-Метки

20 лет без бодрова shaman «вещий клич» русской поэзии (продолжение) «да вот еще примерно сорок лет... » «зима в простоквашино» «от праздников духоподъемных... » «первое правило одиночества» «сирень» — стихотворение бориса пастернака «тактика» — мудрая притча «я русский» — shaman Анна Ахматова Вечер а жизнь начинается каждое утро... анна кирьянова антон павлович чехов архитектура балет биография благовещение борис акунин будапешт васильевский остров венгрия вербное воскресенье весна ветреное утро вечернее видео воздушные небесные дали война воскрешение лазаря время города дмитрий мельников доброе доброе утро доброе утро! добрый донецк достопримечательности душа женщина женщины живопись животные жизнь здоровье зима интересно иосиф бродский искусство история история жизни июль как сварить осенний суп счастья. анна кирьянова картина «грачи прилетели» картины кино книги композиторы кот коты коты и кошки кошки красота крым кулинария лето литература любовь марина цветаева мои фотографии мой сад море мосты мудрость мудрые мысли музыка мысли настроение небо николай васильевич гоголь новый год ночь одиночество осень откровенность отношения пасха певцы пейзаж песни песня пирография писатели письма пожелания поздравления поэзия поэт поэты православие православные праздники праздник благовещения пресвятой богородицы праздники прекрасное преподобный силуан афонский пресвятая богородица природа притча «летал орел в высоте... » притчи прогулки по васильевскому острову простой алгоритм решения личных проблем психология путешествия размышления рассказы рецензия розы россия русские с новым годом! с рождеством христовым! санкт-петербург светлое воскресенье святой николай святые сериалы снег советы статьи стихи стихотворения стихотворения дмитрия мельникова страны счастье творчество текст и подтекст утро фильмы фото фото дня фотографии фотографии из личного архива христианство художник художник алексей саврасов художники цветы цитата цитаты человек чтение чувства шахтёры эмоции эссе

 -Рубрики

  • (0)

 -Цитатник

«Грачи прилетели» художника Алексея Саврасова, моя любимая картина - (0)

                    Грачи прилетел...

Праздник Святого Николая Чудотворца - (0)

    Святитель Николай Чудотворец. Роспись собора Рождества Богородицы Фера...

Старик, Море и... Хемингуэй - (0)

"ЛЕса вытягивалась в длину все больше и больше, и, наконец, поверхность океана перед лодкой взду...

Зима Исаака Ильича Левитана. Картина «Деревня. Зима» - (0)

    Исаак Ильич Левитан   «Ах, были бы у меня деньги...

С Благовещением Пресвятой Богородицы! - (0)

  ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Надежда_Курганская

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.03.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 2860


Художник Иван Кириллович Пархоменко

Суббота, 20 Января 2018 г. 15:10 + в цитатник
Цитата сообщения Виктор_Алёкин


Художник Иван Кириллович Пархоменко
 

Ivan%20Kirillovich%20Parkhomenko%20-%20Portrait%20of%20the%20poet%20Sergey%20Gorodetsky%20(1884-1967)%201909%20%20-%20(MeisterDrucke-151299)[1] (537x700, 90Kb)

Портрет поэта Сергея Городецкого, 1909 г.

 

297634_original[1] (452x700, 237Kb)

Портрет Александра Блока. 1910 г.

 

YhK273pVxGM[1] (536x700, 161Kb)

Портрет Тараса Шевченко. Кон. 1930-х гг.

 

Художник И. К. Пархоменко в лабиринте русской культуры


Книга, которая заставляет вновь задуматься о непостижимой прихотливости высшего промысла и в очередной раз поразиться непредсказуемости тех пасьянсов, что раскладывают для человека Судьба и История, подчас вслепую раздающих «кому – позор, кому – бесславье, а кому – бессмертие».
Казалось бы, всё просто: титанический бескорыстный труд во имя благородной цели, две с лишним сотни натурных живописных портретов русских и советских писателей, политических и государственных деятелей, военачальников, учёных и артистов – поражающая воображение, не имеющая аналогов галерея властителей умов и вершителей судеб России в переломные моменты её истории – поистине бесценный вклад в сокровищницу отечественной культуры вообще и гарантированно почётное место в пантеоне подвижников изобразительного искусства в частности. Однако ж вышло иначе…


Иван Кириллович Пархоменко – классический случай «знакомого незнакомца». Имя художника было на долгие десятилетия затянуто пеленой забвения, при том что его работы были известны едва ли не каждому: кисти Пархоменко принадлежат несколько канонических портретов Владимира Ильича Ленина, в том числе – знаменитый детский портрет будущего «вождя мирового пролетариата», сделанный Пархоменко по фотографии, тот самый, где Ленин «…маленький, с кудрявой головой», впоследствии красовавшейся на октябрятских значках.
Богатая на события и встречи биография художника, к описанию которой автор книги подходит весьма ответственно и основательно, выдаёт в Иване Кирилловиче Пархоменко натуру, как говаривали раньше, недюжинную. Детство, отсылающее к чеховскому «Ваньке», отчаянное письмо к императрице с просьбой помочь ему поступить в Петербургскую академию художеств (что интересно, ответ был получен, и даже положительный – делу воспрепятствовало лишь выяснившееся позже малолетство юного дарования). Отрочество, озарённое по-отечески заботливым наставничеством Николая Ге, к которому мальчика направил помещик, сочувственно отнёсшийся к его способностям. Были потом и голод, безденежье, мытарства – до тех пор, пока не определится главный талант Пархоменко, который станет кормить и самого художника, и стремительно разрастающееся число его чад и домочадцев – а именно, написание портретов. Учиться в знаменитой Парижской академии Рудольфа Жульена, учениками которой в своё время побывали Боннар, Матисс, Леже, Бакст и Лансере, Пархоменко едет, уже будучи довольно опытным портретистом, а по возвращении из Франции у него вызревает грандиозный замысел, о котором сам художник пишет так: «… Я затеял написать: целую галерею портретов современных русских писателей… Затея моя интересна, и воплотить её будет не особенно трудно при моей быстроте в работе и при умении схватывать сходство». «Я думаю не о теперешних зрителях, а что моя галерея будет в высшей степени нужна и интересна для следующих поколений». Однако ж известно, что благие намерения нечасто приводят туда, куда было задумано.
Свой замысел художнику, считавшему литературу своей второй страстью, удалось осуществить и за три года собрать галерею, насчитывающую около 90 портретов, идейным центром которой являлся, бесспорно, портрет Льва Толстого (впрочем, Горький язвительно писал об этом: «Представьте себе человека, который ловил-ловил блох и поймал «в том числе» Льва. Храброе лицо!»). Стахановский труд Пархоменко имел большой и по преимуществу доброжелательный общественный резонанс, но абсолютно никакого финансового успеха. Не суждено было оправдаться и надеждам художника на благодарное внимание потомков.

Галерею, включавшую в себя живописные изображения В. Г. Короленко, И. А. Бунина, А. И. Куприна, Л. Н. Андреева, А. А. Блока (хороши «блохи»! – заметим от себя), постигла недобрая участь: заметная часть собрания была бесследно утрачена в лихие революционные годы (в том числе канул и бесценный портрет Толстого), а то, что уцелело, рассеяно по городам и весям России и Украины и лежит в запасниках музеев мёртвым грузом…
Феномен уникальной галереи Пархоменко ещё ждёт своего толкователя. Но первые шаги на этом пути уже сделаны, и выход в свет приятной во всех отношениях книги, принадлежащей перу Т. А. Пархоменко, может быть, станет спасительной нитью Ариадны и выведет забытого художника из сумерек лабиринта русской культуры прошлого века на сегодняшний яркий дневной свет.

Светлана ОСТУЖЕВА


Т. А. Пархоменко. Художник И. К. Пархоменко в лабиринте русской культуры. 1870 – 1940 годы. – М.: Издательство Главархива Москвы, 2006. – 148 с.: ил.


http://lgz.ru/article/N25--6125---20-06-2007--/Vizit-k-Minotavru654/

 

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку