Грачи прилетел...
Праздник Святого Николая Чудотворца - (0)Святитель Николай Чудотворец. Роспись собора Рождества Богородицы Фера...
Старик, Море и... Хемингуэй - (0)"ЛЕса вытягивалась в длину все больше и больше, и, наконец, поверхность океана перед лодкой взду...
Зима Исаака Ильича Левитана. Картина «Деревня. Зима» - (0)Исаак Ильич Левитан «Ах, были бы у меня деньги...
С Благовещением Пресвятой Богородицы! - (0)...
Гармония. Уроки музыки |
"Гармония" в переводе с греческого означает "связь", "стройность", "соразмерность".
Гармония служит критерием красоты и в различных искусствах (например, гармония красок в живописи, гармония объёмов в архитектуре, движений в танце), и в разнообразных жизненных явлениях (гармония внутреннего содержания и внешнего облика человека, гармония человека и окружающей среды, гармоническое развитие личности).
Гармония в музыке - это важнейшее выразительное средство, которое представляет собой объединение музыкальных звуков в созвучия и закономерную последовательность этих созвучий.
Основной материал гармонии - созвучие, одновременное сочетание нескольких звуков. Как всякое живое явление в искусстве, созвучия эволюционируют, изменяются, приобретают новые формы.
Виды созвучий - от древнейших образцов музыкального искусства до современных форм - представляют бесчисленное множество. Созвучия в музыке аналогичны краскам в живописи, они неповторимы у каждого художника и в различные эпохи.
Бах. I том ХТК, прелюдия № 22 b-moll
Скрябин. Соната для ф-но фа-диез мажор, ор. 30
Созвучия создают разнообразнейшие музыкальные ощущения: они бывают "красивыми" или "некрасивыми", мягкими или резкими, красочными или подчеркнуто пустотными по звучанию. Несмотря на сходство структуры и типа, созвучия могут иметь самый различный выразительный смысл в зависимости от жанра, стиля музыки, индивидуальности композитора.
Прокофьев. Кантата "Александр Невский", "Крестоносцы во Пскове"
Дебюсси. "Пеллеас и Мелизанда", v действие
Простейшее созвучие - интервал. На его основе возник аккорд - созвучие из трёх или более различных звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
Терцовый принцип строения аккордов - не единственный в музыке. Например, в древнерусской пентатонике, в грузинском фольклоре гармоническими опорами могут быть кварто-секундовые созвучия.
Однако терцовый принцип строения аккордов является основным в классической гармонии и преобладает в большинстве музыкальных культур. причина этого в том, что ближайшие и наиболее яркие обертоны от данного звука, собранные в тесное расположение, образуют ряд терций, то есть выстраиваются в созвучие терцовой структуры.
С этим свойством физической природы звука связана особая слитность и цельность мажорного трезвучия и малого мажорного септаккорда (аккорд, состоящий из четырёх звуков). Не случайна традиция, сохранившаяся вплоть до баховских времён, - заканчивать минорные произведения мажорной одноимённой тоникой.
Бах. I том ХТК, прелюдия № 6 ре минор
В музыке ХХ века терцовая структура аккордов обогащается различными явлениями - заменными тонами, варьирующими терцовый принцип строения; побочными тонами, наслаивающими на терцовость диссонирующие "пятна".
Вайнберг. Соната для кларнета и ф-но, II часть
Появляются квартаккорды, квинтаккорды, секундовые комплексы, аккорды смешанного строения.
Барток. "Микрокосмос", № 144
Малые секунды и большие септимы
В формировании самого понятия "аккорд" большую роль сыграл французский композитор и теоретик Жан Филипп Рамо (1683 - 1764).
В XVII веке многоголосная музыка часто записывалась в виде не партитуры, а одноголосной линии баса (генерал-баса) с цифрами у каждой его ноты; эти цифры обозначали интервалы - расстояние каждого из голосов от баса. Такая система записи отражала важную организующую роль баса и была этапом на пути к утверждению гомофонно-гармонического склада.
Осмыслив практику генерал-баса, Ж.Ф. Рамо установил родство трезвучий с их обращениями и вывел систему, на основе которой позже возникло учение о гармонии как высшем способе организации музыкальной ткани. Согласно теории Рамо, обобщающий композиторскую и исполнительскую практику XVII века, основополагающее значение в ладу имеют три главных аккорда - Т - тонический аккорд; D - доминантовый аккорд; S - субдоминантовый.
Учение Рамо "О тройной пропорции" (1726 г.) явилось важным шагом к осознанию ладовых функций и пониманию лада как сложной централизованной системы.
Слово "лад" в славянских языках означает "согласие, стройность, порядок".
В музыке лад - это система устойчивых и неустойчивых звуков, объединённых тяготением к центральному звуку или созвучию - тонике. Точно так же, как отдельные звуки, организуются и аккорды в ладу.
Функцию устойчивости в гармонии представляет трезвучие I ступени - тоническое трезвучие, функцию неустойчивости - трезвучия всех остальных ступеней - II, III, IV, V, VI, VII. Все неустойчивые аккорды делятся на две функциональные группы - доминантовую и субдоминантовую.
Аккорды группы D (доминанта - от лат. dominantis - господствующий) характеризуются содержанием в их составе звука вводного тона (VII ступени лада), дающего самое острое интонационное напряжение и активное тяготение к I ступени, к тонике. Для аккордов субдоминанты, наоборот, характерно отсутствие вводного тона и поэтому более спокойное, слабое тяготение к тонике.
Трезвучия I, IV, и V ступеней называются главными трезвучиями лада. С них и начинается практическое освоение классической гармонии.
Абызова Е.Н. Гармония: Учебник.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |