-Метки

20 лет без бодрова shaman «вещий клич» русской поэзии (продолжение) «гормоны счастья» «да вот еще примерно сорок лет... » «зима в простоквашино» «от праздников духоподъемных... » «первое правило одиночества» «сирень» — стихотворение бориса пастернака «тактика» — мудрая притча «я русский» — shaman Анна Ахматова Вечер а жизнь начинается каждое утро... анна кирьянова антон павлович чехов архитектура балет благовещение борис акунин будапешт васильевский остров венгрия вербное воскресенье весна ветреное утро вечернее видео воздушные небесные дали война время города дмитрий мельников доброе доброе утро доброе утро! добрый донецк достопримечательности душа женщина женщины живопись животные жизнь здоровье зима интересно иосиф бродский искусство история история жизни июль как сварить осенний суп счастья. анна кирьянова картина «грачи прилетели» картины кино книги композиторы кот коты коты и кошки кошки красота крым кулинария лето литература любовь марина цветаева мои фотографии мой сад море мосты мудрость мудрые мысли музыка мысли настроение небо николай васильевич гоголь новый год ночь одиночество осень откровенность отношения пасха певцы пейзаж песни песня пирография писатели письма пожелания поздравления полезно поэзия поэт поэты православие православные праздники праздник благовещения пресвятой богородицы праздники прекрасное преподобный силуан афонский пресвятая богородица природа притча «летал орел в высоте... » притчи прогулки по васильевскому острову простой алгоритм решения личных проблем психология путешествия размышления рассказы рецензия розы россия русские с новым годом! с рождеством христовым! санкт-петербург светлое воскресенье святой николай святые сериалы снег советы статьи стихи стихотворения стихотворения дмитрия мельникова страны счастье творчество текст и подтекст утро фильмы фото фото дня фотографии фотографии из личного архива христианство художник художник алексей саврасов художники цветы цитата цитаты человек чтение чувства шахтёры эмоции эссе

 -Рубрики

  • (0)

 -Цитатник

«Грачи прилетели» художника Алексея Саврасова, моя любимая картина - (0)

                    Грачи прилетел...

Праздник Святого Николая Чудотворца - (0)

    Святитель Николай Чудотворец. Роспись собора Рождества Богородицы Фера...

Старик, Море и... Хемингуэй - (0)

"ЛЕса вытягивалась в длину все больше и больше, и, наконец, поверхность океана перед лодкой взду...

Зима Исаака Ильича Левитана. Картина «Деревня. Зима» - (0)

    Исаак Ильич Левитан   «Ах, были бы у меня деньги...

С Благовещением Пресвятой Богородицы! - (0)

  ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Надежда_Курганская

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.03.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 2861


Гармония. Уроки музыки

Вторник, 22 Мая 2018 г. 09:40 + в цитатник
Цитата сообщения Barucaba

 

Гармония. Уроки музыки

 

"Гармония" в переводе с греческого означает "связь", "стройность", "соразмерность".

Гармония служит критерием красоты и в различных искусствах (например, гармония красок в живописи, гармония объёмов в архитектуре, движений в танце), и в разнообразных жизненных явлениях (гармония внутреннего содержания и внешнего облика человека, гармония человека и окружающей среды, гармоническое развитие личности).

Гармония в музыке - это важнейшее выразительное средство, которое представляет собой объединение музыкальных звуков в созвучия и закономерную последовательность этих созвучий.

Основной материал гармонии - созвучие, одновременное сочетание нескольких звуков. Как всякое живое явление в искусстве, созвучия эволюционируют, изменяются, приобретают новые формы.

Виды созвучий - от древнейших образцов музыкального искусства до современных форм - представляют бесчисленное множество. Созвучия в музыке аналогичны краскам в живописи, они неповторимы у каждого художника и в различные эпохи.

 

Бах. I том ХТК, прелюдия № 22 b-moll



 

 

Скрябин. Соната для ф-но фа-диез мажор, ор. 30



 

Созвучия создают разнообразнейшие музыкальные ощущения: они бывают "красивыми" или "некрасивыми", мягкими или резкими, красочными или подчеркнуто пустотными по звучанию. Несмотря на сходство структуры и типа, созвучия могут иметь самый различный выразительный смысл в зависимости от жанра, стиля музыки, индивидуальности композитора.

 

Прокофьев. Кантата "Александр Невский", "Крестоносцы во Пскове"



 

Дебюсси. "Пеллеас и Мелизанда", v действие



 

Простейшее созвучие - интервал. На его основе возник аккорд - созвучие из трёх или более различных звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

Терцовый принцип строения аккордов - не единственный в музыке. Например, в древнерусской пентатонике, в грузинском фольклоре гармоническими опорами могут быть кварто-секундовые созвучия.

Однако терцовый принцип строения аккордов является основным в классической гармонии и преобладает в большинстве музыкальных культур. причина этого в том, что ближайшие и наиболее яркие обертоны от данного звука, собранные в тесное расположение, образуют ряд терций, то есть выстраиваются в созвучие терцовой структуры.

С этим свойством физической природы звука связана особая слитность и цельность мажорного трезвучия и малого мажорного септаккорда (аккорд, состоящий из четырёх звуков). Не случайна традиция, сохранившаяся вплоть до баховских времён, - заканчивать минорные произведения мажорной одноимённой тоникой.

 

Бах. I том ХТК, прелюдия № 6 ре минор



 

В музыке ХХ века терцовая структура аккордов обогащается различными явлениями - заменными тонами, варьирующими терцовый принцип строения; побочными тонами, наслаивающими на терцовость диссонирующие "пятна".

 

Вайнберг. Соната для кларнета и ф-но, II часть



 

Появляются квартаккорды, квинтаккорды, секундовые комплексы, аккорды смешанного строения.

 

Барток. "Микрокосмос", № 144

Малые секунды и большие септимы



 

В формировании самого понятия "аккорд" большую роль сыграл французский композитор и теоретик Жан Филипп Рамо (1683 - 1764).

В XVII веке многоголосная музыка часто записывалась в виде не партитуры, а одноголосной линии баса (генерал-баса) с цифрами у каждой его ноты; эти цифры обозначали интервалы - расстояние каждого из голосов от баса. Такая система записи отражала важную организующую роль баса и была этапом на пути к утверждению гомофонно-гармонического склада.

Осмыслив практику генерал-баса, Ж.Ф. Рамо установил родство трезвучий с их обращениями и вывел систему, на основе которой позже возникло учение о гармонии как высшем способе организации музыкальной ткани. Согласно теории Рамо, обобщающий композиторскую и исполнительскую практику XVII века, основополагающее значение в ладу имеют три главных аккорда - Т - тонический аккорд; D - доминантовый аккорд; S - субдоминантовый.

Учение Рамо "О тройной пропорции" (1726 г.) явилось важным шагом к осознанию ладовых функций и пониманию лада как сложной централизованной системы.

Слово "лад" в славянских языках означает "согласие, стройность, порядок".

В музыке лад - это система устойчивых и неустойчивых звуков, объединённых тяготением к центральному звуку или созвучию - тонике. Точно так же, как отдельные звуки, организуются и аккорды в ладу.

Функцию устойчивости в гармонии представляет трезвучие I ступени - тоническое трезвучие, функцию неустойчивости - трезвучия всех остальных ступеней - II, III, IV, V, VI, VII. Все неустойчивые аккорды делятся на две функциональные группы - доминантовую и субдоминантовую.

Аккорды группы D (доминанта - от лат. dominantis - господствующий) характеризуются содержанием в их составе звука вводного тона (VII ступени лада), дающего самое острое интонационное напряжение и активное тяготение к I ступени, к тонике. Для аккордов субдоминанты, наоборот, характерно отсутствие вводного тона и поэтому более спокойное, слабое тяготение к тонике.

Трезвучия I, IV, и V ступеней называются главными трезвучиями лада. С них и начинается практическое освоение классической гармонии. 

 

Абызова Е.Н. Гармония: Учебник. 

 

Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку