-Метки

20 лет без бодрова shaman «вещий клич» русской поэзии (продолжение) «да вот еще примерно сорок лет... » «зима в простоквашино» «от праздников духоподъемных... » «первое правило одиночества» «сирень» — стихотворение бориса пастернака «тактика» — мудрая притча «я русский» — shaman Анна Ахматова Вечер а жизнь начинается каждое утро... анна кирьянова антон павлович чехов архитектура балет биография благовещение борис акунин будапешт васильевский остров венгрия вербное воскресенье весна ветреное утро вечернее видео воздушные небесные дали война воскрешение лазаря время города дмитрий мельников доброе доброе утро доброе утро! добрый донецк достопримечательности душа женщина женщины живопись животные жизнь здоровье зима интересно иосиф бродский искусство история история жизни июль как сварить осенний суп счастья. анна кирьянова картина «грачи прилетели» картины кино книги композиторы кот коты коты и кошки кошки красота крым кулинария лето литература любовь марина цветаева мои фотографии мой сад море мосты мудрость мудрые мысли музыка мысли настроение небо николай васильевич гоголь новый год ночь одиночество осень откровенность отношения пасха певцы пейзаж песни песня пирография писатели письма пожелания поздравления поэзия поэт поэты православие православные праздники праздник благовещения пресвятой богородицы праздники прекрасное преподобный силуан афонский пресвятая богородица природа притча «летал орел в высоте... » притчи прогулки по васильевскому острову простой алгоритм решения личных проблем психология путешествия размышления рассказы рецензия розы россия русские с новым годом! с рождеством христовым! санкт-петербург светлое воскресенье святой николай святые сериалы снег советы статьи стихи стихотворения стихотворения дмитрия мельникова страны счастье творчество текст и подтекст утро фильмы фото фото дня фотографии фотографии из личного архива христианство художник художник алексей саврасов художники цветы цитата цитаты человек чтение чувства шахтёры эмоции эссе

 -Рубрики

  • (0)

 -Цитатник

«Грачи прилетели» художника Алексея Саврасова, моя любимая картина - (0)

                    Грачи прилетел...

Праздник Святого Николая Чудотворца - (0)

    Святитель Николай Чудотворец. Роспись собора Рождества Богородицы Фера...

Старик, Море и... Хемингуэй - (0)

"ЛЕса вытягивалась в длину все больше и больше, и, наконец, поверхность океана перед лодкой взду...

Зима Исаака Ильича Левитана. Картина «Деревня. Зима» - (0)

    Исаак Ильич Левитан   «Ах, были бы у меня деньги...

С Благовещением Пресвятой Богородицы! - (0)

  ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Надежда_Курганская

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.03.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 2860


Каспар Давид Фридрих — картина «Двое, созерцающие луну»

Вторник, 24 Ноября 2020 г. 08:17 + в цитатник

 

fv7G-RrkGII[1] (700x559, 213Kb)

Каспар Давид Фридрих

«Двое, созерцающие луну»

1819 г.

Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден, Германия
 

Каспар Давид Фридрих  немецкий художник, один из крупнейших представителей романтического направления в живописи Германии начала 19 века. «Двое, созерцающие луну» – одна из самых удивительных картин немецкого художника. Меланхолический романтик, мистик, мастер одухотворённого пейзажа. Атмосфера картины просто сказочная  — лунная ночь, величественные горы, таинственный лес...

Художник говорил, что его пейзажи: « …не были точными изображениями воздуха, воды, скал и деревьев… но отражением души и эмоционального наполнения этих объектов».
 
Характерным приёмом для его работ является перенесение зрителя в пространство картины. Фигуры зачастую обращены лицом к ландшафту, заворожённо погружённые в созерцание, так что зритель получает здесь своеобразную «точку вхождения» в бесконечный мир.
 
Фигура созерцателя — частый мотив пейзажей Фридриха. Как правило, персонаж картины обращён к зрителю спиной: художника интересуют не индивидуальные черты каждого, а их общая увлечённость красотой, стихией, мощью, грозной беспредельностью природы. Безымянный мечтатель в живописи Каспара Давида Фридриха — своеобразный двойник зрителя, которому художник предлагает мысленно занять его место созерцателя.
 
Это произведение Каспара Давида Фридриха принадлежит к тем зрелым работам автора, которые обозначали переход его творчества к новой, углублённо-мистической атмосфере, в которую он теперь погружал своих персонажей. Фигуры на полотне как бы являют собой второе «я» художника — иносказание о человеке, который ощущает своё бытие в этом мире как подготовку к вечной жизни. Именно об этом заставляет задуматься дрезденская картина.
 
Пейзажи Фридриха загадочны, наполнены сложной символикой, почти всегда мистичны, в них присутствует мотив созерцания бездны мира — таков был немецкий романтизм, таково было миросозерцание живописца.
 
Эту картину Фридриха, как и многие другие его полотна, можно с полным основанием назвать аллегорической. Два человека стоят на каменистой дорожке (жизненном пути) и смотрят вдаль. Рядом — большой валун (камень Веры) и ель (символ Вечной жизни). Луна (символ Воскресения и Христа) помещена в центре композиции и отделяет «живую» половину картины, с валуном и зелёной елью, от «мёртвой» — с засохшим деревом. 
 
Каспар Давид Фридрих высказывался в ту пору об искусстве так: «Благородный человек (художник) во всем познает Бога, а низкий человек везде видит форму, а не дух». Его картина явно наполнена смутным беспокойством, перерастающим в сумрачное настроение: царство ночи, огромное погибшее дерево (дуб, символизирующий смерть) — своего рода излияние души автора. «Художник должен рисовать не просто то, что видит перед собою, но и то, что видит в себе. Но если он не видит в себе ничего, ему не надо рисовать и то, что он видит перед собой. Иначе его картины будут походить на ширмы, за которыми так и представляешь себе, что лежит больной, а то и мертвец» — таков был беспощадный приговор этого тонкого мистика, прозревшего другой мир.
 
В картине совмещены реальное и фантастическое. С одной стороны, два человека на обрыве восхищённо созерцают подёрнутые романтической дымкой и полные загадок дали. Они, кажется, заняты не только глубокими размышлениями, навеянными пейзажем, но и постигают некую тайну — мир божественной бесконечности. С другой стороны, двое созерцающих мужчин кажутся заброшенными в какой-то бескрайний мир — слишком уж одиноки они здесь. В этой дикой природе, со светящимся таинственным светом, люди слабы перед стихийной мощью мироздания.
 
Пейзаж впечатляет своим лунным освещением, мало похожим на реальное, но, несомненно, наделённое символическим смыслом. Свет луны — свет надежды. Художник предпочитает изображать те состояния природы, которые наиболее соответствуют романтическому восприятию: вечерний закат, восход луны…
 
Асимметричная композиция картины построена в традиции XVIII века по кулисному принципу — подобно оформлению сцены. Как в театре, здесь есть задник, представленный сливающимися туманом и затянутым дымкой небом. Чёткой линии горизонта мы не видим, поскольку она представляется как некая единая стихия. Для европейского пейзажа этот приём не очень типичен. Представители ведущих школ ландшафтной живописи — голландской и французской — любили прорисовывать чёткую линию горизонта. Даль отделена от переднего плана кулисами – это громадное дерево с засохшими ветвями, корни дерева, острые камни, могучие силуэты елей. Над точкой пересечения диагоналей картины находится луна. Картина, несмотря на её символический смысл, писалась по реальным впечатлениям, но Фридрих  вольно обходится с ними,  меняя акценты пейзажа и включает в свои картины богатые эффекты света и тени.
 
Ещё в 1810 году Каспар Давид Фридрих совершил свою первую поездку в Чехию, в горы. Тогда он многое увидел, изучил, эти впечатления стали главными источниками  его картин. Для себя он записал тогда: «Местность, окутанная туманом, кажется шире, возвышеннее, она обостряет фантазию…»
 
 
 
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку