталась совершенно одна. Даже любимый Пауло вырос и стал отдаляться от неё с таким же раздражением, как и его отец. Ольга отчаянно цеплялась за счастливые моменты из прошлого. Она преследовала Пикассо на улицах, напоминая ему, что перед Богом они все ещё муж и жена. Писала ему письма и отправляла фотографии сына. Даже переехала за Пабло в Канны, где кочевала из одной гостиницы в другую.
Пабло Пикассо с Жаклин Рок и Жаном Кокто на корриде в Валлорисе, 1955 г.
В 1953 году Ольга серьёзно заболела. Рак съедал её тело долго и мучительно. Последние месяцы она провела в больнице, умоляя каждого из навещавших её знакомых позвать Пабло. Художнику передавали эти просьбы, но он ни разу не навестил жену. Продолжая в отчаянии цепляться за прошлое, Ольга вспоминала дни, когда танцевала на сцене, и мечтала вновь приехать в Россию. Единственным, что осталось у неё от прежней жизни, был пароходный сундук, заполненный старыми костюмами, пустыми флакончиками от духов, письмами и сотнями фотографий. Последние дни Ольга провела перебирая и рассматривая вещи, которые напоминали ей об утраченном счастье.
Мадам Пикассо умерла 11 февраля 1955 года.
P. S.
Пабло Пикассо пережил первую жену на 18 лет. Однажды художник сказал: «Моя смерть будет похожа на кораблекрушение. Когда под воду уходит океанский лайнер, в воронку затягивает все оказавшиеся поблизости суденышки».
Франсуаза Жило, которой посчастливилось выжить в этом кораблекрушении, дала, пожалуй, самое точное определение Пикассо: «Многочисленные рассказы и воспоминания Пабло об Ольге, Мари-Терез и Доре Маар, их постоянное присутствие за кулисами нашей совместной жизни постепенно привели меня к выводу, что у Пабло был своего рода комплекс Синей Бороды, вызывающий желание отрубать головы всем женщинам, собранным в его маленьком личном музее. Но он не отрубал голов полностью, предпочитал, чтобы жизнь шла дальше, и все женщины, жившие с ним в то или иное время, все-таки чуть слышно попискивали, делали какие-то жесты, словно расчлененные куклы. Это давало ему ощущение, что жизнь в них еще теплится, что она висит на ниточке, и другой конец этой ниточки у него в руке».
Автор Евгения Сидельникова
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |