Каспар Давид Фридрих
«Двое, созерцающие луну»
1819 г.
Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден, Германия
Каспар Давид Фридрих — немецкий художник, один из крупнейших представителей романтического направления в живописи Германии начала 19 века. «Двое, созерцающие луну» – одна из самых удивительных картин немецкого художника. Меланхолический романтик, мистик, мастер одухотворённого пейзажа. Атмосфера картины просто сказочная — лунная ночь, величественные горы, таинственный лес...
Художник говорил, что его пейзажи: « …не были точными изображениями воздуха, воды, скал и деревьев… но отражением души и эмоционального наполнения этих объектов».
Характерным приёмом для его работ является перенесение зрителя в пространство картины. Фигуры зачастую обращены лицом к ландшафту, заворожённо погружённые в созерцание, так что зритель получает здесь своеобразную «точку вхождения» в бесконечный мир.
Фигура созерцателя — частый мотив пейзажей Фридриха. Как правило, персонаж картины обращён к зрителю спиной: художника интересуют не индивидуальные черты каждого, а их общая увлечённость красотой, стихией, мощью, грозной беспредельностью природы. Безымянный мечтатель в живописи Каспара Давида Фридриха — своеобразный двойник зрителя, которому художник предлагает мысленно занять его место созерцателя.
Это произведение Каспара Давида Фридриха принадлежит к тем зрелым работам автора, которые обозначали переход его творчества к новой, углублённо-мистической атмосфере, в которую он теперь погружал своих персонажей. Фигуры на полотне как бы являют собой второе «я» художника — иносказание о человеке, который ощущает своё бытие в этом мире как подготовку к вечной жизни. Именно об этом заставляет задуматься дрезденская картина.
Пейзажи Фридриха загадочны, наполнены сложной символикой, почти всегда мистичны, в них присутствует мотив созерцания бездны мира — таков был немецкий романтизм, таково было миросозерцание живописца.
Эту картину Фридриха, как и многие другие его полотна, можно с полным основанием назвать аллегорической. Два человека стоят на каменистой дорожке (жизненном пути) и смотрят вдаль. Рядом — большой валун (камень Веры) и ель (символ Вечной жизни). Луна (символ Воскресения и Христа) помещена в центре композиции и отделяет «живую» половину картины, с валуном и зелёной елью, от «мёртвой» — с засохшим деревом.
Каспар Давид Фридрих высказывался в ту пору об искусстве так: «Благородный человек (художник) во всем познает Бога, а низкий человек везде видит форму, а не дух». Его картина явно наполнена смутным беспокойством, перерастающим в сумрачное настроение: царство ночи, огромное погибшее дерево (дуб, символизирующий смерть) — своего рода излияние души автора. «Художник должен рисовать не просто то, что видит перед собою, но и то, что видит в себе. Но если он не видит в себе ничего, ему не надо рисовать и то, что он видит перед собой. Иначе его картины будут походить на ширмы, за которыми так и представляешь себе, что лежит больной, а то и мертвец» — таков был беспощадный приговор этого тонкого мистика, прозревшего другой мир.
В картине совмещены реальное и фантастическое. С одной стороны, два человека на обрыве восхищённо созерцают подёрнутые романтической дымкой и полные загадок дали. Они, кажется, заняты не только глубокими размышлениями, навеянными пейзажем, но и постигают некую тайну — мир божественной бесконечности. С другой стороны, двое созерцающих мужчин кажутся заброшенными в какой-то бескрайний мир — слишком уж одиноки они здесь. В этой дикой природе, со светящимся таинственным светом, люди слабы перед стихийной мощью мироздания.
Пейзаж впечатляет своим лунным освещением, мало похожим на реальное, но, несомненно, наделённое символическим смыслом. Свет луны — свет надежды. Художник предпочитает изображать те состояния природы, которые наиболее соответствуют романтическому восприятию: вечерний закат, восход луны…
Асимметричная композиция картины построена в традиции XVIII века по кулисному принципу — подобно оформлению сцены. Как в театре, здесь есть задник, представленный сливающимися туманом и затянутым дымкой небом. Чёткой линии горизонта мы не видим, поскольку она представляется как некая единая стихия. Для европейского пейзажа этот приём не очень типичен. Представители ведущих школ ландшафтной живописи — голландской и французской — любили прорисовывать чёткую линию горизонта. Даль отделена от переднего плана кулисами – это громадное дерево с засохшими ветвями, корни дерева, острые камни, могучие силуэты елей. Над точкой пересечения диагоналей картины находится луна. Картина, несмотря на её символический смысл, писалась по реальным впечатлениям, но Фридрих вольно обходится с ними, меняя акценты пейзажа и включает в свои картины богатые эффекты света и тени.
Ещё в 1810 году Каспар Давид Фридрих совершил свою первую поездку в Чехию, в горы. Тогда он многое увидел, изучил, эти впечатления стали главными источниками его картин. Для себя он записал тогда: «Местность, окутанная туманом, кажется шире, возвышеннее, она обостряет фантазию…»